Иностранные инвестиции icon

Иностранные инвестиции



НазваниеИностранные инвестиции
Дата конвертации01.08.2012
Размер250.18 Kb.
ТипРеферат
Иностранные инвестиции


Министерство образования Российской Федерации Сыктывкарский государственный университет Финансово-экономический факультет Контрольная работа по дисциплине инвестиции на тему: Иностранные инвестиции. Экономическое содержание и виды. Иностранные инвестиции в экономике России. Преподаватель: Абакумова Т.А. Исполнитель: студент 447 гр. Мантарков Г.Х. Сыктывкар 2004 Содержание:|3 ||5 ||10||18||24||26|ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………..2. Отраслевая структура иностранных инвестиций в России ……………3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России…………ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………ВВЕДЕНИЕ Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжаетиграть сложившееся на Западе представление о ней как о странекоррумпированной, криминализированной, институционально и техническиотсталой. Представители разных стран постоянно ставят вопросы онеобходимости создания более благоприятного инвестиционного климата вРоссии, о совершенствовании законодательства, регулирующего инвестиционныйрежим, прежде всего в сфере энергетики, о совершенствовании системыналогообложения зарубежных инвесторов. Американских инвесторовнастораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учетароссийских компаний, слабая правовая защищенность предпринимательства иособенно миноритарных акционеров, широкий размах теневой деятельности,далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в рыночныхотношениях стран Запада. В последние годы инвестиционный климат в России начал улучшаться.Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовуюустойчивость и платежеспособность российского государства и российскихкомпаний, что подтверждается и повышением кредитных рейтингов страны намировых финансовых рынках. Так, в 2001 г. международные рейтинговыеагентства повысили долгосрочный кредитный рейтинг России в иностраннойвалюте со «стабильного» до «позитивного». Постепенно повышается доверие к России со стороны иностранныхинвесторов. Подтверждение этой позитивной тенденции содержится в докладеКонференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о состоянии мирового рынкапрямых инвестиций в 2003 г. В докладе «Индекс доверия к прямым иностранныминвестициям» международной консультационной компании «А. Т. Кирни»,опубликованном в 2002 г., также отмечается, что иностранные корпоративныеинвесторы с растущим доверием относятся к России. В частности, в немподчеркивается, что уровень доверия инвесторов к нашей стране в 2002 г.повысился на 19% и она поднялась на 1 7-е место, обогнав Гонконг (Сянган),Нидерланды и Таиланд. Европейские инвесторы поставили Россию на 1 0-еместо, американские — на 19-е. Каждый десятый глобальный инвестор считаетвероятным свой выход на российский рынок в 2003—2005 гг.
, что обусловленоулучшением базовых экономических показателей в стране, совершенствованиемнормативно-правовой базы в сфере привлечения иностранных инвестиций, атакже признанием США рыночного статуса экономики нашей страны. Одновременно в докладе отмечается, что Россия отстает от других странвосточноевропейского региона с переходной экономикой по темпам привлеченияпрямых иностранных инвестиций, что объясняется относительно низкойрепутацией российских компаний, несовершенством коммерческого права,коррупцией, а также значительным налоговым бременем. 1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимыйдля финансирования роста и развития экономики страны. Инвестиция - это способ помещения капитала, который должен обеспечитьсохранение или возрастание стоимости капитала и или принести положительнуювеличину дохода; другими словами это любой инструмент, в который можнопоместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или)обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства неявляются инвестицией, так как ценность наличных денег может быть «съедена»инфляцией и они не могут обеспечить никакого дохода. В соответствие с федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Обиностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта,25 июля 2002 г.) иностранные инвестиции - это вложение иностранногокапитала в объект предпринимательской деятельности на территории РоссийскойФедерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранномуинвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или неограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральнымизаконами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валютеРоссийской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющихденежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальнойдеятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации; По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут бытьразличными. По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранныхинвестиций. Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, проводитьразличия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции (в международной практике называют ещеофициальными) - это средства из госбюджета, которые направляются за рубежили принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либомежправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты(дары), помощь, международное перемещение которых определяетсямежправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иныесредства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случаеречь идет об отношениях между государствами, которые регулируютсямеждународными договорами и к которым применяются нормы международногоправа. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частныхбанков предоставляет инвестиции государству как таковому. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которыепредоставляют частные фирмы, компании или граждане одной странысоответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолькосложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесносвязаны с отношениями между частными лицами. Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальныеобязательства государства-должника по полученным им кредитам (например,выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимостиимущественных прав частного инвестора в стране должника (например,представление прав на разработку собственных ресурсов). Даваемый в законодательных актах и в международных договорах переченьвидов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а неисчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все видыимущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает натерритории принимающей страны. В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания,сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующиеимущественные права, включая право залога; денежные средства; акции,вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах,предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежнымсредствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, илиуслугам, имеющим экономическую ценность; права на результатыинтеллектуальной деятельности, часто определяемые как права наинтеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права наосуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе законаили договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатациюприродных ресурсов. По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся накраткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К последним относят вложения более чем на 15 лет. В данную группувходят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятсявсе вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельныхинвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал(государственные и частные кредиты). По характеру использования зарубежные капиталовложения бываютссудными и предпринимательскими. Ссудные инвестиции означают, предоставление средств взаймы радиполучения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступаюткапиталы из государственных и вложения из частных источников. Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются впроизводство и связаны с получением того или иного объема прав на получениеприбыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частногокапитала. По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые ипортфельные. Прямые инвестиции - основная форма экспорта частногопредпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективногоконтроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничнойкомпанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочногоинтереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в томслучае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставногокапитала акционерного общества. По американскому законодательству- не менее10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии иНовой Зеландии- 50%.[1] Прямые инвестиции делятся на две группы: трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможнымилучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможностьпоставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно нарынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль,главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнениюс материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещениепроизводства на данном континенте. Издержки производства являются решающимдля определения страны данного континента, в которой необходимо создатьновые производственные мощности; транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседнейстране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией. Черты, характерные для прямых инвестиций:при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаютсявозможности быстрого ухода с рынка;большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала. Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумяпутями:организация новых предприятий;скупка или поглощение уже существующих компаний. «Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участиякоторых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций.Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями,ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов). В ряде случаев международные корпорации реально контролируютиностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двухпричин:из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающихоперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в видулицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническоеобслуживание. Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связанос возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабовкоторых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельностифондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многихкрупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков сценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений. Прочие инвестиции - группа инвестиций, в которую в основном входятмеждународные займы и банковские депозиты. Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме всеравнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее сточки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений,которые выходят на уровень законодательных актов и правительственныхпостановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерессоответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признаетсяприоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющихнациональные (или государственные) интересы различных слоев общества. Ктому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующимифакторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы,их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позицийобеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.[2] 2. Отраслевая структура ИИ в России Отраслевое распределение иностранных инвестиций в России в настоящеевремя характеризуется значительной неравномерностью. Интерес дляиностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число отраслей. Восновном это отрасли, где уровень развития и так выше среднего по стране.Как следствие, иностранные инвестиции не только не смягчают, но наоборот,усиливают диспропорции, сложившиеся в экономике страны. Роль иностранного капитала в экономике современной России яркохарактеризуется следующими данными: в 2002 г. приток капитала из-за рубежадостиг рекордной отметки почти в 20 млрд долл., но доля иностранныхинвестиций во вложениях в основной капитал в том же году едва превысила 3%(55,3 млрд руб.)[3]. Несколько больший вклад в развитие основных фондовежегодно вносят инвестиции совместных предприятий (10—12%). Но информации ораспределении долей между российскими и иностранными участниками нет. В любом случае, если учесть, что на вложения в основные фондыприходится порядка 98—99% всех ежегодных инвестиций в нефинансовые активы,а также то, насколько остра сейчас потребность отечественной экономики вкапитале, становится ясно, что масштаб участия иностранного капитала вфинансировании реального сектора российской экономики в настоящее времянедостаточен. Большая часть ресурсов из-за рубежа приходит в кредитнойформе и предназначена, прежде всего, для финансирования импортных операцийи поддержания необходимого уровня оборотного капитала в собственныхструктурах. Особняком стоит ряд крупных сделок последнего времени (например,слияние ТНК и «Бритиш петролеум», проекты серии «Сахалин»), которые можносчитать первым шагом к действительно крупномасштабному инвестиционномусотрудничеству с западными партнерами в производственной сфере. В нынешнихусловиях даже одной такой сделки достаточно для того, чтобы заметноповысить показатель притока иностранного капитала в Россию (слияние ТНК и«Бритиш петролеум», по ряду оценок, уже привело к поступлению в Россиюдополнительно более чем 2 млрд долл. иностранных инвестиций, в то время какобщий приток капитала по этой и сопряженным с ней сделкам может составить7—10 млрд). Очевидно, что будущее инвестиционного сотрудничества России с миром —за сделками именно такого масштаба. Но пока они единичны, и вкладиностранного капитала в рост нашей экономики незначителен. Более того, всвоем нынешнем виде отраслевая структура распределения иностранногокапитала в России служит фактором, способствующим развитию рядадиспропорций в отечественной экономике, которые будут описаны ниже. В 2002 г. доля торговли и общественного питания в капитале,привлеченном из-за рубежа, составила 44,5% и впервые превысила долюпромышленности (37,1%). Показательно, что более половины доли торговлипришлось на ее внешнюю составляющую (22,4% всех иностранных инвестиций), а87% вложений в сектор сформировали прочие инвестиции. Эта тенденциясохранилась и в первом полугодии 2003 г. В промышленность поступило 34,2%всех иностранных инвестиций, а в торговлю и общественное питание — 44,9%,из них 28,9% пришлись на капиталовложения во внешнюю торговлю, долякредитов в которых составила практически 100%. Начало XXI века вообще стало переломным моментом в динамике отраслевойструктуры иностранных инвестиций в России. В 90-е годы в качестве основнойсферы применения зарубежного капитала выступала промышленность, чтообъяснялось притоком капиталовложений, связанных с приватизациейпромышленных предприятий, но по мере того как основная их масса былараспродана, на первое место стала выходить сфера услуг. В настоящий момент,помимо торговли, зарубежные капиталы активно идут в общую коммерческуюдеятельность по обслуживанию рынка (6,9% в 2002 г., 8,5% в I полугодии 2003г.), транспорт и связь. Из отраслей промышленности иностранных инвесторовсегодня привлекают цветная и черная металлургия (12,5% инвестиций в 2002г., 15% в I полугодии 2003 г.), топливная промышленность (9,8 и 8,3%соответственно), пищевая промышленность (6,1 и 3,5%). Сохранение за промышленностью стабильной доли в притоке капитала из-зарубежа связано с финансовой поддержкой и частичной модернизациейпроизводств, которые уже находятся в сфере внимания зарубежных инвесторов.Вкладывать средства в другие предприятия отечественного реального сектора,производственные фонды которых сильно изношены и нуждаются в коренноймодернизации, иностранным инвесторам просто невыгодно. Тем более чтовложения в эту сферу сопряжены с серьезными рисками, и часто требуютсязначительные первоначальные капиталовложения. Достаточно проблематичнымивыглядят и перспективы создания промышленных предприятий «с нуля»,поскольку условия их функционирования в России до сих пор представляютсянедостаточно предсказуемыми. В свою очередь, сфера торговых операций сегодня выглядит болеедоступной, менее зарегулированной и капиталоемкой, а также болееприбыльной. Кредитуя поставки импортной продукции в нашу страну, иностранцысоздают дополнительные конкурентные преимущества для товаров из своихстран, способствуя завоеванию ими все большей ниши на российском рынке. Сроссийской стороны существенный вклад в этот сценарий развития событийвносит политика поддержания завышенного курса рубля, которая снижаетконкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными. Складывается довольно своеобразная ситуация: российское правительствоблагодаря солидной валютной выручке от продажи нефти поддерживаетстабильный курс рубля и преподносит это иностранным инвесторам как явныйпризнак финансовой стабилизации, а те в свою очередь, адекватноистолковывая последствия укрепления национальной валюты, наращиваютинвестиции. Но не в реальное производство, где хотело бы видеть их нашеправительство, а в финансирование импорта и торговлю, где отдача откапиталовложений выше. В структуре накопленных иностранных инвестиций промышленность покасохраняет первенство благодаря лидерству на протяжении всего прошлогодесятилетия. В начале 2003 г. на этот сектор экономики приходилось около37% всех накопленных зарубежных капиталов, из которых больше половины былосконцентрировано всего в двух отраслях — в нефтедобыче (1 1,2%) и пищевойпромышленности (9,1%). Менее существенными, но все же значимымиреципиентами выступали машиностроение и металлообработка, цветная и чернаяметаллургия, химия и нефтехимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Обращает на себя внимание и тот факт, что 60% всехинвестиций, накопленных в промышленности, было осуществлено в прямой форме.Особенно ярко эта закономерность проявилась в нефтедобывающей и пищевойпромышленности. Кстати, в пищевой промышленности, в отличие от многих других секторовотечественной экономики, присутствие зарубежного капитала частоосуществляется в форме создания полноценных новых предприятий, построенныхпрактически «с нуля», оборудованных современными технологическими линиямипо выпуску продукции известных зарубежных торговых марок. Значительнаячасть этих производств размещена недалеко от Москвы, Санкт-Петербурга,Нижнего Новгорода — основных центров потребления импортных пищевыхпродуктов. При этом следует отметить, что, несмотря на столь заметныйинтерес к пищевой промышленности со стороны западных инвесторов, сельскоехозяйство России, призванное, казалось бы, обеспечивать ее сырьем,практически не получает иностранные финансовые вложения, оставаясьслаборазвитым элементом в общей структуре экономики. Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежныхкапиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (изних только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в видекредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всехнакопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намноговыше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), вкоторой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну. Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранногокапитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестицияхиз-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитикипрогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкойпритяжения массированных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». Вподтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщилао намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. онидолжны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл.Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего«Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционнойпозиции в России»[4]. Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидерамировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будетзадействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущегоинтереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американскихнефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон». Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притоказарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, чтогосударство сумеет выработать и предложить крупным западным компаниямэффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировалбы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранениеконтроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможностьполучения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не тольконефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики. Суммируя вышесказанное, отметим, что отраслевое распределениеиностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуется значительнойнеравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьмаограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития итак выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структурапоступающего и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает,но и закрепляет углубившиеся за годы реформ диспропорции между основнымисекторами экономики. Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притокекапитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участиягосударства в процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет окоординации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальныхпроектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структурыпритока капитала: необходимо обеспечить переход растущего количествазарубежных капиталовложений в качество. Но как добиться того, чтобы структура притока иностранных инвестицийулучшилась? Ответ на этот вопрос может дать опыт, накопленный другимистранами с развивающимися рынками казалось бы, обеспечивать ее сырьем,практически не получает иностранные финансовые вложения, оставаясьслаборазвитым элементом в общей структуре экономики. Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежныхкапиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (изних только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в видекредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всехнакопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намноговыше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), вкоторой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну. Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранногокапитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестицияхиз-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитикипрогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкойпритяжения массированных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». Вподтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщилао намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. онидолжны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл.Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего«Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционнойпозиции в России». Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидерамировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будетзадействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущегоинтереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американскихнефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон». Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притоказарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, чтогосударство сумеет выработать и предложить крупным западным компаниямэффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировалбы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранениеконтроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможностьполучения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не тольконефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики. Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что отраслевоераспределение иностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуетсязначительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторовпредставляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли,где уровень развития и так выше среднего по стране. Таким образом,отраслевая структура поступающего и накопленного в РФ иностранного капиталане просто отражает, но и закрепляет углубившиеся за годы реформдиспропорции между основными секторами экономики. Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притокекапитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участиягосударства в процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет окоординации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальныхпроектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структурыпритока капитала: необходимо обеспечить переход растущего количествазарубежных капиталовложений в качество.[5] 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России Привлечение и функционирование иностранного капитала в Россиирегулируется нормативно-правовыми документами, объединяемыми в четырегруппы: 1. международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия; 2. базисные нормативные акты федерального уровня; 3. нормативные документы, напрямую регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств); 4. нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в субъектах федерации. Россия является участницей ряда международных договоров, конвенций исоглашений, направленных на защиту, поощрение и обеспечение гарантийвзаимных инвестиций. Так, важное значение имеют соглашения о взаимныхгарантиях, защите и поощрении инвестиций, а также договоры, исключающиедвойное налогообложение доходов и имущества иностранных инвесторов. В настоящее время Россия имеет соглашения о взаимной защите и поощренииинвестиций (включая подписанные СССР) более чем с 50 странами и примернотакое же количество договоров об отмене двойного налогообложения. Для развития отечественной экономики, в том числе для продвижениячастных прямых зарубежных инвестиций, важное значение имеет сотрудничествоРоссии с ведущими финансовыми организациями, прежде всего с МВФ и Всемирнымбанком и его филиалами, которые на международном уровне занимаютсярегулированием движения капитала. Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранногокапитала в России, относятся базисные нормативные акты федеральногозначения. Нормативные акты федерального уровня (гражданский, налоговый,таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенномтарифе, о приватизации, об акционерных обществах и обществах с ограниченнойответственностью, о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности и др.) в основном не являются документами прямого действия.Эти акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку, вкоторой действуют иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую в мировойпрактике норму, обеспечивающую примат международных договоров над нормамивнутреннего законодательства. К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного капитала инерезидентов в России, относятся федеральные законы, указы президентастраны, постановления и распоряжения правительства, а также нормативно-правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т. д.),разъясняющие и (или) уточняющие статьи и положения законов, указов,постановлений. Важную роль в регулировании иностранного капитала в 90-е годы игралзакон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 г. Он содержалперечень льгот, причем наиболее существенные предоставлялись предприятиям синостранными инвестициями, в которых зарубежному капиталу принадлежалиболее 30% уставного капитала. В дальнейшем были приняты поправки идополнения к этому закону, изданы указы и постановления в отношенииконкретных предприятий (или отраслей), инвестиции в которые представлялисьнаиболее предпочтительными. Эти документы нередко противоречили данномузакону и другим нормативным актам, которые постепенно теряли своюзначимость и актуальность в вопросе регулирования деятельности иностранногокапитала в нашей стране. В 1999 г. был принят новый федеральный закон «Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации». В настоящее время он регулируетотношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов приосуществлении инвестиционной деятельности в реальном секторе экономикиРоссии. В нем дано определение термина «прямые иностранные инвестиции»,введено понятие «приоритетные инвестиционные проекты», а также перечисленыгарантии, на которые могут рассчитывать зарубежные инвесторы. Однако закон предоставил этим инвесторам только национальный режим. Вмировой практике инвестору предоставляется право выбирать междунациональным режимом и режимом наибольшего благоприятствования. В статьяхзакона, касающихся предоставления гарантий и льгот инвесторам ипредприятиям с их участием (по сравнению с законом 1991 г.) количествопредоставляемых льгот было сокращено. Они предоставляются толькопредприятиям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты, но насрок не более 7 лет со дня начала финансирования проектов. Кроме того,закон 1999 г. допускает, что для иностранных инвесторов особымизаконодательными актами могут быть установлены изъятия ограничительногохарактера. Однако, согласно рекомендациям Всемирного банка, установлениеизъятий возможно лишь из соображений национальной безопасности. Важным для иностранных инвесторов является федеральный закон «Осоглашениях о разделе продукции» (декабрь 1995 г.), который мог статьнадежным средством привлечения инвестиций в добывающие отраслипромышленности, особенно в разработку месторождений, нерентабельных присуществующей системе налогообложения России. Однако в 1997—2002 гг. в этотзакон были внесены изменения и дополнения (в основном касающиеся уплатыналогов) затрудняющие деятельность участников соглашений и операторов. Врезультате из более чем 30 территорий, имеющих полезные ископаемые, в томчисле разрешенных к использованию на условиях соглашения о разделепродукции, работы ведутся только по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», атакже на Харьягинском нефтяном месторождении (Ямало-Ненецкий автономныйокруг). Более того, не в последнюю очередь трудности в реализации механизмасоглашения о разделе продукции вынудили американские нефтяные компании«Макдермотт» и «Маратон» выйти в 2002 г. из состава консорциума иностранныхкомпаний, занимающихся реализацией проекта «Сахалин-2». Важная роль в политике привлечения иностранных инвестиций отводитсятакже законам о лизинге, о Калининградской и Магаданской особыхэкономических зонах (ОЭЗ). Однако, по мнению экспертов, эффективностьзаконов, в частности об ОЭЗ для иностранных инвесторов, пока низкая.Зарубежные инвестиции, например, в экономику Калининградской области в1995—2001 гг. увеличились на 55% (прямые инвестиции уменьшились в 4 раза),при этом объем спекулятивного капитала (прочие инвестиции) возрос в 10 раз. Следует подчеркнуть, что, согласно российскому законодательству, дляиностранных инвесторов установлен правовой режим деятельности не менееблагоприятный, чем для отечественных. В последние годы отмечалась тенденцияк уравниванию иностранных инвесторов (и предприятий с их участием) сроссийскими в основном в вопросах регистрации предприятий с иностраннымиинвестициями на территории нашей страны. Так, в закон «Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации» внесено изменение, согласно которомупредприятие с иностранными инвестициями подлежит государственнойрегистрации в органах юстиции не позднее 5 дней со дня предоставления в нихсоответствующих документов. Из перечня документов исключено требование опредоставлении документа о платежеспособности иностранного инвестора,выданного обслуживающим его банком. Предприятие с иностранными инвестициямилюбого профиля и с любым размером уставного капитала регистрируется ведином государственном органе по тем же правилам, что и российскиехозяйствующие субъекты. С 2002 г. государственным органом, занимающимсявопросами регистрации создаваемых предприятий, в том числе предприятий синостранными инвестициями, является Министерство РФ по налогам и сборам. Четвертую группу законов составляют нормативные акты, регулирующиеинвестиционную деятельность в регионах. В последние годы в ряде субъектовфедерации принято и действует региональное законодательство (в пределахпредоставленной регионам компетенции), способствующее улучшению местногоинвестиционного климата и включающее освобождение от региональных налоговпри соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых,арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд иразличных гарантий местных органов власти и др.). В настоящее время примерно в 50 субъектах федерации действуетрегиональное законодательство об иностранных инвестициях. Несмотря наразличный уровень эффективности применяемого законодательства, некоторыероссийские регионы создали благоприятный инвестиционный климат и вышли вчисло ведущих по привлечению иностранных, в том числе американских,инвестиций. Одним из подтверждений этого является вручение в 2002 г.Ленинградской области награды в номинации «регион года» (за 2001 г.)Американской торговой палатой в России, организацией, объединяющей около700 компаний, на которые приходится свыше 90% российско-американскоготоварооборота и инвестиций США в российскую экономику. Эта наградаприсуждается наиболее динамично и активно развивающемуся субъекту РФ «зауспехи в привлечении инвестиций». Этот выбор, отражающий мнение влиятельныхамериканских бизнесменов, вполне оправдан: за три года (1999—2001) суммаамериканских инвестиций в этот регион превысила два млрд долл. (только в2001 г. в Ленинградскую область было вложено более одного млрд долл.). Вобласти создано эффективно действующее законодательство о регулированиииностранных инвестиций, в частности, она является первым регионом в России,который ввел «налоговые каникулы», причем не только для иностранных, но идля отечественных инвесторов. Подобные награды (в номинации «регион года»)Американская торговая палата вручала Москве, Новгороду, Самаре иПриволжскому федеральному округу. В целом можно сказать, что, несмотря на наметившееся улучшениеинвестиционного климата в России и существование ряда субъектов федерации,в которых созданы благоприятные условия для иностранного капитала,конкретная деятельность российского государства по регулированию экономики,являющаяся важной частью понятия «инвестиционный климат», воспринимаетсяиностранными компаниями довольно критично, что сказывается на притоке вРоссию иностранного капитала[6].ЗАКЛЮЧЕНИЕ Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестицийв российскую экономику преследует долговременные стратегические целисоздания в России цивилизованного, социально ориентированного общества,характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе котороголежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективноефункционирование различных форм собственности, но и интернационализациюрынка товаров, рабочей силы и капитала. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включениеРоссии в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала -необходимое условие построения в стране современного гражданскогообщества. Привлечение иностранного капитала в материальное производствогораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров,которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножаютгосударственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так инациональных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выходаиз современного общественно-экономического кризиса, преодоление спадапроизводства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметьв виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранныхинвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересованав восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщениипотребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, вразвитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западнойуправленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы вновом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынкаРоссии, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,достижений отечественной науки и техники и даже ее экологическойбеспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатнаязадача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственныхстимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижениеобщественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации вотношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям синостранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские,занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мерапрактически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала,но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производствпредприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготноеналогообложение. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестицияхв Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.)2. Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией В.Е.Рыбалкина. М.: ЗАО “ Бизнес - школа “, 1998.3. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы/ ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002.4.Известия 2003. №180. 2 окт.5. Инвестиции в России №1, 20046. Инвестиции в России № 2, 2004-----------------------[1] Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние иперспективы / ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002.[2] Международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией В.Е.Рыбалкина. М.: ЗАО “ Бизнес - школа “, 1998.[3] Известия 2003. №180. 2 окт.[4] Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние иперспективы / ВНИКИ. 2002. №2. – М.:ВНИКИ, 2002. С33[5] Инвестиции в России №1, 2004 Михаил Елизаветин[6] «Инвестиции в России» № 2, 2004




Похожие:

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики
Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,...
Иностранные инвестиции icon1. Введение. 1 Иностранные инвестиции в царской россии. 3
Экономическое же определение инвестиций можно сформулировать следующим образом: инвестиции – это расходы на создание, расширение,...
Иностранные инвестиции iconКурсовая работа На тему: «Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики»
Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,...
Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в экономику России

Иностранные инвестиции iconИностранные инвестиции в народное хозяйство Украины на примере сэз
Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы