Философия Человека icon

Философия Человека



НазваниеФилософия Человека
Дата конвертации01.08.2012
Размер186.75 Kb.
ТипРеферат
Философия Человека


Реферат По философии На тему: Философия ЧеловекаПлан:1. Проблема человека в истории философии2. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?3. Проблема личности в философии 1. Проблема человека в истории философииЧто такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как этокажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал:"Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", апросто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другиеобыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренноеразумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и томуподобными возвышенными свойствами...".Философское осмысление человека связано с определенными трудностями.Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научныхзнаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, исобственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначевлияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальнаяфилософия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственнопроблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которуюВ.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".Сопряженность человека и философии - это выражение существа философскойкультуры. Философская культура является формой самопознания человека, егомировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегданаходится в основании философской ориентации, он выступает и как ееестественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель,сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человекявляется и субъектом, и объектом философского познания. Какими быконкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своегоразвития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь иустремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философиис человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема вцелом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философииможно выделить два параметра эволюции философии:1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходногопринципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, чтоименно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования,насколько этот принцип важен.2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысласуществования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человекпревратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, скакой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средствфилософского анализа он рассматривается.Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философскихисследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегдабыл для нее проблемой наиважнейшей.Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человекачетыре исторические периода:1) изучение человека метафизикой (античность).2) изучение человека теологией (средневековье),3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).4) изучение человека биологией.Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии -в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древнихлюдей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется изокружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшегородственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется втотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонениирастениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь икоторые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы,сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следуетзабывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилосьот обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозныммировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственнойформой общественного сознания.Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее"стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему.Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если длядревних латинян характрно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии иКитае предпочитали говорить "мы", ибо каждое "я" мыслилось как продолжениеиного "я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединитьчеловека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, алишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизнивыступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего."Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное (существо),узрев истинную (природу) атмана, становится единым, достигает цели иизбавляется от печали" (Древнеиндийская философия. М.,1972. С.250.).Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всейдревневосточой философии, не предполагает активности в реализацииличностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагаетстатичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека напочтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так исоциальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствованиявнутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основвосточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу,государству, старшему по чину или возрасту.Античнаяая философия сформировала основные западно- европейские подходы квыделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы.Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже вионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попыткаопределить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определениечеловеку как существу, которое отличается от других животных тем, чтотолько оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают,но не понимают.Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг, разут,раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаряпрометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданномуЗевсом общественному устройству, основанному на стыдливости исправедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянномустремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумногомиропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценностии признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность,говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие,углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепеннымивсе вопросы объективного миропорядка" (Лосев А.Ф. История античнойэстетики: Ранний эллинизм. М.,1979. С.12.), что наглядно демонстрируютсофисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ.Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейскойфилософии человека, но и основоположником этики. Его прежде всегоинтересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократупринадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человекунужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершатьдурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральноеместо в сократовской философии, а самопознание человека выступает в нейглавной целью философии.Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек естьне просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, котораяделает человека человеком. От качества души зависит общая характеристикачеловека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте вкоторой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причинатакого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всехприближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и естьглавные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.