Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня icon

Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня



НазваниеИдейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня
Дата конвертации31.07.2012
Размер169,34 Kb.
ТипРеферат
Идейно - художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня


« Я не думаю, чтобы когда-нибудь была написана более ужасная сатира против монастырей». Дидро. Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна –это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но посуществу лишь исторический интерес; другая – несколько замечательныхпроизведений в прозе, едва известных современникам Дидро, но многоговорящих современному читателю. Самое раннее из них – роман «Монахиня» (LaReligieuse), в котором содержится великолепное исследование психологиимонашеской жизни, равно как резкие ее обличения. По-видимому, Дидро непоказывал «Монахиню» своим друзьям, хотя под конец жизни опубликовал романв «Корреспонданс литерер». Роман «Монахиня» был написан Дидро во второй половине 1760 года.Однако широкая читающая публика получила возможность познакомиться с этимпроизведением лишь в 1796 году, спустя 12 лет после смерти его создателя.Отдельные привилегированные подписчики на знаменитую «Литературнуюкорреспонденцию» Мельхиора Гримма значительно раньше узнали о творческойистории книги, чем прочли её текст, ибо в 1770 году Гримм подробнорассказал о той мистификации из которой выросла «Монахиня».История рождения замысла у Дидро и сама судьба его представляетзначительный интерес. Конец 50-х годов 18 века во Франции принессенсационные разоблачения тайн монастырских стен, частных случаевизуверства, происходящих за ними. Монастырский быт стал предметоможивленного общественного обсуждения, и Дидро не мог не остаться в сторонеот этого обсуждения. Будто бы от лица монахини из Лоншанского монастыря,отличавшегося особенной суровостью своих нравов, он вместе со своимидрузьями стал распространять письма, разоблачавшие царящие в монастыряхнравы. Последнее письмо появилось в мае 1760 г ода, а уже в сентябре тогоже года Дидро в своей переписке упоминает о работе над новым романом.Реальным прототипом Сюзанны Симонен из романа «Монахиня» была монахиняМаргарита Деламар, судебное дело которой о снятии с неё монашеского обетаполучило в то время широкую огласку и иск которой судом был отвергнут.История Маргариты Деламар, которая по воле матери, жаждавшей после смертимужа заполучить все его состояние, провела в монастырских стенах болееполувека (60 лет), рассказана в монографии: George May. Diderot et “Lareligieuse” (New – Haven - Paris, 1954). Таким образом под пером Дидропривычная в те времена история «монахини поневоле» стала художественнымобобщением судьбы личности в феодально - абсолютистском обществе, гдешироко простирается власть католицизма. Когда Дидро писал «Монахиню», ему было уже 47 лет. К этому времени уписателя сложилась своя система эстетических взглядов. У него быласобственная концепция жанра романа, причем лежала она в руслереалистических исканий писателя. По Дидро, роман должен изображать не«химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем»,рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простотуи естественность. Роман – это картина нравов эпохи, воссозданная«правдивыми деталями». Всем этим требованиям роман «Монахиня» отвечалполностью. Жизненность сюжета и реалистичность повествования поражаютчитателя. Дидро создал книгу- исповедь, где героиня – не исключительнаянатура, а жертва социальной системы, в которой она живёт. «Монахиня» -социально- психологический роман. В нем Дидро развенчивает монастыри какпорождение всего жизненного уклада феодально - абсолютиского общества.Насилие над личностью бедной девушки есть общее проявление рабства идеспотизма, царящих в данном обществе и уничтожающих в человеке его лучшиечеловеческие качества, прививая и культивируя в нем противоестественныестрасти, заражая его ложью, лицемерием и неспособностью мыслить. Личную судьбу героини Дидро изображает с высоких позиций мыслителя -просветителя, показывая несоответствие этой судьбы идеалам разума игуманистической морали. Глубокая прозорливость мыслителя и художественнаяправда писателя привели Дидро к выводу, что в абсолюстской Франциинеосуществим просветительский идеал свободы. Сюзанна Симонен вырвалась измонастырских стен, но нашла вне их, лишь свободу быть бесправной.Художественно воссозданная судьба «монахини поневоле» позволила Дидро сбольшой впечатляющей силой выступить против мракобесия и фанатизмацерковников, показать, что феодально - абсолюстское общество обрекаетличность на духовное рабство. «Работаю я сидя, потому что мне трудностоять. Тем не менее я страшусь своего выздоровления. Какой я тогда найдупредлог не выходить из дому? И какие только опасности не ждут меня, когда япокажусь на улице! Я живу в постоянной тревоге». Антирелигиозное и антиклерикальное произведение такой разоблачительнойсилы, как «Монахиня», невозможно было опубликовать в то время. При жизниавтора с романом познакомились лишь доверенные друзья Дидро. Тем не менее роман сыграл большую роль в развернувшейся в годыреволюции антиклерикальной и антицерковной пропаганде. Недаром позже, в1824 году и 1826 году, он дважды запрещался цензурой Франции, где к властипришла буржуазия, поставившая себе на службу церковь и испуганная смелым,обличительным духом и антирелигиозным пафосом романа Дидро. Сюжет«Монахини» несложен. Это печальные приключения молодой девушки, насильнозаточённой родителями в монастырь, становящейся там жертвой развратныхмонахинь и, наконец, убегая из монастыря на волю, в надежде начать частную,трудовую жизнь. Основное в романе – острая публицистическая направленность,связанная с убедительной картиной душевных переживаний героини. С большимреализмом показано, как в сердце тихой и покорной в начале девушкипоявляются первые зародыши сомнения, вскоре переходящие в чувства протестаи гнева, завершающегося открытым бунтом против насилия над влечением кжизни, против монастырского лицемерия и религиозного обмана, противсуеверия, тирании и надругательства над правом женщины на свободную,самостоятельную и радостную жизнь. С большим мастерством, которое одушевлено пафосом антиклерикального иобличительного протеста рисует Дидро типы затхлого монастырского мира. Егогероиня отрясает этот мир от своих ног прах гниющей мертвичинымонастырского склепа. Так роман разрешает двойную идейную задачу – задачуразоблачения религиозного фанатизма и задачу утверждения общественных правженщины, в защиту которых Дидро не раз приходилось поднимать свойвзволнованный и гневный голос. В просветительской литературе жанр романа приобретает свои подлинныечерты, становится эпосом частной жизни. В нём изображаются быт, нравы людейдемократического сословия. В таком духе и пишет Дидро. Новизнареалистического романа была в его тематике. Он изображает жизнь современнуюи частную, поражая своей правдивостью ситуаций и деталей. Положительные персонажи в просветительской драме часто схематичны,недостаточно реалистичны. Это объясняется тем, что эстетика Просвещениятребовала от драматурга не столько критики обветшавших форм жизни,устаревших нравственных понятий, сколько создания образа положительногогероя, обладавшего моральным совершенством. Но такого рода совершенныйчеловек был редкостью в жизни. Реальный человек «среднего сословия» былсуществом корыстным, далёким от просветительского идеала. Его реальныечерты Дидро воплотил в отце и матери Сюзанны. В романе отражены типичные обстоятельства времени, связанные спробуждением чувства свободы в демократической массе, в «Монахине» -отражение тех сдвигов, которые произошли в умонастроении демократическихслоев общества, протестовавших против своего приниженного положения. Дидро в известной мере явился в «Монахине» учеником Ричардсона,основоположника английского романа. Ричардсон был одним из первых еголитературных увлечений. Следы литературной манеры Ричардсона можнообнаружить в языке и в некоторых чертах стиля «Монахини». Однако Дидро посуществу далёк от Ричардского сентиментализма, поскольку заключённый в немдух страстного протеста выходит далеко за рамки семейного романа, романамещанских добродетелей. «Монахиня» была опубликована в 1767 году, сразу после первойбуржуазной революции тогда как написана ещё в 1760 году. Сам Дидро писал водном письме о своём произведении: « Я не думаю, чтобы когда-нибудь быланаписана более ужасная сатира против монастырей». Однако разоблачение монастырства дано Дидро без всякого гротеска инажима. Сюзанна – нравственно и физически здоровая девушка всем своимсуществом восстаёт против религиозного аскетизма. Природа сама создала еёдля жизни. Общество, руководствуясь предрассудками обрекает её на отречениеот всех интересов, желаний, склонностей. Природа создала её свободной. Вмонастырских порядках всё противно и чуждо Сюзанне. Кликушескоесамоистязание или патологическое извращение чувств – вот с чем сталкиваетсяСюзанна, попав в монастырскую среду. Монахини видят в ней бунтовщицу , еёначинают мучить, терзать, в буквальном смысле топчут ногами, объявляясумасшедшей. «Я простудилась в сыром подземелье. Вся моя пища за последние днисостояла из нескольких капель воды и кусочка хлеба. Жизнь моя была вопасности, всё тело болело, я думала, что мучения, которые я перенесла,окажутся для меня последними». Игуменья Арпажонского монастыря преследуетмолодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественнуюстрасть. Монахини, утратившие человеческий облик в мрачном каземате,учреждая во имя Христа, склоняют её на грязное сожительство со старухой.Сюзанна в ужасе. Бежав из монастыря, перед ней снова предстаёт грозная силапредрассудков. Она становится человеком вне закона , преступницей, толькопотому что не захотела подчиниться преступному закону общества. « Не знаюкакая участь ждёт меня, но если бы мне когда-нибудь пришлось вернуться вмонастырь, каков бы он ни был, - я не ручаюсь за себя: повсюду естьколодцы». На этом заканчивается роман Дидро. Автор намеренно оборвал своёповествование. Пусть читатель сам решит судьбу девушки, пусть исполнится онтакой же тревогой за её жизнь, как и она сама, и если Сюзанна ещё не нашлав себе силы увидеть в своей судьбе проявление страшнейшего общественногопорока, то это должен сделать читатель. Пусть он видит перед собой не однуСюзанну , а тысячи и десятки тысяч заживо погребённых людей и загоритсяненавистью к социальному и политическому режиму, который порождает такиеужасные явления действительности. Сюзанна решила описать свои злоключения в виде письма к маркизу деКруаммар, в котором надеялась получить защиту и поддержку. Это философскоеповествование обязывало Дидро быть скупым на краски. Наивностью ипростосердечием дышит каждая строчка повести: все описания лаконичны,сведены до минимума, здесь нет многоцветных картин природы, какими полонроман Руссо «Новая Элоиза», нет лирических страниц, раскрывающих поэзиючувств. Перед нами подчас сухая, почти протоколическая запись. И тем неменее портреты отдельных монахинь очерчены чётко, их повествование ипсихология изображены ярко, рельефно. Духовный облик самой героини Сюзаннывырисовывается также весьма выпукло. Это чуткая, отзывчивая, наивнаянемного склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна и тем не менее(в этом проявилось исключительное художественное искусство Дидро) каждый еёпоступок , каждое движение сердца является протестом против религии: «Добрая настоятельница сотни раз говорила, обнимая меня, что никто нелюбит бога так сильно , как я, что у меня сердце живое, а у других оно изкамня…Как несправедливы люди!…Лучше убейте свою дочь, но не запирайте вмонастырь против воли. Да, лучше убейте её. Сколько раз я жалела, что моямать не задушила меня, как только я родилась! Это было бы менее жестоко». Наивность её олицетворяет здравый смысл, «естественность человека».Перед взором этого наивного, «естественного человека» спадают маски,прикрывающие пороки цивилизации. Излюбленный французскими просветителями 18века приём – судить современную им общественную систему («цивилизацию»)судом наивного человека или дикаря (перс Узбек в романе Монтескье,«Персидские письма», наивный юноша Кандид в одноименной повести Вольтера. Дидро прекрасно изображает физическую и моральную извращённостьмонахинь, которая объясняется как следствие противоестественного стремленияподавить свою плоть. Монашество не подавляет животные инстинкты, а,наоборот, усиливает их, жизнь в монастыре противоестественна. Мысли автораугадываются в словах адвоката Манури, защищавшего интересы Сюзаннны на судепо поводу расторжения её обета : «Дать обет бедности – значит поклястьсябыть лентяем и вором. Дать обет целомудрия – значит обещать Богу постояннонарушать самый мудрый и самый важный из законов. Дать обет послушания –значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы. Если человексоблюдает свой обет – он преступник, если нарушает его – онклятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика и лицемера». Своей повестью Дидро вынес суровый приговор мрачному и бесчеловечномумиру монастырства. Он показал, как враждебные человеческой природемонашеские догмы проникают в сознание людей и уродуют их внутренний мир. Снемалой рассудочностью, реализмом, ясным прозрачным стилем, с чувствомюмора, а также о без каких-либо словесных украшений. В романе нашло своёотражение всё неприятие Дидро к религии и церкви, трагическое осознаниесилы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высокимпредставлениям о человеческом долге.В отличие от других произведений Дидро «Монахиня» написана в патетическомтоне. В 1780 году, когда Дидро решил передать рукопись Мельхиору Гриммутот отзывался о ней в письме своему другу швейцарскому журналисту Мейстеруот 27 сентября 1780 года : “Это как бы антипод “Жака – фаталиста”, он полонпатетических картин. Он очень интересен , и весь интерес сосредоточен нагероине, от лица которой ведётся рассказ. Я уверен, что он опечалит вашихчитателей больше, чем “Жак – фаталист” заставил их смеяться; поэтому можетслучиться, что они захотят, чтобы он окончился поскорее. Его заглавие –“Монахиня”, и я не думаю, чтобы когда – нибудь была написана более ужаснаясатира против монастырей. Это произведение, в котором живописцы моглиотыскать для себя много сюжетов, и если бы этому не противилось тщеславие,его истинным эпиграфом были бы слова: “И я тоже художник (son pittoranch’io)». Можно сказать, что «Монахиня» по своим художественным качествамстоит даже выше чем известный пространственно- филосовский роман «Жак-фаталист». В «Монахине» почти не ощущается присущая литературе 17 века«резонерская» манера – изобразительная сторона здесь богата, содержательнаи правдива. Рассказ о несчастной девушке перерастает не только вобвинительный приговор монастырству, но и феодальному строю. Дидропоказывает, как равнодушная мать Сюзанны расплачивается свободой своейдочери за собственный «грех» молодости.( Сюзанна её незаконная дочь ипоэтому не имеет права претендовать на наследство и состояние матери иотчима). Устами Сюзанны говорит земное, плотское начало, инстинкт природыили, как выражались просветители «естественное» чувство. Сюзанна удивляетсвоей объективностью и наблюдательностью. Её углублённый анализ иногда даженесоразмерен с её жизненным опытом. Она умеет различать справедливость ичувствительность, абстрактный принцип добродетели и эмоциональное еговыражение, антагонизм «рассудка и сердца». Она подвергает остроумнойкритике докладную записку ведущего её дело формально мыслящего адвокатаМанури. Так как она сама рассказывает о своей горестной жизни, то нам иногдадосадно из её уст слова и рассуждения, уместные, пожалуй, скорее в устахфилософа, чем девушки, никогда не читавшей «Энциклопедии»: Тем не менее, Сюзанна сохраняет облик и душевный строй наивногосущества, цельной, непосредственной натуры. Девушка со здоровым душевнымскладом, она ведёт неравную борьбу против чёрного мира, порождающегоистерию, садизм, тайные пороки. Особенно интересны те страницы, где описаны моменты внутренней борьбыСюзанны, когда она с ужасом замечает, что её начинает разрушать изнутриуклад монастырской жизни. «Монашеская одежда приросла к моей коже, к моим костям и теперь давитна меня ещё больше… О, поскорее бы дожить до минуты, когда я смогуразорвать их и сбросить их с себя прочь!» «В монастыре я привыкла к некоторым обычаям, от которых не могуотучиться». «Монахиня» написана в принятой в то время форме исповеди, в видедневника героини. Однако функция этой формы необыкновенна. Мариво и Превоиспользовали её для того ,чтобы обнажить душу, возвеличить то, что казалосьсамым ценным – способность к любви. Героиня Дидро лишина возможности любитьи поведать о счастье любви – она монахиня. Повествование от первого лицапридает роману не только исповедальный, но и публтцистический характер.Сюзанна выступает в роли обвинителя. Она заговорила голосом самого Дидро имногие страницы романа уподобляются просветительской публицистике. Правдахарактеров не соблюдается в таких случаях: вряд ли самой Сюзанне доступназрелость социального мышления, которая обнаруживается в её речах, в еёрассуждениях о «человеке общественном», его нравах и «склонностях,заложенных природой»: «Таковы плоды затворничества. Человек создан, чтобы жить в обществе;разлучите его – и мысли у него спутаются, характер ожесточится, сотнинелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки вего мозгу, как дикий терновник среди пустыря.Посадите человека в леснуюглушь – он одичает. Из леса можно выйти, из монастыря выхода нет. В лесу тысвободен, в монастыре ты раб. Требуется больше душевной силы, чтобыпротивостоять одтночеству, чем нужде. Нужда принижает, затворничестворазвращает. Что лучше – быть отверженным или безумным? Не берусь решатьэто, но следует избегать и того и другого». Попытки героини обрести свободу вырастают в символическую картинуборьбы человека с целой системой подавления, закабалевания, униженияличности. Сюзанну можно ещё и описать как человека, осознавшего на порогереволюции свои права: право на свободу, на семью, любовь и наконец нажизнь. Тем самым её борьба , её вызов приобретает объективно революционныйхарактер. Когда Сюзанну насильно заточают в монастырь Дидро не интересуетпроблема истинности веры, он не затрагивает догматов христианского учения –его интересует прежде всего вопрос нравственный. Ему важно показать, докакой степени нравственного одичания доводит монастырская жизнь здоровых инормальных людей. За стремление вырваться из монастырского заточенияфанатично настроенные монахини, подстрекаемые настоятельницей Христиной,подвергают Сюзанну самым изощрённым пыткам: помещают в карцер, морятголодом, топчут ногами и т.д. «Я насквозь промокла, вода стекала с моего платья на пол: на менявылили воду из большой кропильницы. Полумертвая, лежала я на боку, в лужеводы, прислонившись головой к стене, с приоткрытым ртом и с закрытымиглазами». Сюзанна сменила два монастыря, но нигде не нашла покоя. В Арпажонскоммонастыре она опять - же столкнулась с развратом, стала предметомсексуальных вожделений игуменьи. Круг замкнулся для бедной девушки. Замонастырскими стенами идёт процесс не исцеления, а ,на самом деле,разложения людей. « В каком другом месте, - пишет Дидро, - печаль и злобауничтожили все общественные инстинкты? Где обитают ненависть, отвращение иистерия? Где тлеют созревшие в тиши страсти? Монастырь – это темница, кудаввергают тех, кого общество выбросило за борт». В своих философских трудахДидро раскрыл несостоятельность религии с точки зрения требований разума, в«Монахине» – показал гибельность монастырского затворничества, егонесоответствие нормам морали здорового, нормального человека. Когда Сюзанне удаётся наконец-то убежать из монастыря она поступаетна службу к прачке. «Принимаю бельё и глажу его. Работа очень тяжелая;кормят меня скверно, помещение и кровать очень плохи, зато ко мне относятсяпо-человечески. Муж – извозчик, жена его грубовата, но, впрочем, добраяженщина. Я была бы даже довольна своей участью , если бы могла надеятся,что мой покой не будет нарушен». В столкновении с хищнической моралью людей - собственников и уставоммонастырской жизни раскрываются положительные черты Сюзанны Симонен. Онасвободолюбива, не выносит насилия, человечна, имеет здоровые нравственныепонятия. Таков моральный идеал самого автора, прошедшего суровый путь,боровшегося за свободу человека, за утверждение его естественных стремленийи чувств. Такая убедительность в описании религиозного гнета во многомдостигаетя Дидро засчет его твёрдых атеистических убеждений. «Кажется богнисколько не считается с желаниями смертных, действуя по своемясобственному (и недоступному их разумению) усмотрению. Более того, Библия,говорит Дидро, содержит свидетельства жестокости Бога, если тот существует,- она призывает убивать тех, кто не разделяет религиозных убеждений, будьто брат, сын, мать, супруга, - «не спорь с ними, а немедленно убей!».«Очаровательная программа, и составлена она от имени бога!» - замечаетДидро. Куда более достойными и гуманными, по его мнению, оказвваютсяпринципы терпимости, уважения взглядов других людей, даже если они несовпадают с твоими собственными. Идеологи буржуазной революции обосновывалипринцип равенства, из которого вытекало признание каждого члена обществаличностью, что в свою очередь, предполагало уважение образа мыслей каждого,терпимость по отношению к его взглядам, толерантность. Этой проблематике Дидро уделяет дольшое внимание как раз в связи скритикой религиозного фанатизма. Нетерпимость , убеждает он в статье,написанной для «Энциклопедии», а также в других работах, неразрывно связанас любым религиозным учением, в том числе и с христианством. «Священникнетерпим уже по самому своему положению: он превратил бы свой культ вничто, если бы признал, что и другие культы угодны богу…» Нетерпимость, продолжает Дидро, погубило множество человеческихжизней; она порождает злобные доносы и сеет ненависть среди людей,«ограничивает умы и увековечивает рассудки», «нетерпимость всегда враждебнаистине и выгодна лишь лжи», так как истина любит критику, от неё она тольковыигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от неё». Призывы великого гуманиста – просветителя к терпимости сохраняют своеважное значение вплоть до наших дней, когда необходимость объединения людейразличных национальностей и верований. В религиозной нетерпимости, полагаетДидро, выражается противоречивость любого религиозного учения: вместо того,чтобы жертвовать своей кровью, проливают чужую кровь, а проповедь любви кближнему ведётся с помощью «огня и меча». Эта мысль последовательноразвивается в творчестве Дидро. Художественной же вершины в изображенииижестоких релтгиозных фанатиков и жертв этого религиозного фанатизма Дидродостигает в знаменитой «Монахине». Талант писателя в сочетании с остротойума, меткостью наблюдения, «сократической» оособенностью способа егомышления в целом позволили Дидро развивать идеи Просвещения в яркойхудожественной форме, которая обеспечивала сильное эмоциональноевоздействие на читателей. Дидро выразительнейшими красками нарисовалкартину трагической судьбы Сюзанны. Роман стал обличением лицемерия иоткровенной лжи, невежества, алчности, жестокости, скрывающихся замонастырскими стенами. Издевательства монахинь доходили до крайней степенибесчеловечности. Её лишили одежды и обуви, перебиливсю её посуду, забралииз кельи все необходимые вещи, оставив только голый тюфяк; ей плевали влицо и поливали нечистотами, а пол по которому она ходила босыми ногами,посыпали толчёным стеклом. К физическим страданиям добавились нравственные- Сюзанну объявили одержимой и прокляли. В результате этих мучений девушкатяжело заболела и только чудом избежала смерти благодаря счастливомувмешательству викария. С чувством крайнего овращения Дидро выводит в этом романе христианок,жестоких и распущенных; он показывает,что в монастырях течёт жизнь, полнаяотнюдь не христианской любви и сострадания к ближнему, а ненависти и злобы.Там, где принимаются мрачные обеты, противоречащие естественным влечениямприроды, где господствует религиозный фанатизм, убеждает Дидро, тампоявляются зло и ханжество и человек становится несчастен. – спрашивает ону читателя. – Где нет ни отца, ни брата, ни сестры, ни родственника, нидруга?.. Где живут рабство и деспотизм? Где можно встретить умы, одержимыенечистыми видениями, которые неотступно преследуют их и волнуют? Где можновстретить глубокое уныние, бледность, худобу – всё эти признаки чахнущей иизнуряющей себя человеческой природы? Где слышатся по ночам тревожныестоны, а днём льются беспричинные слёзы, которым предшествует беспредметнаягрусть? Где природа, возмущенная принуждением, ломает все поставленныеперед нею преграды, приходит в неистовство и ввергает человека в такуюбездну разврата, от которой нет исцеления? Где развиваются жестокость илюбопытство? Отвечая на эти вопросы, Дидро указывает не только на монастыри, но навсю сферу церковной жизни,порождающей названные социальные пороки.обусловившая их в конечном счёте причина – невежество,суеверие, отсутствиеобразованности. И всё – таки несмотря на те ужасы, что творились в монастыре унесчастной Сюзанны была понимающая душа. Это была монахиня по имени Урсула.Именно она согласилась помочь Сюзанне и спрятать у себя провокационныезаписи к адвокату Манури против монастыря и тех издевательствах, что тамтворились. Сюзанна была поистине опечалена и разбита, когда узнала,чтоУрсула скончалась: «Я осталась одна у её изголовья. Мне трудно описать вам мое горе, ивсё же я завидовала её участи. Я подошла к ней, горько плакала, целоваламножество раз, накрыла простыней её лицо, черты которого уже началименяться… И вот я одна в монастыре, олна на всём свете, так как я не знаюни единого живого существа, которое интересовалось бы мною».По своей разоблачительной силе трагическая повесть Дидро о монахине –невольнице не имеет себе равных в литературе 17 века. Проницательно раскрывпсихологию религиозного аскетизма Дидро сумел показать процесс перерождениячеловеческого сознания под давлением религии, и этим повесть в значительнойстепени выходит за рамки просветительского мировозрения – она вполне можетзанять место в реалистической литературе 19 века.Список используемой литературы:1. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18 – 19 века.2. История зарубежной литературы 17 – 18 веков. С. Д. Артамонов, З. Т. Гражданская Р. М.Самарин.3. История французкой литературы. Черневич М.Н. и др. М. 1965 г.4. История французской литературы учеб. Андреев Л.Г. и др. 1987 г.5. История французской литературы с древнейших времён. М. 1946 г.6. Яхонтова М. А. Очерки по истории французской литературы . М. 1958.г.7. Писатели Франции М. 1964 г .8. Штейн А. Л. и др. История французской литературы. М. 1988 г .9. Сент – Бёз Ш. Литературные портреты. М. 1970 г .10. Кривушкина Е. С. Французская литература 17 – 20 веков. Иваново 2002 г.11. Дени Дидро «Монахиня» Москва «Советская Россия» 1984 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт иностранных языков и литературы Кафедра зарубежной литературы Контрольная работа. Тема: Идейно – художественное своеобразие романа Дени Дидро “Монахиня” Выполнила: студентка ИИЯЛ Группы № 3021 Маликова Наталья Проверил: Д.Ф.Н., профессор Аветисян В.Н. Ижевск 2004 год




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconИдейно-художественное своеобразие малой эпической прозы Ф. Сологуба («Земле земное», «Свет и тени», «Жало смерти», «Красота», «Елкич»)
Особенности художественной манеры писателя проявляют себя на разных уровнях,которые позволяют оценить идейно-художественное содержание...
Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconДени Дидро. Биография школа творчества №255девятый классдени ДидроРеферат по культуреБеркович ЕвгенииПреподаватель Иванова Е. А. Санкт-Петербург 2000 г. Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре

Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня icon1. Идейно-художественное своеобразие «Губернских очерков» С. Щ. «История одного города» как революционно-демократическая сатира на самодержавный режим и бюрократию. Проблема народа и власти. Художественное своеобразие
Идейно-художественное своеобразие «Губернских очерков» С. Щ. «История одного города» как революционно-демократическая сатира на самодержавный...
Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconИдейно-художественное своеобразие и специфика конфликта в трагедии У. Шекспира "Макбет"

Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconИдейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание на тему: «Идейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Идейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconДени Дидро
В париже он увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг. Неудачно проходит и подготовка Дидро после окончания...
Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconХудожественное своеобразие романа Отцы и дети

Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconИдейное и художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconЛитература первой четверти XVIII века, ее идейно-художественное своеобразие. Безавторские гистории. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли»: изображение героя нового типа
Своеобразие историко-литературной ситуации XVIII века, периодизация, основные тенденции развития и художественные особенности литературы...
Идейно художественное своеобразие романа Дени Дидро Монахиня iconДокументи
1. /ИРЛ2пол20века/ Есенина как идейно-тематическое единство..docx
2. /ИРЛ2пол20века/...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы