|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара” Н.И. Ниретин Методические рекомендации к занятиям по дисциплине “Безопасности жизнедеятельности” Арзамас АГПИ 2007 УДК 355.58(075.8) УБК 68.9 я73 Н68 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара» Ниретин Н.И Н68 Методические рекомендации к практическим занятиям по курсу “Безопасность жизнедеятельности”: АГПИ, 2007. – с.17. В работе представлены методические рекомендации к практическим занятиям по курсу безопасность жизнедеятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2005 года для студентов гуманитарных факультетов очной и заочной форм обучения. УДК 355.58(075) ББК 68.9 я73 Н68 © Ниретин Н.И, 2007. © Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, 2007 Оглавление стр ТЕМА 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности…3 ТЕМА 2. Классификация чрезвычайных ситуаций………………….3 ТЕМА 3. РСЧС и ГО, предназначение, структура, задачи…………...4 ТЕМА 4. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий ………..4 Занятие 1. Окружающий Мир и взаимодействие человека с окружающей средой…………….. 4 Занятие 2. Понятие об экстремальной ситуации в природе, причины возникновения, правила поведения и способы выживания… 5 Занятие 3. Чрезвычайные ситуации природного характера ………………………………………. 5 Занятие 4. Экстремальные ситуации в быту Занятие 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера………………………………………. 6 ТЕМА 5. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожара и их применение. Действия при пожарах………... 6 ТЕМА 6. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствия…………………………………………... 7 ТЕМА 7. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Правила поведения……………………………… 7 ТЕМА 8. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте…………………………………….. 7 ТЕМА 9. Проблемы национальной и международной безопасности РФ. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность…………………………… 8 ТЕМА 10. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осущест- вления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образова- тельном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. ……………………. 9 ТЕМА 11. Современные средства поражения…………………………. 9 ТЕМА 12. Средства индивидуальной защиты ……………………….. 10 ТЕМА 13. Организация защиты населения в мирное и военное время…………………………………………………10 ТЕМА 14. Организация ГО в образовательном учреждении………..11 ТЕМА 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности 2 часа Занятие 1. ПЛАН
жизнедеятельности.
жизнедеятельности.
жизнедеятельности.
безопасности жизнедеятельности. Задание для самостоятельной работы По рекомендованной литературе изучить на основе обобщенной модели основные цели и задачи науки БЖД на современном этапе, основные понятия, на которые опирается наука БЖД, ее теоретическая и практическая деятельность Литература
Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы студент должен четко представлять необходимость научного подхода к решению вопросов безопасности жизнедеятельности человека, общества и окружающей среды. Их взаимосвязи и направления теоретической и практической деятельности науки БЖД для создания комфортных условий взаимодействия человека с окружающей средой. ТЕМА 2. Классификация чрезвычайных ситуаций 2 часа Занятие 1. ПЛАН
Задание для самостоятельной работы Изучить официальные документы по классификации ЧС и разделы рекомендованной литературы. Литература
характера”. – М.: ТОО “Редакция журнала военные знания’, 1996. – 2 с. 3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности / Ильницкая А.В., Козяков А.Ф., Морозова Л.Л. и др.- М.: Высшая школа, 1999 – 448 с. 4. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002 – 201 с. 5. Лисин А., Лисин С. Классификация ЧС для учебного процесса, // Основы безопасности жизни. – 2005. № 6. -. С. 51- 56. Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы студенты должны знать общие понятия о ЧС, структуре и фазах развития ЧС любого происхождения, а также их классификацию. ТЕМА 3. РСЧС и ГО, предназначение, структура, задачи 2 часа Занятие 1. ПЛАН
Задание для самостоятельной работы На основе рекомендуемых официальных документов и литературы, изучить роль и место РСЧС и ГО в системе обеспечения защиты населения и территорий в мирное и военное время. Изучить структуру и основные задачи этих систем. Литература
4. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности.– Арзамас: АГПИ, 2002.– 201 с. 5. Кирилов Г. Об основных направлениях государственной политики в области гражданской обороны /Кирилов Г., Долгих Н.// Гражданская защита. – 2004. – 6 с. 6. Роль и место гражданской обороны в современных условиях, М.: Гражданская защита. – 2004. – 10 с. Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы студенты должны четко представлять предназначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и ГО, их структуры, задачи и режимы функционирования. Основные направления государственной политики в области защиты населения и территорий в мирное и военное время ТЕМА 4. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий 10 часов Занятие 1. Окружающий Мир и взаимодействие человека с окружающей средой 2 часа ПЛАН
Задание для самостоятельной работы По соответствующим разделам рекомендованной литературы изучить понятия окружающего Мира и наиболее характерные состояния взаимодействия человека с окружающей средой. Опасности, возникающие в окружающем мире и пути воздействия их на человека и окружающую среду. Литература 1.Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности, Ростов н/Д “Феникс” – 2001, - 352 с. 2.Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002 – 201 с Методические рекомендации к занятию В результате изучения темы данного занятия студенты должны представлять сложность современного Мира и взаимозависимость безопасности жизнедеятельности человека от состояния окружающей среды и деятельности самого человека. Иметь представление об опасностях, путях воздействия их на человека и окружающую среду, способах предупреждения и мерах защиты. Занятие 2. Понятие об экстремальной ситуации в природе, причины возникновения, правила поведения и способы выживания 2 часа ПЛАН
Задание на самостоятельную работу Изучить рекомендуемый материал и написать реферат на тему: Автономное выживание человека в природе при вынужденной автономии. Литература
Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы и выполнения задания студенты получают знания о понятии экстремальной ситуации, основных причинах их возникновения при взаимодействии с природной средой, способах предупреждения их возникновения, а при их возникновении – способах выживания. Занятие 3. Чрезвычайные ситуации природного характера 2 часа ПЛАН
Задание для самостоятельной работы Изучить основные чрезвычайные ситуации природного характера, их особенности, воздействие на человека и окружающую среду. Способах уменьшения ущерба и потерь при их возникновении. Правила безопасного поведения и действий в условиях ЧС природного характера. Литература 1. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002.– 201 с. 2. Лисин А., Лисин С. Классификация ЧС для учебного процесса / Лисин А, Лисин С.// Основы безопасности жизни. - 2005.- №6. С.51-56. Методические рекомендации к занятию В результате изучения темы данного занятия студенты должны знать основные природные ЧС, их краткую характеристику, последствия их воздействия на человека и окружающую среду. Организационные и инженерно-технические способы уменьшения ущерба и потерь при их возникновении, правилам безопасного поведения и способам защиты. Занятие 4. Экстремальные ситуации в быту 2 часа ПЛАН
Задание для самостоятельной работы По разделам рекомендованной литературы изучить основные особенности города и жилища, как среды обитания, возможные экстремальные ситуации в городе и в быту, способы их предупреждения и правила безопасного поведения Литература
Методические рекомендации к занятию В результате изучения темы данного занятия студенты должны понять, что в быту экстремальных ситуаций происходит больше, чем где бы то нибыло. Основная причина их возникновения, как правило, сам человек и его деятельность. Знать способы их предупреждения. Занятие 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 2 часа ПЛАН
Задание для самостоятельной работы По разделам рекомендованной литературы изучить наиболее характерные ЧС техногенного происхождения, причины их возникновения, последствия и особенности воздействия на человека и окружающую среду. Способы защиты. Литература
Методические рекомендации к занятию В результате изучения темы данного занятия студенты получают понятия о ЧС техногенного происхождения, их особенностях и классификации, поражающих факторах. Получают рекомендации по правилам безопасного поведения и действиям в ЧС техногенного характера. ТЕМА 5. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожара и их применение. Действия при пожарах 2 часа Занятие 1. ПЛАН
Задание для самостоятельной работы По разделам рекомендованной литературы изучить основные положения пожарной безопасности, мерах предупреждения пожара и способы их тушения. Изучить основные поражающие факторы пожара и способы самоспасения. Литература 1.Федеральный закон “О пожарной безопасности” от 21. 12 1994 г. 2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности, Ростов н/Д “Феникс” – 2001, - 352 с.
4. Комова М., Прыткова Г. Вы и пожар в транспортных средствах/ Камова М., Прыткова Г.//Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. №5.- С. 20-21. 5. Шарова О. Основы безопасного поведения в ЧС, связанных с пожарами/ Шарова О.// Основы безопасности жизни.- 2005.- №9.- C. 30-32. Методические рекомендации к занятиию В результате изучения данной темы студенты должны знать причины возникновения пожаров, способов их предотвращения, основные поражающие факторы пожаров и их воздействие на людей и окружающую среду. Изучить и уметь пользоваться простейшими средствами тушения пожаров. Правила безопасного поведения и способы самоспасения на пожаре. ТЕМА 6. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях 2 часа Занятие 1. ПЛАН
Задание для самостоятельной работы По рекомендуемой литературе изучить обязанности учителя при возникновении ЧС, их действия по организации спасения учащихся. Подготовить ответы на вопросы:
Литература
Шарова О.// Журн. Основы безопасности жизни.- 2005.- №9. - C.-32. Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы будущие учителя должны иметь определенные знания по действиям в перечисленных, наиболее характерных чрезвычайных ситуациях, организационных и других мероприятиях и способах защиты учащихся. ТЕМА 7. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность Зоны повышенной опасности. Правила поведения. 2 часа Занятие 1 ПЛАН
Задание для самостоятельной работы Изучить причины и последствия чрезвычайных ситуаций социального характера, их классификацию. Подготовить ответы на вопросы: - как вы оцениваете криминогенную обстановку в нашем городе; - какие зоны повышенной опасности вообще и в нашем городе в частности; - как вести себя в агрессивно настроенной толпе или при уличных беспорядках. Литература
Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы студенты должны знать об основных видах ЧС социального характера, причинах их возникновения, фазах развития и последствиях. Знать зоны повышенной опасности. Уметь выбрать правильную линию безопасного поведения в сложившейся обстановке. ТЕМА 8. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте 2 часа Занятие 1. ПЛАН
Задание для самостоятельной работы Письменно ответить на следующие вопросы: - виды транспорта, их особенности и зоны повышенной опасности; - правила безопасного пользования городскими видами транспорта и действия в экстремальных ситуациях на городских видах транспорта; - правила безопасного пользования ж\д транспортом; - правила движения пешеходов, разрешительные и запретительные знаки для пешеходов, правила для организации движения колон. Литература 1. Правила дорожного движения. 2. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002. – 201 с. 3.Форштат М. О культуре дорожной безопасности / Форштат М.// Журн. Основы безопасности жизни - 2005. 4.Комова М., Прыткова Г. Вы и пожар в транспортных средствах/ Комова М., Прыткова Г.//Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004.- №5. – С. 20-21. Методические рекомендации к занятию Цель данного занятия дать понятия студентам о видах транспорта, их особенностях и зонах повышенной опасности каждого вида транспорта. Правила безопасного пользования каждым видом транспорта. Знать, как организовать безопасное движение колон учащихся по улицам и дорогам. ТЕМА 9. Проблемы национальной и международной безопасности РФ. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность 2 часа Занятие 1. ПЛАН 1. Проблемы национальной и международной безопасности РФ.
3. Информационная безопасность 4. Продовольственная безопасность. Задание для самостоятельной работы На основе рекомендуемых статей, и других предлагаемых материалов изучить и понять суть поставленных в теме проблем, пути их разрешения. Литература
2. Алешенков М. Основы национальной безопасности. / Алешенков М. //Журн. Основы безопасности жизнедеятельности. - 2005.- №11, С. 5-11 3. Ниретин Н.И. Лекция к занятию. Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы студенты должны представлять как общие понятия национальной и международной безопасности РФ, так и конкретные угрозы экономической, информационной и продовольственной безопасности. Иметь представление о концепции национальной безопасности РФ. ТЕМА 10. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. 2 часа Занятие 1. ПЛАН
Задание для самостоятельной работы Изучить рекомендуемые материалы и ответить на следующие вопросы: - суть экстремизма, сепаратизма и терроризма, их виды, способы исполнения и общественная опасность. - методы противодействия экстремизму, сепаратизму и терроризму. Литература
3. Ниретин Н.И. Лекция к занятию по данной теме. 4. Инструкция на случай угрозы террористического акта в институте и действия персонала и студентов в данной ситуации, АГПИ. Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы студенты должны иметь представление о таких явлениях современной социальной жизни, как экстремизм, сепаратизм, терроризм и национализм. Знать причины возникновения таких явлений общественной жизни и их опасности. Знать основные виды терроризма и методы проведения террористических актов, а также мероприятия по их предотвращению или уменьшения последствий их проведения. Знать содержание инструкции АГПИ на случай угрозы террористического акта и действий при возникновении такой угрозы ТЕМА 11. Современные средства поражения 2 часа Занятие 1. План
Задание для самостоятельной работы Изучить предлагаемый материал и письменно ответить на следующие вопросы: - вид оружия, принцип его действия, поражающие факторы данного вида оружия, и их воздействие на человека и окружающую среду; - способы защиты от поражающих факторов современных видов оружия Литература 1. Ниретин Н.И. Современные средства поражения.- Арзамас: АГПИ – 2005. – 46 с. Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы студенты должны иметь представление о современных и перспективных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них. Уметь организовать защитные мероприятия в учебном заведении. ТЕМА 12. Средства индивидуальной защиты 2 часа Занятие 1. ПЛАН
Задание для самостоятельной работы Практически изготовить простейшие средства защиты органов дыхания и письменно ответить, как изготовить и что применить для защиты кожных покровов. Как усилить защитные свойства применяемых средств защиты кожи Литература 1. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности.- Арзамас: АГПИ, 2002.-201 с. Методические рекомендации к занятию В результате изучения данной темы студенты знакомятся с основными средствами индивидуальной защиты и медицинской профилактики и правилами пользования ими. Должны знать защитные свойства СИЗ и уметь изготовить простейшие СИЗ органов дыхания и кожи. ТЕМА 13. Организация защиты населения в мирное и военное время. 2 часа Занятие 1. ПЛАН 1. Основные принципы и способы защиты населения, и их применение в мирное и военное время и их краткая характеристика. 2. Защитные сооружения ГО, их назначение, защитные свойства, системы жизнеобеспечения. 3. Порядок заполнения, правила поведения в укрытиях, эвакуация из укрытий. Задание для самостоятельной работы Изучить официальные документы об основных принципах и способах защиты населения и их применение в ЧС мирного и военного времени. Литература
4. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности.- Арзамас: АГПИ.- 2002. – 201 с. Методические рекомендации к занятию Цель изучения данной темы дать определенные знания об основных принципах деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по защите населения и территорий от ЧС, основных способах защиты населения. Ознакомить с устройством защитных сооружений ГО, правилами их заполнения и нормами поведения, способам эвакуации в случаях завалов и других экстремальных ситуаций. ТЕМА 14. Организация ГО в образовательном учреждении 2 часа. Занятие 1. Организация ГО в образовательном учреждении. ПЛАН 1.Структура и задачи ГО образовательного учреждения. Функциональные обязанности должностных лиц по ГО. 2. План ГО учебного заведения, его структура и содержание. 3. Средства и способы защиты учащихся и их содержание. 4. Организация и проведение ”Дня защиты детей”. Цели, задачи ДЗД и методика их проведения. Задание для самостоятельной работы Написать приказ на проведение “Дня защиты детей'' и план его проведения. Литература 1. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002. – 201 с. Методические рекомендации к занятию Данная тема знакомит студентов с организацией ГО в учебном заведении, системой планирования и структурой планов на мирное и военное время. С целями и задачами проведения “Дня защиты детей” и методикой его проведения. Учебное издание НИРЕТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ Методические рекомендации к занятиям по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” В авторской редакции Технический редактор С.П.Никонов Верстка и вывод оригинала макета Ниретин Н.И. Лицензия ИД №о4436 от 03.04.2001. Подписано в печать: 8.01.2007 Формат 60х84/16.Усл. печ. листов: 1. Тираж 100 экз. Заказ № Издатель: Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара 607220, г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, Участок оперативной печати АГПИ 607220, г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36 |