Что касается связанного с именем Платона определения человека, какдвуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону непринадлежит, а только приписано ему последующей молвой.Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У негоэтика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом",занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека.Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано собоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античногомыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живоесущество, которое предназначено для жизни в государстве. Он способеннаправлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе иуправляется законами.Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействиемхристианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизньдуховную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения.Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохисредневековья, а философия находилась на положении "служанки богословия" иобосновывала идею греховной сущности человека.Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии АвгустинБлаженный утверждал: "Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеетплоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть почеловеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине...Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу"(Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969. С.600.). Из этойпосылки с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобычеловек жил "по человеку". Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во властьдьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшимдушам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетомСвятого Писания.В обыденном сознании средневековый период развития европейского обществанередко воспринимается как временя мракобесия, крепостной зависимостикрестьянства, костров инквизиции и т.п. В определенной мере этодействительно так. Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, чторелигиозно-философский взгляд на человека задает довольно высокий уровеньоценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это небезбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий космос античности, аБог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созиданияи добродетели. Поэтому в средневековой философии проблема человека былапоставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего вниманиядуховность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность надэмпирической повседневностью. Так, Августин Блаженный решающее для человеказначение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, авере, не рациональнму, а живой надежде.Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохиВозрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь толитература, живопись, скульптура или философские трактаты - становитсячеловек. Натуралистическая и религиозная направленность философскихисследований уступает место антропоцентрической.Философия Нового времени формируется под влиянием развитиякапиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики,математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческойсущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде начеловеческий организм как на специфическую машину, которая заводитсяаналогично часовому механизму (французская философия XVIII века -Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).Но, пожалуй, самый интересный и значительный вклад в философское осмыслениечеловека был сделан немецким философом И.Кантом. С его именем связаностановление одной из первых в истории философии антропологических программ.И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двуммирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственнойсвободы. Он разграничиваел антропологию в "физиологическом" и"прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человекаприрода, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо,делает или может и должен делать из себя сам.Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: чтоесть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе всеостальные основные вопросы философии.В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутреннимимиру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношениеобщества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX векаконцепций человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философовэтого времени появиляется мысль, что метафизика и религия - это вторичныеявления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционныефилософские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ веканауки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции)сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным,умозрительным), лишенным опытных оснований и практической ценности.Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX -начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесьчетко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое,светское и религиозное. Материалистическое направление представленореволюционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским иН.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А.Бердяева и рядом других мыслителей.В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблемчеловека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многимнаправлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философскаяантропология.Большое влияние на развитие философских исследований человека оказалифрейдизм и неофрейдизм. Здесь, однако, следует подчеркнуть ошибочностьнередко встречающегося мнения, согласно которому неофрейдизм - это движениесовременных последователей австрийского психиатра З.Фрейда. Неофрейдизм -это философское и психологическое направление, отмежевавшееся отортодоксального фрейдизма. Оно сформировалось в США в 30-е годы, какпопытка смягчить потрясшие "добропорядочную публику" выводы Фрейда.Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многиеявления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершеннонепонятными. Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельногочеловека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многихуровнях представить картину социальной жизни человека.В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания,которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека.Она получила название философской антропологии. Ее основоположникомвыступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшееразвитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появлениефилософской антропологии как специального учения о человеке явилосьсвоеобразным итогом наращивания философского человекознания. В 1928 годуМ.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?"- занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания иказались более существенными и центральными, чем любой другой философскийвопрос" (Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения.М.,1994. С.194.). Шелер разработал обширную программу философского познаниячеловека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по егомнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сферчеловеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, помнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическомпроисхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах вмире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит вдвижение.Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше отом, что человек не является биологическим совершенством, человек - этонечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философскаяантропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживаетсямножество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющихнастолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кромевнимания к человеку, весьма сложно.Особой страницей в истории философии является философия марксизма. К.Марксупринадлежит заслуга выступления против метафизического исследованияпроблемы человека. Более подробно мы остановимся на марксистских выводахнесколько нижее, пока же ограничимся верной, на наш взгляд,характеристикой, данной вкладу Маркса в философию человека: "В чем-тометодологическое влияние социальной философии марксизма на пониманиечеловека аналогично влиянию христианской доктрины. Там так же одновременнооткрывались и новые ориентиры, горизонты постижения человека и его связи сБогом и тут же устанавливались границы - опять же в связи с Богом. Так исоциальная философия марксизма, открыв новые горизонты понимания человека вего общественной жизни, эти же горизонты объявила их пределами" (БарулинВ.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философскойантропологии. М.,1994. С.23-24.).Для современного изучения философских проблем человека определяющеезначение имел XVIII Всемирный философский конгресс, проходивший в 1988 г. вВеликобритании. На нем прозвучала мысль о насущной необходимостикритического анализа традиционных представлений о природе человека. Вместес тем, неоднократно отмечалось, что исчерпывающее определение сущности(природы) человека дать невозможно.В современной литературе делается попытка дать комплексный анализ человекакак социоприродного, космопланетарного существа, в котором в единое целоеобъединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурнаястороны индивида.2. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?Что следует закладывать в основание системы взглядов, определяющихположение человека в мире - антропоцентризм или социоцентризм? Иначеговоря, чьи приоритеты изначальны: человека или общества? Что должно бытьна первом месте: индивидуализм или коллективизм?Схема диалектического взаимодействия, взаимополагания,взаимообусловленности общества и личности появляется в "Тезисах оФейербахе" К.Маркса. Третий из этих тезисов гласит: "Материалистическоеучение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что,следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств иизмененного воспитания, это - учение забывает, что обстоятельстваизменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан..."(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.2.). Казалось бы, человек поставлен здесьна первое место.Впоследствии К.Маркс неоднократно выражал свою приверженность этому взглядуна человека и общество. Но, как ни странно это звучит в светевышесказанного, во всех своих главных работах К.Маркс фактически вставал напозиции последовательного социологизма, рассматривая людей именно и тольков качестве "продуктов обстоятельств и воспитания".В.И.Ленин не создал целостного учения о человеке, но анализ егопроизведений показывает, что при всей фрагментарности и незавершенностисвоих воззрений, он стоит на позиции социоцентризма, как и К.Маркс.В среде отечественных обществоведов широко распространено мнение, чтоподлинно диалектический взгляд на соотношение общества и личности, на рольличности в истории наиболее тонко и полно выражен Г.В.Плехановым в егоизвестнейшей работе "К вопросу о роли личности в истории". Но и это несовсем так. Плеханов балансирует на грани антропо- и социоцентризмом и вконце концов соскальзывает на более простые и устойчивые социоцентрическиепозиции. Но кто же прав в споре антропо- и социоцентризма?Авторы исследования "Теория познания" делают, на наш взгляд, единственноверный вывод: "В споре антропо- и социоцентризма нет и не может бытьпобедителя на манер спортивных соревнований. Антиномия не имеетокончательного разрешения в той плоскости, в какой оно отыскивается уженесколько столетий. Ну, а конкретные спорные вопросы могут иметьоднозначное решение, причем именно благодаря спору антропо- исоциоцентризма" (Теория познания: В 4-х т. Т.4. Познание социальнойреальности. М.,1995. С.163.).Но в чем же тогда причины устойчивого господства социоцентризма в России?Ответ, который, казалось бы, лежит на поверхности (это следствие господстватоталитаризма) оказывается далеко не полным. Дело в том, что в российскоммировосприятии сильны традиции, которые веками складывались вколлективистском сознании крестьянской общины. Социоцентризм, превозношениеобщих интересов над индивидуальными, из поколения в поколение формировалсяобщиной, патриархальной семьей, патриархально-самодержавным государством.Идеология, формируемая этими институтами, состоит из утверждениябезусловного приоритета общего перед частным, коллективного перед личным.Любая сторона жизнедеятельности человека, включая экономическую,политическую, национальную, духовную регулируется этой идеологией, всякийраз приобретая соответствующее воплощение.Подавление личного коллективным, частного общественным вездесуще иуниверсально, оно проникает во все сферы общественной жизни. Например, спозиций социоцентризма проблема прав личности, включая и ее естественныеправа на жизнь, свободу и независимость, снимается автоматически, так какназванных прав вообще быть не может: ибо, согласно этому воззрению, праваминаделяет человека общество, а какие-то естественные, присущие человеку отрождения права - полный абсурд."Общественная природа", "общественная сущность" человека всяческивыпячиваются и трактуются с позиций доведенного до абсурда коллективизма.Личность в данной системе миропонимания рассматривается как величина малая,а потому незначимая, как "винтик", которому при поломке или неисправностивсегда может быть найдена замена. В чем порок такого взгляда на человека?Он рассматривался человека не как цель и самостоятельную ценность, а лишь вкачестве средства для достижения каких-то надличностных, а потомуабстрактных целей и результатов.3. Проблема личности в философииЕдва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческомматериализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдетсякатегория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противоречивыхопределений. Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводуне без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие"личность". Мне второе понятие кажется менее адекватным по двум причинам.Во-первых, понятие личность весьма невразумительно истолковывается в нашейлитературе. Д.Б.Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцатиопределений личности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он неличность. То есть проблема формирования, становления личности - это часть,конечно, важнейшая, но все же лишь часть более широкой проблемы развитиячеловека..." (Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читаяО.Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. N 4. С.126.).Как личность понимают философы? Сравним несколько точек зрения.Американский психолог и философ рубежа XIX - XX веков, один изосновоположников прагматизма, У.Джемс в фундаментальном труде "Психология",включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: "Понимаяслово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделитьанализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств иэмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот осамом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут бытьподразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальнуюличность и 3) духовную личность." (Джемс У. Психология. М.,1991. С.82.).Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название которойвынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая личность, постаринке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую каждыйчеловек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое, неразложимоена какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающееот научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах..."(Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.,1991.С.388.).Известный грузинский мыслитель М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность - этоформа, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бысказал так, что личность - это "крупная мысль природы". Самонастраиваемостьее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высшихориентиров... Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть,исполниться, состояться" (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.М.,1990. С.173.).Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенныйсоциальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретаетпри взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставитперед собой задачу изучения различных социальных типов личности,формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним,что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившегоматериальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения ит.д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность".Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание вчеловеке природного и социального. Отметим, что социальная философия неизучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия исубъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которыеон формирует сам.Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего- это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попыткаразобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности, для того,чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на личность.Но что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так:"Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневнуюактивность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующеесознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные,как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, накакую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или инойформе в зависимости от обстоятельств" (Очерки социальной философии.М.,1994. С.159-160.).Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложнаясистема, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языкаповседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральныеобразцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций иобычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п . И чтоособенно интересно: все это многообразие взглядов и представленийпочерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мираповседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучноуживаются основы научных знаний, народная мудрость, определеннаянаблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многихпрошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственныхинтересов.Но если человека главным образом формирует повседневность, то не изменивее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что уродителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, вубогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнахненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных иотупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земныедобродетели. Э.Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил:"Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом,заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурногонаследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум" (Сепир Э.Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993. С.485.).В формировании личности молодого человека значительное место занимаетсистема образования. Сегодня образование как один из основных социальныхинститутов общества, активно изучается социологией, но и социальнаяфилософия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всегофилософских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что напротяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемывоспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад внаращивание этой области знания и деятельности.Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становитсяосновным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центрразвития личности и основной источник ее духовного формирования. Известныйсовременный философ М.Фуко отмечает, что педагогикой мы можем назватьпередачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имеликоторые должен будет получить к концу педагогических отношений (Фуко М.Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Антропология.Метафизика. М.,1991. С.311.).Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передачезнаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта,которая осуществляется в культуре.




Похожие:

Философия Человека icon1. Философия, её роль в жизни человека
Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную...
Философия Человека iconТема  философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
Онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое отношение человека к миру. Формы связи философии с жизнью. Философия...
Философия Человека iconРеферат по дисциплине философия Тема: Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта Санкт-Петербург 2000
Охватываются преимущественно объекты, входящие в круг потребностей и интересов человека, и отображаются не столько чисто субстанциональные...
Философия Человека iconМатериалы по теоретической части курса «Философия» Маслов Е. С. Философия в ряду других форм духовного освоения мира человеком
Философия (от греч phileo – люблю, sophia – мудрость) – системное теоретическое осмысление наиболее общих вопросов о мире и месте...
Философия Человека iconСибирский институт финансов и банковского дела Финансово банковский колледж рефера т дисциплина: Философия Тема: “Природа, сущность и назначение человека.” Студент группы Косолапова Е. В. Проверил
Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали...
Философия Человека iconФилософия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры
Вместе с тем потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека...
Философия Человека icon8. Мировоззрение, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие
Мировоззрение это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к...
Философия Человека iconКонтрольная работа по дисциплине: " Философия " тема №30: «Проблема человека в западноевропейской философии XX века»
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Место, роль, социальная интеграция человека в обществе, как...
Философия Человека iconПрограмма дисциплины «современная философия» для направления 030100. 68 «Философия»
Философия в ХХ в живет и действует в совершенно ином мире, по сравнению с тем миром, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы...
Философия Человека iconПрограмма дисциплины «Философия права» для направления 030100. 62 «Философия», уровень подготовки «бакалавр»
Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о единстве права, свободы и справедливости,...
Философия Человека iconПрограмма дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История»
Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы