IV. системный подход к изучению культуры icon

IV. системный подход к изучению культуры



НазваниеIV. системный подход к изучению культуры
Дата конвертации28.10.2012
Размер251,04 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Антроп.традиция.DOC
2. /Антропологическая школа.doc
3. /Важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси стали собственные языческие восточнославянские традиции.doc
4. /Византийская к-ра.DOC
5. /Влияние к.к-ры на к.чел-ка.DOC
6. /Динамика к-ры.DOC
7. /Дух.мир средневекового чел.З.Е..DOC
8. /Искусство магии и сила веры.DOC
9. /К-гия Уайта.DOC
10. /К-ра Античности.DOC
11. /К-ра России XIX-XX.DOC
12. /К-ра Сов.общества.DOC
13. /К-ра тоталитарного общества.DOC
14. /К-ра эпохи возрождения.DOC
15. /К. в Германии.DOC
16. /КУЛЬТУРА XX ВЕКА .DOC
17. /Культ-ый процесс.DOC
18. /Культурология(Уайт).DOC
19. /МОДЕЛИ К-РЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.DOC
20. /Миф в примитивной психологии.DOC
21. /Мифология.DOC
22. /Модели к-ры эпохи Просвещения.DOC
23. /Наследие Древн.Востока.DOC
24. /Натуралистическая школа.doc
25. /Наука о культуре.DOC
26. /Общественно-историческая.doc
27. /Определение Культура.DOC
28. /Планы сем.занятий.DOC
29. /Понятие культуры(Уайт).DOC
30. /Православие.doc
31. /РИТУАЛЫ ВОССТАНИЯ В Ю-В АФРИКЕ.DOC
32. /Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества.doc
33. /Романтизм-к-ный феномен.DOC
34. /Рус.средневековая к-ра.DOC
35. /Симв.классификация.DOC
36. /Символ(Уайт).DOC
37. /Символич.реальность.DOC
38. /Символическая школа.doc
39. /Система,структура,функции.DOC
40. /Системный подход.DOC
41. /Смысл и цель Петровских реформ.doc
42. /Соотношение языка,мышл.,поведения.DOC
43. /Социологическая школа.doc
44. /Стиль и цивилизации.DOC
45. /Типология к-ры.DOC
46. /Типология религий.DOC
47. /Типы к-ры.DOC
48. /Характеристики культуры.DOC
49. /Хрестоматия .doc
50. /Человек-знаменатель к-р.DOC
51. /Энергия и эволюция к-ры.DOC
52. /Язык как модель.DOC
53. /план сем зан.DOC
54. /содержание.DOC
55. /экзамен.DOC
I. антропологическая традиция в культурологии культурология интеграция знаний о культуре
Антропологическая школа
Важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси стали собственные языческие восточнославянские традиции, на которые наложились особенности христианского мировосприятия
XV. типология византийской культуры истоки и традиции в истории культуры Византии
Клиффорд Герц Влияние концепции культуры на концепцию человека
IX. динамика культуры
Xvi духовный мир средневекового человека западной европы
Б. Малиновский Искусство магии и сила веры
Iii культурология лесли а. Уайта
Культура античности
Xxii. Культура россии на рубеже xix—xx вв. Рубеж этих столетий в культуре России принято называть «серебря­ным веком»
Xxiii. Культура советского общества: достижения и потери
Xxiv. Культура тоталитарного общества
Xviii. Культура эпохи возрождения общая характеристика эпохи
II. формирование культурологической традиции в германии
Xxv культура XX века — смена парадигмы
Роберт л. Карнейро культурный процесс.*
Лесли А. Уайт. Культурология
Xix модели культуры нового времени: формирование новоевропейского культурного образца
Б. Малиновский Миф в примитивной психологии
X. Мифология как система представлений о мире. Мифологическое сознание
XX. Модели культуры Нового времени: модификации эпохи Просвещения
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?»
Биография Фрейда сравнительно бедна событиями. Он родился в небогатой семье торговца в Вене. После окончания медицинского факультета университета стажировался во Франции по физиологии и неврологии.
Наука о культуре
Освальд Шпенглер
Альберт К. Кафанья формальный анализ определений понятия "культура"
Планы семинарских занятий для 4 курса 5 факультета ( 26 часов) Введение в культурологию. Наука о культуре. Культурология в системе гуманитарного знания
Понятие культуры
Православие
М. Глакмен ритуалы восстания в юго-восточной африке
Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на культуру
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма
Xvii. Русская средневековая культура
Символическая классификация предисловие
Символ : происхождение и основа человеческого поведения. "В слове было Начало начало человека и культуры"
VI. символическая реальность культуры
Символическая школа
Культура как система. Уже в первой своей книге «The Science of Culture»
IV. системный подход к изучению культуры
Смысл и цель Петровских реформ
Бенджамен Ли Уорф Соотношение языка, обыденного мышления и поведения
Социологическая школа
Альфред Л. Крёбер. Стиль и цивилизации
Vii историческая типология культуры историческая типология культуры
Xii типология религий классификация религий
Дж. Фейблман. Типы культуры. А. Существование культурных типов
Джордж П. Мердок
Книга о душе 49
Viii. Человек как общий знаменатель культур основы культурного единства
Лесли а. Уайт энергия и эволюция культуры*
XI. язык, как модель культуры язык и мышление
Чтения лекций и проведения семинарских занятий по культурологии на курсе в 2003\2004 учебном году
Введение в культурологию
Вопросы для экзамена по курсу ’’Культурология’’ 2001/2002 уч год. Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарных знаний

IV. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ*


Культура, в разных своих аспектах, является объектом внимания множества гуманитарных наук — теории культуры, истории культуры, социологии культуры, философии культуры, психологии культуры и др.; то же самое касается отдельных ее сфер (искусства, идеологии, религии и пр., и пр.). Естественно, возникает вопрос: есть ли у культурологии своя специфика, свой ракурс в изучении культуры, или же она — это некий конгломерат знаний, заимствованных то из одной, то из другой гуманитарной дисциплины? Действительно, не­редко культурологию сводят к некоей 'сумме теоретике- и историко-культурного знания, к “истории культурологической мысли”, подме­няют историей и теорией искусства и т.д. На самом же деле, в процессе своего становления и развития культурология — именно как “наука о культуре”, в самом общем смысле этого понятия — выработала свой собственный, не сводимый ни к какому другому ракурс рас­смотрения этого “объекта многочисленного внимания”. И определяет этот ракурс, в первую очередь, сам подход — системный подход в приложении к сфере культуры, к анализу культурных процессов.

Обычно под системным подходом понимают в основном необхо­димость обеспечения комплексности и широты охвата предмета исс­ледования. Но в нашем случае дело связано в первую очередь даже не с этим, — хотя упомянутое тоже очень важно для культурологии, — и тем более не с необходимостью обеспечения системности знания (требованием, естественным для любой гуманитарной науки, как и любой другой научной дисциплины). Главным здесь оказывается то,что с позиции системного подхода возможно уточнить опреде­ление самого объекта культурологического исследования и вы­работать адекватную методологию его изучения. Культурология занимается исследованием системной сущности, системных параметров и свойств культуры, ее интересуют общесистемные характеристики культуры, протекающих в ней процессов и логика их изменений. В этом смысле культурологию можно назвать системологической наукой. Поэтому, обращаясь 'часто к тем же самым реалиям культуры, изучая те же культурные объекты и их совокупности, культурология отнюдь не подменяет и не заменяет искусствоведческого, историко-культурного и другого знания — она просто с иных позиций рассматривает эти объекты и реалии. В то же время применение системного подхода действительно обеспечивает интеграцию определенных аспектов знания из тех или иных наук, занимающихся исследованиями культуры, — в той мере, в какой это помогает решению собственно культурологиче­ских задач. Более того, опора на принципы системного подхода позволяет обеспечить интеграцию и самого культурологического знания, до сих пор включающего в себя очень разнообразный и разнородный теоретический и конкретно-исследовательский мате­риал.

Интегративный подход к культуре реализуется культурологией в рамках парадигмы, задаваемой одним из важнейших направлений меж­дисциплинарных исследований, активно развивавшихся с середины XX века, а именно, — общей теорией систем, которая занимается изуче­нием абстрактных моделей сложных реальных систем произвольной природы . Методологические установки, лежащие в основе теории систем, определяют характер реализуемого ею в конкретных обла­стях науки подхода, который получил название системного подхода. Назовем наиболее важные его принципы, выработанные учеными, занимающимися разработкой этой теории.1**

— Рассмотрение не изолированных элементов, а их целост­ных совокупностей, которые и называются системами. Отметим, что целостность здесь считается первичным, определяющим свой­ством — в отличие, например, от математического понятия мно­жества (это проявляется, в частности, в том, что в одной и той же системе можно вычленить составные части различными спо­собами, в зависимости от целей и методики исследования).


— Противопоставление системы всем объектам, не вхо­дящим в нее (внешней среде).

— Фиксация внимания на взаимных связях и отношениях между элементами системы. При этом их связи с другими объ­ектами либо рассматриваются как присущие системе в целом (в этом случае она называется открытой), либо вообще исключаются из рассмотрения как несущественные (в закрытых системах).

— Выделение системообразующих факторов, придающих си­стеме упорядоченность и устойчивость. Универсальной качествен­ной характеристикой системы считается ее организация, опреде­ляемая как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаи­модействие более или менее автономных частей целого, обуслов­ленные его строением (сюда же относят и совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию вза­имосвязей между частями целого). В качестве универсальной ко­личественной характеристики системы используется энтропия, т.е. степень неопределенности состояния системы.

— Анализ интерактивных свойств системы (не присущих ни одному из ее элементов в отдельности, но проявляющихся при их взаимодействии) и механизмов их возникновения.

— Принцип иерархичности (один и тот же объект может рассматриваться как вышестоящая система по отношению к сво­им элементам и как подсистема системы более высокого уровня).

Применение принципов системного подхода к изучению куль­туры, к анализу культурных процессов собственно и определяет специфику культурологического знания. В центре внимания куль­турологии — культура как некий целостный системный феномен, его общесистемные параметры, смысл и логика их изменений от од­ной культурной эпохи к другой (причем это в равной мере относится как к культуре в целом, так и к более низким иерархическим уров­ням ее рассмотрения — культуре историко-культурной эпохи, региона, нации, общности, отдельным подсистемам культуры и т.д.). В центре ее внимания — то, что характеризует культуру как нечто большее, чем сумма составляющих ее элементов. В центре ее внимания — смысл взаимосвязей отдельных компонентов культуры, логика их вза­имоотношений, характер и специфика этих взаимосвязей в культуре в целом или в той или иной конкретной культуре. Системный подход является, следовательно, методологической основой культурологиче­ских исследований и самой культурологии как науки.

Отношение к культуре как к системе позволяет выявить феномено­логическую сущность культуры и понять, какие же процессы обеспечивают ее “жизнь и жизнедеятельность” в человеческом обществе. При­чем именно культурологический (системный) анализ дает нам воз­можность выделить и подчеркнуть значение ряда тех важнейших спе­цифических свойств культуры, совокупность которых как раз и оп­ределяет ее существование в виде целостно-системного феномена.

В частности, опора на основания системного подхода делает культурологию единственной из гуманитарных наук, в которой культура целенаправленно исследуется как система, складываю­щаяся, функционирующая и развивающаяся во взаимодействии двух форм ее существования — “объективной” и “субъективной”. Хотя идея эта впервые прозвучала в философской литературе, именно для культурологии этот момент становится принципиально важным, если она хочет иметь дело с целостной системой.

Под “объективной” формой культуры здесь подразумеваются любые “материализованные” культурные объекты, реалии и образцы — от тех или иных орудий труда, “опредмечивающих” человеческий опыт поль­зования ими, до произведений искусства, идеологических и религиозных концепций и т.д. (Специфической составляющей “объективной” формы культуры являются и “автономизирующиеся” от каждой конкретной личности, живущие как бы отдельной, самостоятельной жизнью явления социально-психологического порядка — обычаи, традиции, общественное мнение, общественный вкус и пр.) “Субъективная” же форма культуры — это некий ее “слепок” в сознании (сознании общества в целом, общностей и групп, составляющих его структуру, вплоть до сознания отдельной личности). Точнее, это, конечно, слепок не всей культуры, а определенной ее части; это совокупность “распредмеченных”, “присво­енных” сознанием как значимых для данной культуры, ставших досто­янием этого сознания ценностей из того культурного багажа, который постоянно нарабатывается человеческой общностью2*** . Таким образом, функционирование культуры связано с системой процессов производст­ва, воспроизводства, распространения ("трансляции") и сохранения культурных ценностей, и рассмотрение этих процессов входит в число задач культурологического анализа.

В свою очередь, совокупность актуально функционирующих в данной культуре культурных ценностей, “актуальная” культура данного общества включает в себя и уже существующие, и заново создаваемые (опять же “опредмечиваемые” в объективной фор­ме существования культуры) социально значимые культурные образцы . В реальном бытии тех или иных конкретных культур и на разных этапах их существования наблюдаются различные вари­анты взаимосвязи и взаимообмена “актуальной” формы культуры и всего “культурного потенциала”, как и различное соотношение эле­ментов новизны и “традиционного”, определяющего облик данной культуры, основного массива культурных ценностей. Культурология, следовательно, имеет дело еще и с изучением процессов взаимодей­ствия культурно-новационных механизмов и свойственных культуре способов обеспечения ее себетождественности (сохранения основных свойств при внешних и внутренних изменениях).

Системный подход делает культурологию также единствен­ной из гуманитарных наук, для которой принципиальную зна­чимость приобретает положение о том, что существование куль­туры как целостного феномена обеспечивается системной вза­имосвязью подсистем “рациональной” и “эмоционально-чувст­венной” форм ее бытия. и функционирования. Правда, здесь культурология “приняла эстафету” у психологии, которая уже довольно давно занимается исследованием двух сторон процесса отражения сознанием объективной реальности; но и в этом слу­чае упомянутый момент становится именно для культурологии одним из важнейших методологических оснований анализа.

Процессы накопления человеком опыта отражения действитель­ности (как основы регуляции его жизнедеятельности) обычно свя­зывают прежде всего с развитием рационального мышления. Они обеспечивает возможность идентификации и классификации при­знаков, структурных характеристик и отношений объектов дейст­вительности (напомним, что еще И.Кант высказал идею о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на поток сенсорной информации и организующей его определенным образом), — а следовательно, и восприятия ее системности, на основе чего вырабатываются некие “правила игры”, по которым человек дей­ствует в окружающем его мире.3 Этот опыт обобщается человеческим сознанием, опосредуется (в том числе, знаковыми и символическими структурами) и фиксируется культурой. Но и механизмы, и процессы эмоциональной регуляции поведения отнюдь не утра­тили своего значения для человека — более того, с появлением человеческой культуры они приобрели качественно новые, вы­сшие, социальные черты и облик. Способность человека к фор­мированию и развитию опыта эмоционально-чувственных реак­ций на мир и его составляющие (компоненты, элементы), как и опыт рационального отражения, объективируется культурой человечества — но уже в виде определенной совокупности социально значимых образ­цов, “паттернов” эмоционально-чувственного восприятия. Причем особый интерес представляет та часть этого “чувственного культур­ного багажа”, которая связана с выработанной в процессах эволю­ции способностью человеческого сознания эмоционально реагиро­вать на наличие (и уровень) упорядоченных, закономерных отно­шений, отличающих неэнтропийность, системную организацию ми­ра, в котором он, человек, обитает (что в философско-эстетической традиции называется “опытом эстетического восприятия”). Эта спо­собность, как считают психологи, является не менее важной для обеспечения регуляции человеческой жизнедеятельности, ибо позво­ляет непосредственно, целостно и одномоментно ("симультантно") “воспринимать чувствами” и эмоционально принимать или отвер­гать те или иные системные параметры мира человеческого суще­ствования — мира в целом или отдельных его компонентов. С точки зрения системного подхода, кстати, очень важно выяснение того, как и в какой мере эта способность используется и реализу­ется в той или иной конкретной культуре, — это позволяет многое понять в ее специфике, в частности, разобраться в характере и содержательных особенностях такой ее сферы, как искусство.

Принимая во внимание охарактеризованные выше системные осо­бенности бытия и функционирования культуры, становится понятно, почему культурология при определении объекта своего исследования последовательно исходит из глобального понимания культуры как “ге­нетического кода” человечества. Хотя аналогичные взгляды встреча­ются опять же в философии и психологии, именно для культурологии это понимание оказывается принципиально важным, и прежде всего потому, что направленность на системное изучение культуры позво­ляет в рамках культурологического подхода сформулировать общемодель­ное представление о феномене культуры4 и содержательно его анализировать. Все другие трактовки термина “культура” оказыва­ются при этом частными случаями рассмотрения этого феноме­на, возникающими при введении тех или иных ограничений (подобно тому, как с появлением более общей концепции фи­зического мира ее частным случаем — в условиях скоростей, не­сопоставимых со скоростью света — становится теория Ньютона).

К примеру, когда говорят об “отсутствии” культуры у того или иного человека, понятие “бескультурье” вовсе не означает, что дан­ным индивидом не усвоены никакие, самые элементарные, человече­ские навыки — в таком случае это существо просто нельзя было бы назвать человеком ; на самом деле здесь имеется в виду то, что достоянием его сознания не стал определенный ряд норм и ценно­стей данной культуры, “генетически важных” с точки зрения соц­иума (или людей, как бы уполномоченных делать соответствующие оценки от имени этого социума), который является носителем этой культуры и к которому этот человек принадлежит.

Такая глобально-системная трактовка культуры была заявлена, по­жалуй, впервые, американским культурантропологом Лесли А.Уайтом (которого часто называют “отцом культурологии” ). В его работах “На­ука о культуре” (1949), “Эволюция культуры” (1959), “Понятие культу­ры” (1973) и др. четко прослеживается мысль о взаимосвязи культуры и существования самого человека как вида живых существ (интересно в связи с этим его суждение о том, что средой обитания человека является культура)5. При этом Уайт рассматривает культуру как целостную и са­монастраивающуюся систему материальных и духовных элементов, пыта­ется даже сформулировать некие законы, по которым функционирует эта система (например, общий закон развития культуры он определяет сле­дующим образом: “Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления


энергией, или и то и другое вместе”). Конечно, на этом первом этапе становления культурологии как отдельной, самостоятельной науки6

— этапе поиска самого объекта, предмета и метода культуроло­гического исследования — многие операционально-конкретные со­ображения, высказываемые Уайтом, еще грешат неточностью, по­лемично-однобокой заостренностью (в частности, его суждение о том, что развитие культуры определяется исключительно имма­нентными ее свойствами), а отдельные слагаемые системного под­хода только лишь намечаются. Однако все это никак не может повлиять на общую оценку его научно-творческой деятельности, революционную значимость которой (во всяком случае, в гума­нитарной сфере) можно сопоставить, пожалуй, лишь с деятельно­стью З.Фрейда в области психологии.

Отметим, что имеющий полувековую историю процесс станов­ления методологии и методики системного анализа культуры далеко еще не завершен — как, в общем-то, далека от завершения и разработка общей теории систем. При этом в поисках своего тео­ретического фундамента и исследовательского инструментария культурология столкнулась с множеством трудностей. Объясняется это целым рядом обстоятельств, и первое из них то, что поиски эти шли во многом “наощупь”, часто — в трудных процессах адап­тации “чужого” опыта к своим задачам (следует, в частности, иметь в виду, что теория систем предложила более-менее четкие критерии системного анализа, когда исследования культурологической на­правленности насчитывали уже несколько десятилетий существова­ния. Важным является и то обстоятельство, что каждая отдельная сфера (подсистема) культуры (искусство, этика, религия, мифоло­гия, технологическая культура и т.д.) — как и культура в целом

— является системой чрезвычайно высокой сложно­сти. Эти подсистемы культуры, их характеристики и “внутренние” закономерности, собственно, и изучаются различными отраслями гу­манитарного знания, у любой из которых есть собственный предмет и ракурс исследования. В свою очередь, внутри каждой из этих отраслей существуют различные школы со своими научными “до­минантами”, где вырабатываются нередко полярные точки зрения на сущность и специфику культурных процессов.

Данная ситуация хорошо просматривается даже внутри са­мой сферы культурологических исследований: достаточно вспомнить, к примеру, длительный конфликт “эволюционист­ской” доктрины с концепцией “локальных культур”. Более то­го, в рамках различных смежных областей гуманитарного зна­ния существует множество теорий (философской, социологическои, этнокультурной и психологической ориентации), с раз­личных позиций интерпретирующих природу культуры, смысл и сущность происходящих в ней процессов . Однако, как бы ни различались выдвинутые ими концепции, в каждой из них так или иначе акцентируются одни и уходят на второй план (либо вовсе выводятся за скобки), другие составляющие про­цессов бытия и функционирования одного из сложнейших фе­номенов человеческого существования. Таким образом, с одной стороны, в распоряжении находящейся в процессе становления новой научной дисциплины оказывался огромный и чрезвычайно важный теоретический и конкретно-исследовательский материал; но, с другой стороны, его же перенасыщенность конфликтующи­ми, а иногда и взаимоопровергающими идеями усложняла Задачу поиска культурологией своей научной ниши.

Невозможность прямого заимствования культурологией общеме­тодологических построений той или иной теории из сопредельных отраслей науки, при всей значимости сделанных там отдельных на­учных выводов и полученных результатов, становится особенно оче­видной в тех случаях, когда соответствующие теории фактически стро­ятся также на принципах системного подхода. Так, в начале 50-х годов один из виднейших представителей теоретико-социологической мысли7, основоположник системно-функциональной школы в социоло­гии Толкотт Парсонс конструирует общую аналитическую логико-де­дуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую ре­альность, казалось бы, во всем ее многообразии. Одним из главных теоретических достижений Парсонса является разработанная им (и изложенная в написанной совместно с рядом других исследователей монографии “К созданию общей теории действия”) формализованная модель системы действия. Эта система включает культурную, соци­альную, личностную и органическую подсистемы, которые находятся в отношениях взаимообмена. На уровне самой общей системы че­ловеческого действия личность, по Парсонсу, ориентирована на вы­полнение функции целедостижения; социальная система обеспечи­вает интеграцию действий множества индивидов; культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, цен­ности, верования, знания — иными словами, “смыслы”, реализуемые в действии, а также символические средства, обеспечивающие коммуникацию этих смыслов; наконец, организм рассматривается как подсистема, обеспечивающая функцию адаптации (дающая си­стеме действия физические и энергетические ресурсы для взаимо­действия со средой). В сложных системах взаимообмен между под­системами осуществляется не прямо, а опосредованно, с помощью обобщенных эквивалентов — “символических посредников”. К их числу на самом общем уровне системы действия Парсонс относит язык, во взаимообмене между организмом и личностью — удовольст­вие, между культурой и социальной системой — эмоции. Позже, в 70-е годы, развивая свою концепцию, Парсонс сосредоточился на анализе взаимосвязей, или “взаимообменов”, системы человеческого действия со средой, т.е. с такими подсистемами мироздания, как мир физических объектов, биосфера (включая самого че­ловека как биологический организм и вид) и трансцендентный мир “конечных символов бытия”.

Необходимо отметить, что теоретические построения Парсонса содержат немало важных выводов относительно свойств и харак­теристик столь высокосложных и высокоорганизованных систем, каковые выявляются при изучении сферы человеческого сущест­вования. Так, еще в 50-е годы, обогатив свою модель системными представлениями, почерпнутыми главным образом у биологов, Парсонс, например, формулирует инвариантный набор функцио­нальных проблем, решение которых обязательно для самосохра­нения границ системы. Это: адаптация к внешним объектам; целедостижение (получение удовлетворения или насыщения от внеш­ней среды); интеграция (поддержание “гармонического” отношения между элементами системы) и воспроизводство структуры и снятие напряжений. Вместе с тем, очевидно, что концепция Парсонса но­сит явно внекультурологический характер. Ограничение предмета исследования в рамках данной теории чисто социально-деятельностным аспектом приводит к тому, что феномен культуры здесь су­щественно редуцируется, а отдельные ее составляющие, средства и механизмы функционирования выступают в качестве отдельных, це­лостно не связанных друг с другом элементов модели. В результате “культура” присутствует в одном месте структурной схемы Пар­сонса, “язык” — в другом, “эмоции” — в третьем, “удовольст­вие” — в четвертом (причем, на различных структурных уров­нях); специфика отдельных подсистем культуры не находит сво­его объяснения и остается непроясненной. Вообще за пределами анализа остаются механизмы функционирования культурных ценностей и т.д.

С другой стороны, большинство фундаментальных культу­рологических теорий складывалось в тот период, когда методо­логические основания культурологического анализа были еще мало проработаны. Именно по этой причине многие из них носят скорее отвлеченно-философский, нежели исследовательско-аналитический характер; некоторые же вообще представля­ют собой субъективные социально-философские доктрины.

Таким образом, главной задачей культурологии на совре­менном этапе остается создание теоретической модели культу­ры, сущность, механизмы и результаты функционирования ко­торой исследовались бы адекватными объекту анализа средст­вами и получали бы четкую операциональную трактовку. Ме­тодологические основания этого анализа не могут, очевидно, лежать ни в русле философской, ни в русле социологической традиции (по причине принципиальной неоперационалируемости базовых категорий первой из них и в связи с изначально заданной локализацией предмета исследований второй), в связи с чем сознательная ориентация современной культурологии на принципы системного подхода, на целостно-системный анализ феномена культуры вполне оправданна и перспективна.

Но и в этом случае культурологии приходится иметь дело все с той же проблемой, с которой столкнулась в своем развитии сама общая теория систем, — на общесистемном уровне анализа культуры теория до сих пор в основном имеет дело с еще неоп­ределенными категориями философского уровня. Высокая степень неопределенности (неоперациональности) этих категорий чаще всего вынуждает культуролога работать на языке содержательно-структурной интерпретации культурных явлений и процессов, что пока еще мало удовлетворяет требованиям, предъявляемым со стороны общей теории систем. С этой точки зрения большую значимость представляют попытки “операциональной расшиф­ровки” тех или иных феноменов культуры в рамках так назы­ваемых “теорий среднего уровня”.

В частности, несколько лет назад культурологическое пони­мание феноменов “эстетическое” и “искусство” было выдвинуто автором этих строк (совместно с М.Князевой). Развитию пред­ставлений о системной специфике культурных процессов способ­ствует и активно ведущаяся в последние годы российскими уче­ными (К.Соколов и др.) разработка теории социокультурной диф­ференциации (в основе которой лежит понимание социокультур­ной структуры общества как системной совокупности многочис­ленных субкультурных общностей, различия между которыми определяются своеобразием систем их восприятия мира — “картин мира” тех или иных субкультур).

Однако наиболее специфические трудности применения систем­ного подхода в культурологических исследованиях задаются тем об­стоятельством, что при обращении к материалу культуры иссле­дователь имеет дело по преимуществу с ее объективной формой (теми или иными артефактами культуры, различиями наблюда­емых культурных процессов и т.д.), и ему необходимо найти и выявить в упомянутых культурных объектах некие признаки, характеризующие состояние, параметры и динамику субъектив­ной ее формы. В этом смысле огромный вклад в развитие куль­турологии внесло изучение “истории ментальностей”, начатое М. Блоком и Л.Февром в 30-е—40-е гг. и продолженное, начиная с 60-х гг., Жаком Ле Гоффом, ЖДюби, Э.Ладюри и др. (так назы­ваемой школой “Анналов” — по наименованию издававшегося ими журнала)8 . Отметим, кстати, что одно из ключевых для этих исследователей Понятие “картина мира” (характеризующее и описывающее не что иное, как способ мировосприятия, сис­тему специфических представлений о мире у человека той или иной культурной эпохи, той или иной культуры — социума, общности, группы) вводится в научный обиход еще до “анна­листов”. В частности, одним из первых в 20-е годы XX века к этому понятию обращается О.Шпенглер, утверждая, что “вся действительность может быть созерцаема в ее образе”, который представляет собой возможные способы понимания жизни “в фор­ме единообразной, одухотворенной, благоустроенной “картины ми­ра”. ("...В каждой душе, будь-то то душа народа, сословия или отдельного человека... живет одно не знающее покоя стремление... создать свой мир... Такая картина... есть необходимая нам форма воспринимания всего того, что действительно существует, как осу­ществляющего себя в устроенном порядке", — пишет О.Шпенг­лер). Но именно “анналисты” делают акцент на системной взаи­мосвязи Объективной и субъективной форм культуры и на невоз­можности анализа культурной истории человечества без учета спе­цифики ментальностей, присущих данной эпохе или определен­ным социальным группам (в этом смысле “историческая антропо­логия”, как называл это направление Ж.Ле Гофф, — это, по сути, на 90% культурология).

Одной из важнейших проблем одновременно методического и содержательно-исследовательского характера при реализации сис­темного подхода к изучению культуры является формализация культурологического материала (как и в математике, эта пробле­ма определяется как отвлечение от изменчивости рассматривае­мого объекта). Это означает, что с культурными объектами и про­цессами необходимо сопоставить некоторые стабильные, неизмен­ные понятия, в силу чего становится возможным выявить взаимо­отношения, существующие между этими понятиями, а тем самым вскрыть связи, наблюдаемые в реальной действительности.

Традиционно в конкретных гуманитарных дисциплинах под­ходят к решению этой задачи путем определения характера упо­рядоченности на различных структурно-иерархических уровнях изучаемого объекта. С этой целью многочисленными исследова­телями постоянно предлагаются те или иные классификации элементной базы культуры или ее отдельных подсистем (дру­гими словами, инструменты изучения соответствующих струк­тур), а характеристика объекта исследования фактически осу­ществляется с позиций оценки степени его упорядоченности. Безусловно, степень упорядоченности (т.е. степень непротиво­речивости деятельности подсистем и элементов) является одним из важных свойств — а, значит, и характеристик — сложных внутрисистемных отношений. Однако для целей культурологи­ческого анализа изучение этого системного параметра оказыва­ется условием необходимым, но недостаточным (поскольку, в частности, известно, что повышение степени упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но понижает ее способность к эволюции). Уровень организации (тип структурных и функ­циональных отношений, определяющих в конечном счете жиз­неспособность системы) является в этом смысле более общим и широким понятием.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в основе любой классификации лежит принцип дифференциации, разделения на классы, образуемые объединением понятий или объектов на основе сходства тех или иных их признаков. Поскольку в системах столь высокой сложности, как культура, число этих признаков неопре­деленно велико, выбор их для процедуры классификации (а, сле­довательно, и результат этой процедуры) носит чаще всего либо произвольный, либо локально ограниченный целями исследования характер, а сами классы (поскольку принадлежность к ним обус­ловливается сходством признаков именно элементов, их составля­ющих) оказываются некими формальными объединениями этих элементов, их суммами. При анализе менее сложных систем и/или в случаях, когда для целей той или иной классификации достаточно выделения одного, наиболее значимого признака элементов (либо очень небольшой четко определенной их сово­купности), данным обстоятельством можно пренебречь. Но если элементами классификации являются, например, объекты куль­туры (когда — повторим — число таких важных признаков может быть неопределенно велико), произвольное ограничение числа этих признаков, неизбежное для любой классификационной процедуры, ведет к редукции сложных системно-смысловых вза­имосвязей объектов и реалий феномена культуры. А в резуль­тате и отношения между формально выделяемыми классами оказываются аддитивными, взаимно-дополняющими (т.е. структурно-формальными), но не отражающими смысл и ха­рактер их целостных взаимосвязей. Таким образом, при пере­ходе к более высокому уровню иерархии объект предстает не системно-организованным, а как бы “сложенным” из отдельных подсистем, взаимосвязи между которыми могут трактоваться опять же достаточно субъективно. Это, в свою очередь, позво­ляет лишь констатировать произвольным образом описанное со­стояние объекта в тот или иной момент времени, но не выявить, к примеру, что обеспечивает его целостность при достаточно существенных содержательных и структурных изменениях, ко­торые с течением времени могут претерпевать отдельные его составляющие. Все это соответственным образом сказывается на эвристических возможностях классификации, используемой, по определению, как “средство для установления связей между по­нятиями или классами объектов” и в идеале долженствующей “выражать систему законов, присущих отображенной в ней обла­сти действительности”.

Различия “традиционного” способа изучения структуры куль­туры и метода формализации культурологического материала, обес­печивающего выход на изучение культуры как системного объек­та, аналогичны различиям между семантикой (под которой в металогике понимают изучение связи между знакосочетаниями, входящими в состав какого-либо формализованного языка, и их интерпретациями) и синтаксисом (предметом которого являются чисто формальные, структурные свойства данного языка). Соот­ветствующая процедура культурологического анализа состоит в поиске таких свойств объектов и явлений культуры, которые, бу­дучи охарактеризованными в терминах произвольных интерпре­таций (концепций) этой культуры, были бы инвариантными относительно перехода от одной интерпретации к другой . Выяв­ление смысловых инвариантов, присущих совокупностям элемен­тов данной культуры, дает возможность определять признаки и характеристики самих этих целостных совокупностей, причем на верхнем уровне иерархии позволяет исследовать общесистемные параметры и характеристики культуры и, следовательно, ее спе­цифику. В свою очередь, это дает возможность изучения “пред­метного воплощения” системных свойств культуры данного периода, эпохи, этноса и т.д. применительно к любым ее сферам и выявления смысла происходящих при этом изменений в соответствующем куль­турно-историческом материале (культурных продуктах).

Учитывая, что характер протекания культурных процессов в каж­дый конкретный момент времени определяется состоянием “субъек­тивной формы” культуры (в силу активно-деятельностного характера сознания), общесистемные характеристики культуры на самом верх­нем иерархическом уровне анализа оказываются представленными именно параметрами сознания человека той или иной культурной эпохи, социокультурной общности и т.п. К примеру, обращаясь к культурологическому исследованию античной культуры, можно кон­статировать (и это будет инвариантом самых различных ее истолко­ваний) такие особенности эллинского сознания, как его направлен­ность на исследование окружающего мира (в том числе и его сис­темной организации), рационалистичность в синтезе с тенденцией предметно-чувственного (включая эмоциональную составляющую) восприятия и его — сознания — индивидуалистически-активный ха­рактер. Но именно тогда конкретным выражением этих общесистем­ных параметров окажутся такие различные явления, как агональность эллинской культуры, гармоническая “соизмери­мость” личности и полиса, очень существенный эстетический подтекст греческой философии (еще Гегель вскользь замечал, что древние любили облекать логические трудности в чувствен­ное представление), поиски идеала пластической организации человеческого тела в греческой скульптуре и вместе с тем стремление к рационально-логическому осмыслению такого иде­ала, и еще многое-многое другое9.

Методика применения системного подхода к изучению культу­ры, следовательно, состоит в идентификации необходимого и достаточного набора общесистемных характеристик, присущих той или иной культуре (культурно-историческому периоду), в том числе отдельным ее сферам, компонентам и элементам (в свою очередь, являющимися системными объектами), и инвариантной реконструк­ции хода и результатов культурных процессов, что помогает заново осмыслить как отдельные артефакты, так и в целом динамику и логику развития конкретного культурно-исторического периода (более того, смысл и логику смены одного такого периода другим).

Сказанное означает, кстати, что, ведя речь о функциониро­вании такой системы высокой сложности, которой является культура, необходимо исходить из признания существенной зна­чимости для нее любого актуально присутствующего в ней яв­ления (поскольку последнее включено в соответствующую куль­турную макросистему, существование и целостность которой обеспечивается всей совокупностью составляющих ее элементов, всей ее организацией). Отсюда вытекает еще одна важнейшая, но не всегда хорошо осознаваемая особенность культурологи­ческого анализа — его принципиально безоценочный характер. При этом, естественно, снимается вопрос о “нужности” или “не­нужности”, “полезности” или “вредности”, “значимости” или “незначимости” для данной культуры тех или иных культурных образцов. Более того, это исключает и возможность сравнитель­но-оценочных суждений при сопоставлении культур — даже при радикальных различиях масштабов и Содержательной сто­роны их элементной базы, поскольку каждая из них обеспечи­вает целостно-системное воспроизводство и своеобразный харак­тер развития социокультурного опыта той общности, которая является носителем данной культуры.

Отметим, в заключение, что в рамках культурологического (системного) анализа есть возможность упорядочить использо­вание многочисленных толкований понятия “культура” (вплоть до их представления- в виде своеобразного “терминологического древа”), выработать единые методологические основания для изучения и классификации функций этого феномена, а также выявить специфику взаимодействия “имманентных” законов, действующих в той или иной сфере культуры (например, в искусстве), с общесистемными закономерностями, свойственны­ми данной культуре в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. White L. The science of culture. — N.Y., 1949; The concept of culture. — Minneapolis, 1973.

2. Parsons Т., M Shils E. Toward a General Theory of Action. — Camb., 1951; Parsons T. Action theory and the human condition. — N.Y., 1978.

3. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. — M., 1992.

4. Общая теория систем; Пер. с англ. — M., 1966.

5. Исследования по общей теории систем. — M., 1969.

6. Проблемы методологии системного исследования. — M., 1974.

7. Князева M., Осетин Ю. Эстетическое как социальный феномен:

В сб.: «Эстетическое воспитание на современном этапе: Теория, мето­дология, практика». — M., 1990.

8. Субкультуры и этносы в художественной жизни общества. — М.-СПб., 1996.

9. Культурология. XX в. Энциклопедия: В 2-х тт. — СПб., 1998.



* Подготовка текста главы осуществлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований согласно проекту № 96-06-80201.


1


*С общефилософской точки зрения, реальные системы неисчерпаемы в своих свойствах, и для познания действительности необходимо использовать те или иные уровни абстрагирования.


2 Следовательно, обращаясь к проблеме “человек — культура”, мы, по сути дела, ставим вопрос о характере системных взаимоотношений объективной в субъективной форм культуры — либо с общетеоретических позиций, либо касательно той или иной культурной эпохи; термин же “культура” в контексте упомянутой проблемы является ничем иным, как эквивалентом термина “объективная форма культуры”.


*



3 При этом нужно принимать во внимание, что часть этих ценностей по тем или иным причинам, на время или навсегда остается невостребованной — так же, как и часть “культурного багажа” человечества, не включаемая в “актуальную” культуру.


4 Кстати, одному из специалистов в области системного программирования принадлежит высказывание: “Модель — это то, что позволяет отвечать на вопросы”.



5 Психологами зафиксирован и изучен целый ряд случаев, когда детн младенческого возраста в течение достаточно длительного времени были “воспитанниками” стай тех или иных млекопитающих, после чего снова оказывались среди людей. Поскольку, как известно, решающим для формирования человеческого сознания и психики является именно период первых лет жизни ребенка, все попытки (причем предпринимавшиеся психологами-профессионалами) как-то “очеловечить” эти существа не приводили ни к каким реальным результатам.



6 “заметим, кстати, что сам термин “культурология” встречается в научной

литературе уже с 1915 года, по именно Уайт впервые достаточно четко определил предметное содержание и специфику того объекта, изучением которого будет заниматься получившая с тех пор статус отдельной науки новая область научного знания.


7 Не вдаваясь в рассмотрение всего спектра многочисленных концепций, назовем лишь некоторых наиболее крупных теоретиков-“концептуалистов” в интересующей нас области: Э.Б. Тайлор, Б.Малиновский, Н.Данилевский, П.Сорокии, Ф.Ницше, Э.Кассирер, Х.Ортега-и-Гассет, О.Шпенглер, А.Тойнби, З.Фрейд, К.Юнг, А.Вебер, В.Парето, К.Леви-Стросс, Ф.Боас и др.



8 В нашей стране это направление исторических и историко-культурных исследований связано прежде всего с именем А.Я. Гуревича.



9 В области семантики формальных языков американской логик У.-В.-О. Квайн объединяет круг соответствующих вопросов в теорию смысла.

Т.е. “соревновательный” характер.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

IV. системный подход к изучению культуры iconН. П. Онегина Муниципальное образовательное учреждение
В режиме модульного обучения осуществляется системный подход к планированию и изучению материала, который характеризуется следующими...
IV. системный подход к изучению культуры iconПодходы, принципы к изучению культуры на уроках истории
В современной методике преподавания истории слабо изученной остается проблема преподавания культуры на уроках истории. Сами культурологи...
IV. системный подход к изучению культуры iconСистемный подход в управлении

IV. системный подход к изучению культуры iconСистемный подход к организациям

IV. системный подход к изучению культуры iconСистемный подход к проектированию асу тп

IV. системный подход к изучению культуры iconСистемный подход к экономическому анализу

IV. системный подход к изучению культуры iconСистемный подход в экономическом анализе

IV. системный подход к изучению культуры iconСистемный подход к управлению качеством продукции

IV. системный подход к изучению культуры iconСистемный подход при изучении физической картины мира

IV. системный подход к изучению культуры iconДокументи
1. /Системный подход к управлению качеством.doc
IV. системный подход к изучению культуры iconЛекции практ
Системный подход в оценке деятельности учреждений здравоохранения, уровня, объема и кмп населению
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы