Свободные экономические зоны: оффшорные центры icon

Свободные экономические зоны: оффшорные центры



НазваниеСвободные экономические зоны: оффшорные центры
Дата конвертации01.08.2012
Размер384.58 Kb.
ТипРеферат
Свободные экономические зоны: оффшорные центры


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | || ||Нижегородский государственный университет ||имени Н.И. Лобачевского ||Экономический факультет ||Кафедра экономики народного хозяйства || ||КУРСОВАЯ РАБОТА ||по дисциплине: ||«Размещение производственных сил» || || ||на тему: ||«Свободные экономические зоны: оффшорные центры» || |Выполнил | Студент 1 || | |курса дневного|| | |отделения, || | |группы 717, || | |специальности || | |национальная || | |экономика, || | |Попов Алексей || | | || |Научный |Доцент, К.Г.Н.|| |руководитель:|Данилова И.Б. || | | || | | || | | || | | || | ||Н.Новгород. 2001 |Реферат Объем работы 38 печатных страниц, который составляют: Введение, двеглавы, семь параграфов, заключение, список литературы и одно приложение. Вкачестве исходных материалов я использовал в основном публикации вжурналах и других периодических изданиях в большинстве русских авторов, атакже учебники по экономической географии, экономической теории и праву.Также я использовал Интернет для подбора последней статистическойинформации в сфере свободных экономических зон (например, последниеизменения в законодательствах стран, в которых функционируют СЭЗ).Используемые методы исследования данной темы это исторический,сравнительный и статистический. Цель моегонаучного исследования заключаетсяв желании понять назначение и реальное функционирование свободныхэкономических зон, а в частности оффшорных центров, причины стольсвоеобразной их реализации в Российской Федерации и их эффективности всложившихся условиях нашей страны. Основным выводом моей работы являетсято, что России для выхода из кризиса жизненно необходимо создавать СЭЗ какна федеральном, так и на региональном уровне. Чмо поставило ((хор)… из-за недостатка «картографических материалов» +я еще реферат как-то по тупому вложил… типа «из-за оформления»… вот такиедела! Пользуйтесь, если чем поможет! Леха Попов. Декабрь 2001. leha33@mail.ruСодержаниеВведение 4Глава I. Теоретические основы создания и функционирования СпециальныхЭкономических Зон 5Виды специальных экономических зон 5Требования по размещению СЭЗ 12История организации СЭЗ в России 12Глава II. Анализ развития СЭЗ на примере Оффшорных центров 18Мировой опыт оффшоров 18Анализ разития сэз на примере БАГАМСКИХ ОСТРОВОВ 23Заключение 34Приложение 1 35Список литературы 37Введение Современный этап развития мировой экономики в целом и международнойторговли в частности характеризуется усилением процессов интеграции,либерализации и повышения степени открытости национальных экономик.Завершение "Уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ и создание ВТОдали дополнительный импульс либерализации мирохозяйственных связей иповышению эффективности международного разделения труда. В настоящее время многие страны обращаются к нетрадиционным формамактивизации своего участия в международном разделении труда.
Прежде всего,это относится к странам, реализующим экстравертивную модель развитиянациональной экономики, ориентированную на мировой рынок. Экспортнаяспециализация становится доминирующей в общей экономической стратегии нетолько большинства промышленно развитых стран, но и практически всех новыхиндустриальных государств, а также отдельных стран с переходной экономикойи развивающихся государств. Одним из важных составных элементов стратегии экспортной ориентацииявляются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые создаются дляпривлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роставалютных доходов, получение доступа к новым технологиям, улучшениясостояния платёжного баланса и, в конечном счёте, для развития национальнойэкономики и её более эффективной (тесной) интеграции в мировую экономику. Специальные экономические зоны получили достаточно широкоераспространение в мировой хозяйственной практике. По оценкамспециалистов[i], в середине 90-х годов во всём мире функционировало около1200 различного рода СЭЗ, в том числе около 400 свободных торговых зон, 400научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон впримерно 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации,эколого-экономические регионы, туристические центры и др.). Совокупный объём экспорта товаров только из экспортно-производственныхзон возрос с 17 млрд. долл. в 1990 г. до 25 млрд. долл. в 1995 г. Общеечисло занятых в экспортно-производственных зонах увеличилось за этот периодс 2 млн. до 3 млн. человек. В оффшорных центрах сосредоточена почти третьвсех банковских депозитов развитых стран мира. По оценкам специалистовчерез все мировые специальные экономические зоны в ближайшее время будетпроходить от 10 до 20% мирового товарооборота. Приведенные данные наглядносвидетельствуют о значительном росте вклада СЭЗ в мировой интеграционныйпроцесс. Об эффективности СЭЗ свидетельствует опыт первой специальнойэкономической зоны Китая – «Шэньчжэнь», созданной в 1980 году. Через 5 летдеятельности зоны объем выпуска промышленной продукции в стоимостномвыражении превысил тот же показатель 1979 г. в40 раз[ii], а через 7 лет – в 90 раз[iii]. До создания СЭЗ Шэньчжэнь былрыбацким поселком с населением в 20 тыс. человек, через 5 лет это былиндустриальный центр с населением в 1 млн. (!) человек[iv], а через 8 лет –с населением в 5 млн. (!!!) чел. За 5 лет в экономику СЭЗ были вовлеченыиностранные инвестиции на сумму 51,3 млрд. долларов[v]. I. Теоретические основы создания и функционирования Специальных Экономических ЗонВиды специальных экономических зон Под влиянием изменений в мировой экономике и международной торговлепрослеживается эволюция организационно-функциональных форм СЭЗ от простых,связанных в основном с торговлей товарами, к более сложным, ориентированнымна производство массовой потребительской продукции, разработку ипроизводство новых товаров, предоставление различного рода услуг и др. В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторовпока нет единого мнения по определению и типологии специальныхэкономических зон. Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточномногообразна. В современной практике мирового хозяйства существует до 26разновидностей СЭЗ. Довольно сложно классифицировать однозначно ту или иную СЭ3, посколькуони обладают характерными признаками многих зон. Однако среди наиболеераспространенных в мире специальных экономических зон можно выделитьследующие: o Таможенные зоны; o беспошлинные торговые зоны; o таможенные свободные зоны; o зоны свободной торговли; o внешнеторговые зоны; o беспошлинные экспортно-производственные зоны; o свободные экспортные зоны; o свободные экспортно-производственные зоны; o экспортно-производственные зоны; o свободные экономические зоны; o свободные производственные зоны; o зоны экономического благоприятствования; o промышленные экспортно-ориентированные зоны; o свободные промышленные зоны; o предпринимательские зоны; o зоны совместного предпринимательства; o зоны технико-экономического развития; o зоны развития новой и высокой технологии; o технико-внедренческие зоны; o научно-промышленные парки; o оффшорные центры; o международные оффшорные финансовые центры; o свободные банковские зоны; o эколого-экономические регионы; o открытые районы; o туристические центры. Несмотря на различия в названиях и организационно-функциональномназначении СЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулироватьследующее определение СЭЗ: под специальными экономическими зонами следуетпонимать часть, национальной территории (иногда выделенной из общейтаможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность врешении хозяйственных вопросов, особый режим, управления и преференциальныеусловия экономической деятельности для иностранных и национальныйпредпринимателей. Эта наиболее общая формулировка позволяет поставить водин синонимический ряд несколько десятков терминов, идентифицирующихразличные типы и виды зон, которые встречаются в мировой практике. Вместе с тем для полноты представления о рассматриваемом предметеисследования данное определение необходимо дополнить некоторыми уточняющимихарактеристиками, что позволит объединить существующие в мире зоны внесколько групп, т.е. классифицировать. Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырём основным критериям: o по характеру деятельности или функциональному предназначению; o по степени интегрированности в мировую и национальную экономику; o по отраслевому признаку; o по характеру собственности. По характеру деятельности и функциональному предназначению можновыделить четыре основных типа зон: зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры. К зонам свободной торговли (ЗСТ) относятся территории, функциикоторых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке и перевалкетоваров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускаетсянезначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшегореэкспорта. Не смотря на определённые выгоды, получаемые от таможенныхпошлин, а также за счёт экономии на накладных расходах, возможностиподобных зов в развитии экспортного производства, вовлечении в негонациональных, материальных и трудовых, ресурсов весьма ограничены. Именноэтим определяется то, что этот тип в чистом виде не получил широкогораспространения в современной международной практике. По мере усиления конкурентной борьбы, усложнения задач социально-экономического развития таможенно-юридический статус зон свободной торговлис целью более активного привлечения капитала в сферу материальногопроизводства дополняется новыми элементами. Такая эволюция зон свободнойторговли характерна для всех стран, включая и промышленно-развитые, чтоприводит к трансформации ЗСТ в экспортно-производственные зоны. В частности, в США свободные внешнеторговые зоны, создание которых былопредусмотрено законом, принятым в 1934 г., в настоящее время осуществляют ипроизводственные операции. Кроме того, с целью экономического возрождения отдельных областей ирайонов США, оказавшихся в силу различных социально-экономических причин всостоянии относительной депрессии широкое распространение получили такназываемые предпринимательские зоны. Таким образом, производственная деятельность и все, связанные с неюфункции, образуют основу наиболее распространенного в мире типа специальныхэкономических зон — экспортно-производственных зон (ЭПЗ). Наиболее широкоераспространение этот тип зон получил в новых индустриальных странах,использующих модель экспортной ориентации. С точки зрения развития всех элементов экспортного потенциала,охватывающих сферу производства, системы сбыта, маркетинга и т.п., этот типСЭЗ представляет наибольший интерес для многих стран и имеет особоезначение для развития международного разделения труда. Продукция,выпускаемая в экспортно-производственных зонах, отличается высокойконкурентоспособностью, главным образом из-за малых издержек производства,что позволяет успешно конкурировать на мировом рынке, устанавливая низкиеэкспортные цены. Однако в современной мировой экономике основным факторомконкурентоспособности становится не цена товара, а его качество, новизна,наукоёмкость, интеллёктоёмкостЬ. Развитие этой тенденции отразилось и нахарактере деятельности экспортно-производственных зон, многие из которыхначали трансформироваться в научно-промышленные парки (НПП). Кроме того,новые СЭЗ образуются в форме технополисов, высокоразвитых структур поорганизации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. Особым видом СЭЗ являются оффшорные центры или так называемые"налоговые гавани". В оффшорных центрах концентрируется, как правило,банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортныеоперации, операции с недвижимостью, трастовая (доверительная) иконсалтинговая деятельность. ОЦ привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности,льготным налоговым и внешнеторговым законодательством. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику можновыделить два типа СЭЗ: экстравертивный — имеющий анклавный характер иориентированный на внешний рынок и интравертивный — интегрированный внациональную экономику. Экстравертивный, анклавный характер имеет большинство СЭ3 в новыхиндустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки иКарибского бассейна. Предприятия, расположенные в таких зонах, вывозят, какправило, от 75% до 90% и более производимой продукции. Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа,является сборочный характер производства, основанный на импортныхматериалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В такихзонах создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональныекорпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортнуюбазу для создания продукции с более низкими издержками производства и засчёт этого более конкурентоспособной. Следует подчеркнуть, что зоны анклавного типа, несмотря на однотипностьмеханизма функционирования, весьма существенно отличаются по принципамсвоей организации. В современном мировом хозяйстве эти принципы реализуютсяв трёх основных направлениях. К первому можно отнести зоны, охватывающие территории отдельныхпредприятий, на которые распространяется льготный налоговый таможенныйрежим. Более широкое развитие такие зоны получили в Мексике, гдефункционируют так называемые "макиладорас" — экспортные предприятия,расположенные вдоль границы США. По таким же принципам создаются ЭПЗ и вВенгрии. Ко второму направлению можно отнести небольшие индустриальные анклавы,представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до несколькихсотен гектаров. Такие зоны получили достаточно широкое распространение вновых индустриальных странах, а также в отдельных промышленно развитыхгосударствах, таких, например, как Ирландия. Принципиальное отличие третьего направления организации зон анклавноготипа заключается в широком территориальном охвате многих районов и городовстраны. Такой принцип характерен прежде всего для организации ЭПЗ в Китае,а также в некоторых отсталых странах, таких, как Шри Ланка, Маврикий, и др. Для интравертивных экспортно-производственных зон интегрированного типанаиболее важной характерной особенностью является наличие тесныхэкономических связей с внутренними районами страны. Помимо проблем,связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачиповышения технологического уровня местной промышленности, качества иконкурентоспособности выпускаемых товаров. В отличие от зон анклавного типа, интравертивные интегрированные зоныориентированы большей частью не на импорт промежуточных товаров, а наиспользование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Наиболее ярким представителем этого типа экспортно-производственнойзоны является свободная зона Манаус в Бразилии. В отличие от мексиканских"макиладорас" бразильские предприятия в ЭПЗ имеют значительно более высокуюдолю национальных компонентов в своей готовой продукции, которая потелевизорам составляет 90%, электронно-вычислительным машинам — 70,настольным калькуляторам — 65, видеокассетам —40, компакт-дискпроигрывателям — 35%. Из зоны Манаус в начале 90-х годов на экспортпоставлялось лишь от 5% до 10% выпускаемой продукции. К интегрированному типу ЭПЗ можно отнести и американские внешнеторговыезоны. В частности, в конце 80-х годов 78% всех поставок сырья,полуфабрикатов, компонентов и материалов осуществлялось из внутреннихрайонов США, в свою очередь, 88% производимой в таких зонах готовойпродукции шло на внутренний рынок страны. В настоящее время в Китае рассматривается концепция более теснойинтеграции ЭПЗ в национальную экономику, что потребует постепеннойпереориентации производства с внешнего на внутренний рынок и повышения долинационального компонента в выпускаемой продукции. Классификация зон по отраслевому признаку вызывает определенныетрудности, поскольку, как правило, в экспортно-промышленных зонахрасполагаются предприятия, относящиеся к различным отраслям промышленногопроизводства. Тем не менее, в мировой практике существует определённаяспециализация ЭПЗ на одной или нескольких отраслях промышленности. Вчастности, в Южной Корее промышленная зона в г. Куми специализируется навыпуске электронных и электротехнических изделий, в г. Чханвоне — напроизводстве машиностроительной продукции, в г. Ечхоне — на выпускенефтехимической продукции. ЭПЗ на о. Маврикий, в Шри-Ланке, Египте и Доминиканской Республикеспециализируются на выпуске и экспорте одежды, текстильных изделий, обуви идругих товаров. Одна из крупнейших ЭПЗ в Малайзии, расположенная на о. Пинанг, являетсякрупнейшим в мире центром по выпуску электронных компонентов, электронно-вычислительной техники и бытовой электронной аппаратуры. Специалистыназывают о. Пинанг "силиконовым островом" или второй "силиконовой долиной"за пределами США. Такую же специализацию имеет индийская ЭПЗ "Санта-КрузЭлектронике Экспорт Процессинг Зоун". В Израиле одна из свободных торговых зон, расположенная недалеко отстолицы (Тель-Авив), где находится алмазная биржа страны, специализируетсяисключительно на частичной переработке и торговле алмазами. К зонам с ярко выраженной отраслевой специализацией можно также отнеститорговые зоны, оффшорные, туристические и рекреационные зоны. Отраслевая специализация характерна не только для ЭПЗ, но и для научно-промышленных парков, большинство из которых ориентированы на разработку ивыпуск наукоемкой продукции. Основными отраслями специализации научно-промышленных парков являются микроэлектроника, информатика, биотехнология,генная инженерия. В частности, в Гонконге два НПП специализируются наразработке новых поколений электронной и электротехнической продукции. Вместе с тем существуют и нетрадиционные подходы к отраслевойспециализации научно-промышленных парков. Так, например, в Сингапуре всередине 90-х годов было создано 10 промышленных парков с целью разработкипринципиально новых технологий выращивания овощей и фруктов, разведениярыбы и использования морепродуктов. При относительной универсальности некоторая специфика присуща иоффшорным центрам. В частности ОЦ, специализирующиеся на банковскойдеятельности, регистрируются в Швейцарии, Люксембурге, Гонконге, Сингапуре,Бахрейне и на Каймановых островах. Оффшорные холдинговые компаниидоминируют в Лихтенштейне и Швейцарии. Страховые фирмы предпочитаютБермудские острова, острова Мэн, Гернси, Терке, Кайкос и др. Оффшорныеморские компании регистрируются преимущественно в Либерии, Панаме, Белизе,Гибралтаре. По характеру собственности СЭЗ можно разделить на государственные,частные и смешанные. Наиболее распространённой в мировой практике формой собственностиявляется смешанный тип, где наряду с государственной собственностьюприсутствует и частная собственность. Исходя из анализа процесса эволюции форм специальных экономических зонв мировой экономике можно выделить четыре поколения. К СЭЗ первогопоколения можно отнести зоны свободной торговли, второго — экспортно-производственные, третьего — технопарки, технополисы, оффшорные центры,четвертого поколения — эколого-экономические и узкоспециализированные зоны.Требования по размещению СЭЗ Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболееобщим из них относятся: o благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций; o развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры; o существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.). Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а вРоссии, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагаютморскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью(железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными,научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценныхприродных ресурсов. Во многих случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районахнового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитойпромышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, нопозволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны идр.).История организации СЭЗ в России Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце80-х годов, может быть разделен[vi] на несколько этапов. На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самойидеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемаяединая государственная концепция свободных зон. Свободные зонырассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики испособ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежнымипартнерами. По форме они должны были быть зонами совместногопредпринимательства, точнее, компактными территориями с высокойконцентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такиезоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциаломс целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советскихтехнологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы натерритории зон предусматривались только в отношении предприятий синостранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССРнормами регулирования иностранных инвестиций. К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополниласьмножеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие,как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса осоздании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советовнародных депутатов об объявлении их территорий зонами свободногопредпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге,Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайскомкрае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейскойавтономной области[vii] [viii]. В 1990-91 гг. Совет Министров или ВерховныйСовет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее еехозяйственно-правовой статус[ix]. (Заметьте, что в положениях зоныименовались "свободными экономическими зонами", а не "зонами свободногопредпринимательства", как в вышеупомянутых постановлениях об ихучреждении.) Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым,а сами зоны рассматривались уже не только как внешний, но, скорее, каквнутриэкономический феномен, призванный создать противовесыцентрализованной системе хозяйствования. Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранногокапитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, наСахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения ихреализуемости, ни по своим последствиям. Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не тольконебольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомонереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблемсоблюдения на больших территориях особых таможенных процедур. Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельнымтерриториальным образованиям без четких на то критериев спровоцировалаволну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та илииная территория (город, область, морской порт, центр науки или простороссийская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса,лоббируя его утверждение в верхах. Как отмечено в [x], руководство Россииоказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионовдобивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активностьместных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризиснымипроцессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем,нахлынувших, как им представлялось, из центра. В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курсна широкое открытие экономики в целях ее стабилизации[xi], выборочнаялиберализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональныхтерриторий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период вРоссийской Федерации нормативно-правовые акты по регулированиювнешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятийприменительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонахстатусные положения формально никто не отменял, налоговые службыистолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительнуючасть ранее предоставленных зонам льгот. Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвалобеспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию какпринципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а такжепросьба руководителей зональных администраций (официальное обращение вфедеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранеевведенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указапрезидента[xii], в котором было подтверждено действие прежних зональныхпреференций для иностранных предприятий и предприятий с иностраннымиинвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономическойдеятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторыеобщие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансированияобъектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетныхкредитов, направление в специальные зональные фонды части средств отприватизации федеральной собственности и др.). Принятие указаспособствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах(Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развитиятерритории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству. Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия наликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободныхэкономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозондвух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортногопроизводства. В основу отбора зональных территорий был положен принципсочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат наих инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью болеереалистичного подхода к масштабности зональных проектов. На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения,принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонамтаможенных льгот (Закон РФ "О таможенном тарифе") и очередная отменаналоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ[xiii]). И хотя иностранныминвесторам указом президента[xiv] были даны гарантии по сохранению прежнихусловий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосферабесперспективности. Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление правительстваудержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, впределах национального экономического пространства. В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российскойзональной политики: o урезание (до 1-2 кмІ) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства; o формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой; o усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе "снизу". Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений,начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных стаможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития ит.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто -частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех.Первая по такому пути пошла СЭЗ "Находка": опираясь на правительственноепостановление о принципиальной возможности создавать на своей территориитаможенные зоны[xv], а также - специально предоставленным на эти целибюджетным кредитом Минфина (март 1995 г.), она образовала первую подобнуюзону уже к лету 1995 г. В том же направлении, но уже без федеральнойгосударственной поддержки, действовали правительство Московской области(проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона"Гавань"), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городскогоаэропорта). Напротив, другие крупные территории активизировали усилия полоббированию эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либовоссоздание прежних, либо получение принципиально новых индивидуальныхпреференций. Следует отметить, что правительство - вразрез с собственнымкурсом на организацию исключительно локальных СЭЗ - поддалось этомудавлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределахКалининградской области[xvi], а в июле 1994 г. была создана зонаэкономического благоприятствования в Ингушетии - "своеобразная модельоффшорной зоны, весьма далекая от общепринятых стандартов"[xvii]. Причем,когда в марте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновьофициально отменены[xviii], борьба территорий за особые привилегии непрекратилась. В частности, Калининградская область добилась принятия вноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особойэкономической зоне в Калининградской области", возвращавшего ей режимтаможенной экстерриториальности. 22 января 1996 г. этот Закон был подписанПрезидентом. Говоря по существу, федеральный закон о СЭЗ в Государственной Думеобсуждается уже более 5 лет. Первый вариант закона был принятГосударственной Думой в апреле 1997 г. Он был одобрен и Советом Федерации,но Президент Б.Н. Ельцин наложил на него вето. Затем в течение годазаконопроект дорабатывался специальной комиссией Совета Федерации,возглавляемой С. Дудником. 1 декабря 1999 г. законопроект во второй раз былпринят в третьем чтении. Однако в очередной раз в июле 2000 г. он былотклонен Президентом В.В. Путиным. По словам одного из разработчиков законадепутата А. Пузановского, будь этот проект принят 5 лет назад, ненаходилась бы в подвешенном состоянии СЭЗ «Находка». Постоянные трения стаможней, налоговой службой, невозможность быстро решать вопросы, связанныес иностранными инвестициями подрывают доверие зарубежных предпринимателейне только к этой СЭЗ, но и в целом к политике Правительства РФ[xix].Немаловажную роль в торможении процессов развития СЭЗ играет и позициянекоторых членов Правительства РФ. По мнению Т. Мухиной, вице-премьерВ. Христенко своим жестким высказыванием – «Пора положить конец внутреннимоффшорным зонам, деятельность которых приводит к чрезвычайно большимпотерям для федерального бюджета», – фактически ставит крест на развитиироссийских СЭЗ в ближайшей перспективе. II. Анализ развития СЭЗ на примере Оффшорных центров За всю историю человечества было лишь три великих открытия - огонь, колесо и центральная банковская система. Дж. Гелбрейт Получившие широкое распространение в мировом хозяйстве идеи зонсвободной торговли, экспортно-производственных зон и научно-промышленныхпарков сегодня дополняются теорией и практикой создания и развитияоффшорных центров. Мировой оффшорный бизнес играет всё возрастающую роль вдвижении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслуживаниивнешнеэкономических связей между всеми странами мира.Мировой опыт оффшоров В русский язык термин "оффшорный" "оффшор" пришёл из английского языка,где "off-shore" буквально означает "вне берега", "в открытом море","изолированный". В современной экономической литературе этим терминомобозначают одну из разновидностей специальных экономических зон,специфическую форму организации коммерческой деятельности. В самом общем виде под оффшорными центрами понимаются страны итерритории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, надеятельность которых распространяется льготный режим налогообложения.Компании, зарегистрированные в оффшорных центрах, находятся под юрисдикциейстраны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство. Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующиепреимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическоеотсутствие валютного контроля, возможность проведения операций срезидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте,анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действуетлишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных снаркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоныизолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариантоффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорнойзоне только нерезидентов. По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорныхзонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явнонизкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы вмомент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма(паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодныерегистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских истраховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно такжедобавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуетсялишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии,Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоаформа и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираютсявладельцем компании. Идея оффшорного бизнеса родилась ещё в конце XIX в. и опиралась насудебные прецеденты британского суда по вопросам налогообложенияиностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса был связан сиспользованием "гавани удобного флота", а затем распространился на сферуфинансов и предоставление различного рода услуг. Первым историческим прецедентом "налогового убежища" в Европе был г.Кампионе на границе между Швейцарией и Италией, спонтанно ставший таковымпосле отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населённымпунктом. Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаныи осуществлены британскими юристами, банкирами, страховщиками исудовладельцами. Поэтому первоначально "налоговые гавани" создавались вВеликобритании и в бывших её колониальных владениях. Любопытный взгляд на становление и развитие института международногоналогового планирования. На протяжении всей истории предпринимательства корпорации стремились ктому, чтобы ограничить ответственность своих инвесторов. В XIX векеправительство Великобритании и ряд правительств других стран ввелизаконодательное положение об ограниченной ответственности, позволившеесоздавать компании, в которых максимально возможные потери владельцевограничивались бы размерами их акционерного капитала. Это было необходимодля поощрения делового инвестирования, поскольку, согласно существовавшейтогда практике, в случае банкротства кредиторы могли претендовать наимущество владельца компании и полностью разорить его и его семью. Разделение компаний с ограниченной ответственностью и их владельцевдействительно привело к бурному оживлению деловой активности в странах,принявших подобные законодательства. Кроме того, налоги на физических лиц икомпании устанавливались, как правило, разные, что выявило возможность длятак называемого налогового планирования, на практике означающего поискизаконных путей снижения налогообложения. В свое время лорд Клайд заметил, что “ни один человек не имеет нималейших моральных, ни каких-либо других обязательств относительно ведениясвоих дел таким образом, чтобы сборщики налогов выгребли как можно большеиз его карманов”. Точно так же современные директора сознают, что ихобязанность перед держателями акций заключается в том, чтобы законноуменьшить налоговую ношу вверенной им компании. Сентябрь 1945 года, ознаменовавшись концом Второй мировой войны, сталначалом новой эры в мировой экономике - воспрянувшие промышленные капиталыпринялись за реализацию своих потенциалов на поприще товаров, необходимыхмировому сообществу в мирное время. Естественно, что наибольшую активность в этом проявили промышленныесуперкорпорации, освоившие небывалые доселе производственные мощности за 4года войны. Эти же самые корпорации, сильно “наследившие” во время войнынеподотчетными финансовыми махинациями в области финансированияразведывательных, карательных и прочих операций, были вынуждены скрыватькак свои сегодняшние, так и прошлые доходы. Те капиталы, которые, так или иначе, выступали на стороне Гитлера,(заводы Круппа, как наиболее яркий пример) также не исчезли, а, наоборот,приумножались и были вынуждены, так или иначе, официализироваться. С другой стороны, правительства даже тех стран, которые не понеслибольших (по сравнению с Россией и Германией) жертв в войне, были вынужденыпо объективным причинам всерьез пересматривать налоговое законодательство,возложив немалую долю своих расходов на налогоплательщиков. Естественно,что такие промышленные гиганты, как British Steel, BASF, ITT и им подобныене были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли фактически в никуда.Тут-то и пришли в движение силы, которые в течении предыдущих десятилетийвряд ли играли значительную роль в мировой экономике. Ища выход из сложившейся ситуации - необходимостью обложить массынаселения разных стран ощутимым налогом, с одной стороны, и нежеланиемкормить эти же самые массы налогами со сверхприбылей банковских ипромышленных корпораций - лидеры международных промышленных гигантов,крупнейших компаний и банков (а среди них были такие фигуры, как Морган,Ротшильд, Рокфеллер) создали идею налоговых убежищ. Чтобы не привлекатьвнимание к высокоразвитым экономическим странам, прежде всего обратили свойвзор на множество бывших Британских колоний, получивших самостоятельность,но не имеющих никаких ресурсов - ни природных, ни интеллектуальных. Путемнегласных договоренностей законодательство этих стран было приведено кмаксимальной либеризации налогового бремени и валютного контроля, былиинвестированы немалые капиталы в средства телекоммуникаций и т.п. Такимобразом, крупные финансовые и промышленные корпорации получили возможностьпроведения финансовых операций без уплаты налогов. С другой сторонысоздание беспошлинных и безналоговых зон активизировало приток иностранногокапитала, т.к. Подобные территории становились весьма привлекательны длямеждународных вкладчиков. В свое время британский Foreign Office специальнорекомендовал островам Тюркс и Кайкос превратиться в такого рода налоговыйрай, чтобы привлечь иностранный капитал и обеспечить себе быстрыйэкономический рост. На руку подобным оффшорным зонам сыграло бурное развитие действийхолодной волны, приведшее к созданию огромного количества военных баз НАТО.Так как для создания военных баз требовались как раз территории Карибскогои Тихоокеанского бассейнов была автоматически решена задача охраныоффшорных зон, в которых скапливалось со временем огромное количествокоммерчески значимой информации. Использование иностранных компаний особенно актуально дляпредпринимателей, работающих в странах бывшего Восточного блока. Высокаястепень инвестиционного риска, обусловленная существующей в этих странахэкономической, политической, социальной и правовой нестабильностью,ограничивает приток иностранных инвестиций, необходимых для модернизациипромышленности, торговли и финансовой сферы. Дефицит государственногобюджета в значительной степени покрывается за счет внешних займов. Сегодняна международном рынке правила игры диктуют кредиторы, а страны–рецепиентыиностранных инвестиций участвуют в соревновании на право получения этихзаймов путем предоставления дополнительных гарантий. РФ как страна-получатель иностранных займов не является исключением. Однако, можно лишь снатяжкой утверждать, что Россия пытается привлечь иностранный капитал всемидоступными средствами,– хотя нельзя не согласиться, что иностранныекомпании, извлекающие прибыль на ее территории, действуют в болееблагоприятном инвестиционном, налоговом и валютном режиме по сравнению снациональными компаниями.¶ К наиболее "старым" оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси,Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны итерритории в течение достаточно длительного времени не только обслуживалиинтересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную частьвсех оффшорных операций. В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялосьединицами. Однако в начале 70-х годов начался своеобразный бум в созданииоффшорных центров, По состоянию на середину прошлого десятилетия во всёммире существовало около 65 оффшорных центров, которые были довольнонеравномерно распределены по континентам и странам. В частности, в ЮжнойАмерике было зарегистрировано 19 центров, в Европе—17, в Азии — 12, вОкеании — 7, в Северной Америке — 5, в Африке —4, в Австралии — 1 центр.Около 70% всех оффшорных центров создано в развивающихся странах итерриториях, остальные — в промышленно развитых государствах. За редким исключением оффшорные центры располагаются на территориях,островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитымитранспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международныхфинансовых и торговых центров. Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьмастремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов дополовины всего объёма мировых валютных операций проходило через оффшорныецентры. Весьма наглядно о роли оффшорного бизнеса в мировой валютно-финансовой системе и в движении капитала свидетельствуют дынныеспециального исследования, проведенного экспертами Международного валютногофонда (МВФ). В подготовленном МВФ докладе анализировались масштабы и динамиказарубежных банковских депозитов в семи наиболее крупных оффшорных центрах(Багамские острова, Гонконг, Бахрейн, Панама, Сингапур, Каймановы острова,Нидерландские Антильские, острова). В результате исследования оказалось, что накопленные зарубежныебанковские депозиты по своим размерам значительно превышают основныемакроэкономические показатели стран пребывания и существенно превышаютобычные потребности банковского обслуживания национальной экономики.Совокупные зарубежные банковские депозиты всех семи оффшорных центровсоставили в 1975 г. 21,7% таких депозитов всех развитых стран мира, в 1980г. — 27.6, в 1985 г. — 28,1, в 1990 г. — 27,1, в 1995г. — 28,3%. О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количествеоффшорных компании, зарегистрированных в этих центрах. Так, в Панаме вначале 90-х годов было зарегистрировано около 120 тыс. оффшорных компаний,на острове Мэн — 40 тыс., в Гибралтаре — 25 тыс., в Ирландии — 22 тыс., наБагамах — 21 тыс., на островах Гернси и Джерси — по 20 тыс., на Каймановыхостровах — 18 тыс., на Кипре — 13 тыс. По оценкам экспертов МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорногобизнеса достигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта. Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режимклассического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог наприбыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностраннойвалютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешениявластей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета виностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится наВенгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрииограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством междуроссийскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентироватьоффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарныепотоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров. Аналогичная идея вполне может быть использована и при созданииоффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могутбыть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того илииного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США,Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды,Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается вдополнительной проработке.Кипр В настоящее время среди европейских государств оффшорные операциинаиболее динамично развиваются и вносят значительный вклад в развитиенациональной экономики на Кипре. Этот вид экономической деятельности возникздесь после 1974г., когда стране угрожала экономическая разруха и длявыхода из кризиса киприоты стали искать возможности достиженияэкономического успеха за пределами острова, пытаясь внедриться на внешнийрынок. В настоящее время доля оффшорного бизнеса в ВЦП страны составляетпримерно 5-6%. За короткое время Кипр приобрёл статус признанною центраделовой активности в восточном Средиземноморье и вошёл в первую десяткустран, специализирующихся на оффшорном бизнесе. Для представителей иностранных деловых кругов привлекательными являютсявыгодное географическое положение Кипра, современная система связи,отлаженное банковское дело, отсутствие ограничений на вывоз капитала,льготное налогообложение. Кроме того, один из главных стимулов —незначительный налог на прибыль (4,25%). Никакими другими видами налоговкипрские оффшорные компании не облагаются. Также освобождена от налога прибыль от продажи акций оффшорных компанийи прибыль от реализации ими недвижимости за пределами Кипра, исключаяслучаи, когда фирма не специализируется на торговле недвижимостью. Согласно данным Центрального банка Кипра, в стране ежегоднорегистрируется более тысячи оффшорных компаний, а всего в республике внастоящее время действует около 13тыс. таких компаний. Общий доход от них,поступивший в государственный бюджет Кипра, составил примерно 200 млн.долл. Местные власти добиваются того, чтобы оффшорные компании проявлялиактивность; в случае, если аудиторская ревизия даёт отрицательный отчёт офирме как о бездействующей, ей грозит закрытие. Одновременно правительствовнимательно следит за тем, чтобы деятельность иностранных фирм незатрагивала интересы местного капитала. Сферы деятельности оффшорных компаний весьма разнообразны. Наибольшееих число специализируется на торговле и маркетинге, обслуживании судов,инжиниринге и консалтинге, издательском и банковском деле, менеджменте истраховании. В последние годы заметно возросло количество компаний, занимающихсясудоходством и обслуживанием судов. Система налогообложения в областисудоходства на Кипре для бизнесменов выгоднее, чем в Панаме и Либерии,особенно для новых судов: правительство предлагает скидку при регистрациисудов возрастом до 10 лет. В 1996 г. под кипрским флагом плавало более 2тыс. судов, и тенденция к росту их числа продолжается. В настоящее времяКипр занимает 7-е место в мире по суммарному тоннажу флота, а ежегоднаяприбыль от индустрии судоходства составляет около 50 млн. долл. Современныеморские порты в Лимасоле и Ларнаке позволяют ежегодно обслуживать около 5тыс. судов с 25 морских линий, проходящих через Кипр. Развитию оффшорного бизнеса способствует современная банковскаясистема. В стране функционируют 7 коммерческих банков с 300 отделениями и20 оффшорных банков, входящих в международную межбанковскую систему SWIFT.В последние годы прибыль в банковском секторе увеличивалась ежегоднопримерно на 20%, что объясняется притоком капиталов извне, в том числе изарабских государств Персидского залива. Крупнейшие держатели капиталов в Кувейте, ОАЭ, других странах Ближнегои Среднего Востока, стремясь обезопасить себя, направляли свои вклады встабильно работающие банки Кипра, способствуя его постепенному превращениюв "ближневосточную банковскую Швейцарию". Общие активы кипрских банковдостигают примерно 10 млрд. долл. По сообщениям Центрального банка Кипра, в последние годы числооффшорных компаний растет в значительной степени благодаря оживлениюделовой активности в восточноевропейских государствах и странах бывшегоСССР. Так, в 1990 г. на острове было зарегистрировано всего 10 фирм изреспубликБАГАМСКИЕ ОСТРОВА Содружество Багамских островов (так официально называют Багамы) состоитпримерно из 700 островов и 2500 коралловых рифов и островков, разбросанныхв Атлантическом океане. Только около 25 островов архипелага населены, приэтом три четверти населения проживают на двух островах - Нью-Провиденс (гдерасположена столица Багамских островов - Нассау) и Большая Багама(Фрипорт). Летопись Багамских островов ведется с 12 октября 1492 г. со дня высадкиКристофора Колумба в Сан-Сальвадоре (Остров Ватлинг), занявшего его дляИспании. До 1973 г. Багамские острова были колонией Великобритании, но 10июля 1973 г. окончилось трехсотлетие колониального правление, и Багамскиеострова стали 33-им независимым членом Содружества. Чернокожий премьер-министр Линден О.Кинглинг, возглавлявший кампанию за независимость, былизбран Законодательным собранием (Ассамблеей) при поддержке чернокожегобольшинства, составляющего 85 % из 250 000 человек, проживающих наБагамских островах. Члены Ассамблеи избираются по всеобщему избирательномуправу, и они назначают Премьер Министра. Переход от колонии к независимой нации был мирным, и новоеправительство дало понять, что оно не намерено разрушать статус Багамскихостровов как налоговой гавани с её хрупкими финансовыми инфраструктурами. Сегодня Содружество Багамских островов представляет собойконституционную монархию, и официальным главой государства являетсяКоролева Великобритании Елизавета II. По конституции 1973 г. БританскийМонарх назначает Генерал-губернатора, который официально назначаетостальных из 17 членов Сената. На самом деле, чернокожее большинство,управляющее Ассамблеей, сейчас руководит белокожим меньшинством в вопросахполитических дел Багамских островов. В отношении политической стабильности следует расценить Багамскиеострова как одну из наиболее стабильных налоговых гаваней в мире. Благодаряпрочным связям с Великобританией защита от иностранных агрессоровпрактически гарантирована Британским Королевским Флотом. В качествеотрицательной черты следует отметить проблему безработицы в рядах 20 000чернокожих жителей. Вспышки гражданского недовольства происходили в другихналоговых гаванях. В 1973 г. на Бермудских островах чернокожиереволюционеры организовали бунты и волнения, которые вылились в убийствогубернатора Сэра Ричарда Шарпса, его помощника и шефа полиции. Двоечернокожих были осуждены за убийство и повешены, но это привело кдальнейшим бунтам в декабре 1977 г., принесшим около 5 млн. убытков. Хотяправительство Бермудских островов смешанное, именно белое меньшинство(составляющее до 40 % населения) в действительности доминирует какполитически так и экономически). Багамские острова - одна из наиболее процветающих стран Карибскогобассейна. Уровень инфляции и внешний долг очень низкие, правительственныйбюджет сбалансирован, и доход на душу населения - один из самых высоких врегионе (9000 долларов США). С точки зрения бизнесмена Багамские острова - это гавань с нулевыминалогами. Здесь нет как прямого, так и косвенного налогообложения, нет никорпоративного, ни личного подоходного налога, нет налога на имущество,дарение, наследование, продажу, прирост капитала и пр. Современные багамцы наслаждаются большей свободой и демократией, чемможно было найти в древних греческих и римских демократиях. Нерезидентам для ведения бизнеса в валюте, отличной от багамскогодоллара, необходимо разрешение Центрального Банка, но его легко получить вДепартаменте Валютного контроля. Багамский закон о банковской секретности представляет точную копиюправил, регулирующий деятельность банковских и трастовых компанийКаймановых островов, изданных в 1966 г. Когда правительству Каймановыхостровов потребовался закон о банковской секретности для укрепления своегостатуса налоговой гавани, оно просто скопировало аналогичный законБагамских островов и приняло его как собственный. На Багамских островах ведется самый интенсивный в мире безналоговыйбизнес. Здесь нет ни личного, ни корпоративного подоходного налога, ниимущественного налога, ни налога на дарение, на исследование, напредпринимателя, ни налога с оборота, ни пошлин на завещание. Этиосвобождения от налогов распространяются как на частных лиц, так и накорпорации, товарищества, трастовые компании и т.д. (в том численерезидентные багамские корпорации). Основным источником налогаправительства являются пошлины за регистрацию компании и таможенныепошлины. Так как багамская компания при определенных условиях предлагаетналоговые преимущества неофициальным владельцам, проживающим за пределамиБагамских островов, очень важно тщательно учитывать законы их собственнойстраны до того, как предпринято какое-либо действие. Налоговые преимуществамогут быть окончательно потеряны для владельца, если не было произведеноадекватное планирование. Такой учет и планирование необходимы дляокончательного размещения накопленных средств. Нассау - туристическая Мекка в тропическом раю в окружении красивейшихпобережий. Тот факт, что Багамские острова считались третьим в мирефинансовым центром после Нью-Йорка и Лондона, и что стоимость регистрациикомпании здесь составляет 865 $, и что компания может торговать акциями иоблигациями на американских и мировых фондовых биржах свободно от налоговна прирост капитала, пожалуй, достаточен, чтобы разжечь аппетиты. Невозможно не принять в расчет и красоту этих тропических островов,окруженных мелководными морями, по-испански именуемыми Баха Мар. Астронавтына вопрос, какое место Земли кажется самым красивым, ответили, что это,безусловно, изумрудные, топазные, синие и меловато-розовые воды Баха Марвокруг Багамских островов. И это неудивительно. Вид с высоты птичьегополета открывается восхитительный, захватывающий дух и незабываемый. Правительство Багамских островов находится в Нассау (Нью-Провиденс), ноэто не единственное место для ведения оффшорного бизнеса. Остров БольшаяБагама это великолепный тропический оазис в 100 км от побережья Флориды.Большая Багама обладает достоинствами, которые не может предложить ни одиндругой остров Карибского бассейна, плановым развитием и налоговыми льготамив районе Фрипорта и Лукайа. На Большой Багаме проживает 40 000 человек, 15% из которых -экспатриоты. Фрипорт потенциальным инвесторам уникальные преимущества, втом числе:1) превосходные банки с очень строгими законами охраны информации и возможность вести бизнес с теплого тропического Карибского острова;2) близость к США (25 минут от Майами);3) хорошо организованный транспорт с иммиграционными и таможенными службами США;4) экономическая и политическая стабильность;5) превосходные средства связи. Туризм и банковское дело составляют костяк экономики Багамскихостровов, насчитывая две трети общего прироста национального дохода ипредставляя собой основной источник твердой валюты. Только туризм дает 50%прироста национального дохода и занимает половину рабочей силы Багамскихостровов. Багамская экономика тесно связана с экономикой США, и багамский долларсвободно обменивается на доллар США. Ежегодно в местную экономику вливаетсядо 1,15 млрд. долларов, получаемых от туристского бизнеса. Основные туристические центры - это Нью-Провиденс и Большая Багама сцелой сетью отелей-люкс и казино. В связи с этим на этих двух островахпроживает около 75% из 250 000 человек, населяющих Багамские острова (200000 на Нью-Провиденс и 50 000 на Большой Багаме). Вторым по важности сектором экономики являются финансовые услуги.Статус Багамских островов как налоговой гавани и законы о тайне банковскихвкладов привели к их развитию как международного банковского центра. Из 391банка и трастовой компании, получивших лицензии на Багамских островах,около 75% действительно содержат в стране офис и персонал. Большинство этихбанков управляют средствами зажиточных частных лиц наравне с оффшорнымикомпаниями и трастами. Банковское дело обычно насчитывает около 8% прироста национальногодохода, и обслуживающий персонал составляет не более 3000 человек, 95% изкоторых жители Багамских островов. Общая сумма заработных плат и жалований,выплачиваемых банковским сектором, составляет около 60 млн. долларов в год. Большинство банков и трастовых компаний является нерезидентными илиоффшорными компаниями, которые не зарабатывают багамских долларов ипокрывают свои административные, накладные и коммунальные расходы и расходына содержание офиса за счет ввоза зарубежной валюты. Общие расходы банковпо данным статьям составляют около 120 млн. долларов в год. В 17 веке моря и земли вокруг Багамских островов нахолодились подконтролем пиратов. Банковское дело тогда, по сути, заключалось в копании ями составлении карт сокровищ, где место клада указывалось крестиком.Благодаря своей пестрой истории Багамские острова стали первыммеждународным банковским центром, учрередившим оффшор задолго до Каймановыхостровов, и до сих пор они считаются законодателями стандартов дляостальных оффшорных центров. Банковское дело на Багамских островах сегодня стало наиболее сложным.Сейчас там зарегистрировано 391 банковская единица. 107 из них не действуютили ограничились операциями с лицами, указанными в лицензии. Оставшиеся 284банка являются финансовыми организациями, работающими с населением, причемнекоторые из них получили привилегию работать с любой валютой всоответствии с правилами валютного обмена. Пошлины, уплачиваемые банками и трастовыми компаниями, колеблются от1000 до 160 000 долларов в год в зависимости от типа лицензии. Из 284 финансовых организаций, имеющих лицензию, только 9 имеют правоработать с золотом и иностранной валютой. 7 из них являются клиринговымибанками. Еще 10 трастовых компаний являются уполномоченными банковскимиагентами и работают как попечители и дилеры ценных бумаг в иностраннойвалюте. Эти 19 уполномоченных дилеров и агентов включают 3 филиала и 3отделения крупнейших канадских банков, 2 отделения и 3 филиала, крупнейшихамериканских банков, 2 отделения и 2 филиала четырех крупнейших банковВеликобритании, одно люксембургское отделение, филиал Швейцарского банка ифилиал Каймановых островов. Девятнадцатая организация является компанией,основанной на Багамских островах. Секретность взаимоотношений и сделок между финансовыми организациямибыла другим существенным фактором, привлекающим бизнес в Нассау. ЗаконыБагамских островов, наложенные на мудрость английских законов, усилилинерушимость секретности и конфиденциальности в налоговой гавани. Багамские законы о секретности обязательны для всех банковских итрастовых компаний, их директоров, должностных лиц, служащих, поверенных иаудиторов. Третья сторона может получить информацию о каком-либо счете вкриминальных ситуациях только при наличии постановления Верховного Суда.Уклонение от налогов в собственной стране не считается на Багамскихостровах незаконным. Любой оффшорный счет защищен этим законом строгойбанковской секретностью. Багамские острова не вступили ни в какие соглашения с другими странамио раскрытии банковской и финансовой информации. Таким образом, если выоткрыли счет на Багамских островах, только вы будете иметь привилегиюдоступа к нему. Вероятно, есть люди, считающие, что по этим законам о секретности можноиспользовать багамские банки для сокрытия незаконных денег (такие, какдоходы от наркобизнеса). Но если вы попробуете пойти по этому пути, тообнаружите, что законы о секретности к вам не будут применяться, и всяинформация о вашем счете будет передана соответствующим властям потребованию Багамского Верховного Суда на основании соглашения овзаимопомощи в отношении наркотиков США. Банковское сообщество считает, что законы о секретности банковскихвкладов должны быть усилены, чтобы представить инвесторам большуюконфиденциальность. Но иностранным инвесторам из юрисдикций с высокиминалогами не стоит беспокоиться. Службы учета доходов других стран не могутполучить информацию о багамских банковских счетах. Но хочется предостеречь граждан юрисдикций с высокими налогами.Уменьшение собственного дохода путем сокрытия доходов, получаемых подепозитным вкладам на оффшорные банковские счета является тяжким уголовнымпреступлением в США, Канаде, Великобритании и большинстве других стран.Соответствующее налоговое планирование и использование холдинговых итрастовых компаний зачастую может помочь иностранному инвестору избежатьнарушения налогового законодательства его собственной страны. Оффшорная банковская индустрия, сектор N2 багамской индустрии,представляет частным инвесторам возможность осуществлять вклады наевропейский манер в 80 км от побережья США. И если вы приехали на Багамскиеострова даже только на отдых, посмотрите, как много могут предложить вамоффшорные банки. Среди причин наличия десятков частных банков можно назвать английскийтрастовый закон, отсутствие подоходного налога и налога на приросткапитала, применяемые правила работы, профессиональные услуги, системымоментального перевода денег, факсимильную связь, связь по S.W.I.F.T. идругие средства связи. Частные банки в основном, специализируются на дискреционном управлениикрупных сумм избранных частных клиентов и обеспечивают высокие доходы своимклиентам и вкладчикам. Они сохраняют предельную конфиденциальность ианонимность. Объем рынка достигает 8 триллионов долларов. Ежегодно свыше 16 млрд.долларов передается по наследству. Еще одно предупреждение иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы,рассматривающие возможность вклада средств на рынки США, предпочитаютиспользовать багамские международные предпринимательские компании вместонепосредственного инвестирования на свое имя. Если вы не вкладываетесредства от своего имени, то в США ваш вклад может быть субъектом дляуплаты имущественного налога. При этом имущественный налог в США неприменяется к оффшорным багамским международным предпринимательскимкомпаниям, даже если единственным активом этой компании являетсянедвижимость на террито




Похожие:

Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСодержание Введение Глава Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСвободные экономические зоны в России

Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСвободные экономические зоны Казахстана

Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйстве

Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйcтве

Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСвободные экономические зоны России и перспективы их развития

Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСвободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСвободные экономические зоны в рф: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны: оффшорные центры iconСвободные экономические зоны: виды и цели создания

Свободные экономические зоны: оффшорные центры icon"Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси"
Тема: “Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси”
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы