Социальная политика в сфере занятости населения icon

Социальная политика в сфере занятости населения



НазваниеСоциальная политика в сфере занятости населения
Дата конвертации02.08.2012
Размер224,61 Kb.
ТипРеферат
Социальная политика в сфере занятости населения


Содержание с. Введение…………………………………………………………………………...3 1. Политика занятости населения в Российской Федерации…………………...5 2. Государственная политика в области содействия занятости в Россиина современном этапе………………………………………………………………………...10 3. Международный опыт регулирования занятости…………………………...12 4. Особенности формирования и регулирования рынка труда г.Кургана…...15 5. Задачи политики занятости населения и мероприятия по ихвыполнению.17 Заключение……………………………………………………………………….20 Список использованных источников…………………………………………...21 Введение. Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочимиместами уже не есть нечто само собой разумеющееся, что дефицит рабочей силысменился дефицитом рабочих мест, что возникло чуждое ранее нашему обществуявление – безработица. Сложилось так, что наряду с понятием «труд» стало наполняться своимспецифическим содержанием и понятием «занятость», ставшее вполне актуальнымлишь в постсоветский период. Наряду с содержательной стороной категории«занятость» начала ускоренно развиваться целая система учреждений (какгосударственных, так и негосударственных), обслуживающих и регулирующихпроцессы, связанные с занятостью. От оперативности и квалифицированности работы этих структур в большойстепени зависят народно-хозяйственного значения процессы: функционированиерынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров,воспроизводство рабочей силы и рабочих мест, регулирование социальногопартнерства в обществе и т.д. и т.п. Успех осуществления этих функцийтребует от персонала указанных структур профессиональных знаний и навыков,которые смогут базироваться на правильном понимании объективногосоотношения понятий «труд» и «занятость», в частности, на доказательстве ихне тождественности, несовпадения. Однако занятость и труд – это не синонимы. Труд – это деятельность,протекающая в рамках определенной части суток – рабочего времени. Каквсякая деятельность, труд прерывен, он периодически перемежается другимивидами деятельности, отдыхом. Даже внутрипроизводственного процесса трудупринадлежит только часть времени производства – рабочий период. Занятость, в отличии от труда, не деятельность, а общественныеотношения – экономические и правовые – по поводу включения работника вопределенную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор,пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистемехозяйственного комплекса, эти отношения имеют непрерывный характер. Такчтобы считаться занятым, человеку достаточно иметь связь с каким-то рабочимместом – быть членом какого-то производственного коллектива, работать впорядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательств ит.д. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек вданный момент, занимается спортом или отдыхает. Эффективность занятости – более широкая категория, чем эффективностьтруда. Чтобы исчислить последнюю, достаточно сопоставить результаты труда сиздержками на воспроизводство условий трудовой деятельности. Посколькуколичественная оценка затрат и результатов обычно затруднений не вызывает,то и эффективность труда определить сравнительно несложно. Оценка эффективности занятости предполагает учет гораздо болеширокого набора факторов, в том числе не только экономических, но исоциальных, юридических. При определении эффективности занятости должнаучитываться степень социальной напряженности в обществе, зависящая отуровня скрытой и явной безработицы, размеров и организации оплаты труда,порядка социального обеспечения при потере места работы и трудоспособностии т.п. Включение их в систему оценок делает проблематичной количественнуюоценку эффективности занятости. Хотя занятость и не совпадает с трудом, категории эти тесновзаимосвязаны. Поскольку занятость выражается в отношениях по поводуустановления взаимосвязи отдельных индивидов с конкретными рабочимиместами, а в широком народнохозяйственном аспекте – пропорцией между личными вещественным факторами производства, поскольку занятость представляетсобой необходимые социальные рамки, в которых осуществляется труд. 1.Политика занятости населения в Российской Федерации. На ряду с общенациональной стороной занятость имеет ипроизводственную сторону, поскольку отражает экономические и правовыеусловия, в которых осуществляется труд – непременный и важнейший факторвсякого производства. Именно эффективная занятость свидетельствопроцветания экономики и предпосылка благосостояния населения. Толькоэффективная занятость создает материальную основу для реализации любыхсоциальных программ. Поэтому повышение экономической эффективности,продуктивности занятости должно стать важнейшим приоритетом не толькополитики занятости, а экономической политики в целом. В последние годыэффективность занятости в России катастрофически снижается. За годы упадка валового внутреннего продукта численность занятыхсокращалась. В результате эффективность труда снизилась главным образом засчет внутрипроизводственной концентрации излишней рабочей силы, т.е скрытойбезработицы. Скрытая безработица в экономике страны по подсчетам специалистовоценивается в настоящее время в 15,5 млн.чел. Скрытая безработица и имеет другую форму проявления – её образуют те,кто самостоятельно ищет работу, не обращаясь в службу занятости. Это далеконе безобидное явление, ибо в результате значительные трудобопотокивозникают вне учета и регулирования со стороны общества. Следует ли явление скрытой безработицы рассматривать какспецифическое для экономики постсоциалистического общества? Отвечая на этот вопрос, нельзя забывать, что и во времена«социалистического» хозяйствования погоня за полной занятостью носила вомногом искусственный характер и имела место практика массового созданиярабочих мест, часто оказывающихся излишними. В этих условиях стремлениезанять максимальное количество рабочих мест в условиях так называемого«дефицита рабочей силы» порождало слабую загрузку работников, снижениеинтенсивности их труда (последнее в промышленности СССР в среднем былазначительно ниже, чем на Западе), что оборачивалось той же скрытойбезработицей. Однако скрытая безработица в постсоциалистических условиях имеет однуособенность, коренным образом отличающая её от сходного явления в экономикебывшего СССР. Скрытая безработица в условиях перехода к рыночным отношениямвозникла на фоне беспренцидентного по масштабам и длительного по времениспада объема производства, тогда как в «социалистический» период массовоенедоиспользование трудовых потенций человека имело место при «неуклонном»экономическом росте, пусть во многом и экстенсивном. Это и сообщаетявлению скрытой безработицы новое качество и обосновывает обозначение этогоФиношина специальным термином. Скрытая безработица, как токовая, статистически не учитывается,поэтому это явление как бы не видимо и проявляет себя толь на фоне спадапроизводства. Однако имеется и видимая форма незанятости, вернее неполнойнезанятости, которая часто ошибочно отождествляется со скрытойбезработицей. Речь идет о вынужденной неполной занятости. В целяхсохранения рабочих мест временно не обеспеченных необходимымитехнологическими и финансовыми условиями, многие предприятия предоставляютсвоим работникам административные отпуска или переводят на режим неполногорабочего времени. Неполная занятость и вынужденные отпуска в наибольшей степенираспространены на негосударственных предприятиях. Так, по данныммониторинга, проводимого Федеральной службой занятости доля работающихнеполное рабочее время и находящихся в отпусках без сохранения заработнойплаты в обследованных государственных предприятиях составляет 53%, тогдакак в негосударственных она достигает 84%. С большей степенью вероятности можно утверждать что ситуация соскрытой безработицей характеризуется обратной картиной, посколькунегосударственные предприятия, не опираясь на государственную поддержку,имеют значительно меньше возможности содержать излишнюю численностьработников. Таким образом, не подлежит сомнению, что скрытая безработица в обеихеё формах, а в какой-то мере и неполная занятость, есть факторысущественного снижения продуктивности труда. В сочетании с массойнерентабельных предприятий (более четверти всех предприятий промышленности)всё это бесплодно истощает ресурсы, воспроизводит убытки и нагнетаетинфляцию. В настоящее время органы по труду и занятости не имеютаргументированной позиции относительно скрытой безработицы. Превалируетстрах перед возможным «выплеском» скрытой безработицы в явную. При этомгосподствует взгляд, что главную опасность в этом смысле представляетнеполная занятость и вынужденные отпуска, тогда как в действительностигораздо опаснее собственно скрытая безработица (в первой ее форме) — в силуее более чем в два раза большей численности и гораздо большей зависимостиот финансового благополучия государственных предприятий, которое более чемшатко. В результате отсутствия четкой политики на рынке труда, в сферезанятости сохраняется «статус-кво»: вялое нарастание регистрируемой инерегистрируемой безработицы и сохранение тенденции нарастания скрытойбезработицы по мере продолжения или сохранения экономического спада. Ясно,что сохранение подобного «статус-кво» недопустимо. Каковы же возможные варианты политики занятости, позволяющие добитьсяперелома в динамике производительности труда, и благодаря этому умеритьинфляцию, повысить экономическую отдачу экономики. Попытка решить эту задачу казалось бы возможна за счет «выдавливания»скрытой безработицы с предприятий и превращения большей части последней воткрытую. Логика такого варианта политики на рынке труда базируется наосознании того факта, что громадное снижение эффективности занятостипроизошло в результате сокращения объемов производства на предприятиях иконцентрации там излишней рабочей силы. «Выдавливание» ее на рынок трудапозволило бы избавить народное хозяйство от лишних работников и сделатьсерьезный шаг на пути к повышению экономичности и продуктивности труда.Цена, которую при этом пришлось бы уплатить — это рост безработицы. Разумеется, безработица — это социальное явление со знаком «минус».Однако переход к рыночному хозяйству практически всегда сопряжен сбезработицей. Поэтому вариант «выдавливания» — это по существу вариантнаименьшего зла. Пойти на контролируемый рост безработицы и за счет этогоснизить в сфере производства издержки на оплату труда, поднятьпродуктивность и эффективность занятости. Само собой разумеется, что дляплавного выхода на приемлемый уровень безработицы, необходимо использоватьчисто рыночные рычаги — постепенное сокращение дотирования убыточныхгосударственных предприятий, а также приватизацию. Специалисты считают, что в наших условиях регистрируемая безработицав 5-7% позволила бы сделать первые шаги в рационализации структурызанятости, повышения ее эффективности и в то же время не допуститьсоциальной дестабилизации. Сопоставление потерь от скрытой безработицы с расходами на поддержкурегистрируемой безработицы на уровне 7% экономически активного населенияпоказывает, что сохранение скрытой безработицы многократно дороже.Приведенный расчет, казалось бы, неопровержимо свидетельствует в пользуварианта «выдавливания» как политики на рынке груда. Действительно,допущение регистрируемой безработицы в пределах приемлемого уровня (5-7%)'позволило бы вытеснить из производства большую часть излишних работников,приостановить падение производительности труда и заложить основы ростаэффективности занятости. Это коренным образом изменило бы моральный климатв сфере трудовой деятельности, преобразовало мотивацию труда. При этомвозникнут условия, когда банкротства послужат исходным пунктомэкономического оздоровления (санирования) убыточных предприятий, оживленияструктурной перестройки производства, постепенного подъема инвестиционнойактивности, а вслед за этим, смены сокращения пространства занятости егостабилизацией и последующим расширением. В случае избрания варианта «выдавливания» скрытой безработицы нибанкротства, ни приватизацию нельзя отпускать на стихийный «самотек».Процессы эти должны быть тщательно спланированы с целью контроля массывысвобождаемых, чтобы плавно довести уровень безработицы до 5-7% иэкономически активного населения. По-видимому, для этого следует создатьпри Правительстве РФ специальную комиссию в составе представителейМинистерства экономики, Комитетов по приватизации и демонополизации.Министерства финансов, Федерального управления по делам онесостоятельности, Минтруда и Федеральной службы занятости. На непостояннойоснове в комиссии могли бы работать представители тех министерств иведомств, предприятия которых попали в сферу деятельности комиссии.Результатом деятельности Комиссии был бы график высвобождения как результатприватизации и банкротства, на основе которого планировалась быдеятельность Федеральной службы занятости (готовность фонда занятости квыплате пособий, программ развертывания общественных работ, переподготовкаи т.п). Второй существенный минус варианта «выдавливания» состоит в том, чтольвиная доля прямых расходов на финансирование скрытой безработицы лежит напредприятиях. В случае троекратного роста регистрируемой безработицыпрактически все дополнительные расходы легли бы на государство со всемисвязанными с этим экономическими последствиями. В решении проблемы скрытой безработицы возможен и альтернативныйвариант. Первопричиной скрытой безработицы является падение объемовпроизводства при значительно более низких темпах высвобождения персонала,поэтому альтернативный вариант предполагает постепенное возрастание объемовпроизводства, чтобы таким путем ликвидировать излишек численностиработников. Это путь подведения и наращивания производственной базы подимеющуюся численность персонала и таким путем «рассасывания» скрытойбезработицы. Тем самым достигается повышение производительности труда иэффективности занятости. Разумеется, этот вариант окажется возможным при условии решениякардинального вопроса — отыскание путей перехода от экономического спада кэкономическому росту. Не умаляя роли макроэкономических методов решения глобальныххозяйственных проблем, отметим что в данном случае рассматривается вариантполитики на рынке труда, где центр тяжести переносится на работу сконкретными предприятиями, с конкретными работодателями и конкретнымиработниками. Какие-то импульсы активизации могут быть созданы благодаря выявлениюпотенциальных работодателей, которых заинтересует возможность получитьвысококвалифицированную рабочую силу, предварительно переподготовленную засчет государства в соответствии с их требованиями. Такая возможность можетоказаться привлекательной для потенциальных инвесторов, нацеленных наосвоение современных технологий и имеющих соответствующие финансовыевозможности, но не находящих в России кадров нужной квалификации.Одновременно создается система государственного содействия добровольномувыводу работников из убыточных организаций и перевода их в другиеорганизации с предварительной профессиональной переподготовкой. 2. Государственная политика в области содействия занятости в Россиина современном этапе. Научно-методическое обеспечение системы предполагает изучениепринципов выявления и отбора работников, желающих пройти переподготовку дляпоследующего перераспределения на новые рабочие места, основных требований,предъявляемых работодателями к переподготавливаемой рабочей силе дляпоследующего распределения на новые рабочие места, как условиюпроизводственных инвестиций, социального партнерства в сфере обучениявысвобождаемых и подлежащих перераспределению кадров в регионах,переобучения и перераспределения как метода социальной защиты маргинальныхгрупп населения и т.д. и разработку соответствующих методическихрекомендаций. В программе констатируется, что недостаточная квалификация работниковна предприятиях сдерживает экономические реформы и во многом несоответствует требованиям рыночной экономики. За последние годы отмечаетсясущественное снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих,особенно молодых, падение дисциплины нежелание интенсивно работать,сопротивление перестройке производства. Недостаточен уровень квалификациируководителей и специалистов, которым недостает компетентности, уменияработать в условиях рыночной экономики. Важнейшая роль в регулировании процессов, протекающих на рынке труда,принадлежит оплате труда, которая лежит в основе всей системы мотивационныхустановок и в значительной мере поддерживает интерес работника кпродуктивному труду. В странах с рыночной экономикой сложились достаточноопределенные и четкие представления о рациональном и оптимальном уровняхоплаты труда, о ее минимальных границах. Базируются эти представления назаконе стоимости рабочей силы. Как известно, в соответствии с этим закономформируется фонд жизненных средств работников, необходимых для поддержаниясуществования самого рабочего и его семьи. Именно стоимость рабочей силыесть экономическая категория, на основе которой складывается пониманиесовокупности нормальных потребностей семьи, удовлетворение которыхобеспечивает воспроизводство рабочей силы. Это делает стоимость рабочей силы четким основанием, определяющимвеличину заработной платы и иных трудовых доходов. Поэтому в западныхстранах немыслима ситуация, нередко случающаяся у нас, когда минимальнаязаработная плата оказывается ниже прожиточного минимума, а минимальнаяпенсия — выше минимальной заработной платы. Наша страна более семидесяти лет жила в мире представлений онеопределенности, размытости границ необходимого продукта. Закон стоимостирабочей силы отрицался. Заработная плата определялась как некая «доля внациональном доходе, распределяемая в соответствии с количеством икачеством труда». На основании «социалистического закона распределения потруду» эту часть национального дохода надлежало распределять междуиндивидами «пропорционально трудовому вкладу». Иными словами,руководствуясь этим законом, можно было в лучшем случае определитьотносительную долю каждого в совокупном доходе, т.е. кому платить больше, акому — меньше. На вопрос же «сколько», иными словами, какова должна бытьабсолютная величина вознаграждения за труд, закон распределения по трудуответа не давал. Это открывало широкий простор для произвола в организациираспределительных отношений. Как это ни прискорбно, но элементы подобного подхода сохранились ипоныне, в частности, в той модели приватизации, которая проводилась в нашейстране, Известно, что в условиях социалистического прошлогораспределительные отношения осуществлялись по двум каналам — через оплатутруда и, во-вторых, через общественные фонды потребления, по которымсоветские люди обеспечивались различными социальными услугами бесплатно(образование и здравоохранение) либо на льготных условиях (оплата жилья,коммунальных услуг и прочие). По не которым расчетам материальные идуховные блага и услуги, распределяемые по этим каналам, соотносились постоимости в среднем как один к двум. Переход к рыночным отношениям сопровождался в нашей стране почтиполным свертыванием бесплатного или льготного распределения среди занятогонаселения. В результате произошло «отсечение» значительной частисовокупного фонда жизненных средств большинства работающих граждан, безкакой бы то ни было компенсации (не считая, разумеется, стоимости бумаги,на которой отпечатаны пресловутые ваучеры). Это означает, что и без тогоскудная «потребительская корзина» россиян оказалась существенно урезанной,а компенсирующие эту несправедливость возможности приватизации — неиспользованы. Очевидно, что подобное пренебрежение интересами людей было быневозможно или, во всяком случае, затруднено, если бы закономерностиформирования фонда жизненных средств продавцов рабочей силы были бы ясны ипонятны для любого члена общества. Как показывает опыт стран с развитойрыночной экономикой, это достигается там, где действует объективный иобщепризнанный закон стоимости рабочей силы. 3. Международный опыт регулирования занятости. Численность полностью и частично безработных никогда не была стольвысока. Причём, как отмечено в докладе «Занятость в мире в 1998-1999 г.г.»,опубликованном в Женеве Международным бюро труда, из-за финансового кризисав Азии и других регионах планеты она будет увеличиваться и дальше. Большая часть населения Центральной и Восточной Европы в 90-х годахпродолжала страдать от значительного падения уровня жизни. Этот процесссопровождался быстрым ростом безработицы — до 9% и более, снижениемреальной заработной платы и ростом неравенства доходов в структурепредприятий. Падение производства привело к серьезному снижению уровнязанятости и реальной заработной платы. В восточно-европейских странах доля безработных в экономическиактивном населении на 1 января 2000 г. достигает: в Чехии - 10%, Венгрии-9%, Польше - 10%, Словакии - 16%, Словении - 14%, Болгарии - 14%, Румынии- 12%. Серьёзной социальной проблемой остается длительная безработица. Чемдольше трудящиеся не имеют работы, тем меньше их шансы на её получение. Дляулучшения перспектив занятости длительно безработных комплексвзаимодополняющих мер представляется более эффективным, чем отдельныеизолированные программы. При этом во всех случаях главное средствосодействия росту занятости - организация профессиональной подготовки. Ведьдаже в случае оздоровления макроэкономической обстановки перспективытрудоустройства для лиц с низкой квалификацией не станут болееблагоприятными. Общепризнанно, что японская экономика добилась выдающихся успехов,но в последнее время и ей пришлось столкнуться с экономическимитрудностями, вызвавшими рост безработицы. Участие государства врегулировании ситуации на рынке рабочей силы проявляется в организациигосударственных бюро по обеспечению занятости. Однако ими неисчерпывается перечень посредников в трудоустройстве. Значительную рольиграют частные агентства. Руководителям фирм, стремящимся сохранитьрабочие места выделяются дотации на поддержание занятости. Средипредусмотренных государством мер содействие в трудоустройстве выпускниковучебных заведений. Функционирует система страхования людям,потерявшим работу, выплачиваются пособия. Предпринимаются меры,направленные на предотвращение массовых увольнений, расширение возможностейтрудоустройства Спад производства, глубочайший социально-экономический кризиспроизошел в бывших союзных республиках, ставших самостоятельнымигосударствами. Ситуация, сложившаяся на рынке труда стран СНГ, достаточно сложная.По данным межгосударственного статистического комитета Содружества, общеечисло безработных в странах СНГ , включая численность ищущих работусамостоятельно, без обращения в службу занятости, в среднем за 1999годсоставило 14 млн. человек- 11% численности экономически активногонаселения. Число безработных, официально зарегистрированных в службахзанятости, в большинстве стран Содружества составляет 15-40% общего числабезработных, что обусловлено недостаточной заинтересованностью незанятыхграждан в получении официального статуса безработных - небольшой размерпособий, многомесячная задержка их выплат, а также ужесточение порядкарегистрации и снятия с учета незанятых граждан. Уровень официальнойбезработицы на начало 2000 года составил: в Азербайджане - 1,2%, Грузии-5,6%, Армении - 11,5%, Беларуси - 2,0%, Казахстане - 3,0%, Молдове - 2,1%,Таджикистане - 2,9%), Узбекистане- 0,5%. В большинстве государств СНГ приняты и реализуются различныесоциальные программы, в том числе по оптимизации занятости населения.Разрабатываются новые редакции законов о занятости населения в Белоруссии,Казахстане, Украине. Очень важно, чтобы в каждой из стран Содружествазаконодательство о занятости распространялось на всех граждан независимо отпериода их проживания на данной территории. Межпарламентской Ассамблеей(МПА) государств-частников СНГ по инициативе Постоянной комиссии МПА посоциальной политике и правам человека принят рекомендательный акт «Омиграции трудовых ресурсов в странах СНГ», регламентирующий права трудовыхмигрантов и закладывающий основы межгосударственного регулирования трудовоймиграции. Постоянная комиссия МПА по социальной политике и правам человекаинициировала принятие Межпарламентской Ассамблеей Хартии социальных прав игарантий граждан независимых государств. Этот документ основывается напринципах Всеобщей декларации прав человека и на других документах ООН,МОТ, согласуется с международными нормами в области прав человека.Одним из главных документов, определяющихпервоочередные направления и принципы социальной защиты населения вгосударствах -участниках СНГ , - основные положения комплексной системысоциального обеспечения, принятие на VI Пленарном заседании МПА. Этотдокумент положил начало формированию единых подходов к проблеме с учетом перспектив развития профессиональной трехуровневой системысоциального обеспечения, дифференцированной по различным категориямнаселения. Считаем необходимым отметить, что в современных условиях можнореализовать ряд мер социально-экономической политики, позволяющих снизитьнапряженность на рынке труда и не требующих значительных расходов. К ихчислу, прежде всего, относятся: проведение разумной, не ущемляющей интересыпотребителя протекционистской политики в отношении отечественногопроизводителя; осуществление активной внешнеэкономической политики,призванной стимулировать экспорт российских товаров при одновременноммаксимальном упрощении соответствующих бюрократических процессов,содействие развитию мелкого, в том числе семейного бизнеса. Политика адоптации безработных к рынку труда должна строиться сучетом специфики конкретных регионов с особым акцентом на территории, гдепроблема является наиболее острой. Для них нужно, одновременно состимулированием территориальной мобильности рабочей силы, расширитьисточники финансирования программ содействия занятости, привлекая средствафедерального и местных бюджетов, так же создавая благоприятные условия дляроссийских и зарубежных интересов. 4.Особенности формирования и регулирования рынка труда г.Кургана. Социальное и экономическое положение Кургана в 2003 годухарактеризовалось увеличением реальных денежных доходов населения, ростомобъема подрядных работ, оборота розничной торговли и общественного питания,перевозок грузов автомобильным транспортном, ввода жилья. Вместе с темнаблюдалось снижение объемов производства промышленной продукции,Заработная плата остается основным источником доходов населения. Курганский межрайонный центр занятости населения образован наосновании Закона РФ «О занятости населения в РФ». Центр занятости в своейдеятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами,Указами Президента РФ, нормативными и правовыми актами Министерства трудаРоссии. Центр занятости, совместно с органами исполнительной властиг.Кургана, органами местного самоуправления осуществляет и обеспечиваетреализацию государственной политики занятости населения с учетомэкономических и социальных особенностей Курганской области. Деятельность Курганского центра занятости направлена на активнуюполитику на рынке труда. Центр осуществляет: . учет граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства; . обеспечение социальной защиты незанятого населения, включая выплату пособий, материальной помощи, стипендии; . содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости; . направление на профессиональное обучение, проведение профессиональной подготовки, переподготовки и консультации населения; . проведение мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов и лиц0 уволенных с военной службы, проведение тестирования их профессиональных возможностей, содействие адаптации к новой работе; . оказание предприятиям, организациям и учреждениям помощи в подборе работников; . анализ и прогноз состояния рынка труда, разработку программ занятости на основе прогнозов экономического и социального развития; . контроль за поступлением отчислений в фонд занятости. В 2003 году Центром отмечается тенденция к замедлению темпов ростарегистрируемой безработицы. Произошло незначительное снижение количества незанятых граждан наобщем рынке труда. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятостинаселения формируется за счет обязательных страховых взносов работодателейс заработка работающих, ассигнований их федерального бюджета, бюджетовсубъектов РФ и местных бюджетов. Наивысшей ступенью в структуре управления Центром занятости являетсядиректор, назначение и освобождение которого от должности производитсяруководителем высшего органа службы занятости – Департамента. Все работники Центра занятости являются государственными служащими,на которых распространяются условия оплаты, социально-бытовогообслуживания, предусмотренные для работников городского структурногоподразделения. Общая ситуация на рынке труда г.Кургана в современных условияхявляется довольно сложной. В настоящее время безработица в Курганеопределяется спадом производства. В городе растет число предприятий,ситуация на которых не стабильна, на некоторых из них идет сокращениеработников. Сегодня большой спрос на работников новых современных направленийбизнес - услуг: маркетинг, реклама, информационные технологии. Преждевсего требуются менеджеры, экономисты, дистрибьюторы, аудиторы,программисты, журналисты. Высока потребность в грамотных управленцахвысшего и среднего звена (управляющие, начальники отделов, директора попродажам, финансовые директора, руководители отделов.) Кроме опыта работытребуется современное профессиональное образование. Уже несколько лет на территории РФ осуществляется социальнаяпрограмма «Молодежная практика», признанная расширить возможноститрудоустройства выпускников, в Ом числе общеобразовательных школ. Работники городской службы занятости стремятся использовать любыевозможности, чтобы помочь молодым людям найти себя. Начавшаяся с 2000 года разрабатывается и утверждается план совместныхмероприятий Глав УО отделов по делам образования администрации г.Кургана,Курганского Межрайонного центра занятости населения. 5. Задачи политики занятости населения и мероприятия по ихвыполнению. Значительная дифференциация ситуации с занятостью населения (ототносительного благополучия до критической ситуации) в отдельных отрасляхсвидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мергосударственного регулирования рынка труда, усиления влияния на состояниерынка труда действия органов государственной власти, объединенийработодателей, профсоюзов, других общественных организаций, которые имеютвлияние на состояние рынка труда. Необходимо создание условий для развития цивилизованного рынка труда,оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, аграждан, ищущих работу соответствующей работой, позволяющей за счетсобственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления. Для решения проблем, сложившихся на рынке труда города,предусматривается решение следующих задач: 1.Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости; 2.Усиление государственного регулирования ситуации с занятостьюнаселения; 3.Совершенствование работы по профилактике безработицы; 4.Реализация специальных мероприятий по профилированию безработныхграждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг исокращения длительной безработицы; 5.Улучшение информационного обеспечения политики занятости; 6.Развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетомпотребления рынка труда системы профессиональной подготовки, повышенияквалификации и переподготовки безработных граждан, незанятых и работающегонаселения; 7.Повышение эффективности активных мер на рынке труда. С целью усиления государственного регулирования ситуации в сферезанятости, реализации дополнительных мер государственного регулированиярынка труда, усиления внимания на состояние рынка труда отдельных районовДепартаментом ФГСЗН по Курганской области установлены контрольныепоказатели для реализации специальных мероприятий по профилированиюбезработных граждан в целях эффективности предоставляемых им услуг исокращения длительности безработицы. С целью решения ключевых проблем труда разработана системапрограммных мероприятий, которая представлена следующими направлениями: - совершенствование нормативной правовой базы, включающееподготовку проектов распоряжений, постановлений Администрации(Правительства) области, администрацией городов и районов; - координация деятельности областных, районных и городскихструктур, общественных объединений, работодателей по обеспечению выполненияпоказателей Программы занятости населения, развитие социального партнерствав сфере занятости; - развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификациикадров, включающее совершенствование системы профессиональной ориентациибезработных и незанятых граждан с целью повышения их конкурентоспособностина рынке труда и быстрейшего трудоустройства; - улучшение функционирования рынка труда, включающее реализацию мер,направленных на совершенствование системы информирования граждан иработодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы,профориентации безработных и незанятого населения, реализацию специальныхмер по обеспечению занятости граждан, отработку финансирования политикизанятости из федерального бюджета, совершенствование механизмасубсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся всоциальной защите; - социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями,определяющая меры социальной адаптации для граждан, испытывающих трудностив поиске работы. Основным источником ресурсного обеспечения мероприятий Программыявляются средства федерального бюджета. Заключение. Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицыявляется ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможноналадить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблемабезработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояниеэкономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, разваливпромышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 годачисленность занятого населения сократилась на 9 процентов. Для нормального функционирования социально ориентированнойрыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, какнезамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечениегосударством социальной поддержки населения ; оказание государственнойпомощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономикеинститутов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости иповышения квалификации. Список использованных источников. 1. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003. – 736 с. 2. Владимирова Е. Страны СНГ: формирование единой политики на рынкетруда. // Человек и труд. – 1998. - №6. – С. 31-36. 3. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица впереходной экономике. // Человек и труд. – 1999. - №3. – С. 50-51. 4. Сухорукова Т. Социальные рычаги экономического роста. //Экономист. – 1999. - №7. – С. 56. 5. Закон «О занятости населения в Российской Федерации». .




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальная политика в сфере занятости населения iconПрограмма курса «Социальная политика ес»
В данном курсе рассматриваются основные вызовы, возможности и способы действия Европейского союза в сфере занятости и социальной...
Социальная политика в сфере занятости населения iconРеферат на тему "государственная служба занятости и ее фуhкции" содержание введение Проблемы занятости населения на современном этапе Предпосылки создания службы занятости населения
Одна из них проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной
Социальная политика в сфере занятости населения iconОглавлени е. Введение 2 Сегодняшняя ситуация в области занятости населения. 4 Внутрифирменная безработица 8 Безработица 9 Государственная политика занятости 11 Заключение 15 Список литературы 17 введение
Становление системы эффективной занятости поступательный процесс овладения обществом искусством сопряженного управления, совокупностью...
Социальная политика в сфере занятости населения iconI. Социальная политика современного государства. 1 государственная политика занятости и ее эффективность
Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики в современном обществе
Социальная политика в сфере занятости населения iconI. Социальная политика современного государства. 1 государственная политика занятости и ее эффективность
Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики в современном обществе
Социальная политика в сфере занятости населения iconПрограмма курса «демографическая политика»
Соотношение понятий «социальное управление демографической системой (воспроизводством населения)», «демографическая политика», «политика...
Социальная политика в сфере занятости населения iconДифференциация доходов населения и социальная политика государства

Социальная политика в сфере занятости населения iconПрограмма курса «демографическая политика» Сущность демографической политики (6 часа = 4л+0с)
Соотношение понятий «социальное управление демографической системой (воспроизводством населения)», «демографическая политика», «политика...
Социальная политика в сфере занятости населения iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Занятость населения и её регулирование»
Политика занятости и ее взаимосвязь с экономической и социальной политикой государства
Социальная политика в сфере занятости населения iconСодержание дисциплины «Социальная политика» Тема Социальная политика как учебная
Социальная политика как учебная дисциплина: теоретические знания, методы работы с различными группами общества. Предмет курса. Цели,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы