Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева icon

Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева



НазваниеПротивостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева
Дата конвертации31.07.2012
Размер85,2 Kb.
ТипРеферат
Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева


[pic] Как в этом мире дышится легко!Скажите мне, кто жизнью не доволен,Скажите, кто вздыхает глубоко, Якаждого счастливым сделать волен.Пусть он придет, я расскажу емуПро девушку с зелеными глазами,Про голубую утреннюю тьму,Пронзенную лучами и стихами.Пусть он придет! Я должен рассказать, Ядолжен рассказать опять и снова,Как сладко жить, как сладко побеждатьМоря и девушек, врагов и слово. Аесли все-таки он не поймет,Мою прекрасную не примет веру Ибудет жаловаться в свой чередНа мировую скорбь, на боль - к барьеру! Н. Гумилев Николай Степанович Гумилев родился в 1886 году в Кронштадте в семьекорабельного врача. В 1906 году он окончил Николаевскую Царскосельскуюгимназию. Первое стихотворение Гумилева «Я в лес бежал из городов...» былоопубликовано в 1902 году в «Тифлисском листке», а первая книга стихов «Путьконквистадоров» - в 1905 году. С тех пор поэтические сборники следовалиодин за другим: 1908 год - «Романтические цветы», 1910 год - «Жемчуга»,1912 год - «Чужое небо», 1916 год - «Колчан», 1918 год - «Костер»,«Фарфоровый павильон» и поэма «Мик», 1921 год - «Шатер», «Огненный столп». «Темно-зеленая, чуть тронутая позолотой книжка, скорей даже тетрадкаН. Гумилева прочитывается быстро. Вы выпиваете её, как глоток зеленогошартреза», - писал Ин. Анненский в своей рецензии на «Романтические цветы». Однако каждая публикация Гумилева резко критиковалась современниками.Так, Вяч. Вс. Иванов рекомендовал читателям не обставлять знакомство с ним«академически, в хронологическом порядке первых сборников, которые могуттолько от него оттолкнуть...». Он предлагает сразу открыть «Огненныйстолп», начиная разговор непосредственно с «Заблудившегося трамвая» -самого знаменитого стихотворения книги, и в дальнейшем останавливаясьисключительно на позднем Гумилеве, его связях как с русской, так и смировой культурой. Интересно, что стихотворение «Заблудившийся трамвай» содержит нетолько пророчество о собственной смерти («Голову срезал палач и мне»), но,возможно, и предвидение обстоятельств своего «дела». Тема Машеньки, Гриневаи Императрицы («Как ты стонала в своей светлице, я же с напудренною косойшел представляться Императрице и не увиделсявновь с тобой») вводит в стихотворение мотив л о ж н о г о обвинения в участии в замыслах бунтовщиков. Обвинения,которое уже никто не в силах отвести. Вяч. Иванов, с легкостью перемещаясь вслед за своим героем во времении пространстве, естественно, касается и отношений Гумилева с русскимсимволизмом, с Блоком в частности. Однако тщательно фиксируя и подробноразбирая совпадения между этими двумя поэтами, Иванов почему-то оставляет встороне полемику между ними, в последние годы особенно напряженную. Иинтересную читателям прежде всего потому, что именно в этой полемикеГумилев обретает отчетливый гражданский темперамент, в чем ему принято - слегкой руки того же Блока - решительно отказывать. Считая Блока величайшим современным поэтом, без сомненья учась у него,Гумилев в то же время был резко не согласен с целым комплексом важнейшихблоковских идей, получивших завершение после революции. И это несогласиевыплескивалось не только в прямые, спонтанно вспыхивающие споры, о которыхв один голос вспоминают современники, но и в стихи, потом составившие«Огненный столп». Например, гумилевское «Шестое чувство» непосредственносталкивается с блоковской статьей «Крушение гуманизма»: и у Блока, и уГумилева речь идет о возникновении «новой человеческой породы», и у того, иу другого - о рождении «человека - артиста». Однако сама операция мыслитсяабсолютно по-разному. Если у Блока это кровавый, революционный акт, то уГумилева - длительный эволюционный процесс: «Так век за веком - скоро ли,Господь?..». И если у Блока все творится острым «ножичком» двенадцати, то уГумилева - соответственно - деликатным «скальпелем природы иискусства». Этот политический, в сущности, спор возникает не сам по себе, авырастает из спора эстетического, давнего спора акмеизма и символизма. Гумилев был приверженцем идей акмеизма (от греч. a k m e - высшаястепень чего-либо, цветущая сила) - течения в русской поэзии 1910-х гг.Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к«идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненнойметафоричности, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества»,точному значению слова. Этому течению присущи модернистские мотивы,склонность к эстетизму, камерности, поэтизации чувств первозданногочеловека. Приверженцами акмеизма были также С. Городецкий,М. Кузмин, ранние А. Ахматова, О. Мандельштам. Символизм, сторонником которого был А. Блок, представляет собойнаправление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.,сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредствомсимвола (как многозначно-иносказательного и логически непроницаемогообраза) и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Главныепредставители символизма в литературе - А. Белый,Вяч. Иванов, Ф. Сологуб. Если у Блока недостаток духовности связан с тлетворным влиянием«старого» мира, «обескрылевшего и отзвучавшего», а потому и подлежащегоуничтожению, то у Гумилева все объясняется (и извиняется) как раз«молодостью» мира, не реализовавшего еще своего потенциала и требующего всилу этого терпенья и труда. В «Чужом небе», самой своей акмеистской книжке, воодушевленноутверждая собственный поэтический характер, тщательно выстраивая системукоординат, четко определяясь в симпатиях и антипатиях, Гумилев находит силына мгновение остановиться. Остановиться в разгаре этих хлопот, чтобызадуматься о правомерности только что рожденного лирического героя -«сильного, злого, веселого». Правомерности с точки зрения традиции, нелитературной, конечно, а христианской. Стихотворение «Отрывок» («Христоссказал: убогие блаженны, завиден рок слепцов, калек и нищих...») отражаетэти раздумья. Резко выделяясь медлительной, тяжелой интонацией на фонебрызжущих весельем стихов «Чужого неба», стихотворение как бы дает толчоктой незаметной поначалу, но неуклонной переориентации, что происходит впоэзии Гумилева. Цветение не только плоти, но в первую очередь духа («Расцветает дух,как роза мая, как огонь, он разрывает тьму, тело, ничего не понимая, слепоповинуется ему») будет все более занимать поэта, становясь темой многихпоздних стихов, в одном из которых Гумилев непосредственно приходит кцерковным дверям: «Я дверь толкнул. Мне ясно было, - Здесь не откажут пришлецу, Так может мертвый лечь в могилу, Так может сын войти к отцу...» Приходит тогда, когда Блок от церковных дверей, по сути, уходит,утверждая в «Крушении гуманизма», что «музыка», явственно им различимая,«противопо-ложна привычным для нас мелодиям об истине, добре и красоте». Тоесть как раз тем мелодиям, которым с волнением Гумилев внимает в«евангелической церкви»: «А снизу шум взносился многий, То пела за скамьей скамья, И был пред ними некто строгий, Читавший книгу Бытия. И в тот же самый миг безмерность Мне в грудь плеснула, как волна, И понял я, что достоверность Теперь навек обретена». Но, собственно, этим «мелодиям» Гумилев внимал и раньше. Имиопределялось неустанное движение его поэтического характера, та «сменадуш», о которой говорится в стихотворении «Память». Ими же исподвольвнушено и представление о человеческой и поэтической миссии: «Я - угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле, Я возревновал о Славе Отчей, Как на небесах, и на земле@». И это образ, образ «храма, восстающего во мгле», видится прямойальтернативой той разрушительной стихии, которую восславил Блок. Внимательное чтение гумилевских сборников убеждает, что поэт имелсложившуюся концепцию русской и европейской жизни, в отсутствии которойупрекал его А. Блок в своей антиакмеистской и антигумилевской статье «Безбожества, без вдохновенья» (1921). Концепция Гумилева, однако, расходиласьс общесимволистской. Чтобы это понять, достаточно сопоставить «Итальянскиестихи» Блока с «итальянскими» стихотворениями Гумилева, вошедшими в составего сборника «Колчан» (1916). Даже удивительно, как одна и та же реальность- Италия начала века (Блок посетил ее в 1909, а Гумилев - в 1912 году) - по-разному отозвалась в стихах двух поэтов. Так, если Блоку в лице современнойИталии видится страшный, отвратительный распад: О, Bella, смейся над собою, Уж не прекрасна больше ты ! Гнилой морщиной гробовою Искажены твои черты !то Гумилеву, напротив, Италия ударяет в глаза своей яркостью, блеском -словом, избытком жизненных сил: Как эмаль, сверкает море, И багряные закаты На готическом соборе Словно гарпии, крылаты,ослепляет красотою закатов, конечно не метафорических, а реальных, но всеравно полемичных по отношению к еще не сформулированной, но уже носящейся ввоздухе метафоре «заката Европы». И если Блок, бродя по улицам Флоренции, все время наталкивается назловещие признаки вырождения культуры в «цивилизацию»: Хрипят твои автомобили, Твои уродливы дома, Всеевропейской желтой пыли Ты предала себя сама !то Гумилев как раз весело сетует на «нецивилизованность»: Но какой античной грязью Полон город, и не вдруг К золотому безобразью Нас приучит буйный юг. Но главная разница - в интонации. У Блока здесь - раздраженная, уГумилева и здесь, и в остальных стихотворениях итальянского цикла -неизменно веселая. Типичного для символистов контраста между былым расцветом Европы,запечатленным в твореньях старых мастеров, и ее нынешним суетным днемпоэзия Гумилева не знает. Зато она знает другой контраст, не менее глубокийи не менее болезненный, - контраст между Европой и Россией. «Русские»стихотворения, которыми переслоены в «Колчане» «итальянские», выделяются наих фоне своей неизбывной грустью. Того, чего больше всего боялись, чего не хотели и все-такиобнаруживали в России символисты - ее стремительное «обуржуазивание»,особенно явственное в больших городах, как раз этого-то и не видит Гумилев.В его поэзии вообще нет русских городов, даже их названий. Города как быостались для него в Европе - и их он охотно перечисляет в самих заглавияхстихов: «Рим», «Венеция», «Неаполь», «Генуя», «Болонья». Можно встретить вего стихах упоминание о Берлине, Париже, Константинополе, даже об Аддис-Абебе, а вот о Москве или Петербурге - нельзя. В гумилевской России - однитолько «тихие углы», где идет, а вернее, стоит неподвижная, тусклая жизнь. Гумилева не страшит перспектива перерождения «культуры» в«цивилизацию», поэт вообще не понимает, почему эти понятия надопротивопоставлять. За всеми этими абстракциями он видит просто жизнь -«жестокую, милую жизнь», как говорится в стихотворении «Мои читатели»,видит «родную, странную землю» - и именно они имеют для него абсолютнуюценность. Если чего и боится этот храбрый человек, то только того, чтоотвлеченная идея, пусть самая высокая и заманчивая, возьмет ивосторжествует над жизнью, пусть жестокой, несовершенной. От чего он ипредостерегает в поэме «Звездный ужас». И вовсе не случайно, что «звезды»называются там чужими, - ведь это символистские «кормчие звезды». А вот«ужас» - свой, акмеистский, гумилевский ужас, как и плач по «прежнему»времени. И это сам Гумилев вместе с одним из героев поэмы восклицает:«Горе! горе! Страх, петля и яма для того, кто на земле родился». «Звездным ужасом» завершается «Огненный столп», последний сборник,который Гумилев составлял самолично, хотя вышел он уже после смерти поэта.На этой обобщающей ноте как бы заканчивается его спор с Блоком, спор, вкотором Гумилев встает во весь свой рост, перестав, наконец, быть вечномладшим. Анна Ахматова, жена Гумилева, писала в 1963 году: «Я знаю главныетемы Гумилева. И главное - его тайнопись. В последнем издании Струве отдалего на растерзание двум людям, из которых один его не понимал (Брюсов), адругой (Вяч. Иванов) - ненавидел. Невнимание критиков (и читателей)безгранично. Что они вычитывают из молодого Гумилева, кроме озера Чад,жирафа, капитанов и прочей маскарадной рухляди? Ни одна его тема непрослежена, не угадана, не названа. Чем он жил, к чему шел ? Как случилось,что из всего вышеназванного образовался большой замечательный поэт, творец«Памяти», «Шестого чувства», «Трамвая» и т<ому> п<одобных> стихотворений.Фразы вроде «Я люблю только «Огненный столп»», отнесение стих<отворения>«Рабочий» к годам Революции и т.д. ввергают меня в полное уныние, а ихслышишь каждый день... Дело в том, что и поэзия, и любовь были для Гумилевавсегда трагедией. Оттого и «Волшебная скрипка» перерастает в «Гондолу».Оттого и бесчисленное количество любовных стихов кончается гибелью (почтивсе «Ром<антические> цветы»), а война была для него эпосом, Гомером. Икогда он шел в тюрьму, то взял с собой «Илиаду»». Гумилев был бездоказательно причислен к участникамконтрреволюционного заговора и расстрелян в 1921 году в возрасте 35-ти лет. В 1965 году А. Ахматова сказала: «По моему глубокому убеждению,Гумилев поэт еще не прочитанный и по какому-то странному недоразумениюоставшийся автором «Капитанов» (1909 г.), которых он сам, к слову сказать,- ненавидел». «И тело мне ответило мое, Простое тело, но с горячей кровью: «Не знаю я, что значит бытие, Хотя и знаю, что зовут любовью. Но я за все что взяло и хочу, - За все печали, радости и бредни, Как подобает мужу, заплачу Непоправимой гибелью последней». Н. Гумилев.[pic] Список литературы. 1. Винокурова И. Жестокая, милая жизнь. // Ж-л «Новый мир». - 1990. - №5. 2. Гумилев Н.С. Избранное. - М., 1990. 3. Гумилев Н.С. Стихи. Поэмы. - Тбилиси, 1988. 4. Гумилев Н.С. Стихи. // Ж-л «Юность». - 1988. - №7. 5. Черных В.А. «Самый непрочитанный поэт». Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилеве. // Ж-л «Новый мир». - 1990. - №5.----------------------- [pic] РЕФЕРАТ «Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева» Андрей Овчинников 11 «г» класс[pic][pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconТворчество Николая Гумилева

Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconБиография Николая Гумилёва

Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconВолны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева
И права была китайская царевна из династии Чэн, плененная и выданная за тюркского хана в VI веке, когда написала мудрые и трогательные...
Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева icon"Западнохристианский" суперэтнос в теории этногенеза Л. Гумилева
По определению Л. Гумилева это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий...
Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconАлександр Первый
Воспитателем его был последователь энциклопедистов его швейцарец Лагарп, внушивший Александру ненависть к деспотизму, о гнусности...
Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconАлександр II и екатерина долгорукая
Выстроен этот павильон был при Николае I для императрицы и назывался Бабигон. Здесь 1 июля 1866 года она, девятнадцатилетняя, трепещущая...
Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconОтречение Николая II. Как это было?
Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти
Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconРодины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А.

Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconВивчення конструкції, принципу дії І перевірка загальної працездатності регулюючого блоку р17
Ціль роботи: вивчити конструкцію, технічні характеристики І принцип дії регулюючого блоку Р17, провести перевірку його технічного...
Противостояние Александру Блоку в творчестве Николая Гумилева iconВивчення конструкції, принципу дії І перевірка загальної працездатності регулюючого блоку р17
Ціль роботи: вивчити конструкцію, технічні характеристики І принцип дії регулюючого блоку Р17, провести перевірку його технічного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы