Учебное пособие Утверждено icon

Учебное пособие Утверждено



НазваниеУчебное пособие Утверждено
страница1/3
Дата конвертации06.07.2013
Размер416,24 Kb.
ТипУчебное пособие
скачать >>>
  1   2   3
1. /Лк2-10/ппд1.doc
2. /Лк2-11/Станочные приспособления.doc
3. /Лк2-12/ТПП.doc
4. /Лк2-2/Проектирование и механизация СП.doc
5. /Лк2-3/Общая сборка ЛА и испытания БСО.doc
6. /Лк2-5/ФСА технических объектов.doc
7. /Лк2-6/МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (конспект).doc
8. /Лк2-7/Виды оснастки.doc
9. /Лк2-7/Подготовка управляющей программы в системе ROUGHNC.doc
10. /Лк2-7/Схема проектирования процесса литья пластмассы.doc
11. /Лк2-7/Схема стерелитографической установки.doc
12. /Лк2-8/Схемы врезания концевой фрезы при обработке типового сочетан.doc
13. /Лк2-9/Тема 18.doc
14. /Лк2-9/Традиционная схема подготовки управляющих программ и их тест.doc
Упрочнение деталей поверхностным пластическим деформированием
Содержание темы
Технологическая подготовка производства сущность технологической подготовки производства
Учебное пособие Утверждено
Характеристика процессов общей сборки, испытание конструкций и бортовых систем процессы общей сборки
Анализ технических объектов всесторонняя экономия ресурсов начиная с конца 60-х год
Анализ и синтез технических решений морфологическая комбинаторика метод морфологического анализа и синтеза был разработан в 30-х год
Станок с чпу литьевые формы
Подготовка управляющей программы в системе roughnc
Геометрическая модель детали
Схема стерелитографической установки
Хемы врезания концевой фрезы при обработке типового сочетания поверхностей «Карман»
18. Применение cad/cam/cae систем
Программа cam система Машинные инструкции Станок с чпу изготовление модели из легкообрабатываемых материалов

Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации

КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ имени СЕРГО ОРДЖ0НИКИДЗЕ

В. И. БЕХМЕТЬЕВ


МЕХАНИЗАЦИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ СБОРКИ КЛЕПАНЫХ КОНСТРУКЦИЙ САМОЛЕТОВ


Учебное пособие


Утверждено

на заседании редсовета

23 октября 2000 г.


Москва

Издательство МАИ

2001 г.


УДК: 629.7.023(075.8)


В пособии рассмотрены основные вопросы механизации сборочных и сварочных приспособлении, приведены виды силовых приводов систем механизации, даны некоторые конструктивные варианты механизированных устройств стапелей и кратко изложена методика проектирования механизированных приспособлений.

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов, выполняющих дипломные и курсовые проекты. Оно может быть полезно при изучении отдельных вопросов технологии сборки авиаконструкций, предусмотренных в курсе лекций по технологии производства лета­тельных аппаратов.

Рецензенты: В.А. Дегтярев, В.Б. Литвинов

Московский авиационный институт, 2001 г.


  1. СБОРОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

I.I Требования к точности обводов агрегатов

Одним из основных показателей качества оборки авиаконструкций является величина отклонения от теоретических размеров и форм, возникающая при реализации сборочного процесса. Эта величи­на зависит от типа самолета и зоны расположения обвода на крыле, фюзеляже, гондоле и т.д. Поля допусков на размеры внешних обводов агрегатов в соответствии с техническими условиями для большинства типов скоростных самолетов представлены в табл. I.I [l].

Таблица I.I

Теоретический размер, форма

Отклонение от теоретического разме­ра, формы, мм

Внешний обвод фюзеляжа, гондол двига­телей, гондол шасси

0,2...2,0

Внешний обвод крыла и оперения

0,1...1,5

Положение осей стрингеров

2,0...2,5

Положение концов стрингеров

2,0...6,0

Положение осей шпангоутов

2,0...4,0

Ступенька между стыкуемыми сегментами шпангоутов

1,0...1,5

Зазор между стыкуемыми торцами шпангоутов

6,0...8,0

Ступенька между стыкуемыми обшивками (панелями):

  • для продольных стыков

  • для поперечных стыков


0,5...2,5

0,I5...0,5

Зазор между стыкуемыми обшивками панелей и отсеков:

  • на крыле

  • на фюзеляже


0,5...0,8

0,8...1,5


Т а б л и ц а 1.2

Агрегат

Номер

зоны

агрегата



Допуски на обводообразующие элементы сбо-

рочной оснастки для агрегатов планера

(мм) при скорости самолета, км/ч


400...600

600...900

900...1700

1700...2700

Крыло

I

2

1,0

1,5

0,75

1,0

0,5

1,0

0,25

0,4

Элерон

-

0,5

0,5

0,5

0,25

Закрылок

-

1,0

1,0

0,5

0,4

Оперение

I

2

0,5

1.0

0,5

1,0

0,5

1,0

0,25

0,4

Гондола двигателя

I

2

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Фюзеляж

I

2

1,0

1,5

1,0

1,5

0,5

1,0

0,5

0,6

Обтекатель шасси

I

2

0,5

1,0

0,5

1,0

0,5

1,0

0,5

0,6

Воздухозаборник

I

2

1,5

1,5

1,0

1,0

1,0

1,0

0,75

0,75



Жесткость допусков оказывает большое влияние на выбор мето­дов сборки, особенно для многоэлементной конструкции сложной формы, требующей тщательной увязки размеров и форм всех деталей. Выбор метода сборки (по точности наружного обвода) зависит от ре­зультатов технико-экономического анализа вариантов сборки. Значения некоторых экономически оправданных допусков на сборочную ос­настку приведен в табл. 1.2 [2]. При этом допуски на контуры обводообразующих элементов сборочных приспособлений (СП) заданы в зависимости от допусков на планер самолета (допуски на изготов­ление и монтаж базово - фиксирующих устройств (БФУ) сборочных при­способлений примерно в 2 раза меньше допусков на контуры агрега­тов планера . В свою очередь допуски на контуры внешних обводов агрегатов более жесткие для зоны 1 того или иного агрегата и ме­нее жесткие для зоны 2. Зоной 1 считается носовая часть агрегата, зоной 2 - центральная и хвостовая. Например, для крыла, стабили­затора, киля зона 1 распространяется на 30...40% агрегата, для мотогондолы - на 20% [4]. Условно зоной 1 можно считать область агрегата до миделева сечения, зоной 2 - область от миделева сече­ния до задней кромки агрегата.

1.2 Методы сборки


Сборка является технологическим процессом формирования узлов и панелей из отдельных деталей, затем отсеков и агрегатов плане­ра самолета. Таким образом, сборку можно представить как совокуп­ность технологических операций по базированию (установке деталей и узлов в сборочное положение) и соединению сборочных единиц меж­ду собой. Детали в сборочное положение устанавливаются по базам, в качестве которых используются поверхности деталей и элементов сборочного приспособления (СП). В самолетостроении методы оборки (базирования) принято называть по базовым поверхностям собираемых деталей изделия. Точность изготовления деталей, образование на них базовых поверхностей и точность изготовления СП являются важнейши­ми условиями получения требуемой формы и размеров узлов, отсеков и агрегатов планера самолета. Применяемые в самолетостроении методы сборки можно разделить на группы:

без использования СП - по базовой детали, по разметке и сборочным отверстиям;

с использованием СП - по поверхности каркаса, по поверхности обшивки, по координатно-фиксирующим отверстиям (КФО), по отверс­тиям под стыковые болты (ОСБ).


Методы базирования при сборке агрегатов в приспособлениях весьма специфичны, зависят от расположения и назначения собирае­мых элементов в изделии. Например, при базировании деталей, оп­ределяющих внешние обводы агрегатов, в качестве баз используются поверхности деталей каркаса и обшивки, КФО, а при базировании стыковых узлов и узлов крепления оборудования к элементам плане­ра - отверстия под стыковые болты (ОСБ) [1].

Наиболее точным методом базирования при сборке в приспособ­лении является базирование по наружной поверхности обшивки [5]. В этом случае размерная цепь кратчайшая, и погрешность наружного обвода агрегата определяется практически погрешностью обводообразующих элементов сборочного приспособления.

Во всех случаях применения при сборке одного изделия не­скольких сборочных баз основным методом базирования считается тот, при котором формируется внешний обвод агрегата. Метод (или методы) базирования выбирается в соответствии с требованиями к точности внешних обводов агрегата. Расчетные данные по точности внешних обводов агрегатов при различных методах базирования приведены в табл. 1.3 [3].


Таблица 1.3

Метод базирования

Точность внешнего обвода агрегата,

По наружной поверхности обшивки

По поверхности каркаса

По внутренней поверхности обшивки

По координатно-фиксирующим отверстиям

По сборочным отверстиям

0,7

1,0

1,6

1,2

2,4


Из нескольких методов базирования, удовлетворяющих заданной точности, выбирается наиболее экономически целесообразный, соот­ветствующий минимуму приведенных затрат на сборку изделия. Неко­торые сравнительные показатели основных методов оборки при подго­товке производства (затраты на сборочную оснастку) представлены в табл. 1.4 [З].

Т а б л и ц а 1.4

Метод базирования

Сборочная единица

Расход металла на оснастку, %

Трудоемкость

Изготовления оснастки,%

Себестои­мость изготовления, %

Объем сборочного оборудования,

%

По наружной по­верхности обшивки

Узлы, панели, отсеки, агрегаты

100

100

100

100

По поверхности каркаса

Узлы, панели,

Отсеки, агрегаты

96

95

95

95

90

90

80

100

По внутренней по­верхности обшивки

Узды, панели,

Отсеки, агрегаты

40

60

35

70

35

60

45

95

По сборочным отверстиям

Узды, панели,

Отсеки, агрегаты

25

75

30

60

25

55

35

85

По координатно-фиксирующим отверстиям

Узды, панели ,

Отсеки, агрегаты

45

55

30

75

35

80

40

90


1.3. Устройство СП и объекты их механизации


Большинство элементов конструкций самолетов собирается в СП. Основным назначением СП является обеспечение установки (базирования) деталей, узлов, панелей в сборочное положение относи­тельно базовых осей и выполнение соединений сориентированных де­талей. Положение собираемых элементов конструкции самолета в при­способлениях фиксируется относительно главных базовых осей отсека или агрегата, его аэродинамического обвода или плоскости стыково­го узла [7].



Рис. 1.1. Схема сборочного приспособления:

I - собираемый агрегат; 2, 3 - фиксаторы; 4 - упоры для переднего лонжерона; 5, 6, 7 - рубильники; 8 -кондукторная линейка; 5 - ко­лонна; 10, II - балка; 12 - наклонная белка; 13- кронштейн; 14 -гидроцилиндр подъема рубильника; 15 - гидравлический зажим; 16 -основание каркаса;17 - пульт управления гидросистемой стапеля; 18, 19 - гидровентили; 20,21- кондукторные втулки для сверления отверстий УБО в обшивке


Сборочное приспособление (рис. 1.1) представляет собой сложную пространственную конструкцию [I], состоящую из каркаса, базово -фиксирующих устройств (БФУ), вспомогательных устройств, средств механизации, энергосиловых устройств.

Каркас СП, как правило, выполняется из отдельных элементов (колонн, стоек, балок, фундаментных плит, кронштейнов), соединен­ных между собой болтами или при помощи сварки. Элементы каркаса при проектировании СП выбираются по ОСТ 1.51206-72 , ОСТ 1.51331-72 «Приспособления для оборки агрегатов. Детали и узлы каркасов приспособлений».

БФУ играют главную роль в обеспечении качества и производи­тельности сборочных работ. Основным назначением БФУ является обеспечение точности и взаимозаменяемости изделий. Являясь сбо­рочными базами, БФУ определяют положение устанавливаемой на них сборочной единиц относительно поверхностей других сборочных еди­ниц, а также обеспечивают неподвижность сборочных единиц в про­цессе сборки. Неподвижность достигается фиксацией оборочных еди­ниц специальными прижимными механизмами, которые, как правило, монтируются на базирующих элементах конструкции СП. Совмещение базирующих и зажимных элементов в одном устройстве исключает воз­можность образования двух баз и упрощает их монтаж на каркасе СП. БФУ обеспечивают:

• быстроту установки и фиксации деталей и узлов СП;

• надежность зажима при сборке;

• исключение возможности повреждения поверхности и деформации деталей;

• простоту и технологичность конструкции;

• максимальное использование стандартных элементов в конст­рукции СП;

• прочность и жесткость СП;

• быстросъемность и возможность повторных использований.


Тип БФУ зависит от конструктивно-технологических особенностей собираемого объекта и от метода сборки (базирования). Ряд конструкций БФУ может применяться при оборке любого объекта и при любом методе сборки, например стапельные плиты и контркалибры узлов сты­ка и разъемов. При сборке по поверхности обшивки или по поверхнос­ти каркаса основными БФУ являются рубильник и ложементы. Наиболее широкую номенклатуру БФУ составляют конструкции, предназначенные для базирования и фиксации деталей различной конфигурации.

Вспомогательные устройства СП предназначены для создания удобств в работе и включают в себя различного рода помосты, под­ставки, стеллажи, полки, ограждения и т.д.

Средства механизации СП предназначены для обеспечения более высокой производительности и облегчения труда рабочих при сборке изделия. Они включают в себя различные прижимные механизмы винтового, рычажного, комбинированного типов, исполнительные механизмы пневматического, пневмогидравлического и электромеханического типов.

Энергосиловые устройства служат для подачи энергии того или иного вида к приводам СП. Подвод энергии осуществляется по соот­ветствующей проводке, располагаемой на каркасе СП.

Известно, что более 50% трудоемкости сборки в немеханизиро­ванных стапелях приходится на выполнение вспомогательных операций установки деталей и узлов в сборочное положение и закрепление их зажимами [9]. Указанные затраты вспомогательного ручного труда могут быть сокращены за счет:

механизации операций установки и закрепления элементов кон­струкции в сборочном положении в стапеле. При этом в конструкцию фиксаторов стапеля встраиваются цилиндры, питающиеся от пневмогидроприводов;

механизации операций поджатия и закрепления деталей в СП. В этом случае в конструкциях фиксаторов предусматриваются вакуум­ные присоски или другие быстродействующие зажимы механического, пневматического или пневмогидравлического типов;

механизации поворота каркаса СП при сборке крупногабаритных конструкций (например, топливных баков) с целью сокращения време­ни доступа в любую зону собираемой конструкции. Такие СП оснащают­ся механизмами поворота силовых рам каркаса с использованием пово­ротных механизмов электромеханического и гидравлического типов;

совершенствования технологических процессов сборки, позволя­ющих сократить количество фиксаторов либо заменить сложные в кон­структивном отношении БФУ более простыми с обеспечением точности оборки изделия.

При проектировании сборочной оснастки следует более широко использовать нормализованные элементы стапелей (колонны, балки, рубильники, элементы оснащения) с целью повышения коэффициента использования материала [I].


2. СИЛОВЫЕ ПРИВОДЫ СИСТЕМ МЕХАНИЗАЦИИ СП

2.1. Виды приводов

Силовые приводы систем механизации - это устройства, с по­мощью которых функционируют различные механизмы. Приводы содержат источники энергии (двигатели), передаточные механизмы (редукторы, редукционные клапаны, трансформаторы), средства доставки энергии (трубопроводы, электропроводка, троса, тяги), аппаратуру управле­ния (магнитные пускатели, коммутаторы, обратные клапаны). В зави­симости от рода используемой энергии [10] приводы бывают электро­механические, пневматические, гидравлические, пневмогидравлические, электрогидравлические.

Электромеханические приводы обладают простотой управлении и монтажа, высоким быстродействием, небольшой стоимостью. Они монти­руются из стандартных элементов, достаточно хорошо освоенных в производстве. Недостатком этих систем является их работа от сети высокого напряжения. С целью понижения рабочего напряжения приме­няют трансформаторы, что усложняет и удорожает эти системы.

Пневматические двигатели, используемые в СП, работают от це­ховой воздушной сети, просты в монтаже и эксплуатации. Однако из-за низкого давления в воздушной сети они имеют повышенные га­баритные размеры, что затрудняет их монтаж и эксплуатацию. Эти устройства могут использоваться в небольших по габаритам сборочных приспособлениях, где не требуется значительных рабочих усилий для Фиксации элементов собираемого изделия.

Гидравлические двигатели могут развивать большие усилия при малых собственных габаритных размерах, однако работают от специ­альных гидравлических станций, что удорожает гидросистему, услож­няет ее монтаж и эксплуатацию.

Пневмогидравлические системы обладают достоинствами пневмати­ческих и гидравлических систем: работают от цеховой воздушной сети и развивают большие усилия на выходе.

В системах механизации СП пневматические, гидравлические и пневмогидравлические двигатели выполняются в виде силовых цилинд­ров.


2.2. Электромеханический привод


Электромеханический привод (рис. 2.1) содержит устройство уп­равления I, электродвигатель 2. предельную муфту 3, передаточный механизм 4, приводящий в действие тот или иной рабочий орган, ус­тановленный в СП.

Устройством управления обычно является кнопочная станция, вы­ключатели, коммутаторы, электрические рубильники. Наиболее часто применяются трехфазные асинхронные электродвигатели переменного тока. Передаточный механизм включает в себя набор шестерен или специальный редуктор. Энергия вращения выходного вала редуктора передается на элементы приспособления для перемещения силовых гам, фиксаторов, поворота стапельных плит и т.д.



  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Учебное пособие Утверждено iconУчебное пособие по домашнему чтению уровень A2 Der Mann ohne Gesicht 2007 Ионова А. М. «Учебное пособие по домашнему чтению» (уровень А2)
Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих немецкий язык на уровне пособие в занимательной форме знакомит студентов...
Учебное пособие Утверждено iconУчебное пособие. Под редакцией А. И. Рофе М. 1994 Основы научной организации труда на предприятии. Учебное пособие

Учебное пособие Утверждено iconЛ. Н. Шиян Свойства и химия воды. Водоподготовка Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов технических университетов
Учебное пособие Утверждено iconПрактикум по неорганической химии (Учебное пособие)
П1 Закономерности химических реакций (Учебное пособие) (А. И. Галанов, Н. Ф. Стась
Учебное пособие Утверждено iconМ. П. Загребельная Учебное пособие по домашнему чтению
Учебное пособие no speak English Часть I состоит из 5 рассказов современных американских писателей
Учебное пособие Утверждено iconУчебное пособие Рекомендовано
К78 Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. 144 с. Isbn 5-7301-0101-5
Учебное пособие Утверждено iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов. М. Веди, 2007. 152 с. Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В. Эпидемиология : учебное пособие для студентов медицинских вузов. 2-е изд., перераб и доп. М. Медицина, 2003. 448 с
Беляков В. Д., Жук Е. Г. Учебное пособие по военной гигиене и эпидемиологии. М. Медицина, 1988. 320 с
Учебное пособие Утверждено iconУчебное пособие Под редакцией Бердычевского В. С
Б 48 Трудовое право: Учебное пособие / Отв ред. В. С. Бердычевский. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 512 с
Учебное пособие Утверждено iconУчебное пособие Издательство
М. В. Введение в регионоведение. Методы регионоведческих исследований: учебное пособие/М. В. Иванова, М. А. Штанько. – Томск: Изд-во...
Учебное пособие Утверждено iconУчебное пособие по подготовке к пгк часть 2
Учебное пособие предназначено для использования в учебном курсе "Информатика" по ряду специальностей и направлений подготовки студентов...
Учебное пособие Утверждено iconСборник задач по газовой динамике Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для использования студентами специальности «механика» при изучении курса «Газовая динамика»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы