|
Конспект урока по музыке Класс: 2 Тема: И это всё И.С. Бах Место данного урока: 4-й урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Цель: формирование познавательных способов деятельности в процессе восприятия музыки. Задача: создать условия на преобразующее взаимодействие детей с музыкой. Тип урока: закрепление нового материала. Межпредметные связи: музыкальная литература, изобразительное искусство. Методы и приемы обучения: ассоциативное восприятие, частично- поисковый и исследовательский методы, беседа, активное слушание, инструментальное музицирование, визуальные изображения, двигательное уподобление. Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, шумовые инструменты Технологическая схема урока. Вступление Задача – настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой. Музыкальное приветствие. У.: Интонация вашего приветствия была светлой и бодрой. Это означает, что у вас хорошее настроение. Может ли музыка изменить настроение человека? Вслушайтесь в следующее произведение, какое настроение оно «рождает»? (звучит «Хорал». Утренняя молитва. И.С.Бах ) У.: Какое музыкальное произведение прозвучало? Д.: Музыка Баха для религиозного песнопения. У.: Где звучит религиозная музыка? Д.: В храмах. У.: Что характерно для такой музыки? Д.: Строгость, торжественность. У.: Какое настроение создала вам эта музыка? Д.: Задумчивое, возвышенное. У.: Могла бы звучать такая музыка в концертном зале? Д.: Не всегда. На концертах звучит больше весёлой музыки. Экспозиция Задача - вывести детей на проблему урока и обозначить её в словесной формулировке. Проблема урока: О чём рассказывает афиша? У.: Что обращает на себя внимание из оформления на доске? Д.: Красочная афиша. У.: Для чего люди придумали афиши? Д.: Афиши приглашают посетить концерты, спектакли. Сообщают, кто приехал на гастроли. У.: Куда наша афиша приглашает и о чём сообщает? Д.: Сообщает о концерте старинной музыки. У.: Часто, не зная значения слов, которые люди используют, мешает их общению, в том числе - общению с музыкой. И.С.Бах - именно эти слова выделены в названии концерта. Если бы мы их сейчас произнесли на улицах Германии, то обязательно услышали восторженный голос немцев… Бах - это великий немецкий композитор… Двадцать семь лет Бах руководил церковным хором города Лейпцига… До сих пор звучит орган, на котором играл Бах. У.: В семье Баха многие были музыкантами-скрипачами, органистами. «Бах», по-немецки значит ручей. Но другой немецкий композитор-Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей – море ему имя!» Разработка Задача - учиться разным способам слышания музыки, понять её содержание, собрать информацию о композиторе как о человеке, его привычках, чертах характера и т.д. У.: Открывает наш концерт «Менуэт». Как узнать, как танцевали этот танец во времена Баха? Д.: Посмотреть иллюстрации, послушать музыку. У.: Под танцевальную мелодию, даже старинную, трудно сидеть без движений. Поэтому давайте слушать и «танцевать» кистями рук. Также вслушайтесь в одновременно звучащие две самостоятельные мелодии верхнего и нижнего голоса. Так композитор подчёркивает, что это парный танец. ( слушание «Менуэт» И.С.Баха с пластическим интонированием) У.: Какой характер музыки? Д.: Спокойный, изящный, грациозный. У.: Какие инструменты исполняли? Д.: Струнные. Это прозвучали старинные струнные инструменты – лютня и клавесин. ( Слайд с изображением лютни и клавесина) У.: Чем отличается менуэт от современных танцев? Д.: Неторопливостью, плавностью движений. У.: Где сейчас можно увидеть исполнение такого танца? Д.: В театре, на балу. ( Слайд с изображением пар, танцующих менуэт) У.: Обычно сопровождал бал небольшой оркестр из нескольких инструментов. Давайте и мы с вами образуем свой оркестр. Какие из представленных инструментов подошли бы, чтобы украсить музыку? ( выбор учащимися инструментов) Д.: Треугольник будет подражать блеску свечей, маракас - шороху длинных, пышных, бальных платьев дам. ( исполнение первой части «Менуэта»: треугольник - сильная доля, маракас - слабые доли). У.: В нашем исполнении музыка Баха «заиграла» новыми красками, стала близкой и понятной нам. Вы видите портрет И.С.Баха. Как вы думаете, какими чертами обладал этот человек? ( Слайд портрета И.С.Баха) Д.: Серьёзный, внимательный. У.: И.С.Бах был жизнерадостным, общительным человеком с весёлым нравом. Так же как и его отец, он учил своих детей игре на музыкальных инструментах. Чтобы не играть скучные упражнения, сочинял для них небольшие пьесы, в которых изображал «кудахтанье простодушной курицы», «звучание рожка почтальона», «душистый чёрный кофе». Одной из таких пьес является «Волынка». У.: Что означает это слово? Слышали ли вы его? Д.: Есть слово « волынить», то есть бездельничать. ( Слайд с изображением волынки ) У.: ВОЛЫНКА - народный духовой инструмент. Её делают из кожи в виде пузыря, в который вставляют несколько трубок, на которых играют мелодию и аккомпанемент. Слушая это произведение, обратите внимание на то, что придумал композитор, чтобы изобразить «гудение» волынки. ( слушание «Волынки» И.С.Баха) Д.: Низкие звуки «гудят». У.: Одинаковый или разный ритм «волыночного» сопровождения? Музыкальным карандашом покажите движение мелодической линии и «пульс» ритма. (пластическое интонирование учащимся при повторном слушании первой части «Волынки» И.С. Баха) У: Семья Бахов была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование. Исполнение «Волынки» И.С.Баха. Музыкально- творческая деятельность учащихся:
У.: Какие ощущения переживали вы, играя музыку Баха? Д.: Радость, волнение. (Звучат 2 такта «Токкаты ре минор» И.С. Баха) У.: Кому знакома эта музыка, кто слышал эту музыку? Д.: Слышали «по телевизору». У.: Этот фрагмент звучит в начале программы «Человек и закон». У.: Какой инструмент прозвучал? Д.: Орган. ( Слайд с изображением органа, внутреннего убранства собора) У.: ОРГАН - старинный музыкальный инструмент. Его величественное звучание не спутаешь ни с каким другим инструментом. Этот инструмент сопровождает религиозные обряды в католической церкви. Орган был любимым инструментом Баха. Он написал для него огромное количество произведений. Сегодня мы встретимся с музыкой для органа, предназначавшейся не для службы в церкви, а для исполнения виртуозами- органистами. Виртуоз- исполнитель- человек, мастерски играющий на музыкальном инструменте. ( повтор мотива- интонации «Токкаты» в исполнении учителя) У.: Представьте себя композиторами. Музыка какого характера может «вырасти» из этих звуков? Какова их интонация - вопросительная или утвердительная? Д.: Торжественная, сильная. Вопросительная. ( слушание «Токкаты» И.С. Баха с просмотром видеофильма «Готические соборы») У.: Какое впечатление на вас произвела эта музыка? Д.: Страстная, мудрая, возвышенная, могучая, энергичная. У.: Какие чувства передал композитор слушателям? Требует ли эта пьеса мастерства исполнителя-органиста? Д.: Глубокие, серьёзные. Исполнитель должен хорошо играть на органе. У.: Почему немецкий композитор Бетховен сказал о Бахе такие слова: «Не ручей- море ему имя!» Д.: Музыка могучая, сильная. РЕПРИЗА Задача – сделать обобщение, высказать оценочные суждения учащимися о музыке и чертах характера И.С. Баха. ( Слайд портрета И.С.Баха) У.: Прозвучало последнее произведение нашего концерта. Давайте вновь обратимся к его программе и кратко ответим на вопрос, с которого мы начали нашу встречу: «О чём рассказывает афиша?» Д.: Приглашает на концерт. Рассказывает, чья музыка будет звучать. У.: Каждое произведение Баха – это частичка жизни композитора, его мысли, переживания, отношение к окружающим людям. Каким вам запомнился сегодня этот человек? Напишите на листочке одно – два слова и прикрепите к тому произведению на нашей афише, которое вам лучше всего, помогло разглядеть это качество И.С.Баха. Рефлексивно- оценочные суждения учащихся: «весёлый Бах», «мудрый композитор», «добрый отец» У.: Я надеюсь, что после нашего знакомства с музыкой Баха, вы, услышав о предстоящем звучании его музыки, пойдёте на встречу с ней как с добрым знакомым. До новых встреч! |