Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой icon

Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой



НазваниеУрок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой
Дикарева Екатерина Викторовна
Дата конвертации01.08.2012
Размер79.83 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Урок русского языка в 4 классе по учебнику А.В. Поляковой


Учитель ГОУ СОШ № 1040 Дикарева Е.В.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Возвратные и невозвратные глаголы».

Автор: Дикарева Екатерина Викторовна, учитель высшей категории ГОУ СОШ № 1040 ЮВАО г. Москвы.

Основные цели:

1) обсудить план работы по распознаванию глаголов с возвратным значением;

2) тренировать умение отвечать на вопросы , тренировать орфографическую зоркость в написании глаголов;

3) тренировать умение работать в группах и парами.


Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.


Демонстрационный материал:

Презентация к уроку.

Карта достижения ученика.


Ход урока.


1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока

3) мотивировать к учебной деятельности.


Организация учебного процесса на этапе 1:

- Какие знания и умения вы проверяли на прошлом уроке? (Правописание прилагательных)

- А какие задания на повторение вы выполняли на прошлом уроке? (Мы повторяли разбор слова по составу. Схемы предложения.

- Каковы результаты вашей работы? (...)

- Сегодня на уроке вы продолжите открывать новые знания.

- Прочитайте пословицу.




- Как вы ее понимаете? (…)

Хорошо. Знания - это богатства. Каждый день мы добываем и складываем их в свою копилку. При необходимости эти знания мы достаем. Вы готовы пополнить свою копилку. Пожелаем друг другу удачи.

- Но прежде, чем начнём открывать знания, что надо сделать? (Повторить то, что нам сегодня пригодится при открытии новых знаний.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о глаголе,

2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.


Организация учебного процесса на этапе 2:

Слайд

- Сегодня мы поговорим о части речи, о которой говорят:




Конечно, это глагол.

- Но какие слова помогли быстро найти правильный ответ?.

- Начнем с речевой разминки




-Прочитайте, что это за части речи?

- Что такое наречие?

- Какие правила мы знаем, чтобы правильно написать эти слова?

- Почитайте второе предложение. Какие слова мы должны запомнить?

- Что это за части речи?

- Прочитайте орфографически эти слова. Запишите их в словарик.

- Какие орфограммы надо выделить.

-Что мы знаем о глаголах? (Слайд)

- Можно ли определить у этих глаголов время, число?

- Как определить спряжение глаголов?(Слайд)

- Назовите глаголы исключения? (Слайд)

- Как изменяются глаголы? (Слайд

- В каком времени и как определить род глагола ? (Слайд)

- Какое слово спряталось ? (глагол)

-Сколько гласных букв в этом слове, сколько согласных звуков?

- Назовите мягкие звуки?

- Назовите твердые звуки.

-Какие гласные дают твердость предшествующим согласным, а какие мягкость?

- Что мы сейчас с вами повторили? Как вы думаете, всели, мы знаем о глаголах?

- Конечно, нет. Многое еще предстоит узнать.

- - Что дальше вас ждёт? (Пробное задание.)

- Молодцы! - Что оно поможет вам определить? (Выполняя, его мы сможем понять, чего мы не знаем, что нового будет сегодня на уроке.)

- Каким может быть затруднение? (Может мы не сможем выполнить задание или не сможем доказать правильность его выполнения.)

Ребята, глаголы еще бывают с возвратным значением.



- Найдите возвратные глаголы. Прочитайте.

- В чем их особенность на письме?

- Совершенно верно. Глаголы могут быть с морфемой ся – они называются возвратными. Глаголы без этой морфемы называются невозвратными.

- Кто мне может сказать, а почему именно так?

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, откуда взялось ся. Подумайте и дайте правильный ответ. Время 1 минута.

- Что вам необходимо сделать? (Ответить на вопрос откуда взялось ся)

- Вы выполняли такое задание? (Нет)

- Сформулируйте цель своей работы. (Узнать, почему глаголы с морфемой ся называются возвратными)


- У кого нет результата? (…)

- Что вы можете сказать о результате выполнения пробного действия? (Мы не смогли найти правильный ответ)

- Что будете дальше делать? (Будем разбираться, в чём причина, возникшего затруднения.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.


Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было ответить на вопрос, почему глаголы с морфемой ся называются возвратными)

- Как вы выполняли задание? (.Думали, вспоминали, что мы знаем о глаголах. Но правильного ответа не нашли..)

- В каком месте возникло затруднение? ( Не знаем ничего о морфеме ся)

- Почему возникло такое затруднение? (Мы никогда об этом не говорили)


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

в коммуникативной форме о
Этап 4
рганизовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1. уточнение цели проекта

2. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

3. составить план действий.


Организация учебного процесса на этапе 4:

- Сформулируйте цель урока? (Сформулировать правило, какие глаголы называются возвратными)

- Сформулируйте тему урока. (Возвратные и невозвратные глаголы.)

Тема фиксируется на доске.

- Вспомните, что вы повторяли в начале урока, и чем из этого можно попробывать воспользоваться? (Мы повторяли все, что знаем о глаголе)

- Чем еще можно воспользоваться? (Попросить помощи у учителя или воспользоваться учебником)

- По какому плану вы будете работать? (Посмотрим, как можно использовать картинки, которые вы нам предложили.)


5. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний:

2) создать условия для построения правила, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.


Организация учебного процесса на этапе 5:

Можно предложить работать в группах.

- Вы правильно предположили, что надо обратиться к картинкам- Посмотрите на картинки, подпишете эти картинки.



-Посмотрите, когда подпишете эти картинки. Что интересное вы заметите.

- Посмотрите внимательно на эти ответы. Не догадываетесь, откуда взялось ся? Работая в группах дети заметят, Ся – это себя!

- Какая команда нашла правильный ответ? (Идет обсуждение)

- Совершенно верно. Местоимение себя превратилось в морфему ся.

- А теперь смотрите...

- Здесь действие переходит на котёнка. Он объект действия. (Возвращается!!!)



- Ну вот, от этого значения ся получили название возвратные глаголы.

Но есть у ся и другие значения. Например, здесь у ся какое значение? ( Друг друга! Малыши обнимают друг друга.)

- Правильно.

- А здесь? ( Это само собой случилось! Его не ломали, уже старая модель!)

- Ну, конечно...

- А дом строится? Это тоже само собой происходит? ( Нет, не само собой! Дом строители строят.)

- Правильно. Можно сказать: «Строители строят дом» и «Дом строится кем? строителями».

- А ещё ся может обозначать свойство, например, крапива жжётся, а кактус колется.

А может и ничего не обозначать, если глагол без ся не употребляется: гордиться, здороваться, смеяться.

- Заглянем в учебник и прочитаем правило: «среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на другой предмет, а как бы «возвращается к самому действующему лицу. «Возвращение» действия обозначается суффиксом -ся (-сь) придаёт глаголам добавочные значения:

возвратное значение: себя;

взаимное значение: друг друга;

значение самопроизвольного действия: само собой;

страдательное значение: кем-то;

и значение постоянного свойства.»


6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новое правило во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания.


Организация учебного процесса на этапе 6:

- Что теперь надо сделать? (Потренироваться.)

- Я буду читать глаголы, если встретятся возвратные глаголы вы хлопаете в ладоши. Попытайтесь сосчитать сколько глаголов с возвратным значением встретится.

Готовятся, колосится, встречали, находятся, проник, обтираться, летит, умываюсь, сидит.

Молодцы! Сколько встретилось глаголов с возвратным значением?(..)

- Все внимание на экран. Прочитайте предложения. Если в этом тексте возвратные глаголы. Спишите только те предложения, в которых есть такие глаголы (Дети объясняют)



№ 346, стр. 78 (Работаем в парах, объясняя друг другу).


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые правило;

2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).


Организация учебного процесса на этапе 7:

- Какой следующий шаг необходимо сделать? (Надо проверит свои знания.)

Для самостоятельной работы предлагаются выполнить 348, стр. 79.

На выполнение задания отводится 3 минуты.

- Что необходимо сделать, чтобы понять есть у вас затруднения или нет? (Надо проверить свои работы по образцу.)

Учащимся раздаются эталоны для самопроверки Р-3.

- Проверьте себя и зафиксируйте результат своей деятельности.

- Как вы выполняли задание, каким пользовались правилом? (…)

- Где и почему возникли затруднения? (…)


8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать умение решать составные уравнения, составлять выражения по тексту задачи.


Организация учебного процесса на этапе 8:

- Где вы можете ещё потренироваться? (При выполнении домашнего задания.)

- Я вам предлагаю придумать предложение с одним из глаголов с возвратным значением и сделать грамматический разбор.

Н-р. Летом мы плавали в горной реке и умывались холодной водой.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

  2. организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

  3. оценить собственную деятельность на уроке;

  4. зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

  5. обсудить и записать домашнее задание.


Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового вы сегодня узнали? ()

- Вы достигли цели урока? (…)

- Почему вы так считаете? (…)

- Что вам помогло достичь цели урока? (…)

- Проанализируйте свою работу на уроке. (…)

Высказывается несколько учеников.


Домашнее задание:

Упр.344, стр 77




Похожие:

Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconУрок английского языка в 10 классе по учебнику «English 10-11»
Урок английского языка в 10 классе по учебнику «English 10-11» Кузовлева В. П. Unit 2
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconУрок русского языка в 5 классе
Куприна Наталия Николаевна – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconУрок русского языка в 6 классе на тему: «Превосходная степень имён прилагательных»
Урок разработан Размашкиной Н. В., учителем русского языка и литературы станицы Новотроицкой Изобильненского р-на Ставропольского...
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconУрок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
Куляшова Лилия Владимировна, учитель русского языка и литературы гоу сош №797 г. Москвы
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconДистанционный урок русского языка в 10 классе. Словари знают всё. Цель
Цель: систематизация и расширение знаний учащихся о словарях русского языка, в том числе в сети Internet
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconПрезентация №2 Урок русского языка в 7 классе Евдокимова Анна Игоревна, учитель русского языка и литературы мобу «Пойковская сош №2» Нефтеюганского района Тюменской области Рабочая карта урока
Презентация №2 Урок русского языка в 7 классе Евдокимова Анна Игоревна, учитель русского языка и литературы мобу «Пойковская сош...
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconУрок русского языка в 6 классе
Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconУрок русского языка в 10 классе с использованием технологии ркмчп. Тема урока: Употребление прописных букв. Ананченко Раиса Петровна учитель русского языка и литературы гоу сош №843
Обобщить и систематизировать полученные в предыдущих классах знания об употреблении прописных букв
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconУрок по теме: «Шипящие согласные звуки» Задачи урока
Тема урока: шипящие ж и ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши.( По учебнику Поляковой А. В.)
Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой iconУрок русского языка в 3 классе по умк «Школа России»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы