VI. символическая реальность культуры icon

VI. символическая реальность культуры



НазваниеVI. символическая реальность культуры
Дата конвертации06.07.2013
Размер120,94 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /ANTOL99/00.DOC
2. /ANTOL99/1.DOC
3. /ANTOL99/10.DOC
4. /ANTOL99/11.DOC
5. /ANTOL99/12B.DOC
6. /ANTOL99/12C.DOC
7. /ANTOL99/12D.DOC
8. /ANTOL99/12А.DOC
9. /ANTOL99/2.DOC
10. /ANTOL99/3.DOC
11. /ANTOL99/4.DOC
12. /ANTOL99/5.DOC
13. /ANTOL99/6.DOC
14. /ANTOL99/7.DOC
15. /ANTOL99/8.DOC
16. /ANTOL99/9.DOC
17. /ANTOL99/9B.DOC
18. /ANTOL99/9D.DOC
19. /ANTOL99/9А.DOC
20. /ANTOL99/VECHER.DOC
21. /ANTOL99/VOPROS00.DOC
22. /POSOB/10MYTHOL.DOC
23. /POSOB/11LANG.DOC
24. /POSOB/12TIPOLR.DOC
25. /POSOB/13VOSTOK.DOC
26. /POSOB/14ANTIC.DOC
27. /POSOB/15BIZANT.DOC
28. /POSOB/16SRED.DOC
29. /POSOB/17RSRED.DOC
30. /POSOB/18RENES.DOC
31. /POSOB/19MNEW.DOC
32. /POSOB/1ANTROP.DOC
33. /POSOB/20MNEW.DOC
34. /POSOB/21MNEW.DOC
35. /POSOB/22SEREB.DOC
36. /POSOB/23SOVET.DOC
37. /POSOB/24TOTAL.DOC
38. /POSOB/25XXVEK.DOC
39. /POSOB/2GERM.DOC
40. /POSOB/3WHITE.DOC
41. /POSOB/4SYSTEMP.DOC
42. /POSOB/5SYSTEM.DOC
43. /POSOB/6SYMBOL.DOC
44. /POSOB/7TIPOLK.DOC
45. /POSOB/8MAN.DOC
46. /POSOB/9DYNAMIC.DOC
47. /POSOB/SODER.DOC
48. /POSOB/VECHER.DOC
49. /К экзамену.doc
50. /КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ.doc
51. /Магия Вуду.doc
52. /Таблица.doc
53. /символы русской культуры.doc
54. /символы современной культуры.doc
Антология исследований культуры
Наука о культуре
Б. Малиновский Миф в примитивной психологии
Сведения об авторах Бенедикт Рут Фултон (1887-1948)
Л. А. Мостова Историческая типология культуры
Универсальная модель культуры
Уайт, Лесли Элвин (1900-1975)
Боас, Крёбер, Уисслер, Лоуи
Лесли А. Уайт. Культурология
Понятие культуры
Джордж П. Мердок
Лесли а. Уайт энергия и эволюция культуры*
Символ : происхождение и основа человеческого поведения. "В слове было Начало начало человека и культуры"
Символическая классификация предисловие
Дж. Фейблман. Типы культуры. А. Существование культурных типов
А. Кребер. Стиль и цивилизации. Глава шпенглер
Хойджер Г. Соотношение языка и культуры
Бенджамен Ли Уорф Соотношение языка, обыденного мышления и поведения
Альфред Л. Крёбер. Стиль и цивилизации
Чтения лекций и проведения семинарских занятий по культурологии на 1\5 курсе в 2001\2002 учебном году
Вопросы для экзамена по курсу ’’Культурология’’ 1999/2000 уч год
X. Мифология как система представлений о мире. Мифологическое сознание
XI. язык, как модель культуры язык и мышление
Xii типология религий классификация религий
Xiii. Культурное наследие древнего востока что означает понятие «Древний Восток?»
Xiv. Культура античности
XV. типология византийской культуры истоки и традиции в истории культуры Византии
Xvi духовный мир средневекового человека западной европы
Xvii. Русская средневековая культура
Xviii. Культура эпохи возрождения общая характеристика эпохи
Xix модели культуры нового времени: формирование новоевропейского культурного образца
I. антропологическая традиция в культурологии культурология интеграция знаний о культуре
XX. Модели культуры Нового времени: модификации эпохи Просвещения
1. Критика Просвещения и предпосылки возникновения романтизма
Xxii. Культура россии на рубеже xix—xx вв. Рубеж этих столетий в культуре России принято называть «серебря­ным веком»
Xxiii. Культура советского общества: достижения и потери
Xxiv. Культура тоталитарного общества
Xxv культура XX века — смена парадигмы
II. формирование культурологической традиции в германии
Iii культурология лесли а. Уайта
IV. системный подход к изучению культуры
Культура как система. Уже в первой своей книге «The Science of Culture»
VI. символическая реальность культуры
Vii историческая типология культуры историческая типология культуры
Viii. Человек как общий знаменатель культур основы культурного единства
IX. динамика культуры
Введение в культурологию
Чтения лекций и проведения семинарских занятий по культурологии на 1\5 курсе в 2001\2002 учебном году
Интересные факты
Реферат по культурологии на тему: культура московской руси: от средневековья к новому времени XIV xvii веков
Человеческая душа состоит из двух частей
Цивилизация Периодизация
Интересные факты
Компью́тер (англ computer «вычислитель») машина для проведения вычислений. При помощи вычислений компьютер способен обрабатывать информацию по заранее определённому алгоритму

VI. СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

XX век богат открытиями в различных областях знания о человеке. Созданы оригинальные и самобытные культурологические концепции, которые являются инструментарием для исследования культуры (под­робнее см.: Введение в культурологию. — М.: МАИ, 1996). Среди них можно выделить такие, в основу которых легла символическая природа культуры. Так, идея «первосимвола» положена в основу исторической типологии культуры О.Шпенглера. Э.Кассирер предпринял попытку со­здания философской теории символа, где он дал феноменологический анализ различных культурно-символических миров (мифа, языка, науки) как форм внешней манифестации и самопознания человеческого духа. Ю.М. Лотман исследовал культуру исходя из ее коммуникационной и символической природы. Нидхэм изучал символическую классифика­цию. К.Леви-Стросс показал наличие элементов изоморфизма между природными, социальными и ментально-символическими структурами. Л.А. Уайт в качестве критерия отличия человека от животного выделял способность вида к символизации, т.е. к преданию материальному объ­екту или действию определенного значения, не присущего этому объек­ту от природы.

1. Понятия «знак» и «символ» в культуре

Знаком является материальный предмет (явление, событие), высту­пающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свой­ства или отношения и используемый для приобретения, хранения, пере­работки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают язы­ковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки. Среди последних можно выделить знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы.

Знаки-копии — это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (фотографии, отпечатки пальцев, в известной мере — знаки пиктографической письменности).

Знаки-признаки — это знаки, связанные с обозначаемыми предмета­ми как действия со своими причинами (то, что иначе называется симп­томами, приметами).

Знаки-символы — это знаки, которые в силу заключенного в них на­глядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлеченного содержания (например, изображения ак­терской маски древнегреческого театра как символ современного театра и театрального искусства; слово «символ» употребляется и просто в смысле знак).

Языковые знаки не функционируют независимо друг от друга, они образуют систему, правила которой определяют закономерности их по­строения (правила грамматики, или синтаксиса, в широком смысле), ос­мысления (правила смысла, или значения, знака) и употребления. Зна­ки, входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе, называются знаками общения. Эти знаки делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных языковых систем — искусственных язы­ков. Знаки естественных языков (отдельные слова, грамматически пра­вильно построенные выражения, предложения и др.) состоят как из зву­ковых знаков, так и из соответствующих этим знакам графических зна­ков. Неязыковые знаки играют в коммуникации (общении) вспомога­тельную роль. В естественных языках общения — национальных языках — в более или менее явной форме существуют лишь правила грамма­тики, а правила смысла и употребления — в неявной форме. Развитие наук привело к введению в естественные науки специальных графиче­ских знаков, используемых для сокращения выражения научных поня­тий и суждений и способов оперирования с рассматриваемыми в науке объектами (таковы, например, знаки математической, химической и др. символики). Из знаков такого рода строятся искусственные языки, пра­вила которых (включая правила синтаксиса и семантики) задаются в яв­ной форме.

Искусственные языки находят преимущественное применение в нау­ке, где они служат не только средством общения (между учеными, на­учными коллективами и т.п.), но и получения новой информации об ис­следуемых явлениях. Среди знаков искусственных языковых систем можно выделить: знаки кодовых систем, предназначенных для кодиро­вания обычной речи или для перекодирования уже закодированных со­общений (например, азбука Морзе; коды, применяемые при составлении программ для ЭВМ); знаки для моделирования непрерывных процессов (например, кривые,. отображающие непрерывные изменения в ходе ка­ких-либо процессов); знаки, из которых строятся формулы, используе­мые в научных языках, — наиболее важный вид знаков, применяемых в науке.

Различают предметное, смысловое и экспрессивное значение знаков. Знак обозначает данный предмет (или предметы). Предмет, обозначае­мый знаком, называется его предметным значением' и выражает свое смысловое и экспрессивное значение. Смысловое значение (смысл) зна­ка служит для выделения его предметного значения — для задания предмета, обозначаемого знаком (хотя могут быть знаки, имеющие только смысл, но не обозначающие никакого предмета, например, слово «русалка»). С другой стороны, для некоторых знаков смысловое значе­ние сведено к минимуму — таковы собственные имена естественных языков. Смысловое значение знака — это его свойство представлять, фиксировать определенные стороны, черты, характеристики обозначаемого объекта, определяющие область приложения знака; это то, что по­нимает человек, воспринимающий или воспроизводящий данный знак1 .

Как пример можно привести слово «меч». Как вещь он может быть выкован или сломан, его можно поместить в витрину музея, и им можно убить человека. И это все — употребление меча как предмета. Но, при­крепленный к поясу или поддерживаемый перевязью, помещенный на бедре, меч является символом свободного человека, «знаком свободы», и как символ он принадлежит культуре. В XVIII веке русский и евро­пейский дворянин не носил меча — на боку его висела шпага. Шпага является символом символа: она означает меч, а меч означает принад­лежность к привилегированному сословию.

Вещи включены не только в практику вообще, но и в общественную практику. Они становятся как бы сгустками отношений между людьми и в этой функции способны приобретать символический характер. «Символы культуры редко возникают в ее синхронном срезе. Они при­ходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение (но не теряя па­мяти о своих предшествующих смыслах), передаются будущим состояниям культуры. Такие простейшие символы, как круг, крест, треуголь­ник, волнистая линия, более сложные: рука, глаз, дом — и еще более сложные (например, обряды) сопровождают человечество на всем про­тяжении его многотысячелетней культуры» [3, С. 8—9].

Каким бы образом мы ни определяли культуру, очевидным остается то, что это понятие присуще исключительно человеческому виду. В связи с этим вспомним Л.А. Уайта, который выделял в качестве крите­рия отличия человека от животного способность к символизации, т.е. приданию материальному объекту или действию значения, не присуще­го этому объекту от природы. Символ можно определить как нечто, ценность или значение которого устанавливается тем, кто его использу­ет. В качестве символа может выступать материальный предмет или действие, цвет, вкус, запах, определенное движение, т.е. любое явление, которое мы можем воспринять, может рассматриваться как символ. Следует подчеркнуть, что значение символа нельзя понять, наблюдая или воспринимая только физические характеристики (подробнее см.[7]).

А.Ф. Лосев отмечает следующие характеристики символа:

1. Символ есть «функция действительности, включающая в себя бес­конечный ряд членов, как угодно близко или далеко отстоящих друг от друга и могущих вступать в бесконечно разнообразные структурные объединения», т.е. символ в принципе может сколь угодно комплексно отражать реальную действительность.

2. Символ есть смысл действительности.

3. Символ есть интерпретация действительности.

4. Символ есть сигнификация (обозначение) действительности.

5. Символ есть преобразование действительности.

Итак, символы составляют основу осмысленного поведения челове­ка, существует целый класс предметов и явлений, связанных со способ­ностью человека символизировать. К таковым относятся в первую оче­редь слова, служащие основой современного общения и передачи ин­формации, а также практически все феномены, которым мы придаем символическое значение. Этот важный класс феноменов назван «символаты» (феномены, являющиеся результатом процесса символизации).

Символаты могут рассматриваться в различных контекстах: физиче­ском, химическом, социальном, культурологическом и т.д. В частности, их можно рассматривать как применительно к организму человека (в соматическом контексте), так и безотносительно к нему (в экстрасоматическом контексте). Одним из основных свойств культуры является ее способность существовать безотносительно к организму человека в ви­де символов, ее способность передаваться небиологическими средства­ми. Такое свойство может быть положено в определение культуры как множества символатов, рассматриваемых в экстрасрматическом контек­сте. При этом символаты изучаются во взаимосвязи друг с другом, с другими понятиями или классами понятий.


2. Формы символической классификации

Главное различие следует провести между иерархическими класси­фикациями, в которых распространенности и важности категорий соот­ветствует вертикальная дифференциация рангов, подобно армейским чинам, и теми классификациями, где имеется разделение на некоторое количество более или менее равных символических классов. Поскольку второй вид проще и легче для сравнения и кроме того, он чрезвычайно общий по своему распространению в мире, кратко рассмотрим несколь­ко примеров в соответствии с количеством разделений, производимых в каждом из них.

Основным типом того, что можно было бы назвать классификацией посредством деления, является классификация, предпринимаемая дуа­лизмом. Есть два способа это сделать. Один - иметь две главные кате­гории, по которым классифицируется все. Показательным примером та­кого метода является классическая китайская классификация с по­мощью Инь и Ян. Инь обозначает женское, темное, слабое, ночь, луну, землю и т.д., в то время как Ян обозначает мужское, светлое, сильное, солнце, небо и т.д. Это всеобщая и неограниченная классификация, так что все в обществе или в мире природы может быть обозначено либо как Инь, либо как Ян.

В области социальной организации двойная классификация посред­ством деления часто встречается в форме так называемых долей: все общество делится пополам, и каждый индивид или группа принадле­жит к одной или другой половине. Так, племя майуок в Калифорнии обычно делилось на долю Земли и долю Воды: обе экзогамны, т.е. чле­ны каждой должны вступать в брак за пределами своей доли и, следо­вательно, с членами другой. Это двойное разделение не было только социальным — вся природа разделялась по категориям Земли и Воды. Эта классификация не была тем, что можно принять за таксономиче­ское деление, имеющее место в естественной истории, так как назем­ные животные вроде койота и оленя были отнесены к половине Воды. Отдельные человеческие индивиды были связаны с долями не только группами (родами), но и своими личными именами.

Следующий тип дуализма, наиболее обычный, — тот, в котором принцип классификации усматривается не в двух больших классах, ме­тафизических или социальных, а в символическом соединении катего­рий в пары. Например, у племени пурум, проживающем на индобирманской границе, мы находим противопоставленные пары, подобные сле­дующим (линия разделения обозначается косой чертой): левое/правое, зад/перед, семья/чужаки, отдающие в жены/берущие в жены, мужское/женское, небо/земля, боги/смертные, жизнь/смерть и так далее. Этот вид разделения не подразумевает, что всякая отдельная категория принадлежит в абсолютном смысле либо к одному, либо к другому ти­пу, подобно принятому у майуок разделению на Воду и Землю. Посто­янное деление надвое — элементарный способ символической класси­фикации, идентифицирующий отдельные категории предметов посред­ством соответствующего контексту противопоставления. В логических терминах можно было бы сказать, что каждая пара противоположностей сама по себе образует маленькое родовое понятие, в котором две до­полнительные по отношению друг к другу категории суть видовые от­личия. Следующим предметом интереса в этой форме двойной класси­фикации является то, что в каждой паре одна категория определяется как в некотором отношении превосходящая другую. Понятийное един­ство контекстуального родового понятия выражается — как отмечает Бейдельман, рассматривая схему этого вида у нгулу — своего рода пар­ным неравенством. Двойное разделение, таким образом, не только клас­сифицирует; оно также служит распределению категорий по рангам. Итак, классификация посредством деления, даже в своей простейшей форме, позволяет осуществлять те же понятийные операции, что и иерархическая классификация, путем установления относительной дис­криминации вместо абсолютной.

Помимо рассмотренных типов, существует множество других спосо­бов символической классификации. Она может быть рассмотрена как одно из выражений человеческого стремления размышлять в метафизи­ческих терминах. Так, символическая классификация зуньи — не про­сто форма понятийного упорядочивания; это выражение сложной тео­рии о реальном устройстве вселенной. «Все неодушевленные объекты, — пишет Кушинг, — равно как растения, животные и люди... принадле­жат к единой великой системе всесознающей и внутренне взаимосвя­занной жизни, в которой степень связи в большой мере, если не полно­стью, определяется степенью соответствия». Этот взгляд на мир харак­теризуют два главных принципа интерпретации: категории предметов таинственны, могущественны и в различной степени подвластны смерт­ности; любая стихия или явление в природе, обладающие индивидуаль­ным существованием, наделяются личностными качествами, аналогич­ными тому из животных, чьи действия в наибольшей мере напоминают его проявления. Например, молнии часто придается вид змеи, потому что ее путь по небу извилист, а удар — мгновенен и смертелен. На этих основаниях делается предположение, что змея ближе связана с молнией, нежели с человеком, но в то же время ближе к человеку, нежели молния, поскольку она смертна и менее таинственна.

Эти качества — вовсе не те, с какими имеют дело науки физика и герпетология: они — воображаемые и спекулятивные конструкции и представляются или символизируются преимущественно животными. Мы видели, что кланы зуньи именовались по названиям животных (один из них назывался Гремучая Змея) и прочих природных явлений, и что они вместе с тем классифицировались по областям пространства, чьи свойства они разделяют. Эта классификация служит интерпретации характера имеющихся в мире предметов и связей между ними.

Поскольку символическая классификация может соответствовать ка­тегориям иного порядка, можно ожидать, что символы будут подкреп­лять эти категории, каким бы образом они ни использовались. Так, в частности, обстоит дело с категориями юридическими, регулирующими права и обязанности. Майуок, помимо разделения на доли, были органи­зованы в линидж, и права и обязанности среди их членов определя­лись категориями, которые мы назвали бы категориями родства. В чис­ле важных ситуаций, в которых проявлялись такие правовые отношения, были похороны, церемония оплакивания, церемония, связанная с на­ступлением половой зрелости у девочек, и совместный танец. Во всех названных процедурах именно те, кого мы могли бы назвать родствен­никами, т.е. лица, обозначаемые категориями этой терминологии соци­альной классификации, имели право требовать определенных ритуалов. Такие лица необходимо являлись членами той или иной доли, и хотя для своих функций они индивидуально отбирались с помощью соци­альных категорий, их общение символизировалось как взаимная связь между долями. (Следует помнить, что последние не были просто соци­альными группами, но на них делилась вся природа). Во время похорон члены одной доли заботились о покойниках другой. Во время ритуаль­ных очищений, завершающих церемонию оплакивания, люди Воды омы­вали людей Земли, и наоборот. Во время церемоний, посвященных по­ловому созреванию девочек, проходящие инициацию из разных долей обменивались платьем. Во время великого танца подарки танцорам де­лались членами противоположной доли. В каждом из этих случаев пра­ва и обязанности участников определялись категориями линейной си­стемы и терминологией родства; однако эти правовые отношения обоб­щались универсальными категориями Земли и Воды, категориями сим­волической классификации.

Подобным же образом у зуньи то, что Кушинг называет их «мифиче­ским делением мира», классифицировало кланы, их тотемы и тайные общества столь обобщенно, что «не только церемониальная жизнь на­рода, но равным образом и его правительственные установления были полностью систематизированы; это достигало такой степени, что Ку­шинг мог заключить, что из этого символического порядка проистекает «нечто подобное писаным законам». При таких установлениях, сообщает он, ошибка в порядке церемонии, процессии или совете была просто невозможна, «и о людях, пользующихся такими приспособлениями, можно сказать, что они написали и продолжают писать свои статуты и законы во всех своих каждодневных отношениях и высказываниях». Та­ким образом, символическая классификация может также служить пра­вовым целям управления и институтов законности.

Литература

1. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. — М., 1993.

2. Леви-Стросс К. Первобытное мышление, — М., 1994.

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — Спб., 1994.

4. Мифы народов мира. В 2 т. — М., 1991.

5. Петров М.К. Язык, знак, культура. — М., 1991.

6. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в обла­сти мифоэпического. — М., 1995.

7. Уайт Л.А. Символ: исток и основа поведения человека//В сб.: Ра­боты Л.А. Уайта по культурологии. — М., 1996.



1 В науке смысловое значение знака принимает форму понятия; при этом в ряде обла­стей (прежде всего в математике) предметы, обозначаемые знаками (выражениями соответствующего научного языка), представляют собой идеализированные объекты. Под экспрессивным значением знака понимаются выражаемые с помощью данного знака (при использовании его в данном контексте и в данной ситуации) чувства и же­лания человека, употребляющего знак.

Создание специальной символики и особенно систем формул обычно открывает в науке новые возможности: рационально построенные системы знаков позволяют в обозримой форме выражать соотношения между изучаемыми явлениями; добиваться однозначности используемых терминов; фиксировать такие понятия, для которых в обычном языке нет словесного выражения; формулы зачастую выражают и готовый результат, и тот путь, следуя которым, его можно получить. Фиксация сообщений с помощью знаков делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обра­ботку с помощью автоматических устройств.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

VI. символическая реальность культуры iconМиф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры 24. 00. 01 теория и история культуры
Работа выполнена на кафедре культурологии и социальной коммуникации гоу впо «Томский политехнический университет»
VI. символическая реальность культуры iconКурсовая работа по дисциплине Организация ЭВМ «Разработка дополненной реальности»
Иногда используют в качестве синонимов названия «Расширенная реальность», «Улучшенная реальность», «Обогащенная реальность» и тому...
VI. символическая реальность культуры iconХудожественная реальность в музыке
Впервые опубликовано: Усов Ю. Н. Художественная реальность в музыке//Искусство в школе. 2004. Тем вып. С. 45-47
VI. символическая реальность культуры iconХудожественная реальность в живописи Опубликовано в
Усов Ю. Н. Художественная реальность в живописи//Искусство в школе. 2004. Тем вып. С. 47
VI. символическая реальность культуры iconЕ. В. Раздьяконова Постнеклассическая культура приходит к новому пониманию природы реальной действительности. Реальность сегодня предстаёт как продукт дискурсив­ных практик, основанный на действии символических закон
Миф и симуляция: конструирование мифологических реальностей постнеклассической культуры
VI. символическая реальность культуры iconДокументи
1. /Антроп.традиция.DOC
2. /Антропологическая...

VI. символическая реальность культуры iconИкт в образовании
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии...
VI. символическая реальность культуры iconВ соответствии с которым (объективная реальность) является
Материали́зм— философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным...
VI. символическая реальность культуры iconМетапрограмма «гатчинской гимназии им. К. Д. Ушинского «формирование духовности школьников на основе целостного подхода к отечественному историко-культурному наследию»
Педагоги, что называется, не успели глазом морг­нуть, как оказались перед проблемами клипового сознания детей, их стремле­нием убежать...
VI. символическая реальность культуры iconКраткое содержание темы
«культура», «художественная культура». Основные функции художественной культуры. Условия существования художественной культуры. Сферы...
VI. символическая реальность культуры iconКоммутативности (для f12 и f22)
Агрегатная точка зрения рассматривает множество как набор вещей (по Кантору), а с атрибутивной точки зрения множеством считается...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы