Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов icon

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов



НазваниеПравовой режим особо охраняемых территорий и объектов
Дата конвертации02.08.2012
Размер261.37 Kb.
ТипРеферат
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов


ПЛАНВведение……………………………………………………………… 3Часть 1. Понятие и виды особо охраняемых территорий………… 4Часть 2. Правовой режим заповедников и заказников…………… 9Часть 3. Правовой режим национальных и природных парков..... 14Часть 4. Правовой режим памятников природы…………………. 19Часть 5. Правовой режим иных особо охраняемых территорий...24Заключение…………………………………………………………..29Список использованной литературы и нормативных актов………30 ВВЕДЕНИЕ Тема моей курсовой работы – «Правовой режим особо охраняемыхприродных территорий и объектов». На мой взгляд, в последнее время этойкатегории объектов экологического права уделяется незаслуженно маловнимания, и данная тенденция проявляется, прежде всего, в выходящей впоследние годы юридической литературе. Именно с целью консолидацииполученного материала и проведения на основе него собственного исследованияи подведения определенных итогов, я и выбрала именно эту тему. Курсовая работа логически разбита на пять частей. Первая частьявляется предисловием ко всей работе, так как в ней рассмотрена правоваяэволюция понятия особо охраняемых территорий. Раскрыть тему правовогорежима особо охраняемых природных территорий и объектов я хотела методомдедукции, то есть выделения из системы отдельных ее элементов, ирассмотрения их по отдельности. На основе такого метода построены следующиечетыре главы. В них рассматриваются правовые режимы заповедников изаказников, национальных и природных парков, памятников природы,дендрологических и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей икурортов. Для написания курсовой работы я использовала литературу по курсам«Экологическое право» и «Земельное право». Взаимосвязь этих двух предметовобъясняется спецификой выбранной мною темы. Особенно хотелось бы отметитьмонографию Емельяновой В.Г. «Охрана заповедников, заказников, памятниковприроды» и учебники по экологическому и земельному праву Ерофеева Б.В., таккак именно эти издания выделяют такие качества как научность и в тоже времядоступный стиль изложения. Часть 1. Понятие и виды особо охраняемых территорий. «До недавнего времени термин «особо охраняемые природные территориине употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычноиспользовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегдаадекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызываяспоры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти взаконодательство термина «особо охраняемые природные территории» было посуществу попыткой объединить под этим наименованием все категории природныхкомплексов и объектов, взятых под особую охрану государства (далеко невсегда умещавшихся в традиционно понимаемую формулу заповедности)».[1] Б.В.
Ерофеев раскрывает понятие правового режима земель особо охраняемыхприродных территорий как систему, состоящую из объектов природоохранного,природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли.[2] По мнению автора курсовойработы, наиболее точное и в большей степени юридическое раскрытие термина«особо охраняемые территории» предлагает В.В. Петров, выводя элементысистемы «особо охраняемых территорий» непосредственно из Земельного КодексаРСФСР и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и подводит итог,говоря, что сейчас «… все земли, связанные с особой охраной территории,получают название – особо охраняемые земли».[3] В разделе VI ЗемельногоКодекса РСФСР говорится о землях природоохранного, природно-заповедного,оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В ст.ст. 89-93 Земельного Кодекса даются общие положения касательно каждого извидов особо охраняемых территорий. Однако наибольшую конкретизацию особоохраняемые территории получили в Законе РФ «Об охране окружающей природнойсреды» от 19.12.1991 г. и Законе РФ «Об особо охраняемых природныхтерриториях» от 15.02.1995 г. В преамбуле последнего акта прямо даетсяопределение особо охраняемых природных территорий. На основании ст. ст. 60Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (далее – Закона) к особоохраняемым территориям относится природно-заповедный фонд РФ, состоящий изгосударственных природных заповедников, включая биосферные заповедники,заказников, национальных природных парков, памятников природы. В соответствии со ст. 61 Закона государственные природные заповедники– это изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащиеизъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природныекомплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющиеприродоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоныестественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, местасохранения генетического фонда растений и животных. В ст. 62 Закона дается дефиниция государственного заказника, подкоторым понимается природный комплекс, предназначенный для сохранения иливоспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным исогласованным использованием других видов природных ресурсов. «В отличие отзаповедников, где охраняется весь природный комплекс, в заказниках временноили постоянно охраняются отдельные элементы природного комплекса».[4] Под национальными парками понимаются изъятые из хозяйственногоиспользования особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое,генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение кактипичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений иживотных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения (ст. 63Закона). Памятниками природы на основании ст. 64 Закона признаются отдельныеуникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое,научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся вособой охране государства. Перечень особо охраняемых природных территорий, данный в Законе РФ«Об охране окружающей природной среды» не является исчерпывающим, споявлением в феврале 1995 г. Закона «Об особо охраняемых природныхтерриториях» этот список пополнился природными парками, дендрологическими иботаническими садами. Это явление вполне объяснимо: «нынешний этапхарактеризуется рождением большого числа разнообразных категорий природныхкомплексов и объектов как естественного, так и искусственногопроисхождения, требующих особой охраны со стороны государства. … Вдальнейшем изучение социальных аспектов природоохранной деятельностиубедило в том, что обществу необходимы весьма различные особо охраняемыеобъекты. Об этом свидетельствует практика: выделяются особо охраняемыеобъекты культурно-исторического и рекреационного характера и т.д.».[5] И в заключение данной части курсовой работы я хотела бы обозначитьобщие черты особо охраняемых территорий, то есть общие признаки, по которымпроисходило объединение в группу «особо охраняемые территории». Во-первых,к числу таких признаков относится общность цели, понимаемая как «сохранениев естественном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтнойзоны территорий (природных комплексов) со всей совокупностью их компонентов…».[6] Это общая цель не самих особо охраняемых природных территорий, таккак сами по себе они цели иметь никакой не могут, а цель их создания. Взависимости от того или иного вида особо охраняемой природной территорииобщая цель получает детализацию. Так, для заповедников такой«дополнительной» целью будет изучение в них естественного течения природныхпроцессов и явлений и разработки научных основ охраны природы; длязаказников – сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных илинескольких компонентов природы и поддержание общего экологического баланса;для национальных парков – сохранение природных комплексов, имеющих особуюэкологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятногосочетания естественных и культурных ландшафтов, и использование их врекреационных, просветительных и иных культурных целях; для памятниковприроды – сохранение в естественном состоянии уникальных или типичных,ценных в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношенииобъектов природы. Ключевым словом в определении цели является сохранениеприродных комплексов особо охраняемых территорий. Во-вторых, общий момент –это «изъятие рассматриваемых природных комплексов и объектов изхозяйственной эксплуатации».[7] Однако для каждой из категорий характернакакая-либо специфика, это и выделяет отдельный элемент из целостной системыи этим характеризующим признаком будет правовой режим отдельно взятойтерритории, который я рассмотрю в следующих четырех частях курсовой работы. Часть 2. Правовой режим заповедников и заказников. В предыдущей части работы я уже дала легальное определениезаповедника, поэтому, переходя непосредственно к рассмотрению правовогорежима территорий заповедников, замечу, что он «… характеризуетсяустановлением в отношении их жестких запретительных требований. На ихтерритории полностью запрещается хозяйственное использование природныхресурсов … Производство изысканий в заповедниках разрешается только в связис планами научно-исследовательских работ. Заповедник – закрытая длясвободного доступа территория. … Посещение заповедника допускается поразрешению его администрации».[8] Правовые отношения по территориям, относящимся к заповеднымрегламентированы: Положением о государственных природных заповедниках РФ,утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 г. № 48; #P 3 01 1 90385780100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000100#E П#P 3 0 1 1 90385780100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000100#Eоложением о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях на территории государственных заповедников РФ,утвержденном Приказом Минприроды от 08.12.1992 г. № 24. Естественно внормативную базу входят акты, указанные в первой части работы, онирассматриваются как универсальные в области экологического и земельногоправа. В соответствии со ст. 7 Закона «Об особо охраняемых природныхтерриториях» на государственные заповедники возлагаются следующие задачи: 1) Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; 2) Организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; 3) Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды; 4) Экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; 5) Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Согласно п. 3 Положения о государственных природных заповедниках,«Государственный природный заповедник учреждается постановлениемПравительства Российской Федерации, принимаемым при условии согласиясоответствующего субъекта Российской Федерации на отнесение территориизаповедника к объектам федеральной собственности и по представлению органагосударственной власти субъекта Российской Федерации и специальноуполномоченного на то государственного органа Российской Федерации вобласти охраны окружающей природной среды». «Сам процесс проектированиязаповедников разделяется на три основных этапа – подготовительный, полевойи камеральный. Первоначально уточняется расположение объекта исследований,проводятся предварительные согласования, формируется проектно-изыскательская партия. … По прибытии проектной партии на место полевыхработ проводятся специальные совещания …, в результате которых уточняетсярайон полевых работ и месторасположения будущего заповедника. … Особоезначение имеет выбор границ организуемого заповедника. Всякое их изменениев будущем крайне нежелательно, поэтому к определению заповедной территорииследует подходить как можно более тщательно».[9] На территории заповедника запрещается любая деятельность,противоречащая режиму, установленному в положении о нем. Таким образом,«хозяйственное использование природы в заповедниках запрещается не наопределенный срок, а постоянно. Это обусловлено основной целью заповедника– сохранением на продолжительное время, возможно на века, естественногосостояния природного комплекса без вмешательства человека для изученияпроисходящих в природе изменений».[10] Особенность правового режимазаповедника состоит в том, что он может быть корректирован в части, непротиворечащей основной цели, применительно к конкретному заповеднику. Так,п. 14 Положения о государственных природных заповедниках говорит, что нанекоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении оконкретном государственном заповеднике могут быть разрешены: организацияподсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника ичленов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповедникуи его работникам; сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, атакже гражданами, постоянно проживающими на его территории, для личногопотребления (без права продажи); любительский лов рыбы сотрудниками, атакже гражданами постоянно проживающими на его территории для личногопотребления (без права продажи) и т.д. На территориях заповедников отстрел (отлов) животных в научных ирегуляционных целях допускается только по разрешениям государственныхорганов, в ведении которых находятся заповедники. Понятие «научные цели» ненуждается в дополнительном разъяснении, чего не скажешь о «регуляционныхцелях». На основании п. 2.1. Положения о порядке добывания диких животных врегуляционных и научно-исследовательских целях под регуляционнымимероприятиями понимаются «научно обоснованные действия, предпринимаемыезаповедниками для изменения или сохранения численности отдельныхбиологических видов, сохранения и восстановления структуры природныхэкосистем, обеспечения на заповедных территориях экологического баланса иестественного хода природных процессов и явлений». Государственные природные заповедники являются юридическими лицами ифинансируются за счет средств федерального бюджета. Что касается государственных природных заказников, то одна изособенностей их правового режима отмечена еще в первой части курсовойработы, а, во-вторых, заказники создаются в более узких целях, обозначенныхв Типовом Положении о государственных природных заказниках в РФ,утвержденном Приказом Минприроды РФ от 14.12.1992 г. № 33. На основании п.5 Типового Положения к целям создания заказника относятся: сохранениеприродных комплексов в естественном состоянии; сохранение, воспроизводствои восстановление природных ресурсов; поддержание экологического баланса.Коренное отличие правового режима заказников от правового режимазаповедников заключается в том, что «на территории государственныхприродных заказников и их отдельных участках могут быть полностью иличастично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года)запрещены или ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность,противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающейприродной среде» (п. 12 Типового Положения). Именно эта возможность«частично или временно» определяет особый правовой режим заказников.«Заказники могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ.Они могут иметь различный профиль: комплексными (ландшафтными),предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов(природных ландшафтов); биологическими, … предназначенными для сохранения ивосстановления редких и исчезающих видов растений и животных …;палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;гидрологическими …, предназначенными для сохранения и восстановления водныхобъектов и комплексов неживой природы».[11] Подчиненность и порядок финансирования заказников федерального,регионального значения и субъектов РФ определяется органами исполнительнойвласти соответствующих субъектов РФ. И еще необходимо заметить, что в соответствии с п. 3 ТиповогоПоложения и п. 2 Общего Положения о государственных природных заказникахобщереспубликанского (федерального) значения в РФ, утвержденного ПриказомМинприроды РФ от 25.01.1993 г. заказниками не могут быть объявленыприродные комплексы, находящиеся на территории заповедников и национальныхпарков. Часть 3. Правовой режим национальных и природных парков. Правовой режим национальных и природных парков законодательноопределен в ряде специальных нормативных актов, среди которых можновыделить Положение о национальных природных парках, утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769 и Положение опорядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов,зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществлениядеятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926. Разделение национальных природных парков на национальные и природныепарки произведено в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Впервой части курсовой работы уже дано определение национальных парков, подприродными же парками на основании ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об особо охраняемыхприродных территориях» понимаются «природоохранные рекреационныеучреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории (акватории)которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительнуюэкологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования вприродоохранных, просветительских и рекреационных целях». Можно сказать, что «национальными, природными парками объявляютсяизъятые из хозяйственного использования значительные по площади особоохраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое,эколого-культурное, научно-эстетическое значение как типичные или редкиеландшафты, как среда обитания, как сообщество растений и животных, местоотдыха, туризма, экскурсий населения».[12] Круг задач, учитываемые при создании национальных парков намногошире, чем круг задач, стоящих перед природными парками. Так, задачаминациональных парков являются:1) Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;2) Сохранение историко-культурных объектов;3) Экологическое просвещение населения;4) Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;5) Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;6) Осуществление экологического мониторинга;7) Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. На природные парки возлагаются задачи по сохранению природной среды иприродных ландшафтов, созданию условий для отдыха и сохранениюрекреационных ресурсов, а также по разработке и внедрению эффективныхметодов охраны природы и поддержанию экологического баланса в условияхрекреационного использования территорий природных парков. Порядок образования национальных парков отличен от образованияприродных парков. Ст. 14 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» говорит, чтонациональные парки образуются постановлением Правительства РФ, в то времякак решение об образовании природных парков могут принимать органыгосударственной власти субъектов РФ. Национальные и природные парки являются некоммерческими организациями.Однако национальные парки финансируются из средств федерального бюджета, априродные – из средств бюджета субъекта РФ. На территории парков может быть предусмотрен дифференцированный режимправовой охраны, подразумевающий выделение отдельных зон в составе единогонационального или природного парка. В составе национального парка можновыделить заповедные зоны, в пределах которых запрещены любая хозяйственнаядеятельность и рекреационное использование территорий; особо охраняемыезоны, в пределах которых обеспечиваются условия для сохранения природныхкомплексов и объектов и на территории которых допускается строгорегулируемое посещение; зоны познавательного туризма, предназначенные дляорганизации экологического просвещения и ознакомления сдостопримечательностями национального парка; рекреационные зоны,предназначенные для отдыха; зоны охраны историко-культурных объектов, впределах которых обеспечиваются условия для их сохранения; зоныобслуживания посетителей, предназначенные для размещения мест ночлега,палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного,бытового и информационного обслуживания посетителей; зоны хозяйственногоназначения, в пределах которых осуществляется хозяйственная деятельность,необходимая для функционирования национального парка. Закон «Об особоохраняемых территориях» не содержит подобного исчерпывающего перечня зондля природных парков, однако использует словосочетание «и иныефункциональные зоны», что предоставляет возможность расширительноготолкования текста закона, практически переводя все вышеперечисленные зонынациональных парков в плоскость природных парков. «На территориях национальных парков запрещается любая деятельность,которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущее за собойнарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление наих территориях садовых и дачных участков и т.д. … На территориях природныхпарков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение историческисложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических,эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режимасодержания памятников истории и культуры».[13] В ч. 4 ст. 12 Закона «Об особо охраняемых территориях» говорится, чтов отдельных случаях в границах национальных парках могут находиться участкидругих пользователей, а также собственников. Но опять же цели деятельностиэтих собственников не должны противоречить целям, в связи с которымиорганизуется национальный парк. Примером тому может служить вышеупомянутоеПоложение о порядке предоставления в аренду земельных участков натерритории национального парка. Так, в соответствии с п. 18 этого Положенияпоявляются специальные обязанности арендаторов, такие как ведение работспособами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими илиограничивающими их отрицательное воздействие на состояние и воспроизводстволесов, а также на состояние земель, водоемов, других природных объектов иобъектов историко-культурного наследия; соблюдение санитарных правил,выполнение других требований, установленных правилами, регулирующимипорядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а такжепредписания должностных лиц государственных органов управления леснымхозяйством, специально уполномоченных органов в области использования иохраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции. Итак, «правовое положение национального парка характеризуетсядвойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение,выполняющее научные и туристические функции, занимающиесяпросветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лицаи полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральнойсобственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый изхозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических,рекреационных и просветительских задач».[14] Дуализм проявляется и вправовом режиме земель, выделяемых под национальные и природные парки – этотерритории, отведенные под национальный или природный парк, и охранныезоны, расположенные за его границами. Часть 4. Правовой режим памятников природы. Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объектыи природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое,экологическое значение и нуждаются в особой охране. В зависимости отзначения природные объекты объявляются памятниками природы федерального,республиканского, областного, краевого и местного значения. «В нашей стране взяты под охрану разнообразные памятники природы.Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые деревья,кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельныевиды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-парковогоискусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняютсяпамятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковыхотложений и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты(водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другиедостопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природнымиобъектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение».[15] Основной целью объявления природных образований памятниками природыявляется сохранение их в естественном состоянии для научных, культурно-просветительских и эстетических целей. Для этого на территории расположенияпамятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая егосохранению, приводящая к деградации или изменению первозданного видаландшафта, состава фауны и флоры. Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в областиохраны памятников природы являются Положение о памятниках природыфедерального значения в РФ, утвержденное Приказом Минприроды от 25.01.1993г. № 15 и Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водныхобъектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501. В соответствии с п. 2 Положения о памятниках природы к ним не могутбыть отнесены природные объекты и комплексы, находящиеся на территориигосударственных природных заповедников, заповедных зон национальныхприродных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в составприродных комплексов уже объявленных памятниками природы. Если ранее я говорила о многозадачности создания заповедников,заказников, национальных и природных парков, то, рассматривая памятникиприроды, можно указать их не единственную, но основную и законодательноопределенную цель – это сохранение памятников природы в их естественномсостоянии. Сама цель их создания является особенностью правового режимапамятников природы, так как она представляет собой внутреннююнаправленность и обусловлена самим существованием памятника природы, аникак не желанием создать такой памятник. На мой взгляд, в отличие отвышеуказанных категорий особо охраняемых земель, создание памятника природы– это его законодательное закрепление, а сам памятник не создается, онобъективно существует. К памятникам природы относятся участки суши и пространства, а такжеодиночные природные объекты, в том числе: участки живописных местностей,эталонные участки нетронутой природы, участки с преобладанием культурноголандшафта (древние копи, старинные парки), эталонные участки нетронутойприроды; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки,аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и обитания ценных,реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, втом числе на границах их ареалов; лесные массивы и участки леса, особоценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность,генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцывыдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшиедендрологические парки; природные объекты, играющие важную роль вподдержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные сними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки итроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля,группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.); геологическиеобнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходыредких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайнеограниченном числе); геолого-географические полигоны, в том числеклассические участки с особенно выразительными следами сейсмическихявлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залеганиягорных пород; местонахождения редких или особо ценных палеонтологическихобъектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ,морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;природные гидроминеральные комплексы; термальные источники, месторождениялечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова,бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (местагнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальноезначение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов иреликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники,истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры,гроты и т.п.). Частью правового режима памятников природы является также и то, чтоорганы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектовРФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорийпамятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы иих территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформлениеохранного обязательства и паспорта осуществляются Министерством охраныокружающей среды и природных ресурсов РФ. Памятники природы полностью изымаются из хозяйственногоиспользования. «Особенности правового режима земель, занятых памятниками природы,прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшиеурочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы ит.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения,эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры,минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и т.д.)».[16] Итак, подводя итог этой части курсовой работы, следует отметитьважные особенности правового режима самих памятников природы, которыевыражаются в том, что, во-первых, памятники природы имеют различныйправовой статус в зависимости от своей уникальности, научной илиэстетической ценности и подразделяются на памятники федерального,регионального (субъектов РФ) и местного значения; во-вторых, каждыйпамятник удостоверяется особым правовым документом – паспортом, в которомзакрепляются правила содержания памятника; в-третьих, каждый памятникобозначается на местности знаками в соответствии с границами, нанесеннымина карту пользователей земли; в-четвертых, на территории расположенияпамятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая ихсохранности. Общим в правовом режиме особо охраняемых природных территорийвообще является то, что землепользователи, если таковые могут быть с в силузакона, на участках которых находятся памятники природы принимают на себяобязательства по обеспечению их охраны. Часть 5. Правовой режим иных особо охраняемых природных территорий. В этой части курсовой работы я предполагаю рассмотреть правовыережимы дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительныхместностей и курортов. Ч. 1 ст. 28 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» определяетсядендрологические парки и ботанические сады как природоохранные учреждения,в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целяхсохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а такжеосуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территориидендрологических парков и ботанических садов предназначаются только длявыполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются вбессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническимсадам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, введении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть какфедерального, так и регионального значения и образуются соответственнорешениям представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектовРФ. Следовательно, финансирование дендрологических парков и ботаническихсадов осуществляется за счет средств федерального бюджета или средствбюджетов субъектов РФ соответственно. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут бытьразделены на различные функциональные зоны, например, на:1) Экспозиционную, предполагающую посещение, разрешенное в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;2) Научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;3) Административную. «Задачи, научный профиль, юридический статус, организационноеустройство, особенности режима конкретного дендрологического парка иботанического сада определяются Положениями, утвержденными для нихсоответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об ихобразовании».[17] В категорию правовой режим учреждений оздоровительного назначениявходят правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и правовой режимкурортов. В преамбуле к ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. говорится, что«природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курортыявляются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения иотдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природнымобъектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите».Цель придания специального статуса данной категории объектов – особаяохрана для сохранения природных свойств земель и лечебных средств курортови лечебно-оздоровительных местностей для профилактики и лечения населения. В Законе дается определение рассматриваемых объектов. Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебнымиресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, атакже для отдыха населения. Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целяхособо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебнымиресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями,включая объекты инфраструктуры. Я полагаю, что в качестве основного иконечного объекта экологического права в этом случае будет выступать именнокурорт, так как организация курорта предполагает наличие лечебно-оздоровительной местности, хотя не исключается и самостоятельноесуществование последней. На основании вышеупомянутого Закона курорты могут быть федерального,регионального, местного и районного значений. В зависимости от значениякурорта определяется порядок его образования. Так, курорты федеральногозначения образуются по решению Правительства РФ, регионального значения –по решению органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию сфедеральными органами исполнительной власти, а местного и районного – впорядке установленном правовыми актами субъекта РФ. По этой же схемепроисходит и финансирование курортов, то есть курорты федерального значенияполучают основные средства из федерального бюджета; регионального,местного, районного значений – из бюджетов субъектов РФ. Запрещается строительство на курортах новых и расширение действующихпромышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно судовлетворением нужд лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха иместного населения. Основными элементами правового режима курортов являются: санитарнаяохрана их как природного комплекса и общекурортный режим. «Общекурортный режим, предусматривающий, в частности, мероприятия поборьбе с шумом и по регулированию работы транспорта, внешнейрадиотрансляционной сети, зрелищных, торговых и иных предприятий,устанавливается в целях обеспечения условий для лечения и отдыха граждан накурортах».[18] Для предохранения лечебно-оздоровительных местностей и курортов отпорчи и преждевременного истощения, в них устанавливаются округа санитарнойохраны. Они устанавливаются на всех курортах. В границы округов санитарнойохраны входят территории лечебно-оздоровительных местностей, а такжетерритории, необходимые для санитарной охраны лечебных средств курортов. Впределах округов санитарной охраны запрещаются всякие работы, загрязняющиепочву, воздух, воду, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям,ведущие к развитию эрозийных процессов и отрицательно влияющие на природныелечебные средства и состояние курортов. В округах санитарной охранывыделяется до трех зон. «На территории первой зоны запрещаются проживание и все видыхозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных сисследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных иоздоровительных целях при условии применения экологически чистых ирациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещениеобъектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитиемсферы культурного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющихокружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к ихистощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещениепромышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также наосуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнениемокружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и ихистощением».[19] При использовании одного или нескольких связанных между собойместорождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебныхсредств несколькими курортами для них может устанавливаться единый округсанитарной охраны. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог курсовой работы можно сказать, что Земельный КодексРСФСР 1991 г. впервые выделил в самостоятельную категорию земли, отведенныепод особо охраняемые территории. Действующее законодательство под такимитерриториями понимает земли, изъятые из экономического оборота ивыполняющие специальные народнохозяйственные, экологические, историко-культурные функции. К особо охраняемым природными территориям и объектам относятсяприродно-заповедный фонд, включающий в себя природные заповедники,природные заказники, национальные парки, природные парки, памятникиприроды, а также лечебно-оздоровительные местности, дендрологические иботанические парки, курорты. Территории заповедников и памятников природы полностью изъяты изхозяйственного и рекреационного использования. Заказники и национальныепарки характеризуется частичным изъятием отведенных им территорий изхозяйственного и рекреационного использования. Заповедники и национальныепарки могут выступать в качестве самостоятельных землепользователей, в товремя как заказники и памятники природы таковыми не являются. Дендрологические и ботанические сады, лечебно-оздоровительнаяместность, курорты не являются составляющими природно-заповедного фонда,тем не менее, особенности правового режима этих объектов позволяют относитьих к особо охраняемым природным территориям и объектам, поэтому в своейкурсовой работе я сочла нужным уделить им внимание. Список использованной литературы.1. Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,1987.2. Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. – М.,1975.3. Ерофеев Б.В Экологическое право. – М.,1996.4. Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998.5. Земельное право (под ред. В.В. Петрова). – М.,1995.6. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы (под ред. В.В. Петрова). – М.,1990.7. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые территории. – М.,1978.8. Советское земельное право (под ред. Н.И. Краснова). – М.,1981.9. Транин А.А Перспективы развития законодательства об особо охраняемых территориях. // Советское государство и право,1990. - № 5.10. Транин А.А. Национальные парки СССР: проблемы и перспективы. – М.,1991. Нормативно-правовые акты.1. Земельный Кодекс РСФСР 1991 г.2. ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». // СЗ РФ, 1995. - № 12. – ст. 1013.3. ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». // СЗ РФ, 1995. – № 9. – ст. 713.4. Закон РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды». // Российская газета,1992. - № 51 (3 марта).5. Положение о государственных природных заповедниках РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 г. № 48. // Собрание Постановлений Правительства РСФСР, 1992. - № 4. #P 3 0 1 1 9038578 0100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000 100#E6. П#P 3 0 1 1 9038578 0100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000 100#Eоложение о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях на территории государственных заповедников РФ, утв. Приказом Минприроды от 08.12.1992 г. № 24. // Сб. руководящих документов по заповедному делу. – М.,1996.7. Типовое Положение о государственных природных заказниках в РФ, утв. Приказом Минприроды РФ от 14.12.1992 г. № 33.8. Общеее Положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в РФ, утв. Приказом Минприроды РФ от 25.01.1993 г.9. Положение о памятниках природы федерального значения в РФ, утв. Приказом Минприроды от 25.01.1993 г. № 15. // Российские вести,1993. - № 33.10. Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501. // Сборник Постановлений Правительства РСФСР,1974. - № 23.11. Положение о национальных природных парках, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769. // Собрание актов Президента и Правительства РФ,1993. - № 34.12. Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926. // СЗ РФ,1996. - № 33.-----------------------[1] Транин А.А. Перспективы развития законодательства об особо охраняемыхприродных территориях. // Советское государство и право,1990. - № 5. – с.61.[2] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 465.[3] Земельное право России (под ред. В.В. Петрова). – М.,1995. – с. 289.[4] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –М.,1975. – с. 19.[5] Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. –М.,1991. – с. 15.[6] Там же. – с. 17.[7] Там же. – с. 18.[8] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –М.,1975. – с. 14.[9] Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые территории. – М.,1978. –с. 258-259.[10] Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,1987. – с. 66.[11] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 471.[12] Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы(под ред. В.В. Петрова). – М.,1990. – с. 304-305.[13] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.,1996. – с. 485-487.[14] Земельное право России (под ред. В.В. Петрова). – М.,1998. – с. 293.[15] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –М.,1975. – с. 23.[16] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 472.[17] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 473.[18] Советское земельное право (под ред. Н.И. Краснова). – М.,1981. – с.269.[19] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 474.




Похожие:

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconО переводе земельного участка из одной категории в другую в Мамадышском муниципальном
В. Н. Ларионовой, в границах согласно кадастровому паспорту в категорию земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения...
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconВиды охотничьих ресурсов
Иркутской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, на период до 1 августа 2013 года
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconТема: «Особо охраняемые природные территории»
Цель: познакомить и расширить знания студентов о различных формах особо охраняемых природных территориях
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconСлужба по охране природы и озера байкал иркутской области
Байкал; регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на объектах...
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconТематический классный час, посвященный Дню оопт
В данной статье предложена разработка тематического классного часа по экологии для средних классов. Классный час проведен в форме...
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов icon1 Наименование государственной функции Осуществление регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха
Байкал; регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий) на объектах...
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
В связи с принятием Четвертой части Гражданского Кодекса рф, реформированием гражданского законодательства и увеличением числа правовых...
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconThe role of vegetation classification for development of the natural reserves system V. B. Martynenko, B. M. Mirkin
Роль классификации растительности в проектировании системы охраняемых природных территорий
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconМинистерство лесного хозяйства республики татарстан
Главным предметов деятельности заказников Правительство Республики Татарстан утвердило осуществление государственного экологического...
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов iconСлужба по охране и использованию животного мира иркутской области
«Выдача в пределах полномочий разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы