«Вечера на хуторе близ Диканьки» icon

«Вечера на хуторе близ Диканьки»



Название«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Дата конвертации01.08.2012
Размер289.02 Kb.
ТипРеферат
Художественный мир Н. В. Гоголя


Место творчества Н. В. Гоголя в русской литературе 19 в. Гоголь и Пушкин.Раннее романтическое творчество писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,«Миргород». Связь этих произведений с фольклором и опора на традициирусской литературы. Фантастика и реальность в его произведениях. В первой половине 19ого века в России жили и творили многие великиепоэты и писатели. Однако в русской литературе принято считать, что с 40хгодов 19ого века начинается "гоголевский" период русской литературы. Этуформулировку предложил Чернышевский. Он приписывает Гоголю заслугу прочноговведения в русскую изящную литературу сатирического - или, как справедливеебудет назвать его, критического направления. Ещё одна заслуга - основаниеновой школы писателей. Творения Гоголя, обнажавшие социальные пороки царской России, составилиодно из важнейших звеньев становления русского критического реализма.Никогда прежде в России взор сатирика не проникал так глубоко вповседневное, в будничную сторону социальной жизни общества. Гоголевскийкомизм - это комизм устоявшегося, ежедневного, обретшего силу привычки,комизм мелочной жизни, которому сатирик придал огромный обобщающий смысл.После сатиры классицизма творчество Гоголя явилось одной из вех новойреалистической литературы. Значение Гоголя для русской литературы былоогромно. С появлением Гоголя литература обратилась к русской жизни, крусскому народу; стала стремиться к самобытности, народности, изриторической стремилась сделаться естественною, натуральною. Ни в одномрусском писателе это стремление не достигло такого успеха, как в Гоголе.Для этого нужно было обратить внимание на толпу, на массу, изображать людейобыкновенных, а неприятные только исключение из общего правила. Это великаязаслуга со стороны Гоголя. Этим он совершенно изменил взгляд на самоискусство. Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только всемолодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели,уже приобретшие известность, пошли по этому пути, оставив свой прежний. О своём восхищении Гоголем и о связях с его творчеством говорилиНекрасов, Тургенев, Гончаров, Герцен, а в 20ом веке мы наблюдаем влияниеГоголя на Маяковского. Ахматову, Зощенко, Булгакова и др. Чернышевский утверждал, что Пушкин является отцом русской поэзии, аГоголь - отцом русской прозаической литературы. Конечно, и в прозаических произведениях Пушкина, которые представляютчуждые русскому миру картины, без всякого сомнения, есть элементы русские.Но как доказать, что, например, поэмы "Моцарт и Сальери", "Каменный гость","Скупой рыцарь" могли быть написаны только русским поэтом? Но разве можнотакой вопрос задать по отношению к Гоголю? Конечно, нет. Изображать русскуюдействительность, с такой поразительной верностью может только русскийписатель. Гоголь ничего не украшает, не смягчает вследствие любви к идеалам иликаких-нибудь заранее принятых идей, или привычных пристрастий, как,например, Пушкин в "Онегине" идеализировал помещицкий быт. Однако у нихесть много общих моментов в их произведениях, сказывается влияние Пушкинана Гоголя. Например, письмо незнакомки к Чичикову - пародийная копия письмаТатьяны к Онегину, а сцена Чичикова и Коробочки - такая же копия сценывстречи Германа и графини. Пушкин и Гоголь были друзьями. Пушкин высокооценил творчество Гоголя. Он рекомендует публике книги Гоголя, который современи "Вечеров..." непрестанно развивался и совершенствовался. Сблагородством и щедростью, с истинным великодушием, которым отмечен гений,Пушкин подарил Гоголю сюжеты двух крупнейших его произведений: "Ревизора" и"Мёртвых душ", и Гоголь всегда был благодарен Пушкину, считал его своимлучшим учителем, благоговейно склонялся перед его памятью. Однако это были уже его зрелые произведения. А если говорить о раннемего творчестве, то можно упомянуть первое сохранившееся сочинениегимназиста Гоголя - поэма "Ганц Кюхельгартен"(1827 г.), которое характернопрежде всего романтичной патетикой, выражающей иллюзию относительнопереустройства внутреннего мира человека. Но ироническое отношение автора кглавному персонажу, неспособному своими поступками реализовать своиромантические мечты, не отрывает поэму от комично-стилевой стихии, которая,вскоре, благодаря блестящему воплощению в "Вечерах...", ввела Гоголя вбольшую литературу. Поэма "Ганц...", как и некоторые повести, выходившиепосле неё, также как "Шинель" и др. не имели успеха. Выход в 1831 - 1832 гг. в свет обеих частей "Вечеров...", вызвавшихоткрытый, восторженный отзыв поэта, также не были приняты консервативнойкритикой, которая отказалась признать творческую удачу молодого писателя.Как и Пушкин Белинский поддержал Гоголя. Он не только приветствовалпоявление нового таланта, но и определил его своеобразные черты: 1) художественный синтез возвышенного и комичного 2) оптимистический пафос 3) всеохватывающее воспроизведение "смешного" врусской жизни. В "Вечерах..." открытие Гоголя состояло в том, что естественность жизнион обнаружил в жизни людей, стоявших наиболее близко у истоков народногобытия. Именно здесь Гоголь искал доказательства (критерии) истинного иценного, и потому впоследствии бесконечные варианты человеческой "игры" -от хлестаковщины до фантастического культа чина - стали главными объектамигоголевской сатиры. В "Вечерах..." - праздник народного духа. Доказательством тому служитобраз "издателя" пасечника Рудого Панька, в интонации которого постояннозвучит ирония. Это тот смех, где столько же простодушия, сколько иприродной мудрости. В произведении патетика народного и национального чувства, выраженная сисключительной проникновенностью, становится близкой, общедоступной любомучитателю в любое историческое время. Вспомним знаменитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли выукраинскую ночь?.. Всмотритесь в неё...» Вот уже полтора столетия русский и европейский читатель вглядывается вюных героев "Сорочинской ярмарки", Параську и Гринько, напевающих другдругу на виду у всей толпы нежные и наивные песни. Невозможно оторваться отфольклорного сказа Фомы Григорьевича в "Вечере на кануне Ивана Купала". Во второй части "Вечеров..." звучит тема освободительной борьбы,которая более ярко выражена в "Страшной мести". Вторая часть навеянаромантикой особенно в описаниях пейзажа. Для полноты картины украинскойжизни Гоголю нужна была в "Вечерах..." и такая повесть, как "Иван ФёдоровичШпонька и его тётушка", пафос которой, в сущности, рождён также народныммышлением. После "Вечеров..." выходит следующий шедевр его творений, книга"Миргород"(1835г.). Повести здесь тематически очень самостоятельны, чтосказалось и в их жанрах: героическая эпопея "Тарас Бульба" инравоописательная повесть об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче. Но мысльавтора одна: мысль о возможностях человеческого духа, о счастье жить позаконам высокого дома, объединяющем людей и о несчастье, нелепости,бессмысленности существования. Повести отразили совершенно противоположныерезультаты развития человека. Вопрос был поставлен остро, что говорило острастном желании Гоголя видеть общество свободным от подобныхнесоответствий Создавая "Вечера..." и "Миргород" Гоголь не мог обойтись без народногофольклора, благодаря которому мы, читая повести Гоголя, глубже проникаем ипонимаем жизнь тех или иных людей, описываемых в них. Постоянно, живя в Петербурге, в письмах к матери он обращается спросьбой написать побольше народных песен, любопытных фамилий, прозвищ,преданий и сведений о том, как проводятся свадьбы, калядки, как одеваютсяпарубки и девушки на гулянья, гадания. Если говорить о фантастике и реальности в произведениях Гоголя, товпервые мы встречаемся с этими элементами в "Вечерах...". "Вечера..." были написаны в связи с тем, что русская общественностьпроявила интерес к Украине в этот период: её нравам, быту, литературе,фольклору. И вот, Гоголь решает ответить на потребность в украинскойтематике своими художественными произведениями. "В "Вечерах..." герои во власти религиозно-фантастическихпредставлений, языческих и христианских верований... В рассказах о недавнихсобытиях, о современности демонические силы воспринимаются как суеверие.Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям ироническое...Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а болееили менее очеловеченно..." Чертям, русалкам, ведьмам придаются вполне реальные, определённыечеловеческие свойства. Так, чёрт из повести "Ночь перед Рождеством""спереди - совершенный немец", а "сзади - губернский стряпчий в мундире".И, ухаживая за Солохой, он нашёптывал ей на ухо "то самое, что обыкновеннонашёптывают всему женскому роду". Фантастика, вплетённая писателем в реальную жизнь, приобретает в"Вечерах..." "прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служитпоэтизации народного быта". Но при этом христианское воззрение Гоголяпостепенно меняется (растёт). Более полно, нежели в других произведениях,оно выражается в повести "Страшная месть". Здесь в образе колдунаолицетворяется дьявольская сила. Но этой страшной силе противопоставляетсяправославная религия. При главенстве сатирического принципа изображения Гоголь особенно частообращается в "Петербургских повестях" к фантастике и приёму "крайнегоконтраста". Он был убеждён, что "истинный эффект заключён в резкойпротивоположности". Но фантастика в той или иной мере подчинена здесьреализму. Углубляя показ в повести "Нос" нелепости человеческих взаимоотношенийпри "деспотическо-бюрократической субординации", Гоголь искусно используетфантастику. В повести "Шинель" запуганный, забитый Башмачкин проявляет своёнедовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими,в состоянии беспамятства, в бреду. Но автор, будучи на стороне героя,защищая его, осуществляет протест в фантастическом продолжении повести. "Гоголь наметил в фантастическом завершении повести реальнуюмотивировку. Значительное лицо, смертельно напугавшее Акакия Акакиевича,ехало по неосвещённой улице после выпитого у приятеля шампанского, и ему, встрахе, вор мог показаться кем угодно, даже мертвецом". Обогащая реализм достижениями романтизма, просвещенного абсолютизма,создавая в своём творчестве сплав сатиры и лирики "анализа действительностии мечты о прекрасном человеке и будущем страны", он поднял критическийреализм на новую высшую ступень по сравнению со своими мировымипредшественниками.Гоголь и религиозные искания его времени. Христианская позиция писателя.“Размышления о божественной литургии”. Николай Васильевич Гоголь был своеобразным человеком. Его характер былпротиворечивым. Он часто бывал странен, замкнут, молчалив, нелюдим, мрачен,иногда поступал необъяснимо эксцентрично, а иногда, напротив, был прост ивесел. Одни люди изображали Гоголя беззаботным весельчаком, озорным ичудаковатым, другие же – мистиком, мучеником христианской веры. Гоголь былглубоко религиозным человеком, но эта религиозность появилась у него несразу. Гоголь мечтал быть полезным человечеству. И эта мечта появилась у негоеще в юношеские годы. Он говорил: «Я думал просто, что выслужусь и все этодоставит служба государственная. От этого страсть служить была у меня вюности очень сильна». Он также говорил: « Мысль о службе у меня никогда непропадала». Можно сказать, что вся его жизнь была службой, службой России,службой человечеству. Но чтобы служить, чтобы смочь это сделать, по его жесловам, нужно «узнать получше природу человека вообще и думу человекавообще». «С этих пор этих пор человек и душа человека сделались, большечем когда-либо, предметом наблюдений. Я остановил на время всесовременное…» Гоголя перечитал очень много книг, книг законодателей,душеведцев и наблюдателей за природой человека. Его занимало все, гдетолько выражалось познание людей и души человека, от исповеди светскогочеловека до исповеди монаха. «…и на этой дороге, нечувствительно, почти самне ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в нем ключ к душе человекаи что еще никто из душезнателей не всходил на ту высоту познания душевного,на которой стоял он». Так Гоголь пришел к Богу. В своей «Авторскойисповеди» он сказал, что он раньше верил в Бога, но «как-то темно инеясно». Свою христианскую позицию Гоголь показал в своей книге «Выбранные местаиз переписки с друзьями». Начиная работать над этой книгой в 1846 году,Гоголь был глубоко убежден, что его посетило божественное откровение.Вскоре, через год, он закончил работу над книгой. В ней он лишь отчастииспользовал свои действительные письма 1843-1846 годов, а большинствостатей написал в виде писем заново. В чем же состоит христианская позицияГоголя? В том, что каждый человек на свете должен служить, что каждыйчеловек должен стать христианином. И, самое главное, каждый человек должензаглянуть себе в душу, познать ее, проанализировать, потому как «найдя ключк своей душе, найдешь ключ и к душам других людей». Гоголь говорил, чтоверховная инстанция всего есть церковь и разрешение вопросов жизни - в ней. В главе «Несколько слов о нашей церкви и духовенстве» Гоголь говорит отом, что русским народом православная церковь незнаема. Он выражаетглубокое сожаление об этом. В главе «Христианин идет вперед» Гогольутверждает, что «для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик идо самого гроба ученик». То есть для верующих учение не заканчиваетсяникогда. Они постоянно развиваются. В «Светлом воскресении» Гогольповествует о празднике воскресения Христа, о том, что этот праздниквоспразднуется прежде всего в России, русским народом. И он объясняетпочему: «Мы еще растопленный металл, не отлившийся в национальную форму;еще нам возможно выбросить, оттолкнуть от себя нам неприличное и внести всебя все, что уже невозможно другим народам, получившим форму изакалившимся в ней». Религиозные искания гоголевского времени очень четко показал Белинскийв письме Николаю Васильевичу: «Неужели же Вы не знаете, что нашедуховенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русскогонарода? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа,попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет:«дурья порода, колуханы, жеребцы»? Попов. Не есть ли поп на Руси для всехрусских представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества,бесстыдства? И будто всего этого вы не знаете. Странно. По-вашему, русскийнарод – самый религиозный в мире? Ложь». В этом небольшом отрывке прослеживается мысль о том, что русскиехристиане были неистинными, что обряды совершались только формально. Внароде ходили слухи о воровстве в кругах духовенства, и это действительнобыло так. Трудно было добиться доверия у народа, нагло обманывая иобворовывая его. Во времена Гоголя церковь яростно преследовалась, но отвечала на этоспокойствием и равнодушием. Этот факт подчеркивает в письме к гр. А П.Т…муи сам Гоголь. Он говорит: «Зачем хотите вы, чтобы наше духовенство, доселеотличавшееся спокойствием, столь ему пристойным, стало в ряды европейскихкрикунов и начало, подобно им, печатать опрометчивые брошюры?» Сам Гогольговорил, чтобы защищать церковь в это ненастное время, необходимо былосамому прежде ее узнать. В то время церковь вообще мало кто знал. Нодуховенство не бездействовало. И Гоголь был уверен и утверждал, что где-тов глубине монастырей и в тишине келий готовятся неопровержимые сочинения взащиту церкви нашей. Церковь действовала медленно, не спеша, обдумывая всепоступки, молясь и воспитывая самих себя. Некоторые говорили, что церковьбыла безжизненна, но они говорили неправду, потому что церковь есть жизнь.Но ложь та была выведена логически и сформирована правильным выводом, ноправда скрывается в том, что мы безжизненны, а не церковь. Гоголь говорил ио том, что защищать русскую церковь в его время равносильно тому, чтоуронить ее, и что есть для всех одна пропаганда – жизнь, и только жизньюлюди должны люди защищать церковь. С философской точки зрения Гоголя мыдолжны благодеяниями и чистотой душ возвещать истину на стороне церкви.Ходили слухи во времена Гоголя, что духовенство и вовсе отстранено отприкосновения с жизнью. Но эта нелепость не имела существенной доли правды.Духовенство было ограничено в его соприкосновениях с людьми. «Попыстановились дурными, что чересчур сделались светскими». Во времена Гоголяположение церкви было сложное, но не было такого положения, из которого быхристианская церковь не нашла бы выхода. Петербургские повести и их значение. Невский проспект. Сочетание юмора и драматизма, а порой и трагизма очень характерно дляцикла повестей Гоголя, которые принято называть «петербургскими». К нимотносятся «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего» и«Шинель». Петербург в начале XIX века был одним из красивейших и богатейшихгородов Европы. Его величавую и строгую красоту воспел в «Медном всаднике»Пушкин, отразив двуликость Петербурга. Н. В. Гоголь развивает и углубляетэту тему в своих петербургских повестях. В них предстает перед нами и городвладельцев «роскошных палат», и город жалких лачуг, в которых селилисьбедные чиновники, ремесленники, нищие художники. И эти два Петербургаписатель показывает в сложных взаимосвязях, как бы сталкивая их междусобой. В духе беспощадной сатиры изображает Гоголь людей высших круговстоличного общества. И повести «Невский проспект» перед читателем предстаеттолпа чиновников с их женами, совершающая предобеденную прогулку. И мы невстретим там человеческих лиц, но зато увидим «бакенбарды… пропущенные снеобыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные,атласные, черные как соболь или уголь…», встретим усы «никаким пером,никакою кистью не изобразимые», увидим тысячи сортов шляпок, платьев. Переднами проходит парад туалетов, причесок, искусственных улыбок, чтосвидетельствует о том, как мелки и пусты эти люди, стремящиеся произвестивпечатление не своими человеческими качествами, а лишь изысканностьювнешности. За внешним изяществом и блеском жизни высших кругов чиновничьегообщества скрывается нечто низменное, бездушное, безобразное. Автор говорит:«О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепчеплащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть навстречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, что кажется!» Но вот на этом Невском проспекте, озаренном призрачным, таинственнымсветом фонарей, блеском зеркальных стекол проносящихся с шумом роскошныхкарет, среди самодовольной нарядной толпы мы видим молодого скромногочеловека. Это художник Пискарев. Он доверчив, чист, он влюблен в прекрасноеи ищет его повсюду. Гоголь изображает встречу Пискарева с юной красавицей.Она проводит его в свой дом, который оказывается грязным притоном. Здесьпьянствуют те же самые богообразные чиновники, которые с такимидобродетельными лицами гуляют по Невскому проспекту. Молодой художник обманулся в своих надеждах. Его чистые чувстваосмеяны и растоптаны. Пискарев не выдерживает столкновения с жестокой игрязной действительностью и погибает. В повести «Записки сумасшедшего» Гоголь изображает трагическую судьбучеловека, задохнувшегося в пустом мертвом мире власти чинов и золота. Кмелкому чиновнику Поприщину окружающие его люди относятся с презрением,потому что у него «нет гроша за душой», потому что он «нуль, большеничего». Поприщину поручено ходить в кабинет директора департамента чинитьперья. Мир роскоши, в котором живет семья директора, восхищает и подавляетмаленького чиновника. Но все это очарование роскошной жизнью знатипостепенно меркнет для Поприщина, ибо к нему в генеральском доме относятся,как к неодушевленному предмету. И в его сознании пробуждается протестпротив социальной несправедливости. Он мечтает сам стать генералом, нотолько для того, чтобы заставить всех этих напыщенных гордостью людейсклонить головы перед ним, «только для того, чтобы увидеть, как они будутувиваться…» Поприщин сходит с ума. Ему кажется, что он читает переписку комнатныхсобачек, которые рассказывают ему о жизни генерала, его дочери. На самом жеделе это все мысли самого Поприщина, который начал понимать, как пуста ибессмысленна жизнь, как ничтожны идеалы этого высшего чиновничьего мира.Главная забота генерала - дадут или не дадут ему орден, за кого выдаст онзамуж дочь, за камер-юнкера или генерала. Поприщин воображает себя королем Испании. Эта болезненная идеявозникает у героя повести как результат постоянного унижения егочеловеческого достоинства. Поприщина увозят в дом умалишенных. С ним тамобращаются жестоко, бесчеловечно, сторожа избивают его палками. Повестькончается монологом Поприщина, полным отчаяния и сознания своейбеззащитности: «Спасите меня! возьмите меня!.. Матушка, спаси твоегобедного сына! посмотри, как мучат они его!» И в этих словах звучит нетолько голос одинокого больного Поприщина. Это и крик души простогочеловека-труженника, угнетенного, бесправного в Российском самодержавно-крепостническом государстве. С повестью «Записки сумасшедшего» тесно связана повесть «Нос». Внешнеона может произвести впечатление какой-то веселой сказки. Но, как частобывает у Гоголя, сказка при внимательном чтении оборачивается былью, а смех– горечью и грустью. В повести «Нос» углубляется сатирическое изображениепредставителей высшей бюрократической среды. Коллежский асессор Ковалев, приехавший в Петербург с намерениемсделать карьеру и жениться на богатой невесте, однажды утром, взглянув насебя в зеркало, обнаружил на лице «вместо носа гладкое место». Ковалев вотчаянии бросается на розыски своего пропавшего носа. Ведь без носа непоявишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься поНевскому проспекту. Рушатся все надежды на успех. А между тем становитсяизвестным, что нос Ковалева всюду появляется в городе, ездит в карете,носит расшитый золотом мундир, шляпу с плюмажем, уже перегнал в чинахсвоего хозяина. Он статский советник. Замысел фантастической истории становится особенно ощутим и ясен.Гоголь зло смеется над дикими нравами чиновничьего мира, где ценится нечеловек, а чин. В повести «Портрет» изображена драматическая история талантливогохудожника Чарткова, который не устоял перед соблазнами мнимого счастья.Таинственный, загадочный случай делает его владельцем целой груды золотыхмонет. Почти обезумев, сидел Чертков перед золотом и мысленно рисовал двапути, которые открывала перед ним эта тысяча золотых. Один – жить скромно,уехать в Италию, посвятить себя изучению произведений великих мастеров,провести молодость в упорном труде, совершенствовать свое мастерствоживописца. Другой путь – приобрести богатую квартиру, роскошную обстановку,рекламировать себя как художника-портретиста в газетах и этим привлечьзаказчиков. Этот последний путь обещал ему богатство и известность. Чартковдумал, что это будет не только легкий путь в жизни, не и прямой и легкийпуть в искусстве. Однако золото сыграло пагубную роль в его жизни. Оно открыло емудорогу в мир лжи и лицемерия, бездумного и пустого существования. И вискусстве Чартков также начинает лгать: «Он с большой охотой соглашался навсе». В своих портретах он отступал от правды жизни, льстил каждому. К Чарткову пришли и богатство и известность. Он поверил, что славаэта настоящая, а не купленная за деньги, что его поверхностные суждения обискусстве и есть сама абсолютная истина. Но вот однажды Чарткова какпочетного члена Академии художеств пригласили на выставку новой картины. Ееавтором был в прошлом товарищ Чарткова, всю свою жизнь бескорыстнопосвятивший искусству. Он трудился, не думая ни об успехах в обществе, ни ославе. У Чарткова уже были заранее заготовлены фразы, в которых онсобирался что-то покритиковать в картине, что-то похвалить. Однако когда Чартков увидел картину, он был потрясен. Он должен былсознаться, что это настоящее произведение искусства. Чартков не мог лгать илицемерить, «…речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвалисьв ответ, и он как безумный выбежал из залы». Чартков окончательно понял,что давно уже погиб и как человек и как художник. Но это сознание вызвало внем бешеную злобу ко всему живому и прекрасному. Чартков сходит с ума и встрашных муках умирает. В своей повести великий русский писатель выразил глубокие мысли отом, что искусство сможет свободно развиваться, быть правдивым и являтьсявеличайшим благом для людей лишь в том случае, если его творцы будутсвободными от желания угождать вкусам и потребностям высших слоев общества,будут свободными от растлевающей власти денег. «Шинель» является произведением, завершающим цикл петербургскихповестей. Н. В. Гоголь окончил работу над ней в 1841 году после путешествияпо Европе и длительного пребывания в Италии. В этом произведении писательразвивает тему затравленности, униженности человека-труженника вчиновничьем мире. Центральным персонажем «Шинели» является самый мелкий по чинуслужащий канцелярии, переписчик бумаг Акакий Акакиевич Башмачкин. Гогольпоказывает, до какой степени калечит, духовно опустошает человека мирдепартаментов, ведомств, где господствуют мертвая форма циркуляров иотношений, где сущность дела никого не интересует. Башмачкину уже более 50лет. Почти всю свою жизнь он провел в мире казенных бумаг и не толькопривык к этой бессмысленной работе переписки, но и полюбил ее. У Башмачкинабыли даже особенно любимые буквы. Когда он доходил до них, «то был сам несвой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами…» Так, получая нищенское жалование, без семьи, без друзей, без каких-либо желаний и стремлений жил Башмачкин десятки лет. Его убогая бедность,забитость, безответная покорность вызывали презрение у сослуживцев, которыепозволяли себе издевательские шутки, унижающие его человеческоедостоинство. Так уже в экспозиции повести начинает звучать тема защиты простогочеловека, униженного и затравленного в мире социального неравенства,социальной несправедливости. Акакий Акакиевич вынужден заказать себе новуюшинель. И чтобы собрать деньги на новую шинель, Башмачкину приходитсяголодать по вечерам, отказываться от чая, не жечь свечей, а сидеть втемноте или просить хозяйку пустить его к свету в ее комнате. Но сампроцесс обдумывания, как и какую сшить шинель, хлопоты, связанные спокупкой материалов, примерки и т. п., доставляют Акакию Акакиевичурадость, которую он никогда не испытывал. Впервые в жизни Башмачкинаоказалось что-то свое, возникло какое-то человеческое желание. Наконец шинель сшита. И здесь снова проявляются низменные нравысослуживцев Башмачкина. Те, кто раньше не считал его за человека, теперь,увидев в новой шинели, резко изменили к нему отношение. Так Гогольиронизирует над людьми, которые способны проникнуться уважением к шинели,но не способны уважать человека. Однако первый радостный вечер в жизни Башмачкина оборачивается длянего несчастьем. Он был ограблен, воры похитили новую шинель. Все попыткиАкакия Акакиевича найти у людей помощь не дают результата. В чиновничьеммире люди глухи к страданию простого человека. Даже генерал, который вповести назван «значительным лицом», не только не вслушался в просьбуБашмачкина, но даже накричал на него. Башмачкин умер: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное,никому не дорогое, ни для кого не интересное…» Но история о бедном чиновнике на этом не кончается. Мы узнаем, чтоумирающий в горячке Акакий Акакиевич в бреду так бранил «егопревосходительство», что старушке хозяйке, которая сидела у постелибольного, становилось страшно. Таким образом, перед самой смертью проснулсяв душе забитого Башмачкина гнев против людей, погубивших его. Петербургские повести очень схожи по своей фантастичности с«Миргородом». Тут и там фантасмагория играет значительную роль. Но в циклеповестей «Миргород» народного больше чем в петербургских повестях.Обобщающее значение образа Чичикова. «Гоголевский… видимый миру смех сквозьнезримые миру слезы». Образ повествователя. Литературная полемика вокругпоэмы. «...не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, нислишком тонок; нельзя сказатьчтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишкоммолод « - так автор впервые представляет читателю центрального героя поэмыЧичикова. Еще в детстве Чичиков получил от отца наставление, как выбиться влюди: «больше всего угождай учителям и начальникам ... водись с теми,которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными ... а большевсего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете ... Всесделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Этот завет отца и положилЧичиков в основу своих отношений с людьми еще со школьной скамьи. Копитькопейку как средство достигнуть материального благополучия и заметногоположения в обществе стало основной целью всей его жизни.«Неодолимую силухарактера », « расторопность, проницательность и прозорливость », всесвоеумение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичьжелаемого. Быстро разгадав человека он умеет по-особому к каждому подойти,тонко рассчитав свои ходы и приспособив к характеру помещика манеруобращения и самый тон речи. Писатель раскрывает образ Чичикова постепенно, по мере рассказов о егопохождениях. В каждойглаве мы узнаем о нем что-то новое, и, наконец, мывидим и внешность, и внутренний его мир. Гоголь мастерски, одной фразой дает ему полную характеристику: «Справедливее всего назвать его хозяин-приобретатель », а далее авторговорит о нем просто и резко: « Подлец ». Гоголь не случайно выделяет его из ряда прочих персонажей поэмы,рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии произведения.Согласно замыслу , автор собирался « провести Чичикова через искушениесобственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственномувозрождению ». Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хотькакую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. НоГоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла; быть может,потому история второго и третьего томов поэмы нам известна. По количеству сарказма и критики, вылитой на головы казнокрадов,подхалимов, взяточников, Гоголь не превзойден. Всем его читателям известно, что ему свойственно , как никому другому , и усиление остротыкритического изображения действительности, и резко сатирическаянаправленность творчества. Произведения Гоголя , глубоко вскрываяобщественные противоречия, дышат непримиримой ненавистью к миру пошлости,своекорыстия и погони за наживой, к тому феодально-крепостническому строю,который угнетал народ, искажал характер человека, его натуру. Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, котораяпобедит, как только люди осознают гибельность «дурного», а чтобы осознали,Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу емупомогает смех. Не тот смех , который порождается временнойраздражительностью или плохим характером, не тот легкий смех, служащий дляпраздного развлечения, но тот, который « весь излетает из светлой природычеловека », на дне которой заключен « вечно бьющий родник его ». Суд истории, презрительный смех потомков - вот что, по мысли Гоголя,послужит возмездием этому пошлому, равнодушному миру, который ничего неможет изменить в себе даже перед лицом очевидной угрозы бессмысленной своейгибели. Художественное творчество Гоголя, воплощавшее в ярких, законченныхтипах все отрицательное, все темное, пошлое и нравственно-убогое, чем такбогата была Россия, было для людей 40-х годов неоскудевающим источникомумственных и нравственных возбуждений. Темные гоголевскиетипы ( Собакевичи,Маниловы, Ноздревы, Чичиковы ) явились для них источником света, ибо ониумели извлечь из этих образов скрытую мысль поэта, его поэтическую ичеловеческую скорбь; его « незримые, неведомые миру слезы », превращенные в« видимый смех », были им и видны и понятны. Великая скорбь художника шлаот сердца к сердцу . Это нам помогает почувствовать истинно «гоголевский»способ повествования: тон повествователя насмешлив, ироничен; онбеспощадно бичует изображенные в «Мёртвых душах» пороки. Но вместе с тем впроизведении встречаются и лирические отступления, в которых изображаютсясилуэты русских крестьян, русской природы, русского языка, дороги, тройки,далей... В этих многочисленных лирических отступлениях нам ясно виднапозиция автора, его отношение к изображаемому, всепроникающий лиризм еголюбви к отчизне. «Русь, Русь! Вижу тебя, из моего чудного далёка тебя вижу... Чтоглядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полныеожидания очи?..» «... и в двадцать раз грознее является через то ночное небо, и,далеко трепеща листьями в вышине, уходя глубже в непробудный мрак, негодуютсуровые вершины дерев на сей мишурный блеск, осветивший снизу их корни.«Широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами,позволяющими писателю многообразно выявить своё отношение к изображаемому,внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой. Вокруг поэмы была развёрнута бурная дискуссия, в ходе которой особенноярко и горячо выступали два писателя-критика: Белинский и Аксаков В «Мёртвых душах» Аксаков усмотрел элементы эпоса, свойственныегомеровской эпохе созерцания мира - мудрое, спокойное, примирённое. Оба критика резко осуждали произведение за атеизм. Из письма БелинскогоГоголю: «...И в это-то время великий писатель ... является с книгою, вкоторой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьянбольше денег, ругая их «немытыми рылами»! ...Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма имракобесия - что Вы делаете?.. Христа-то зачем Вы примешали тут?.. Онпервый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичествомзапечатлел, утвердил истину своего учения...Если Вы любите Россию,порадуйтесь со мной падению Вашей книги». По словам Белинского, Гоголь своей книгой не содействовал развитиюсамосознания русского народа: «Ей (России) нужны не проповеди, не молитвы,а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько вековпотерянного в грязи и навозе, - права и законы, сообразные не с учениемцеркви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности,их выполнение...»- вот что утверждал в своём письме Гоголю Белинский. Только самые верноподданнические критики хвалили поэму. «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847г). Высокиегуманистические, общечеловеческие идеалы писателя. Оценка Белинского. В начале 19 века письмо было для писателя не только средством общения сродственниками или друзьями, но и своеобразным литературным жанром. Широкоеразвитие такой жанр получил в России. На первый взгляд, небрежные - с темчтобы производить на читателя впечатление непринужденной болтовни, - они вдействительности пишутся по тщательно обдуманному плану, насыщаютсястихотворными цитатами, афоризмами, иногда переписываются по нескольку раз. Письма Гоголя (которых дошло до нас ( 1350) - обширная и важная частьего литературного наследия. Отражая все этапы духовной эволюции Гоголя,письма составляют незаменимый источник для биографии писателя, они наиболееполно знакомят нас с движением его замыслов, с его суждениями по самымразным вопросам жизни и литературы, рисуют картину его взаимоотношений списателями-современниками, историю его идейного и эстетического развития. Вписьмах перед нами выступает не только Гоголь-человек и мыслитель, но иГоголь-художник со всей пестротой свойственных ему настроений, со всеммножеством творческих исканий.Различные по душевной тональности, письмаГоголя не менее разнообразны по своим жанрам. Есть среди них и лирическиеписьма-излияния, и короткие веселые дружеские записки, и шутливые письма-описания, в которых сверкает и переливается всеми присущими ему краскамиискусство Гоголя-сатирика и юмориста, и приподнятые, торжественные письма-проповеди, подготавливающие "Выбранные места из переписки с друзьями". Гоголевские письма имеют двоякое значение: литературно-художественное ибиографическое. В "Выбранные места из переписки с друзьями" вошла наиболееинтересная часть гоголевского эпистолярного наследия, представленного всемисвоими стилями и жанрами. В письмах Гоголя - при всем внешнем разнообразии их содержания - вцентре внимания писателя всегда находится его личная и авторская судьба.Книга отразила мучительные душевные процессы, изнурявшие и обессилевшиеписателя, и прежде всего его сомнение в действительности, учительнойфункции художественной литературы. Вместе с тем, книга объективно отражалаи общий кризис в стране, где царят не согласие сословий и классов, а браньи ссора: "Дворяне у нас между собой как кошки с собаками". Замысел книги относится к весне 1845 года, к периоду затяжного приступаболезни и душевной депрессии писателя. Из предисловия мы узнаем, что,будучи при смерти, он написал завещание, которое является I частью книги.Завещание не заключает в себе никаких личных, семейных подробностей, оносостоит из интимной беседы автора с Россиею, т.е. автор говорит инаказывает, а Россия его слушает и обещает выполнить. Завещание было пронизано религиозно-мистическими настроениями, апретензионный проповеднический тон обращения к соотечественникам,соответствовал общему пафосу и идейному замыслу "Выбранных мест". За предисловием и завещанием следуют письма. В этих письмах авторизображает себя как бы прозревшим вследствие своей болезни, исполнившимсядуха любви, кротости и в особенности смирения... Содержание ихсоответствует такому духу: это не письма, а скорее строгие и иногда грозныеувещания учителя ученикам... Он поучает, наставляет, советует, упрекает,прощает и т.д. К нему все обращаются с вопросами, и он никого не оставляетбез ответа. Он сам говорит: "Все каким-то инстинктом обращалось ко мне,требуя помощи и совета: "В последнее время мне случалось даже получатьписьма от людей, мне почти вовсе незнакомых, и давать на них ответы такие,каких бы я не сумел дать прежде. А между прочим я ничуть не умнее никого".Он сам сознает себя чем-то вроде сельского священника или даже папы своегокатолического мира. В своей книге он доказывал, что православная церковь ирусское духовенство - это одно из спасительных начал не только для России,но и для Европы. Даже о русском самодержавии он стал говорить, что оноимеет народный характер. Он стал оправдывать закрепощение крестьян. Выход "Выбранных мест..." навлек на их автора настоящую критическуюбурю. Резкой и принципиальной критике книга была подвергнута Белинским врецензии "Современника" и особенно в письме к Гоголю от 15 июля 1847 год.из Зальцбурга. Советы и поучения "Переписки" были так далеки по своему содержанию оттого, что несли прежние создания Гоголя, и Белинский немедленно на нихоткликнулся. Статью в "Современнике" о "Выбранных местах" он публикуетсразу же после выхода книги, почти поспешно, чувствуя потребностьнемедленно ответить ее автору. Непростительным представляется Белинскомусамобичевание Гоголя, называющего все прежние свои сочинения "необдуманнымии незрелыми", смешны в устах автора "Ревизора" наивные уверения, чтовзяточничество в России уменьшилось бы, если бы жены чиновников наперебойне стремились блистать в свете. Дикими выглядят советы "касательносельского суда и расправы" и попытки научить помещика ругаться с мужиками в"воспитательных" целях". "Что это такое? где мы?” - спрашивает Белинский, икажется, что эти возгласы отчаяния заставили Гоголя возражать Белинскому вписьме, написанном ( 20 июня 1847 года и вызвавшем ответ Белинского. Письмок Гоголю занимает совершенно особое место в наследии Белинского, да и вовсей истории русской общественной мысли. Поскольку письмо непредназначалось для печати, в нем критик мог высказаться с полнойоткровенностью. Белинский выступает в нем с проповедью необходимости дляРоссии уничтожения крепостного права и самодержавия, за просвещение народа.Он отвергает гоголевский взгляд на русский народ как народ религиозный всвоей основе и высмеивает веру в спасительную и просветительную рольдуховенства. Рискуя усилить нерасположение к нему Гоголя и не зная, какглубоки корни главных идей "Переписки", Белинский пытается вернуть Гоголяна прежний путь. "Письмо к Гоголю" явилось подлинным политическим и литературнымзавещанием Белинского. В нем с определенной ясностью и откровенностью, сиспепеляющей страстью и глубочайшим лиризмом он развивал свои взгляды наисторические судьбы русского народа и литературы, на крепостное право ирелигию. "Тут дело идет, - писал он, - не о моей или вашей личности, но опредмете, который гораздо выше не только меня, но даже и вас, тут дело идетоб истине, о русском обществе, о России". Белинский подчеркивает, чтобудущее России, судьба русского народа - в решении неотложных вопросов,связанных с борьбой против крепостного права. "Самые живые, современныенациональные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права,отменение телесного наказания и т.д." В ответном письме Белинскому, признавая частично неудачу своей книги,со своей стороны упрекал критика в односторонности и непримиримости кчужому мнению, в игнорировании религиозно-моральной проблематики. Гоголюкажется, что ошибка его не в самом направлении книги, а в том, что онпоторопился ее издать, не был готов к этой задаче и поэтому многое в нейнаписал поспешно, недостаточно глубоко и продуманно, и хочет разобраться вдопущенных им ошибках. В авторской исповеди Гоголь говорит: «И что всегозамечательней, чего не случилось, быть может, доселе еще ни в какойлитературе, предметом толков и критик стала не книга, но автор.Подозрительно и недоверчиво разобрано было всякое слово, и всяк наперерывспешил объявить источник, из которого оно произошло. Над живым телом ещеживущего человека производилась та страшная анатомия, от которой бросает вхолодный пот... Никогда и прежде я не пренебрегал советами, мнениями,сужденьями и упреками, уверяясь, чем далее, более, что если толькоистребишь в себе те щекотливые струны, которые способны раздражаться игневаться... В итоге мне послышались три разные мнения: первое, что книгаесть произведение неслыханной гордости человека, возомнившего, что он сталвыше всех своих читателей, имеет право на вниманье всей России и можетпреобразовывать целое общество; второе, что книга эта есть творениедоброго, но впавшего в прелесть и в обольщение человека, у которогозакружилась голова от похвал, от самоуслаждения своими достоинствами;третье, что книга есть произведение христианина, глядящего с верной точкина вещи и ставящего всякую вещь на ее законное место... Почти в глазаавтору стали говорить, что он сошел с ума, что в его книге ничего нетнового, что же и ново в ней, то ложь. Как бы то ни было, но в ней есть моясобственная исповедь; в ней есть излиянье и души и сердца моего. Но, несмотря на "Переписку", Гоголь остался для Белинского великимрусским реалистом, который вместе с Пушкиным и Грибоедовым положил конец"ложной манере изображать русскую действительность".Роль творчества Гоголя в литературном процессе 19-20 в. Гоголь и нашасовременность. Популярность Гоголя в Литве, переводы на литовский язык. Политика Николая 1 в период после восстания 14 декабря 1825 г. –откровенно-беззастенчивая политика палача. Характеризуя ее, Герцен писал:«Первые годы, последовавшие за 1825, были ужасны… Людьми овладевалоглубокое отчаяние и всеобщее уныние». В обстановке подозрительности шпионажстал «духом времени», а тайное наблюдение – манией. Но и в этот период,вспоминает Герцен, «внутри государства совершалась великая работа – работаглухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная; всюду рослонедовольство». Литература разделяется как бы на два направления: охранительная иоппозиционная. И период с 40-ых годов 19 века в литературе принято считать«гоголевским» периодом русской литературы. Как писал ученый, писатель икритик Чернышевский, «Гоголя должно считать отцом русской прозаическойлитературы, как Пушкина – отцом русской поэзии…» Значение Гоголя для русской литературы огромно. «С появлением Гоголялитература наша исключительно обратилась к русской жизни, к русскойдействительности». (Белинский). По определению Чернышевского, Гоголь явилсяоснователем «…сатирического – или, как справедливей будет назвать его,критического направления». Критический реализм. Наряду с реакционным и прогрессивным романтизмом,ведущая тенденция русской литературы начала склоняться к реализму.Критический реализм стремится отобразить действительность всесторонне: ввеликом и малом, необыкновенном и повседневном, прекрасном и безобразном.Представители этого направления обращают свое внимание кнепривилегированным, трудовым слоям населения. Меняется пониманиеназначения писателя. Автор выступает учителем, гражданином, исследователем,аналитиком изображаемой им жизни. Основная задача состоит в критикесущественных сторон деспотической политики государства, в разоблачении язвокружающей действительности. Реализм привлекал к себе все новых и новых писателей. Лермонтов,Кольцов, Гоголь окончательно закрепили позиции реализма. Заслуги Гоголя перед русским народом, перед русской литературойбезмерны и бессмертны. Развивая реалистические принципы Пушкина, Гогольобращается к житейской повседневности. Он обличает самодержавно-крепостнический строй в «Ревизоре» и первом томе «Мертвых душ»,сочувственно изображает «маленьких людей» в «Петербургских повестях».Большое влияние оказал Гоголь на творчество Достоевского, Некрасова,Тургенева, Гончарова, Герцена, Салтыкова-Щедрина. Гоголь поднял критический реализм на новую, высшую ступень, и сталодним из величайших представителей критического реализма. Его произведения все чаще и чаще привлекают западноевропейскихчитателей и исследователей литературы. Так, в Литве К. Яунюс, в будущемкрупный литовский языковед, писал работу, основанную на анализе комедий Н.В. Гоголя. Однако некоторые исследователи Гоголя интересуются объективнымисвойствами его оригинального творчества, тесно связанного сдействительностью; другие стремятся доказать его зависимость отзападноевропейских писателей. Еще в 30-е годы 19 в появляются переводы произведений Гоголя нанемецком, чешском и др. языках. В 1845 г в Париже вышел сборник повестейГоголя на французском языке, сыгравший важную роль в ознакомлении мировойобщественности с творчеством писателя. В конце 19 – начале 20 в.произведения Гоголя переводятся на арабский, китайский, японский и др.языки. В середине 20 в возросла мировая известность Гоголя. При этом встранах с сильными пережитками феодализма (восточных и др.) наибольшейпопулярностью пользуется «Ревизор», текст которого нередкоприспосабливается к местным условиям, насыщается новым бытовым материалом. Влияние Гоголя испытали писатели разных стран: Каравелов, Неруда,Тувим, Луи Синь. Могучее воздействие Гоголя испытал на себе не только русский театр.Так, трактовка Гоголя у литовского постановщика Некрошюса («Нос») вызываетмного острых споров. Говоря о русском театре, нельзя не вспомнить, чтопьесы Гоголя вошли в репертуар русской сцены еще в 40-е годы 19 в. Такжетворчество Гоголя послужило материалом для создания выдающихся музыкальныхпроизведений, таких как оперы Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского,Лысенко. Список используемой литературы.




Похожие:

«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconЛитературная игра «Умники и умницы» по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь или утопленница». Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки»
Литературная игра «Умники и умницы» по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь или утопленница»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconРазработка сценария тематического вечера для старших классов
Зал украшен для новогоднего вечера. Для каждого класса – отдельный стол. Звучит песня “i just Called”
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconСценарий музыкально литературного, исторического вечера, посвященного Дню защитника Отечества
Данный сценарий литературно-музыкального, исторического вечера «Отчизны верные сыны» направлен на совершенствование патриотического...
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconМетодическая разработка вечера на английском языке
По нашему мнению, данный материал может быть с успехом использован в школах традиционного и нетрадиционного типа для проведения вечера...
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconРассказ И. Бунина «На хуторе», написанный в 1892 году
Бунина интересует бытие персонажа в двух мирах ( внешнем и внутреннем ), внутренний мир
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconАбрамович михаил Яковлевич (1919-1944)
Лгу. Со второго курса перешел на экономический факультет. С началом Великой Отечественной войны был призван в действующую армию....
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconУправління культури Дніпропетровської обласної державної адміністрації
«Тараса Бульби», «Вечорів на хуторі біля Диканьки», «Ревізора». Були проведені майстер-класи із писанкарства, виготовленню керамічних...
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconКурсовой проект по дисциплине: «Инвестиционная деятельность» Выполнили: студенты группы Проверила: Михайленко Н. С
Охватывает и так называемые реальные инвестиции, близ
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconПо той і по цей бік Диканьки
Від крайсвіту Гоголевого дитинства до іншого його географічного краю трохи більше ста кілометрів. Із цього вузла шляхів, сіл, поплетеного...
«Вечера на хуторе близ Диканьки» iconВ 10-м часу вечера Вейротер с своими планами переехал на квартиру Кутузова, где и был назначен военный совет
В 10-м часу вечера Вейротер с своими планами переехал на квартиру Кутузова, где и был назначен военный совет. Все начальники колонн...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы