«Самарский государственный технический университет» icon

«Самарский государственный технический университет»



Название«Самарский государственный технический университет»
Дата конвертации01.08.2012
Размер331,96 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>


На правах рукописи


Афанасьев Андрей Константинович


ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ ВОЙСК


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Самара – 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» на кафедре психологии и педагогики.



Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор

Михелькевич Валентин Николаевич


Официальные оппоненты:


доктор педагогических наук, профессор Осоргин Евгений Леонидович


кандидат педагогических наук

Нюхин Александр Владимирович









Ведущая организация:


ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»




Защита состоится 3 марта 2010 года. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.02 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443090, г. Самара, ул. Блюхера, 23.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (443099, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67)


Автореферат разослан 1 февраля 2010 года.


Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

1 февраля 2010 года Режим доступа http://www.pgsga.ru


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент



С.В. Левина

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Проблема развития системы образования для любого государства является ключевой, приоритетной. Именно образование определяет будущий уровень качества интеллектуального потенциала страны в целом, а, следовательно, и. уровень благосостояния населения, устойчивость социально-экономической, демографической динамики.

Не менее важную роль играет проблема надежной защиты государства, обеспечение его внешней и внутренней безопасности. Особенно остро эти проблемы проявляются в переломные, кризисные периоды исторического развития страны. В настоящее время в нашей стране осуществляется радикальное реформирование социально-экономической системы, всех её социальных сфер, в том числе и Российской Армии. Одной из характерных особенностей реформы Вооруженных сил является их реструктуризация и сокращение численности личного состава.

В этих условиях одной из её главных задач становится сохранение и обеспечение воспроизводства кадрового потенциала армии, прежде всего, за счёт совершенствования системы высшего военного образования.

Стремительное развитие научной и технологической базы средств вооруженной борьбы в развитых государствах выдвигает на первый план соответствие качества подготовки офицерских кадров мировому уровню.

Неопределенность ситуации, минимизация финансирования оборонных программ, как это ни парадоксально, еще более ужесточают требования к уровню подготовки, прежде всего, офицерских кадров.

Современный офицер - должен обладать высокой компетентностью для решения профессиональных задач в различных условиях обстановки как в мирное, так и в военное время.

Более того, выпускник военной кафедры вуза должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, быть подготовленным к самостоятельному освоению новых технологий в военно-профессиональной и смежных областях, обеспечивать эффективное управление с учетом психологических особенностей личного состава, экономической, социальной, демографической реальности. Особо отметим важность приобретения способностей к продуктивной творческой деятельности, принятию и реализации нестандартных, нетиповых эффективных решений.

В тоже время офицер должен быть гармоничной личностью, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, реализации творческого потенциала не только в военно-профессиональной области, но и в жизни.

Все эти требования определяют необходимость кардинального повышения качества военного образования, смены парадигмы высшего образования вообще и высшего военного образования, в частности. Главной чертой новой парадигмы становится переход от образовательной концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в определенных типовых стандартных условиях в соответствии с заданной квалификационной характеристикой, к концепции компетентностного подхода к подготовке офицеров запаса. Эта концепция предполагает: во-первых, достижение уровня профессиональной компетентности, под которой понимается особая организация знаний и умений, позволяющая эффективно действовать в профессиональной области в любых, в том числе и в экстремальных условиях обстановки, во-вторых, синтез принципов фундаментальности, индивидуализации, креативности военного образования, в-третьих, запуск механизмов саморазвития личности, актуализации творческих (креативных) способностей, создание условий для профессиональной и жизненной самореализации.

Для осуществления данной концепции особенно актуальной становится проблема овладения обучаемыми базовыми профессиональными компетенциями, необходимыми для дальнейшего решения профессиональных задач.

Это, в свою очередь, определяет необходимость теоретических, методологических и практических разработок методов синтеза, проектирования и конструктивного применения новых образовательных технологий, исследования методологии компетентностного подхода к подготовке офицеров запаса, как предмета образовательного процесса и обучения не только обучаемых, но и профессорско-преподавательского состава.

Изучение состояния вопроса военно- профессиональной подготовки офицеров запаса в высшей гражданской профессиональной школе позволило выявить ряд противоречий между:

  • объективной потребностью в теоретическом обобщении накопленного педагогического опыта по военно - профессиональной подготовке и практическим отсутствием исследований в этой области, отражающих политические и социально-экономические особенности современного этапа развития российского общества;

  • необходимостью выявления критериев и уровней военно- профессиональной подготовленности офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов в соответствии с современными требованиями к этой должности и их недостаточной разработанностью в науке и педагогической практике;

  • потребностью в использовании инновационных современных педагогических технологий военно - профессиональной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов и их отсутствием в учебной литературе и периодических изданиях.

Острая необходимость устранения указанных противоречий обусловила проблему и актуальность исследования, выбор темы работы, ее структуру и содержание. Актуальность и социальная значимость исследуемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования «Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск»

Цель исследования: обеспечить повышение качества военно – профессиональной подготовки будущих офицеров запаса автомобильных войск за счёт формирования у них базовых профессиональных компетенций.

Объект исследования: процесс подготовки офицеров запаса автомобильных войск в гражданских вузах.

Предмет исследования: формирование базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов, проходящих дополнительную военно-профессиональную подготовку офицеров запаса автомобильных войск.

Гипотеза исследования. Педагогическая технология военно-профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск в системе высшего профессионального образования, обладающих сформированными базовыми профессиональными компетенциями (БПК) может быть эффективной, если будут:

  • будет разработана научно-обоснованная совокупность базовых профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск;

  • выявлены организационно-педагогические и психолого-педагогические условия военно- профессиональной подготовки.

  • определены сущность, обоснованы критерии и уровни военно-профессиональной подготовленности офицера запаса автомобильных войск;

  • разработаны компетентностная модель и технология военно - профессиональной подготовки, соответствующие инновационным представлениям в области педагогической науки и современному содержанию военно - профессиональной подготовленности офицеров запаса автомобильных войск;

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  • разработать научно-обоснованную совокупность базовых профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск;

  • на основе теоретического анализа научной литературы и педагогического опыта определить сущность, критерии и уровни военно-профессиональной подготовленности офицеров запаса в гражданских вузах;

  • разработать и экспериментально апробировать компетентностные модель и педагогическую технологию военно- профессиональной подготовки офицеров запаса автомобилистов в гражданских вузах;

  • обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность осуществления военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили: диалектический метод познания; системно-синергетический подход к изучению педагогических процессов и явлений; квалиметрия образования; учение о ведущей роли деятельности в формировании специалиста, о единстве теории и практики, интеграция теоретической, психолого-педагогической и практической готовности педагога к повышению профессионализма; учение о развитии, определяющем движение от старого состояния к качественно новому.

Теоретико-методологическая основа исследования:

  • требования к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах, изложенные в нормативно-правовых документах Российской Федерации, концепции реформирования системы военного образования в Российской Федерации, военной доктрине Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации 21 апреля 2000 года № 70;

  • методология комплексного исследования и системный подход к анализу деятельности педагогических систем (Б.Г. Ананьев З.Д. Жуковская И.В. Кузьмина, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто);

  • концепция педагогической технологии (В. П. Беспалько);

  • представление технологии обучения как процесса управления учебной познавательной деятельностью и формирования военно - профессиональной компетентности выпускника вуза (П.Я. Гальперин, И. А. Зимняя Н. А. Кузьмина Б.Ф.Ломов, Н.Ф.Талызина, Ю.Г. Татур, Н.А.Якунин);

  • личностно-ориентированный, личносьтно-деятельный подход к обучению (И.А. Зимняя, В.В. Сериков);

  • системно-деятельностный подход к итоговым и промежуточным целям подготовки специалистов (З.Д. Жуковская, Н.А. Селезнева А.И. Субетто);

  • теория и методика использования компетентностного подхода к проектированию Государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования нового поколения и профессиональной подготовки специалистов в вузе (В.И. Байденко, А.Э Птицын, М. Стобарт, И.Г. Галямина, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, И.В. Челпанов и др.);

  • квалиметрия образования (В.П. Беспалько, Ю.К. Чернова, В.В. Щипанов и др.);

  • технология системного педагогического проектирования (Ю.Г. Татур, А.К. Маркова и др.).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

  • анализ и обобщение нормативно-правовой базы, психолого-педагогической, методической литературы, периодических научных изданий, рабочих программ по подготовке офицеров запаса;

  • педагогические наблюдения за процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов разных регионов Российской Федерации, беседы с руководящим составом отдела военного образования Приволжско-Уральского военного округа (ПУрВО), преподавателями военных кафедр, студентами;

  • экспериментальная проверка эффективности разработанной компетентностной модели подготовки офицеров запаса автомобильной службы, планирования учебного процесса на военных кафедрах.

Для реализации поставленной цели и реализации задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и военной литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; социологические методы (беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, тестирование); анализ продуктов практической деятельности студентов; констатирующий и формирующий эксперименты; статистические методы обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет». В выборочную совокупность испытуемых для получения эмпирических данных вошло 284 студента, обучающихся на военной кафедре по дополнительной военно-учетной специальности. Из них 149 человек были отнесены к контрольной группе и 135 - к экспериментальной. Исследование проводилось в три этапа: с 2005 по 2009гг.

Первый этап, поисково-теоретический (2005-2006 гг.) - осуществление анализа литературы; составление гипотетической модели, определение темы, разработка программы исследования.

Второй этап, экспериментальный (2006-2009 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы в условиях военной кафедры при ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» путем внедрения разработанных модели и технологии военно-профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск.

Третий этап, обобщающий (2008-2009 гг.) включал анализ, систематизацию, обобщение данных, полученных в ходе исследования, и оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • выявлены сущность, критерии и уровни военно-профессиональной подготовленности офицеров запаса в гражданских вузах;

  • сформулирована и научно-обоснована совокупность базовых профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск;

  • разработаны компетентностные модель и педагогическая технология военно-профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск;

  • определены педагогические условия осуществления военно-профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск в системе высшего профессионального образования в гражданских вузах.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы повышения качества военно - профессиональной подготовки офицеров запаса в гражданских вузах; разработанная автором методика обоснования совокупности базовых профессиональных компетенций, теоретическая модель и педагогическая технология их формирования расширяют возможности использования компетентностного подхода в подготовке военных специалистов любых других специальностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные компетентностные модель и технология военно - профессиональной подготовки офицеров запаса, учебно-методический комплекс, обеспечивающий её реализацию и поддержку, апробированы и успешно внедрены в учебный процесс военной кафедры при ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» и могут быть использованы в технических вузах Российской Федерации, на базе которых функционируют военные кафедры.

Положения, выносимые на защиту.

    1. Военно - профессиональная подготовка студентов, обучающихся по дополнительной военно-учетной специальности, представляет собой неотъемлемую часть целостного процесса подготовки в вузе, при этом основными организационными формами подготовки являются учебный процесс, внеучебная работа профессиональной направленности, вневузовская самостоятельная работа, а содержанием военно- профессиональной подготовки выступают знания, мотивационно-ценностные ориентации, физическое совершенствование, умения и навыки в профессиональной деятельности.

    2. Совокупность базовых профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск, полученная на основе многокритериального анализа требований ГОС, требований к качеству подготовки офицеров запаса, содержания и видов профессиональной деятельности, учебного плана и рабочих программ учебных дисциплин военной подготовки, рекомендаций Всемирного конгресса по инженерному образованию в Портсмуте, Европейской федерации национальных федеральных инженеров.

    3. Компетентностная модель подготовки офицеров запаса автомобильных войск, разработанная в соответствии с видами и содержанием профессиональной деятельности офицеров автомобильных войск. Новизна модели заключается в выделении в ней структурных элементов, которые требования к содержанию и уровням сформированности БПК студентов, разработке информационно дидактической базы и проектировании педагогической технологии формирования БПК будущих офицеров запаса автомобильных войск. При этом практическая ценность модели заключается в том, что в неё заложены требования со стороны заказчика в лице МО РФ к содержанию и уровням сформированности БПК будущих офицеров запаса автомобильных войск.

    4. Компетентностная педагогическая технология формирования БПК будущих офицеров запаса автомобильных войск, обеспечивающая формирование БПК в процессе военно- профессиональной подготовки.

    5. Эффективное осуществление военно-профессиональной подготовки офицеров запаса обеспечивается при выполнении ряда педагогических условий: создание гуманизированной и личностно-ориентированной среды вуза; применение в процессе подготовки комбинации традиционных и инновационных педагогических технологий; преимущественно субъект-субъектный характер взаимодействия участников образовательного процесса; нацеленность процесса подготовки на формирование и развитие у будущих офицеров запаса личностных качеств, особое место среди которых занимают активность, самостоятельность, рефлексия.

Достоверность и надежность полученных научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; системным рассмотрением проблемы; экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; многоаспектностью обработки данных, включающих качественные и количественные оценки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробировались в ходе их обсуждения на заседаниях кафедр: педагогики и психологии, военной и физической культуры ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»; на Международных научно-практических конференциях в г. Самаре (2005, 2007, 2008), в г. Санкт-Петербурге (2009);г. Мурманске (2008); на Всероссийской научно-практической конференции в г. Самаре (2004)г., путём публикации материалов по теме исследования в рецензируемых журналах.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой и последовательностью решения поставленных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 172 источников и 8 приложений. Общий объем работы (без приложений) составляет 182 страницы машинописного текста. В тексте диссертации содержится 41 иллюстрация.


Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы; определяется аппарат исследования (объект, предмет, цель); формируются гипотеза и задачи исследования; характеризуются новизна, теоретическая и практическая значимость; раскрывается структурное содержание диссертации.

В первой главе «Теоретико-методологические основы проектирования и реализации педагогической системы формирования БПК у студентов обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск» проведен аналитический обзор научных публикаций и практического опыта подготовки по специальности, рассмотрены роль и место компетенций и компетентности в системе подготовки современного специалиста, проведено обоснование БПК будущих - офицеров запаса автомобильных войск, разработана компетентностная модель подготовки офицеров запаса автомобильных войск.

Решение задач обороноспособности страны в современных условиях может оказаться результативными в том случае, когда их реализацией будут заняты компетентные, профессионально подготовленные военные специалисты. Поэтому, создание резерва офицерских кадров из числа выпускников военных кафедр при технических вузах продолжает оставаться весьма актуальным.

Обстановка, которая может сложиться на момент призыва офицеров запаса на военную службу, потребует от них полноценного исполнения должностных обязанностей с момента их прибытия в воинскую часть. Для решения этой задачи необходимо провести не только анализ потребностей заказчика в лице МО РФ, но и прикладные научные исследования, технологические разработки, преобразование структуры управления качеством подготовки будущих офицеров запаса автомобильных войск.

По определению ЮНЕСКО соответствие уровня подготовки специалистов требованиям современности является первоочередной задачей, поскольку высока потребность в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками. В проекте ГОС высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки на первом месте стоит формирование компетенций, наиболее характерных для специальностей данного направления, - универсальных и профессиональных компетенций. Совокупность компетенций будущих специалистов предлагается разрабатывать совместно с ведущими специалистами отрасли и с заказчиками.

Аналитический обзор научных публикаций и педагогического опыта подготовки офицеров запаса автомобильных войск показал, что эта проблема в научных публикациях, на конференциях различных уровней, в периодических изданиях, Интернет-форумах сегодня практически не обсуждается. Кроме того в существующей образовательной практике пока не накоплен опыт проектирования и реализации профессиональных компетенций офицеров запаса, четко не определен перечень профессиональных компетенций (требования к той или иной специализации формулируются как профессиональные квалификации).

Профессиональные компетенции специалиста - это его готовность и/или способность целесообразно применять совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественного и продуктивного их использования в профессиональной сфере. При этом деятельность индивида при решении профессиональных задач и проблем должна быть организованной и самостоятельной. Одним из значимых факторов должна стать самооценка результатов деятельности, предвидение и устранение ошибок. Совокупность профессиональных компетенций специалистов определенной отрасли профессиональной деятельности понимается как БПК.

Проведенный анализ ГОС ВПО, Единого квалификационного справочника, содержания видов профессиональной деятельности, учебного плана и рабочих программ учебных дисциплин военно-учётных специальностей (ВУС) 261001 «Применение подразделений частей и соединений общевойскового назначения» и 261400 «Применение подразделений и частей по ремонту автомобильной техники», рекомендаций Всемирного конгресса по инженерному образованию в Портсмуте и Европейской федерации национальных ассоциаций инженеров позволил нам разработать совокупность БПК офицеров запаса автомобильных войск (табл. 1).

Оценка валидности совокупности БПК проводились с использованием метода экспертных исследований в форме анкетирования. Опрос проводился среди руководителей автотранспортных предприятий, работников автосервисов, офицеров – автомобилистов ПУрВО, преподавателей специальных дисциплин и дисциплин специализации факультета МиАТ, а также среди студентов 4-го курса, закончивших обучение на военной кафедре при ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»в количестве 80 человек.

По результатам анализа экспертных оценок, для каждой группы БПК и каждой отдельно взятой компетенции в группе было рассчитано процентное соотношение ответов опрошенных в трёх категориях: «Важно», «Желательно», «Необязательно». Более половины опрошенных дали оценку «Важно» и более 30% экспертов считают наличие таких компетенций - желательными. Таким образом, статистическая обработка результатов анкетирования подтвердила адекватность выделенной совокупности БПК у офицеров запаса автомобильных войск.

Таблица1.1

Совокупность БПК офицеров запаса автомобильных войск

Блоки совокупностей БПК

Дескрипторы базовых профессиональных компетенций

Блок «А»


Базовые профессиональные компетенции офицера в сфере эксплуатации и ремонта автомобильной техники.

1. Способность использовать в профессиональной деятельности знания о классификации автомобилей, устройстве и принципах действия его узлов и агрегатов, о физических процессах протекающих при работе автомобиля, и в его отдельных агрегатах;

2. Способность (умение) выявлять и устранять различные виды неисправностей, производить регулировку узлов и агрегатов автомобиля;

3. Способность использовать современное диагностическое технологическое оборудование при эксплуатации и ремонте автомобильной техники;

4. Способность (умение) оценивать техническое состояние объектов автомобильной техники, определять виды и объёмы ремонтных работ, методы восстановления деталей машин;

5. Способность использовать знания по организации эксплуатации и ремонта автомобильной техники, по обеспечению экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности личного состава при организации эксплуатации и ремонта автомобильной техники.

Блок «Б»


Базовые профессиональные компетенции, связанных с исполнением обязанностей офицера автомобильных войск.

1. Способность использовать знания, умения и навыки, для самостоятельного и продуктивного выполнение служебных обязанностей в должности командира взвода , наличие навыков командной устной и письменной речи;

2. Способность (умение) подобрать из числа подчинённых исполнителей и распределить обязанности между ними, способность мобилизовать их на эффективное выполнение поставленных задач, твёрдо управлять ими и обеспечить непрерывный контроль за исполнением, создавать в подразделении благоприятный морально-психологический климат;

3. Способность управлять (командовать) подразделением, организовывать правильную эксплуатацию и ремонт автомобильной техники в зависимости от условий, сложившейся обстановки и места дислокации подразделения;

4. Способность (умение) производить расчёты по планированию и учёту работ по эксплуатации и ремонту автомобильной техники с использованием современных средств компьютерной поддержки;

5. Умение правильно и методически грамотно организовывать и проводить занятия с подчинёнными в соответствии с программой боевой подготовки специалистов автомобильных войск.

Результаты проведенных исследований ГОС, Единого квалификационного справочника, видов профессиональной деятельности, учебного плана и рабочих программ подготовки офицеров запаса автомобильных войск, рекомендаций Всемирного конгресса по инженерному образованию в Портсмуте и ассоциации ФЕАНИ, а также анализ экспертных оценок по определению и обоснованию БПК явились основой разработки информационно-дидактической базы их формирования в содержании и видах деятельности студентов в ходе обучения на военной кафедре. а также определили необходимость разработки компетентностной модели подготовки офицеров запаса автомобильных войск. В процессе проектирования модели подготовки учитывались известные научные разработки по их построению, результаты анализа существующих моделей и их компонентов, виды и содержание профессиональной деятельности офицеров запаса автомобильных войск (рис. 1).

Во второй главе «Проектирование и реализация методики формирования профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск» определяется информационно-дидактическая база формирования БПК, предлагается алгоритм развития и формирования БПК студентов, а также педагогическая технология и инструментарий диагностики сформированности БПК будущих офицеров запаса автомобильных войск.

Для военно-учётных специальностей (ВУС) 261001 «Применение подразделений частей и соединений общевойскового назначения» и 261400 «Применение подразделений и частей по ремонту автомобильной техники»ей определена информационно-дидактическая база, обеспечивающая эффективное формирование БПК: содержание учебных дисциплин, лекций, групповых и практических занятий с использованием действующих образцов техники, и производственной базы авторемонтного предприятия МО РФ. Проведено моделирование, анализ и исследование проблемных ситуаций (вводных), тактических задач, составлены планы и задания для самостоятельной работы с учебниками, учебными пособиями. Проведено планирование учебных сборов в войсках и привития командных и методических навыков. Она ориентирована на использование в следующих формах учебной деятельности: учебная и академическая, учебно-профессиональная, внеаудиторная самостоятельная.

Для определения дисциплин общевоенной и военно-профессиональной подготовки в процессе изучения которых у студентов будут сформированы конкретные БПК блока А и Б, проведены экспертные исследования и составлены матрицы дисциплин. Анализ матриц показал, что все дисциплины обеспечивают возможность формирования у студентов совокупности БПК, а частота повторения возможности их формирования подтверждает высокую вероятность их устойчивой сформированности.

Разработана и внедрена в учебный процесс модульная рабочая программа дисциплин «Устройство автомобильной техники», «Эксплуатация автомобильной техники» и «Восстановление автомобильной техники», ориентированных на формирование БПК блока А.

Эффективное формирование БПК связано с ведущей ролью рефлексии в усвоении соответствующих научных понятий. Применение рефлексивных умений важно для развития и формирования БПК при выполнении работ на действующем оборудовании и образцах техники. С этой целью изучение дисциплины «Устройство автомобильной техники» проводится на производственной базе авторемонтного предприятия МО РФ. С достаточной эффективностью формирование и развитие БПК студентов происходит и в процессе проведения учебных сборов в войсках. где происходит наиболее глубокое и полное привитие навыков в работе на технике и вооружении. На этих сборах проводятся тактические и тактико-специальные занятия, которые имеют целью привитие студентам практических умений и навыков в управлении воинским подразделением.

В процессе экспериментальной работы на основе компетентностного подхода модернизирована методическая документация для проведения практических занятий по дисциплине «Устройство автомобильной техники». Разработаны и внедрены в учебный процесс мультимедиа учебные приложения для проведения занятий по дисциплинам военно-технической подготовки. Использование этих приложений позволяет более активно вовлекать студентов в учебную деятельность. Учебные приложения применяются на групповых занятиях и лекциях, а также для самостоятельной работы студентов, в качестве «компьютерного консультанта» при подготовке студентов к зачетам и к экзаменам.

Компетентностная педагогическая технология формирования БПК студентов была апробирована в учебном процессе подготовки будущих офицеров запаса автомобильных войск на военной кафедре при ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет».

Для оценки эффективности компетентностной технологии подготовки студентов разработан комплект критериально-ориентированных тестовых





Рис.1. Компетентностная модель профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск.

заданий. Тесты помогают определить уровни освоения содержания модулей военно технической подготовки.

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности компетентностной технологии профессиональной подготовки студентов – будущих офицеров запаса автомобильных войск. проводилась на базе ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет». В проведении эксперимента участвовали студенты второго-четвёртого курсов, проходившие военную подготовку на военной кафедре при ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет».

На первом этапе исследовалось состояние анализируемой проблемы, формулировались цели, рабочие гипотезы, подготавливалась материальная база проведения эксперимента.

На втором этапе экспериментального исследования осуществлялись пробные и констатирующие эксперименты в контрольных и в экспериментальных группах, проверялась эффективность педагогической технологии формирования БПК.

На третьем этапе проводился сравнительный эксперимент эффективности педагогической технологии формирования БПК студентов с использованием критериально-ориентированных тестовых заданий. Оценка сформированности БПК студентов проводилась опосредованно, путем измерения когнитивного, операционального и деятельностного компонентов БПК.Результаты выполнения студентами контрольной и экспериментальной групп тестовых заданий по выявлению сформированности компонентов БПК в ходе формирующего эксперимента представлены в табл.2.

Таблица 2

Результаты выполнения студентами тестовых заданий

Группа

Максимально возможное количество баллов

1-й срез

2-ой срез

Кол-во баллов

k

Кол-во баллов

k

Контрольная 132 чел.

1320

462

0,35

620

0,47

Экспериментальная 149 чел.

1490

492

0,33

1073

0,72


Из приведенных данных видно, что численное значение коэффициента эффективности k выполнения действий и операций у студентов экспериментальной группы за счет использования компетентностной педагогической технологии обучения возросло в 2,2 раза и оказалось более чем в 1,5 раза выше, чем у студентов контрольной группы.

Распределение студентов по сформированности компонентов БПК (в процентах) представлено в табл. 3. Для сравнения приведены данные констатирующего эксперимента.

Таблица 3

Распределение студентов по сформированности компонентов БПК в период с

2005 по 2009 гг.

(КГ - контрольные группы, Э - экспериментальные группы)


Годы

Группа

Сформированность компонентов БПК

Когнитивный

Операциональный

Деятельностный

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2005-2007

КГ

101

77

23

17

8

6

ЭГ

109

73

27

18

13

9

2007-2009

КГ

69

52

51

39

12

9

ЭГ

45

30

65

44

39

26



Результативность применения компетентностной технологии особенно усматривается из диаграммы сравнения уровней сформированности компонентов БПК на рис.2.


Рис.2. Диаграмма динамики перераспределения уровней сформированности компонентов БПК у студентов экспериментальной группы.


Из диаграммы видно, что значение коэффициента эффективности у студентов контрольной группы повысился на 12%, а у студентов экспериментальной - на 39%. Таким образом, сформированность компонентов БПК студентов экспериментальной группы по результатам формирующего эксперимента оказалась выше, чем у студентов контрольной группы, что свидетельствует об эффективности использования компетентностной технологии подготовки офицеров запаса.


ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Анализ социального заказа на подготовку офицеров запаса автомобильных войск, философских, психологических и инженерно-технических аспектов профессиональной деятельности позволил сформулировать дефиницию «базовых профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск» и обогатить понятийно-терминологический аппарат компетентностно-ориентированного профессионального образования.

  2. Требования ГОС ВПО, Единого квалификационного справочника, содержание видов профессиональной деятельности, учебного плана и рабочих программ учебных дисциплин, рекомендации Всемирного конгресса по инженерному образованию в Портсмуте, Европейской федерации национальных федераций инженеров позволили определить совокупность БПК будущих офицеров запаса автомобильных войск, которая представлена в виде блоков компетенций, связанных с управлением автотранспортными предприятиями и автосервисами, а также с эксплуатацией и ремонтом автотранспортных средств.

  1. Разработана компетентностная модель подготовки студентов по военно-учётных специальностей (ВУС) 261001 «Применение подразделений частей и соединений общевойскового назначения» и 261400 «Применение подразделений и частей по ремонту автомобильной техники», ориентированная на формирование БПК. Модель подготовки открывает возможность для конкретизации требований к специалистам со стороны заказчика МО РФ, а также проектирования информационно-дидактической базы формирования БПК в учебном процессе.

  2. Оптимизация педагогических условий, методов и средств организации процесса обучения будущих офицеров запаса автомобильных войск приводит к пересмотру традиционных технологий и разработке инновационных педагогических технологий формирования БПК, основанных на компетентностном подходе.

  3. Для диагностики и контроля сформированности БПК разработаны комплексы дидактических средств, различные формы и способы поэтапного контроля.

  4. Оценка эффективности разработанной компетентностной педагогической технологии, апробированной в процессе экспериментального исследования и статистической обработки результатов многоэтапного педагогического эксперимента, показала, что формирование БПК студентов происходит во время всего процесса обучения при условии применения этой технологии, о чем свидетельствуют результаты проведенного контроля и экспертные оценки работников автомобильной отрасли.

  5. Методическое обеспечение компетентностной педагогической технологии формирования БПК студентов представлено компетентностно-ориентированной рабочей программой, учебными пособиями, методическими разработками и указаниями, рекомендациями, тестовыми заданиями, предназначенными для различных видов учебных занятий.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в совершенствовании и развитии учебно-методического комплекса для обучения и методик проведения практических занятий с использованием компьютерных программ, которые позволят индивидуализировать процесс обучения будущих офицеров запаса автомобильных войск.


СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

В периодических рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Афанасьев, А.К. Компетентностная модель подготовки офицеров запаса в государственных технических вузах // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 11.№4(30)(3) «Педагогика и психология». - Самара, 2009.-С. 580-583.-0,25п.л.

  2. Афанасьев, А.К. Педагогическая технология формирования базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов будущих офицеров запаса автомобильных войск.// Известия Южного федерального университета №11. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 221-230. - 1 п. л.

В других изданиях:

  1. Афанасьев, А.К. «Формирование профессионально значимых качеств у будущих офицеров запаса автомобильных войск» //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные средства и технологии развития творческого потенциала студентов».-Самара, 2004.-С.266-267.-0,25 п.л.

  2. Афанасьев, А.К. «Пути повышения познавательной активности студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск»// Материалы международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность». - Самара, 2005. - С 144-146.-0,25 п.л.

  3. Афанасьев, А.К. «Методика формирования профессионально значимых компетенций в сфере эксплуатации и ремонта автомобильной техники у будущих офицеров запаса автомобильных войск».//Международный сборник научных трудов «Непрерывное профессиональное образование». - Саратов, 2006. - С 9-16.-0,3 п.л.

  4. Афанасьев, А.К. «Формирование функциональной грамотности студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск»//Международный сборник научных трудов «Непрерывное профессиональное образование». - Саратов, 2007. - С.12-17.-0,3 п.л.

  5. Афанасьев, А.К. «Профессионально-ориентированные технологии, применяемые в подготовке офицеров запаса автомобильных войск»// Сборник научно-методических работ «Качество и конкурентоспособность среднего профессионального образования, опыт, проблемы, пути решения». – Самара, 2007. - С.17-22.-0,3 п.л.

  6. Афанасьев, А.К. «Формирование профессиональных экологических компетенций у студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск»// Материалы XII международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». – Самара, 2007. - С.127.-0,1 п.л.

  7. Афанасьев, А.К. «Модель формирования профессионально значимых компетенций у будущих офицеров запаса автомобильных войск»// Международный межвузовский научно-Методический сборник «Образование в техническом вузе в ХХI веке». - Набережные Челны, 2008. - С.57-61.-0,3 п.л.

  8. Афанасьев, А.К., Михелькевич, В.Н. «Методологические и методические аспекты подготовки офицеров запаса автомобильных войск в технических университетах»// Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития УИС как элемента правоохранительной системы России и зарубежных стран». - Самара, 2008. – С.289-293.-0,25 п.л.

  9. Афанасьев, А.К. «Базовые профессиональные компетенции студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск»//Вестник Самарского государственного технического университета №1(9). - Самара, 2008. - С.9-13.-0,3 п.л.

  10. Афанасьев, А.К., Михелькевич, В.Н. «Компетентностный подход к профессиональной подготовке офицеров запаса автомобильных войск в вузе»//Материалы Международной научно-технической конференции «Наука и образование - 2008». - Мурманск, 2008. - С.950-953.-0,3 п.л.

  11. Афанасьев, А.К. «Проектирование и реализация компетентностной модели профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск»// Материалы XVI международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке». - С-Петербург, 2009. - С.160.-0,25п.л..

  12. Афанасьев, А.К. «Компетентностный подход к профессиональной подготовке офицеров запаса автомобильных войск в технических вузах»//Вестник Самарского государственного технического университета № 1 (11). - Самара, 2009. - С.54-61.-0,4 п.л.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Самарский государственный технический университет» iconАннотированный список литературы
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет,...
«Самарский государственный технический университет» iconЧернова Жанна Владимировна 12. 07. 1974г. Окончила Самарский государственный университет, социологический факультет, диплом
Окончила Самарский государственный университет, социологический факультет, диплом с отличием, 1996
«Самарский государственный технический университет» iconЧернова Жанна Владимировна 12. 07. 1974г. Окончила Самарский государственный университет, социологический факультет, диплом
Окончила Самарский государственный университет, социологический факультет, диплом с отличием, 1996
«Самарский государственный технический университет» iconПравила приема иностранных граждан в Липецкий государственный технический университет на 2009/2010 учебный год I. Общие положения
«Липецкий государственный технический университет» (далее – лгту, университет) для обучения по основным образовательным программам...
«Самарский государственный технический университет» iconСкворцова Мария Владимировна
...
«Самарский государственный технический университет» iconФедеральное агентство по образованию гоу впо пермский государственный технический университет региональный центр информатизации
Пермский государственный технический университет развивает международное сотрудничество
«Самарский государственный технический университет» icon«Ухтинский государственный технический университет» (гоу впо «угту»)
Ухтинский государственный технический университет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда проводит Межрегиональную...
«Самарский государственный технический университет» iconНаправление: Реклама и связи с общественностью Липецкий государственный технический университет
Липецкий государственный технический университет Гуманитарно-социальный факультет
«Самарский государственный технический университет» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования пермский государственный технический университет
Пермский государственный технический университет признан победителем открытых конкурсов Государственной корпорации «Российская корпорация...
«Самарский государственный технический университет» iconФедеральное агентство по образованию гоу впо пермский государственный технический университет региональный центр информатизации
Пермского экономического форума профессор, доктор физико-математических наук Сергей Капица посетил Пермский государственный технический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы