Занятие №1 (вводное) icon

Занятие №1 (вводное)



НазваниеЗанятие №1 (вводное)
страница1/9
Дата конвертации02.08.2012
Размер474,02 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Программа и контрольные вопросы

к практическим занятиям

по топографической анатомии и оперативной хирургии

для студентов 3 курса,

специальность «Педиатрия»




Занятие № 1 (вводное)


Техника местного обезболивания.

Разъединение и соединение тканей.

Инструментарий общего пользования

Техника местного обезболивания


Виды местного обезболивания. Концентрация раствора новокаина. Общие правила проведения послойной инфильтрационной анестезии (феномен "лимонной корочки", феномен "ползучего инфильтрата"). Инструменты для проведения обезболивания.

Разъединение тканей


Позиции скальпеля. Общие правила рассечения мягких тканей (кожи, подкожной жировой клетчатки, собственной фасции). Правила разъединения мышц. Критерии правильно проведенного разреза. Техника гемостаза.

Соединение тканей


Хирургические иглы, их характеристика и назначение. Правила зашивания операционного разреза. Виды швов. Шовный материал.

Инструментарий общего пользования


Инструменты для разъединения тканей. Кровоостанавливающие инструменты. Вспомогательные инструменты. Инструменты для соединения тканей.


Топографическая анатомия

конечностей
Локализация и пути распространения острых гнойных процессов

Больные с острыми гнойными заболеваниями конечностей в зависимости от стадии процесса подлежат консервативному и оперативному лечению. При локализации воспаления в глубоких межмышечных промежутках местные проявления могут быть минимальными, а диагноз – запоздалым (особенно у детей младшего возраста). Поскольку первым с больным ребенком встречается участковый педиатр, он должен помнить об источниках и путях проникновения инфекции, локализации флегмон, возможных путях распространения гнойных процессов и их осложнениях.

Кроме того, знания топографической анатомии конечностей необходимы для подготовки к занятиям по оперативной хирургии: обнажению сосудов и нервов, операциям на опорно-двигательном аппарате.

В конце каждой темы даются вопросы для самоконтроля, которые помогут сориентироваться ? на что обратить внимание при изучении топографии области.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

Занятие № 2


надплечье (подключичная и подмышечная области)

Подключичная область


Наружные ориентиры. Границы. Слои. Фасции. Деление на треугольники. Субпекторальное клетчаточное пространство, его стенки, сосуды и нервы, связи с подмышечной полостью.

Подмышечная область


Наружные ориентиры. Границы. Слои. Подмышечная полость, ее стенки, основание и вершина. Трех- и четырехстороннее отверстия в задней стенке подмышечной полости (их границы; сосуды и нервы, проходящие через них). Содержимое подмышечной полости. Топография основного сосудисто-нервного пучка соответственно треугольникам подключичной области. Ветви подмышечной артерии. Нервы, возникающие из пучков плечевого сплетения, их расположение по отношению к подмышечной артерии. Лимфатические узлы. Пути распространения гноя из подмышечной полости.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Подмышечная флегмона


Наиболее крупным клетчаточным пространством надплечья является подмышечная полость. Воспалительный процесс начинается обычно с лимфаденита и распространяется на клетчатку (аденофлегмона). Из подмышечной полости гной может распространиться в виде затеков в смежные области.

  1. В субпекторальное клетчаточное пространство:

    • В верхний отдел субпекторального пространства в области ключично-грудного треугольника. Здесь ключично-грудная фасция, отделяющая верхушку подмышечной полости от субпекторального пространства, имеет отверстия, через которые проходят v. cephalica, a. et v. thoracoacromiales, nn. pectorales.

    • В нижний отдел субпекторального пространства, соответственно подгрудному треугольнику, через ключично-грудную фасцию. У детей эта фасция развита слабо, имеет дефекты и не является препятствием для распространения гноя.

  2. В поддельтовидное клетчаточное пространство – через четырехстороннее отверстие по ходу n. axillares et vasa circumflexa humeri posteriores.

  3. В антескапулярную (предлопаточную) щель. Это задний (глубокий) отдел подмышечной полости между подлопаточной и передней зубчатой мышцами. Антескапулярная щель – опасное место затека гноя, труднодоступное для дренирования.

  4. В подостную ямку и под кожу спины – через трехстороннее отверстие.

  5. В надключичную ямку (шея) – по ходу подключичной артерии и плечевого сплетения.

  6. В переднее фасциальное ложе плеча – по ходу основного сосудисто-нервного пучка.

  7. В заднее фасциальное ложе плеча – по ходу лучевого нерва.

Субпекторальная флегмона

Первичные субпекторальные флегмоны (аденофлегмоны) развиваются вследствие воспаления расположенной здесь небольшой группы лимфоузлов, лежащих на пути лимфооттока от молочной железы. Как уже говорилось, слабыми местами задней стенки субпекторального пространства являются участки ключично-грудной фасции выше и ниже малой грудной мышцы. На этих уровнях гнойный процесс может перейти на клетчатку подмышечной полости.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Дайте определение:

а) передней границы подмышечной области и передней стенки подмышечной полости;

б) наружной границы подмышечной области и наружной стенки подмышечной полости.

  1. Какие клетчаточные пространства разъединяет ключично-грудная фасция?

  2. Кпереди или кзади открыта предлопаточная щель?

  3. Какие мышцы образуют стенки трехстороннего отверстия:

а) сверху;

б) снизу;

в) снаружи?

  1. Какие анатомические образования ограничивают четырехстороннее отверстие:

а) сверху;

б) снизу;

в) изнутри;

г) снаружи?

  1. Перечислите ветви подмышечной артерии, отходящие:

а) в первом треугольнике;

б) во втором треугольнике;

в) в третьем треугольнике.

  1. На какие ветви делится подлопаточная артерия?

  2. Какая артерия проходит через трехстороннее отверстие?

  3. С какой стороны от подмышечной артерии располагается одноименная вена?

  4. Как расположено плечевое сплетение по отношению к подмышечной артерии в первом треугольнике?

  5. Какие нервы возникают:

а) из наружного пучка плечевого сплетения;

б) из внутреннего пучка плечевого сплетения;

в) из заднего пучка плечевого сплетения?

  1. Какой нерв расположен снаружи от подмышечной артерии?

  2. Какие нервы расположены кнутри от подмышечной артерии?

  3. С какой стороны от подмышечной артерии расположен подмышечный нерв?

  4. Какая подкожная вена прободает ключично-грудную фасцию?

  5. Ветви какой артерии, отходящей от подмышечной, проходят из глубины к обеим грудным мышцам, прободая ключично-грудную фасцию?

  6. Какие нервы (ветви плечевого сплетения), прободая ключично-грудную фасцию, подходят к обеим грудным мышцам?

Занятие № 3


надплечье (лопаточная и дельтовидная области).

Плечевой сустав. Область плеча
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Занятие №1 (вводное) icon«Производственное обучение вводное занятие «Путь к профессии»

Занятие №1 (вводное) iconТема Вводное занятие (ауд. 2 час.)
Входной контроль остаточных знаний по школьной программе, вузовскому курсу «Отечественная история»
Занятие №1 (вводное) iconПлан работы над проектом. Вводное занятие
Можно ли использовать законы физики для описания процессов, происходящих в организме человека?
Занятие №1 (вводное) iconПлан лабораторных занятий по патофизиологии на V семестр 2004-2005 учебного года
Вводное занятие. Патофизиология как интегральная наука, связь ее с нормальной физиологией, биохимией и другими
Занятие №1 (вводное) icon«утверждаю» Директор мкоу сош с. Преображенка Лищинская Е. О. 2012г
Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов со всеми участниками. Тб во время проведения сборов
Занятие №1 (вводное) iconЗанятие №1 (вводное)
Виды местного обезболивания. Концентрация раствора новокаина. Общие правила проведения послойной инфильтрационной анестезии (феномен...
Занятие №1 (вводное) iconКалендарно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование
Вводное занятие. Кулинарная обработка продуктов. Бутерброды. Пр р. Сервировка стола к завтраку. Ознакомить с содержанием работы,...
Занятие №1 (вводное) iconАвтор: Кречетова Елена Михайловна. Полное название образовательного учреждения: моу сош №40 г. Томска. Аннотация к уроку. Вводное занятие по теме: «Лоскутное шитьё»
Практическое задание показывает возможности применения программы Paint в образовательной области «Технология». Эскизы выполненные...
Занятие №1 (вводное) iconДокументи
1. /lessons 1-4/1 занятие/ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МОСКВЫ.doc
2. /lessons...

Занятие №1 (вводное) iconДокументи
1. /lessons 1-4/1 занятие/ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МОСКВЫ.doc
2. /lessons...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы