Экономическая теория 11. 1 icon

Экономическая теория 11. 1



НазваниеЭкономическая теория 11. 1
страница1/3
Дата конвертации15.03.2013
Размер0,51 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3
1. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_1.DOC
2. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_2.DOC
3. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_3.DOC
4. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_4.DOC
5. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/11_5.DOC
6. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_1.DOC
7. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_2.DOC
8. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_3.DOC
9. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_4.DOC
10. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/12_5.DOC
11. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_1.DOC
12. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_2.DOC
13. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_3.DOC
14. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_4.DOC
15. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/13_5.DOC
16. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_1.DOC
17. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_2.DOC
18. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_3.DOC
19. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_4.DOC
20. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/14_5.DOC
21. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_1.DOC
22. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_2.DOC
23. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_3.DOC
24. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_4.DOC
25. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/15_5.DOC
26. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_1.DOC
27. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_2.DOC
28. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_3.DOC
29. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_4.DOC
30. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/16_5.DOC
31. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_1.DOC
32. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_2.DOC
33. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_3.DOC
34. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_4.DOC
35. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/17_5.DOC
36. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_1.DOC
37. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_2.DOC
38. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_3.DOC
39. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_4.DOC
40. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/18_5.DOC
41. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_1.DOC
42. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_2.DOC
43. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_3.DOC
44. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_4.DOC
45. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/19_5.DOC
46. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_1.DOC
47. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_2.DOC
48. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_3.DOC
49. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_4.DOC
50. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/20_5.DOC
51. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_1.DOC
52. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_2.DOC
53. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_3.DOC
54. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_4.DOC
55. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/21_5.DOC
56. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_1.DOC
57. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_2.DOC
58. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_3.DOC
59. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_4.DOC
60. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/22_5.DOC
61. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_1.DOC
62. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_2.DOC
63. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_3.DOC
64. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_4.DOC
65. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/23_5.DOC
66. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_1.DOC
67. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_2.DOC
68. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_3.DOC
69. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_4.DOC
70. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/24_5.DOC
71. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_1.DOC
72. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_2.DOC
73. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_3.DOC
74. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_4.DOC
75. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/25_5.DOC
76. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/АННОТА~1.DOC
77. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ВНИМАНИЕ.DOC
78. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ВСТУПЛ~1.DOC
79. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ЛИТЕРА~1.DOC
80. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/СОДЕРЖ~2.DOC
81. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/СПИСОК~1.DOC
82. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ТЕМПЛА~1.DOC
83. /Бакалавр Т2. Экономические дисциплины/ТИТ~2.DOC
Экономическая теория 11. 1
История экономических учений 11. 2
Математические методы исследования в экономике 11. 3
Мировая экономика 11. 4
Финансы, денежное обращение и кредит 11. 5
Экономическая теория 12. 1
История экономических учений 12. 2
Математические методы исследования экономики 12. 3
Мировая экономика 12. 4
Финансы, денежное обращение и кредит 12. 5
Экономическая теория 13. 1
История экономических учений 13. 2
Математические методы исследования в экономике 13. 3
Мировая экономика 13. 4
Финансы, денежное обращение и кредит 13. 5
Экономическая теория 14. 1
История экономических учений 14. 2
Математические методы исследования экономики 14. 3
Мировая экономика 14 14 Мировая экономика протекционистская политика; практика введения импортных квот; тарифные ограничения; «добровольные»
Финансы, денежное обращение и кредит 14. 5
Экономическая теория 15. 1
История экономических учений 15. 2
Математические методы исследования экономики 15. 3
Мировая экономика 15. 4
Финансы, денежное обращение и кредит 15. 5
Менеджмент 16. 1
Маркетинг 16. 2
Статистика 16. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 16. 4
16 Право право, личность и общество
17 Менеджмент организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента, факторы эффективности менеджмента
Исследование товарного рынка; сегментация рынка
Статистика 17. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 17. 4
Право 17. 5
Менеджмент 18. 1
18 Маркетинг формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики
Статистика 18. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 18. 4
18 Право конституционная основа правовой системы
Менеджмент 19. 1
19 Маркетинг формирование спроса и стимулирование сбыта
Статистика 19. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 19. 4
Право 19. 5
Менеджмент 20. 1
Маркетинг 20. 2
Статистика 20. 3
Государственное регулирование экономики и экономическая политика 20. 4
20 Право сравнительное правоведение
Стратегическое планирование 21. 1
Экономика предприятия 21. 2
Бухгалтерский учет 21. 3
Налоговая система 21. 4
Политика доходов и заработной платы 21. 5
Стратегическое планирование 22. 1
Экономика предприятия 22. 2
Бухгалтерский учет 22. 3
Налоговая система 22. 4
Политика доходов и заработной платы 22. 5
Стратегическое планирование 23. 1
Экономика предприятия 23. 2
Бухгалтерский учет 23. 3
Налоговая система 23. 4
Политика доходов и заработной платы 23. 5
Стратегическое планирование 24. 1
Экономика предприятия 24. 2
Бухгалтерский учет 24. 3
Налоговая система 24. 4
Политика доходов и заработной платы 24. 5
Программа воздействия рыночной стратегии на прибыль
Экономика предприятия 25. 2
Бухгалтерский учет 25. 3
Налоговая система 25. 4
Политика доходов и заработной платы 25. 5
Решение этих вопросов неразрывно связано с эффективной подготовкой специалистов по экономике, связано с поиском новых образовательных концепций и новых педагогических технологий
Высших учебных заведений, экономических факультетов, библиотек и заинтересованных лиц!
Обращение к читателю Предлагаемый Вашему вниманию второй том хрестоматии «Бакалавр экономики»
Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, юнити, 1997. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, юнити, 1997
Экономическая теория
Учебник для вузов. 2-е издание. М.: Инфра-м, 1997. История экономических учений. Ч. I и II: Учебник/ Под редакцией
Тематический план 11
«Бакалавр Экономики»

Экономическая теория 11.1




11.1. Экономическая теория

предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа; основы обмена; функционирование конкурентного рынка; государственный сектор)


Рассмотрение экономической теории занимает особое место в выявлении причинно-следственных связей экономических явлений, поскольку экономи-ческая теория изучает различные аспекты экономических отношений, имеющих сложную структуру. Поэтому экономическая теория подразделяется на множество направлений и школ, каждая из которых пользуется своим собственным научно-исследовательским инструментарием. При этом все рассматриваемые в курсе экономической теории направления и школы изучают единую совокупность элементов, образующую предмет экономической науки, т.е. отношений людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Рассмотрение предмета экономической науки основано на фиксации различных состояний экономической системы и выявлении общих закономерностей функционирования экономических систем.

Введение в экономику


В учебнике по экономической теории под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни рассматриваются производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности. Это имеет существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, толковались противоречия, классовые конфликты, объяснялись необходимость диктатуры пролетариата и преимущества административно-командной системы хозяйствования.

Производственные отношения — это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Эта самая общая характеристика производственных отношений дает основание утверждать, что производственные отношения есть необходимая сторона общественного производства. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».1

Мысль о том, что предметом политической экономии (общей экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана еще в XVIII в. рядом экономистов. Наиболее широкое распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В. Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения — отношения социально-экономические, имущественные, отношения собственности; и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в «Очерках политической экономии» В.Я. Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами.1 Н.И. Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве всеобщей категории и определял их как «отношения между людьми в процессе общественного труда и распределения продуктов этого труда», включая сюда и техническую организацию труда.2

На рубеже 20–30-х годов на страницах экономической литературы развернулась дискуссия по вопросу о предмете политической экономии, в которой приняли участие Г.Абезгауз, А.А. Богданов, Б.С. Борилин, Н.И. Бухарин, С.Кривцов, И.И. Рубин, И.И. Степанов и многие другие. И.И. Рубин отмечал, что «политэкономия сложилась как наука о системе производственных отношений».3 С.А. Бессонов подчеркивал связь производственных отношений с производительными силами и «крайнюю неразработанность учения о производительных силах».4 А.А. Богданов и И.И. Степанов предложили различать предмет политической экономии в узком смысле, т.е. социально-трудовые отношения людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разделение труда и др.) и в широком смысле, куда включались также отношения присвоения, распределения, обмена и собственности.5

К сожалению, и сегодня среди сторонников понимания предмета политической экономии как производственных отношений нет полного единства. Одни утверждают, что политическая экономия изучает производственные отношения в единстве с производительными силами, ибо нельзя изучать форму (производственные отношения) без ее содержания (производительных сил). Другие считают, что предметом политической экономии является способ производства, который они представляют как единство производительных сил и всей совокупности производственных отношений. Третьи отстаивают в качестве предмета политической экономии только производственные отношения. При этом, поскольку политическая экономия сложилась как наука о капиталистических производственных отношениях, ее объявляли политэкономией в узком смысле; а политическая экономия в широком смысле, считалось, изучает экономические отношения не только капитализма, но и других способов производства.

Если же мы обратимся к мировой экономической литературе прошлого и настоящего, то увидим еще большее различие в толковании предмета экономической теории (политической экономии).

Так, у представителей первой школы политической экономии — меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала,  предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии — национальное богатство  из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником богатства только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем — в виде результата производства, сегодня же в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, а также информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии — как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понималось отношение людей к внешней природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что определение, вошедшее в учебники политической экономии как «науки об общественном хозяйстве,.. совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии.1

В известном всему миру учебнике П.Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории (политэкономии) указывается, что экономиксэто наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории или политической экономии, как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета политической экономии как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что политическая экономия — это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П.Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека (Основы экономической теории и практики. Волгоград, 1994).

Перечень определений предмета экономической теории (политической экономии) можно было бы продолжать, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

И все же, принимая во внимание, что большинство современных экономистов мира признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать определение экономической теории, данное доктором экономических наук, профессором А.И. Добрыниным.

Общая экономическая теория — это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью), что порождает конкуренцию за их использование.

Такая характеристика предмета общей экономической теории не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, но акцент делается не на объекте отношений (средства производства, предметы потребления), а на субъекте этих отношений — человеке. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентируемого рыночного хозяйства, на формирование которого направлены современные преобразования в России.

Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступление их в обмен обуславливают экономический рост общества. Общественный рост — показатель и источник экономической динамики. Экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене, потреблении. Возобновление производства и его экономический рост происходят на уровне отдельного предприятия (фирмы) и в общественном масштабе. В связи с этим экономическая теория структурно включает микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом); можно также выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

Закономерности и факторы экономического роста предопределяют цели, ради которых они используются. И зарубежные, и отечественные экономисты при огромном многообразии оценок экономических явлений сходятся в том, что цель экономического роста достигается во имя человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, усиления нравственных основ в развитии общества. Материальное положение, знания, навыки, способности человека образуют «человеческий капитал». Он — источник роста уровня жизни, инвестиции в «человеческий капитал» увеличивают общий экономический рост национальной и мировой экономики.

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять:

сферу исследования — экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

объект исследования — экономические явления;

субъект исследования — человек, группа людей, государство;

предмет исследования — жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории — дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Еще представитель исторической школы К.Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна экономическая наука, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин с особыми задачами, предметами и логическими приемами. Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, и потому относятся не к области обшей теории, а к искусству хозяйственной практики.1

Устойчивое понимание экономических процессов, основанных на использовании критериальности исследовательских действий экономиста, выступает возможностью выполнения условия доступности результатов в дальнейшем экономическом развитии. К такому условию относится, прежде всего, понимание взаимосвязи причины и ее следствия с точки зрения экономики всего национального хозяйства, включающего отрасли материального производства и нематериальной сферы. В этой связи следует отметить, что мы применяем однозначное толкование терминов как в частных разделах экономической теории, так и во введении в экономику, создавая основу для более глубокого теоретического и практического исследования.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория — одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, наука права — другую, наука нравственности — третью и т.д., и только совокупность теоретических социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь.

Экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей и др., без учета которых полученные экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными или ложными.

Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде можно представить в виде следующей схемы (схема 11.1.1.).


Взаимосвязь экономических наук Схема 11.1.1.




Конкретно-


экономические науки







Экономика отраслей

Экономика предприятий

Экономика стран и т.д.



Экономика особых

экономических форм

и организаций



Общая


экономическая теория (политэкономия)

Информационно-


аналитические науки

Финансы

Кредит

Маркетинг

Экономика природопользования и т.д.

Экономико-

математические методы

Статистика

Анализ хозяйственной деятельности



Историко-экономические

науки







История экономической мысли

История народного хозяйства





Практическая значимость экономической теории (известная формула О.Конта) состоит в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение — к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее пронизывать область житейской практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание — к предвидению; предвидение — к правильному действию.

Экономическая теория — это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых решений для всех проблем. Теория  лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории помогут каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

При исследовании экономических явлений очень важно отрешиться от всех симпатий и антипатий, личных выгод и интересов, стараться высказывать лишь истину в том виде, как она представляется, помня прекрасную формулу французской судебной присяги: «Я скажу правду, всю правду, ничего кроме правды».

Курс экономической теории — это научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на монополию истины.1

Причинно-следственная связь экономических явлений выявляется через экономический анализ. Любой экономический анализ представляет собой:

 расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и нахождение (выбор) показателей (индикаторов), характеризующих состояние и динамику каждого элемента;

 сравнение численных значений выбранных показателей со значениями базового периода (с другими периодами), с показателями других аналогичных объектов (с развитием других сторон, предприятий, товаров и т.д.), с нормативным (эталонным) уровнем;

 формулирование выводов, служащих основой для принятия эффективных решений и возможности рассмотрения исследуемого явления с иных позиций.

Таким образом, открывается реальная возможность рассмотрения исследуемых экономических отношений с иных позиций посредством изучения основ экономического анализа.

Отсюда следует, что для серьезного аналитического изучения экономических проблем вопросы методологии имеют первостепенное значение.

Методология — это наука о методах.

Методология экономической теории — наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии общей экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивно-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «Я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе — потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику (экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли) и макроэкономику (экономические проблемы в масштабе общества).

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных», или рациональных, законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф.Кенэ — вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а цель экономической теории — изучение не человеческого поведения, а законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д.Рикардо). Такой подход позволял признавать деление общества на классы в отличие от подхода субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделялось стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход лежит в основе единственно правильного решения научных проблем на базе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, вскрывающего внутренние связи явлений, существующие в реальности, и причины их развития. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, — и в этом их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами — инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений служит метод научной абстракции (лат. «abstractio» — отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных аспектов явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия — «производство вообще», «потребности», «распределение», «обмен» и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и как в природе, сквозь внешне кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь необходимость, закономерность развития. Экономическими процессами в обществе управляют внутренние, присущие им законы — законы общественных действий людей, или экономические законы. В книге «Основы философии права» Гегель писал о политэкономии как о науке, которая делает «честь мысли», потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления, закон и сущность — понятия однородные (однопорядковые) и выражают глубину познания человеком явлений, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Чтобы дать определение экономического закона, необходимо вспомнить философское определение закона как устойчивого, прочного, многократно повторяющегося явления и как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону. Именно то, что не случайно, а типично, постоянно, выражает внутреннюю сущность экономических явлений и процессов, — экономические законы. Не следует смешивать экономические законы с законами природы, с законами естествознания, поскольку имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1) естественные законы — это законы природы, экономические — законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2) естественные законы — вечны, экономические носят исторический характер;

3) открытие и применение естественных законов проходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отмирающих сил общества.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы сил общества.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;

2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);

3) общие экономические законы.

Специфические экономические законы — это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования, например, законы распределения при рабовладельческом строе, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы — это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия, например закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы — законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства, например закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.

Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.

Потребности — это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А.Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от «низших» — материальных до «высших» — духовных:

1) физиологические (в еде, питье, сексуальные и т.д.);

2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);

4) самоуважения (в достижении цели, признании, одобрении);

5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Первые две группы потребностей, согласно А.Маслоу, низшего порядка, последние две — высшего. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Эту классификацию потребностей можно расширить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и т.п.

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму — форму интереса.

Экономический интерес — это форма проявления экономических потребностей.

Экономические интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие. Без этого он не сможет стать достойным партнером в следующем цикле хозяйственных связей, сохранить и воспроизвести себя и сойдет с арены экономической жизни, обанкротится.

Многообразие субъектов хозяйствования порождает многообразие экономических интересов. Классификация экономических интересов проводится путем использования различных критериев. На основе выявления носителя интересов различают интересы общественные, коллективные и личные, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, классовые, различных социальных групп (работающих, неработающих, молодежи, пенсионеров и т.д.). Особые группы составляют интересы текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые, морально-нравственные и т.д.

Все эти интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом.

Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способы их разрешения.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ — это мысленное фрагментирование изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление — обмен товаров.

В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному наше изложение строится таким образом, что после введения и общих основ теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику — экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий-производителей и потребителей), затем макроэкономику — систему национального хозяйства и, наконец, завершим курс переходом к исследованию мирового хозяйства — глобальной экономики.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции — это величины, зависящие от некоторых независимых переменных величин.

Функции встречаются в повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем этого. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, спрос на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос — зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Правда, элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Алле писал в 1989 г., что в течение 40 лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни матема-тических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути, большой шаг назад.

В зарубежной учебной экономической литературе зачастую термины «теория», «модель», «принципы» и «законы» используются как синонимы (К.Макконнел и С.Брю), что с нашей точки зрения не обосновано.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить математической зависимостью, отобразить графически, представить в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику, уметь составлять уравнения, строить и читать графики.

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализы. На основе этого различают позитивную и нормативную экономические теории. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле, что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство дискуссий между экономистами возникают при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р.Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда и Э.Мейо, а на макроуровне — с именами Дж.М. Кейнса и М.Фридмена. Эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

Таким образом, экономическая теория — это системное описание действительности на основе ее отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленных как закон, правило или модель хозяйственной жизни.

Отдельные экономические теории имеют общие черты, так как каждая из них:

 основана на наблюдениях за событиями и процессами в экономике; представляет собой абстрактно-теоретическое моделирование экономических систем;

 включает прогнозирование последствий наблюдаемых событий; предлагает рекомендации для хозяйственной практики.

Усложнение отражения экономической реальности сопровождается разработкой новых парадигм.

Научная парадигма включает основополагающие предпосылки, методы исследования, принятые в той или иной науке, а также представления ученых о способах решения научных проблем.

Определение научной парадигмы дал Т.Кун в книге «Структура научных революций» (М.: Прогресс, 1977). Научная парадигма, господствовавшая до последнего времени в мировой экономической науке, сформировалась в конце XIX — начале XX вв. под влиянием работ А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Ст. Милля, А.Маршалла, Л.Вальраса. Одновременно с критикой неоклассической теории получены новые знания о содержании процессов экономического развития, стимулирующие разработку новой экономической парадигмы.1

Гармонизация экономических процессов субъектами экономической деятельности связана с наличием в конкретном действии экономиста подготовительной, предварительной фазы. Фиксация используемых при этом терминов выступает основой отражения и выполнения запланированных действий экономического субъекта по реализации продуктов своей деятельности. Критерием организации получения требуемой прибыли будет выступать организация обмена товарами, осуществляемого непосредственно и опосредованно с использованием денег. В этой связи актуально изучение основ обмена как вопроса экономической теории.

Еще А.Маршалл отмечал необходимость того, чтобы применяемые экономической наукой понятия были четко определены. Для этого нам нужно проследить, как изменялось представление о том или другом понятии в процессе исторического развития, и определить, что же мы сегодня подразумеваем под ними. Важно и другое (по словам А.Маршалла) — употребление терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы не впасть в бессмысленный спор или, что еще хуже, допустить ошибку.

Рынок — одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности оно имеет различные толкования у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому не известно, что такое рынок. Попробуем разобраться, что такое рынок.
  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономическая теория 11. 1 iconТема экономическая теория: объект изучения, методы исследования
Экономические модели, позитивный анализ, нормативный анализ, функциональный анализ, равновесный анализ. Микроэкономика и макроэкономика....
Экономическая теория 11. 1 iconПрограмма дисциплины Экономическая теория
Курс «Экономическая теория» должен восполнить пробелы в экономическом образовании соответствующей группы студентов
Экономическая теория 11. 1 iconПо дисциплине «экономическая теория» Дисциплина «Экономическая теория» Специальности 50506 – Экономика, 50507 – Менеджмент
Рекомендации разработаны старшим преподавателем кафедры экономической теории и мэ cпановой Б. К
Экономическая теория 11. 1 iconВопросы к вступительному экзамену в аспирантуру Специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
Возникновение и основные этапы развития экономической науки. Классическая и неоклассическая экономическая теория. Современные научные...
Экономическая теория 11. 1 iconВопросы к вступительному экзамену в аспирантуру Специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
Возникновение и основные этапы развития экономической науки. Классическая и неоклассическая экономическая теория. Современные научные...
Экономическая теория 11. 1 iconРабочая программа дисциплины экономическая теория
Целями дисциплины «Экономическая теория» при подготовке будущего специалиста в области экономики являются
Экономическая теория 11. 1 iconПрограмма по дисциплинам профиля «мировая экономика»
...
Экономическая теория 11. 1 iconТ. С. Жутовская Н. Р. Шишкина Экономическая теория
Экономическая теория: Учебное пособие для заочной формы обучения с применением дистанционных технологий./ Под ред проф. А. Н. Зайцевой....
Экономическая теория 11. 1 iconРабочая программа дисциплины экономическая теория
В результате освоения данной дисциплины специалист приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей основной...
Экономическая теория 11. 1 iconВопросы к комплексному государственному экзамену по специальности 080109-65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» I. Экономическая теория
...
Экономическая теория 11. 1 iconПрограмма дисциплины Экономическая теория (Часть 1 – микроэкономика, Часть 2 – макроэкономика) для направления 030700. 68 – «Международные отношения» подготовки магистра
Курс «Экономическая теория» должен восполнить пробелы в экономическом образовании соответствующей группы студентов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы