Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения icon

Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения



НазваниеФедеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения
Дата конвертации16.04.2013
Размер214,24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>
1. /Расчет сист водоснабж на ПЭВМ 5ВК Конспект лекций.doc
2. /Расчет сист водоснабж на ПЭВМ 5ВК Методич рекоменд препод.doc
3. /Расчет сист водоснабж на ПЭВМ 5ВК Методич указания студент.doc
4. /Расчет сист водоснабж на ПЭВМ 5ВК Перечень вопрос.doc
5. /Расчет сист водоснабж на ПЭВМ 5ВК Раб прогр Задан КР Рук ЛР 2011/РАСЧЕТ~1.DOC
6. /Расчет сист водоснабж на ПЭВМ 5ВК Раб прогр Задан КР Рук ЛР 2011/РАСЧЕТ~2.DOC
7. /Расчет сист водоснабж на ПЭВМ 5ВК Раб прогр Задан КР Рук ЛР 2011/РАСЧЕТ~3.DOC
8. /Расчет сист водоснабж на ПЭВМ 5ВК Уч метод компл 2011.doc
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения
Методические указания для студентов москва 2011 г. Методические указания студентам по организации изучения дисциплины «Расчет систем водоснабжения и водоотведения на пэвм»
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения
Рабочая учебная программа по дисциплине «расчет систем водоснабжения и водоотведения на пэвм» для студентов 5 и 6 курсов
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения
Руководство к выполнению лабораторных работ «расчет систем водоснабжения и водоотведения на пэвм» для студентов 5 курса
Учебно-методический комплекс по дисциплине «расчет систем водоснабжения и водоотведения на пэвм» для студентов 5 курса специальности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА


КАФЕДРА «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Автор: Кандидат технических наук, старший научный сотрудник СОКОЛЬСКИЙ А.К.


«РАСЧЕТ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ НА ПЭВМ»


для студентов 5 курса специальности

270112 «ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ» (ВК)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Москва 2011 г.

Методические рекомендации преподавателям по организации изучения дисциплины «Расчет систем водоснабжения и водоотведения на ПЭВМ»


1. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РАСЧЕТ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ НА ПЭВМ»


1.1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ


Частная методика преподавания учебной дисциплины решает следующие основные задачи:

- определяет задачи обучения по дисциплине;

- научно обосновывает содержание учебной программы, намечает последовательность ее изучения в комплексе с другими дисциплинами;

- определяет пути реализации принципов обучения при изучении дисциплины, формы и методы обучения;

- вырабатывает требования к методической подготовке преподавателей;

- изучает историю методики преподавания дисциплины;

- внедряет передовой опыт обучения;

- вырабатывает рекомендации по воспитанию обучаемых в процессе изучения дисциплины.

В соответствии с этими задачами частная методика осуществляет отбор научного материала, его систематизацию и переработку в интересах развития и совершенствования содержания учебной дисциплины.

Частная методика разработана применительно к утвержденной рабочей программе для студентов-заочников со сроком обучения 6 лет с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 270112 «Водоснабжение и водоотведение» (ВК), и вооружает преподавателей необходимыми знаниями, способствует их внедрению в практику обучения и воспитания студентов.

Изучение и овладение частной методикой позволит преподавателю успешнее решать учебно-воспитательные задачи в разрезе требований, стоящих перед кафедрой.


1.2. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель преподавания дисциплины «Расчет систем водоснабжения и водоотведения на ПЭВМ» - подготовка студентов соответствующей специальности к выполнению проектных работ при реконструкции действующих и строительстве новых систем водоснабжения и водоотведения. При проектировании трубопроводных сетей, водоводов и коллекторов приходится выполнять значительные объемы трудоемких расчетных работ, которые в современных условиях должны выполняться на ПЭВМ. Разработано достаточно эффективное программное обеспечение, которое можно применять при проведении гидравлических расчетов трубопроводных сетей водоснабжения и водоотведения на стадии проектирования. Использование ПЭВМ ускоряет проведение проектных работ, повышает их качество и обеспечивает получение оптимальных технических и эффективных экономических показателей.

К задачам подготовки студентов относятся: освоение методов использования ПЭВМ при проведении проектных расчетов систем водоснабжения и водоотведения; получение навыков использования базы данных по системам водоснабжения и водоотведения; закрепление основных приемов проведения расчетов на ПЭВМ; знакомство с программным обеспечением расчетов трубопроводных систем.

Изучение дисциплины должно базироваться на знаниях, полученных из курсов «Информатика», «Водоснабжение» и «Водоотведение».


1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Изучив дисциплину, студент должен:

Знать и уметь использовать: теорию и методику поверочных расчетов гидравлического комплекса систем водоснабжения и водоотведения; математическое описание задачи поверочного расчета кольцевой сети; метод Лобачева-Кросса; увязку кольцевых сетей методом уравнивания расходов; технико-экономический анализ сетей при заданном потокораспределении; методику использования ПЭВМ для проведения расчетов систем водоснабжения и водоотведения.

Владеть: практическими приемами проведения расчетов систем водоснабжения и водоотведения на ПЭВМ; оперативной оценкой результатов вычислений и корректировкой хода проектирования; работой в диалоговом режиме с ПЭВМ при расчете сетей водоснабжения и водоотведения; правилами ввода исходной информации; программным обеспечением Microsoft Excel для получения результатов расчета как в табличной, так и в графической форме.


1.4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Курс V

Курс VI

Общая трудоемкость дисциплины

260

-

-

Аудиторные занятия:

40

24

16

Лекции

16

8

8

Практические занятия

-

-

-

Лабораторный практикум

24

16

8

Самостоятельная работа:

160

80

80

Курсовая работа

60

1

1

Вид итогового контроля




Зачет с оценкой

Зачет с оценкой

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1.5.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции, ч


Лабораторный практикум, ч

1

Водопотребление. Режимы потребления воды. Режим работы систем водоснаб-жения

4




2

Общие вопросы проектирования водово-дов и водопроводных сетей. Методы расчета

4




3

Математическое описание задачи поверочного расчета кольцевой сети. Метод Лобачева-Кросса

2

4

4

Применение ПЭВМ для расчета и проектирования систем подачи и распределения воды

-

12


1.5.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Водопотребление

Потребление воды на хозяйственно-питьевые, производственные, противопожарные и другие нужды. Нормы расходования воды. Методы определения количества потребляемой воды на различные нужды. Требования к качеству воды для различных видов потребителей. 1;2

Раздел 2. Режимы потребления воды

Режим потребления воды на хозяйственно-питьевые цели населения. Неравномерность расходования воды во времени и факторы ее определяющие. Понятие о коэффициентах суточной и часовой неравномерности и определение их значений. Взаимосвязь значений коэффициентов неравномерности и режима водопотребления. Табличное и графическое отражение режима водопотребления. Режим расходования воды на производственные и бытовые нужды промышленных предприятий, поливку улиц и зеленых насаждений. Различные виды задания режима водопотребления промпредприятий и населенных пунктов. Определение расчетных средних и максимальных суточных, часовых и секундных расходов. 1;2

Раздел 3. Режим работы водоснабжения

Режим работы отдельных сооружений систем водоснабжения. Их технологическая (функциональная) взаимная связь. Графическое изображение взаимосвязи режимов водоподачи и водопотребления. Роль насосных и очистных станций, водонапорной башни и резервуаров чистой воды в работе системы водоснабжения. Их значение в обеспечении экономичности и надежности работы системы.Определение регулирующих (аккумулирующих), противо-пожарных и аварийных объемов запасов воды в баке водонапорной башни и резервуарах чистой воды. Определение требуемого свободного напора водопроводной сети и высоты водонапорной башни.
Основные расчетные режимы работы систем водоснабжения. Особенности режимов работы системы водоснабжения с несколькими водопитателями и напорно-регулирующими емкостями. Особенности работы и расчета безбашенных систем водоснабжения. Обоснование режимов работы насосных станций и емкостей. 1;2

Раздел 4. Общие вопросы проектирования водоводов и водопроводных сетей

Типы водоводов и водопроводных сетей. Требования, предъявляемые к ним. Принципы трассировки водопроводных линий. Учет требований надежности функционирования систем подачи и распределения воды. Методы обеспечения требуемой надежности. Модели отбора воды из сетей. Особенности подачи воды магистральными и распределительными линиями кольцевой водопроводной сети. Расчетные режимы отбора воды из сети. Расчетные схемы отбора воды из сети. Принципы определения диаметров труб водопроводных линий и потерь напора в них Выражение величины экономических затрат для водопроводных линий (водоводов) при подаче воды насосами и при гравитационной подаче по напорному водоводу. Определение экономически выгодных диаметров труб. Потери напора в трубопроводах. Формулы и таблицы для гидравлического расчета водопроводных труб из различных материалов. Учет возможного изменения гидравлического сопротивления труб в процессе эксплуатации. 2

Раздел 5. Теоретические основы и методы гидравлического расчета водопроводных сетей

Свойства водопроводных сетей. Задачи гидравлического расчета кольцевых водопроводных сетей. Предварительное потоко-распределение в кольцевых сетях с учетом требования надежности. Теоретические основы гидравлических расчетов водопроводных сетей. Теория и практические методы внутренней увязки кольцевых сетей (В.Г. Лобачева, М.М. Андрияшева и др.). Численные методы поверочных расчетов сетей с учетом их совместной работы с водопотребителями, аккумуляторами воды и при наличии нефиксированных отборов.

Анализ и использование результатов расчета сети для определения рабочих давлений, пьезометрических отметок и свободных напоров в ее отдельных точках. Выбор режима работы водопотребителей. Подбор марки насосов. Особенности расчета разветвленных сетей. Особенности расчета гравитационных водоводов. Расчет водовода. Определение числа переключений на водоводах по допустимому снижению подачи воды при аварии. Защита водоводов от гидравлического удара. 1
Раздел 6. Математическое описание задачи поверочного расчета кольцевой сети. Метод Лобачева-Кросса.

Численные методы поверочных расчетов сетей с учетом их совместной работы с водопотребителями и при наличии нефиксированных отборов. Метод Лобачева-Кросса. Анализ и использование результатов расчета сети для определения пьезометрических отметок и свободных напоров. 1;2
Раздел 7. Применение ПЭВМ для расчета и проектирования систем подачи и распределения воды.

Задачи оптимизации водопроводных сетей, решаемые с применением ПЭВМ. Возможности повышения экономичности и надежности систем подачи и распределения воды. Практические методы и приемы проведения расчетов на ПЭВМ систем подачи воды. 1;2;6


1.5.3. Перечень тем лабораторных работ.




п/п

Номер раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

6

Решение задачи поверочного расчета на ПЭВМ
методом Лобачева-Кросса

2

12

Ввод исходных данных и работа с ПЭВМ в
диалоговом режиме при расчете сетей
водоподачи

3

12

Работа в Microsoft Excel и представление результатов
расчета в табличной и графической формах


1.5.4. Курсовая работа


Студенты выполняют курсовую работу на тему «Расчет систем водоснабжения на ПЭВМ».


2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная литература

  1. Воронов Ю.В., Яковлев С.В. Водоотведение и очистка сточных вод. - М.: Изд. Ассоциация строительных вузов, 2006.

  1. Журба М.Г. и др. Водоснабжение. Учебник. – М.: Издательство АСВ, 2003.

Дополнительная литература

  1. Дикаревский В.С., Якубчик П.П., Иванов В.Г., Петров Е.Г. Водоснабжение и водоотведение на железнодорожном транспорте. Учеб. Для вузов ж.д.трансп. - М.: ИГ «Вариант», 1999.

  2. Абрамов К.М., Поспелов М.М., Сомов М.А. Расчет водопроводных сетей: учеб.пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Стройиздат, 1983.

  3. Калицун В.И. Водоотводящие системы и сооружения. Учебник. – М.: Стройиздат, 1987.

  4. Ласков Ю.М., Воронов Ю.В., Калицун В.И. Примеры расчетов канализационных сооружений. Учебное пособие. – М.: Стройиздат, 1987.

  5. Дикаревский В.С., Таубин А.П. Расчет дождевых сетей с помощью ЭВМ. – М.: Стройиздат, 1980.

  6. Шевелев Ф.А., Шевелев А.Ф. Таблицы для гидравлического расчета водопроводных труб. М.: Стройиздат, 1996.

  7. Лукиных Н.А., Лукиных А.А. Таблицы для гидравлического расчета канализационных сетей и дюкеров. - М.: Стройиздат.

Справочно-информационная литература

  1. Калицун В.И. Гидравлический расчет водоотводящих сетей. Справочное пособие. - М.: Стройиздат, 1988.


3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


На кафедре при преподавании дисциплины применяются следующие методы обучения студентов:

- устное изложение учебного материала на лекциях, сопровождаемое показом и демонстраций макетов, плакатов, слайдов, кинофильмов;

- выполнение лабораторных работ;

- самостоятельное изучение студентами учебного материала по рекомендованной литературе;

- выполнение курсовой работы студентами.

Выбор методов проведения занятий обусловлен учебными целями, содержанием учебного материала, временем, отводимым на занятия.

На занятиях в тесном сочетании применяется несколько методов, один из которых выступает ведущим. Он определяет построение и вид занятий.

На лекциях излагаются лишь основные, имеющие принципиальное значение и наиболее трудные для понимания и усвоения теоретические и расчетно-конструкторские вопросы.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях, практических занятиях и при самостоятельном изучении курса по литературным источникам, закрепляются при выполнении курсовой работы.

При выполнении курсовой работы обращается особое внимание на выработку у студентов умения пользоваться нормативной и справочной литературой, грамотно выполнять и оформлять инженерные расчеты и чертежи и умения отрабатывать отчетные документы в срок и с высоким качеством.


3.2. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


К средствам обучения по данной дисциплине относятся:

- речь преподавателя;

- технические средства обучения: доска, цветные мелки, электронно-вычислительная техника, средства вывода изображений на экран, тематические материалы к лекциям (презентации), видеофильмы по работе систем теплоснабжения, макеты, стенды, плакаты и другие наглядные пособия по сооружениям систем теплоснабжения;

- компьютерный учебный класс;

- лабораторные стенды в лаборатории «Водоснабжение»;

- учебники, учебные пособия, справочники, изданные лекции;

Практически все из указанных средств обучения кафедра имеет возможность использовать в настоящее время.

На занятиях по дисциплине должны широко использоваться разнообразные средства обучения, способствующие более полному и правильному пониманию темы лекции, а также выработке конструкторских навыков.

Для показа реальных объектов или сложных узлов целесообразно использование видеофильмов, а также презентаций.


3.3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ


Целями проведения лабораторных работ являются:

  • установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

  • обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

  • контроль самостоятельной работы студентов по освоению курса;

  • обучение навыкам профессиональной деятельности.

Цели лабораторного практикума достигаются наилучшим образом в том случае, если выполнению эксперимента предшествует определенная подготовительная внеаудиторная работа. Поэтому преподаватель обязан довести до всех студентов график выполнения лабораторных работ с тем, чтобы они могли заниматься целенаправленной самостоятельной работой.

Перед началом лабораторного занятия преподаватель должен удостовериться в готовности студентов к выполнению лабораторной работы путем короткого собеседования и проверки наличия у студентов журналов лабораторных работ.

В методических указаниях к лабораторным работам по учебной дисциплине «Расчет систем водоснабжения и водоотведения на ПЭВМ», разработанных на кафедре, даются общие теоретические сведения по темам, описания лабораторных установок и методика проведения работ.

Общие теоретические сведения, представленные в каждой ра­боте, даны кратко и освещают содержание темы только в пре­делах данной лабораторной работы.

В описаниях лабораторных установок приведены их схемы и порядок работы на установках.

В методических указаниях установлен порядок выполнения лабораторных работ, приведены жур­налы измерений и обработки получаемых данных. Методика составлена с учетом самостоятельного выполнения студентами лабораторных работ на установках под руководством преподавателя.

Работы рекомендуется выполнять в той последовательно­сти, в которой они написаны, по­тому что некоторые работы основываются на данных, полу­ченных в предыдущей работе.


3.4. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО РАБОТЫ


Курсовая работа нацелена на повышение эффективности и практической направленности обучения студентов. Выполнение курсовой работы содержит элементы исследования и способствует выработке навыков в принятии обоснованных инженерно-технических решений.

Курсовая работа проводится для проверки степени усвоения текущего учебного материала.

Номер варианта выбирается по последней цифре учебного шифра.

К курсовой работе даются методические указания к решению.

Обучаемые в часы самостоятельной работы знакомятся с заданием, изучают рекомендованную учебную литературу.

Контроль степени усвоения учебного материала проводится методом проверки правильности выполнения обучаемыми индивидуальных заданий (курсовой работы).

Следует учитывать, что курсовая работа может быть оформлен либо письменно на бумажном носителе, либо в электронно-цифровой форме (на диске, дискете). При представлении для рецензирования курсовой работы на электронном носителе (диске, дискете) студент обязан распечатать на бумажном носителе титульный лист установленной формы и приложить к нему диск (дискету) с содержанием работы. Титульный лист подписывается студентом, на нем производится регистрация работы. На титульном листе преподавателем проставляется отметка о допуске к защите и приводится рецензия курсовой работы.

Все отмеченные рецензентом ошибки должны быть исправлены, а сделанные указания выполнены.

К экзамену студент допускается только после защиты курсовой работы.


3.5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


3.5.1. Общие указания по проведению промежуточной аттестации по дисциплине «Расчет систем водоснабжения и водоотведения на ПЭВМ»


По дисциплине «Расчет систем водоснабжения и водоотведения на ПЭВМ» устанавливается следующий порядок проведения промежуточной аттестации.

При промежуточной аттестации студентов устанавливаются оценки:

- по экзаменам и дифференцированным защите курсовой работы: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», (по зачетам: «зачтено» и «не зачтено»).

Рекомендуемые критерии оценок:

«Отлично» заслуживает студент, показавший глубокий и всесторонний уровень знания дисциплины и умение творчески выполнять задания, предусмотренные программой.

«Хорошо» заслуживает студент, показавший полное знание дисциплины, успешно выполнивший задания, предусмотренные программой.

«Удовлетворительно» заслуживает студент, показавший знание дисциплины в объеме, достаточном для продолжения обучения, справившийся с заданиями, предусмотренными программой.

«Неудовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший значительные пробелы в знании предмета, допустивший принципиальные ошибки при выполнении заданий, предусмотренных программой.

Если студент явился на зачет или экзамен и отказался от ответа, то ему проставляется в ведомость «не зачтено» или «неудовлетворительно».

Для проведения зачетов в письменной или тестовой форме разрабатывается перечень вопросов, утверждаемый заведующим кафедрой. В перечень включаются вопросы из различных разделов курса, позволяющие проверить и оценить теоретические знания студентов и умение применять их для решения практических задач.

Зачет в письменной форме проводится одновременно для всех студентов академической группы. Время выполнения задания составляет не более одного академического часа. При проведении зачета в письменной форме оценка выставляется на основе правил, принятых кафедрой, которые должны быть сообщены студентам до начала зачетной сессии.

Аналогичные правила могут быть заложены в программы компьютерного тестирования.

При контроле знаний в устной форме преподаватель использует метод индивидуального собеседования, в ходе которого обсуждает со студентом один или несколько вопросов из учебной программы. При необходимости могут быть предложены дополнительные вопросы, задачи и примеры.

По окончании ответа на вопросы преподаватель объявляет студенту результаты сдачи зачета. При удовлетворительном результате в зачетную ведомость, зачетную книжку и зачетно-экзаменационную карточку вносится запись «зачтено», при дифференцированном зачете - соответствующая оценка.

Результаты текущего контроля успеваемости могут быть использованы для выставления зачета по дисциплине.

Зачеты по курсовым проектам (работам) проставляются на основе защиты студентами курсовых проектов (работ). Оценка выставляется дифференцированная.


3.5.2. Методика проведения защиты курсовой работы


Защита курсовой работы является этапом проверки качества усвоения студентами программного материала и имеет целью проверить теоретические знания студентов, выявить их умения применять полученные знания при решении практических задач, а также умения самостоятельно работать с учебной и научной литературой.

К сдаче зачета студенты допускаются при условии выполнения курсового проекта.

Зачет проводится путем ответа обучаемых на теоретические вопросы и пояснений к выполнению курсовой работы.

При выдаче учебной группе задания на подготовку к зачету преподавателю необходимо изучить содержание вопросов, по которым будет проводиться проверка уровня знаний обучаемых, и критерии оценки ответов обучаемых.

При проведении консультации разъяснить порядок подготовки к зачету, уточнить список литературы, подлежащей изучению, ответить на вопросы обучаемых.

Занятие проводится в аудитории, закрепленной за учебной группой.

Ответ студента по полученным вопросам, если он не уклонился от ответа на заданный вопрос, не должен прерываться: отвечающему должна быть представлена возможность полностью изложить подготовленный ответ. В случае если студент существенно уклонился от поставленного вопроса, преподаватель вправе переключить его внимание на прямой ответ дополнительными вопросами. Если и это не приводит к желаемому результату, то целесообразно прекратить ответ на данный вопрос и предложить перейти к ответу на другие вопросы.

В тех случаях, когда ответ был недостаточно полным, преподаватель, принимающий зачет, имеет право задать уточняющие и дополнительные вопросы.

Критерии оценки ответов на вопросы:

«Отлично» - полный и точный ответ;

«Хорошо» - полный ответ с не существенными неточностями в определениях;

«Удовлетворительно» – полный ответ, существенные неточности в определениях;

«Неудовлетворительно» – нет полного ответа на теоретический вопрос.

Для сдачи зачета студенту разрешается брать один билет. В случае доклада студента, что он не может ответить на вопросы билета, ему выставляется оценка «неудовлетворительно».


3.5.3. Методика проведения экзамена


Общие положения

Экзамен по дисциплине «Расчет систем водоснабжения и водоотведения на ПЭВМ» проводится в качестве итогового контроля для определения степени достижения учебных целей по учебной дисциплине.

Экзамен по дисциплине имеет целью выявить и оценить теоретические знания и практические навыки студента в общей программе изучения учебной дисциплины «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии».

Студент допускаются к сдаче экзамена только после сдачи (защиты) им курсовой работы, предусмотренных программой. Вопросы, выносимы на экзамен, выдаются студентам не менее чем за два месяца до экзамена.

В период подготовки к экзамену проводятся консультации в соответствии с графиком консультаций и расписанием занятий. Во время консультаций преподаватель информирует студента о содержании экзамена и порядке его сдачи, отвечает на вопросы, доводит перечень нормативной и справочной литературы, которой может пользоваться студент при решении задач.


Порядок проведения экзамена

Экзамен принимается преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине.

Экзамен принимается по билетам в часы и аудитории, предусмотренные расписанием. Каждый билет содержит два теоретических вопроса.

После пояснения преподавателя о порядке сдачи экзамена студенты поочередно заходят в аудиторию, представляют преподавателю зачетные книжки, берут билет и докладывают преподавателю его номер. Общее количество студентов в аудитории не должно превышать 5 человек.

Преподаватель уточняет, нет ли неясностей по содержанию вопросов билетов, и дает разрешение на подготовку к ответу с указанием срока подготовки (30 мин.).

Для выявления глубины и прочности знаний студента преподаватель, выслушав ответы на вопросы, может задать дополнительные вопросы по темам, предусмотренными учебной программой.

Общая оценка студенту объявляется сразу же после ответа на теоретические вопросы и проверки правильности решения задачи.


Критерии для определения оценок

а) Теоретический вопрос:

«Отлично» - полный и точный ответ;

«Хорошо» - полный ответ с не существенными неточностями в определениях;

«Удовлетворительно» – полный ответ, существенные неточности в определениях;

«Неудовлетворительно» – нет полного ответа на теоретический вопрос.

б) Практическое задание:

«Отлично» - задания выполнено полностью правильно;

«Хорошо» - задания выполнено полностью, оформлено неаккуратно;

«Удовлетворительно» - задания выполнено полностью, но в отчете незначительные ошибки, не влияющие на конечный результат;

«Неудовлетворительно» – задание не выполнено или допущены ошибки, существенно влияющие на результат.

в) общая оценка за экзамен:


Общая оценка за ответ

Теоретический

вопрос

Теоретический

вопрос

«отлично»

«отлично»

«отлично»

«хорошо»

«отлично»,

«хорошо»

«отлично»,

«хорошо»

«удовлетворит.»

«хорошо»,

«удовлетворит.»

«хорошо»,

«удовлетворит.»

«неудовлетвор.»

«неудовлетвор.»

«неудовлетвор.»




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения icon3. plm xml
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения icon4. plm xml
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский государственный...
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconМинистерство транспорта российской федерации федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный университет путей сообщения iconМинистерство транспорта российской федерации федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы