Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов icon

Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов



НазваниеАвторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов
Волкова С.А
Дата конвертации01.08.2012
Размер143,1 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

Рассмотрено Утверждено приказом

на заседании педсовета. директора школы

Протокол № от 2010г. № от 2010г.

Председатель Е.В. Марина


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

«Информатика и информационные технологии»

для 5-6 классов


Автор: Волкова С.А.


Пенза,2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Авторская программа факультативного курса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ, примерной программы начального образования и методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.


Структура документа

Авторская программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Авторской программой предусмотрено:

практических работ (10-15мин.) – 19;

с использованием ИТ – 30;


Цели

Основной целью факультатива является развитие интереса учащихся в области информационных компьютерных технологий, а также формирование различных видов мышления: образного, логического, алгоритмического.

При реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

  • расширение представления учащихся о назначении и возможностях компьютера и программного обеспечения; компьютерной среды ЛогоМиры;

  • формирование у учащихся знаний, умений, навыков необходимых для обработки числовой информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.



Общая характеристика учебного предмета


Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

В основу представляемого факультатива по информатики для 5-6 классов были положены такие принципы как:

  1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.

  2. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.

  3. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Поэтому уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представления о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмыслено видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Данный факультатив является пропедевтическим уровнем изучения информатики.

Целью данного факультатива является формирование базиса компьютерной грамотности учащегося и знакомство с терминологией предмета «Информатика и ИКТ».

Основными задачи факультатива (пропедевтического) являются:

■ формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

■ пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

■ развитие творческих и познавательных способностей учащихся;

■ интеллектуальное, культурное и нравственное развитие обучающихся;

■ воспитание патриота и гражданина.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов -интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Курс рассчитан на 70 часов.

При изучение курса можно использовать учебники: «Информатика и ИКТ. Начальный уровень. 5-6 класс». Под ред. Н.В. Макаровой, рабочей тетради «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» Под ред. Н.В. Макаровой, а также «Информатика. 6 класс». Л. Босова.


Программное обеспечение курса


Программное обеспечение всех тем пропедевтического курса информатики 5-6 классы — операционная система Windows ХР, графический редактор Paint, среда программирования ЛогоМиры, текстовый процессор Word 2003, программа презентаций PowerPoint 2003.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Авторская программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

определение адекватных способов решения логических задач.


Результаты обучения


Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.


Содержание обучения (70 ч.)


5 класс (35 ч.)

1. Учимся работать на компьютере - 4 ч.

Понятие об информации. Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Компьютерная помощница -мышь. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Освоение клавиатуры.

Практические работы - 4ч.

2. Простейшая технология работы с текстом - 2ч.

Назначение текстового редактора. Структура текстового редактора (на примере Блокнота). Технология ввода текста. Редактирование текста.

Практические работы - Зч.

  1. Вычисления на компьютере с помощью программы «Калькулятор» -1ч.

Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор».

4. Компьютерная графика -4 ч.

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора (на примере Paint) по созданию графических объектов. Настройка инструментов.

Практические работы -5 ч.

5. Компьютерные презентации -6 ч.

Интерфейс программы Power Point. Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций. Форматирование фона, текста. Вставка изображений и звука. Анимация. Работа над проектами. Защита проектов.

Практические работы -6 ч.


6 класс (35 ч.)


1. Представление об алгоритме -5 ч.

Понятие алгоритма. Понятие последовательного (линейного) алгоритма.

Представление об алгоритме выбора. Представление о циклическом алгоритме. Исполнитель. Система команд исполнителя. Способы описания и типы алгоритмов.

Практические работы -5 ч.

2. Компьютер как исполнитель алгоритмов -4 ч.

Система программирования LOGO. Основные структуры и средства языка. Черепашья графика. Индивидуальные и коллективные проекты по созданию графических программ.

Практические работы -10 ч.

3. Технология обработки текстовой информации. 4 ч.

Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности. Редактирование текста. Форматирование. Работа с таблицами. Графические возможности Word.

Практические работы - 6ч.

Резерв - 1ч.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:


  • назначение основных устройств компьютера;

  • назначение Рабочего стола;

  • назначение компьютерного меню и Главного меню;

  • роль окна при работе в системной среде Windows;

  • назначение служебных клавиш на клавиатуре.

  • назначение и технологию работы с программой Калькулятор;

  • назначение и возможности графического редактора;

  • понятие фрагмента рисунка;

  • понятия файла, пикселя, понятие пиктограммы, алгоритма, линейного алгоритма, алгоритма выбора, циклического алгоритма, редактирование и форматирование документа;

  • назначение среды ЛогоМиры и основные команды;

  • назначение и основные возможности программы Power Point;

  • назначение и основные возможности программы Microsoft Word;



Учащиеся должны уметь:

  • работать мышью;

  • выбирать пункты меню;

  • запускать программу и завершать работу с ней;

  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.

  • создавать составной документ.

  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • сохранять рисунок в файле и открывать файл;

  • редактировать графический объект по пикселям;

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;

  • управлять движением Черепашки;

  • разрабатывать программы;

  • использовать в программах команды организации цикла; "

  • составлять программы рисования графических объектов;

  • составлять программы для мультипликационного сюжета;

  • создавать простейшие презентации, используя анимацию и звук;

  • редактировать и форматировать текст.







Тематическое планирование 5 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Тема занятия

Учимся работать на компьютере

1

Понятие об информации.

1

Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер.

1

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

1

Компьютерная помощница - мышь.

1

Представление о графическом интерфейсе системной среды.

3

Освоение клавиатуры.

Простейшая

технология работы с

текстом

1

Назначение текстового редактора. Структура текстового редактора (на примере Блокнота).

1

Технология ввода текста.

3

Редактирование текста.

Вычисления на

компьютере с

помощью

программы

«Калькулятор»

1

Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор».

Компьютерная графика

1

Что такое компьютерная графика.

4

Основные возможности графического редактора (на примере Paint) по созданию графических объектов.

4

Настройка инструментов.

Компьютерные презентация

1

Интерфейс программы Power Point.

1

Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций.

2

Форматирование фона, текста.

2

Вставка изображений и звука.

2

Анимация.

2

Работа над проектами.

2

Защита проектов.

ИТОГО

35






Тематическое планирование 6 класс


Тема раздела

Кол-во часов

Тема занятия

Представление об алгоритме

1

Понятие алгоритма.

2

Понятие последовательного (линейного) алгоритма.

2

Представление об алгоритме выбора.

2

Представление о циклическом алгоритме.

1

Исполнитель. Система команд исполнителя.

2

Способы описания и типы алгоритмов.

Компьютер как исполнитель алгоритмов

2

Система программирования LOGO.

2

Основные структуры и средства языка.

4

Черепашья графика.

6

Индивидуальные и коллективные проекты по созданию графических программ.

Технология

обработки текстовой

информации

1

Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности.

2

Редактирование текста.

3

Форматирование.

2

Работа с таблицами.

2

Графические возможности Word.




1

Резерв

ИТОГО

35






Литература


1. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методического пособие. - М.: Лаборатория базовый знаний, 2002.

2. М.Н. Бородин Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика: 2-11 классы - изд. Бином. Лаборатория знаний, 2007 г.

3. Н.В. Макарова Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - Спб.: Питер, 2007.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconАвторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 7 класса
Икт, примерной программы начального образования и методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных...
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconТематическое планирование по информатике и икт на 1 полугодие
Планирование составлено на основе утвержденной в миоо в 2008 году авторской программы курса «Информатика и информационные технологии»...
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconТематическое планирование по информатике и икт на 1 полугодие
Планирование составлено на основе утвержденной в миоо в 2008 году авторской программы курса «Информатика и информационные технологии»...
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconТематическое планирование по информатике и икт на 1 полугодие
Планирование составлено на основе утвержденной в миоо в 2008 году авторской программы курса «Информатика и информационные технологии»...
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconРабочая программа кружка «информатика и икт» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа кружка «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 5-8 классов разработана на основе авторской...
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconПрограмма курса информатики и икт для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Государственного стандарта среднего (полного) образования по информатике и икт, примерной программы по информатике и икт для среднего...
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconОбразовательная программа по информатике для 8-9 классов Поздеевой Натальи Владимировны
В состав учебно-методического комплекса по основному курсу «Информатика и икт» входят
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconРабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 классов средней общеобразовательной школы Л. Л. Босовой
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconПринята: Утверждаю
Рабочая программа по информатике в 4 классах составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике...
Авторская программа факультатива по информатике и икт «Информатика и информационные технологии» для 5-6 классов iconРабочая программа «Информатика и икт»
«Информатика и икт» составлена па основе Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы