|
Содержание Введение.............................................................................................................................2 1. Лидер и лидерство: основные понятия...........................................................................4 2. Качества эффективного лидерства и его заменители...................................................5 3. Концепции лидерства....................................................................................................8 4. Теории руководства.....................................................................................................10 5. Стили руководства.......................................................................................................12 6. Руководство поведением организации и лидерство.....................................................14 Заключение.....................................................................................................................19 Список используемой литературы.............................................................................20 Введение Лидерство - способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей. Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Классические администраторы обычно выступают в пассивной роли, организуя работу по достижению целей, поставленных, как правило, другими, направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четких регламентов, стараются не выходить за их рамки, стремятся к определенному порядку и дисциплине В противоположность этому лидеры выполняют функции, ожидаемые коллективом. В отличие от администратора, они не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же, следует за ним, делают это не по обязанности, а из доверия и являются по отношению к лидеру не подчиненными, а последователями. Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, «это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность». Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации. В наше время руководить – это значит неустанно подтверждать свое соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством 1. Лидер и лидерство: основные понятия Лидер представляет собой лицо, наделенное властными полномочиями в структуре неформальных взаимоотношений. Неформальные группы образуются в результате нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности1:
С учетом современных представлений понятие лидерства в обобщенном виде трактуется как способность мобилизовать потенциальные психологические потребности последователей (подчиненных) и опереться на них в момент острого соперничества или конфликта. В этом смысле лидерство — это отношения, возникающие в ходе взаимного стимулирования и поддержки, благодаря чему побуждения людей превращаются в их участие, дающее конкретные результаты1. Вся групповая динамика неформальных организаций обусловлена закономерностями межличностных взаимодействий как таковых. И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. В неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию. 2. Качества эффективного лидерства и его заменители Лидерство связывается с проявлением2: 1) особых мотивационных установок:
2) навыков межличностного общения:
3)представительских навыков:
4) мотивационных навыков и умения влиять на других:
Вопрос о качествах лидера неуместен, так как ситуация может востребовать любых качеств человека и соответственно лидером может стать любой член группы. Нецелесообразно, чтобы роль лидера исполнял один человек на протяжении всего периода работы неформальной группы, команды. При реализации конкретного интереса (проекта) часто оказывается, что его лидером в разные периоды времени должны становиться разные люди, чья компетенция наиболее соответствует данной фазе проекта. Это не означает, что лидеры, выполнившие свои функции на предшествующих фазах, должны покидать команду. Они могут продолжать в ней работать, но теперь уже в роли последователей. Таким образом, одно и то же лицо должно уметь быть и лидером, и последователем, а лидерство может передаваться, как эстафетная палочка. Такой подход получил название разделенного лидерства3. В некоторых ситуациях совсем не обязательно иметь активного лидера, ориентированного на выполнение задания, чтобы работники с ним справились. Существуют заменители лидерства — характеристики индивидуума, задания или организации, позволяющие добиться высоких результатов в отсутствие лидерства (теория С. Керра и Дж. Джермиера). Эффективные заменители лидерства делятся на три категории: 1) связанные с последователями:
2) связанные с заданием:
3) связанные с организацией:
лидера;
Стили лидерства аналогичны стилям руководства. В мире бизнеса лидерство является одной из величайших сил нематериального характера. Лидерство – это важный ингредиент для обеспечения успеха в бизнесе, великие организации создаются великими лидерами. 3. Концепции лидерства Современное положение вещей породило так называемый великий парадокс управления, когда менеджерам приходится контролировать все менее управляемые ситуации. Причем с ростом общей нестабильности в мире этот парадокс усиливается. В такой ситуации требуется в первую очередь лидер, а не администратор. Систематическое изучение проблем лидерства было предпринято с начала 1930-х гг., когда выяснилось, что должность не делает людей лидерами (но эффективные лидеры умело используют ее возможности). Сначала была поставлена цель выявить необходимые для осуществления функции лидерства характеристики личности. В результате возникла теория лидерских качеств (черт), пытавшаяся определить их необходимый набор. Например, М. Строгдилл считал, что к таковым относятся: ум, или интеллектуальные способности; превосходство в чем-то над другими; уверенность в себе; активность, энергичность, знание дела. Дальнейшие исследования привели к формулировке четырех групп лидерских качеств:
Для занятия лидирующих позиций, особенно в условиях конкуренции, действительно нужны те или иные выдающиеся качества, набор которых варьируется в зависимости от исторической эпохи. Но этот набор бесконечен, а требуемую степень их проявления и эффективное соотношение определить сложно. Поэтому концепция лидерских черт не позволяет создать универсальную модель лидера. Исходящая же из нее теория великих людей не может объяснить, почему лица обладающие данными качествами, не становятся лидерами, и наоборот. Дальнейшие поиски привели к формированию поведенческой концепции лидерства, согласно которой главную роль в нем играют не личные качества того или иного человека, а манера отношений с окружающими. Конечно, личные качества и поведение лидера являются важным условием успеха, но более поздние исследования показали, что большую роль могут сыграв ситуационные факторы, объединяющие особенности личности и поведения. Человек становится лидером в условиях того или иного конкретного сочетания его личных качеств, характера работы, особенности внешней среды и т. п. Различные модели поведения лидера бывают эффективны в разных ситуациях и одна - и многих. С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны, но приобретение человеком статуса лидера в одной ситуации усиливает его позиция в других. Лидерство закрепляется, и человек начинает восприниматься как лидер вообще. Таким образом, лидерами становятся люди, стремящиеся к этому. В целом для успешного лидерства необходимы человек с определенным набором качеств (выше, чем у остальных) и соответствующая ситуация, повышенная активность. 4. Теории руководства Руководство организацией предполагает как наличие определенных личностных качеств у менеджеров компании, так и условий для обеспечения возможностей управления4. Принято рассматривать три подхода к руководству организациями и обществом. Первый подход основан на личностных качествах. Согласно теории руководства на основе личностных качеств, которую еще называют «теорией великих людей», лучшие из руководителей обладают набором общих для всех высоких личностных качеств. Однако комплексный обзор исследований в области руководства привел к выводу о том, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных качеств. Второй подход является поведенческим. Его называют еще «теорией стиля» руководства, и он создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Согласно поведенческому подходу эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а, скорее, его манерой поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток подхода заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. В этой области классическими можно признать работы Р. Блейка, который разработал специальную анкету для определения способа поведения руководителей. Ситуационный подход утверждает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях. Принято рассматривать также понятие об адаптивном руководстве, реализуя которое, руководитель должен применять гибкий подход к выбору стилей руководства. Чтобы точно оценить ситуацию, руководителю необходимо четко представлять себе способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, не может позволить себе применять какой-либо один стиль руководства на протяжении своей карьеры. Различают три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию или принципы. Предположения автократического руководителя, названные Д. МакГрегором теорией «X», не принимают во внимание способностей исполнителей. Демократичный руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Его предположения Д. МакГрегор назвал теорией «У». Либеральный руководитель предоставляет подчиненным практически полную свободу. От поведения руководителя, его умения и последовательности действий зависит и эффективность деятельности организации, а понимание подчиненными большинства аспектов лидерства и источников власти руководителя является одним из мотивирующих факторов для персонала, к тому же существенно повышающим отдачу от деятельности компании. 5. Стили руководства Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства. Существуют различные подходы к оценке этих стилей. Самой распространенной классификацией стилей руководства является использование следующих: а) авторитарный; б) демократический; в) либеральный. Характеристики известных в психологии стилей руководства рассмотрим в схематическом виде – таблица 2. Таблица 2. Стили руководства
Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей. Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться. Один из руководителей в большей степени нацелен выполнить задачи, не обращая внимания на проблемы человека и его потребности. Другой больше внимания уделяет человеческому фактору, часто в ущерб выполнению профессиональных требований. Различают типологию руководителей по 2 основным критериям:
Эта типология носит условный характер. 1. Демократ. Заботится больше всего о состоянии межличностных отношений в рабочей группе. Слабо учитывает потенциальные возможности работников. В связи с этим не всегда наилучшим образом выполняет задачу. 2. Диктатор. Основная ориентация – решение профессиональное задачи оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют. Считает, что для решения управленческой задачи основой являются профессиональная подготовка. 3. Пессимист. Мало внимания уделяет решения задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий. 4. Организатор. Сочетает в себе все качества руководителя творческой группы. Дает возможность каждому работнику, проявить инициативу и творчество. Решение управленческих задач под руководством такого лидера осуществляется самым рациональным путем. 5. Манипулятор. Основной задачей своей деятельности считает улаживание отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления. 6. Руководство поведением организации и лидерство Поведение менеджера, стиль его руководства и другие аспекты его деятельности во многом определяются внутренней средой организации5. Внутренняя среда представляет собой механизм жизнедеятельности организации, обеспечивающий ее самовыживание, и комплекс взаимодействующих элементов, увязанных в единый организм на основе взаимозависимостей и взаимозаменяемости, как показано на рисунке 1. Цель ![]() Рыночный сигнал Технология производства ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Результат Люди Задачи Структура Культура ![]() ![]() ![]() ![]() Рис. 1. Внутренняя среда организации Совокупность этих элементов внутренней среды в теории менеджмента получила название социотехнической системы, поскольку они включают как социальный элемент (людей, в том числе самого менеджера), так и технический (все другие внутренние переменные). Управление с этой тонки зрения является методом конкретного воздействия на какую-то переменную (или их группу) с целью повышения эффективности организации. Место менеджера – внутри организации, как показано на рисунке 2. Цель Рыночный сигнал Технология производства ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Менеджер ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Результат Люди Задачи Структура Культура ![]() ![]() ![]() ![]() Рис. 2. Внутренняя среда организации и место менеджера Лидерство не является синонимом слова «управление». Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали веши правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Различия между лидером и менеджером принято проводить по нескольким показателям, как показано в таблице 1. Таблица 1. Различия в функциях лидера и руководителя
Менеджер — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вызывает энтузиазм у работников, предлагая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новому, пройти этапы изменений, без которых не существует нормально действующей организации. Лидерство строится на отношениях типа «лидер — последователи», а не «начальник — подчиненный». Не всякий менеджер может быть лидером, хотя совпадение в одном лице в организации лидера и руководителя было бы идеальной ситуацией. Руководитель должен стремиться к обладанию статуса лидера своего коллектива, хотя данный статус для него столь же доступен и недоступен, как и для любого другого сотрудника. Сочетание статусов руководителя и лидера позволяет субъекту управления задействовать на благо организации неформальные ресурсы коллектива, не прибегая к дополнительным материальным затратам. Эффективность деятельности лидера определяется степенью его влияния на других членов коллектива и на процесс принятия решений, а эффективность работы руководителя — степенью достижения общих целей организации. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними использует прежде всего должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, на взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Процесс управления осуществляется в основном сверху вниз с помощью манипулирования и принуждения, а лидирование развивается снизу вверх исключительно по доброй воле людей, признающих лидера. В принципе власть и лидерство имеют одинаковые формы проявления, но диапазон власти лидера может быть более широким, чем у руководителя, и не стесненным рамками полномочий и структур. Таблица 2. Различия в функциях лидера и руководителя
В рамках стандартного менеджмента искусство управления подразумевает способность руководителя установить необходимые деловые и эмоциональные контакты с неформальными лидерами и направить их активность в необходимое русло. Проблема использования категорий «лидерство» и «руководство» состоит в том, что в английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, которые отличаются по содержанию (табл.2)6. Заключение Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошел, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурирую задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих – безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством. Особый ореол руководителей-лидеров связан с их способностями воодушевлять людей в своих организациях. Они сами работают очень упорно и имеют высокую сопротивляемость к стрессам. Кроме того, такие лидеры всегда очень хорошо понимают, в чем заключаются их просчеты. В связи с этим они хотят удостовериться, что отыскали подходящих сотрудников, которые могут заняться теми областями, в которых слабы сами. Новый лидер должен добавлять ценность как тренер, наставник и лицо, которое решает проблемы, позволяет людям самим добиваться успеха и нести ответственность за свои неудачи, а также постоянно оценивает собственную роль лидера и непрерывно расширяет ее. Лидеры не выполняют за сотрудников их работу и не позволяют создавать культы личности. Для лидера чрезвычайно важна способность создавать и поддерживать привлекательные цели. Возможно выделить три основных процесса, связанных с лидерством: задание направления; подбор и расстановка людей; мотивация и вдохновение. По своей сути это признание того, что лидер не может действовать в одиночку. Сердцевиной современного лидерства является афоризм: «Истинное лидерство — это служение, а не реализация своих эгоистических целей». Список используемой литературы
1 Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М., 2005. -С. 496-497. 2 Зуб А. Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте. — М., 2003. — С. 31—32; 3 Калигин Н. А. Принципы организационного управления. - М., 2003. - С. 203-204 4 Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. — СПб., 2002. – С.- 114. 5 Огарков А.А. Управление организацией: учебник / А.А. Огарков. – М.: Эксмо, 2006. – С. - 301. 6 Основы теории управления- Учебное пособие/Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.,2003.-С.301. |