Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение icon

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дата конвертации01.08.2012
Размер81,13 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК»


План-конспект логоритмического занятия

по теме:


«Ритм речи, музыки и движения»


Педагог дополнительного образования Алхасова Афина Уразалиевна


Ноябрьск 2012г.


Цели занятия

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух;

-развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Образовательные:

-формировать представления о понятии «ритм» в речи, музыке и движении;

-уметь различать разные ритмические структуры на слух, отмечать голосом в речи и в движениях;

-обогащать словарный запас по теме «ритм» (энергичный, чеканный или скользящий, летящий;

-развивать интонационную выразительность речи;

-совершенствовать двигательные, вокально-хоровые навыки;

координацию речи и движения;

-развивать речевое дыхание в упражнении на выработку продолжительности выдоха и связной речи .

Воспитательные:

-воспитывать чувство темпа и ритма в движении и речи;

-воспитывать ритмический и звуковысотный слух;

- слуховое, зрительное внимание и память;

-координацию речи и движения;

-положительную учебную мотивацию и коммуникативную культуру;

-творческие способности.

Оборудование: магнитная доска, дидактическое пособие «5-ступенчатая лесенка»,

портрет композитора И.С.Баха, запись музыки

«Шутка» И.С.Бах (соло-флейта, симфонический оркестр),

металлофон, наглядные пособия по слушанию музыки, теме «Ритм»,

гласные буквы 1 ряда, шумовые инструменты.

Ход занятия.

Организация, музыкальное приветствие.

1. -Как выбор правильного темпа влияет на качество нашей речи?

-Есть еще одно качество хорошей речи - это её ритмичность. Ритм – это определенное, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Ритм делает нашу речь мелодичной, музыкальной. Ритм присутствует и в основе многих произведений искусства - музыки, архитектуры, живописи.

Ритму подчиняются всё - движение планет в космосе, явления природы (смена времен года), физиологические процессы в нашем организме (биение сердца, днем мы бодрствуем, а ночью спим и т.д.). Чёткий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с безударными слогами. Ритмы бывают разные. Например: энергичный, бодрый, чеканный, отрывистый, как в марше. Или скользящий, плавный, неторопливый, как в вальсе.

Рассмотрим текст знакомой вам песни «Осень». (Проговариваю первый раз в ритме марша на счет: раз, два, во второй раз – в ритме вальса на счет: раз, два, три).

-Здесь мы слышим разное чередование ударных слогов (долго тянем) и безударных (коротко произносим).

- В первом примере соответствует ритм содержанию стихотворения?

Хлопайте каждый слог 1 куплета песни. А теперь я буду хлопать ритм песни, а вы определите, какой он – маршевый или вальсовый? Вы видите, что один и тот же текст можно произносить по-разному, от этого меняется ритм стиха или песни.

-Как вы думаете, можно ли узнать знакомую песню по ритму, без слов?

Показ примера «Лесенка».

-Узнайте стихотворение, прочитанное на слог -та (стихотворение «Федосья», ответы).

-Прочитаем стихотворение «Федосья» в ритме, тянем дольше ударные гласные (показ на доске текста).- А теперь, не соблюдая ритм.

- Как изменилось качество нашей речи? (речь стала немелодичная, невыразительная).

-Можно ритм передавать в движении под музыку?

2. - Приготовьтесь к разминке.

-Выполняйте энергичную, бодрую ходьбу в ритме считалки «Аты-баты» под музыку.

Звучит маршевая музыка, дети двигаются в колонне друг за другом, проговаривая считалку «Аты-баты, шли солдаты…», по ходу меняя направление и темп движения.

Ходьба сменяется легким бегом на носках, затем следует ритмичная ходьба с хлопками на каждую долю, легкие подскоки, ходьба на носках, на пятках.

-Боковой галоп вправо-влево выполните в ритме польки с хлопками, затем прыжки в чередовании с хлопками (оценка исполнения).

Упражнение на равновесие «Цапля важная…».(проговаривают текст, садятся).

3.-Сейчас мы с вами будем учиться развивать продолжительность выдоха для того, чтобы ваша речь была связной, мелодичной, певучей. Исполним упражнение на продолжительность выдоха с обратным счетом от 12 до 1 . («Двенадцать, одиннадцать, десять…» для развития связной речи).- Для чего мы выполнили это упражнение? Отлично справились с заданием, молодцы.

4. Вокальная попевка «Лесенка» Тиличеевой (дидактическое пособие «Лесенка»).

-Узнайте знакомую песенку по ритму.

-Определите направление мелодии.

-Как мы называем движение мелодии вверх и вниз? (восходящее и нисходящее).

-Исполним песню четко, с правильной артикуляцией

-А сейчас исполняем только 1 и 5 ступени (вниз, вверх, вниз, вверх).

Исполнение песни, сопровождая работой пальцев поочередно правой и левой рук,

1-2-3-4-5 , 5-4-3-2-1 на металлофоне (оценка исполнения).

- Узнайте знакомую песню по мелодии («Федосья»).

-Какая песня по характеру, по настроению? (шутливая, живая)

Исполнение песни в среднем темпе, с ускорением и замедлением, группой и индивидуально.

5.-Мы учимся различать на слух разные звуки, слоги.

-Слушаем и вторим мне, как эхо, четко артикулируя гласные звуки.

(Исполняю последовательность из 4 гласных звуков, упр. «Эхо», индивидуальные ответы, оценка исполнения).

- А сейчас последовательность из 4 слогов (ответы, оценка).

-Чему мы сейчас учились? (различать на слух звуки, слоги).

6.-Послушайте фрагмент знакомой вам пьесы и назовите ее («Шутка» И. Бах).

-Как вы определите характер, настроение пьесы? (наглядность с определением характера музыки, ответы - легкая, подвижная, танцевальная, скачущая).

-Исполнял эту пьесу симфонический оркестр – это большой состав музыкантов, исполняющих на разных инструментах, а солировала флейта – деревянный духовой инструмент, имеющий высокий голос (показ наглядности).

- Ритмы какого танца передает в музыке композитор? (ритмы польки).

7. -Попробуем в этом ритме сыграть на шумовых инструментах (на ложках, бубнах, коробочках).

- Получилось очень слаженно, четко, как в настоящем оркестре.

Выводы: - Дайте определение понятия «ритм» (определенное, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз).

- Как ритм влияет на нашу речь? (делает нашу речь яркой, выразительной, мелодичной).

Оценка работы учащихся на уроке. Прощание, выход.


Анализ

фронтального занятия по логоритмике с учащимися 2 класса

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


Данное занятие по теме « Ритм речи, музыки и движения» проведено с группой учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Это дети, страдающие нарушением фонетической стороной речи,

т.е. звукопроизношения и фонематических процессов, в том числе фонематического слуха.

Данное занятие является продолжением большой темы «Интонационная выразительность речи». На предыдущем занятии проводилась работа по развитию темпа речи, музыки и движения. Последующие занятия предполагают изучение тем: «Основной тон высказывания»..


Организационный момент способствовал организации внутренней мотивации деятельности учащихся на занятии, воспитанию коммуникативной культуры.

Формулирование темы занятия было построено на актуализации знаний на предыдущих занятиях.

Следующим этапом для реализации поставленных целей была проведена беседа о роли ритма в нашей жизни, - в природе, искусстве, в деятельности нашего организма, в нашей речи, музыке и движении. Отметили разнообразие ритмов, соответствие ритма содержанию произведения. Поиск решения выхода из проблемной ситуации происходил на основе анализа неправильного варианта речевого фрагмента (текст песни «Осень»), который представили в ритме марша и вальса. Ребята учились различать ритмические структуры знакомой песни «Лесенка» без звучания музыки, ритм стихотворения – без слов, на слог – та, опираясь на работу рече-двигательных и рече-слуховых анализаторов.

Дети усвоили понятие «ритм» и сделали вывод о том, что ритм присутствует вокруг нас во всем: в природе, в искусстве, музыке, влияет на качество речи, убедились в этом на показанных примерах.

Целью следующего этапа было развитие и совершенствование двигательных навыков и координация движений с речью, регуляция мышечного тонуса, умение показать ритмический рисунок музыки в движениях ( боковой галоп, прыжки ).

Данный вид работы способствовал активизации слухового внимания у ребят с тем, чтобы вовремя услышать изменения темпа в музыке; распределения внимания на одновременное выполнение двух действий (хлопки с ходьбой, подскоками, прыжками).

В коррекционных упражнениях на носках, пятках, боковой и внутренней стороне стопы укреплялись мышцы стоп, формировалась правильная осанка.

В упражнении «Цапля важная» воспитывалось чувство устойчивости, равновесия, умение координировать движения туловища с речью.

После выполнения разминки требовалось восстановить дыхание; с этой целью ребятам было предложено исполнить упражнение с обратным счётом от 12 до 1, контролируя продолжительность единого выдоха, без пауз, что способствовало развитию диафрагмального дыхания, силы, полётности голоса, т.к. широко распевались гласные звуки; речевого дыхания, связности, выразительности речи.

Во время исполнения песен ребята учились не только правильно артикулировать, но и различать на слух направление мелодии, развивая звуковысотный слух, чисто интонировать мелодии разучиваемых песен, развивая мелодический слух, расширяя диапазон голоса. Пение попевки по слогам - ступенькам, сопровождая движением руки, помогало развивать ритмический и звуковысотный слух.

Целью следующего этапа работы было развитие мелкой моторики, дети выполняли пальчиковую гимнастику, упражняясь на металлофоне.

Далее дети после прослушивания песню «Федосья» узнавали по мелодии, определяли изменения темпа, давали характеристику настроения песни, это способствовало расширению словарного запаса; показывали изменения темпа (ускорение и замедление) при исполнении. Следующий вид работы предполагал развитие фонематического слуха, это очень важный и сложный этап работы, требует волевых усилий, максимальной активизации слухового внимания и памяти. Дети различали последовательности из 4 гласных звуков, слогов индивидуально, без визуального контроля.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма, тембров разных музыкальных инструментов тоже создает основу для совершенствования фонематических процессов. На данном занятии ребята после прослушивания узнавали знакомую пьесу немецкого композитора И.С.Баха «Шутка».

Правильно определили темп звучания пьесы. Было дано понятие «симфонический оркестр» и соло инструмента - флейты, показаны наглядности.

Далее ребятам было предложено творческое задание – подобрать под музыку подходящие ритмические структуры на шумовых инструментах. Ребята показали умение слышать музыку и исполнять ритмический рисунок в темпе музыки, согласованно.

Это задание способствовало снятию утомляемости, поднятию эмоционального и мышечного тонуса.

При подведении итогов занятия было уточнено понятие «ритм», какова его роль в речи; понятие «симфонический оркестр», «соло». Был использован метод рефлексии, который способствовал развитию самоконтроля в процессе достижений целей, овладению навыками самооценки своего труда.

Использование игровых технологий на занятии способствовало повышению активности и интереса учащихся.

Учебный материал подобран к занятию в соответствии с перспективным планированием.

Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, были подобраны с учетом возрастных и речевых особенностей детей.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconОбразовательная программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №169»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №169» Советского района г. Казани, именуемая...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconКраткая характеристика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №169»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №169» Советского района г. Казани была...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconСценарий внеклассного предметного мероприятия. Крахмелец Наталья Николаевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Варгатёрская основная общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варгатёрская основная общеобразовательная школа» Томская область Чаинский...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «муниципальная общеобразовательная школа №6» Статья «Роль театрального искусства в воспитании детей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «муниципальная общеобразовательная школа №6»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средней Общеобразовательной Школы №5 (полное наименование образовательного учреждения) утверждено решение
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средней Общеобразовательной Школы №5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5» Программа деятельности региональной стажировочной площадки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5» Программа деятельности региональной стажировочной площадки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconДоговор о предоставлении общего образования муниципальным и государственными общеобразовательными учреждениями г. Казань г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» Вахитовского района г. Казани в дальнейшем – Лицей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» Вахитовского района г. Казани (в дальнейшем – Лицей), действующая...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconДоговор о предоставлении общего образования муниципальным и государственными общеобразовательными учреждениями г. Казань г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» Вахитовского района г. Казани в дальнейшем – Лицей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» Вахитовского района г. Казани (в дальнейшем – Лицей), действующая...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconСценарий классного часа Автор: Загумённова Ольга Валерьевна Полное название образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варгатёрская основная общеобразовательная школа»
Полное название образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варгатёрская основная общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы