Профессиональное самоопределение старшеклассников icon

Профессиональное самоопределение старшеклассников



НазваниеПрофессиональное самоопределение старшеклассников
Е.Н. Научный
Дата конвертации31.07.2012
Размер198,72 Kb.
ТипРеферат
Профессиональное самоопределение старшеклассников


Костромской Государственный Университет им. Н.А. Некрасова Курсовая работа на тему: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ Выполнила: студентка 3-го курса – 3 гр. ИПА Соколова Е.Н. Научный руководитель: Подобина О.Б. Кострома 2002 г.ПЛАН Введение I. Выбор Профессии – как самоопределение личности. 1. Понятие профессии и ее истоки. 2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план. 3. Отношение подростка к будущей профессии. II. Профессиональное самоопределение. 1. Профессиональное самоопределение как процесс: А) предпосылки профессионального самоопределения - с точки зрения детерминизма; - с позиции деятельности. 2. «Восемь углов выбора профессии» - управление выбором профессии. III. 1) Роль - самопознания; - самосознания; - самооценки в профессиональном самоопределении. 2) Профессиональное самоопределение и профессиональная консультация. IV. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального выбора. 1) Стадии профессионального становления. 2) Кризисы профессионального становления. 3) Методы работы в переломные периоды профессионального выбора. V. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора профессии. VI. Эмпирическая часть. Заключение.Введение На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов,работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровниразвития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что внашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем икачеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», ихкомпетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается:в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей? Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности.Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Какимбыть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшимишкольниками. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разныхинтереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит передвыбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях впрофессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий.Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчаспротиворечивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми,управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем –острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в такомразнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональномсамоопределении – задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведьот того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественнаяценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой,физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи.Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самыхразличных областях деятельности на благо общества. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которойпредшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющихмногое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. Объект: старшеклассники (ученики 11 «А» класса). Предмет: профессиональное самоопределение старшеклассников. Цель: определить уровень профессионального выбора старшеклассников в I-м учебном полугодии, изучить мотивы выбора профессии школьниками и раскрытьпереломы профессионального выбора. Задачи: 1) выявить характерные черты ранней юности и определить актуальностьвыбора профессии для данного возрастного периода; 2) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; 3) определить факторы, влияющие на выбор профессии; 4) раскрыть роль самооценки в правильном выборе профессии; 5) описать переломы профессионального выбора; 6) проверить на практике поставленные гипотезы. Гипотезы: 1) степень сформированности профессионального плана низкая в I-мполугодии; 2) сознательный выбор профессии происходит в 11 классе; 3) старшеклассники не определили пути овладения выбранной профессией вI-м полугодии учебного процесса; 4) старшеклассники отдают предпочтение не одной профессии, анескольким в конце I-го учебного полугодия. 1. Выбор профессии как самоопределение личности. 1). Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие,специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовойдеятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальныхтеоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результатеспециальной подготовки, опыта работы [10]. Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, помнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то,что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизньограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «статьдействующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладаллишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Таквозникает проблема выбора будущей профессии. [4]. Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человеканачинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает насебя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение.Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что детив них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальныхатрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок»,бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в раннейюности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всюдальнейшую жизнь человека. 2) Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.Жизненный план. Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются вжизненных планах. [16]. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всюсферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровеньпритязаний. Самым важным, неотложным и трудным делом становится длястаршеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее исклонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юношавнутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной,ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, котораяодновременно манит и пугает его. [16]. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего,зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким былегкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главнаяи постоянная забота. В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальныйоблик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальныеособенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только потемпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальныеособенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст,когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации,установки [1]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детствак началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности,самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и всвоей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем,профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строитсявокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, ииндивидуально-личностных выборов, идентификации, профессиональногостановления. Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается вдетстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучениезначимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбораподростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельностиприобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии –мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. Удевушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общеймотивации на профессию. [2]. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессиональногосамоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реальносформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетомимеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время уучащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляетсявыбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. 3) Отношение подростка к будущей профессии. Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И вдевятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс,ПТУ, техникум? Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развитиясоциальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателемсоциально-психологической зрелости подростка является именно его отношениек своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке:появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.[10]. В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяютсяразмышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельствжизни, появляется стремление реализовать намерения в практическихдействиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущейпрофессии размышляют мало. [1]. Многое может стимулировать появление интереса к определеннойпрофессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим,часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различныесекции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности впривлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознатьсвои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности –лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращенияразочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо«приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любомделе устлан трудностями, а не розами. [10]. Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – периодинтенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания вдействия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьидумают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые –собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ееполучают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждаютсомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских».Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей.Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий итого, где именно продолжать учение. [10]. Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков освоем будущем. 2. Профессиональное самоопределение. 1) Профессиональное самоопределение как процесс. Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональноеподготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование»,предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение вобразовательных учреждениях профессионального образования. [14]. Успехпрофессионального образования определяет такой важный психологическиймомент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению тойили иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализавнутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии,является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главныхрешений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собойдвухаспектное явление [14]: 1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает; 2) объект выбора – то, что выбирают. Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии.Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают. Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоитиз ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительностьэтапов зависит от: - внешних условий; - индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весьпериод профессиональной деятельности личности: от возникновенияпрофессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Этапы, предшествующие самоопределению. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старшийшкольный возраст, но ему предшествуют этапы [14]: . Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста): - малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативноепредставление о внутренних ресурсах, необходимых для данного родапрофессий, неустойчивость профессиональных намерений; . Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст): - возникновение и формирование профессиональных намерений ипервоначальная ориентировка в различных сферах труда; . Профессиональное обучение: - осуществляется после получения школьного образования для освоениявыбранной профессии; . Профессиональная адаптация: - формирование индивидуального стиля деятельности, преобладаниесистемы производственных и социальных отношений; . Самореализация в труде: - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональнымтрудом. Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весьжизненный путь человека. А) Предпосылки профессионального самоопределения: . Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. [7]. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности. Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себебеспредметна [7]. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первогоудовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще необнаружен…». Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системыпрофориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности.Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условиепсихического отражения и выступает как механизм детерминирующегосявоздействия на личность. В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает какактивная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявлениепринципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношениявнешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализадвижущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи ипротивопоставленности внутреннего и внешнего. Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением,расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторамипрофориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как еекомпонент. Б) Предпосылки профессионального самоопределения. Личностные предпосылки самоопределения. Структурные элементы личности, как ближайшие психологическиепредпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру ихфункций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределенияможно свести к двум основным группам [7]: 1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решенияпроблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этогопроцесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такаячерта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некотороготрудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека. 2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуютразличные компоненты направленности личности, динамизирующие процесспрофессионального самоопределения и обуславливающие избирательностьреагирования. [7]. Сюда относится потребность в профессиональномсамоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы исклонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления ожизненных ценностях. Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательнымипотребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности,привлекательной для человека. 2. «Восемь углов выбора профессии». По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии.Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только обособенностях различных профессий, но и массу другой информации. [6]. 1) Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; онинесут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора,требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы.Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагаяпересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он ещемаленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей,которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в тойдеятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется,что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие отродителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии… Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются свыбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работатьпо данной специальности придется им, а не их родителям. [6]. О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишьпредполагать. 2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их навыбор профессии не исключено, так как внимание своего профессиональногобудущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы можетстать решающим в профессиональном самоопределении. 3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебнойдеятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявленийчеловека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей,помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учительзнает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику. 4) Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленномбудущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ,мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера,опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути исредства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие онизависит от человека. [6]. 5) Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходиморассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественноценной активности. Так как именно способности включает в себя будущаяпрофессиональная пригодность. 6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступеньпрофессиональной подготовки [6]. 7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный факторвыбора профессии. 8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательновключаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения,а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как дофессиональные увлечения – путь к будущему. [6]. . Управление выбором профессии. В целях правильного выбора профессии необходимо управление даннымпроцессом, которое осуществляется учителем. Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемынаучного управления обществом. [8]. В более узком плане применительно кпроблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективныеи субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективнымфакторам относятся: - система объективно действующих закономерностей, условия жизнисубъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие. К субъектным факторам относятся: - возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения,мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности. Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным,крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторонпредмета управления. [8]. Управление выбором профессии немыслимо без знанияличности, ее структуры. Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает какприобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами,характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системыи т.д.). Управление профориентацией только тогда научно, когда строится сучетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется назнании динамической функциональной структуры личности. [8]. Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практикенередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного -двухсвоих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общуюхарактеристику. Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостнуюхарактеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы,способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое местозанимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, какоценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросычасто и вовсе не ставятся отдельными педагогами. Объясняется это целым рядом причин: - отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации; - слабая психолого-педагогическая подготовка учителей; - нежелание затруднять себя дополнительной работой; - неимение доступных метод и методик изучения учащихся. [8]. Современному выпускнику школы нужна характеристика, в которой оценкиличностных качеств должны быть полными и точными. В характеристикенеобходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать еебудущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на егодисциплину, учебные оценки и общую активность. [12]. Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на ихсклонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектироватьвозможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметитопределенную направленность профессиональных интересов учащегося,настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это вхарактеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностяхон может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушкеопределить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когдапосле окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, гденайти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрытьсяспособностям и склонностям ученика под силу учителю, классномуруководителю. [8]. Изучение учащихся – одно из необходимых условийвыявления индивидуально психологических особенностей в целях правильногопрофессионального самоопределения. 3. Самопознание в выборе профессии. Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностногоподхода к выбору профессии. [10]. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путемосознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами идостижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаемдругого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесссравнения – основа не только познания мира, но и познания самого себя.Познавая через сравнения качества другого человека, мы получаем материал,необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и самого себя, человек должен прилагатьактивные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процессасамопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надовоспитать, а какие - изжить. [8]. Без самопознания нельзя правильнонаметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу подуше. Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований иперспектив общества, в котором он живет. Требования общества – одно изважнейших побуждений самопознания и самовоспитания. Возникновениепотребности в знании собственных особенностей, интереса к себе иразмышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей. Роль самооценки в профессиональном самоопределении. В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания.Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я» [3].Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил,возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их вдолжной мере. Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. Впрофессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которуючеловек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Еще К. Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращалвнимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям:«заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии… -это ошибка, которая мстит за себя и … причиняет нам страшные муки…» [4]. Самооценка, как и любое психическое образование, формируетсяприжизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте. [8]. Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот виддеятельности, который соответствовал бы их пониманию собственныхвозможностей. [8]. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей ушкольников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. Всамооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя,другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассникитолько переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себянедооценивают. Им свойственно и первое, и второе. Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность всамооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность всамооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях. У старшеклассников самооценка служит двум целям: . Самовоспитанию; . Прогнозированию будущей профессии. [3] Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаевориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознаютдолжным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбираетпрофессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьмаповерхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки,приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессиисерьезно их не волнует. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Нопроблема в том, что они слабо ориентируются в научных основахпрофессионального самоопределения, прежде всего, психологических.Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности,им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертаххарактера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских,бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическоеобразование как условие формирования объективной самооценки, как условиеправильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам. [8]. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. Восновном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. Припереоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный натакой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию.Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессиии на развитии личности. Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки [3]: . Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий. . Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности. . Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [8]. Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Онаформируется в процессе развития личности и имеет разную степеньобъективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности– одна из задач профессиональной ориентации. В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессиональнозначимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методыработы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся опсихологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности,темперамент, черты характера. Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний,активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда,самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствоватьформированию объективной самооценки. Список использованных источников 1. Большая советская энциклопедия, 1975 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973 3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988 4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978 5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991 6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971 7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982 8. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002 9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999 10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997 11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987 12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978 13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 14. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988 15. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981 16. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение старшеклассников iconИсследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение»
Рассмотрение проблемы влияния самооценки в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение старшеклассника в психолого-педагогической...
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников
Е. М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н. Ш. Шадиев, Ташкент; П....
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconН. Л. Иванова (гу-вшэ) Самоопределение личности и проблемы подготовки специалистов для современного бизнеса
Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта гу-вшэ 2007 г. «Социальное и профессиональное самоопределение...
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы

Профессиональное самоопределение старшеклассников iconТема: профессиональное самоопределение педагогов в свете новой парадигмы образования
В данном направлении профессиональное развитие рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней...
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Основы профориентологии»
Профессиональное самоопределение личности на разных стадиях становления личности
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconМоу «Кривская средняя общеобразовательная школа» Обучается 145 учащихся из 16 населенных пунктов 4 сельских советов
Социально профессиональное самоопределение обучающихся старших классов сельской школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы