Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» icon

Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?»



НазваниеXiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?»
Дата конвертации28.10.2012
Размер247,02 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Антроп.традиция.DOC
2. /Антропологическая школа.doc
3. /Важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси стали собственные языческие восточнославянские традиции.doc
4. /Византийская к-ра.DOC
5. /Влияние к.к-ры на к.чел-ка.DOC
6. /Динамика к-ры.DOC
7. /Дух.мир средневекового чел.З.Е..DOC
8. /Искусство магии и сила веры.DOC
9. /К-гия Уайта.DOC
10. /К-ра Античности.DOC
11. /К-ра России XIX-XX.DOC
12. /К-ра Сов.общества.DOC
13. /К-ра тоталитарного общества.DOC
14. /К-ра эпохи возрождения.DOC
15. /К. в Германии.DOC
16. /КУЛЬТУРА XX ВЕКА .DOC
17. /Культ-ый процесс.DOC
18. /Культурология(Уайт).DOC
19. /МОДЕЛИ К-РЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.DOC
20. /Миф в примитивной психологии.DOC
21. /Мифология.DOC
22. /Модели к-ры эпохи Просвещения.DOC
23. /Наследие Древн.Востока.DOC
24. /Натуралистическая школа.doc
25. /Наука о культуре.DOC
26. /Общественно-историческая.doc
27. /Определение Культура.DOC
28. /Планы сем.занятий.DOC
29. /Понятие культуры(Уайт).DOC
30. /Православие.doc
31. /РИТУАЛЫ ВОССТАНИЯ В Ю-В АФРИКЕ.DOC
32. /Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества.doc
33. /Романтизм-к-ный феномен.DOC
34. /Рус.средневековая к-ра.DOC
35. /Симв.классификация.DOC
36. /Символ(Уайт).DOC
37. /Символич.реальность.DOC
38. /Символическая школа.doc
39. /Система,структура,функции.DOC
40. /Системный подход.DOC
41. /Смысл и цель Петровских реформ.doc
42. /Соотношение языка,мышл.,поведения.DOC
43. /Социологическая школа.doc
44. /Стиль и цивилизации.DOC
45. /Типология к-ры.DOC
46. /Типология религий.DOC
47. /Типы к-ры.DOC
48. /Характеристики культуры.DOC
49. /Хрестоматия .doc
50. /Человек-знаменатель к-р.DOC
51. /Энергия и эволюция к-ры.DOC
52. /Язык как модель.DOC
53. /план сем зан.DOC
54. /содержание.DOC
55. /экзамен.DOC
I. антропологическая традиция в культурологии культурология интеграция знаний о культуре
Антропологическая школа
Важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси стали собственные языческие восточнославянские традиции, на которые наложились особенности христианского мировосприятия
XV. типология византийской культуры истоки и традиции в истории культуры Византии
Клиффорд Герц Влияние концепции культуры на концепцию человека
IX. динамика культуры
Xvi духовный мир средневекового человека западной европы
Б. Малиновский Искусство магии и сила веры
Iii культурология лесли а. Уайта
Культура античности
Xxii. Культура россии на рубеже xix—xx вв. Рубеж этих столетий в культуре России принято называть «серебря­ным веком»
Xxiii. Культура советского общества: достижения и потери
Xxiv. Культура тоталитарного общества
Xviii. Культура эпохи возрождения общая характеристика эпохи
II. формирование культурологической традиции в германии
Xxv культура XX века — смена парадигмы
Роберт л. Карнейро культурный процесс.*
Лесли А. Уайт. Культурология
Xix модели культуры нового времени: формирование новоевропейского культурного образца
Б. Малиновский Миф в примитивной психологии
X. Мифология как система представлений о мире. Мифологическое сознание
XX. Модели культуры Нового времени: модификации эпохи Просвещения
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?»
Биография Фрейда сравнительно бедна событиями. Он родился в небогатой семье торговца в Вене. После окончания медицинского факультета университета стажировался во Франции по физиологии и неврологии.
Наука о культуре
Освальд Шпенглер
Альберт К. Кафанья формальный анализ определений понятия "культура"
Планы семинарских занятий для 4 курса 5 факультета ( 26 часов) Введение в культурологию. Наука о культуре. Культурология в системе гуманитарного знания
Понятие культуры
Православие
М. Глакмен ритуалы восстания в юго-восточной африке
Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на культуру
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма
Xvii. Русская средневековая культура
Символическая классификация предисловие
Символ : происхождение и основа человеческого поведения. "В слове было Начало начало человека и культуры"
VI. символическая реальность культуры
Символическая школа
Культура как система. Уже в первой своей книге «The Science of Culture»
IV. системный подход к изучению культуры
Смысл и цель Петровских реформ
Бенджамен Ли Уорф Соотношение языка, обыденного мышления и поведения
Социологическая школа
Альфред Л. Крёбер. Стиль и цивилизации
Vii историческая типология культуры историческая типология культуры
Xii типология религий классификация религий
Дж. Фейблман. Типы культуры. А. Существование культурных типов
Джордж П. Мердок
Книга о душе 49
Viii. Человек как общий знаменатель культур основы культурного единства
Лесли а. Уайт энергия и эволюция культуры*
XI. язык, как модель культуры язык и мышление
Чтения лекций и проведения семинарских занятий по культурологии на курсе в 2003\2004 учебном году
Введение в культурологию
Вопросы для экзамена по курсу ’’Культурология’’ 2001/2002 уч год. Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарных знаний

XIII. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Что означает понятие «Древний Восток?» «Востоком» в Рим­ской империи называли ее восточные провинции. С открытием в XIX в. великих древних цивилизаций Египта и Двуречья это по­нятие вошло в европейскую историческую науку, появились две специализированные отрасли: египтология и ассирология. Это бы­ла история собственно «классического» Древнего Востока, оказав­шего через культуру античности и через мусульманский мир вли­яние на развитие европейской цивилизации. История и культура стран Дальнего Востока и Индии стали достоянием европейской цивилизации значительно позже и не оказали решающего влия­ния на ее формирование. Мы остановимся на освещении истории и культуры «классического» Древнего Востока, ставшего колы­белью современной цивилизации.

1. Открытие цивилизаций Древнего Востока для европейской науки

Долгое время сведения европейцев о Египте и Двуречье (греч. Месопотамия) ограничивались выдержками из Библии с легенда­ми о подвигах Иосифа и Моисея, с проклятиями иудейских про­роков вавилонским поработителям избранного Богом народа или с мифом о Вавилонской башне.

Источники научного изучения цивилизаций Древнего Востока можно разделить на три группы, и в первую очередь это труды греко-римских историков, памятники материальной культуры и расшифрованные памятники древневосточной письменности.

Античные авторы, бывшие свидетелями заката великих циви­лизаций Древнего Востока, многие факты излагали на основе лич­ных наблюдений среды обитания народов, их быта, нравов, куль­туры. В то же время об исторических событиях рассказывали мно­гие мифы и народные легенды.

По праву первое место здесь принадлежит «отцу истории» Ге­родоту (V в. до н.э.). В своей истории греко-персидских войн он, на основе рассказов египетских и вавилонских жрецов и собст­венных наблюдений во время путешествий по Востоку, дает раз­вернутую картину географических условий, обычаев, религиозных верований, культуры, экономики, хозяйственных отношений Египта и Двуречья. Его последователи Гекатей (IV—III в. до н.э.), Диодор (I в. до н.э.), Ктесий (V в. до н.э.), Страбон (I в. до н.э.), Плутарх Херонейский, Тацит (I—II в. н.э.) углубили и дополнили представ­ления античного мира об истории и культуре Востока. Важную роль в изучении Древнего Востока сыграли труды эллинизированных жрецов местных религиозных культов: египтянина Манефона (IV— III в. до н.э.) и вавилонянина Бероса (III—IV в. до н.э.), сделавших попытку создать обзор истории своих стран. Свидетельства антич­ных авторов были знакомы ничтожно малой горстке европейцев. Поэтому столь ошеломляющим событием стали великие археоло­гические открытия XIX в.

Подлинное открытие Востока для европейцев произошло во время военной экспедиции Наполеона в Египет (1798). В состав экспедиционного корпуса входили ученые разных специальностей, в том числе историки и археологи. Пораженный духом глубокой древности этой земли, Наполеон воскликнул: «Солдаты! Сорок ве­ков смотрят на вас с высоты этих пирамид!» Научным результа­том этой экспедиции явилась фундаментальная (24 тома текста и 24 тома таблиц) работа «Описание Египта», давшая пищу для на­учных изысканий ученых Европы. Одним из высочайших дости­жений науки стала расшифровка французским ученым Ф.Шампольоном (1822) древнеегипетской иероглифической письменно­сти с помощью идентичных текстов т.н. Розетского камня. Мол­чавшие до этого дня сотни тысяч надписей храмов, пирамид, па­пирусов заговорили и рассказали историю древнего, исчезнувшего народа. В 1828 г. Шампольон совершил археологическую экспе­дицию в Египет, пополнив науку новым ценным материалом. В XIX—XX вв. Египет стал Меккой археологов разных стран. В середине XIX в. здесь успешно работали германские египтологи Лепсиус и Бругш, французы Мариэтт и Масперо, англичанин Пет­ри. Стараниями этой плеяды ученых был накоплен богатейший научный материал, созданы первоклассные музейные коллекции в самом Египте и европейских странах. В XX в. объем раскопок увеличивается, работают экспедиции известных археологов: Рейснера, Роу, Ферта, Лауэра и др. Наиболее сенсационный успех вы­пал на долю английской экспедиции Картера и лорда Карнарвона, открывшей полную сокровищ гробницу фараона Тутанхамона.

Данные археологии и исследования письменных источников по­зволили ученым заглянуть в тысячелетнюю историю Древнего Египта.

Первые археологические раскопки в Двуречье начались толь­ко в середине XIX в. Исторические памятники здесь не лежали на поверхности, как в Египте, за ними приходилось проникать в глубь земли. С 1843 по 1846 гг. французский консул в Мосуле П.Э. Ботта раскопал развалины дворца ассирийского царя Саргона в Хосрабаде. Англичанин О. Лейярд в 1845—51 гг. открыл развалины ассирийских столиц Калаха и Ниневии. Осенью 1849 г. среди развалин дворцов Ниневии была найдена огромная биб­лиотека клинописных таблиц (25 тыс.) царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), ставшая, по выражению К. Керама, ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. С именами О. Россама и Д. Смита связаны дальнейшие исследования и находки древ­нейших текстов, в том числе самого знаменитого произведения «Песни о Гильгамеше». Благодаря упорному труду целой плея­ды ученых (Г. Гротенфельда, Э. Бюрнуфа, К. Лассена, Г. Роулингсона и др.) была раскрыта тайна письменности Двуречья. Де­шифровка клинописи дала науке наиболее важные источники по истории и культуре целого ряда цивилизаций, сменявших одна другую на этой земле. В конце XIX в. немецкий ученый Р. Кальдевей провел успешные раскопки Вавилона, открыв легендарные Висящие сады и остатки Вавилонской башни (храм бога Мардука).

Анализ письменности и других элементов культуры Двуречья привел ученых к выводу, что ассиро-вавилонская цивилизация имеет более глубокие корни. С подачи Ж. Опперта, этих предше­ственников вавилонян и ассирийцев стали называть шумерами, по титулу древних царей юга. Научное предвидение, гипотеза бле­стяще подтвердились данными новых археологических исследова­ний. Француз де Сарзек (1877—1881), американцы Хильпрехт, Петере, Хайне, Фишер (1888—1900), другие немецкие, американ­ские, французские и английские экспедиции XX века нашли мно­гочисленные подтверждения существования древнейшей шумер­ской цивилизации. Выдающуюся роль в изучении шумеров сыг­рал английский археолог Леонард Вулли, раскопавший в 20-е го­ды упоминаемый в Библии легендарный город Ур на юге Месо­потамии. Находки Вулли свидетельствовали, что уже в IV—III тыс. до н.э. шумерская культура достигла высокого уровня развития. Поразительно, но английскому археологу удалось доказать, что легендарный потоп, упоминаемый в «Песне о Гильгамеше» и в Библии, был подлинным историческим событием.

Как происходило формирование древних цивилизаций Восто­ка? Какие факторы способствовали их возникновению? Большин­ство современных ученых считают рубеж IV—III тыс. до н. э. от­правной точкой отсчета человеческой цивилизации, временем, ког­да в долине Нила и в Месопотамии возникли первые государст­ва. Но древние цивилизации не появились внезапно, их станов­лению предшествовал переходный период в 6—7 тысячелетий, когда в районах т.н. Плодородного полумесяца (предгорные области Палестины, Сирии, Армении и Ирана) возникли и стали разви­ваться земледелие, скотоводство, ремесла, появились первые осед­лые поселения. До 10 тысячелетия до н.э. люди знали только со­бирательство, охоту и рыболовство. Около 13 в. до н.э. климат на планете вновь изменился, стал более засушливым. Оскудели преж­ние охотничьи угодья (как это случилось в Сахаре), и племена потянулись к долинам рек, где природные условия были более благоприятными.

В новых условиях привязанности племен к определенной тер­ритории меняется их образ жизни и способ производства. Перво­бытные формы хозяйствования отходят на второй план, уступая ведущее место земледелию и скотоводству. Примерно в Х—1Х тыс. до н.э. были одомашнены первые животные — овца и коза; с VII тыс. до н.э. появляется лепная и обожженная глиняная по­суда и, наконец, около VI тыс. до н.э. начинается применение первого металла — меди. Новокаменный век (неолит) сменяется медным веком (халколитом, или энеолитом). Новые орудия труда позволили человеку освоить долины великих рек (Нил, Тигр и Евфрат, Ганг, Инд, Янцзы, Хуанхе), создать наиболее устойчивую форму древнего сельского хозяйства — ирригационное земледе­лие. Возникают т.н. речные цивилизации, целиком и полностью связанные с судьбой способствовавших их появлению рек. От пе­риодических разливов рек, приносивших на поля плодородный ил или разрушавших все во время разливов, зависела жизнь насе­лявших пойму людей. С помощью ирригационных сооружений (плотин, дамб, хранилищ воды, отводных каналов и др.) люди старались обезопасить себя от стихии, сберечь урожай. Для вы­полнения этих работ требовались совместные усилия больших групп людей, в связи с этим происходили и решительные изме­нения в социальной структуре общества. Первобытный род сме­няется сельской общиной, родственные отношения — производст­венными.

Высокое плодородие почвы обеспечивало урожай даже при са­мом примитивном земледелии, за счет чего быстро росла числен­ность населения долин рек. Это, в свою очередь, требовало рас­ширения производства, рационального использования всех пригодных земель. Поскольку силами мелких общин сделать это было невозможно, объективно начался процесс создания более крупных объединений, итогом которого стало появление первых городов-государств. Обеспечить крупные общественные работы могла толь­ко централизованная власть, обладавшая мощным аппаратом при­нуждения. И такая власть появляется в виде превращенного в верховного правителя (царя) военного вождя или жреца. Высо­кая урожайность полностью окупала человеческий труд и давала прибыль. Постепенно эта прибыль путем принуждения оказыва­ется в руках верховного правителя и знати, на эти средства со­держится аппарат надсмотрщиков-чиновников и воинов-охраните­лей.

В ранее однородном обществе происходит резкое имуществен­ное расслоение. Ценность рабочих рук порождает такое новое со­циальное явление, как рабство, когда захваченных в битвах вра­гов или разорившихся соотечественников стали использовать на принудительных работах. Возникает т.н. раннерабовладельческое общество, где основной экономической формой является натураль­ное хозяйство и примитивная патриархальная форма эксплуата­ции рабов, которые как бы считались членами семьи хозяина.

На первых порах существовала самая простейшая государст­венная структура — город-государство, которых насчитывалось де­сятки в речных долинах. Так, между крупнейшими городами древней Месопотамии Уром и Лагашем было расстояние всего 24 километра. Эти карликовые государства постоянно боролись за первенство, шли бесконечные войны, создавались и разрушались объединения. Но производственная и экономическая необходи­мость контроля над всей речной долиной вели к объединению тер­риторий в рамках единого государства. В долине Нила возникла мощная единая держава во главе с царем-фараоном, просущест­вовавшая три тысячелетия. История Египта делится на три основ­ных периода: Древнее Царство, Среднее Царство и Новое Царст­во. За три тысячелетия страна не раз стояла на грани развала, неоднократно на эту землю вторгались завоеватели, но только на­шествие арабов-мусульман полностью покончило с тем, что мы называем Древним Египтом.

На территории Месопотамии также одна цивилизация сменя­лась другой. Колыбель древнейшей культуры — города шумерско­го юга — были покорены семитскими племенами Аккада. Одна за другой сменялись великие империи: Вавилонская, Ассирий­ская, Персидская. Но в основе своей культура шумеров, как эс­тафета, передавалась из тысячелетия в тысячелетие.

Громадное влияние этих двух культурных центров сказалось на всем Восточном Средиземноморье и передней Азии. Народы Кавказа, Ирана, Малой Азии, Палестины, Северной Африки, Нубии входили в орбиту экономического, политического, военного и культурного влияния этих цивилизаций. Именно о них в первую очередь необходимо сказать, освещая культурное наследие Древ­него Востока.

2. Материальная и духовная культура Древнего Востока

Важнейшим достижением материальной культуры Древнего Востока, определяющим фактором его развития, стало создание культуры земледелия. «Разве ты не знаешь, что поля — это жизнь страны» — говорится в одном из текстов Вавилонского царства (II тыс. до н.э.). В условиях орошаемого земледелия вы­сокого уровня достигло строительство ирригационных сооруже­ний; остатки их сохранились вплоть до наших дней (Южная Ме­сопотамия). По некоторым оросительным каналам свободно могли проходить речные суда. О строительстве каналов упоминают пра­вители древности в хвалебных надписях наряду со своими воен­ными победами и сооружением храмов. Так Римсин, царь Ларсы (XVIII в. до н.э.), сообщает, что он выкопал канал, «который снаб­дил питьевой водой многочисленное население... который дал изо­билие зерна... вплоть до берега моря». На древнейших изображе­ниях Египта фараон проводит мотыгой первую борозду, освещая начало сельскохозяйственных работ.

На Востоке были впервые выведены культурные злаки и рас­тения: пшеница, ячмень, просо, лен, виноград, бахчевые, финико­вая пальма. Тысячелетиями вырабатывались ценные земледельче­ские навыки, изобретались новые орудия труда, в том числе тя­желый плуг.

Наряду с земледелием пастбища в поймах рек способствовали широкому развитию скотоводства, были одомашнены многие виды животных: коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд.

В то же время застылость, традиционность восточного мира проявлялись в том, что тысячелетиями культивировались прими­тивные формы сельскохозяйственных работ. Так, при севе зерна злаков втаптывались в землю стадами скота; с помощью скота осуществлялся и обмолот собранного урожая. Только исключи­тельное плодородие почвы, где буквально каждое посеянное зерно возвращалось сторицей, позволяло при таком способе производства получать высокий урожай.

Ремесла. Наряду с сельским хозяйством, особенно в городских центрах, высокого уровня достигло развитие ремесел. В Древнем Египте сложилась высочайшая культура обработки камня, из ко­торого и сооружали гигантские пирамиды, и делали прозрачные, как стекло, тончайшие алебастровые сосуды. В Двуречье камень, где он был величайшей редкостью, с успехом заменялся обожжен­ной глиной; из нее же возводили здания и создавали предметы быта. Большого мастерства достигли ремесленники и художники Востока в производстве стекла, фаянса, изразцов. В собрании Эр­митажа есть несколько образцов изумительных произведений Древнего Египта из цветного стекла, украшенных животным и растительным орнаментом [9, с. 144—145]. В то же время пора­жают монументальностью сплошь покрытые изразцовой мозаикой с изображениями фантастических животных ворота богини Иштар Древнего Вавилона [2, с. 149].

Больших высот достигла на Востоке обработка металлов (прежде всего свинца, меди, золота, их различных сплавов и — изредка — метеоритного железа). Из меди изготовлялось оружие и орудия труда, из благородных металлов — ювелирные изделия для знати, храмовая утварь. О высочайшей технике мастеров по металлу можно судить хотя бы по такому знаменитому ше­девру, как золотой царский шлем из г. Ура, изготовленный око­ло 2600 г. до н.э. [2, с. 68] и, конечно, ни с чем не сравнимое золото из гробницы фараона Тутанхамона XIV в. до н.э. [2, с, 312]. Однако и Египет, и Двуречье не были богаты полезными ископа­емыми. Это вызвало к жизни потребность международной торгов­ли, обмена, что способствовало развитию колесного транспорта, строительству прочных кораблей. Торговые и военные экспедиции помогали проникновению достижений речных цивилизаций на смежные земли к соседним народам. Северная Африка, Нубия, Восточное Средиземноморье, Кавказ и Иран были втянуты в сфе­ру экономического, политического и культурного влияния этих цивилизаций.

Наука. Потребности хозяйственной деятельности, развитие торговли и обмена, опыт наблюдения за явлениями природы спо­собствовали зарождению первых научных знаний. Необходимость обмера земли, подсчета урожая, строительства каналов, сооруже­ния грандиозных зданий и военных сооружений привели к воз­никновению основ математики. Древним египтянам человечество обязано созданием десятичной системы счисления, они даже име­ли специальный иероглиф для обозначения миллиона. Математи­ки Египта умели определять поверхность прямоугольника, треу­гольника, трапеции, круга, вычислять объем усеченной пирамиды

и полушария, решали алгебраические уравнения с одним неизве­стным (которое они называли «куча», может быть куча зерна?).

В древней Месопотамии еще шумерами была создана шести­десятеричная система счисления: знали они и десятичную систе­му. Сочетание двух систем нашло свое отражение в делении года на 360 дней и круга на 360 частей. Дошедшие до нас математи­ческие тексты говорят об умении жителей Двуречья возводить число в степень, извлекать квадратные и кубические корни по особым формулам, вычислять объем. При расчетах применялись дроби. Предполагается, что им была известна арифметическая и геометрическая прогрессия. Сохранились клинописные таблицы умножения (до 180 тыс.) и деления.

Довольно обширные знания имели цивилизации Востока и в астрономии. Древние ученые установили взаимосвязь природных циклов, разливов рек с изменением положения небесных светил. На основе тысячелетних наблюдений, передававшихся от поколе­ния к поколению, были составлены календарные системы, созда­ны звездные карты. Так, египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержавших по 30 дней в каждом, к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что в общей сложности давало год в 365 дней. Вавилонские жрецы-астрономы умели отличать звезды от 5 планет, орбиты которых были им известны. Звездное небо было разделено на созвездия. В официальных документах регистрировались наблюдения за планетами, звездами, кометами и метеоритами, солнечными и лунными затмениями. Они умели определять кульминации различных звезд и промежутки между ними. На основании громадного опыта жрецы умели даже пред­сказывать солнечные и лунные затмения.

Глубокие познания были накоплены учеными Древнего Вос­тока и в области медицины. Так, мумификация умерших в Древ­нем Египте позволила врачам в совершенстве изучить анатомию человеческого тела и систему кровообращения. На высоком уров­не в Египте и Двуречье находилась диагностика определения бо­лезней, распознавание их симптомов. Врач должен был открыто заявить больному — излечимо ли его заболевание. Существовала медицинская специализация. В Египте и Вавилонии были созда­ны лечебники по гинекологии, хирургии, глазным болезням. В медицинских текстах имеются подробные описания желудочно-ки-шечных заболеваний, болезней органов дыхания, кожных болез­ней, опухолей и даже нервных и психических недугов. Для лече­ния использовались различные средства. Прежде всего это веками накопленный опыт составления очень сложных лекарств, органи­ческих и неорганических соединений. Широко практиковались массажи, притирания, компрессы. При необходимости осуществ­ляли хирургические операции. До наших дней дошли блестяще изготовленные из твердых сплавов бронзы и достаточно совершен­ные инструменты древнеегипетских хирургов.

В то же время древняя медицина была теснейшим образом связана с религиозными и магическими обрядами; медицинские, как, впрочем, и многие другие знания, были достоянием жрече­ской касты. Насущная потребность государства в большом ко­личестве грамотных людей привела к созданию первоначальных образовательных систем. Так, в Древнем Египте были созданы придворные школы писцов для аристократии и ведомственные школы для подготовки писцов-чиновников. Писец считался важ­ным государственным лицом, и некоторым из них даже были по­строены пышные гробницы и сооружены статуи. В Лувре нахо­дится одна из замечательных работ середины III тыс. до н.э. — статуя царского писца Каи [2, с. 240]. Для обучения использова­лись подготовленные прописи поучительного и воспитательного содержания. Дисциплина и прилежание в школах поддержива­лись с помощью телесных наказаний. В одном из «Поучений» го­ворится: «Не проводи в ленности ни одного дня, а то тебя будут пороть. Ведь уши мальчика у него на спине, и он услышит, когда его будут бить. Постоянно спрашивай совета и не забывай об этом. Пиши и пусть тебе это не надоедает» [1, с. 318]. Центрами образования также являлись храмы различных богов. В древнееги­петской мифологии бог луны, мудрости и письма Тот даже счи­тался особым покровителем наук, священных книг и колдовства.

В Месопотамии подготовленные при храмах писцы в то же время были и жрецами богов. Программа их образования вклю­чала обучение письменности, знания по математике, астрономии и астрологии, гадание по внутренностям животных, изучение права, богословия, медицины и музыки. Методика преподавания, как рас­сказывают дошедшие до нас тексты клинописных пособий-таблиц, была весьма примитивной и состояла из вопросов учителя и ответов учеников, заучивания наизусть и письменных упражнений.

Вся система образования древневосточных цивилизаций была теснейшим образом переплетена с религиозно-мистическими пред­ставлениями. Поэтому объективные научные данные преподноси­лись в неразрывном единстве с древними религиозными мифами. Особенно это относилось к исторической науке, которая находи­лась на примитивном уровне и питалась фантастическими леген­дами о происхождении богов и царей.

Религия и мифология. До наших дней дошло огромное коли­чество остатков величественных храмов, изображений богов, предметов культов и религиозных текстов древневосточных цивилиза­ций. Это свидетельствует о том, что вся жизнь этих народов была теснейшим образом связана с религией. На первобытной стадии развития человечество знает примитивные формы религии — то­темизм, обожествление природы. С возникновением цивилизации появляются целые религиозные системы с циклами мифов о богах и царях. В религиях Месопотамии и Древнего Египта мы видим и наследие первобытного века, и развитые формы религиозных верований. Боги Древнего Востока несут в себе остаточные черты тотемизма. Так, бог смерти египтян Анубис изображался с головой шакала, богиня войны и пустыни Сохмет — в виде льви­цы, бог солнца Гор — в виде солнечного сокола [1, 286]. У ва­вилонян верховный бог Мардук изображался в виде фантастиче­ского грифона, бог знаний Эа — с рыбьим хвостом, богиня пло­дородия Иштар — в виде женщины, из тела которой вырастают ветви дерева и т.д. Вплоть до самого заката древнеегипетской ци­вилизации люди, как богам .поклонялись священным животным: бы­ку Апису, корове Хатхор, барану Хнуму, крокодилу, кошке и даже маленькому навозному жуку скарабею, который, согласно легенде, катит перед собой солнечный шар, и т.д. [9, с. 201; 1, с. 285]. Со­хранялось в древневосточных верованиях и прямое обожествление природы. Так, великая река Нил (Хапи) считалась воплощенным божеством, а весь растительный и животный мир, явления при­роды — воплощением и проявлением божественной силы.

С возникновением первых государств, царской и жреческой власти изменяются и усложняются религиозные представления. Возникают религиозные мифы о божественном происхождении царской власти, и они становятся государственной доктриной. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи (1772—1750 гг. до н.э.) говорится: «Боги Ану и Энлиль призвали меня, Хаммурапи, славного, богобоязненного воина... Я, Хаммурапи — пастырь, избран­ный богом Энлилем... царственный отпрыск, созданный богом Сином...» и т.д. На известной стеле, содержащей эти записи, изо­бражен бог Шамаш, вручающий царю жезл — символ власти. В Древнем Египте идея о божественности власти царя достигла на­ивысшей черты. Египетский фараон считался живым богом на земле. Его называли «благой бог» и «великий бог», «сын солнца от плоти его». Имя бога солнца Ра входило составной частью в имя фараона (Менкаура).

С возникновением единого государства и власти царя строгую иерархию по аналогии с земной получают и боги. Каждый из них наделяется своим местом и долей власти в той или иной сфере. Так, в Вавилонии древний бог земледельцев Мардук становится верховным божеством неба, богиня плодородия Иштар превраща­ется в верховную богиню-покровительницу царской власти. В Древнем Египте верховным божеством становится бог солнца Ра. Его культ сливается с культом солнечного сокола Гора. Как не­бесные дела зависели от земных — мы можем увидеть на следу­ющем примере. В эпоху Среднего Царства культ бога новой сто­лицы Фив — Амона сливается с культом Ра и возникает обоже­ствление Амона Ра. В середине II тыс. до н.э. фараон рефор­матор Эхнатон даже попытался своей властью установить едино­божие в виде поклонения богу солнца — Атону.

Важнейшее место в религиях Древнего Востока играл заупо­койный культ. Еще в царских могильниках шумерского города Ура Леонард Вулли нашел огромное количество утвари, оружия, драгоценностей, животных и рабов, которые должны были слу­жить владыкам в ином мире. Египтяне, как и другие древние народы, верили, что смерть есть только переход человека в иной мир. Они связывали реальность вечно возрождающейся природы с идеей о воскресении и вечной жизни умершего. Для этого даже сохраняли (мумифицировали) тела царей и знатных людей.

Бог растительности и воды, умирающей и воскресающей при­роды Озирис в божественном пантеоне стал центральной фигурой заупокойного культа, царем и судьей душ в загробном мире.

Религии Востока превращаются в сложные и весьма запутан­ные богословские системы. Знание этих культов, обрядов, маги­ческих заклинаний, религиозных текстов становится делом, спе­циализацией целой социальной группы — жрецов.

Для возвеличивания богов и царей создаются монументальные сооружения, храмы, в которых обитают боги, и через которые можно приблизиться к богам. В Египте это громадные усыпаль­ницы фараонов — пирамиды и храмы, в Месопотамии — колос­сальные ступенчатые пирамиды — зиккураты, с вершин которых жрецы говорили с богами [2, с. 61, 88, 890, 224, 226, 227].

Большинство народов Древнего Востока (нубийцы, ливийцы, хетты, финикийцы и др.) создали подобные же политеистические религиозно-мифологические системы. Однако там же, на востоке, среди семитских племен иудеев во II тыс. до н.э. зародилось и развилось совершенно новое религиозное направление — монотеизм (единобожие), ставшее основой мировых религий будущего — хри­стианства и мусульманства.

Письменность. Крупнейшим культурным достижением цивили­заций Древнего Востока стало создание письменности ориентиро­вочно в конце IV тыс. до н.э. И в Месопотамии, и в Египте изо­бретение письменности шло по сходным направлениям. Возникла она из примитивных рисунков первобытной эпохи. Например, во­да изображалась в виде трех волнистых линий, звезда — исходя­щими из одной точки лучами, земля — в виде прямоугольника, разделенного на участки сетью каналов и т.д. Для начертания сло­ва, фразы было необходимо соединить эти картинные знаки в смысловой рисунок. Возникла древнейшая картинная письмен­ность — пиктография. Так, чтобы написать слово «дождь», древ­ние шумеры рисовали рядом два знака — звезду (небо) и знак воды. Такая письменность была крайне неудобной и не могла от­ражать все многообразие человеческих отношений. Поэтому по­степенно изобразительный принцип картинной письменности трансформируется в звуковой (фонему), где отдельные рисунки становятся изображением слога. Так, в древнеегипетской письмен­ности знак, изображавший канал — «мер», стал обозначать слог — «мер», знак звезды «оба» обозначал слог «сба» и т.д. По мере дальнейшего развития письменности слоговое письмо превраща­ется в алфавитное — например, слог «са», обозначавший задвиж­ку, стал применяться в качестве буквы «с». Однако ни египтяне, ни жители Месопотамии так и не пришли к созданию алфавита. Их письменность включала в себя все три способа обозначения одновременно и являлась невероятно сложным переплетением ри­сунка, слога и буквы. Бытовые, хозяйственные потребности тре­бовали упрощения письма. Постепенно рисунок все более стили­зуется, выделяется какая-либо главная его деталь. Например, у шумеров голова быка изображается как треугольник с двумя точ­ками наверху. Такие символы можно было быстро и легко нане­сти заостренной палочкой на мягкую глиняную табличку клино­видными штрихами (клинопись Двуречья) или начертать на свит­ке папируса, как это делали египтяне. Шумерская система пись­менности была унаследована всеми последующими цивилизация­ми Месопотамии и стала своеобразной международной диплома­тической системой письма. Каждый народ приспосабливал клино­пись для своего языка.

Однако только в середине II тыс. до н.э. в торговых центрах Финикии на побережье Средиземного моря клинопись приобрела более простую фонетическую форму, и на свет появился древней­ший алфавит, унаследованный античностью.

Литература. Древние цивилизации Востока оставили челове­честву богатейшее литературное наследие. Наиболее характерны­ми особенностями древневосточной литературы является ее нераз­рывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в со­ответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий. Многочисленные литературные сюжеты древних шумеров встречаем мы в переработанном виде в произ­ведениях ассиро-вавилонской литературы и даже в Библии, со­зданной иудеями. Большая часть литературных произведений яв­лялась художественной формой религиозных мифов, преданий, ле­генд, идей и догматов. Литература выполняла функцию религиоз­ного объяснения вопросов, возникавших перед человеком, о смыс­ле жизни и смерти, о происхождении мира, о природных явлени­ях и т.д. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псал­мы, заклинания,исполнявшиеся в храмах при выполнении цере­монии поклонения богам.

То же самое можно сказать и о древневосточной эпической литературе — в основном это религиозные мифы о золотом веке, о богах и героях. Типичным примером такого рода литературы может служить вавилонская поэма «О сотворении мира», сюжет которой во многом заимствован в древнешумерских прототипах. Это космогонический миф о сотворении мира верховным богом Мардуком из тела убитого им чудовища-богини Тиамат, олицет­ворявшей силы зла и хаоса. Поэма рассказывает о том, как бог-творец устроил мир, создал человека и обязал его служить богам. Вершиной вавилонской литературы является поэма о царе-герое Гильгамеше — полубоге, получеловеке. В этом философско-поэти-ческом произведении делается попытка ответить на извечные воп­росы о жизни и смерти. Герой в поисках бессмертия совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удается. По­разительно, но в «Песне о Гильгамеше», почти как в Библии, опи­саны сцены потопа и спасения богобоязненного патриарха, сохра­нившего семена всякой жизни на земле. Древнейший шумерский миф, пройдя ассиро-вавилонскую редакцию, воплотился в библей­ском тексте. Попытки философско-художественного объяснения угасания и расцвета природы мы видим в поэме о «Нисхождении Иштар», где богиня спускается в подземный мир и спасает оттуда бога природы Таммуза. С появлением бога вновь оживает приро­да. Исследователи полагают, что эта религиозная драма исполня­лась в храмах в дни праздника весны, обновления природы.

В древнеегипетской литературе мы встречаем целый похожий цикл мифов об Изиде и Озирисе. Здесь также очевидна попытка объяснить круговорот природных явлений легендой о смерти бога Озириса от руки его злого брата бога Сэта, спасении и воскресе­нии Озириса с помощью жены богини Изиды и сына бога Гора.

К официальной литературе относятся гимны в честь царей, например «Гимн Сенусерту III», восхваляющий властелина, «защищающего страну и расширяющего ее границы, покоряющего иноземные страны».

Наряду с религиозной и официальной литературой до нас до­шли и элементы народного творчества в виде пословиц, погово­рок, сказок, рисующих подлинную жизнь простых людей в пере­плетении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», вавилонская басня «О лисице» и др.

К числу светской литературы относятся и популярные в Древ­нем Египте описания путешествий. Развитие торговых связей от­крывало новые страны перед неподвижным миром древних царств. Многие из этих произведений наряду с реальностью со­держат элементы фантастики. Таков древнеегипетский «Рассказ о потерпевшем кораблекрушение», в котором герой попадает на фантастический остров. Более реалистичны «Рассказ Синухета» — опального вельможи, бежавшего из Египта и описывающего пу­тевые впечатления, и «Путешествие Уни-Амона» — чиновника, выполнявшего за рубежом повеление владыки.

Изобразительное искусство. Характерные черты свойственны древневосточной литературе — глубокая религиозность и традици­онная застылость форм свойственны и изобразительному искусст­ву. Основные черты древнеегипетского искусства, зародившиеся еще в архаический период, — это прежде всего величественность, монументальность форм, строгость и четкость, скупость, почти примитивность линии и рисунка, фронтальная развернутость изо­бражения. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись ты­сячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи — в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же бу­дут использовать этот прием для изображения людей. До нас до­шло довольно много памятников архитектуры, произведений изо­бразительного искусства египтян, так как мастера широко исполь­зовали в работе очень прочные породы камня (базальт, диорит, гранит), которым была богата страна.

Гораздо меньше сохранилось памятников архитектуры и ис­кусства Древней Месопотамии. Применявшийся для работ мате­риал (сырая и обожженная глина) оказался недолговечным. В ис­кусстве двух цивилизаций весьма много общих черт. Это — тес­нейшая связь с религией, функция возвеличивания и упрочения царской власти и тысячелетняя верность традициям, заложенным культурой шумеров.

Архитектура. В древнеегипетском искусстве ведущая роль принадлежала архитектуре, теснейшим образом связанной с рели­гией, и особенно с заупокойным культом. Для сохранения остат­ков фараонов и вельмож уже в Древнем царстве сооружались ве­личественные усыпальницы — пирамиды, строительство которых требовало большого технического совершенства. История сохрани­ла для нас имя выдающегося зодчего Имхотема, построившего для фараона Джосера (28 в. до н.э.) первую ступенчатую пирамиду высотой 60 м. Архитектор реализовал блестящую идею, использо­вав старую примитивную форму прямоугольной усыпальницы (мастаба) в многократном повторении ее по вертикали. При ве­ликих фараонах Древнего Царства: Хуфу, Хафра, Менкаура воз­двигаются гигантские пирамиды, .считавшиеся в античном мире одним из чудес света.Так, знаменитая пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146, 6 м при длине стороны 233 м. Подсчи­тано, что для строительства пирамиды было использовано 3 млн. 300 тыс. каменных блоков весом 2,5 т каждый. Каждая пирамида была окружена заупокойным храмовым комплексом с многочис­ленными захоронениями придворных, статуями, рельефами с изо­бражениями царя и его вельмож [9, с. 29, 40].

В эпоху Среднего Царства появляется оригинальная архитек­турная форма усыпальниц фараонов, сочетавшая окруженные ко­лоннадой террасы и пирамиду [9, с. 71]. Усыпальница-храм фараона Ментухотепа I (21 в. до н.э.) не подавляет монументальной мощью пирамид прошлого, а лестница за лестницей, терраса за террасой легко устремляется вверх. Те же разработки были ис­пользованы в знаменитом Храме царицы Хатшепсут (Новое Цар­ство), построенном зодчим Сенмутом [9, с. 111—ИЗ]. К вершинам архитектурного искусства Нового Царства принадлежат два храма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Титанические колоннады этих храмов, украшенные рельефами высотой до 26 м (Карнак) составляют как бы густой каменный лес, в котором че­ловек кажется ничтожным и жалким перед волей богов [9, с. 104-1066 166].

Традиционными чертами древнеегипетской официальной скульптуры, заполнявшей заупокойные храмы, является монумен­тальное величие, подавляющая воля фараона. Фронтальное рас­положение скульптур, статичные позы усиливают это впечатление. Типичным примером такого рода скульптуры является статуя фа­раона Хафра [9, с. 57]. Однако в бытовой, мелкой пластике уже в Древнем Царстве можно найти черты реализма',попытки изобразить человека, а не бога, сошедшего на землю [9, с. 47, 57, 50—516 63]. Высокой степени реализма, почти гротеска достигло искусство египетских мастеров т.н. «амарнского» периода, когда фараон-ре­форматор Эхнатон попытался разрушить старые догматы религии. Изображения самого фараона, его супруги Нефертити глубоко че­ловечны. Мастера старались показать человеческий характер, а не официальную маску [9, с. 133, 135, 137, 139]. Однако амарнское искусство оказалось эпизодом, своеобразным отклонением, покон­чив с которым жизнь Древнего Египта потекла в прежнем, усто­явшемся русле. Колоссальные статуи великого фараона Рамзеса II — это снова апофеоз спокойствия и силы.

Многие черты египетской пластики оказали влияние на арха­ическое искусство Греции. Так, статуи-куросы Древней Эллады с едва выраженным движением — шагом вперед удивительно на­поминают древнеегипетские образы.

Дошедшие до нас памятники архитектуры Месопотамии также свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства древних зодчих. Великолепные многоступенчатые храмы (зиккураты), первые об­разцы которых были созданы шумерами, мало в чем уступают пирамидам Египта [2, с. 61, 88—89], а чем-то зодчие Двуречья превзошли достижения египетской архитектуры. Именно им при­надлежит честь изобретения полукруглой арки, которую унасле­дует потом мир античности, мусульманского Востока и романской Европы. О достижениях светской архитектуры говорят величест­венные развалины дворцов Вавилона и Ассирии, с изучения ко­торых и началась ассирология. Меньше дошло до нас произведе­ний изобразительного искусства. В основе изобразительных при­емов, которыми пользовались мастера Двуречья, лежат архаиче­ские традиции первой цивилизации — древних шумеров. Это на­рочитый примитивизм, ставший каноническим художественным стилем, освященным религией и традицией. Такова, например, из­вестная скульптура правителя шумерского города Лагаша патэси Гудеа [1, с. 71]. Часто художественные приемы сводятся к сле­дованию устоявшимся схемам; изображения приобретают упро­щенно-декоративный характер.

Подводя итог краткому очерку о культурном наследии Древ­него Востока, необходимо отметить, что именно здесь были зало­жены основные элементы современной цивилизации. На Востоке человек сделал решительный шаг из первобытной эпохи к циви­лизации; высокого уровня достигла материальная и духовная культура общества. Однако те принципы, на которых она базиро­валась: абсолютная деспотия, власть религии, традиционность, застылость всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации к закату и гибели. Новый мощный рывок развития человечества связан с миром античности, унаследовавшим достижения восточ­ных культур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М., 1953.

2. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история ис­кусств. Искусство Древнего Востока. — М., 1976.

3. Вулли Л. Ур халдеев / Пер. с англ. —М., 1961.

4. Гонейм М.З. Потерянная пирамида / Пер. с англ. — М., 1959.

5. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 1988.

6. История Древнего Мира. Ранняя древность. Кн. 1. — 1989.

7. Керам К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. — М., 1994.

8. Косидоеский 3. Библейские сказания / Пер. с польск. — М., 1968.

9. Матъе М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. — М., 1958.

10. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб., 1993.

11. Церен Э. Библейский холмы / Пер. с нем. — М., 1966.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconНазвание «Древний Восток»
Урок «Древний Восток» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconВнеклассное мероприятие " Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" (5 класс)
Охватывает темы «Древний Восток», «Древняя Греция»
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconО внесении изменений в комплексный проект «Культурное наследие остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010 2013 годы, утвержденный поста-новлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09. 12
«Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010 – 2013 годы, утвержденный поста-новлением Кабинета Министров...
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconЦивилизации Древнего Востока. Древний Египет Цивилизации Древнего Востока. Древний Египет
Некоторые разводили уток и голубей, но курица была неизвестна египтянам. Рыбаки плели из бечевок (сделанных из волокон тростника)...
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconДревний Восток
Нила (за 3000 лет до н э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и...
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconО внесении изменений в комплексный проект «Культурное наследие остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010 2013 годы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09. 12
«Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010 – 2013 годы, утвержденный постановлением Кабинета Министров...
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconГосударства древнего востока и античного мира: древний египет, древняя индия, древний китай, вавилон (междуречье)
Переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия, что в свою очередь требовало организации...
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconПлан страны Древнего Востока. Источники изучения культур Древнего Востока. Древнейшие государства Шуммера и Аккада
Первые залы в исторических музеях всегда посвящены Древнему Востоку, но мне повезло, я родилась в Туркмении на территории бывшего...
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconМодель урока по теме: «Природное и историко культурное наследие родного края» 8 класс Дидактическая цель
Базовый уровень: понятия «природное наследие», «историко-культурное наследие», пленэр, «Вятское Васнецовское кольцо»
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconТема: «Древний Восток», 5 класс
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, презентация Power Point «Древний Восток»
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?» iconКонтрольная работа по всеобщей истории в 5 классе по теме: «Древний Восток: Египет, Двуречье, Финикия, Палестина, Вавилон, Ассирия»
Укажите, что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилонского царства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы