1Область применения и нормативные ссылки icon

1Область применения и нормативные ссылки



Название1Область применения и нормативные ссылки
Дата конвертации02.08.2012
Размер314,57 Kb.
ТипУчебная программа курса
скачать >>>



1Область применения и нормативные ссылки


Программа учебной дисциплины «Политические отношения и политический процесс в современной России» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Настоящая программа предназначена для студентов 1 курса магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению 030200.68 «Политология», изучающих дисциплину «Политические отношения и политический процесс в современной России».

Начиная изучение данного курса, студенты должны обладать знаниями, полученными в объеме программ бакалавриата. От студентов требуются: навыки активного восприятия и обсуждения лекционного материала, умение аналитически работать с литературой, в том числе – на иностранных (английском) языках, навыки письменного изложения своей точки зрения, устойчивый интерес к углубленному изучению проблем политического управления и готовность применить полученные знания на практике.

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm542-1.pdf;

  • Образовательной программой подготовки магистров по направлению 030200.68 «Политология»

  • Рабочим учебным планом университета подготовки магистра магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению 030200.68 «Политология», утвержденным в 2010г.

Учебная программа курса разработана с учетом опыта преподавания автором дисциплины «Политология» в Оренбургском филиале Московской государственной юридической академии.

2Цели освоения дисциплины


Дисциплина «Политические отношения и политический процесс в современной России» имеет как теоретический, так и прикладной характер. Основными целями курса являются:

  • освоение студентами принятого в современной политической науке теоретического инструментария, позволяющего в рамках сравнительно-политологического исследования объяснить логику общественно-политической трансформации постсоветской России;

  • знакомство с основными институциональными и социокультурными аспектами политического процесса в Советской России;

  • анализ и изучение проблем постсоветской общественно-политической институциональной и социокультурной эволюции.


В результате освоения дисциплины «Политические отношения и политический процесс в современной России» студент должен:

  • Знать:

  • понятийный аппарат в области сравнительно-политологического исследования;

  • содержание основных теорий и концепций, позволяющих рационализировать российское политическое развитие в 20 и начале 21 веков;

  • институциональную структуру и социокультурный контекст советской и постсоветской политики в России.



  • Уметь

  • применять теоретические знания для анализа, а также сценарного прогнозирования текущих политических процессов в России;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу в данной области;

  • теоретически обобщать эмпирические материалы;



  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • работы со справочной литературой, аналитическими и научными публикациями, базами данных;

  • поиска, обработки и анализа информации, необходимой для анализа и сценарного прогнозирования российской политики.


3. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность совершенствовать и развивать свой общекультурный уровень

ОК-1

Демонстрирует

  • понимание необходимости совершенствовать и развивать свой общекультурный уровень

  • способность самостоятельно выстраивать собственную жизненную стратегию;

  • готовность к непрерывному самосовершенствованию

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии.

Критически оценивает достигнутые в личном развитии результаты.

Семинарские занятия, проектная деятельность, реферирование, дискуссионные технологии

Компетенция активного общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности

ОК-3

Демонстрирует

  • понимание важности активного общения в общем контексте общественного развития;

  • понимание задачи и возможности диалогов, как способа согласования интересов;

  • готовность к конструктивному взаимодействию;

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими;

  • принятию другого;

  • готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим;

  • готовность к рефлексивной деятельности;

  • понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций, деятельности;

  • готовность к компромиссам для достижения результата.

Семинарские занятия, технология критического мышления, дискуссионные технологии

Компетенция практического использования навыков и умений в организации научно-исследовательских работ

ОК-5

Демонстрирует способность встраивать знания и навыки в научно-исследовательскую работу, умение взаимодействовать с коллективом, оценивать качество проведенных работ.

Демонстрирует логическое мышление, коммуникабельность.

Семинарские занятия, проектная деятельность,

Компетенция разрешения проблем, принятия ответственности, принятия нестандартных решений,

ОК-6

Демонстрирует умение структурировать проблемное пространство. Оценивает и выбирает альтернативы.

Демонстрирует умение управлять собой, своими эмоциями и поступками.

Проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение.

Семинарские занятия, проведение ролевых игр, дискуссионные технологии

Компетенция применения информационных технологий для самостоятельного приобретения знаний

ОК-11

Использует современные технические средства и информационные технологии.

Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Компетенция применения этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности

ОК-12

Демонстрирует знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями.


Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Компетенция анализа, синтеза и критического резюмирования информации

ОК-18

Владеет:

  • методами реферирования текстов;

  • текстологическими методами извлечения знаний.

Применяет методологию системного анализа.

Демонстрирует умение:

  • слушать и задавать вопросы,

  • структурировать информацию;

  • формировать ресурсно-информационную базу для решения поставленных задач;

  • формировать экспертную оценку реальных управленческих ситуаций.

Критически оценивает информацию и конструктивно принимает решение на основе анализа информации.

  • Критически анализирует свои возможности.

Семинарские занятия, технология критического мышления, реферирование, дискуссионные технологии

Компетенция профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов

ОК-19

Демонстрирует умение профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов


Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Компетенция оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы

ОК-20

Демонстрирует умение оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы

Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Компетенция экспертной, консалтинговой деятельности, в области политических технологий

ОК-21

Демонстрирует умение экспертной, консалтинговой деятельности, в области политических технологий

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии













Обладать способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области исследований современной российской политики, использовать их в анализе и интерпретации представлений о политике, власти, государстве.

ПК-1

Демонстрирует знание:

  • современных теорий в данной области исследовани;

  • структуры современной российской политики;

  • оценки перспектив общественно-политического развития в современной России.

Семинарские занятия, анализ деловых ситуаций, дискуссионные технологии

Обладать способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области современной российской политики и решать их с помощью современной аппаратуры

ПК-2

Демонстрирует навык постановки задач научных исследований в данной области. Демонстрирует знание:

  • современного оборудования, информационных технологий

  • новейшего отечественного и зарубежного опыта

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Обладать способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию

ПК-3

Демонстрирует навык

  • оформления научного реферата, научного отчета, обзора и доклада

Семинарские занятия, проектная деятельность

Обладать способностью и умением использовать полученные знания в преподавании политологических дисциплин

ПК-4

Демонстрирует

  • углубленное знание основных теорий и концепций в области исследования российской политики.

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Уметь осмысливать проблемы и направленность современной российской политики

ПК-5

Демонстрирует

  • углубленное знание современных научных исследований в области современной российской политики;

  • специфики подходов к анализу проблем современной российской политики;

  • умение участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам современной российской политики.

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Обладать способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации

ПК-8

Владеет и умеет пользоваться для решения поставленных задач

  • современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации




Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Обладает способностью и готовностью к проектированию работ по организации избирательных и иных общественно-политических кампаний в контексте современного российского политического процесса управления

ПК-12

  • разрабатывать аналитическую стратегию, адекватную целям и задачам политических кампаний в контексте современного российского политического процесса, внутренним и внешним условиям деятельности центра публичной политики и/или органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями.

Семинарские занятия, проектная деятельность, проведение ролевых игр



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к общенаучному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку магистра программы "Политические институты и политические инновации" по направлению 030200.68 «Политология».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах ГОС ВПО: «Политология», «Сравнительная политология», «Политическая теория».

Данная дисциплина может быть использована при изучении дисциплины «Политическое управление».

стории организаций, ть курса одавания.

3Тематический план учебной дисциплины




Наименование тем

Аудиторные часы

Самост.

работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

Теоретические основания политологического анализа

2

2

4

10

14

2

Политическое развитие в современном мире

2

2

4

12

16

3

Общество и политика в Советской России

2

2

4

10

14

4

Посткоммунизм

2

2

4

10

14

5

Политическая культура в современной России

2


2

4

10

14

6

Система политического участия в современной России

2

2

4

10

14

7

Группы интересов и гражданское общество в современной России

4

4

8

20

28

8

Российская партийная система

2

2

4

10

14

9

Институты исполнительной власти в современной России

2

2

4

10

14

10

Публичная администрация (государственная бюрократия)

2

2

4

10

14

11

Российский парламент

2

2

4

10

14

12

Экономика и политика в современной России

2

2

4

10

14

13

Судебная власть и система верховенства права в современной России

2

2

4

10

14

14

Центр и регионы: организации российского политического пространства

2

2

4

10

14

15

Перспективы российской политики

2

2

4

10

14

ИТОГО

32

26

58




162



  1. Формы контроля знаний студентов





Тип

контроля

Форма

контроля

Первый модуль


Параметры

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Текущий


Эссе
















*










Письменная работа (до 12 стр.) Время написания – не позднее трех недель до даты последнего занятия.







Работа на семинарских (лекционных) занятиях




























В течение учебного процесса




Тип

контроля

Форма

контроля

Второй модуль


Параметры

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Текущий


Коллоквиум













*













Сообщение на коллоквиуме (5 мин.)








































Работа на семинарских (лекционных) занятиях




























В течение учебного процесса

Итоговый

Экзамен

























*

Включает оценку за устный ответ на 2 вопроса экзамена.

Время подготовки к ответу - до 30 минут.




1.1Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки работы на семинарах (лекциях) и домашних заданий

  • Уровень владения знаниями:

  • понятийного аппарата в области в области современной российской политики;

  • содержания основных теорий, концепций и современных подходов в области современной российской политики;

  • структуры современной российской политики.

  • Умение:

  • применять теоретические знания для решения конкретных задач в области анализа современной российской политики;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу в данной области;

  • оценить перспективы общественно-политического развития в области современной российской политики;

  • теоретически обобщать эмпирические материалы;

  • Готовность к:

  • гибкому тактичному взаимодействию с другими студентами;

  • рефлексивной деятельности;

  • готовность к компромиссам для достижения результата.

  • Понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций.

  • Проявление самостоятельности в ситуации выбора и умение нести ответственность за принятое решение.


Критерии оценки эссе

  • Умение структурировать проблемное пространство, структурная упорядоченность.

  • Оригинальность работы.

  • Глубина и полнота раскрытия сущности темы.

  • Стиль и грамотность изложения.

  • Доступность, ясность излагаемого материала.

  • Логичность, связность изложения.

  • Культура речи, четкость дикции, темп изложения.

  • Логическая завершённость.


4Содержание дисциплины


Тема 1. Теоретические основания политологического анализа (2 часа).

Феномен политики. Институт правительства. Политическая власть. Государство. Концепция политической системы (структурно-функциональная парадигма). Сравнительная политология.

Тема 2. Политическое развитие в современном мире (2 часа).

Стадии исторического развития и структура модернизации. Современная демократия (концепция либеральной демократии). Альтернативы демократии: формы авторитарной политики. Демократизация в современном мире.

Тема 3. Общество и политика в Советской России (2 часа).

Концепция тоталитаризма. Ревизионистские подходы. Эволюция марксизма. Сталинская Россия: политическая система и социальная структура в СССР, 30-50 гг. Постсталинский период.

Тема 4. Посткоммунизм (2 часа).

«Гибель империи». Феномен посткоммунизма. Концепция поставторитарного перехода. Программа постсоветского (посткоммунистического) общественного и политического развития. Основные этапы общественно-политической эволюции «на переломе эпох»: середина 80-х - 1993 г.

Тема 5. Политическая культура в современной России (2 часа).

Концепция политической культуры. Вопрос о «традиционной культуре» в России. Политическая социализация в условиях Советской политической системы. Динамика российской политической культуры в постсоветский период. Культурное разнообразие в современной России.

Тема 6. Система политического участия в современной России (2 часа).

Структура современной системы политического участия. Участие и рекрутирование в советский период. Подъем участия в период перестройки и ранний постсоветский период. Структура постсоветской системы политического участия. Динамика электоральной системы. Элиты в системе политического участия. Динамика советских и постсоветских элит.

Тема 7. Группы интересов и гражданское общество в современной России (4 часа).

Группы интересов в системе современной политики. Группы интересов в СССР. Структура групп интересов в постсоветский период.

Концепция гражданского общества. Концепция социального капитала. Гражданское общество и политика. История российского гражданского общества: при «старом режиме», в условиях советской политики и в постсоветский период.

Феномен негражданственности в современном обществе. Социокультурные основания и формы негражданственности. Негражданственность и политика в современной России.

Тема 8. Российская партийная система (2 часа).

Политические партии в современной политике. Партийные системы. Однопартийная система в СССР. Становление российской многопартийности. Партийная система и выборы. Динамика партийной системы в постсоветский период.

Тема 9. Институты исполнительной власти в современной России (2 часа).

Теория разделения властей в современной политике. Президентские и парламентские системы. Конституция 1993 г. и институт президента. Институциональный дизайн в этой сфере и перспективы политического развития. Президент и правительство РФ. Динамика института президента в России: от Б.Ельцина к Д.Медведеву.


Тема 10. Публичная администрация (государственная бюрократия) (2 часа).

Государственная бюрократия в современном обществе. Публичная администрация и политическое руководство. Публичная администрация в условиях демократии. Бюрократия в СССР. Динамика системы публичной администрации в постсоветской России. Проблема коррупции.

Тема 11. Российский парламент (2 часа).

Возникновение и развитие современного парламентаризма. Конституция 1993 г. и институциональный дизайн российского парламента. Основные этапы развития российского парламентаризма в постсоветский период. Динамика отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти в современной России.

Тема 12. Экономика и политика в современной России (2 часа)

Основы экономической политики в современном обществе. Программа экономических реформ в посткоммунистическом обществе. Общественно-политический контекст и социальные последствия экономических реформ: 90-е гг. Динамика русского капитализма в постсоветский период. Теория «нефтяного проклятия».

Тема 13. Судебная власть и система верховенства права в современной России (2 часа).

Функции судебной власти в условиях современной политики. Концепция верховенства права (правового государства). Верховенство права и демократия. Российское историческое наследие в этой сфере. Конституция 1993 г. Программа реформ: судебной системы, правоохранительных органов и законодательства. Основные проблемы на пути построения системы верховенства права в современной России: организованная преступность и коррупция. Судебная система и политическое руководство: динамика отношений в современной России.

Тема 14. Центр и регионы: организация российского политического

пространства (2 часа).

Исторические формы государственной организации (империя, национальное государство, федерация). Концепция федерализма. Эволюция российской государственности в 20 в.: от империи к федерации. Динамика центр-периферийных отношений в современной России. Структура и эволюция региональных режимов в современной России.

Тема 15. Перспективы российской политики.

Модели посткоммунистической трансформации. Основные этапы и итоги постсоветского общественного и политического развития. Политическое развитие и перспективы модернизация в современной России.


ТЕМЫ СЕМИНАРОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Тематика семинарских занятий соответствует лекционным темам, предполагает плановое обсуждение соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения магистрантами вопросов/тем, рассмотренных на лекции, а также изученных в ходе самостоятельного ознакомления с предложенной литературой.


СЕМИНАР 1: Теоретические основания политологического анализа (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Феномен политики.

  2. Концепция политической системы (структурно-функциональная парадигма).

  3. Сравнительная политология.


СЕМИНАР 2. Политическое развитие в современном мире (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Концепции модернизации.

  2. Современная демократия и ее альтернативы.

  3. Демократизация в современном мире.



СЕМИНАР 3: Общество и политика в Советской России (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Модели объяснения системы коммунистической политики в России.

  2. Общественно-политическая система в сталинской России.

  3. «Неототалитарный» период.


СЕМИНАР 4: Посткоммунизм (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Как можно объяснить коллапс советской системы?

  2. Концепции поставторитарных переходов.

  3. Россия на переломе эпох (1985-1993).

  4. Феномен посткоммунизма.


СЕМИНАР 5: Политическая культура в современной России (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Вопрос о «традиционной культуре» в России.

  2. Политическая социализация в условиях Советской политической системы.

  3. Динамика российской политической культуры в постсоветский период.


СЕМИНАР 6: Система политического участия в современной России (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Участие и рекрутирование в советский период.

  2. Политическая активность на переломе веков.

  3. Динамика постсоветской электоральной системы.

  4. Динамика постсоветских элит.


СЕМИНАР 7: Группы интересов и гражданское общество в современной России (4 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Группы интересов в СССР.

  2. Гражданское общество в условиях тоталитарной политики.

  3. Структура групп интересов и гражданское общество в постсоветский период.

  4. Негражданственность и политика в современной России.


СЕМИНАР 8: Российская партийная система (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Однопартийная система в СССР.

  2. Динамика партийной системы в постсоветский период.


СЕМИНАР 9: Институты исполнительной власти в современной России (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Конституция 1993 г. и институт президента (проблемы президентских систем).

  2. Динамика института президента в России: от Б.Ельцина к Д.Медведеву.


СЕМИНАР 10: Публичная администрация (государственная бюрократия) (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Бюрократия в СССР.

  2. Динамика системы публичной администрации в постсоветской России.

  3. Структура постсоветской коррупции.


СЕМИНАР 11: Российский парламент (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Конституция 1993 г. и институциональный дизайн российского парламента.

  2. Устройство законодательного процесса.

  3. Динамика отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти в современной России.


СЕМИНАР 12: Экономика и политика в современной России (2 часа)

Вопросы к семинару:

  1. Программа экономических реформ в посткоммунистическом обществе.

  2. Динамика русского капитализма в постсоветский период.

  3. Теория «сырьевого проклятия».


СЕМИНАР 13: Судебная власть и система верховенства права в современной России (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Институт верховенства права в контексте постсоветской политической эволюции.

  2. Основные проблемы на пути построения системы верховенства права в современной России: организованная преступность и коррупция.

  3. Судебная система и политическое руководство: динамика отношений в современной России.


СЕМИНАР 14. Центр и регионы: организация российского политического пространства (2 часа).

Вопросы к семинару:

  1. Эволюция российской государственности в 20 в.: от империи к федерации.

  2. Динамика центр-периферийных отношений в современной России.

  3. Структура и эволюция региональных режимов в современной России.



СЕМИНАР 15: Перспективы российской политики.

Вопросы к семинару:

  1. Модели посткоммунистической трансформации.

  2. Политическое развитие и перспективы модернизация в современной России.


Программа дисциплины «Политические отношения и политический процесс в современной России» предусматривает самостоятельную работу студентов в объеме 98 часов. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по политическому управлению, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, выполнение домашнего задания, написание эссе и подготовка к экзамену.

1.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (вопросы к экзамену).


  1. Понятие политики и политического.

  2. Концепция сравнительной политологии.

  3. Понятие политической системы.

  4. Современная демократия.

  5. Современные альтернативы демократии.

  6. Основные этапы эволюции марксизма.

  7. Подходы в исследовании политического процесса в Советской России.

  8. Концепция тоталитаризма.

  9. Структура политики в СССР.

  10. Общественно-политическая эволюция в постсталинский период («постоталитаризм»).

  11. Теории о коллапсе советской системы.

  12. Феномен посткоммунизма.

  13. Политическая культура и социализация в советский период.

  14. Динамика постсоветской политической культуры.

  15. Участие и рекрутирование в советский период.

  16. Динамика постсоветской электоральной системы.

  17. Динамика постсоветских элит.

  18. Динамика постсоветской партийной системы.

  19. Институт Президента РФ и его положение в системе постсоветской политики.

  20. Советская бюрократия.

  21. Постсоветская система публичной администрации.

  22. Законодательный процесс в Федеральном собрании РФ.

  23. Парламент и президент в структуре российской политики.

  24. Институт верховенства закона в условиях постсоветской политической эволюции.

  25. Динамика российского капитализма.

  26. Теория «сырьевого проклятия» и постсоветская политика в России.

  27. Российский федерализм.

  28. Структура российских региональных политических режимов.

  29. Модели посткоммунистической трансформации.

  30. Российская политика и перспективы модернизации.


6. 2. Тематика коллоквиума.

  1. Традиции в советологии.

  2. Концепция тоталитаризма.

  3. Феномен тоталитарной модернизации.

  4. Дискуссия о «неототалитаризме».

  5. Основные этапы в эволюции марксизма.

  6. Исследование российской политики как область сравнительно-политологических исследований.

  7. Диссидентское движение в СССР.

  8. Коррупция и патронаж в СССР.

  9. Дискуссия о причинах гибели «советской империи».

  10. Феномен Горбачева.

  11. События осени 1993 года.

  12. Становление многопартийности в России.

  13. Динамика советской элиты.

  14. «Электоральный авторитаризм» в России.

  15. Российский олигархи: капиталисты и политики.

  16. Коррупция в постсоветской России.

  17. 90-е vs. 2000-е: циклы постсоветского развития.

  18. Теория сырьевого проклятия: случай России.

  19. Субнациональный авторитаризм в постсоветской России.

  20. Возможна ли авторитарная модернизация в России?



5Порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка выставляется по 10-бальной системе и формируется путем суммирования накопленной оценки и оценки, полученной на экзамене. При этом вес накопленной оценки – 0,6 балла, полученной на экзамене – 0,4 балла.

Орезульт = 0,6·Онакопл + 0,4·Оэкз ,


где Орезульт - результирующая оценка;

Онакопленная - накопленная оценка;

Оэкз - оценка, полученная за экзамен.


Накопленная оценка получается путем сложения произведений баллов, полученных по всем текущим формам контроля, на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля: работа на семинаре/лекции – 0,4; написание эссе– 0,3; коллоквиум – 0,3.

Онакопл = 0,4·Осемин. + 0,3·Окол. + 0,3· Оэссе.

где Онакопл - накопленная оценка;

Осем. - оценка за работу на семинарах (лекциях);

Оэссе - оценка за эссе;

Окол. - оценка за коллоквиум

На экзамене пользоваться какими-либо источниками при подготовке к ответу запрещено.

6Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


8.1. Базовый учебник

Remington Th. Politics in Russia. 4th edition. New York: Pearson-Longman, 2006.


8.2. Основная литература:

Гайдар Е. Гибель империи. М.: РОССПЭН, 2006.

Пайпс Р. Русская революция. В 3 кн. М.: Захаров, 2005.

Brown A., ed. Contemporary Russian Politics. A Reader. Oxford; New York: Oxford University Press, 2001.

Fish S. Democracy from Scratch. Princeton: Princeton University Press, 1997.

Fish S. Democracy Derailed in Russia: the Failure of Open Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

Sakwa R. Postcommunism. Buckingham [England]; Philadelphia: Open University Press, 1999.


8.3. Дополнительная литература:

Тема 1.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М.: Аспект Пресс, 2002.

Голосов Г. Сравнительная политология. 3-е изд., перераб. и доп. СПб: Изд-во ЕУСПб, 2001.


Тема 2.

Вельцель К., Ингелхарт Р. Как развитие ведет к демократии. Россия в глобальной политике. 2009, 3.

Huntington S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. Norman: University of Oklahoma Press, 1991.


Тема 3.

McAuly M. Soviet Politics (1917-1991). New York: Oxford University Press, 1992.


Тема 4.

Растоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели. Полис, 1996, 5.

Carothers Th. The End of Transition Paradigm. Journal of Democracy. V.13, #1, 2002.

Dallin A. Causes of the Collapse of the USSR. Post-Soviet Affairs, 1992, vol.8, N4.

Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996 (ch. 19).


Тема 5.

Гельман В. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение, в: Г.Голосов, Е.Мелешкина (ред.). Политическая социология и современная российская политика. СПб: Борей-принт, 2000.

Colton T., McFaul M. Are Russians Undemocratic? Carnegie Endowment for International Peace. 2001.


Тема 6.

Голосов Г. Электоральный авторитаризм в России. Pro et Contra. Т.12, №1. 2008.

Крыштановская О. Режим Путина: либеральная милитократия. Pro et Contra, 2002, т.7, N4.


Тема 7.

Зудин А. Неокорпоративизм в России: государство и бизнес при Владимире Путине. Pro et Contra, 2001, т.6, N4.

Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Howard M. The Weakness of Civil Society in Post-Communist Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.


Тема 8.

Гельман В. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид? Полис, 2004, N4.

Голосов Г., Лихтенштейн А. «Партии власти» и российский институциональный дизайн. Полис, 2001, N1.

Golosov G. Political Parties in Regions of Russia: Democracy Unclaimed. Boulder, CO: Lynne Rienner, 2004.


Тема 9.

Гельман В. «Сильная исполнительная власть»: президент и его правительство, в: Голосов Г., Мелешкина Е. (ред.) Политическая социология и современная российская политика. СПб: Борей-принт, 2000.

Хейл Г. Президентский режим, революция и демократия. Pro et Contra. Т.12, №1. 2008.

Frye T. A Politics of Institutional Choice: Post-Communist Presidencies. Comparative Political Studies, 1997, vol.30, N5.

Shugart M. Executive-Legislative Relations in Post-Communist Europe. Transition, 1996, vol.2, №25.


Тема 10.

Sokolowski A. Bankrupt Government: Intra-Executive Relations and the Politics of Budgetary Irresponsibility in Putin’s Russia. Europe-Asia Studies, 2001, vol.53, N4.


Тема 11.

Remington T. The Evolution of Executive-Legislative Relations in Russia. Slavic Review, 2000, vol.59, N3.


Тема 12.

Оффе K. Дилемма одновременности: демократизация и рыночная экономика в Восточной Европе. Повороты истории: постсоциалистические трансформации глазами немецких исследователей. СПб-М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, Летний сад, 2003, т.2.

Ross M. Does Oil Hinder Democracy?, World Politics, 53 (April 2001): 325-361.

Hellman J. Winners Take All: The Politics of Partial Reform in Postcommunist Transitions. World Politics, V.50, #2, 1998.


Тема 13.

Гельман В. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике. Полис, 2003, N4.

Sharlet R. Putin and the Politics of Law in Russia. Post-Soviet Affairs, 2001, vol.17, N3.


Тема 14.

Г.Голосов. Российская партийная система и региональная политика, 1993-2003. СПб: издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006.

A.Stepan. Russian Federalism in Comparative Perspective. Post-Soviet Affairs, 2000, vol.16, N2.


Тема 15.

Гельман В. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории. Полис, 2001, № 1.

Гельман В. Россия в институциональной ловушке. Pro et Contra, том 14, №4-5, 2010

McFaul M., Stoner-Weiss K. The Myth of the Authoritarian Model. Foreign Affairs, 2008, vol.87, N1.

A.Shleifer, D.Treisman. A Normal Country. Foreign Affairs, 2004, vol.83, N2.

7Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации студентами результатов работы используется ноутбук и мультимедийный проектор.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей и студентов для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов первого курса бакалавриата...
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание...
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62: «Экономика»...
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040100. 62...
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для студентов 1 курса магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению...
1Область применения и нормативные ссылки icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы