Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе icon

Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе



НазваниеИдеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе
Дата конвертации01.08.2012
Размер165.81 Kb.
ТипРеферат
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе


Введение В иерархии активных и популярных президентов, о которых американскиеисторики и политологи спорят полушутя, полусерьезно, до 1900 года Томас Джефферсон (1801-1809) стоит на третьем месте после отца страныВашингтона (1789-1797) и "освободителя рабов" Авраама Линкольна (1861-1865). Национально-исторический эпос представляет портрет Джефферсона,прежде всего, как главного автора Декларации независимости 1776 года иЗакона о свободе религии в Виргинии 1786 года. Его имя стало привычнымопределением в американской политической риторике: демократия Джефферсонаили республиканизм Джефферсона и джефферсонианство обозначают сегоднясоединение прав отдельных штатов и местного самоуправления, строгогособлюдения предписаний конституции (ограничивающих федеральноеправительство), поощрения сельского хозяйства и сельской жизни, а неторговли и промышленности в городах, и, прежде всего, большой веры вумственные способности большинства избирателей (простых людей). Невозможно переоценить вклад Томаса Джефферсона в развитие своейстраны. Уже в 26-летнем возрасте Томас Джефферсон был избран депутатомВиргинской законодательной ассамблеи, в стенах которой провел шесть лет(1769-1775 гг.), зарекомендовав себя поборником сопротивления политикеметрополии, направленной на безусловное подчинение североамериканскихколоний господству Англии. Джефферсон выступал активным участникомосвободительного движения колоний, вылившегося в войну за независимость США1775-1783 гг. В 1775 г. Он был избран депутатом Континентального конгресса,принявшего впоследствии историческое решение об отделениисевероамериканских колоний от Англии. В 1776-1779 гг. он, член законодательного собрания Виргинии, входил всостав комиссии по пересмотру законов штата. Им была написана преамбула вВиргинской конституции, содержавшая многие идеи Декларации независимости. В 1779-1781 гг. он занимал пост губернатора Виргинии. Джефферсонодобрил выработанную Конституционным конвентом в 1787 г. Федеральнуюконституцию при условии ее дополнения статьями о правах человека. В 1791 г.Конгресс США принял Билль о правах человека, который составляет основу нынедействующей американской конституции. В 1790-1793 гг. Джефферсон находился на посту государственногосекретаря в первом правительстве Джорджа Вашингтона. В 1796 г. он былизбран вице-президентом, а затем в 1800 и 1804 гг., - президентом США.1. Идеи Томаса Джефферсона о равноправии и свободе нации Молодой виргинский плантатор Томас Джефферсон выдвинулся в числолидеров патриотического движения за четыре – пять лет до провозглашениянезависимости. В 1774 г. он опубликовал анонимно – но об авторстве его былохорошо известно – блестящий памфлет “Общий обзор прав Британской Америки”.О Джефферсоне узнали в других колониях. Он был избран делегатом I, а затеми II Континентального конгресса. В июне 1776 г. 33-летнему виргинцупоручили составление Декларации независимости.
Надо сказать, что Джефферсонпоначалу отказывался от выполнения данной роли, однако после убедительныхдоводов Адамса был вынужден согласиться. За семнадцать дней ТомасДжефферсон закончил этот напряженный труд, ставший историческим подвигом ипрославивший его имя. Уже во время предварительного рассмотрения проект Томаса Джефферсонавызвал решительные возражения со стороны лояльно настроенных членовкомиссии. Франклин и Адамс, внеся несколько чисто стилистических поправок,одобрили текст и 30 июня 1776 года Декларация была представлена нарассмотрение в конгресс с рекомендациями о ее утверждении. Борьбапродолжалась и в конгрессе. Характер дискуссии многие исследователиотмечали как доброжелательный. Более того, делегаты признали Декларациюшедевром и приняли ее, внеся всего лишь две принципиальные поправки. Однаиз них была вполне оправданной, так как в итоге привела к смягчению излишнерезких обвинений в адрес английского народа по поводу его недостаточнойподдержки борьбы колонистов. Вторая поправка имела гораздо более существенное значение. Речь шла отом пункте Декларации, где Томас Джефферсон в форме одного из обвинений,предъявленных Георгу 3, осудил рабовладение и работорговлю. Пункт этот гласил, что английский король «вел жестокую войну противсамой человеческой природы. Он посягал на ее самые священные права – жизньи свободу лиц, принадлежащих к народам, живущим далеко отсюда и никогда непричинявшим ему ничего дурного. Он захватывал и обращал их в рабство вдругом полушарии. Причем часто они погибали ужасной смертью, не выдержавперевозки. Эту пиратскую войну, позорящую даже языческие страны, велхристианский король Англии. Исполненный решимости сохранить рамки, гдечеловека можно купить и продать, он обесчестил назначение власти, когдаподавлял любую законодательную попытку запретить или ограничить этуотвратительную торговлю». В 1776 г. он предлагает виргинской ассамблее проект конституции штата,согласно которому все незанятые земли становятся общественным достоянием ииспользуются исключительно для бесплатного наделения каждого неимущегоучастком в 50 акров. Выступая за устранение контрастов во владенииземельной собственностью и её прогрессивным налогообложением, Джефферсонникогда не определял, каким должен быть её максимум. Не был он исторонником радикального уравнительства: “Я сознаю, что равноераспределение собственности неосуществимо”. Предложения Джефферсона серьёзно ущемляли интересы рабовладельцев:блокировали им доступ к свободным западным землям, о которых они грезили восне и наяву. Но Джефферсон, развивая демократические идеалы, шёл вместе стем на всевозможные компромиссы с плантаторами, которые уже через год посленачала революции добились распродажи западного земельного фонда. Поднапором буржуазно-плантаторных кругов, Джефферсон отказывается от идеибесплатного наделения всех неимущих минимумом земельной собственности. Поражением для Джефферсона закончились его столкновения сплантаторными верхами в вопросе о рабстве. До 1776 г. в патриотическомдвижении не раздалось ни одного открытого голоса в защиту рабства. Припервом же обсуждении вопроса о рабстве в Континентальном конгрессе,выяснилось, что южные плантаторы, извлекавшие прибыль из работорговли,сочли излишним пункт, осуждавший негритянскую неволю, и вычеркнули его. Нопостепенно распространялась мысль, что рабство существует и сохраняетсяисключительно по вине английской короны. Её разделял и Т. Джефферсон,писавший: “Отмена у себя рабства – величайший предмет желаний в колониях”.Одновременно в Виргинии, родном штате Джефферсона, конвент, обсуждавшийбилль о правах и конституцию штата, решительно возразил против положения:“Все люди сотворены равными”. Несколько позднее виргинские суды объявили,что утверждение Декларации независимости об естественном равенстве людей нераспространяется ни на свободных негров, ни на рабов. Также, суды выступализа высокий ценз, Джефферсон же настаивал на предоставлении права голосавсем взрослым свободным белым мужчинам. Кроме того, он требовал одобренияконституции и любых сколь-либо важных законов на основе прямого народноговолеизъявления. Одной из важнейших национальных проблем США того времени был вопрос орабстве. Находясь в сердцевине края, где рабовладение отстаивает истину, чтоцвет кожи не влияет на умственные и душевные качества, что все расы равны.В 1809 году Томас Джефферсон пишет своему европейскому корреспондентуаббату Грегуару: «Никто из живущих не желает искренне, чем я, видеть полноеразвенчание сомнений, которые я сам ранее разделял выражал, о степенипонятливости, присущей им (неграм) от природы, я пришел к выводу, что вэтом отношении они нам равны». Здесь нетрудно обнаружить отвлеченнуюфилософия Джефферсона, трудно совместить с ней практическую деятельностьвладельца Монтиселло. Пользуясь трудом рабов, Джефферсон видит путь ихэмансипации в долгой эволюции от поколения к поколению. Семена, породившиетакое отношение к рабству, впитаны им с детства, все его виргинскоеокружение не мыслимо себе иной системы жизни для «чернокожих». Это вопрос –один из тех пунктов, где чувство справедливости у Томаса Джефферсонатускнеет и доходит до моральной слепоты. Все же следует отметить, что Джефферсон твердо верил в то, чтоуравнение негров в правах с белыми – исключительно вопрос времени ипросвещения. Разрабатывая проект Виргинского университета, онпредусматривал возможность учебы там для представителей всех рас. Томас Джефферсон еще в само начале своей политической карьеры активновыступал за улучшение положения негров-рабов и в последующие годы он всеболее настойчиво осуждал этот позорный институт, противоречивший егосоциально-политическим идеалам. Определенной опорой для него служилапозиция части южных плантаторов, испытывавших сомнения относительнодальнейшего сохранения рабства. Эта тенденция имела место не только вВиргинии, но и других колониях - Северной Каролине, Мэриленде. Объясняласьона тем, что истощение земель и падение цен на табак привели к кризисуплантационной системы, в условиях которого рабский труд становился всеменее рентабельным. Если в названных колониях по крайней мере впоследствии предпринимались попытки ограничить импорт рабов, то диаметрально противоположную позициюзанимали Южная Каролина и Джорджия. Там производились рис и индиго, по-прежнему пользовавшиеся высоким спросом на мировом рынке, и в увеличенииввоза рабов местные плантаторы видели залог своего процветания. Всохранении института рабства были весьма заинтересованы купцы Севера,которым торговля неграми приносила огромные доходы. Именно поэтому приведенное место из проекта Джефферсона встретилорешительную оппозицию и, несмотря на все усилия его сторонников, в концеконцов было исключено из Декларации. «Пункт... осуждающий порабощениежителей Африки, - констатировал Томас Джефферсон, - был изъят в угоду ЮжнойКаролине и Джорджии, которые никогда не пытались ограничить ввоз рабов и,напротив, намеревались продолжать работорговлю» . Обвинения в адрес английского короля и парламента, составлявшие всювторую часть Декларации, касались также запрета переселяться на западныеземли, установления высоких пошлин, ограничения торговли, обложенияналогами колонистов без их согласия, пренебрежением к местным органамсамоуправления, закрытия портов, применения войск против народа и т.д. Вэтом отношении написанный Томасом Джефферсоном документ во многомнапоминал подготовленную им же и принятую конгрессом в 1775 годудекларацию «О причинах, заставивших американцев выступить с оружием в рукахпротив Англии». Основное различие состояло в том, что теперь перечень «беспрестанныхнесправедливостей и узурпаций» со стороны метрополии, «имевших своей прямойцелью установление неограниченной тирании», был расширен, а главное-заканчивался выводом о неизбежности разрыва Северной Америки с Англией. Декларация независимости, однако, оставила нерешенными ряд другихпроблем, которые приобрели в то время значительную остроту. Среди нихтакие, как социальное и политическое бесправие населения, обусловленноеимущественным и половым цензом. Однако, работая над документом, Томас Джефферсон ставил перед собойгораздо более широкую задачу. Для него борьба за независимость была преждевсего битвой за создание свободного американского государства, основанногона демократических принципах. И свое понимание этих принципов он выразилсамом начале написанного им текста, подчеркнув, тем самым, что придает имважнейшее значение. Именно эта короткая, но насыщенная искрометными идеями преамбулапринесла Декларации и ее автору всемирную славу. Она начинается следующимисловами: «Когда в ходе человеческий событий становится необходимым длянарода порвать политические связи, которые соединяли его с другим народом,и занять место, на которое человеческие и божеские законы дают ему право,следует из уважения к другим народам объяснить причины, побудившие его котделению». Как отмечают историки, «сущностью политической философии Декларацииявлялся принцип народного суверенитета». И действительно, в одной фразебыло выражено право нации и на самоопределение, обусловленное единствоволей народа, являющейся, таким образом, высшим началом, и на равное местосреди других наций, что, бесспорно, означает призыв к отказу отпосягательств на свободу и независимость народов. Вместе с тем выраженноездесь же желание объяснить всему миру «причины, побудившие к отделению»,представляют собой не что иное, как провозглашение принципа взаимногоуважения народов. Далее следует определение социально-правовых основ человеческогообщества. Оно гласит: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все людисозданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами,среди которых право на жизнь, свободу и стремления к частью. Дляобеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья справедливаявласть зиждется на согласии управляемых. Всякий раз, когда какая-либо формаправления нарушает этот принцип, народ вправе изменить или уничтожить ее иучредить новое правительство, основанное на таких принципах и такойорганизации власти, какие, по мнению народа, более всего могутспособствовать его безопасности и счастью. Провозглашение этих принципов означало отказ от феодально-абсолютистской идейной традиции. Оно также представляло собой революционнуютрактовку идей Просвещения, и прежде все учения Джона Локка «О царстверазума», основанном на «естественном равенстве людей», на свободе частойжизни личности и на праве частной собственности. Из соответствующей этомуучению формулы неотъемлемых прав человека Томас Джефферсон решительноисключил обладание собственностью, заменив его стремлением к счастью. Иэтот выбор определил прогрессивное значение Декларации, так как наделялравными правами всех людей независимо от их имущественного положения. Развивая идею равноправия, Декларация провозглашает народ единственнымвершителем своей судьбы. Только на «согласии управляемых» основана властьправительства, и он вправе «изменить ли уничтожить» форму правления, еслисочтут, если она противоречит их стремлению к «безопасности и счастью». Этоположение означает, что провозглашенное Декларацией «право на революцию неподлежит никакому сомнению». Спустя почти столетие после принятия Декларации президент США А.Линкольн говорил: «Достоин любой чести Джефферсон, который в конкретнойнапряженной обстановке борьбы за национальную независимость одного народапроявил качества хладнокровия, предвидения и мудрости, введя в обычныйреволюционный документ абстрактную истину, действенную во все времена и длявсех народы». И хотя лишь годы спустя стало широко известно, кем написана Декларациянезависимости, ее создание явилось важной вехой в жизни и деятельностиТомаса Джефферсона. Это его творением был первый в истории государственныйдокумент, провозгласивший основой организации человеческого обществанародный суверенитет, равенство всех людей и неотъемлемое право не толькона жизнь, но и на свободу и стремление к счастью, но и на революцию во имяэтих целей. Идеям, выраженным в Декларации, он сохранил верность навсегда.Почти три с половиной десятилетия после принятия ее конгрессом, в 1810году, Томас Джефферсон писал, что забота о свободе и счастье людей должнабыть целью всякой политической организации и «всех человеческих усилий». Декларация независимости на века прославила Джефферсона, поставив егов один ряд с величайшими идеологами Просвещения. Но ее создание оказалосьтолько началом долгого пути, больших свершений. Томас Джефферсон взял насебя труд подготовить проект конституции для штата Виргиния. Но этот проектне был принят, так как в тот момент достаточно сильны были консерваторы.Они взяли из проекта Джефферсона лишь несколько фраз, хотя и эти несколькофраз определили достаточно прогрессивный характер виргинской Конституции.Эти положения касались провозглашения народного суверенитета и права нареволюцию, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей,провозглашения и гарантирования свободы печати, запрета передачи должностейпо наследству, налогообложения без представительства. Консервативный блокотверг ряд других положений, касающихся запрета на ввоз и торговлю рабами,раздела государственных земель. Таким образом принятая под давлением консервативных элементоввиргинская конституция была направлена на то, чтобы воспрепятствоватьперерастанию войны за независимость в борьбу за демократические праваграждан и социальные преобразования. 2. Программа демократических преобразований Томаса Джефферсона В условиях неопределенного будущего молодой республики многимимпонировало стремление Джефферсона перейти от общих лозунгов к решениюреальных проблем. Программа его состояла в том, чтобы опираясь нареволюционную волну и рост политической активности масс, заложить основыбудущего демократического государства, которое представлялось емуреспубликой независимых фермеров. Только труд земледельца, считал он,«пробуждает в человеке достоинства, стремление к справедливости, укрепляетв нем дух республиканизма». Программа демократических преобразований вштате Виргиния Томаса Джефферсона была обширна. Она включала ликвидациюрабства и феодальных форм землевладения, а вместе с ним и господствааристократии, распределение земель среди неимущих, избавление отрелигиозного гнета, всеобщее образование, предоставление широким кругамнаселения возможность участия в политической жизни страны. Первое, к чему приступил реформатор, была попытка ликвидации системымайората – порядка наследования имущества без отчуждения и правопервородства. Эта во многом несправедливая система носила характерархаичной и феодальной, поэтому не устраивала Томаса Джефферсона. Поэтомув октября 1776 года он внес в ассамблею предложение об отмене майоратства,а позднее – и права первородства. Очевидна умеренность предложенияДжефферсона: он не собирался вводить уравнительное землепользование, ахотел утвердить лишь равенство имущественных прав среди состоятельныхсемей. Не случайно данный законопроект встретил слабое сопротивление и малочто изменил в действительном положении вещей. Гораздо более острой и значительной была его борьба за установление вштате религиозной свободы. Государственная англиканская церковь Виргиниисвоими преследованиями иноверцев, экономическим гнетом и связью сметрополией заслужила ненависть рядового фермерства. У убежденного атеистаи просветителя Джефферсона религиозная нетерпимость и англиканскиесвященники вызвали искреннее возмущение. И именно в борьбе с ними онпроявлял больше бойцовских качеств. В ассамблею Виргинии он внес резолюции, предусматривавшие отделениецеркви от государства, отмену законов, препятствовавших свободевероисповедания, а также отмену привилегий священников англиканской церквии налогов в ее пользу. Против Джефферсона поднялись приверженцы официальнойцеркви во главе с Пендлтоном и Николасом, которые сумели отстоять связьцеркви с государством. Став губернатором, Томас Джефферсон возобновил своенаступление, но только в 1783 году его сторонникам удалось провести билль орелигиозной свободе через ассамблею. Этот знаменитый закон, как быраспространивший принципы Декларации независимости на область религиознойсвободы, по праву считается одним из замечательных документов американскойистории. Его философская преамбула – это гимн разуму и совести,освобожденным от диктата церкви. Закон этот прогремел по всей стране, былвосторженно встречен просвещенной Европой и укрепил международную репутациюавтора. Не случайно Томас Джефферсон считал его в конце жизни одним изтрех своих замечательных творений. Самым интересным и характерным для Джефферсона был его законопроект«всеобщего распространения знаний». В соответствии с традициями Просвещенияон считал образование залогом процветания республики, обеспечивающим мудрое правление и развивающим гражданские добродетели народа. Томас Джефферсонподчеркивал, что образование «позволит ему разобраться в своих правах,поддерживать их и разумно выполнять свою роль в деле самоуправления. И онпредложил трехступенчатую систему образования. В школах первой ступенипредусматривалось бесплатное трехгодичное обучение. Также планировалосьсоздание в Виргинии 20 школ второй ступени. Они, как и начальные, такжедолжны были содержаться за счет государства. Третьим звеном намеченной импрограммы просвещения являлось создание содержащейся на государственныесредства общественной библиотеки. Данный законопроект не был однозначноодобрен конгрессменами, так как они усмотрели в нем «брожение умов».Однако, после долгой борьбы, которая длилась продолжительное время со всейприсущей Джефферсону настойчивостью и последовательностью, законопроект былпринят. Важное значение усилий в этом направлении состояло в том, что стех пор принцип ответственности общества, государства (а не церкви) завоспитание граждан стал одним из существенных пунктов программы действийпрогрессивных сил Америки. По плану Томаса Джефферсона в Виргинии была также создана новая, болеелиберальная судебная система. Будучи адвокатом, он сам видел неприглядностьи вопиющую несправедливость британских королевских законов. Всесудопроизводство сводилось к произволу, преступления и наказания былизачастую несоразмерны. Свою задачу Томас Джефферсон видел в упрощениисудопроизводства, устранении разночтений, служивших пищей длякрючкотворства. Но главное заключалось в том, чтобы «свести к определеннойсистеме весь ряд подлежащих возмездию преступлений и дать соответствующуюградацию наказаний». Свои мысли на этот счет он изложил в билле «Осоотношении преступлений и наказаний». Но данный документ так и не сталзаконом, хотя отдельные его части были приняты виргинскими законодателями испособствовали расчистке путей для развития буржуазного законодательства,освобожденного от наследия феодальных перемен. Нельзя не упомянуть и еще об одной законодательной инициативе ТомасаДжефферсона. Согласно предложенному им и принятому ассамблеейзаконопроекту, все права и привилегии граждан Виргинии распространялись награждан остальных двенадцати штатов. Это был важный шаг, способствовавшийукреплению союза бывших североамериканских колоний. Активность Джефферсона как законодателя в период 1776-1779 годовтрудно переоценить. Он подготовил множество биллей, каждый из которыхпоказывал осведомленность автора, его способность вникнуть в суть вопроса,мастерство аргументации. Конечно, нельзя не видеть ограниченность этих реформ. Джефферсон,мечтавший о республике равных, объективно расчищал почву для развитиябуржуазной демократии со всеми ее язвами и пороками. Общечеловеческоеупиралось в капиталистическую форму собственности, справедливость на бумагестановилась гарантией процветания немногих и угнетения большинства.Представитель буржуазии периода ее революционности, Джефферсон верил, чторавные юридические права в сочетании с всеобщим образованием создадуттрудолюбивому народу условия для человеческого счастья. Но частнаясобственность, хотя он и исключил ее из триады неотъемлемых прав,оставалась экономической основой общественной жизни, и именно она порождаланеравенство и обесценивала многочисленные проекты. В этом заключаласьтрагическая сторона реформаторской деятельности великого американскогогуманиста. Осенью 1778 года Томас Джефферсон сосредоточил все свое внимание напроцессе создания федеральной конституции США, проходившем в Филадельфии.Накануне республику потрясло восстание Даниэля Шейса. Движениемассачусетских фермеров-должников по-новому заставило Томаса Джефферсонавзглянуть на природу демократии. Его, прежде всего, стал интересоватьдемократизм конституции и волновали сепаратистские устремления. ПоэтомуДжефферсон выступил с рядом поправок. Первое его возражение против предлагаемого проекта конституциизаключалось в недоверии к предоставляемой ею возможности неограниченногочисла переизбраний президента страны. Томас Джефферсон видел в этом прямойпуть к диктатуре. Второе – глубокое беспокойство по поводу гарантий прав гражданина. Вписьмах Медисону и другим своим друзьям он пишет о необходимостиконституционного оформления и закрепления основных прав каждого избирателяи каждого гражданина вообще. Томас Джефферсон продолжал протестовать против принципапереизбираемости президента., но главным предметов его размышлений всеболее становится билль о правах - совокупность конституционно закрепленныхгарантий основных прав граждан, конституция должна была содержать и другиеважные начала. Она определяет государственное устройство и характервнутреннего управления, она касается общественной жизни и положения гражданштатов. Поэтому конституция призвана в большей мере отразить правагражданина государства, оградить его от произвола верховных властей. Отхарактера конституции зависела судьба демократии. Летом 1788 года эта мысльполностью овладевает Джефферсоном. Его наброски и переписка с друзьямисоставили то, что впоследствии принял конгресс первого созыва: десятьпервых поправок к конституции, билль о правах – свобода слова, печати,совести, право на суд присяжных, право носить оружие и ряд другихдемократических свобод.Заключение Конституция была принята в 1787 году и явилась результатом немалыхполитических компромиссов и главной ее целью было скрепление союза штатовболее прочно. Принятие конституции как бы явилось логическим завершениемамериканской революции, огромнейшую и важнейшую роль в деле которой сыгралТомас Джефферсон. Его вклад в дело борьбы за независимость и становлениегосударственности США трудно переоценить. Именно благодаряцелеустремленности этого политического деятеля в процессе завоеваниядемократических свобод в дальнейшем вывело США из кризиса и способствовалоих дальнейшему политическому, экономическому и культурному развитию. ТомасДжефферсон проявил себя в период борьбы за независимость и становлениягосударственности как настоящий сын отечества, вникая абсолютно во всевопросы и проблемы колоний того времени. Он зарекомендовал себя не толькокак выдающийся политический деятельно, но и как дипломат, военно-командующий и, самое главное, законотворец. Очевидно, что без участияТомаса Джефферсона в американской революции результаты не были бы стользначительными и колонии еще долго были бы разобщенными, что не привело бык становлению государственности.Список использованной литературы:"Новая История" под ред. Юровской - М., "Высшая школа", 1983 г.Печатнов В. О. “Гамильтон и Джефферсон” - М, 1984Покровский Н.Е. "Джефферсон вчера, сегодня, всегда", вступительная статья кГ. Шелдон "Политическая…"Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. “Томас Джефферсон” – М, 1976Согрин В.В. “Основатели США: исторические портреты” – М, 1983.Ушаков В.А. “Америка при Вашингтоне” - Л., "Наука", 1983 г.“Хрестоматия по новой истории, 1640-1870” / под ред. Сироткина В.Г - М,1990. Шелдон Геррет "Политическая философия Томаса Джефферсона" - М,"Республика", 1996 г.




Похожие:

Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconРеферат по дисциплине «Политология» на тему "Идеи Томаса Джефферсона о свободе, равенстве, народном сувернитете"
Целью моей работы является обзор идей Томаса Джефферсона и что его побудило к этому
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе icon1 Предпосылки образования США 5 1 Образование колоний 5
В июне 1776 г была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 г она была принята на III континентальном...
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconВ. Жикаринцев Путь к свободе
В. Жикаринцев «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем». С-пб. 1995 г
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconРоба Кросса и Томаса Дэйвенпорта
Реферат статьи Сальваторе Парисэ, Роба Кросса и Томаса Дэйвенпорта «Strategies for Preventing a Knowledge-Loss Crisis», mit sloan...
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconПолитические идеи Томаса Мора
Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г знаменитую "Утопию" ("Золотая книга, столь же полезная, как...
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconПояснительная записка. Идеи
Идеи: ответственное отношение к каждому слову: написанному, напечатанному, произнесенному
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconИнформация о проекте
Краткое описание инновационной идеи с обоснованием новизны идеи (не более 2 стр) Форма в приложении №1
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconКритерии оценивания ученического проекта
В начале работы ученики придумывают темы и идеи, связанные с заданной темой и связывают эти идеи с предварительными знаниями и новыми...
Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconУтопия Томаса Мора

Идеи Томаса Джефферсона о равенстве и свободе iconПолитические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : "Политические идеи К.

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы