Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение icon

Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение



НазваниеПедагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
Дата конвертации31.07.2012
Размер206,5 Kb.
ТипРеферат
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение


Оглавление стр.1. Введение 32. Основная часть 4-14 1. Предмет педагогики 4-5 2. Цели образования и воспитания 5-7 3. Средства и методы психического 7-9воздействия на личность 4. Нравственно-психологические 9-12взаимоотношения поколений 1. Отношения родителей и детей как 9-10психолого-педагогическая проблема 2. Рациональные условия отношений 11-12родителей и детей 5. Межличностные отношения в коллективе 12-143. Заключение 154. Список литературы 16 1. Введение Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует сдревнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий испособов труда, их усложнение исторически привели к необходимостиспециально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых,освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этотопыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественныйпрогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевалоопытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашейстране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических идемократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизниправового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставятзадачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей неозначает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-егоды убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себянадлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить вусловиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить вусловиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жилив нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Этоставит серьезные проблемы перед педагогикой. 2. Основная часть 2.1 Предмет педагогики В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику,сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них.Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель»,«детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе сгреческого «детовождение». Предмет педагогики – процесс направленного развития и формированиячеловеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или,более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание,образование, обучение. Развитие человека – это процесс становления его личности под влияниемвнешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природныхфакторов. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленныйпроцесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности,подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.Воспитание в узком смысле слова -–систематическое и целенаправленноевоздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемогоотношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование процесс и результат усвоения определенной системы знанийи обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.Образование получают, в основном, в процессе воспитания и обучения вучебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую рольиграет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельностипедагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельностьпреподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся –учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – этопреподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенногопедагогика представлена как наука о воспитании; это наука, изучающаязакономерности воспитания, образования и обучения. В результате развития науки, техники и культуры происходятдифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процессспециализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика,зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее времябольшое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отраслиопределяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией,психофизиологическими данными. Основные «ветви» древа педагогической науки следующие: Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методыобучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются:теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления всистеме образования. Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детейдошкольного возраста. Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание, формы иметоды обучения и воспитания школьников. Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностяхразвития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющихфизические или психические недостатки. Педагогика профессионально-технического и среднего специальногообразования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитанияучащихся ПТУ и средних специальных заведений. Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросамиперевоспитания правонарушителей всех возрастов. Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитаниястудентов вузов. Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной,не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическуюроль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия,помогая определить исходные позиции при исследовании педагогическихявлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обученияи воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и впервую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучаетзакономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, вусловиях обучения и воспитания. Социология, занимающаяся изучением обществакак сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материалдля более рациональной организации процесса обучения и воспитания. 2.2. Цели образования и воспитания Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленныйхарактер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий,осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторонуи средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейнымии ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество. Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российскогообщества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной иценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратилисвою привлекательность, новые ориентации не сложились. В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новойгосударственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний,социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп крешению общественных проблем, который они стремятся навязать другим вкачестве господствующих идейных и ценностных ориентаций. В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилосьмнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-токонъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды иубеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодогопоколения -–это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться напостоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейнойосновы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенныемноговековой практикой принципы гуманизма. Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь клюдям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческихотношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятиегуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которыхлежит признание человека в качестве высшей ценности. При такой трактовке гуманизм получает значение общественного идеала.Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессекоторого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализациивсех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и духовнойсфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Такимобразом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобыкаждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание иобщение, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за всепроисходящее в этом мире. Содержательной стороны реализация принципов гуманизма ввоспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей.Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкогоограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества.Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальнымгруппам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенностиих выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития тойили иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Также общечеловеческие ценности – это предельные, исторически исоциально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носятабсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливаяобщечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценностиимеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческимиценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций иустремлений. При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностейверующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носятпостоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческиеценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведениядля всех людей. Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписываетсяв систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следуеттрактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа этиценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностейкультурно-исторического развития той или иной страны. Поэтомуобщечеловеческое всегда реализуется через конкретночеловеческое. А каждыйконкретный человек является гражданином конкретного государства,принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое началореализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитаниечеловека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает еговоспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно,гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитаниегражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценностиличности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно подтермином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизмне исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другимилюдьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа этонравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Неслучайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идейрусского национального самосознания. В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированногоспециалиста, способного с наибольшей эффективностью работать напроизводстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует,чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должнорассматриваться сознание предпосылок для самореализации личности. 2.3 Средства и методы психического воздействия на личность Технологическая схема педагогического процесса выглядит примернотак. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности ицелесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научитьучащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующемэтапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этихэтапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролироватьи оценивать этапы и итоги работы. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, какминимум, пять групп методов воздействия на личность:1) убеждение;2) упражнения и приучения;3) обучение;4) стимулирование;5) контроль и оценка Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействиена учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг сдругом. Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волючеловека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости отнаправленности педагогического воздействия убеждение может выступать какдоказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедитьучащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся кего разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречнуюцепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль в убеждениис помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнениявоспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработкихороших привычек. Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в основеформирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-ученических этапах. Упражнение как метод педагогического воздействия применяется длярешения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физическогои эстетического восприятия и развития. Без систематического примененияразумно поставленных упражнений нельзя добиться действенностивоспитательной работы. В практике воспитательной работы применяются в основном три типаупражнений:1) упражнения в полезной деятельности;2) режимные упражнения;3) специальные упражнения. Номенклатура и классификация методов обучения характеризуетсябольшим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается дляих разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные,наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основныхдидактических задач на:1) методы приобретения новых знаний;2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков Наиболее оптимальной представляется классификация методовобучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательнойдеятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Этаклассификация включает в себя пять методов:1) объяснительно-иллюстративный метод;2) репродуктивный метод;3) метод проблемного изложения;4) частично-поисковый метод;5) исследовательский метод. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутрикаждого метода. Но есть методы, главное назначение которых – оказыватьдополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие другихметодов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными. К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всемлюдям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сроднилучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – недать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление кпервенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духомтоварищеской взаимопомощи и доброжелательности. Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что внем содержится общественное признание того подхода, того образа действия итого отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувствоудовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у негоприлив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие,сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же времяпоощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию,ожиданию награды за малейший успех. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения –принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержкаобщественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностейвоспитанника. Наказание – один из самых старейших методов воспитания. Наказаниекорректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чемон поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда,дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождаетпотребность изменить свое поведение, а при планировании будущейдеятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятныхчувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни моральногоунижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанноговоспитанника – чувство переживания, отчужденности, отстраненности от другихвоспитанников, от коллектива. 2.4. Нравственно-психологические отношения поколений 2.4.1 Отношения родителей и детей как психолого- педагогическая проблема В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная,парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характеречеловеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. Апарадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагогиобычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. Отношения родителей и детей с годами складываются в определенныетипичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такиеварианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можнопредставить в определенной структуре – последовательных стадиях развития.Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу,психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад»тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развитияотношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный,необъяснимый, удивительный случай. Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникаетслучайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанностиродителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребностидруг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема ихобщения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональнаяагрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, -сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходеразвития заболевания. В здоровых семьях родители и дети связаны с естественнымиповседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле можетозначать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные,деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, врезультате которого возникает душевное единение, согласованность основных,жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношенийсоставляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которыепроявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей кродителям. Изучение множества разнообразных документов позволило выявитьнекоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В основуанализа положено видоизменение потребности в общении – одна изфундаментальных характеристик межличностных отношений. Под конфликтомпонимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которойродители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаютсярешить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями иметодами. Существуют следующие стадии отношений родителей и детей: - родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении; - родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними; - чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями; - поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители; - поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети; - конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты; - полное взаимное отчуждение и враждебность. 2.4.2 Рациональные условия отношений родителей и детей Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишьплатонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны бытьсозданы психолого-педагогические предпосылки. Первая и главная из них – разумная организация семьи. Общиеперспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности,традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлеченийслужат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутреннихвзаимосвязей родителей и детей. В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создаватьобстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесныетребования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадаютс жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненнымобстоятельствам. Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к ихвнутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей.Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастногопериода анатомо-физиологические и психологические особенности. А подиндивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие егоосновных свойств и качеств. Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменениявоспитательных влияний на различных ступенях становления личности. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учетажизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого инеторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения квнутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремлениястановятся наиболее естественным процессом воспитания. Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересахдетей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своихдетей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательноговоздействия. Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также ипривлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьяхсуществует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметьделать сам. В каждой семье может сложиться многообразная системаустановления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей кдетям, от детей к родителям. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда,когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами нетолько родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылкауспешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мирдетей и успешного воздействия на них. У детей возникает и развиваетсяпотребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место втрудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям. Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе неявляется непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогутпсихологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадииотношений, то преодоление отрицательных факторов возможно. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненноесостояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приноситрадостное чувство удовлетворения. 2.5 Межличностные отношения в коллективе Коллективом называется разновидность социальной общности исовокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг сдругом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся егочленами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностейколлектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивымвзаимодействием, которое способствует прочности и стабильности егосуществования в пространстве и времени; 2) отчетливо выраженнойоднородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3)относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов,установок членов коллектива; 4) структурированности – определенной степеньючеткости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей,ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью,подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместнойколлективной жизнедеятельности; 6) открытостью, то есть готовностью кпринятию новых членов. Качественные и количественные показатели всех этих основных чертсоединяются понятием социально-психологический климат коллектива. Понятиесоциально-психологический климат коллектива отражает характервзаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения вколлективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилеми уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климатколлектива связан с определенной эмоциональной окраской психологическихсвязей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпаденияхарактеров, интересов и склонностей. Ученые отмечают двойственную природу социально-психологическогоклимата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некотороесубъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементовсоциальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнувкак результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповоесознание объективных и субъективных факторов, социально-психологическийклимат приобретает относительную самостоятельность, становится объективнойхарактеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние наколлективную деятельность и отдельные личности. Одним из важных показателей социально-психологического климата вколлективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всехсторонах его жизнедеятельности. Время послеконфликтных эмоциональныхпереживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушениеделового контакта, во много раз способно превосходить время самогоконфликта. В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций,взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состоянияпротивоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитнаяреакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция. Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся вскрытом состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто своипретензии. При этом предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий«мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции,игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытуюформу. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением. Конфликтное поведение – это пик развития конфликта. Оно не можетдлиться вечно и в конце концов, конфликтующие стороны должны будут выбиратьодну из программ поведения: 1) снизить уровень напряженности, но сохранитьсаму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичныхуступок противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешенияконфликта. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективнойситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, то естьизменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующихсторон. Изучение закономерностей функционирования коллективов показывает, чтодаже в самых малых, неорганизованных коллективах возникает распределениевласти между членами. Коллектив делится на рядовых членов и лидеров.Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных индивидов иколлектив в целом, направлять их усилия на достижение каких-либо целей. Различают формальных и неформальных лидеров. Неформальный лидер – эточлен коллектива, добровольно принявший на себя значительно большуюответственность, чем это требуют формальные предписания и нормы. Формальныйлидер – это носитель административной власти. Его задача состоит ворганизации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива длядостижения его целей. Для этого руководитель должен обладатьпсихофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками,умениями и качествами. К психофизическим качествам руководителя как личности относятся:волевые данные, профессиональное воспитание, обостренное внимание, объемнаяи точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие.Особое значение имеют волевые качества руководителя. Волевого руководителя,как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность,энергичность, упрямство в достижении цели, высокая самодисциплина,целеустремленность. Немаловажное значение для руководителя имеет контактность –общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей,выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему«глазами другого». В совокупности неотъемлемых психологических качеств руководителявыделяется доминантность, которую следует понимать как свойство властности,честолюбия. Среди деловых качеств выделяются знания и умения. Так, например, дляруководителя предприятия важны знания в области техники и технологии,организации производства, экономики и права, психологии и педагогики,менеджмента. В качестве наиболее важных навыков отмечаются: умение видетьперспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлятькадры, пойти на оправданный риск, своевременно принимать решения ипроводить их в жизнь, делегировать полномочия, пробуждать людей к труду,организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива. К деловым качествам и умениям тесно примыкают также профессионально-организаторские черты, поскольку одной из основных задач руководителяявляется создание команды единомышленников, то есть формирование условийдля оптимизации процесса самоорганизации трудового коллектива, с этой точкизрения важными качествами руководителя также являются такие, какпредприимчивость и деловитость, научный системный подход к решению проблем. Не менее важна для руководителя коммуникабельность: способностьсрабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов –вышестоящими руководителями и подчиненными, способность сплачивать,объединять разных людей, налаживать их совместную работу. Важное значение для социально-психологического климата коллективаимеют также особенности стиля руководителя коллективом. Под стилемруководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействияруководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполненияуправленческих функций. Определение стиля руководства коллективамиосуществляется по основным функциям управления: принятие решений,организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способыпробуждения исполнителей к деятельности, использование системыстимулирования деятельности исполнителей. 3. Заключение Педагогика востребована везде, где осуществляется образование,воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогическихучреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от ихвозраста и социального положения, где обнаруживаются проявления ихрезультатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы ирезультаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры,искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состояниипринять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его повопросам своей компетенции. Изучение педагогики в системе высшего образования призвано вооружитьстудентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизнии профессиональной деятельности, а также сформировать пониманиенеобходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоватьсяпедагогически. Педагогика – одна из самых практичных наук. Педагогика располагает рекомендациями, интенсивными педагогическимитехнологиями, богатым педагогическим опытом, которые нужны практическивсем. 4. Список литературы1. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.2. Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.3. Харламов И.Ф. Педагогика – Москва, 1994 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconДоклад «Личностно-ориентированное обучение» в 90-е годы ХХ столетия термин «личностно-ориентированное образование»
Понятия «развитие», «обучение» и «воспитание» все чаще понимаются теоретиками и практиками педагогики как единый «образовательный...
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconЧлен-корреспондент а псн т. Г. Болдина, академик апсн и. Н. Семенов развитие рефлексивной культуры речи как способ нравственного воспитания учащейся молодежи
Ключевые слова: личность, учащийся, развитие, нравственное воспитание, культура речи, рефлексия, рефлексивный диалог, исследовательская...
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху средневековья
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconПедагогика как наука 2 Возникновение и развитие педагогики в России до XVIII века 3
Воспитание и образование в России после отражения нападений иностранных интервентов 7
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconВопросы к экзамену
Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образование, обучение, воспитание,...
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconОт цифирной школы до цифровой. Что такое образование ?
Образование это один из социальных институтов общества. Функцией его является систематическое обучение и воспитание
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconАннотация к основной образовательной программе высшего профессионального образования
«Социальная педагогика» в соответствии с фгос впо являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие учащихся; здоровье...
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconЛитература Основная
Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М: Мпси, 2002
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconСеминар «Инновационное образование для инновационной экономики»
Доклад Парамонова А. И. «Предпринимательская педагогика – обучение через предпринимательство»
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение iconЛитература по исикто основная
Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М: Мпси, 2002
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы