История экономических учений 11. 2 icon

История экономических учений 11. 2



НазваниеИстория экономических учений 11. 2
страница1/7
Дата конвертации15.03.2013
Размер0,58 Mb.
ТипРешение
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7
1. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_1.DOC
2. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_2.DOC
3. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_3.DOC
4. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_4.DOC
5. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_5.DOC
6. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_1.DOC
7. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_2.DOC
8. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_3.DOC
9. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_4.DOC
10. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_5.DOC
11. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_1.DOC
12. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_2.DOC
13. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_3.DOC
14. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_4.DOC
15. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_5.DOC
16. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_1.DOC
17. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_2.DOC
18. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_3.DOC
19. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_4.DOC
20. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_5.DOC
21. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_1.DOC
22. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_2.DOC
23. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_3.DOC
24. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_4.DOC
25. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_5.DOC
26. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_1.DOC
27. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_2.DOC
28. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_3.DOC
29. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_4.DOC
30. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_5.DOC
31. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_1.DOC
32. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_2.DOC
33. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_3.DOC
34. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_4.DOC
35. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_5.DOC
36. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_1.DOC
37. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_2.DOC
38. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_3.DOC
39. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_4.DOC
40. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_5.DOC
41. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_1.DOC
42. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_2.DOC
43. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_3.DOC
44. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_4.DOC
45. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_5.DOC
46. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_1.DOC
47. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_2.DOC
48. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_3.DOC
49. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_4.DOC
50. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_5.DOC
51. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_1.DOC
52. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_2.DOC
53. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_3.DOC
54. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_4.DOC
55. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_5.DOC
56. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_1.DOC
57. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_2.DOC
58. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_3.DOC
59. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_4.DOC
60. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_5.DOC
61. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_1.DOC
62. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_2.DOC
63. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_3.DOC
64. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_4.DOC
65. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_5.DOC
66. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_1.DOC
67. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_2.DOC
68. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_3.DOC
69. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_4.DOC
70. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_5.DOC
71. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_1.DOC
72. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_2.DOC
73. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_3.DOC
74. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_4.DOC
75. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_5.DOC
76. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/АННОТА~1.DOC
77. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ВНИМАНИЕ.DOC
78. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ВСТУПЛ~1.DOC
79. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ЛИТЕРА~1.DOC
80. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/СОДЕРЖ~2.DOC
81. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/СПИСОК~1.DOC
82. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ТЕМПЛА~1.DOC
83. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ТИТ~2.DOC
Экономическая теория 11. 1
История экономических учений 11. 2
Математические методы исследования в экономике 11. 3
Мировая экономика 11. 4
Финансы, денежное обращение и кредит 11. 5
Экономическая теория 12. 1
История экономических учений 12. 2
Математические методы исследования экономики 12. 3
Мировая экономика 12. 4
Финансы, денежное обращение и кредит 12. 5
Экономическая теория 13. 1
История экономических учений 13. 2
Математические методы исследования в экономике 13. 3
Мировая экономика 13. 4
Финансы, денежное обращение и кредит 13. 5
Экономическая теория 14. 1
История экономических учений 14. 2
Математические методы исследования экономики 14. 3
Мировая экономика 14 14 Мировая экономика протекционистская политика; практика введения импортных квот; тарифные ограничения; «добровольные»
Финансы, денежное обращение и кредит 14. 5
Экономическая теория 15. 1
История экономических учений 15. 2
Математические методы исследования экономики 15. 3
Мировая экономика 15. 4
Финансы, денежное обращение и кредит 15. 5
Менеджмент 16. 1
Маркетинг 16. 2
Статистика 16. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 16. 4
16 Право право, личность и общество
17 Менеджмент организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента, факторы эффективности менеджмента
Исследование товарного рынка; сегментация рынка
Статистика 17. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 17. 4
Право 17. 5
Менеджмент 18. 1
18 Маркетинг формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики
Статистика 18. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 18. 4
18 Право конституционная основа правовой системы
Менеджмент 19. 1
19 Маркетинг формирование спроса и стимулирование сбыта
Статистика 19. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 19. 4
Право 19. 5
Менеджмент 20. 1
Маркетинг 20. 2
Статистика 20. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 20. 4
20 Право сравнительное правоведение
Стратегическое планирование 21. 1
Экономика предприятия 21. 2
Бухгалтерский учет 21. 3
Налоговая система 21. 4
Политика доходов и заработной платы 21. 5
Стратегическое планирование 22. 1
Экономика предприятия 22. 2
Бухгалтерский учет 22. 3
Налоговая система 22. 4
Политика доходов и заработной платы 22. 5
Стратегическое планирование 23. 1
Экономика предприятия 23. 2
Бухгалтерский учет 23. 3
Налоговая система 23. 4
Политика доходов и заработной платы 23. 5
Стратегическое планирование 24. 1
Экономика предприятия 24. 2
Бухгалтерский учет 24. 3
Налоговая система 24. 4
Политика доходов и заработной платы 24. 5
Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль
Экономика предприятия 25. 2
Бухгалтерский учет 25. 3
Налоговая система 25. 4
Политика доходов и заработной платы 25. 5
Решение этих вопросов неразрывно связано с эффективной подготовкой специалистов по экономике, связано с поиском новых образовательных концепций и новых педагогических технологий
Высших учебных заведений, экономических факультетов, библиотек и заинтересованных лиц!
Обращение к читателю Предлагаемый Вашему вниманию второй том хрестоматии «Бакалавр экономики»
Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, юнити, 1997. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, юнити, 1997
Экономическая теория
Учебник для вузов. 2-е издание. М.: Инфра-м, 1997. История экономических учений. Ч. I и II: Учебник/ Под редакцией
Тематический план 11
«Бакалавр Экономики»

История экономических учений 11.2.




11.2. История экономических учений

основные этапы развития экономической науки; развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилисты, физиократы, английская классическая школа, ранние представители социализма и т.д.)


Решение проблемы определения положения изучаемого предмета или явления в совокупности причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе. При этом последовательность развития экономических явлений во времени позволяет отслеживать характеристики и основы, необходимо в нем присутствующие. Отсюда возникает потребность в организации строгой системы в исследовательском действии как системы, ориентирующей характер и направленность процесса изучения экономического явления. Сбалансированность состояния экономической системы в этой связи достигается за счет наличия критериев экономического исследования, включаемых в исследовательскую систему. В этих условиях содержание истории экономических учений раскрывает перечисленные необходимые параметры экономического исследовательского действия, которые рассматривают различные экономические школы и их представители.


Основные этапы развития экономической науки


Тенденции развития интересующего экономиста явления могут быть выявлены наиболее рациональным образом на основе анализа взаимодействия характеристик данного явления, находящих свое отражение в основных этапах развития экономической науки. При этом структура исследовательского действия должна совпадать со структурой единого целостного устройства функционирующего экономического исследуемого явления в зависимости от изменения взглядов на его развитие на конкретном этапе развития экономической науки.

Охарактеризуем теперь кратко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли, концепция которых раскрывается в учебнике Ядгарова Я.С. «История экономических учений».

1.Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли, этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко: в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу

В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал принцип абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX вв., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйствования, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренцией, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в., изложенным в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего.

Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию, неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 2030-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа экономического либерализма и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.

В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как никогда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.

К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — «капитализма» и «социализма» и соответственно «капиталистической» и «социалистической теории». Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о «рыночной экономике» или «рыночных экономических отношениях».

В завершение отметим, что посредством предложенной в настоящем учебнике неклассовой структуры курса истории экономических учений преследуется решение двуединой задачи, а именно — обосновать, что необходимы деидеологизированные принципы периодизации направлений и этапов эволюции экономической мысли как времен предыстории рыночной экономики и рыночной экономической теории, так и сегодняшних реалий в теории и практике регулируемого (социально ориентированного) рынка и что критерием прогресса науки и истины никогда не должны быть ни «всеобщее согласие», ни «согласие большинства».1

Изучение экономической среды в целом и конкретного экономического явления в частности требует от исследователя организации систематичности самого исследовательского процесса. Степень данной организованности и ее характер и будут влиять на характер результатов исследования и их согласованность вокруг поставленной проблемы. При этом дробление экономического явления на фрагменты определяет частность подхода к его изучению. Соблюдение условия организации системы изучения явления позволяет проявить в целостном экономическом элементе принцип его незавершенности по сравнению с другими элементами. Данные тенденции присутствуют в развитии экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья.

Экономическая мысль Древнего мира


С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

1. Выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

2. Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

  1   2   3   4   5   6   7




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

История экономических учений 11. 2 iconУчебники: Сурин А. И. История экономики и экономических учений
Ядгаров Я. С. История экономических учений А. В. Холопов История экономических учений и др
История экономических учений 11. 2 iconСодержание: Введение 3 Предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
История экономических учений 11. 2 iconИстория экономических учений учебно-методические материалы
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным...
История экономических учений 11. 2 iconИстория экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...
История экономических учений 11. 2 iconПрограмма дисциплины История экономических учений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
История экономических учений 11. 2 iconПрограмма дисциплины История экономических учений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
История экономических учений 11. 2 iconКурс лекций по истории экономических учений
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли
История экономических учений 11. 2 iconКарагандинский экономический университет казпотребсоюза учебно-методический комплекс история экономических учений караганда – 2007-2008 Авторский коллектив
Целью курса «История экономических учений» является формирование научного мировоззрения у студентов, будущих специалистов экономической...
История экономических учений 11. 2 iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Использование экономических учений в современной экономике России»
Общие положения классической школы и возможность применения для современной России
История экономических учений 11. 2 iconНациональный исследовательский университет Высшая школа экономики примерная программа наименование дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
...
История экономических учений 11. 2 iconТемы рефератов по разделу курса «история и философия науки» история экономических учений (2012 г зима ) ( Заявки на темы следует присылать по адресу: methistory@hse ru
Темы рефератов по разделу курса «история и философия науки» история экономических учений (2012 г. – зима)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы