Краткое описание педагогического опыта icon

Краткое описание педагогического опыта



НазваниеКраткое описание педагогического опыта
учитель начальных классов
Дата конвертации01.08.2012
Размер65.26 Kb.
ТипУрок
скачать >>>



КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »


автор: учитель начальных классов

МБОУ «Сакмарская СОШ»

МО Сакмарский район

Евдокимова Лариса Николаевна



В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений способствует активизации словаря младших школьников.

Я постоянно искала пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, использовала всё, что удавалось найти в методической литературе. Не у всех учащихся сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому мне нужно было найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно было одинаково успешно обучать всех учеников.

Мною был разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ по отработке навыков грамотного письма слов с безударной гласной непроверяемой ударением с 1-го по 4-й класс, в состав которых входит 82 презентации по 3 слайда, а также в виде карточек. Данная разработка нацелена на формирование интеллектуальных умений и навыков: умение сравнивать, выводить понятия, подводить под понятие, систематизировать, классифицировать. Все слова систематизированы по блокам (5 – 10 слов). 1 класс – 10 блоков, 2 класс – 18 блоков, 3 класс – 19 блоков, 4 класс – 15 блоков. Блоки - тематические.. Принцип: один блок – одна учебная неделя. Работу над каждым блоком веду, примерно, по такой схеме:

Первый день: Предъявление нового слова (слайд 1) урок русского языка

Здесь я использую следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; ( всего 7 презентаций)

б) нахождение слова в таблице; ( всего 6 презентаций)

в) рассматривание предметной картинки ( всего 8 презентаций)

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
( всего 3 презентации)

д) разгадывание кроссвордов; ( всего 8 презентаций)

е) слова – ассоциации; (всего 9 презентаций)

ж) назвать одним словом; (всего3 презентации)

и) преобразование слова из другой части речи ( всего 2 презентации)

к) работа со словарем. ( всего 9 презентаций)

Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.

Работа над слуховым образом слова

Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

Запись слова с «окошком»

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы ученик непременно оставляет «окошко». После того как учащиеся записали слово с «окошком», они пытаются подобрать к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику - словарю. Если в школьном орфографическом словаре нет такого слова, то либо я сама показываю написание нового слова – записываю на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, – либо предъявляю карточку. Вставив нужную букву, учащиеся проговаривают его несколько раз орфографически, то есть так, как оно написано. Специфическая форма записи слова с с «окошком» – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.
Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так как ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно же, чтобы он ставил ее сам.

Работа над зрительным образом слова

На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ о нужной букве, обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Второй день: - зрительный диктант со словами без окошек (слайд 2, или карточки) урок литературного чтения

1. Карточка на мгновение показывается классу. ( время экспозиции от 3 до 5 сек, в зависимости от количества слов)
2. Дети произносят слово орфографически про себя.
4. Запись слова
5. После записи всего блока слов следует проверка.

Третий день: - письмо с «окошками» ( слайд 3 или карточки) урок русского языка

1. Карточка или слайд 3 показывается классу. 2. Дети записывают слова орфографически.

Четвёртый день: - зрительный диктант с «окошками» ( слайд3 или карточки) урок литературного чтения

1. Карточка на мгновение показывается классу. ( время экспозиции от 3 до 5 сек, в зависимости от количества слов)
2. Дети произносят слово орфографически про себя.
4. Запись слова
5. После записи всего блока слов следует проверка.

Пятый день: - диктант.

В своей работе над словарными словами использую такие виды диктантов:

Скоростное списывание. ( можно использовать и на уроках литературного чтения, т.к. является отличным упражнением, направленным на формирование оптимальных навыков чтения)
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Орфографическое чтение по предложениям.
6. Орфографическое повторение предложения с закрытыми глазами.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.

Проверку выполнения провожу по-разному: взаимопроверка, сопровождать объяснением правильности написанного, с помощью сигнальных карточек. Если же в каком либо слове была допущена ошибка, то работа с ним не прекращается. На следующей неделе это слово прорабатывается по той же схеме, но с новым блоком слов. Проходит неделя работы над блоком словарных слов, заключительным этапом которой является работа в индивидуальных словарях. Детям записывают нужное слово, осмысливают его значение, составляют с ним словосочетание, употребляют это словосочетание в предложении, связном тексте. Стараюсь сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать её более интересной и привлекательной. Для достижения максимального эффекта использую орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках окружающего мира и литературы, где подобные задания являются занимательными моментами. В конце учебного года ребята работают по итоговому тесту ( 5 презентаций) на слайдах или карточках.. Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся. По данной теме мною был обобщен опыт на уровне ШМО и РМО. Материалы данной методической разработки были опубликованы на всероссийском учительском сайте http://www.proshkolu.ru/user/larnik38/ на моей страничке и имеют положительные отзывы.



Автор: Евдокимова Лариса Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Сакмарская СОШ» МО Сакмарский район




Похожие:

Краткое описание педагогического опыта iconКраткое описание проекта
Краткое описание проекта (укажите цели и задачи проекта, результаты его реализации, проблемы, которые решит реализация проекта и...
Краткое описание педагогического опыта iconЖизненные циклы бд краткое описание
Краткое описание: Жизненные циклы информационных систем. Цели и задачи проектирования. Проектирование баз данных (о трех этапах)....
Краткое описание педагогического опыта iconПрезентация по теме «Компьютерная графика» Краткое описание ресурса: цор по информационным технологиям
Краткое описание ресурса: цор по информационным технологиям, слайды презентации содержат краткие теоретические сведения по основным...
Краткое описание педагогического опыта iconОписание опыта работы по теме
...
Краткое описание педагогического опыта iconФ. И. О. руководителя (со-руководителей) проекта (полностью)
Аннотация программы, включая краткое описание результатов изучения опыта существующих образовательных программ и примеры учебных...
Краткое описание педагогического опыта iconНазвание проекта: Семья Краткое описание сути проекта
Краткое описание сути проекта: Создание Клуба знакомств для людей с ограниченными возможностями основана на потребности людей с ограниченными...
Краткое описание педагогического опыта iconКраткое описание происхождения птиц и описание некоторых птиц кайнозойской эры

Краткое описание педагогического опыта iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» заявка на создание проекта совместной магистерской программы с зарубежным университетом
Аннотация программы, включая краткое описание результатов изучения опыта существующих образовательных программ и примеры учебных...
Краткое описание педагогического опыта iconОписание педагогического опыта
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует,...
Краткое описание педагогического опыта iconНазвание мероприятия и краткое описание

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы