Книга о душе 49 icon

Книга о душе 49



НазваниеКнига о душе 49
страница1/36
Дата конвертации28.10.2012
Размер3,06 Mb.
ТипКнига
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
1. /Антроп.традиция.DOC
2. /Антропологическая школа.doc
3. /Важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси стали собственные языческие восточнославянские традиции.doc
4. /Византийская к-ра.DOC
5. /Влияние к.к-ры на к.чел-ка.DOC
6. /Динамика к-ры.DOC
7. /Дух.мир средневекового чел.З.Е..DOC
8. /Искусство магии и сила веры.DOC
9. /К-гия Уайта.DOC
10. /К-ра Античности.DOC
11. /К-ра России XIX-XX.DOC
12. /К-ра Сов.общества.DOC
13. /К-ра тоталитарного общества.DOC
14. /К-ра эпохи возрождения.DOC
15. /К. в Германии.DOC
16. /КУЛЬТУРА XX ВЕКА .DOC
17. /Культ-ый процесс.DOC
18. /Культурология(Уайт).DOC
19. /МОДЕЛИ К-РЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.DOC
20. /Миф в примитивной психологии.DOC
21. /Мифология.DOC
22. /Модели к-ры эпохи Просвещения.DOC
23. /Наследие Древн.Востока.DOC
24. /Натуралистическая школа.doc
25. /Наука о культуре.DOC
26. /Общественно-историческая.doc
27. /Определение Культура.DOC
28. /Планы сем.занятий.DOC
29. /Понятие культуры(Уайт).DOC
30. /Православие.doc
31. /РИТУАЛЫ ВОССТАНИЯ В Ю-В АФРИКЕ.DOC
32. /Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества.doc
33. /Романтизм-к-ный феномен.DOC
34. /Рус.средневековая к-ра.DOC
35. /Симв.классификация.DOC
36. /Символ(Уайт).DOC
37. /Символич.реальность.DOC
38. /Символическая школа.doc
39. /Система,структура,функции.DOC
40. /Системный подход.DOC
41. /Смысл и цель Петровских реформ.doc
42. /Соотношение языка,мышл.,поведения.DOC
43. /Социологическая школа.doc
44. /Стиль и цивилизации.DOC
45. /Типология к-ры.DOC
46. /Типология религий.DOC
47. /Типы к-ры.DOC
48. /Характеристики культуры.DOC
49. /Хрестоматия .doc
50. /Человек-знаменатель к-р.DOC
51. /Энергия и эволюция к-ры.DOC
52. /Язык как модель.DOC
53. /план сем зан.DOC
54. /содержание.DOC
55. /экзамен.DOC
I. антропологическая традиция в культурологии культурология интеграция знаний о культуре
Антропологическая школа
Важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси стали собственные языческие восточнославянские традиции, на которые наложились особенности христианского мировосприятия
XV. типология византийской культуры истоки и традиции в истории культуры Византии
Клиффорд Герц Влияние концепции культуры на концепцию человека
IX. динамика культуры
Xvi духовный мир средневекового человека западной европы
Б. Малиновский Искусство магии и сила веры
Iii культурология лесли а. Уайта
Культура античности
Xxii. Культура россии на рубеже xix—xx вв. Рубеж этих столетий в культуре России принято называть «серебря­ным веком»
Xxiii. Культура советского общества: достижения и потери
Xxiv. Культура тоталитарного общества
Xviii. Культура эпохи возрождения общая характеристика эпохи
II. формирование культурологической традиции в германии
Xxv культура XX века — смена парадигмы
Роберт л. Карнейро культурный процесс.*
Лесли А. Уайт. Культурология
Xix модели культуры нового времени: формирование новоевропейского культурного образца
Б. Малиновский Миф в примитивной психологии
X. Мифология как система представлений о мире. Мифологическое сознание
XX. Модели культуры Нового времени: модификации эпохи Просвещения
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?»
Биография Фрейда сравнительно бедна событиями. Он родился в небогатой семье торговца в Вене. После окончания медицинского факультета университета стажировался во Франции по физиологии и неврологии.
Наука о культуре
Освальд Шпенглер
Альберт К. Кафанья формальный анализ определений понятия "культура"
Планы семинарских занятий для 4 курса 5 факультета ( 26 часов) Введение в культурологию. Наука о культуре. Культурология в системе гуманитарного знания
Понятие культуры
Православие
М. Глакмен ритуалы восстания в юго-восточной африке
Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на культуру
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма
Xvii. Русская средневековая культура
Символическая классификация предисловие
Символ : происхождение и основа человеческого поведения. "В слове было Начало начало человека и культуры"
VI. символическая реальность культуры
Символическая школа
Культура как система. Уже в первой своей книге «The Science of Culture»
IV. системный подход к изучению культуры
Смысл и цель Петровских реформ
Бенджамен Ли Уорф Соотношение языка, обыденного мышления и поведения
Социологическая школа
Альфред Л. Крёбер. Стиль и цивилизации
Vii историческая типология культуры историческая типология культуры
Xii типология религий классификация религий
Дж. Фейблман. Типы культуры. А. Существование культурных типов
Джордж П. Мердок
Книга о душе 49
Viii. Человек как общий знаменатель культур основы культурного единства
Лесли а. Уайт энергия и эволюция культуры*
XI. язык, как модель культуры язык и мышление
Чтения лекций и проведения семинарских занятий по культурологии на курсе в 2003\2004 учебном году
Введение в культурологию
Вопросы для экзамена по курсу ’’Культурология’’ 2001/2002 уч год. Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарных знаний

Содержание:





Э.Б. Тайлор 2

Первобытная культура 2

Мифы Древней Индии 4

Творение Вселенной 4

Мифы Древней Греции 4

Ночь, луна, заря и солнце 4

Л. Г. Морган 5

Праздник благодарения клену 5

Г. А. Франкфорт, Д. Ж. Франкфорт 5

В преддверии философии 5

Г. Риккерт 7

Науки о природе и науки о культуре 7

П. Тейяр де Шарден 10

Феномен человека 10

И. Г. Гердер 10

Идеи к философии истории человечества 10

НА. Бердяев 11

Философия неравенства 11

К. Э. Циолковский 12

Космическая философия 12

Й. Хейзинга 14

Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры 14

3. Фрейд 17

Будущее одной иллюзии 17

Н.Я. Данилевский 19

Россия и Европа 19

О. Шпенглер 24

Закат Европы 24

X. Ортега-и-Гассет 28

Восстание масс 28

А. Дж. Тойнби 30

Постижение истории 30

К. Ясперс 36

Истоки истории и ее цель 36

П. Сорокин 38

Кризис нашего времени Диагноз кризиса 38

Г.-Г. Гадамер 40

Язык и понимание 40

Э. Фромм 42

Забытый язык 42

В. Бартольд 44

К вопросу о полумесяце как символе ислама 44

Аристотель 46

Метафизика 46

Фараби 48

Сущность вопросов 48

Ибн Сина (Авиценна) 49

Книга о душе 49

НА. Бердяев 51

Смысл творчества 51

В. Иванов 55

О границах искусства II 55

Ж. Маритен 58

Ответственность художника 58

К.Г Юнг 61

Психология и художественное творчество 61

X. Ортега-и-Гассет 63

Дегуманизация искусства 63

Хосе и Мириам Аргуэлес 65

Мандала как форма искусства 65

Е.Н. Трубецкой 66

Умозрение в красках 66

Типитака 69

Дхаммапада 69

Сутта-Нипата 70

Тхерагатха 71

Джатаки 71

Джатака о преданном друге (№27) 71

Библия 72

Книга Екклесиаста, или проповедника 72

Книга Песни Песней Соломона 73

Притчи, рассказанные Христом 73

Коран 74

Ибн Рушд 76

Рассуждения, выносящие решения относительно связи между философией и религией 76

М. Вебер 77

Наука как призвание и профессия 77

М. Хайдегтер 79

Наука и осмысление 79

К. Ясперс 81

Истоки истории и ее цель 81

Александр Шапошников 83

Древнеегипетский погребальный культ и его духовное оформление 83

Доброхотов А.Л. 95

Вводная лекция курса «История и теория мировой культуры» 95

Общее понятие мифа и мифологии 103

Категории мифов 104

Категории мифических героев 106

Миф и литература 107



Э.Б. Тайлор

Первобытная культура


Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смыс­ле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способнос­тей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С дру­гой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего.

С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью однов­ременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

Миф возник в период дикости, через который прошло в отда­ленные века всё человечество. Он остается почти без изменений у современных примитивных племен, которые меньше других отошли от этих первобытных условий. В то же время высшие и поздние ступени цивилизации, частью сохраняя его подлинные принципы, а частью развивая унаследованные ими результаты мифотворчества в форме преданий предков, продолжали относиться к нему не только со снисхождением, но и с почетом.

Происхождение и первоначальное развитие мифа должны были быть продуктом человеческого ума в его раннем детском состоянии. Правда, ученые-критики, принимаясь за изучение мифологии не с

229

надлежащей стороны, редко подходили к правильной оценке этих младенческих идей, принимающих условную форму в поэзии или преобразованных в историческое предание. Между тем чем более мы сравниваем мифические вымыслы различных народов и стара­емся вникнуть в общие идеи, лежащие в основе их сходства, тем более мы убеждаемся в том, что и сами во время нашего детства находились у порога царства мифа.

Так, рассматривая странные вымыслы и дикие легенды низших племен, мы должны признать дикаря представителем человеческой расы в период ее детства. Здесь этнология и сравнительная мифология идут рука об руку, и развитие мифа рассматривают как неизменную часть развития культуры.

Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы — верование, которое достигает своей точки в олицетворении ее. Это вовсе не случайное или генетическое действие человеческого ума неразрывно связано с тем первобытным умственным состоянием, когда человек в мельчайших подробностях окружающего его мира видит проявления личной жизни и воли. Для примитивных чело­веческих племен солнце и звёзды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и исполняют предназначенные им в мире функции с помощью членов, как животные, или искусст­венных орудий, как человек. Иногда же видимое человеческим глазом представляется простым орудием для той или другой цели или еще бесформенным материалом, за которым скрывается какое-нибудь чудовищное, хотя и получеловеческое существо, действую­щее на них своими руками или приводящее их в движение своим дуновением. Основа, на которой построены подобные идеи, не может быть сужена до простого поэтического вымысла или до простой метафоры. Идеи эти опираются на широкую философию природы, правда первобытную и грубую, но полную мысли и понимаемую вполне реально и серьезно.

Аналогии, которые для нас не что иное, как вымысел, были действительностью в глазах людей прошлого времени. Они могли видеть огненные языки пламени, пожирающего свою жертву. Они могли видеть змею, которая при взмахе меча скользила по нему от рукоятки до острия. Они могли чувствовать в своей утробе живое существо, которое грызло их во время мучений голода. Они слышали голоса горных карлов, отвечающих им в виде эхо, и колесницу небесного бога, громыхавшую по тверди небесной. Люди, для которых всё это было живые мысли, не имели нужды в школьном учителе и его правилах риторики, в его советах осторожно пользо­ваться метафорой и постоянно заботиться о том, чтобы уподобления были содержательны. Уподобления древних бардов и ораторов были

230


содержательны потому, что они, по-видимому, и видели, и слы­шали, и чувствовали их.

То, что мы называем поэзией, было для них действительной жизнью, а не маскарадом богов и героев, пастухов и пастушек, театральных героинь и философствующих дикарей, размалеванных и разукрашенных перьями, как для современных стихотворцев. В древности и у народов нецивилизованных природа изображалась с несравненно более глубокой сознательностью в бесконечно фан­тастических подробностях.

Язык, без сомнения, играл значительную роль в образовании мифа. Уже самый факт наименования таких понятий, как зима и лето, холод и жара, война и мир, добродетель и порок, давал составителю мифов возможность представлять себе эти идеи в виде этих существ. Язык действует не только в полном согласии с воображением, продукты которого он выражает, но он творит и сам по себе, так что рядом с мифическими идеями, в которых речь следовала за воображением, есть и такие, в которых речь шла впереди, а воображение следовало по проложенному ею пути. Оба эти действия слишком совпадают в своих результатах, чтобы можно было их вполне отделить, но тем не менее их следует различать, насколько это возможно.

Таким образом, воззрения младенческой, первобытной философии, приписывавшей личную жизнь всей природе вообще, и ранняя тирания слова над человеческим умом оказываются двумя великими, если не величайшими, двигателями мифологического развития... Для полного понимания мифа древнего мира нужны не одни аргументы и факты, но и глубокое поэтическое чувство.

Характер учения о душе у примитивных обществ можно выяснить из рассмотрения его развития. По-видимому, мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять, во-пер­вых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти? Они задавались вопросом, во-вторых, что такое человеческие обра­зы, появляющиеся в снах и видениях? Видя эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе "я". И то и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак показывается людям вдали от него.

Дикарям-философам нетрудно было сделать и второй шаг. Мы это видим из того, как крайне трудно было цивилизованным людям

231

уничтожить это представление. Дело заключалось просто в том, чтобы соединить жизнь и призрак. Если то и другое присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно рассматривать как связанные между собой. В результате и появля­ется общеизвестное понятие, которое может быть названо призрач­ной душой, духом-душой. Понятие о личной душе, или духе, у примитивных обществ может быть определено следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и в настоящем. Она способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантасм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных, и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18, 36, 128—130, 141, 212—213.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Книга о душе 49 iconЖиття і творчість Олександра Олеся
Києві (1909 — 1919). У 1907р у Петербурзі вийшла перша книга Олеся — “З журбою радість обнялась”, що принесла славу молодому поетові....
Книга о душе 49 iconПрограмма дисциплины Аристотелевское учение о душе
Какова история и судьба этого понятия? Насколько актуален сейчас разговор о проблеме души? Чем были вызваны попытки реанимировать...
Книга о душе 49 iconРеферат на тему: «Если душа родилась крылатой…»
Вечернего альбома. Это первая опубликованная книга Цветаевой. Она издала ее будучи гимназисткой седьмого класса, за свой счет, вопреки...
Книга о душе 49 iconСвятоотеческое учение о душе: энергийная концепция личности
В статье анализируется святоотеческое учение о душе. Главный исследовательский интерес сосредоточен на энергийной концепции личности....
Книга о душе 49 iconКнига джерело знань
Книги – наші постійні супутники. Книга – джерело знань для школяра, студента, кожної людини. Книга – наш найкращий порадник у всіх...
Книга о душе 49 iconПол Экман
Пола Экмана, книга–справочник, книга tour de force. Написанная просто и увлекательно, эта книга изобилует интересными фактами, случаями...
Книга о душе 49 iconПро природну закономірність; про природність людської душі І свідо-мості
Становлення філософської думки у Стародавньому Китаї спостерігається вже у VII ст до н е. Про це свідчить зміст старокитайських трактатів:...
Книга о душе 49 icon«Быть собой». В рамках этой тематики 22 декабря прошел Ханукальный концерт под названием «Сохрани свет в своей душе»!
Конечно же, концерт был посвящен Ханукальному чуду, празднику света. Чудесным образом эти понятия раскрылись и прозвучали совершенно...
Книга о душе 49 iconНастольная книга методиста детского сада. Автор-составитель Честнова Н. Ю
Книга предназначена для методистов, воспитателей и руководителей дошкольных образовательных учреждений
Книга о душе 49 iconВ. Хлебников
Открывалась как бы единая "книга бытия", книга Природы – утопическая мечта Х., поэтическому воплощению которой он посвятил всю свою...
Книга о душе 49 iconЮ. М. Иванов как стать экстрасенсом москва 1990 Книга
Книга рассчитана на широкий круг читателей и посвящена воп­росам биоэнергетического поля человека
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы