1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма icon

1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма



Название1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма
Дата конвертации28.10.2012
Размер268,72 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Антроп.традиция.DOC
2. /Антропологическая школа.doc
3. /Важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси стали собственные языческие восточнославянские традиции.doc
4. /Византийская к-ра.DOC
5. /Влияние к.к-ры на к.чел-ка.DOC
6. /Динамика к-ры.DOC
7. /Дух.мир средневекового чел.З.Е..DOC
8. /Искусство магии и сила веры.DOC
9. /К-гия Уайта.DOC
10. /К-ра Античности.DOC
11. /К-ра России XIX-XX.DOC
12. /К-ра Сов.общества.DOC
13. /К-ра тоталитарного общества.DOC
14. /К-ра эпохи возрождения.DOC
15. /К. в Германии.DOC
16. /КУЛЬТУРА XX ВЕКА .DOC
17. /Культ-ый процесс.DOC
18. /Культурология(Уайт).DOC
19. /МОДЕЛИ К-РЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.DOC
20. /Миф в примитивной психологии.DOC
21. /Мифология.DOC
22. /Модели к-ры эпохи Просвещения.DOC
23. /Наследие Древн.Востока.DOC
24. /Натуралистическая школа.doc
25. /Наука о культуре.DOC
26. /Общественно-историческая.doc
27. /Определение Культура.DOC
28. /Планы сем.занятий.DOC
29. /Понятие культуры(Уайт).DOC
30. /Православие.doc
31. /РИТУАЛЫ ВОССТАНИЯ В Ю-В АФРИКЕ.DOC
32. /Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества.doc
33. /Романтизм-к-ный феномен.DOC
34. /Рус.средневековая к-ра.DOC
35. /Симв.классификация.DOC
36. /Символ(Уайт).DOC
37. /Символич.реальность.DOC
38. /Символическая школа.doc
39. /Система,структура,функции.DOC
40. /Системный подход.DOC
41. /Смысл и цель Петровских реформ.doc
42. /Соотношение языка,мышл.,поведения.DOC
43. /Социологическая школа.doc
44. /Стиль и цивилизации.DOC
45. /Типология к-ры.DOC
46. /Типология религий.DOC
47. /Типы к-ры.DOC
48. /Характеристики культуры.DOC
49. /Хрестоматия .doc
50. /Человек-знаменатель к-р.DOC
51. /Энергия и эволюция к-ры.DOC
52. /Язык как модель.DOC
53. /план сем зан.DOC
54. /содержание.DOC
55. /экзамен.DOC
I. антропологическая традиция в культурологии культурология интеграция знаний о культуре
Антропологическая школа
Важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси стали собственные языческие восточнославянские традиции, на которые наложились особенности христианского мировосприятия
XV. типология византийской культуры истоки и традиции в истории культуры Византии
Клиффорд Герц Влияние концепции культуры на концепцию человека
IX. динамика культуры
Xvi духовный мир средневекового человека западной европы
Б. Малиновский Искусство магии и сила веры
Iii культурология лесли а. Уайта
Культура античности
Xxii. Культура россии на рубеже xix—xx вв. Рубеж этих столетий в культуре России принято называть «серебря­ным веком»
Xxiii. Культура советского общества: достижения и потери
Xxiv. Культура тоталитарного общества
Xviii. Культура эпохи возрождения общая характеристика эпохи
II. формирование культурологической традиции в германии
Xxv культура XX века — смена парадигмы
Роберт л. Карнейро культурный процесс.*
Лесли А. Уайт. Культурология
Xix модели культуры нового времени: формирование новоевропейского культурного образца
Б. Малиновский Миф в примитивной психологии
X. Мифология как система представлений о мире. Мифологическое сознание
XX. Модели культуры Нового времени: модификации эпохи Просвещения
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?»
Биография Фрейда сравнительно бедна событиями. Он родился в небогатой семье торговца в Вене. После окончания медицинского факультета университета стажировался во Франции по физиологии и неврологии.
Наука о культуре
Освальд Шпенглер
Альберт К. Кафанья формальный анализ определений понятия "культура"
Планы семинарских занятий для 4 курса 5 факультета ( 26 часов) Введение в культурологию. Наука о культуре. Культурология в системе гуманитарного знания
Понятие культуры
Православие
М. Глакмен ритуалы восстания в юго-восточной африке
Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на культуру
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма
Xvii. Русская средневековая культура
Символическая классификация предисловие
Символ : происхождение и основа человеческого поведения. "В слове было Начало начало человека и культуры"
VI. символическая реальность культуры
Символическая школа
Культура как система. Уже в первой своей книге «The Science of Culture»
IV. системный подход к изучению культуры
Смысл и цель Петровских реформ
Бенджамен Ли Уорф Соотношение языка, обыденного мышления и поведения
Социологическая школа
Альфред Л. Крёбер. Стиль и цивилизации
Vii историческая типология культуры историческая типология культуры
Xii типология религий классификация религий
Дж. Фейблман. Типы культуры. А. Существование культурных типов
Джордж П. Мердок
Книга о душе 49
Viii. Человек как общий знаменатель культур основы культурного единства
Лесли а. Уайт энергия и эволюция культуры*
XI. язык, как модель культуры язык и мышление
Чтения лекций и проведения семинарских занятий по культурологии на курсе в 2003\2004 учебном году
Введение в культурологию
Вопросы для экзамена по курсу ’’Культурология’’ 2001/2002 уч год. Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарных знаний



XXI. Модели культуры Нового времени:

романтизм, как культурный феномен XIX века.


1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма.

Постепенно вызревающий в европейской культуре последних

десятилетий ХVIII века кризис Просвещения, связанный с

осознанием противоречивости и парадоксальности просвети-

тельского идеала, вызвал к жизни целый ряд весьма необычных

историко-культурных явлений, явно свидетельствующих о вы-

растающем из переживания этого кризиса предчувствии больших

перемен. Этот внутренний сдвиг в самосознании европейской

культуры, поначалу едва заметный, становится к концу столе-

тия все более явным; о нем свидетельствует обращение выдаю-

щихся умов эпохи к напряженному поиску альтернативы, к по-

пыткам противопоставить обнаружившему свою бесперспектив-

ность рационалистическому пафосу Просвещения некоторую но-

вую систему ценностей. Критическое отношение к основным ус-

тановкам просветительского движения во многом определяет

своеобразие философских, эстетических, религиозных новаций,

предваряющих своим появлением глубокий духовный переворот в

западной культуре. Главным объектом критики становится

здесь сам авторитет разума, ценность рациональных методов

постижения как таковых.

Наиболее наглядное и последовательное выражение это дви-

жение отталкивания от просветительского рационализма нашло

в философии конца ХVIII века. Еще в период расцвета просве-

тительского движения замечательный шотландский мыслитель

Дэвид Юм (1711-1776) в своих теоретико-познавательных трак-

татах подвергает последовательной скептической деструкции

понятия, лежащие в основании всякого рационального мышле-

ния, такие, например, как понятие причинной связи. Юм не

видит никаких веских оснований для признания объективно

достоверными рациональных суждений о причинно-следственной

связи между явлениями : все подобные суждения, по его мне-

нию, основаны всего лишь на случайной ассоциации впечатле-

ний по их сходству или смежности в пространстве и времени.

Скептицизм Юма безграничен; на ассоциации отдельных, не

связанных друг с другом впечатлений (идей) основаны, по его

мнению, не только наши представления о связях между предме-

тами и явлениями, но и сами представления о предметах и да-

же наше представление о нас самих. На самом деле невозможно

ничего утверждать с достоверностью ни о существовании пред-

метов, ни даже о существовании нашего собственного Я; все

это - лишь случайные, произвольные соединения отдельных

фрагментов опыта - идей.

Несколько иные формы выражения нашли антирационалисти-

ческие тенденции в культуре Германии. Если позиция Юма в

отношении разума - скептическая, то пафос формирующейся в

просветительской Германии "философии чувства и веры",

представленной такими значительными мыслителями, как Фрид-

рих Генрих Якоби (1743-1819) и Иоганн Георг Гаманн

(1730-1788), состоит в поиске позитивного противовеса раци-

онализму просветителей. Основной смысл критики рационализма

Якоби и Гаманном можно условно свести к следующему сообра-

жению : всякое рациональное знание получается путем умозак-

лючения из некоторых посылок, однако сами посылки, в свою

очередь, тоже должны быть получены тем же способом, поэто-

му, пока мы опираемся на рассудок, мы никогда не достигнем

достоверного основания истинности нашего знания (ведь каж-

дое основание должно быть доказано с помощью других).

По-настоящему достоверным, заключает Якоби, является непос-

редственное, то есть не основанное на доказательстве, зна-

ние. Таким непосредственным знанием, по мнению Якоби и Га-

манна, могут быть только чувство и вера. Претензии просве-

тительского разума на роль критерия истины чрезмерны, как

бы говорит "философия чувства и веры", разум не самодоста-

точен, но всегда имеет в основании своих доказательств веру

или непосредственное чувственное переживание.

Появление подобных философских высказываний весьма крас-

норечиво свидетельствовало о том, что идеи Просвещения в

значительной степени утратили и свою действенность, и свое

влияние. Впоследствии эта критическая работа нашла своего

великого завершителя в лице Иммануила Канта (1724-1804),

который во многом подвел итоги Просвещения и вместе с тем

осуществил одну из первых попыток выйти за пределы просве-

тительского образца.

Сходные процессы можно наблюдать и в западноевропейском

искусстве конца ХVIII века. Можно было бы привести множест-

во разных примеров, но, пожалуй, самые наглядные дает лите-

ратура. Посмотрим хотя бы на некоторые совершенно новые яв-

ления в этой области.

Одним из этих явлений был возникший параллельно с клас-

сицизмом и во многом от него отталкивавшийся сентимента-

лизм, нашедший законченное выражение в художественном твор-

честве Жан-Жака Руссо (1712-1778) во Франции, прозе Лоренса

Стерна (1713-1768) в Англии и так называемой литературе

движения "бури и натиска" ( в нем принял участие и молодой

И.В.Гете) в Германии. Сентиментализм противопоставил рацио-

нально-нормативному сознанию просветителей пристальное вни-

мание к прихотливой неповторимости конкретной индивидуаль-

ности, не укладывающейся в рамки каких бы то ни было разум-

ных предписаний. В сентиментализме на смену характерному

для Просвещения преклонению перед преобразующей мощью разу-

ма приходит культ естественности и оправдание эмоционально-

го порыва (отсюда особое значение любовных коллизий в про-

изведениях сентименталистов; одним из самых ярких образцов

может послужить в этом отношении "История кавалера де Грие

и Манон Леско" аббата Прево); на смену педагогически-нази-

дательному духу просветительской прозы - напряженное всмат-

ривание в глубоко индивидуальные особенности внутренней

жизни человека, интерес к "изгибам души" (не случайно так

распространен в литературе сентиментализма прием ведения

повествования от первого лица и жанр исповеди, классический

образец которого дал Руссо). В этом смысле сентиментализм

был вызовом Просвещению, бунтом против его рационалистичес-

кой однозначности.

Другим характерным симптомом разложения просветительско-

го мышления было возникновение в европейской литературе та-

кого странного жанра, как готический роман (среди крупней-

ших представителей можно назвать Анну Радклифф, М.Г.Льюиса,

Ч.Р.Метьюрина) с его повышенным интересом ко всему иррацио-

нально-фантастическому, необъяснимому и таинственному, воп-

лощавшемся в многочисленных историях о духах, призраках и

привидениях, с его мистически-мрачной демонической атмосфе-

рой и непременной темой непостижимой власти рока. В готи-

ческом романе привычная, обыденная действительность словно

бы раскрывала перед читателем другую, скрытую свою сторону;

рядом с понятным, рациональным измерением в реальности об-

наруживалось иное - загадочное, необъяснимое, потусторон-

нее. Сюжеты готических романов словно бы демонстрировали

ограниченность и недостаточность просветительского предс-

тавления о мире как разумном целесообразном целом и бесси-

лие разума при столкновении с "ночной", иррациональной сто-

роной жизни.

Разочарование в ценностях Просвещения сильно сказалось и

на религиозном сознании Европы. Уже в самом начале ХVIII

века в Германии возникает движение пиетизма, своеобразный

аналог сентиментализма в сфере религии. Пиетизм был реакци-

ей на формальный и рационально-догматический дух, преобла-

давший в религиозном мышлении эпохи Просвещения. Пиетист-

ские проповедники (Ф.Шпенер, А.Франке) призывали к обновле-

нию протестантской религии через оживление непосредственно-

го индивидуального религиозного чувства, через пробуждение

в верующем внутреннего эмоционального переживания связи с

Богом. Этот пафос высвобождения религиозного чувства из

оков рациональной богословской догматики и культивирование

личного благочестия (само название движения происходит от

латинского pietas - "благочестие"), роднящие пиетизм с ран-

ней Реформацией, ставили его в один ряд в другими культур-

ными явлениями, свидетельствовавшими о постепенно совершав-

шемся в европейском сознании переходе от норм и стереотипов

эпохи Просвещения к какому-то совершенно новому типу мышле-

ния.

2. Становление романтизма.

Уже из приведенных немногочисленных примеров видно, что

неудовлетворенность просветительским мировоззрением долгое

время не выливалась в сколько-нибудь определенную мировозз-

ренческую альтернативу. Для этого требовалась большая ду-

ховная работа по переосмыслению всех сторон проекта, пред-

ложенного Просвещением, и формированию столь же широкого и

всеобъемлющего проекта преобразования всей западноевропейс-

кой культуры на иных, не просветительских, началах. Склады-

вание новой культурной модели в европейском сознании было

подготовлено, с одной стороны, критикой Просвещения и раз-

личными попытками преодоления его установок (здесь огромную

роль сыграли такие важные фигуры, как Гете, Шиллер и Бетхо-

вен, о чем, к сожалению, нет места говорить подробнее), а с

другой, внутренним конфликтом, выявившимся в самом просве-

тительском мышлении. Этот внутренний конфликт, проистекаю-

щий из конфликтного характера самой преобразовательной ус-

тановки просветителей и постепенно нараставший в последние

два десятилетия ХVIII века, в конце концов пришел к внезап-

ному и катастрофическому разрешению, резко обозначившему

конец культуры ХVIII столетия. Таким разрешением стала Ве-

ликая Французская революция (1789-1794); в ней нашли свое

воплощение и вместе с тем обнаружили свою парадоксальность

и двойственность самые дерзкие притязания просветительской

идеологии.

Поворотное значение Великой Французской революции не

только в политической, но и в культурной истории Европы

становится ясным уже при первом взгляде на ее историю и ее

итоги. Попытка реализации идеалов Просвещения вскрыла всю

непоследовательность и противоречивость этих идеалов :

преклонение перед разумом и прославление рациональной целе-

сообразности обернулось волевым революционным порывом,

борьба за восстановление естественных прав человека - безу-

держным и бессмысленным террором, организованным и проду-

манным со всей полнотой хладнокровного цинизма (недаром од-

ним из страшных символов революции стала новая, "рационали-

зированная" процедура казни с применением специально сконс-

труированной машины - гильотины), моралистический ригоризм

- политическим прагматизмом якобинства. После всех этих не-

ожиданных метаморфоз главные идеологемы Просвещения уже не

могли играть в западном сознании ту роль, которая принадле-

жала им до революции.

Вместе с тем революция принесла с собою и много принци-

пиально нового. Прежде всего, открытием был сам революцион-

ный способ разрешения политических ( и не только политичес-

ких) проблем. Революция явилась в глазах ее современников

демонстрацией того, что настоящее решение насущных вопросов

- в действии, а не в осмыслении, что подлинное преобразова-

ние должно быть непосредственным преобразованием самой жиз-

ни, а не человеческих представлений о ней. Это открытие

оказалось судьбоносным и для всего дальнейшего политическо-

го развития Европы (на протяжении ХIХ века революции в Ев-

ропе следовали одна за другой), и для ее духовной истории.

Французская революция, органично вытекавшая из Просвещения,

как бы взорвала его изнутри. Европейский мир вновь перестал

быть стабильным, пришел в движение; в такое же движение

приходит в самом начале ХIХ века и европейское сознание.

Этот пафос движения, изменения, становления и был главным,

что внесла революция в культурное сознание ХIХ столетия.

Показателен тот факт, что подавляющая часть европейской об-

щественности сразу восприняла начало революции во Франции

как начало новой эпохи. Интуиция оказалась верной; револю-

ция не только подвела черту под эпохой Просвещения, но

спровоцировала и ускорила формирование нового образца, но-

вой системы категорий в европейской культуре. Эта новая

система ценностей нашла свое выражение в широком общеевро-

пейском культурном движении, получившем наименование "ро-

мантизм".

Становление романтизма, непосредственно исторически свя-

занное с итогами Французской революции, начинается в пос-

ледние годы ХVIII века в Германии. Романтизм впервые заявил

о себе как самостоятельное философско-эстетическое движение

в 1797 году, когда был организован так называемый "йенский

кружок", объединивший нескольких талантливых молодых людей

(литературных критиков, поэтов, философов), и с самого на-

чала поставил перед собою широкую задачу переосмысления

всех основных понятий современного ему западноевропейского

мировоззрения в целом. Ключевую роль в деятельности "йенс-

кого кружка" играли филологи-братья Фридрих Шле-

гель(1779-1829) и Август Шлегель(1767-1845), поэт Фридрих

фон Гарденберг, писавший под псевдонимом Новалис

(1772-1801) ; активное участие в жизни кружка приняли моло-

дой философ Ф.В.Й.Шеллинг (1775-1854), поэт и прозаик Люд-

виг Тик (1773-1853). Кружок издавал журнал "Атенеум", став-

ший главным рупором романтических идей в Европе.

3. Основные черты романтического мировоззрения.

Уже в йенском романтизме ясно определились основные чер-

ты романтического мировосприятия, более полно раскрывшиеся

в дальнейшей эволюции романтического движения. Дать полную

характеристику этого мировосприятия в какой-то определенной

системе тезисов довольно трудно. Попытаемся наметить лишь

основные его компоненты.

Прежде всего следует обратить внимание на последователь-

ное отторжение романтиками нормативных для эпохи Просвеще-

ния идеалов класcицизма. В этом полемически заостренном

противостоянии классицизму наиболее явно сказался первона-

чальный антипросветительский импульс романтического мышле-

ния. Понятия "классическое" и "романтическое" рассматрива-

ются самими романтиками как противоположные по смыслу. Уже

в самом принципе противопоставления сказывается своеобразие

понимания романтиками своей историко-культурной миссии.

Классическое - это все нормативное, образцовое, завершенное

и статичное. Все романтическое, напротив, подвижно, открыто

для непрестанного обновления и бесконечного развития. Клас-

сическое видение мира созерцательно, романтическое - дейс-

твенно. Нетрудно усмотреть здесь связь с пафосом изменения,

привнесенным в европейское сознание революцией (между про-

чим, сами романтики вполне осознавали эту связь; так,

Фр.Шлегель говорил о Французской революции как одной из

"величайших тенденций нашего времени").

В центре всего романтического мировоззрения находится

идея бесконечного творческого преобразования действитель-

ности; главной внутренней пружиной романтического движения

являются его жизнестроительные устремления. Романтическое

сознание не терпит ничего застывшего, оно видит весь мир в

становлении, в непрерывном процессе перерождения, взаимопе-

рехода и взаимоперетекания элементов. Огромную роль в крис-

таллизации этой центральной интуиции романтизма сыграло

знакомство членов йенского кружка с философскими учениями

Канта и особенно Фихте; это важно иметь в виду, чтобы по-

нять своеобразие романтизма. Напомним, что Фихте, стремясь

развить кантовское учение о познавательной активности субъ-

екта, разработал учение, в котором весь мир природы и духа

рассматривался как результат творческой деятельности само-

сознания. Эта идея глубоко поразила молодых романтиков; в

философии Фихте они нашли основание для нового понимания

смысла культуры вообще. Романтическое творчество - это не

социально-политическая преобразовательная активность, не

педагогически-просветительная работа; это - внутреннее ду-

ховное усилие, непосредственно-магически воздействующее на

реальность. Форма, которую принимает такое усилие, для ро-

мантиков не была важна, - это может быть искусство, филосо-

фия, религиозная жизнь, даже просто внутреннее переживание,

никак не выражаемое вовне, - важно само интенсивное внут-

реннее напряжение. В таком напряжении перерождается сам че-

ловек, а поскольку жизнь человека незримыми нитями связана

со всем мирозданием, то в этом самоперерождении человек

преобразует мир. Наиболее яркое выражение эта идея нашла в

мировоззрении Новалиса, в его "магическом идеализме", расс-

матривающем любые действия со знаками (словами, образами,

звуками и т.д.) как инструмент магического преображения ми-

ра.

Именно в творчестве романтики нашли объединяющее, синте-

зирующее начало всей культуры. Остро переживая негармонич-

ность, конфликтность, двойственность просветительского соз-

нания, осознавая эклектический характер всей культуры ХVIII

века в целом, они искали иного, органического синтеза сос-

тавляющих ее элементов. Просветительский разум не справился

с задачей такого синтеза; романтики искали другой инстру-

мент синтеза и нашли его в идее творчества. Не рациональная

целесообразность, заявили они, но творческое самовыражение

человеческого духа составляет смысл всякой культурной дея-

тельности. Рациональное конструирование действительности -

это ее обеднение, сведение к абстрактно-общим формам; твор-

ческое начало, напротив, позволяет осуществить органический

синтез разнородного. Отсюда проистекает другая важная черта

романтического миросозерцания - ориентация на создание но-

вого универсального видения мира, соединяющего в себе черты

науки, искусства, философии и религии. Это стремление, по

сей день живущее в европейской культуре, в романтизме нашло

выражение в утопическом представлении о грядущем новом ми-

фе, формирование которого романтики связывали с собственны-

ми творческими усилиями. (Чтобы представить себе весь раз-

мах этой утопии, достаточно вспомнить, что члены йенского

кружка вынашивали не больше не меньше как план создания но-

вого Священного Писания, новой Библии, авторами которой

должны были стать Новалис, Ф.Шлегель и Ф.Шлейермахер). Ро-

мантическое мифотворчество особенно ярко воплотилось в их

художественных произведениях - мистико-философских романах

Новалиса "Ученики в Саисе" и "Генрих фон Офтердинген", фан-

тастической прозе Л.Тика, А.Шамиссо, а позднее - Э.Т.А.Гоф-

мана. Взаимопроникновение реального и фантастического, обы-

денного и невероятного стало одним из главных художествен-

ных открытий романтизма.

Романтический культ творчества задает определенную сис-

тему ценностей, совершенно противоположную системе ценнос-

тей, предложенной Просвещением. Прежде всего, творчество

всегда индивидуально. Поэтому все индивидуальное, ориги-

нальное, самобытное имеет в глазах романтиков заведомое

преимущество перед абстрактно-общим, нормативным. Именно

поэтому понятию романтики предпочитали образ, абстракт-

но-рациональному - чувственно-конкретное. Отсюда и особое

значение, придаваемое романтиками искусству : ведь оно ра-

ботает как раз с чувственным материалом и в этом смысле бо-

лее индивидуально. По сути дела, всякое творчество романти-

ки мыслили по аналогии с творчеством художника. С культиви-

рованием индивидуальной самобытности связан и исключитель-

ный интерес романтиков более позднего времени к самобытнос-

ти национальной, как своей собственной (ярчайший пример то-

му - обращение к фольклору немецких романтиков гейдельберг-

ской школы, в частности, в знакомых каждому с детства сказ-

ках братьев Вильгельма и Якоба Гримм и менее известном в

России творчестве Ахима фон Арнима), так и чужой (особенно

важным оказалось для романтиков знакомство с культурами

Востока, в которых они нашли много близкого своим интуици-

ям; изучение романтиками культур Востока положило начало

научному востоковедению в Европе) , и неослабевающее внима-

ние к историческому прошлому (с усилиями романтиков связан

расцвет исторического жанра в литературе и настоящая рево-

люция в изучении наследия античности, средневековья и Ре-

нессанса).

Стоит отметить, что романтики развили совершенно новое

понимание национального и исторического своеобразия. Источ-

ник этого своеобразия они находили не во внешних формах

(политическом строе, обычаях, нравах и т.д.), а в некоторой

внутренней цельности, определяющей и связующей все эти фор-

мы, разнообразно в них проявляющейся. Самобытность эпохи,

неповторимость национальной традиции были в глазах романти-

ков столь же неразложимы на составляющие элементы, сколь

неразложима конкретная человеческая личность на сумму внеш-

них признаков, идей, представлений, жестов и т.д. Поэто-

му-то романтики так любили размышлять о "духе эпохи", о

"национальном духе" или "душе народа". В этом смысле роман-

тизм, пожалуй, впервые в европейском сознании стал осознан-

но и целенаправленно ориентироваться на осмысление и изуче-

ние культуры как особой реальности. В известной степени ро-

мантики - первооткрыватели того рода исследования, который

мы сегодня называем культурологическим. Многие собственно

культурологические проблемы впервые были поставлены и четко

сформулированы именно в контексте романтического мировозз-

рения. Одним из множества примеров может послужить книга

Фр.Шлегеля "О языке и мудрости индийцев"(1808), в которой

был впервые поднят вопрос о возможности установления общих

истоков культуры всех индоевропейских народов с опорой на

сравнительное изучение индоевропейских языков, по-настояще-

му разработанный только в культурологии и лингвистике ХХ

века. Другой показательный пример - огромный вклад, внесен-

ный романтиками в научное исследование мифологического ма-

териала.

Важной оказалась для романтиков и другая особенность

творческого акта : он всегда предполагает подлежащий преоб-

ражению материал. Это не обязательно физический материал,

но непременно нечто неоформленное, хаотическое. Если такого

материала нет, творчество невозможно. На этой основе роман-

тики развили представление о том, что неупорядоченное пов-

сюду предшествует порядку, хаос - космосу, противополож-

ность - единству. Не случайно с романтизмом связан небыва-

лый расцвет диалектики в западной (прежде всего немецкой)

философии.

Применительно к человеческой личности это представление

приобрело форму развитого Ф.В.Й.Шеллингом учения о том, что

всякое сознание опирается на бессознательный базис. Такое

понимание природы человека хорошо ложилось на романтический

культ искусства - ведь в деятельности художника, поэта бес-

сознательный импульс имеет огромное значение. К обоснованию

этого взгляда романтики привлекли учение И.Канта о гении -

бессознательно действующем творце, через которого творит

сама природа (романтики придали словам "гений", "гениаль-

ность" тот смысл, в котором мы употребляем их и сегодня).

Ориентация на бессознательный, интуитивный творческий им-

пульс обусловила особое место музыки в романтической клас-

сификации искусств. Музыку романтики считали высшим из ис-

кусств и стремились придать музыкальность другим видам ис-

кусства - литературе, живописи. Некоторые романтики были

одновременно композиторами и литераторами (например,

Э.Т.А.Гофман, а позднее - Рихард Вагнер).

Таковы были главные компоненты того культурного движе-

ния, которое родилось в последние годы ХVIII века в Герма-

нии и триумфальное шествие которого по всей Европе опреде-

лило своеобразие западноевропейской культуры первой полови-

ны ХIХ века.

4. Эволюция романтического движения.

Идеи романтизма оказались очень привлекательными, и он

чрезвычайно быстро стал явлением общеевропейским. Почти од-

новременно с йенским кружком в Англии возникает объединение

поэтов, названное "озерной школой". Поэты "озерной школы" -

С.Т.Колридж (1772-1834), Р.Саути (1774-1843), У.Вордсворт

(1770-1850) - вдохновлялись теми же идеями о преображающей

силе творческой фантазии; некоторые из них испытали прямое

влияние йенского кружка (например, Колридж очень интересо-

вался идеями Шеллинга и пропагандировал их в своих эссе).

Их произведения, проникнутые благоговейно-мистическим отно-

шением к природе, наполненные мифологическими мотивами и

исторической экзотикой, стали ярким воплощением романтичес-

ких устремлений в английской культуре. Огромную роль в ста-

новлении английского романтизма сыграл также молодой (и

очень рано умерший) поэт Джон Китс (1795-1821). Вскоре ро-

мантическое движение находит своих последователей и в Рос-

сии, и в восточноевропейских странах, несколько позже во

Франции; в его орбиту вовлекаются философия, театр, изобра-

зительное искусство и, разумеется, музыка.

Здесь невозможно перечислить даже наиболее яркие фигуры

в истории романтизма - один только список занял бы, пожа-

луй, целую страницу. Богатство и разнообразие романтическо-

го наследия естественно вытекает из романтической ориента-

ции на оригинальность и самобытность. Каждая из националь-

ных романтических школ имела свои особенности, в каждой об-

щие черты романтического миропонимания преломились по-свое-

му. Так, немецкий романтизм тяготел к философичности и спи-

ритуализму, что нашло яркое выражение в тесно связанной с

романтизмом немецкой идеалистической философии - в учениях

Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра. Английский, наоборот, носил

скорее сугубо эстетический характер и получил развитие пре-

имущественно в искусстве; характерна для английских роман-

тиков и большая по сравнению с немецкими вовлеченность в

сложные социальные коллизии эпохи. Французский романтизм,

представленный творчеством Ф.Шатобриана, Э.Сенанкура, В.Гюго, А.де Виньи, А.де Мюссе и многих других, был менее радикальным в своих претензиях и сохранял гораздо более тесную связь с наследием Просвещения, чем это было в других странах. Вместе с тем во многом непохожие друг на друга проявления романтического движения в разных странах были объеди-

нены общностью задач и вытекающей из нее общностью судьбы,

поэтому эволюцию романтического движения в целом можно

проследить, не сосредотачиваясь на их различиях.

Первоначальный творчески-преобразовательный порыв роман-

тиков довольно быстро натолкнулся на мощное внешнее проти-

водействие. Страстное желание единства, искание возможности

разрешить сразу все больные вопросы современности - миро-

воззренческие, социальные, эстетические, этические - в про-

цессе эволюции романтического движения начинает осознавать-

ся как утопическое. Ранние романтики еще могли, по словам

Шеллинга, задаваться "вопросом не о том, что есть, но что

возможно"; однако как только романтический идеал синтеза

был сформулирован и превращен в широкую программу духовной

реформы, он немедленно вступил в противоречие с действи-

тельным положением вещей. Поэтому по мере развертывания ро-

мантического мировоззрения главным в нем становился вопрос

о том, как "то, что возможно" соотносится с "тем, что

есть". Безграничный оптимизм романтиков йенского кружка

быстро сменился неудовлетворенностью. Творческая фантазия

не преображала мир, а вступала с ним в конфликт; поэтому

огромное значение в художественном творчестве романтиков

более молодого по сравнению с йенцами поколения приобрела

тема "двоемирия", противостояния мира свободной творческой

игры миру банальной повседневности. Сильнейшее воплощение

она нашла в творчестве Э.Т.А.Гофмана (1776-1822), у которо-

го взаимопроникновение и вместе с тем противостояние этих

двух миров доведено до предела.

Трагедия романтизма была в том, что, ища преодоления

разрыва в культурном сознании Европы, он, напротив, только

углубил этот разрыв. Разочарование, постигшее романтиков,

было столь же глубоким, сколь опьяняющим было оптимистичес-

кое воодушевление вначале. Мотивы "мировой скорби", одино-

чества, разлада с миром возникают в романтическом искусстве

уже в 1810-е годы и становятся главными в 1820-е. Любимый

герой романтической литературы этого периода - непонятый

гений, бунтарь-одиночка, живущий на грани безумия, истинный

художник, невыносимо страдающий от столкновения с обыден-

ностью (именно с этим образом связано расхожее представле-

ние о романтизме). Этот конфликт нашел отражение не только

в творчестве, но и в самих биографиях романтиков. Их неже-

лание сообразовывать свои утопические проекты с реальностью

часто приводило к печальным последствиям. Так, французский

романтический поэт Алоизиюс Бертран (1807-1841), считавший

невозможным сочетать занятия искусством с прозаической за-

ботой о повседневных делах, умер в голоде и нищете; траги-

ческое переживание дисгармонии мироздания привело лучшего

драматурга романтической Германии Генриха фон Клейста

(1771-1811) к самоубийству, а поэта Фридриха Гельдерлина

(1770-1843) к душевной болезни. Философия романтиков все

более окрашивается в пессимистические тона (конечным про-

дуктом этого пессимизма можно считать философию Артура Шо-

пенгауэра (1788-1860) и весьма близкую к ней по духу фило-

софскую лирику итальянского романтика Джакомо Леопарди

(1798-1837)), в ней все чаще звучат мысли о безнадежном,

погибельном состоянии мира.

Это болезненное состояние европейского духа, естествен-

но, не могло продолжаться долго. Перед западной культурой

было два пути, ведущих к выходу из сложившегося кризиса.

Один заключался в отказе от последовательно романтической

позиции, в переходе к критике романтизма, к демонстрации

бесперспективности его культурной утопии. Такая критика бе-

рет начало в самом романтизме в поздних его вариантах. Сар-

кастическое отношение к йенским идеалам можно найти уже у

Э.Т.А.Гофмана (его романтические герои почти гротескны), но

совершенно уничтожающему осмеянию романтические стереотипы

подверглись в поэзии и публицистике Генриха Гейне

(1797-1856). Глубокий скепсис по отношению к раннероманти-

ческим ценностям пронизывает все позднее творчество велико-

го английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788-1824).

Критика романтизма прокладывала дорогу важнейшим явлениям

европейской культуры второй половины века, во многом пост-

роенным на отталкивании от романтических идей. Другой путь

предполагал трансформацию самой романтической утопии, прев-

ращение романтической концепции творчества из орудия преоб-

ражения мира в средство защиты от него. Этот второй путь

определил эволюцию романтического движения в 1830-40-е годы

и привел его к закату.

5. Поздний романтизм и распад романтического движения.

Уже на рубеже 1810-20-х годов в романтизме наметился

внутренний слом, указывавший на то, в каком именно направ-

лении трансформировалась романтическая творческая утопия по

мере нарастания кризиса. Перед лицом крушения своих перво-

начальных вселенских замыслов и в процессе критического са-

моанализа романтическое сознание постепенно, но неуклонно

приобретало все более консервативные черты. Наследники ран-

него романтизма, наученные горьким опытом разочарований,

оказались поставлены перед тяжелым выбором : либо отказать-

ся от противостояния миру и его законам и тем самым приз-

нать поражение всей романтической программы в целом, либо

довести это противостояние до полного отрицания ценности

мира и, следовательно, превратить его в бегство от реаль-

ности. Вторая тенденция в конце концов возобладала.

Странно наблюдать эту удивительную и парадоксальную ме-

таморфозу романтического движения. Живой интерес ранних ро-

мантиков к прошлому превращается теперь в ностальгическое

тяготение к патриархальности и архаике, культивирование на-

ционально-культурной самобытности - в своего рода "почвен-

ничество", поэтизирующее бессознательную народную стихию;

образ грядущего нового мифа в романтическом воображении

постепенно бледнеет , а мифотворческий энтузиазм сменяется

стремлением приобщиться к мифу традиционному, попытками

раствориться в вековой мудрости мировых религий. Такие тен-

денции видны уже в творчестве немецких романтиков "гейдель-

бергского кружка" А.фон Арнима_0 (1781-1831), К.Брента-

но(1778-1842), Й.Эйхендорфа(1788-1857), в поздней лирике

поэтов "озерной школы" (особенно Вордсворта и Саути); в

русской культуре они нашли выражение в славянофильстве. В

1830-е годы и в последующие два десятилетия именно они ста-

новятся определяющими для всего европейского романтизма в

целом.

Некоторые из деятелей романтического движения пережили

на этом пути глубокий духовный переворот, конечным выраже-

нием которого было религиозное обращение. Так, примерным

католиком и ревнителем христианской монархии становится на

склоне лет Ф.Шлегель; к философскому истолкованию истин

христианского откровения обращается в своем позднем твор-

честве Ф.В.Й.Шеллинг; теософское мировоззрение, опирающееся

на традиционную протестанскую мистику, строит Ф.Баадер

(1765-1841); оставляет концертную деятельность и принимает

сан аббата один из крупнейших реформаторов романтической

музыки Ференц Лист(1811-1886); от германской языческой ми-

фологии к средневековому христианству обращает взор в своем

последнем творении (опере-мистерии "Парсифаль") бунтарь и

мифотворец Р.Вагнер(1813-1883). Подобный итог был, в общем,

вполне предсказуемым : от энтузиазма к бунту и отчаянию, от

бунта и отчаяния - к смирению.

Этот поворот к традиционализму (а часто и к политическо-

му консерватизму, как это было в случае Ф.Шлегеля и Р.Ваг-

нера) обусловил резкое падение влияния романтизма и усилил

антиромантические настроения в европейской культуре. Он

способствовал и разложению самого романтического движения;

распавшись на множество отдельных представителей, романтизм

как единое и самостоятельное идейное течение перестал су-

ществовать уже в шестидесятые годы. Поэтому воздействие

позднего романтизма на европейское сознание было в целом

скорее негативным : главным результатом этого воздействия

стало отторжение романтических установок, своеобразная

борьба с романтизмом, во многом определившая историко-куль-

турные процессы второй половины ХIХ века. С ориентацией на

преодоление романтизма в его поздних формах тесно связаны и

важнейшие философские новации этого периода, - классический

марксизм (напомним, что в юности К.Маркс отдал дань роман-

тической музе), философия Ф.Ницше, позитивизм, - и глубокие

перемены в художественном мышлении, приведшие к формирова-

нию реализма и натурализма в искусстве, и становление "на-

учного" социализма, осознававшегося как альтернатива позд-

неромантическому консервативному идеалу, и расцвет утилита-

ризма в моральном сознании эпохи.

Однако здесь, как обычно, сработал механизм любого про-

тивостояния : все, что делается вопреки какому-то образцу,

долгое время несет на себе следы этого образца. В этом

смысле романтическое сознание оставалось неизжитым вплоть

до начала ХХ века, а в чем-то остается таким и сегодня. К

сожалению, в столь кратком очерке нет возможности подробно

это показать. Скажем лишь, что нет, вероятно, ни одной из

романтических интуиций, не пережившей хотя бы недолгого

второго рождения если не в конце прошлого, то по крайнем

мере в нашем столетии. Поэтому без понимания специфики ро-

мантического мировосприятия и логики его развития невозмож-

но правильно понять всю европейскую культуру ХIХ-ХХ веков.

Немало можно было бы сказать о бесчисленных отражениях ро-

мантического миросозерцания в зеркале последующего культур-

ного развития Европы : о переосмыслении эстетической утопии

романтиков в модернистском и авангардном искусстве, о мета-

морфозах романтического понимания мифа в мифотворческих

экспериментах ХХ века, о значении романтических представле-

ний о бессознательном для возникновения психоанализа, о

связи романтической концепции любви с современной этикой

взаимоотношения полов, а романтического понимания языка - с

современной философией и лингвистикой и т.д. Но это уже не

история и судьба самого романтизма, а история и судьба его

наследия.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л. 1973.

  2. Зарубежная литература : Романтизм. Хрестоматия. М. 1990.

  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М. 1986.

  4. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.

  5. МГУ. 1980.

  6. Избранная проза немецких романтиков. Т.1-2. М. 1979.

  7. Дейч А. Судьбы поэтов. Гельдерлин, Клейст, Гейне. М.

  8. Шлегель Ф. Эстетика.Философия.Критика. Т.1-2. М. 1983.

  9. Эстетика немецких романтиков. М. 1987.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconСписок вопросов по курсу «История зарубежных литератур ХIХ века»
Эпоха романтизма. Социально-исторические предпосылки и философская почва романтизма. Основные черты романтического художественного...
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconПричины возникновения романтизма

1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconПричины возникновения романтизма

1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconА. короченский (Ростовский госуниверситет), Ю. Пиетиляйнен (Университет Тампере, Финляндия)
Сегодня в рамках медиакритики развиваются несколько отраслевых специализаций критико-журналистской деятельности: критика телевидения,...
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconПсковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова Кафедра философии Вопросы для вступительного экзамена по философии в аспирантуру
Социально-исторические основания и духовные предпосылки возникновения философии. Основные концепции возникновения философии
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconПредпосылки возникновения древнерусской литературы, ее периодизация, жанровая система. Содержание
Предпосылки возникновения древнерусской литературы, ее периодизация, жанровая система
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconПредпосылки возникновения и сущность меркантилизма

1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconПредпосылки возникновения и этапы развития науки

1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconI. Предпосылки возникновения кадетских заведений в России §
Введение
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма icon«Основы теории литературы»
Критика синтез науки, публицистики и искусства. Для критика важно выразить внутренний набор лит произведения вместе со своей точкой...
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма iconПриродные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы