«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана icon

«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана



Название«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана
Дата конвертации01.08.2012
Размер375,3 Kb.
ТипРеферат
Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм


Министерство высшего образования РФ [pic] Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики Кафедра Философии. РЕФЕРАТ на тему: «Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ. 2ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. 3ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА. 9 Психоанализ 3.Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. 17 Проблемы онтологии в психоанализе. 17 Психоанализ и франкфуртская школа. 22ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ. В статье "Моя жизнь и психоанализ"3игмунд Фрейд писал: "Я родился 6мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешнейЧехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем"[10].Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место.Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор впсихологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Нони один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд иего учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие обликпсихологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннегомира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между еевожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорныхпредставлений человека о самом себе и окружающих. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служитсознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий"пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений,желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемыепереживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становитьсяпричиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поискисредств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит ихсознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родилсяфрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовскаятеория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии,психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки очеловеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, атакже на искусство и литературу», а фрейдовская методология познанияобщественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основебессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использоваласьпоследователями Фрейда и выросла в своеобразную философию.Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой являетсяпсихоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции"Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные,культурные и социальные явления. Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, опсихоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногдапротивоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотяпрестиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал,[14]представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и егопоследователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельныминаправлениями современной философии. ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. Многие западные, да и российские[2] исследователи утверждают, чтопсихоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клиническогонаблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателемпсихоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по ихубеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века.Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния наФрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактнымразмышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философскимтрактатам. Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполнемогли оказать воздействие на становление различных психоаналитическихконцепций. Среди философов, размышления которых о человеке дали толчок кформированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона,Шопенгауэра, Ницше и др. Важно отметить, что далеко не все теоретики разделяют некогдасозданный и ныне поддерживаемый миф об исключительно естественнонаучныхпредпосылках психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдомпсихоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных вконце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было быневерным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейдас его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были импочерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучных дисциплин. Вэтом отношении можно согласиться с высказыванием С. Цвейга: "Фрейд исходитиз медицины не в большей степени, чем Паскаль из математики и Ницше издревнеклассической филологии. Несомненно, этот источник сообщает егоработам известную окраску, но не определяет и не ограничивает ихценности"[2]. Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривалиФрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым,совершившего переворота науке. Подобные представления являютсяраспространенными, но весьма далекими от истинного положения дел. Так для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийскойфилософии, было характерным признание существование "неразумной души","неразумной жизни", протекающей таким образом, что человеку становятся"неподвластны чувства". В ведийской литературе Упанишад говорится о"пране", представляющей собой жизненную энергию, которая являетсяизначально бессознательной. Буддийское учение также исходит из признанияналичия несознательной жизни. Будучи знаком с философией Платона, Фрейд мог почерпнуть оттудапредставления о бессознательном, т.к. Платон размышляет о проблеменеосознанного знания человека. Да и другие темы, развиваемые в рамкахдревнегреческой философии и вплотную примыкавшие к проблемебессознательного, будь то сновидения или побудительные мотивы деятельностичеловека, не могли не заинтересовать основателя психоанализа. Не случайно,при обосновании или оправдании своих психоаналитических постулатов он, хотяи не часто прибегал к авторитетам Эмпедокла и Аристотеля. В философии XVII-ХVIII столетий на передний план осмыслениявыдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определениемроли и места сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос отом, следует ли рассматривать человеческую психику как наделеннуюисключительно сознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого,что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов,происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести запределы психической жизни человека. У Р. Декарта (1596-1650) этот вопрос решался однозначно: онпровозгласил тождество сознательного и психического, считая, что в психикечеловека нет и не может быть ничего, кроме сознательно протекающихпроцессов. Максима "я мыслю, следовательно, я существую" становитсяотправной точкой его философии. Это не значит, что абсолютизируя силуразума и сводя все психическое к сознательному. Декарт не признаетсуществования страсти человеческой души. Напротив, в трактате "Страстидуши" он предпринял попытку осмысления проблемы. В этом трактате Декарт нетолько осуществляет классификацию страстей, но и пишет о борьбе,происходящей между "низшей" частью души, названной им "чувствующей", и"высшей" ее частью - "разумной". Однако, он считает, что части души неимеют принципиальных различий и, поэтому, душа фактически одна. При этоммежду двумя частями души нет никакой борьбы, поскольку разум являетсяпредопределяющим. Борьба в душе человека происходит лишь тогда, когда однаи та же причина вызывает страсть, оказывающую влияние на тело. В этомслучае человеческая страсть вызывает как бы бессознательное движение тела,в то время как душа сдерживает их. Против абсолютизации власти разумного начала в человеке выступилСпиноза (1632-1677), считавший, что "люди скорее следуют руководствуслепого желания, чем разума...". В противоположность картезианскойфилософии Спиноза выдвинул положение, согласно которому влечение илижелание есть сама сущность человека. Эти представления о соотношении разумаи страстей, сознания и влечений человека нашли свое отражение в работахряда философов, высказывавших сомнение по поводу тех или иных положенийкартезианской философии. Одним из таких философов был Юм (1711-1776), который выступил противрасхожих представлений, что любое разумное существо сообразует свои помыслыс разумом. Юм предпринял попытку доказать, что, во-первых, сам по себеразум не может служить мотивом волевого акта, и, во вторых, этот разумотнюдь не препятствует протеканию аффектов. При этом Юм полагал, что впринципе разум и аффекты не могут противостоять друг другу или оспариватьдруг у друга приоритет в управлении волей человека и, следовательно нетнеобходимости говорить о какой-либо борьбе между ними. В рассужденияхСпинозы и Юма много сходного с тем, что позднее было выражено впсихоаналитическом учении Фрейда. Это, прежде всего, положение о том, что вжизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательныежелания или влечения, нежели сознание, разум. Кроме того, спинозовскаятрактовка желаний и влечений человека в качестве его самой сокровенной,основополагающей сути целиком и полностью разделяются основателемпсихоанализа. Наряду с проблемой соотношения разума и сластей важное место вфилософии XVII-XVIII веков занимал вопрос о взаимосвязях междусознательными и бессознательными восприятиями, идеями и суждениями, которыйотносится к философскому пониманию природы человеческого познания. Декартпризнавал наличие у человека "неясных" и "темных" восприятий, возникающих всилу двойственного происхождения восприятий как таковых, ибо согласнокартезианской философии одни из них возникают в теле, другие в душечеловека. В свою очередь Спиноза различал "ясные" и "смутные" идеи. В философии Лейбница (1646-1716) эта проблема рассматривалась черезпризму так называемых "малых перцепций", "незаметных восприятий". Согласноего взглядам трудно объяснить возникновение сознательных представлений иидей, если не допустить существование чего-то такого, что нехарактеризуется свойством сознательности, но тем не менее дремлет вчеловеческой душе. Способ рассуждения о необходимости признаниябессознательного и аргументация, к которой прибегает Лейбниц и Фрейд, вомногом идентичны. Так, если Лейбниц указывает на нарушение связи междупроцессами восприятия в случае непризнания предшествующих сознаниюсостояний человеческой души, то аналогично построена и аргументация Фрейда.Он исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силусуществования таких актов сознания, для объяснения которых требуетсяпризнание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данныхсознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, считает он, ненарушается психическая непрерывность и становится понятным существопознавательного процесса с его сознательными актами. Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможностисуществования неосознанных представлений, находит свое отражение вфилософии Канта (1724-1804). Кант замечает, что мы можем сознавать, чтоимеем представление, хотя и не осознавать его. На этом основании онразличает два вида представлений: "смутные" и "ясные". Кант не сомневаетсяне только в наличии у человека "смутных" представлений, но и всуществовании чувственных созерцаний и ощущений, что сфера "смутных"представлений у человека довольно обширна, в то время как доступныесознанию "ясные" представления не столь многочисленны. Некоторые идеи Фрейда перекликаются с идеями, выдвинутыми Фихте (1762-1814). Например, идеи, утверждающие бессознательное в качестве первоосновычеловеческого бытия, исходного материала, из которого происходит сознаниеили теоретическое положение, согласно которому переход от бессознательногок сознанию сопровождается у человека ограничением свободы, связанным сналожением различного рода запретов во имя сохранения и поддержания жизни.В то же время у Фихте бессознательное - это свободная деятельность,созидающая внутренний и внешний мир человека, деятельность одухотвореннаякак бы изнутри, то для Фрейда бессознательное уходит своими корнями вприродную данность человеческого существа, но не имеет, по сути дела,никакого отношения к конструированию объективной реальности. Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многихфилософских работах XIX века. В этот период намечается и осуществляетсяпереворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классическойфилософии к иррациональному пониманию бытия человека в мире. Одним из философов, отстаивающих иррационалистическую линию вфилософской мысли, был Шопенгауэр (1788-1860). В своем главном труде "Миркак воля и представление" (1819) он выдвинул учение, согласно которомуначалом всего сущего является бессознательная "мировая воля", а первымактом сознания - представление. В воле находится источник спонтанногоразвития, именно эта необузданная и неуправляемая сила дает толчок ксозиданию всех реалий жизни. Что касается познания человеком окружающегомира, то, в понимании Шопенгауэра, лишь, посредством представления этот мирстановится доступным человеческому сознанию. Таким образом, сознательная,интеллектуальная деятельность человека составляет лишь нечто побочное, неимеющее никакого принципиального значения для познания как такового,поскольку разум способен постичь только явления, а не саму сутьпроисходящего. Все оказывается детерминированным бессознательной волей. Аналогичных взглядов придерживается и Ницше (1844-1900). Как иШопенгауэр, он исходил из того, что в основе мира лежит бессознательнаяволя, дающая начало всему сущему. Исходя из этого, бессознательное вфилософии Ницше кладется в основу, как познавательных процессов, так и всейчеловеческой деятельности. Для объяснения всех проявлений жизнедеятельностилюдей он вводит понятие "воля к власти", трактуя ее в качествеприродноданного, бессознательного инстинкта каждого человеческого существа.Сознание же вторично и вообще исчезает, уступив место автоматизму.Философия Шопенгауэра и Ницше оказала большое влияние на формированиепсихоанализа. Многие идеи этих философов в значительной степенипредопределили различные психоаналитические концепции. Конечно, междупсихоанализом Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютноготождества. Напротив, в понимании бессознательного между ними имеютсяопределенные расхождения. У Шопенгауэра бессознательное изначальноонтологично: "мировая воля" - первопричина всего сущего. Ницше в известнойстепени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует нарассмотрении бессознательного, как он функционирует в глубинахчеловеческого существа. Для Фрейда же бессознательное - это прежде всего иглавным образом нечто психологическое, подлежащее осмыслению лишь в связи счеловеком. Однако, рассуждения Шопенгауэра и Ницше о приоритетебессознательного над сознанием и рассмотрении бессознательного в качествеважного, определяющего элемента человеческой жизни импонировали Фрейду,который поставил всю эту проблему в центр своего психоаналитическогоучения. Особо следует сказать о немецком философе и психологе Т. Липсе (1851-1914), который заявил, что бессознательные процессы представляют собойособую сферу психического, требующую изучения. Рассматривая человеческуюпсихику, Липс выдвинул мысль, согласно которой основным факторомпсихической жизни являются бессознательные ее проявления, и, следовательно,необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы понять и раскрыть природубессознательного, выявить и объяснить закономерности его функционирования. В период, предшествующий зарождению психоанализа, Фрейд неоднократнообращался к работам Липса и, несмотря на то, что он пытался доказать, чтоиспользованное им понятие бессознательного не совпадает с той еготрактовкой, какая имела место у Липса, ибо последний акцентировал вниманиена описательном аспекте данной проблематики, в то время как в психоанализеисследуются динамические стороны бессознательного, идеи этого немецкогофилософа оказали заметное влияние на Фрейда. Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблемебессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние на становлениепсихоаналитического учения Фрейда и, хотя Фрейда чаще рассматривают какпсихиатр, его философского наследия нельзя недооценивать. Э. Фромм в своейработе "Психоанализ и религия" писал: "... Фрейд, последний великийпредставитель рационализма Просвещения и первый, кто показал егоограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевалчистый интеллект, Фрейд показал, что разум ценнейшее и человечнейшее изкачеств человека сам подвержен искажающему воздействию страстей"[10]. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА. Психоанализ 3.Фрейда. Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провестиразграничение основных понятой используемых в ходе работы. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - частьпсихотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом длядиагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом впсихологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основчеловеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, чтоизвестный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных,"вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного(которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и подвсякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовномуединству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных"комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков,неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобыпри беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы изглубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующихдействий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонникипсихоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль,рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господствабессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можемрассматривать на трех уровнях:психоанализ - как метод психотерапии;психоанализ - как метод изучения психологии личности;психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии,философии. Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшеммы будем обращаться к нему как мировозренческой системе. В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организациюпсихической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различныепсихические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я(супер-эго). Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, котораяохватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципуудовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Онаизначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворятьинстанция Я (эго). Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов,позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и изглубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями сдругой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатлениеопыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контрольнад требованиями инстинктов (исходящих от ид). Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служитисточником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующимагентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуальногоопыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оновозникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) иостается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуетсяблагодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для негомоделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно(ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание ввиде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид,постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений,испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощьюспециальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии,сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознаниячувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в областьбессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на негодавление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия -соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления.Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальнаяэнергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в видедеятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимацииявляется творчество. Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайникибессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики.Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другойважный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений междусознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими заповерхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взорсубъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной,ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всемиего течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийтипсихоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическомустилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинктсамосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение неиндивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разрядпсихологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо. Бессознательноетрактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, незнающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает,когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальноевлечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознанияассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий"сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенныхжеланий, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночнойжизни. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемыемотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни"(1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, опискиобычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейдуже в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного впсихических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другойработе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки иликаламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданноготеми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различныесоциальные нормы. Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста достадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположногопола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности"(1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, какизвечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытываетвлечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает иненависть и страх. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схемуинстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинктстремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинктвключает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось ввиду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других,стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного всамой природе человека биологического побуждения. Особенности воззрений последователей З. Фрейда. Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них былиК. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937), создавшие собственныенаправления. Первый назвал свою психологию аналитической, второйиндивидуальной. Их имена в психоанализе были так тесно связанны, что когдаЮнг, представляясь хранителю Британского музея, назвал свою фамилию, тотпереспросил: "Фрейд-Юнг-Адлер?", и услышал в ответ извинительное: "Нет,только Юнг"[2]. По выражению К. Юнга последователи Фрейда учились у своего "отца" нетому что он наставлял, а тому, что он делал"[15]. Неудовлетворенностьпсихоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатовортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личномуразрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом. Первым нововведением Юнга было понятие о "коллективномбессознательном". Если по Фрейду, в бессознательную психику индивида могутвойти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщеннойформами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуальноприобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет"нащупать" этот дар, образуемый несколькими потаенными психическимиструктурами, которые Юнг назвал архетипами. Архетипы действуют в человекеинстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующимобразом поясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективныепо своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей землекак составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтоннымииндивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипическиемотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме,которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также спомощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самыесложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогомогромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать,психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа". Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о коллективномбессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным иколлективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражаетличностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силузабвения или подавления. Коллективное бессознательное - этообщечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляетсобой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческоеживотное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе,религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, усовременных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателемдействия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическаядеятельность. Утверждая, что "теория сексуальности чрезвычайно важна для меня и вличностном, и в философском смысле"[15] Юнг, тем не менее отрицает ее, какединственное выражение психической целостности личности и приводитмногочисленные примеры "неврозов, в которых проблема сексуальности игралаподчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например,проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни,соображений престижа и т.д."[15]. Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качествефактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, вчастности, телесными дефектами. Если Фрейд в объяснении мотивов поведенияличности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действийчеловека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цельего устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого онстарается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учениюАдлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческойприроды) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясьпреодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализируетсвои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийныйаппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией.Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувствонеполноценности. В "комплексе неполноценности" Адлер видит источникневрозов. Фрейд и неофрейдизм. Если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний омировоззрении, психологии и философии (часть психотерапии см. выше), тофрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихсяприменить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений,относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являютсяпредставителями фрейдизма. В конце 30-х годов возник неофрейдизмсоединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнувкритике ряд положений классического психоанализа в толкованиивнутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции(иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущиекаждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести наисследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить навопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и чтодолжен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу,зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему мироми усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причинойстановится невозможность для индивида достичь гармонии с социальнойструктурой современного общества, которое формирует у человека чувствоодиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно обществорассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебнымкоренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненныхценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойтиисцеление всего общества. К числу наиболее известных представителейнеофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В.Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др. Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль вформировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он былсотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где вте годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г.Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась вэтой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом идругими современными философскими течениями (экзистенциализм, философскойантропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного.Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности вразличные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводитхарактер формирования того или иного типа личности не из прямоговоздействия социальной Среды, а из двойственности человеческогосуществования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальнойсоставляющей человеческого бытия он относит два факта: 1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно", 2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре. Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия.Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаютсяи разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или впоследующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фроммсвязывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революциянадежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизациисовременного общества. Он возлагал большие надежды на введение"гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещенияметодов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления",изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человекаи устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховнойориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных системпрошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей,в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеруповедения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающихрезультаты и символы церковной жизни. На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказаласерьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир впериод второй мировой воины, связанных с установлением фашистскогогосподства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другиепоследователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательнымпроцессам и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось втом, что основным побудительным мотивом она считала стремление кбезопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида.Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми дляповедения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всейжизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой инасильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорнидоказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениямиребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у неговозникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги впотенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция натревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденцииявляются не причиной невроза, а его результатом. В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типанаправленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1. к людям, как потребность в любви 2. от людей, как потребность в независимости 3. против людей, как потребность во власти. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторовскладываются три типа невротической личности: 1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой 2. пытающаяся отрешиться от общества 3. агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создаетсяпорочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождаявсе новые и новые конфликты. Идеи нефрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имелиогромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрениянеофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годовво времена выступлений "новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеиРайха о "сексуальной революции", Маркузе об "одномерном" человеке инеобходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма,искаженного тоталитарной системой власти. ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. Проблемы онтологии в психоанализе. Выступая против метафизического понимания бытия человека в мире,психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философскимпозициям: предельному рационализму, выводящему эмпирической существованиеиндивида из абсолютной идеи или мирового духа, с одной стороны, имистическому рационализму, растворяющему человеческое существо в слепойволе или бессознательном начале, стоящем вне, помимо и за человеческимбытием как таковым, с другой. Фрейд не приемлет ни объективно-идеалистического понимания, ни субъективно-идеалистического толкования мирав их крайне выраженных формах. Первое отметается им по причине того, что онпризнает материальность мира, существующего объективно, независимо откакого-либо духа, парящего над реальностью и творящей из Я. Фрейд исходит из реальности внешнего мира, считая, что будучинезависимым от познающего его субъекта, этот мир может раскрыться передчеловеком в процессе научного познания. Он не вступает в открытую полемикус теми философами, которые интерпретируют мир с объективно или субъективно-идеалистических позиций. Исключение составляет религиозное мировоззрение,которое критически осмысливается им с точки зрения развенчания религиозныхверований, чему Фрейд посвятил свои работы "Будущее одной иллюзии" (1927),"Моисей и монотеизм" (1939). Но Фрейд как бы ставит себя над философскойполемикой, касающейся понимания внешнего мира. Для него важно понятьоснование человеческого бытия, структурные элементы человеческой психики,принципы развертывания жизнедеятельности индивида и мотива поведениячеловека в окружающем его мире. Фрейд не сколько не отворачивается отонтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческогосущества. Онтологизация человеческого бытия вовсе не означает, что, выносявнешний мир за скобки психоаналитического исследования, Фрейд тем самымникак не соотносит его с жизнедеятельностью человека. Он признает,например, что "внутренние задержки в древние периоды человеческого развитияпроизошли от реальных внешних препятствий"[3]. Однако, он не склоненабсолютизировать воздействия внешних условий на человека, рассматривать ихв качестве единственных детерминант, обуславливающих направленностьразвития индивида и формы его поведения в жизни. Соглашаясь с теми, ктопризнает жизненно необходимость как важный фактор развития человека, Фрейдв то же время считает, что это не должно "побудить нас отрицать значениевнутренних тенденций развития, если можно доказать их влияние"[3]. Поэтому он исходит из того, что, во-первых, понимание внешнего мираявляется неполным и недостаточным, если не будет предварительно раскрытаприрода внутренней организации, и, во-вторых, в своих глубинных измеренияхчеловеческое бытие столь же реально, как и внешний мир, и, следовательно,изучение человеческой психики должно основываться на учебных методах,подобно тому, как объективна реальность исследуется средствами науки. Большое значение Фрейд придает выявлению тех движущих сил, которыеизнутри задают направленность человеческого развития. Такими движущимисилами в психоаналитическом учении Фрейда признаются влечения человека. Нараскрытии их природы сосредоточены все усилия основателя психоанализа, ибоон полагает, что "влечения, а не внешние раздражения являются настоящимдвигателем прогресса"[4] и что "раздражение влечения исходит не из внешнегомира, а изнутри организма"[4]. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во вниманиепринимается только психологическое значение внешнего мира. Все другиесоставляющие не являются предметом осмысления, не входят в остовпсихоаналитического учения. Другая его особенность заключается в том, чтоосновным объектом исследования у Фрейда становится специфическая формареальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сферапсихического, в рамках которой происходят существенные и значимые длячеловеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающиевоздействие на организацию всего человеческого бытия. Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд пытаетсяпереосмыслить картезианские представления о тождестве человеческой психикис сознанием. Он принимает гипотезу о существовании бессознательного пластачеловеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, ещенедостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее, реально значимая изаметно отличающаяся от сферы сознания. Причем, если в философическихсистемах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательноограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений междусознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет дальше. Он нетолько рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческойпсихики, т.е. сознанием и бессознательным, но и стремится раскрытьсодержательные характеристики самого бессознательного психического, выявитьте глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания. Для Фрейда быть сознательным - значит иметь непосредственное инадежное восприятие. Говоря же о восприятии в сфере бессознательного, онсравнивает восприятие сознанием бессознательных процессов с восприятиеморганами чувств внешнего мира. Причем Фрейд исходит из тех уточнений,которые были внесены Кантом в понимание данной проблемы. Если Кантподчеркивал субъективную условность человеческого восприятия снеподдающимся познанию воспринимаемым, то и Фрейд акцентирует внимание нанеправомерности отождествления восприятия с бессознательными психическимипроцессами, являющиеся объектом этого сознания. Это дальнейшее развитие кантовских идей выливается в психоанализе вутверждение, согласно которому бессознательное психическое признается какнечто реально существующее, но восприятие которого сознанием требует особыхусилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умениемистолковывать воспринимаемые явления. Рассматривая вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным,Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала вбессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причемпереход в сознание - это отнюдь не обязательный процесс, ибо, по мнениюФрейда, далеко не все психические акты становятся сознательными. Онсравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятсявсе душевные движения, а сознание - примыкающей к ней узкой комнатой,салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, которыйне только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решаетвопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Есликакое то душевное движение допускается стражем в салон, то это вовсе неозначает, что оно тем самым становится непременно сознательным. Онопревращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе вниманиесознания, находящегося в конце салона. Т.е., если комната - это обительбессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, итолько за ним находится келья собственно сознательного. Позднее в 20-е годы, Фрейд использует иное сравнение дляхарактеристики структуры человеческой психики, которая понимается какструктура состоящая из трех слоев, или инстанций, о чем мы говорили выше. Изадача психоанализа может быть сравнима с задачей криптографа, помочьнуждающимся в переводе бессознательного в сознание. (Привлечь вниманиесознания к необходимому душевному движению, и тем самым разрешитьвнутренний конфликт) Фрейд исходит из того, что психически реальное существует в различныхточно так же, как бессознательное психическое может проявляться вразнообразных выражениях. С его точки зрения, одно из основных свойствбессознательных процессов заключается в том, что "для них критерийреальности не имеет никакого значения"[4]. Независимо от того, с чем имеетдело человек, с внешней ли действительностью или с какими-либо мысленнымипродуктами деятельности, будь то фантазия, грезы или иллюзии, все это можетвосприниматься им в качестве психической реальности. Поэтому он высказываетмысль о том, чтобы "не делать различия между фантазией идействительностью"[3]. Более того, для Фрейда фантазия оказывается такойформой человеческого существования, в которой индивид освобождается откаких либо притязаний со стороны внешней реальности не обретает былуюсвободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающимего реальным миром. Здесь Фрейд вторгается в традиционную область философских споров,которая касалась соотношения свободы и необходимости, случайности изакономерности. Фрейд занимает в этом вопросе своеобразную позицию. С однойстороны его взгляды совпадают с философией Фихте, бессознательноеруководствуется "принципом удовольствия", т.е. не имеет каких-либоограничений, в то время как в сфере сознания действует "принцип реальности"с присущими ему социокультурными запретами. С другой стороны, фрейдовскиеразмышления о бессознательном лежат в русле философии Шеллинга, посколькуФрейд не рассматривает психические процессы как нечто произвольное, ничемне детерминированное. Фрейд не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытиечеловека в мире не редко зависит от случая, хотя в самом мире действуютдовольно строгие и устойчивые закономерности. Но он не абсолютизирует рольслучайности в развитии мира. В отличии от тех философов, для которых толькослучай является причиной возникновения того или иного явления. Фрейдпризнает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждойслучайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мирчеловека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной сжеланиями отдельного человеческого существа. В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точказрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определеннымзакономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию, выявлениеи понимание сути которой должно стать объектом пристального вниманияисследователей. Таким образом, в психоаналитической философии происходит осмыслениеонтологической проблематики, рассмотренной под углом зрения человека вмире. Психоанализ и франкфуртская школа. Большой вклад в философское осмысление фрейдовских идей внеслипредставители франкфуртской школы. В основе философских построенийфранкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежитпсихоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре [6]. Как известно, франкфуртцы выступили с обоснованием необходимости"критической теории", противостоящей ранее существовавшим методам познания,характеризующимся идеалистическо-метафизическими или сциентистско-позитивистскими установками. Эта идея была сформулирована в статьеХоркхаймера "Традиционная и критическая теория" (1937), в которойотстаивалась мысль, что предметом социального познания должна быть системавзаимоотношений между природой и человеком, а не отдельные ее состояния. Хоркхкаймер обсуждает, в частности, вопрос о взаимосвязях сознательнойи бессознательной деятельностью людей в обществе. "На высших стадияхцивилизации, замечает он, сознательная человеческая деятельностьбессознательно детерминирует не только субъективную сторону восприятия, нов значительной степени также и объект"[6]. Хоркхаймер исходит из того, чтодихотомия между объектом и субъектом может быть объяснена с точки зренияпризнания целеполагающей, сознательной деятельности людей и стихийной,бессознательной ее организацией в обществе. Речь идет уже не об извечномантагонизме между сознательностью, разумностью индивида и бессознательнымиотношениями, складывающимися в процессе трудовой деятельности людей. Изтакого понимания образа человека, а также отношений между личностью иобществом вытекает общая для психоанализа и выдвинутой Хоркхаймером"критической теории" установка на необходимость развития самосознаниялюдей. Обращение Хоркхаймера к психоанализу является ярко выраженным в техслучаях, когда он стремится осмыслить проблемы, связанные с пониманиемотношений в семье, взаимосвязи между семьей и обществом, природыавторитаризма и антисемитизма. По мнению Хоркхаймера, именно Фрейд положилначало переосмыслению традиционных отношений между отцом и сыном. Всовременном обществе уже не отец, а ребенок становится той реальностью, закоторой скрываются движущие силы социального развития. Хоркхаймер и егопоследователи считают, что психоанализ внес значительны вклад в освещениевзаимоотношений между семьей и обществом, родителями и детьми. Фрейд выявиламбивалентную установку детей к своим родителям. Однако в настоящее времяребенок значительно раньше, чем прежде, обнаруживает, что отец не обладаетдостаточной властью и силой, чтобы защитить его от различного родасоциальных невзгод. В поисках авторитета он стремится отождествить себя ужене с отцом, а с его более сильным заместителем "сверхотцом", или образом,созданным "тоталитарной идеологией". Именно в подобном переосмыслении взаимоотношений между ребенком иродителями многие представители франкфуртской школы пытаются отыскатьистоки авторитаризма, антисемитизма, фашизма. Психоаналитические идеи органически включаются в размышленияХоркхаймера о проблемах рациональности в современной индустриальнойкультуре, отношениях между человеком и природой, "сциентистской ошибке"разума, приводящей к массовому безумию и "тотальной паранойе". Если Фрейдстремился отыскать связывающие пути между "эдиповым" комплексом ибеспомощностью человека, нуждающегося в защите от сил природы, то сходныерассуждения имеются и у Хоркаймера, согласно его взглядам, ребенок наделяетотца сверхъестественной силой, переносит этот образ во внешний мир,пытается преодолеть свое бессилие путем покорения и разрушения природы и,испытывая ненависть к своему отцу, переводит это чувство в "возмущениепротив самой цивилизации"[5]. Фрейд считал, что каждый человек является противником культуры.Развивая это положение, некоторые его последователи попытались свестиагрессивность индивида по отношению к природе и культуре в целом киррациональным наклонностям человека, возникающим в глубинах человеческойпсихики и переносимым на внешний мир. Хоркхаймер не разделяет подобнойточки зрения, полагая, что "ненависть цивилизации" не являетсяиррациональной проекцией психологических затруднений личности во внешниймир. Он соотносит фрейдовские рассуждения о "сублимации сексуальнывлечений" и "принципе реальности" с индустриализмом, подчиняющимсексуальные отношения социальному господству, и с "духом коммерческойкультуры", проникающим в кровь и плоть всех взаимоотношений между людьми. В понимании Фрейда, по мере развития человеческой цивилизациипроисходит все большее распространение психических заболеваний,сопровождающееся возникновением "невротических культур", когда пациентомстановится весь человеческий род. Аналогичные идеи развиваются Хоркхаймероми Адорно в их совместном труде "Диалектика просвещения. Философскиефрагменты" (1947), где подробно обсуждается проблема рациональности и"сциентизации разума" в западноевропейской культуре. Как полагают Хоркхаймер и Адорно, в период мифологического познаниямира произошло отделение разума от природы. В дальнейшем это отделениеразума от природного мира вылилось в стремление к полной автономии разумаот каких либо природных уз и к господству его над природой. "Просвещение"обернулось порабощением природы, а вместе с ним и болезненным расстройствомразума, ибо, с одной стороны он пребывает в иллюзии относительно своегомогущества над природой, а с другой постоянно испытывает безотчетный страхперед возможностью проявления своего собственного природного начала,связывающего человека с окружающим его миром, что толкает его на выражениевраждебного отношения к природе. Безумство, сумасшествие, болезнь разумаприняли такие "параноидальные формы ", которые в завуалированном видевыступают в облике "тоталитарной идеологии", культа сильной личности имании величия, приведших, в частности, к взлету фашизма. В середине 50-х годов Маркузе попытался по-своему рассмотреть те жесамые проблемы, которые затрагивались Адорно и Хоркхаймером. Специфика маркузианского подхода к осмыслению взаимоотношений междучеловеком и культурой состоит в том, что, в отличие от Хоркхаймера иАдорно, использовавших психоаналитические идеи для объяснения освещаемыхими явлений, у Маркузе психоаналитическое учение Фрейда высыпает в качествефилософской призмы, через которую он стремится осмыслить историческуюнаправленность развития человечества. Маркузе отталкивается от фрейдовскихидей о "принципе реальности", "инстинкте жизни" и "инстинкте смерти". Онсчитает, что именно во фрейдовских метапсихологических концепцияхсодержатся ценные идеи, относящиеся к толкованию истории развитиячеловеческой цивилизации. Рассмотрение фрейдовской метапсихологии осуществляется Маркузе путемвыявления двусмысленностей, свойственных психоаналитической философиикультуры. С целью преодоления этих двусмысленностей, свойственныхпсихоаналитической философии культуры. С целью преодоления этихдвусмысленностей он вводит такие понятия, как "прибавочная репрессия" и"принцип производительности". С помощью этих понятий он стремитсяподчеркнуть исторический характер общественной репрессии и "принципареальности", которых расценивались Фрейдом в качестве неизменных."Прибавочная репрессия" характеризует ограничения, налагаемые на человекасоциальными институтами буржуазного общества. "Принцип производительности"превалирующая историческая форма фрейдовского "принципа реальности",обусловленная господством товарных отношений между людьми и принуждением ктруду, являющемся в современном обществе отчуждением. Маркузе приходит квыводу, что в условиях "тотального отчуждения" конфликтная ситуацияпроисходит не между трудом ("принцип реальности") и Эросом ("принципудовольствия"), а между отчужденным трудом ("принцип производительности") иЭросом[6]. "Прибавочная репрессия" и "принцип производительности", как продуктыразвитого индустриального общества, могут быть устранены, посколькудостижения "репрессивной цивилизации" с ее рационализацией и высокимуровнем производства создают предпосылки для исключения репрессивности,связанной с принуждением к труду, ибо появляется возможность не только дляупразднения отчужденного труда, но и совмещения двух видов человеческойдеятельности - трудовой и игровой, когда производство и потребление, работаи наслаждение становятся неотъемлемой друг от друга. В отличие от Маркса, который выдвигал требования осуществленияпролетарской революции, способствующей устранению отчужденного труда,Маркузе считал, что любая революция против существующей общественнойрепрессии и господства одной социальной группы над другой завершаетсявозникновением элементов "самозащиты", превращающейся в новое господство. "Нерепрессивная цивилизация соотносится у Маркузе с новым "принципомреальности", в соответствии с которым, влечение человека освобождаются оттирании "репрессивного разума". Речь идет об установлении новых отношениймежду инстинктами и разумом, когда благодаря "самосублимации сексуальности"и трансформации либидо от генитального удовлетворения к "эротизации всейличности" станет возможной "нерепрессивная организация самих инстинктовчеловека. Подобная идея в скрытом виде содержалась в психоаналитическомучении, ибо, с точки зрения Маркузе, психоаналитические концепции имели нетолько психологический, но и социальный смысл. Подобные идеи вызвали негативного реакцию среди тех франкфуртцев,которые не разделяли взглядов Маркузе на его толкование психоаналитическогоучения Фрейда. Так, резкое критическое отношение к маркузнанской инерпретациипсихоанализа и стратегии развития "нерепрессивной цивилизации" выражаетФромм. Он считает, что понимание Маркузе "нерепрессивной цивилизации" нетолько не имеет ничего общего с фрейдовским учением о человеке и культуре,но, по сути дела, свидетельствует о контрреволюционных тенденциях,отстаиваемых этим теоретиком, ибо акцент на "освобождение Эроса" и развитие"новой чувственности" означает не реальное освобождение человека, арегрессию к инфантильной либидозной цивилизации. Фромм считает, что Маркузе допустил серьезные ошибки при толковании"принципа удовольствия" и "принципа реальности". Он рассматривал "принципудовольствия" как обусловленный всецело гедонистическими целями, а "принципреальности", как относящийся исключительно к социальным нормам. В то времякак, согласно Фромму, во фрейдовском учении "принцип реальности" являетсяопределенной модификацией "принципа удовольствия", а не егопротивоположностью. "Принцип реальности", как он трактовался у Фрейда, несоотносится с нормами конкретной социальной организации бытия людей. Водном обществе он может служить средством жестокого подавлениябессознательного влечения человека, в другом не является причинойсексуальной репрессии. "Принцип реальности" остается одним и тем же в обоихслучаях, но то, что подавляется, "зависит от системы социального характера,а не от различных "принципов реальности"[6]. Кроме того, Фромм обнаруживает "ошибку" в маркузианской интерпретациифрейдовской концепции подавления влечения человека, поскольку в еговарианте "репрессия" в равной степени распространяется на сознательные ибессознательные действия, в то время как в классическом психоанализе"репрессия" рассматривалась в динамическом смысле, в форме вытеснениябессознательного. По-своему интерпретируя психоаналитическое учение Фрейда, франкфуртцыпорой не только не соглашаются друг с дротом, но и высказываютпротивоположные суждения, как это имело место в работах Маркузе и Фромма.Подобная ситуация характерна для западной философии в целом, в рамкахкоторой отношение к психоанализу неоднозначно и противоречиво. Не соглашаясь в оценке идей Фрейда и развивая его различные концепции,франкфуртцы единодушны в одном: каждый из них считает, что классическийпсихоанализ включает критическое содержание, которое должно служить основой"критической теории", разрабатываемой в лоне франкфуртской школы, но всепоследующие ревизии его являются отходом от "революционного ядра"психоаналитического учения Фрейда. Итак, как показано выше, психоаналитические идеи органическивписываются в концептуальные построения ведущих представителейфранкфуртской школы. Каждый из них по-своему пытается переосмыслитьпсихоаналитические концепции. При этом все они аппелируют главным образом к самосознанию человека, кего критической саморефлекции как к единственному средству разрушения"ложного сознания" и излечения разума от его "помрачения". Отсюда их помрачение к психоанализу, который рассматривается вкачестве терапии индивидуальной и социальной патологии, обеспечивающейустранение агрессивных и деструктивных влечений людей, направленных какпротив их самих, так и против человечества в целом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании вышесказанного можно сделать вывод, что взаимоотношениямежду психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны. Во-первых,философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние настановление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке икультуре. Во-вторых, в своем органическом единстве фрейдовскиепредставления о психической реальности и бытии человека в мире образуютпсихоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние наобщественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другиефилософские течения. В-третьих, психоаналитические идеи все активнеевторгаются в различные направления современной философии. Более того, пословам Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что в ближайшембудущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не толькоутратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но,напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собойразличных философских школ "[6]. Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываютсяцентром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций,независимо от того, насколько остро и принципиально они критикуют отдельныепсихоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуютосновополагающие идеи Фрейда. В связи с этим, одной из важных задач исследований ныне существующих ив перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмыслениепсихоаналитической философии.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана icon«Психоанализ З. Фрейда»
Фрейда и выросла в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает...
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconКадзухиса Ивамото, Университет Вакканай Хокусэй Гакуэн (Япония) психоанализ в литературе и кинематографе сталинской эпохи
Сабина Шпильрейн (1885-1942) изучала психоанализ у Карла Юнга и Зигмунда Фрейда. После возвращения в Советскую Россию русские ученые...
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconТема: Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации
Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значения эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из...
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconВведение основная часть
Фрейда и выросла в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает...
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconТеория психоанализа. Психоанализ
Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими...
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconПсихоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З. Фрейда, с тем путем, идя...
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconКонтрольная работа по дисциплине «Деловое общение» на тему: «Психоанализ З. Фрейда о структуре психики личности»
Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение,...
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconРеферат по курсу "Введение в психоанализ" Фамилия, и о. студента Студенческий билет
Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь...
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconДокументы
1. /Вопросы по спецкурсу.doc
2. /Вопросы по философии.doc
«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана iconЗигмунд Фрейд Введение в психоанализ (лекции)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы