Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» icon

Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества»



НазваниеОбщество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества»
Дата конвертации02.08.2012
Размер319.94 Kb.
ТипРеферат
Общество. Понятие, структура, виды общества


Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» Оренбург 2001г. СодержаниеВведение 2I Понятие общества. 5II Структура общества 6 2.1 Структура, внутренняя организация 6 2.2 Основные элементы структуры общества 10 2.3 Человек — универсальный компонент общественной системы 12III Подсистемы общества по Т. Парсонсу. 16IV Функционирование общества (К. Маркс; П. Сорокин) 26Заключение 32Список используемой литературы 34 Введение При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курсасоциальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяетсяаспект: как структура общества. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себяне только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечтобольшее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себяреальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качествепростейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и ихвзаимоотношений. Если первый из указанных разрезов социальной структуры — отдельныхлюдей и их разнообразные объединения — обнаружить нетрудно, то второй —связи и отношения между людьми — увидеть сложнее, поскольку они носят какбы бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль вобщественной жизни этих незримых отношений была понята не сразу. В оценкеих роли немало предрассудков сохраняется и сегодня. Из них наиболеераспространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) ивоинствующий коллективизм. С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельныелюди, индивидумы, а общественных связей и, следовательно, общества несуществует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобноеслово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подходаявляется анархизм, отрицающий существование объективных общественных связейи значение общественных организаций. С точки зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив,общество не только существует, но и является более полноценным и высоким,чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество иничего кроме общества. Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики. Припоследовательном проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, длякоторого общество должно подчинить себе личность полностью, регулироватьвсе моменты ее жизни, вплоть до мельчайших. Современная философия рассматривает человеческое общество каксовокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части иэлементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесносвязаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество исуществует как единый целостный организм, как единая система. От другихприродных систем, в том числе физических и биологических, обществоотличается своей особой сложностью.
Поэтому для описания общества ныне широко используется какобщепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура»,«организация», «отношение», так и специфические философские понятия:«субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др. Представление об обществе как едином организме явилось результатомдлительного развития философской мысли. Представление о системности вприроде и в обществе возникло еще в античной философии в виде обшейконцепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системностиобщественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшиемыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М.Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных длярешения дан ной проблемы понятий и категорий. Под «элементом» или «частью»общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; вкачестве элементов и частей общества могут выступать те или иные социальныесубъекты, отношения, институты. Составляющие общество элементы, части,подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны. Понятие «структура» отражает определенную форму устойчивых связей,отношений, совокупность сложившихся на их основе социальных групп иинститутов, обеспечивающих целостность общества и сохранность его свойствпри различных внутренних и внешних изменениях. Структура может бытьопределена как форма организации общества, внутренняя упорядоченность,согласованность взаимоотношений различных его частей. При характеристике социальной жизни часто употребляются понятия«субъект» и «объект». Эти понятия противоположны по смыслу. Если подсубъектом понимается явление, выступающее как носитель активности,направленной на другое явление, выступающее в данном случае в качествеболее пассивного, то под объектом, напротив, понимается явление, на котороенаправлена активность другого явления. В качестве относительно самостоятельного предмета изучения может бытьвыделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людейструктура социальных общностей, включающая в свой состав такие общности,как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п. Может бытьтакже специально выделена и рассмотрена структура связей, зависимостей,отношений между людьми; они могут исследоваться по крупным сферамжизнедеятельности общества, таким, как экономическая, политическая,духовная, нравственная, религиозная, эстетическая. Могут рассматриватьсякак отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношения между самимиэтими сферами. Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в неммногообразных институтов, возникающих с целью обеспечения устойчивостисоциальных отношений. Эта структура включает бесчисленное множествосоциальных институтов: различного рода производственные предприятия,институты сферы культуры, центральные и местные органы власти, системуздравоохранения, т.е. всю многообразную сеть экономических, политических икультурных учреждений и организаций, удовлетворяющих различные потребностичеловека. Допускается и иной, универсальный, синтетический подход к пониманиюструктуры общества — как состоящую из отдельных личностей; из отдельныхколлективов, малых групп: из больших социальных групп и их организаций; изотдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственныхобъединений и организаций. При таком подходе каждый отдельный представительлюбого из рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента болеесложной структурной организации, причем каждый элемент структуры находитсяв системе сложных взаимосвязей друг с другом, как вертикальных, так игоризонтальных. Анализ перечисленных многообразных элементов социальной системы —видов деятельности, социальных отношений, социальных общностей, сферобщественной жизни, социальных институтов — составляет, по сути дела,содержание социальной философии. I Понятие общества. Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной иразумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группыне объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленностиинтересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяетсяпод воздействием его включённости в общество, чем в зависимости отвключённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащуюмежду индивидом и государством. После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности(Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал,в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающеерешение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому обществостало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки –социологии. В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией,выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, котороерассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько самколлектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное,которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивыхсвязей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Общество как предельно широкое понятие для обозначения той частиматериального мира, которая обособилась от природы и определённым образомвзаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие отстихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек,обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своимсобственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смыслеобществом называют совокупность всех форм объединения и способоввзаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим ихмиром. Это последнее определение рассматривается в этой работе как основное. II Структура общества 2.1 Структура, внутренняя организация Огромное значение в определении специфики того или иного целого, егоособенностей, свойств плюет структура—внутренняя организация целостнойсистемы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи,взаимодействия образующих его компонентов. Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле каксовокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры,по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например,«элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления,будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры. Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественнопоэтому, что существенной характеристикой структуры является мераупорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле,выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамическогоравновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности,используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию и информацию длясобственного функционирования и развития. Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями. При этом немало исследователей обращает внимание на огромную рольструктуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, чтосистема являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих какопределенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойстваобъекта как целого определяются по только и не столько свойствами егоотдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особымиинтегративными связями рассматриваемого объекта». Для понятия структуры,— пишет В. С. Тюхтин,— специфичен особый и в тоже время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композицииэлементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивуюупорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуретри уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, междусвойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных,интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность,проявляется в совокупности законов данной области явлений». «Структура, объединяющая элементы и свойства объекта,— отмечает М. И.Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этотзакон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому,как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов,вещь будет оставаться такой, как она есть». В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняяорганизация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — этосовокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом илюбая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная системав рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфическойструктурой, организацией, которая является конкретизацией более общейструктуры, структуры, господствующей в обществе. Поскольку главным компонентом любой общественной системы являютсялюди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, еецентральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственныеотношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюданаличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —экономической структуры, социально-политической структуры, структурыдуховной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладаетсвоими особенностями, которые несут печать качественной природы общества иопределяются прежде всего господствующими в нем формами собственности. Структура общественной системы выступает но только как отношениялюдей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношениядругих общественных сфер — это тоже элементы структуры. Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзязабывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологическихпроцессов и т. д. Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности ксредствам, производства, то ость в формах собственности, которыепредставляют собой важнейший элемент структуры общества. Она можетвыступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеютместо и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. Кпримеру, общественное сознание как система идей обладает определеннымиформами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.—находятся в определенной связи, отношениях. Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим,политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажемреволюции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.д. Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускатьиз виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, икаком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счетепроявляется через людей. 2.2 Основные элементы структуры общества Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живыечеловеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковыеи регуляторные механизмы. Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объектысоциальной деятельности можно разделить на два класса: 1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования. 2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку" становясь материальными проводниками, "перевозчиками смысла". Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечиваютцеленаправленность человеческой деятельности. Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостноесистемное образование-общество. Для его существования необходима сложнаясовокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов. [pic] Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьминазываются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как впроцессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и приразделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда исредств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков ипр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называлпроизводственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль ворганизации общественной жизни людей. 2.3 Человек — универсальный компонент общественной системы Всякая система, целое представляет собой органическое единство ивзаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайносложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности ссистемной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня,различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая системаявляется, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а сдругой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту илииную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть(компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему,выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т.д.). Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов социальной системыподразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое местоставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— дляпонимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качествецелостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трехкачественно различных точек зрения: 1) с точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос, кто действует; 2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена деятельность, где она осуществляется; 3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая деятельность». Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С.Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферыи виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.),другой класс — различного рода проявления культуры как «специфическогоспособа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальныеинституты и т. д.). Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей всоциальных системах имеют место и компоненты иного рода. Что касается экономики, политики, науки и воспитания, то, на нашвзгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферыобщественной жизни, проявления именно человеческой деятельности. Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, которыйдает следующий «набор» компонентов общества как социальной системы: - социальные субъекты — общественные индивиды и их общности и объединения (классы, нации, партии, государства и т. п.); - общественные потребности; - человеческая деятельность — общественно детерминированная активность социальных субъектов в целях удовлетворения этих потребностей; - общественные отношения — реальные взаимозависимости, которые складываются между людьми в процессе их деятельности; - культура — создаваемые людьми разнообразные материальные, духовные и организационные способы и средства, при помощи которых социальные объекты опосредуют свои общественные отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют потребности. Следующий, более высокий уровень представлен, по мнению В. М.Краснова, более конкретными категориями социальных «процессов и явлений», аеще более высокий — сферами общественной жизни, и так до общества в целом. Концепция В. М. Краснова довольно легко «накладывается» на любыесоциальные системы, поскольку охватывает самые общие их особенности. Вместес тем нам представляется, что эта концепция слишком абстрактна, посколькусводит все многообразие конкретных систем к одним и тем же исходнымкомпонентам. Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступаетчеловек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смыслеслова элементарный носитель социального системного качества. В обществе далеко не всегда возможно отчетливо провести грань междувещественными, процессуальными, духовными и людскими компонентами,поскольку любой компонент общественной системы выступает всегда и какотношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонентобщественной системы выступает как общественное отношение. Человек занимает центральное место и в структуре, внутреннейорганизации системы, ведь структура — совокупность общественные отношений,за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс.Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множествомчерт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, изкоторого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем.Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей,интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Ночлены того же коллектива могут вступать в отношения иного,внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тожесистема, но уже иного качества. Человеческие компоненты и впроизводственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того,что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальныесистемы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, вструктуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы,человек играет центральную роль. Человеком и коллективами людей выполняются и основные функцииобщественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. активностьвсе тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизниосуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной.Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как мыотмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения еекачественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек —носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющейв обществе коммуникативную, управленческую, познавательную ипропагандистскую роль. Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонентсоциальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются сесвязи и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс определял сущностьчеловека как совокупность всех общественных отношений. Каждый человек —носитель качественных: характеристик системы, к которой он принадлежит, ине только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристикивыражаются в деятельности человека, его активности. Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности,человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютныйсоциальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только черезсистему человек обретает свою социальную сущность. Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает какглавный компонент. Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьмамногообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется наборвсех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей. Другая группа систем включает в себя - только людей, связанныхопределенными отношениями. Таковы класс, нация, производственныеколлективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но саминепосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения квещам, к средствам производства и определяют место человека в той или инойсистеме. Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественныекомпоненты. Например, производительные силы есть система как вещественныхэлементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевшихи управляющих средствами производства. И т. д. и т. п. III Подсистемы общества по Т. Парсонсу. Социальные системы — это системы, образуемые состояниями и процессамисоциального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типанезависимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценностизанимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системамифункции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не чтоиное, как представления о желаемом типе социальной системы, которыерегулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств.Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы,конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциями типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностнойсистемы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням вструктуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентациидля действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных дляопределенных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат ук числу техструктурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческаяфункция. To, что социальные системы представляют собой реальность sui generis,в частности, означает, что все перечисленные типы их структурныхкомпонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными.Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов.Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны«руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности инормы инсти-туционализируются только постольку, поскольку они «воплощаютсяв жизнь» конкретными коллективами и ролями. Понятие общества Общество - такой тип социальной системы, который обладает наивысшейстепенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другиесоциальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместимасо статусом общества как подсистемы системы действия. Любое общество длясохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает впорядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточностьв отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена испособность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Физическая среда имеет для общества адаптивное значение в том смысле,что она является непосредственным источником материальных ресурсов, которыеиспользуются обществом посредством своих производственных, технологическихи экономических механизмов. Распределение доступа к материальным ресурсам,будучи связано с системой разделения труда через экологический аспект жизниобщества, требует решения вопросов территориального размещения различныхподгрупп населения, а также закрепления за ними различных экономическихинтересов. У физической среды есть и второй значимый для общества аспект(ввиду важности физической силы для сдерживания нежелательных действий), всоответствии с которым эффективное социетальное целедостижение нуждается вконтроле за действиями в пределах определенной территории. Поэтому мы имеемдело с двумя проявлениями самодостаточности общества, которые относятся,соответственно, к экономическому и политическому функционированию вотношениях с физическим окружением — через технологию и организованноеиспользование силы при исполнении военных и полицейских функций. Третье проявление социетальной самодостаточности относится кличностным системам индивидуальных членов общества, находящихся в особогорода взаимопроникновении с его организмами. Организм непосредственно связанс территориальным комплексом по той простой причине, что действия всегдасвершаются в каком-то месте. Но его основная связь с социальной системойосуществляется через личность; главная зона взаимопроникновения — этостатус членства. На социальном уровне институционализированные ценностные образцывыступают в виде «коллективных представлений», которые определяют желаемыйтип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типовсоциальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализациисебя в качестве членов общества. Следовательно, именно консенсус членовобщества по поводу ценностной ориентации их собственного общества означаетинституционализацию ценностного образца. Ценности находятся в определенных отношениях с другими компонентамикультурной системы — эмпирическим знанием, системами экспрессивных символови конститутивными символическими структурами, образующими ядро религиозныхсистем. Подсистемы общества Общество делится на четыре основные подсистемы (как показано втаблице). Так, подсистема сохранения и воспроизводства образцапреимущественно касается отношений общества с культурной системой и черезнее с высшей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема— отношений с личностными системами индивидов; адаптивная, илиэкономическая, подсистема — отношений с поведенческим организмом и черезнего с материальным миром. Эти различения носят наиболее явственный инаиболее важный характер применительно к обществам, далеко продвинутым пошкале модернизации. Ядром общества как разновидности социальной систолы является четвертыйкомпонент — его интегративная подсистема. Поскольку мы интерпретируемсоциальную систему как интегративную для систем действия в целом, то особоевнимание надо уделять тому, как она обеспечивает или, наоборот, необеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции. Этаинтегративная подсистема общества будет называться социетальнымсообществом. Возможно, самой общей функцией социетального сообщества являетсясочленение системы норм с коллективной организацией, обладающей единством ивнутренней логикой. Таблица - Общество (или более обобщенно — социальная система)*|Подсистемы Структурные Аспекты процесса Основная функция компоненты ||развития ||Социетальное|Нормы |Включение |Интеграция ||сообщество | | | ||Воспроизводс|Ценности |Генерализация |Воспроизводство ||тво образца | |ценностей |образца ||или | | | ||фидуциарная | | | ||подсистема | | | ||Политика |Коллективы |Дифференциация |Целедостижение ||Экономика |Роли |Повышение |Адаптация || | |адаптивного | || | |потенциала | | * В этой таблице предпринята попытка представить в несколько болееразвернутом виде четырехфункциональную парадигму применительно к обществуили любом другой разновидности социальной системы, играющей рольинтегративнои подсистемы в общей системе действия. Социетальное сообщество,занимающее в данном анализе место главной подсистемы, помещено в левуюколонку, остальные три следуют за ней. Во второй колонке этому наборусоответствуют выделенные по тем же функциональным критериям четыре основныхструктурных компонента социальных систем. Третья колонка содержитсоответствующую классификацию аспектов динамических процессов, происходящихв социальных системах, эти категории будут широко использованы впоследующем анализе. Наконец в четвертой колонке повторены обозначенияосновных функции. Важно не допускать трактовку структуры социентальных норм какмонолитной целостности. Поэтому аналитически различаются четыре еесоставляющих, хотя в конкретной реальности они в высшей степени перемешанымежду собой. Различения касаются оснований обязанностей и прав, а такжехарактера санкций за нарушение норм и вознаграждений за их соблюдение илиза высокий уровень их исполнения. Ядро: социетальное сообщество Центральное понятие — социетальное сообщество звучит нескольконепривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычнообсуждаются в терминах политики или религии, а не в социальном плане.Основная функция этой интегративной подсистемы состоит в том, чтобыопределять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению ксоциетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различныхкатегорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества. Так, вбольшинстве современных обществ готовность к военной службе являетсяпроверкой лояльности для мужчин, но не для женщин. Лояльность состоит вготовности откликнуться на должным образом «обоснованный» призыв, сделанныйот лица коллектива или во имя «общественного» интереса или потребности.Нормативная проблема состоит в определении тех случаев, когда подобныйотклик устанавливает обязанность. Обычно от имени и в интересахсоциетальной лояльности выступают государственные органы, они же следят завыполнением соответствующих норм. Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп ииндивидов по отношению к социетальному коллективу, то есть всему обществу,и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются.Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевойплюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширениеролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации,ведущих к становлению общества современного типа. Поэтому одной иззначительных проблем интеграции, стоящих перед социетальным сообществом,является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к немусамому и к другим различным коллективам. Социетальное сообщество представляет собой сложную сетьвзаимопроникаюших коллективов и коллективных лояльностей, систему, длякоторой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки,деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.п. отделены друг от друга (дифференцированы) К тому же каждый такой типколлектива состоит из множества конкретных коллективов, например измножества семей, каждая из которых насчитывает лишь несколько человек, и измногих локальных сообществ. Лояльность по отношению к социетальному сообществу должна заниматьвысокое место в любой устойчивой иерархии лояльностей и потому являетсяпредметом особой заботы всего общества. С иерархической точки зрения нормативное упорядочение социетальногосообщества в терминах членства подразумевает существованиестратификационной шкалы — шкалы признаваемого и легитимизированного (в тоймере, в какой усвоены нормы и ценности) престижа входящих в это сообществов качестве его членов коллективов, отдельных лиц, а также статусов и ролей,распространенных в этом сообществе. Положение коллектива или индивида в стратификационной системеизмеряется уровнем его престижа или способностью оказывать влияниеПоследнее рассматриваеся как одно из обобщенных символических средствсоциетального взаимообмена, наряду с деньгами и властью Оно состоит вспособности добиваться от других социальных агентов желаемых решений, непредъявляя им в качестве соблазна какого-то ценного quid pro quo и неугрожая им какими-либо пагубными последствиями. Это влияние должнодействовать через убеждение объекта воздействия в том, что то решение,которое внушает ему субъект влияния, означает действие в интересахколлективной системы, с которой оба они солидарны. Социетальное сообщество и воспроизводство образца Основания культурной легитимизации трансцендентны по отношению кконкретному и случайному характеру интересов, влияния и солидарности,выступая на социетальном уровне в виде ценностных приверженностей.Нарушение ценностных обязательств определяется как совершение нелегитимногодеяния; наоборот, следование долгу является делом чести и совести, которые,в свою очередь, не могут быть представлены без понятий бесчестия и вины. Ценностные системы включают в себя категорию обязательств перед«ценностно обоснованными объединениями», солидарность в рамках легитимныхколлективных взаимодействий и предприятий. Какие объединения являютсяценностно обоснованными, это по-разному решается в конкретных общества. Ha уровне культуры в качестве соответствующего аспекта ценностейвыступает то, что принято называть моралью. Мораль предполагает оценкуобъектов опыта в контексте социальных отношений. Моральный поступок естьреализация культурной ценности в социальной ситуации, включающейвзаимодействия с другими субъектами. Коль скоро речь идет о взаимодействии,здесь должны присутствовать стандарты, взаимно обязательные для егоучастников. Моральные ценности — не единственный компонент ценностного содержимогокультурной системы. Существуют другие, например эстетические,познавательные или собственно религиозные ценности. Социетальное сообщество и политика Влияние и ценностные приверженности действуют по принципудобровольности, через убеждение и апелляцию к чести и совести. Однако ниодна крупная и сложная социальная система не сможет выжить, если согласие сбольшей частью ее нормативных оснований не будет носить обязательногохарактера, то есть если к непослушанию не будут применяться по ситуациинегативные санкции. Такие санкции отчасти и предупреждают непослушание тем,что «напоминают» добропорядочным гражданам об их обязанностях и служатнаказанием для нарушителей. Социально организованное и управляемоеприменение негативных санкции, включая угрозу их применения в случаях,когда подозревается наличие намерения ослушаться, называется функциейпринуждения. Среди специальных органов, действующих в этом направлении, важноеместо принадлежит судам и юридической гильдии. Сложный нормативный порядок,однако, нуждается не только в принуждении, но и в авторитетнойинтерпретации. Очень часто судебные системы вынуждены сочетать в особыхслучаях определение обязательств, наказаний и пр. с интерпретацией значениянорм, что подчас является довольно значительной проблемой. В терминах принятой аналитической схемы политика включает не толькоосновные функции правительства в его отношениях с социетальным сообществом,но и соответствующие аспекты любого коллектива. Рассматривается какое-тоявление как политическое в той мере, в какой оно связано с организацией имобилизацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей.Политические аспекты деятельности существуют у деловых компаний,университетов, церквей. В развитии современных обществ, однако, государствовсе более дифференцируется от социетального сообщества какспециализированный орган общества, составляющий ядро его политическойподсистемы. Основные отношения между государством и социетальным сообществом могутносить аскриптивный характер. Даже в обществах ранней стадии модернизациипростые люди рассматривались как «подданные» монарха, которым традициейпредписано подчинение его власти. Однако при достижении уровнейдифференциации, соответствующих модернизованному обществу, властьполитических лидеров имеет обыкновение становиться зависимой от поддержкиочень широких слоев населения. Дифференциация лидерства и авторитета предполагает особый уровеньобобщенности того средства социального взаимообмена, который называетсявластью. Власть - способность принимать и «навязывать» решения, которыеобязательны для соответствующих коллективов и их членов постольку,поскольку их статусы подпадают под обязательства, предполагаемые такимирешениями. Власть следует отличать от влияния, так как издание обязывающихрешений совсем не похоже на меры убеждения. Маленькая порция власти — все равно власть, подобно тому как одиндоллар — небольшие деньги, но все равно деньги. Социетальное сообщество и экономика Четвертый компонент нормативного порядка сопряжен с областью.практического. Наиболее очевидными сферами его приложения являютсяэкономика и технология, а его руководящий принцип – желательностьэффективного управления ресурсами. Даже в тех случаях, когда не затронутывопросы лояльности, выполнения обязательных постановлений или морали,действия индивида или коллектива будут осуждаться, если они безнеобходимости расточительны или небрежны. В современных обществах этотнормативный аспект особенно ясен там, где речь идет о регулированиитрудовых ресурсов как фактора производства в экономическом смысле этогослова. Дифференциация автономных структур делает необходимым развитиеобобщенного монетарного средства обмена в сочетании с рыночной системой.Деньги и рынок действуют там, где существует довольно широкое разделениетруда и где область экономического действия достаточно отделена отполитических, общинных и моральных императивов. Из всех обобщенныхмеханизмов социетального взаимообмена деньги и рынки менее всего связаны снормативным порядком, воплощенным в социетальном сообществе.Соответственно, практическая рациональность регулируется главным образоминституциональными нормами, прежде всего институтами собственности иконтракта, которые имеют другие основания для санкций. IV Функционирование общества (К. Маркс; П. Сорокин) Каким образом система, состоящая из многих частей, способнасуществовать и изменяться как единое целое, как возникают интегральныесредства целого, которых лишены его части? Представители монистического течения считают, что на каждом "этаже"социальной структуры можно видеть главный системообразующий фактор, которыйвоздействует на все прочие явления (т.е. части системы находятся всубординационной зависимости). Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что частилюбой общественной единицы, находятся между собой в координационнойзависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются наопределяющие и определяемые. Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К.Маркс) и идеалистов (П. Сорокин). "Интегральная концепция" П. Сорокина исходит из идеи безусловногосознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов ипроцессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическимисредствами, используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяетматериальное в жизни общества. Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровняорганизации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей)и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанныхлюдей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокинразличает отношения субординации между культурным и материальным уровнями иотношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющимиКультуры. В истории существуют попеременно сменяя два основных видамировоззрения - "духовный" и "чувственный", каждому из которыхсоответствует свой тип общественного устройства ("социокультурнаясуперсистема"). Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения втом, что окружающая их реальность имеет духовное, божественноепроисхождение. Соответственно смысл своего существования они видят вподчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясько всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в такихобществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектомвоздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должнастремиться к слиянию с Богом. Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второготипа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующиечувственные стороны человеческого бытия. Наконец Сорокин допускаетсуществование промежуточного типа социокультурной организации-идеалистического, стремящегося гармонично сочетать принципы духовности ичувственности "даже общая культура индивида (как самого маленькогокультурного ареала) не является полностью интегрированной в одну причинно-смысловую систему. Она представляет собой сосуществование множествакультурных систем-частично гармонирующих друг с другом, частичнонейтральных и частично противоположенных друг другу - плюс, сосуществованиемножества скоплений, каким-то образом попавших в общую культуру индивида иосевших там." Историческое развитие человечества автор книги "Социологическиетеории современности" рассматривает как постоянную циклическую смену"социокультурных суперсистем". Причину постоянной смены систем Сорокинвидит в неспособности найти идеальный баланс ценностей существования,который мог бы обеспечить гармоничное развитие общества. К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличиеистории от природных процессов связано именно с наличием сознания,способностью человека "строить в голове" то, что потом будет построено вреальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческихдействий является объективные т.е. не зависящие от желаний людейпотребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования иразвития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческойприроды, отношение человека к необходимым условиям существования, котороеотлично от сознания и предшествует ему: "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс ихжизни". Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркскатегорически отказывается признать их первопричиной, как это делали иделают философы-идеалисты (например, П. Сорокин). Однако сознание оказывается способным влиять не только нафункционирование, но и на становление экономических реалий, как этопроисходит в современной истории (Вполне сознательной реформациейэкономических основ общества является "Новый курс" президента Ф. Рузвельтав США). Идея первенства объективных потребностей перед отражающим их сознаниемпоследовательно проводится К. Марксом. Поэтому в основе выделения подсистемобщества у него оказываются не важнейшие идеи (добро, справедливость,Красота, - у П. Сорокина), а важнейшие потребности общества в продуктахматериального и духовного производства, производства непосредственночеловеческой жизни и "форм общения" людей, т.е. общественных отношений.Практическое в жизни общества определяет духовное. Но и в самой практикеМаркс выделяет определяющую форму деятельности-материальное производство,которое тем самым становится основой функционирования и развития общества вцелом. Закон определяющей роли материального производства имеет различныепроявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такогопроизводства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой илиискусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаётматериальное производство. В результате все виды деятельности, а не толькодуховная вынуждены подстраиваться под требования материальногопроизводства, служить средством его оптимизации, постоянного развития исовершенствования. Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любогодальновидного правительства является создание и поддержание необходимыхусловий для нормальной работы материального производства. Очевидно, что ниодин политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в которомнарушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим гарантомполитической стабильности. Всё дело в том, что помимо техническогообеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальноепроизводство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит нетолько "благополучие общества", а физическое выживание каждого конкретногочеловека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являютсяпредметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна бытьудовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с"мобилизацией" всех сил, способных помочь в решении этой задачи: отполитиков до ученых. Подобная ситуация характеризует как древние, так и современныеобщества - даже радикальная научно-техническая революция не в состоянииопровергнуть определяющей роли материального производства. Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющуюроль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что впроцессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения,которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальныхсуществ. Имеются в виду производственно-экономические отношениясобственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровняразвития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочейсилой) и профессионального разделения труда. Собственность на средства производства играет, по убеждению Маркса,важнейшую роль в его развитии. Собственность оказывает важнейшее влияние ина общественную жизнь, взятую в целом. Связанные с экономикой особенностипрактической жизни людей воздействуют, в конечном счете, и на характерприсущего им мышления и чувствования. Стереотипы поведения, представления оприличном и неприличном, достойном и недостойном, эстетические пристрастия,общий тип культуры, по Марксу, разняться у представителей различных слоевобщества. Итак, характеризуя материалистическое понимание истории К. Маркса,можно сказать, что оно связано с несколькими фундаментальными идеями,согласно которым: 1. В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку, искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и интересами субъекта; 2. Из двух типов человеческой деятельности-целенаправленного изменения мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих и моделирующих его - практическая деятельность определяет духовную, подчиняет её своим целям и задачам; 3. Из существующих форм практической деятельности, материальное производство (производство вещей) оказывает воздействие на производство непосредственно общественной жизни и производство "форм общения людей"; 4. В рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам, средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и чувствования. Рассуждая о наиболее глубоких источниках общественных изменений, Маркссвязывает их не со сменой "форм социокультурной духовности", а с неуклоннымростом общественного производства-прежде всего, производства материального. Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связьмежду собственностью на средства производства и благосостоянием людей, ихимущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса озависимости между "базисом" общества и социальным укладом общественнойжизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ ихсамо воспроизводства из положения в системе производственно-экономическихотношений. Заключение Список используемой литературы 1. Маркарян Э. С. К проблеме элементарного состава человеческогообщества (Доклад на VII Международном социологическом конгрессе. Варна,Болгария, 1970). М„ 1970, с. 5. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с. 102 3. Афанасьев В.Г. «Системность и общество».– М; Политиздат. 1980.–386с. 4. Борулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни.–М.: Изд-воМосковского университета, 1982.–230 с. 5. Парсонс Т. Система современных обществ.–М.: Аспект Пресс, 1982.–270с. 6. Социальная философия: Учебное пособие для ВУЗов / В.Н.Лавриненко.–М.: Культура и спорт, 1995.–240 с. 7. Социальная философия: Хрестоматия. Ч 1 / Г.С. Арефьева.–М.: Высшаяшкола, 1994.–255с. 8. Моиджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие.–М.:Высш. шк., 1997.–448с. 9. Моиджян К.Х.Социум. Общество. История.–М.:Наука, 1994.–239с. 10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.–М., 1992. с. 522 11. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т.1, с. 424 12.Проблемы исследования систем и структур. Материалы к конференции.М., 1965, с. 109 13. В. Шляпентох Социология для всех. «Советская Россия», М.,–1970 14. Кравченко А.И. Основы социологии. «Академпроект», М.,–2000 15. Кравченко А.И. Социология. «Академпроект», М.,–2000 16. Радугин Социология. «Центр», М.,–2000 17. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология. «Дардалика», М.,–1998 18. Руденский Е.В. Социальная психология. Москва – Новосибирск, 1997




Похожие:

Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию для поступающих в Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет в 2012 году
Общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура...
Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconМинистерство образования и науки российской федерации фгаоувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Понятие «общество». Признаки общества. Влияние человека на окру­жающую среду. Природа и общество. Правовая защита природы. Понятие...
Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconРеферат Общество как главный объект социологии Содержание: введение Объект и предмет социологии Понятие «общество». Возникновение общества Типология общества
Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему...
Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconТема общество как социальная система понятие общества и классификация обществ
Социальная структура общества состоит из малых и больших социальных групп, в т ч семей, социальных слоев, классов, рас, наций, народностей...
Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconАкционерное общество, понятие, виды, сущность, функции
...
Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconГражданское государство и правовое общество
История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества
Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconРеферат по теме "Акционерные общества: принципы создания и функционирования" Содержание: Введение Понятие акционерного общества. Акции, их виды, облигации
Происходит аккумуляция свободных денежных ресурсов для направления их в те сферы, которые остро в них нуждаются
Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconАкционерное общество, понятие, виды, сущность, функции

Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» icon“Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества.”
Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей друг с другом
Общество. Понятие, структура, виды общества Оренбургский Государственный университет Реферат Философия «Общество. Понятие, структура, виды общества» iconЭкономические системы: виды, понятие, структура

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы