Милетская школа. Поиски первоначала icon

Милетская школа. Поиски первоначала



НазваниеМилетская школа. Поиски первоначала
С.И. группа
Дата конвертации31.07.2012
Размер115.57 Kb.
ТипРеферат
Милетская школа. Поиски первоначала


Юридическая академия МВД Украины Реферат на тему: «Милетская школа. Поиски первоначала» Выполнил: Третяк С.И. группа 102 Днепропетровск 2002 Вступление Древнегреческая философия возникла не в собственной Греции, не наБалканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - вионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками иразвивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческуюпромышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру.Последняя создавалась не только гением высокоодаренного народа, но, как ужесказано выше, была обусловлена также и его связями со странами болеедревних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии и Египта. Первые материалистические учения на грани VII-VI веков до н. э.возникли в Милете - крупнейшем в VI в. до н. э. из всех малоазиатскихгреческих городов. С конца VII до конца VI в. до н. э. здесь жили и училитри мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Направленность их интересов определялась в первую очередь характероммифологии, традиционных языческих верований и культов. Греческая жемифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней былвопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией былосущественное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, афилософия спрашивала, из чего оно произошло. В "Теогонии" Гесиода читаем,что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) иЭрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союзавозникли День и Эфир. Все три первых милетских философа сочеталифилософское исследование, а также зачатки научного исследования с запросамии задачами разносторонней практической деятельности. Поэтому они оказалисьодновременно создателями первых в Древней Греции астрономических,математических, физических и биологических понятий и догадок,конструкторами первых простейших научных приборов, а также авторами первыхоснованных на наблюдении предсказаний астрономических и метеорологическихявлений. Милетская школа Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы)постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров былМилет – город в котором возникла первая философская школа. С конца VII доконца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр,Анаксимен. Выгодное географическое положение и территориальная близость ккультурным центрам Ближнего Востока позволила милетским мыслителям раньше,чем это удалось другим философам Греции, встретиться с естественнонаучнымиценностями Египта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями,полученными из мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четкоосознали существование мира как единого целого, упорядоченного,гармоничного и доступного пониманию человеческим разумом. Глубина ипоследовательность мышления, отличавшая первых натурфилософов означализначительный шаг в формировании целостного представления о мире.
Впервыесознательно был поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства,о первоначалах, определяющих изменение действительности. Этот вопрос поставил Фалес (около 624 - 547 гг. до н.э.) - первыйматематик и физик Ионии, основатель милетской школы. И не только поставил,но и с определенной точки зрения его решил, поскольку рассматривалреальность с промежуточной позиции, как совокупность противоположных начал,как "сгущение" и "разрежение". Немного известно и о происхождении мыслителя. По утверждению ДиогенаЛаэртского: "Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а родэтот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора." Пытаясьпонять мир Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небоми землей. Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какойматерии состоит мир. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущимначалом, которое называется такими именами, как душа и Бог. Будучи купцом, он много путешествовал, расширяя свои научные знания всамых различных областях человеческой деятельности. Интересовался, вчастности, арифметикой, геометрией, астрономией. Знал ряд геометрическихрешений, касающихся доказательства равенства вертикальных углов, углов приосновании равнобедренного треугольника, умел вписать прямоугольныйтреугольник в круг и др. Все эти знания Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии, Египте истремился упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике,пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес ввелкалендарь, определив продолжительность года в 365 дней, предсказалсолнечное затмение, которое по данным современных астрономов произошло 28мая 585 года до н.э. Однако, как и вавилоняне и египтяне Фалес не понималнебесных явлений. Он просто опирался на известную ему периодичность. Еще в античности ему были приписаны следующие сочинения: "О началах","О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Не случайноФалеса и его последователей, которые с позиции разума первыми занялисьизучением единства природы, античные авторы называли физиками илифизиологами. Рассматривая мир как непрерывно изменяющееся целое, Фалес полагает,что он обусловлен различными состояниями одного и того же материальногоначала, некой субстанции, ее "сгущением" и "разрежением". Этосвидетельствует о том, что на вопрос о первопричине, первоначале мира, ондает вполне однозначный и разумный ответ - это отношениепротивоположностей. Так, зародившись в мифологии, эта идея находит своевоплощение и развитие в науке, становится ядром древнегреческой философии. Фактически, для Фалеса главной точкой зрения - была античная идеясправедливости - Дике, благодаря которой весь непрерывный мир осмысливалсяим с позиции промежуточного. И если, например, в едином процессерассматривалось отношение между горячей и холодной сторонами, то былоотчетливо видно, как эти противоположности постепенно переходят впромежуточное состояние. И так было во всем, с любыми противоположнымисвойствами или сторонами: белым и черным, женским и мужским, сгущенным иразреженным и т.п. Видимо, подобные факты убеждали античных философов в том, что всепротивоположности вне зависимости от их качественного содержаниясамопроизвольно могут уничтожаться в промежуточное, которое противоречивопостольку, поскольку содержит в себе противоположные начала. И напротив, изпромежуточного могут возникать не любые, а только противоположные вещи. В античности этот вывод был распространен повсеместно и признавалсябольшинством мыслителей. Поэтому в рукописных источниках на нем, видимо, неакцентировалось внимание. Зато активно осмыслялось другое, И здесь не былоединства между философами, а именно: что принимать за первовещество, засубстанцию? Фалес находит, что это вода: все появляется из воды - говоритфилософ - и в воду все разлагается. При выборе воды решающее значение имелодля него ее жидкое состояние (слово "вода" в древних текстах частозаменялось словом "жидкое"). По мнению В.Виндельбанда - известногонемецкого историка философии - мысль Фалеса состояла, главным образом, втом, чтобы объявить мировым веществом такое состояние материи, котороеделало бы возможным переход в обе стороны - как в твердое, так и в летучее,в виде процесса уплотнения и разрежения. Что же касается другого взгляда на реальность, т.е. с позициисоотнесенного, то этот подход, видимо, не привлекал внимания Фалеса,поскольку не давал возможности увидеть причину происходящих в миреизменений. Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса,также был разносторонне образованным человеком. Интересовался математикой,физикой, астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др.Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир,Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным толькомежду твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всегосущего, поскольку каждая вещь происходит "из своих собственных начал".Например, горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого ит.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должнобыть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должнобыло быть и начало всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом.И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей,воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа,которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную,активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет“???????“ (апейрон). Именно в ней, по мысли философа, заключается причинавсеобщего возникновения и уничтожения. Можно предположить, что Анаксимандр представлял себе некую от точки кточке изменяющуюся материальную среду, наподобие перехода от белого цвета кчерному. Это позволяло философу взглянуть на нее с промежуточной позиции иувидеть противоположности как избыток и недостаток. Причем, посмотрев накаждую из противоположных сторон в отдельности с позиций их промежуточного,Анаксимандр мог увидеть новые противоположности и так без конца. Видимотакой взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что апейрон включает всебя все виды противоположностей, которые порождают все тела "посредствомразличий в плотности и разреженности первоэлемента", что в свою очередьявляется основанием для рождения и гибели миров-небосводов, которое испоконвеку повторяется по кругу. Анаксимандр написал несколько сочинений: "Карта земли", "Глобус", "Оприроде". По их названиям можно судить о том, что философ в основном изучалприроду. От последнего труда в свидетельствах Симпликия, одного издоксографов, жившего на тысячу лет позже Анаксимандра, сохранился одиннебольшой фрагмент: "А из каких (начал) вещам рожденье, в те же самые игибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другуправозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени". Этот отрывок свидетельствует о том, что отношения между вещами,возникающими из бесконечной материальной среды, которую Анаксимандрназывает апейрон таково, как отношение между "должником" и "кредитором",что свидетельствует о взаимосвязи мировоззрения Анаксимандра смифологическим мировоззрением и, прежде всего, с идеей компенсации - Дике,как идеей космической справедливости (Правды). Причем, у Анаксимандранесмотря на мифологическую терминологию уже нет этих сверхъестественныхстражей меры, поскольку все космические процессы совершаются у него посвоим имманентным законам, обусловленным активностью самой материальнойсреды - апейрона. Поэтому смысл, вложенный в понятие "возмещение неправды" следуетискать в мифологии и, прежде всего, в греческой идее компенсации - Дике,как идее космической справедливости (Правды), в то время как понятие"задолженность" ассоциируется с идеей декомпенсации (Раздора). Здесь наиболее отчетливо проявляется связь между мифологическим ифилософским мышлением, которые на первых порах идут рядом, имея своимиисточниками элементы первоначального эмпирического знания. Опираясь наобъективные законы бытия, мифологическое мировоззрение оказалось ужеспособным представить идеи несправедливости и возмездия, Раздора и Правды,декомпенсации и компенсации в образе физического явления, т.е. в образевесов в руках богини правосудия, чаши которых в одном случае выходят изположения равновесия, в другом - стремятся к нему. В этом образе нашла своеконкретное отражение характерная черта античности - мышлениепротивоположностями. Последние понимаются здесь исключительно как "избыток"и "недостаток" того или иного субстрата относительно положения равновесия -того промежуточного состояния, из которого возникают и к которому,уничтожаясь, стремятся противоположности. Поэтому, основным вопросом милетской натурфилософии было выявлениесущности "промежуточного", сгущение и разрежение которого определяло бы всемногообразие чувственно воспринимаемого мира. Это свидетельствует о том,что мифологическое мышление, оперирующее не только представлениями, но исравнительными понятиями, не только не произвольно, но напротив, обладаетвесьма строгой логикой. Только эта логика отличается от логики нашейсегодняшней науки. Поэтому мифология является не только продуктомвоображения, но и результатом строгого логико-теоретического мышления.Однако увидеть это можно только в итоге тщательного исследования техмифологических представлений, которые отражают отношение противоположностейв процессе их компенсации и декомпенсации. Не случайно в первой частифрагмента Анаксимандр обращает наше внимание на то, из чего все сущеевозникает и во что по необходимости оно уничтожается. И если слова"возмещение неправды" понимать как компенсацию, а слово "задолженность"понимать как декомпенсацию, то все становится предельно ясным. Появляетсявозможность определить "источник всеобщего возникновения и уничтожения".Все это позволяет предположить, что процессы "компенсации" и"декомпенсации" связаны у Анаксимандра временными рамками и в целомпредставляют собой своего рода циклический процесс. Очевидно, что такой взгляд на природу предполагает осмысление ее не спозиций соотнесенного, т.е. не с точки зрения одного из полюсов градации.Здесь, как и у Фалеса, точкой отсчета, с которой осмысляется мир, являетсясередина, промежуточное, которое делит непрерывную среду на активные,противоположные части. Анаксимен (585 - 525 гг. до н.э.) - третий представитель милетскойнатурфилософии, ученик и последователь Анаксимандра, автор сочинения "Оприроде". Как и его предшественники, другие милетские философы, Анаксименосмысливает реальность с позиции противоположностей. Однако в качествебесконечной, непрерывной среды - "апейрона", в отличие от Анаксимандра, онпринимает одну из стихий - воздух. Последний, сгущаясь и разрежаясьпорождает все видимое многообразие мира. По свидетельству того же Симпликия"разрежаясь, (воздух) становится огнем, сгущаясь - ветром, потом облаком,(сгустившись) еще больше - водой, потом землей, потом камнями, а из них -все остальное". Отсюда следует, что непрерывная среда, "апейрон", внезависимости от того, что принимается за ее основу - одна из стихий илинекая иная природа, представляет собой и материал для построения мира ипорождающую его силу. Сказанное об учениях милетских философов согласуется со свидетельствомАристотеля о том, что "все принимающие такое единое (начало) оформляют егопротивоположностями, например плотностью и разреженностью или большим именьшим, а эти (противоположности), вообще говоря, сводятся, очевидно, кизбытку и недостатку... По-видимому, - продолжает Аристотель, - и самомнение, что единое, как избыток и недостаток суть начала всех вещей, оченьдревнего происхождения, только высказывалось оно по-разному: так, старые(философы) считают двойное (начало) действующим, единое - страдательным;наоборот, некоторые из позднейших полагали скорее единое действующим, адвойное страдательным". Осознание природы как непрерывно меняющегося целого, как некойдинамической среды, представляющей собой и субстанциальное и генетическоеначало имело большое значение для формирования мышления первыхнатурфилософов, у которых все сущее мыслится как подвижное отношениепротивоположностей. Таким образом, первые греческие философы нашли тотединственный инструмент, ту единственную абстракцию, которая помогла внестиупорядоченность в текущую неопределенность вещей и событий и, тем самым,обеспечили переход к мышлению не только классификационными, но исравнительными понятиями - противоположностями, - одной из первых тотальныхформализаций, прошедшей затем через всю историю философии. Заключение Милетская школа - первая из древнегреческих философских школ (Фалес,Анаксимандр, Анаксимен) – сосредоточила свое внимание на поискематериальной причины всего сущего – того первовещества, из которогопроизошло многообразие видимого мира. Как бы ни определяли мыслители этопервовещество - как воду ли (Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или каквоздух (Анаксимен), едины они были в убеждении, что реально, по истинесуществует лишь оно, а единичные вещи из него, из него возникающие и внего, погибая, возвращающиеся, имеют только видимость существования исамостоятельности. Все возникшие вещи представляют собой лишь ту или инуюстепень сгущения первоначала. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу мышления оприроде, сделав ее предметом системного, беспристрастного исследования. Милетские «физики» – типичные философы ранней греческой философии,которым Аристотель дал собирательный образ, назвав их «физиками»,философами, которые изучают природу. Именно они пытаются первыми увидетьмир умственным взором и пытаются начать поиск единства с миром. По ихубеждению не было бы существенным ничего, что не было бы природой. Люди,божества, мир образуют единый универсум, весь находящийся как бы в единойплоскости – они суть части или аспекты одной и той же природы, в которойдействуют одни и те же силы. Милетских физиков считали материалистами, потому что ониограничивались одной причиной бытия – материальным первоначалом, чем уФалеса являлась вода, у Анаксимандра – «беспредельное», у Анаксимена –воздух. Но у Анаксимандра можно встретить существенный шаг вперед.Возможно, их размышления кажутся нам нелепыми, но это будет неверноесуждение. Потому что в их суждениях просматривается некая закономерность,которую они пытаются объяснить уже рациональной мыслью. И именно этаинтеллектуальная революция (переход от мифологии к рациональному мышлению),представляющая столь внезапный и глубокий переворот, получила название«греческое чудо» (это понятие ввел известный французский филолог, историкрелигии и философии Эрнест Ренан). И, действительно, если проследить ходразвития досократовской философии, то будет видно, что она произвела своевлияние возможно даже на всю последующую философию, и на некоторые вопросыеще не найдены ответы. Милетская школа важна не своими достижениями, а исканиями. Она былавызвана к существованию благодаря контактам Греции с Вавилонией и Египтом.Философские построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следуетрассматривать, как научные гипотезы. Литература1. Фролов И. Т. Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1, М.,Политиздат, 1989.2. Асмус В. Ф., История античной философии. М., Высшая школа, 1965.3. Иовчук М. Т., Ойзерман Т. И., Щипанов И. Я. Краткий очерк истории философии. М., Мысль, 1981.4. Чанышев «Ионийская философия»5. Лебедев «Фрагменты ранних греческих философов» М.1989 г.6. Целлер Э. «Античная философия» С.-П. 1996 г.




Похожие:

Милетская школа. Поиски первоначала icon1. Особенности древнегреческой мифологии и возникновение философии. Милетская школа. Проблема первоначала. Философия Гераклита. Стихийная диалектика Гераклита. Религиозные представления древних греков
Особенности древнегреческой мифологии и возникновение философии. Милетская школа. Проблема первоначала. Философия Гераклита. Стихийная...
Милетская школа. Поиски первоначала iconМилетская школа одна из первых древнегреческих математических
Рассмотрим на примере милетской школы основные отличия греческой науки от догреческой и проанализируем их
Милетская школа. Поиски первоначала iconРабочая программа дисциплины история
Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; Геология нефти и газа; Поиски и разведка подземных вод...
Милетская школа. Поиски первоначала iconРабочая программа дисциплины "механика"
Специализации геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; Геология нефти и газа; Поиски и разведка...
Милетская школа. Поиски первоначала iconА. Ю. Дмитриев 2011 г. Рабочая программа
Специализации геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; Геология нефти и газа; Поиски и разведка...
Милетская школа. Поиски первоначала iconА. Ю. Дмитриев 2011 г. Рабочая программа
Специализации геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; Геология нефти и газа; Поиски и разведка...
Милетская школа. Поиски первоначала iconЮ. С. Боровиков 2011 г. Унифицированная рабочая программа
Специализации геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; Геология нефти и газа; Поиски и разведка...
Милетская школа. Поиски первоначала iconРабочая программа дисциплины геоморфология и четвертичная геология
Профиль подготовки: Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых; Поиски и разведка подземных...
Милетская школа. Поиски первоначала iconРабочая программа дисциплины геоморфология и четвертичная геология
Профиль подготовки: 130301 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых и 130302 Поиски и разведка подземных...
Милетская школа. Поиски первоначала icon25. 00. 12 Геология, поиски и разведка горючих ископаемых
Прогнозирование, поиски, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений: методология прогнозирования, оценки ресурсов и подсчет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы