Формирование личности в младшем школьном возрасте icon

Формирование личности в младшем школьном возрасте



НазваниеФормирование личности в младшем школьном возрасте
Дата конвертации31.07.2012
Размер94.87 Kb.
ТипРеферат
Формирование личности в младшем школьном возрасте


Московский Педагогический Университет им. Крупской Факультет Технологии и Предпринимательства Реферат по возрастной психологии на тему: «Формирование личности в младшем школьном возрасте» Выполнил: Петухов С.Ю . 42 группа Москва 20011. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов вмладшем школьном возрасте. Переход к школьному обучению и новому образужизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребеноквнутренне принял соответствующую позицию, открывает для дальнейшегоформирования его личности.Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями взависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности к школьномуобучению приходит ребенок, и, во-вторых, от системы тех педагогическихвоздействий, которые он получает.Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом ксамим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен сотношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности.Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение кделу.Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинствеслучаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезныезанятия и значительно холоднее они относятся к тем видам работы, которые имнапоминают занятия дошкольного типа. Экспериментальные беседы с учащимисяI—II классов показывают, что они больше любят уроки чтения, письма,арифметики, чем уроки физкультуры, рукоделия, пения. Урок они предпочитаютперемене, хотят сократить каникулы, огорчаются, если им не дают заданий надом. В этом отношении к учению выражаются и познавательные интересы детей ипереживание ими социального значения их учебного труда.Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников котметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний,а не качества проделанной работы.Такое отношение к отметке в дальнейшем исчезает; его наличиесвидетельствует, что первоначально социальный смысл учебной деятельностизаключен для детей не столько в ее результате, сколько в самом процессеучебного труда. Это остатки еще неизжитого отношения ребенка к своейдеятельности, которое было типично для него в дошкольном детстве.Экспериментальные исследования, проводившиеся М. Ф. Морозовым ,показали чтоучащихся уже в I классе начинают привлекать знания, которые требуютизвестной интеллектуальной активности, умственного напряжения. Особеннопривлекала детей все усложняющееся содержание учебных занятий. М. Ф.Морозов приводит данные, свидетельствующие том, с каким интересом учащиесяI класса переходят к писания палочек и элементов букв к написанию самойбуквы и целого слова, как им хочется научиться писать правильно и красиво.Аналогичные наблюдения он сделал и на уроках чтения и на уроках арифметики.
И здесь они проявляют исключительную активность и старание; особеннонравится детям, когда им дается все новый :и новь материал и в такой форме,что он заставляет их думать.Таким образом, данные этого исследования опровергают имеющееся до сих пормнение, что интересы младших школьников возникают из занимательности иподдерживаются ею.Оказывается, что подавляющее большинство школьников предпочитали всегдасложную и трудную задачу более легкой и простой. Интересно, что дажевведение оценки работы учителем не изменило принципиально характера выборазаданий.Обобщая приведенные в исследовании М. Ф. Морозова наблюдения иэксперименты, можно утверждать, что учащиеся младшего школьного возрастаинтересуются всеми видами серьезной учебной работы, но предпочитают те изних, которые, являясь более сложными и трудными, требуют большогоумственного напряжения, активизируют мысль учащихся, дают им новые знания иумения.И еще один факт удалось установить в излагаемом исследовании. К концумладшего школьного возраста у детей начинает возникать избирательныйинтерес к отдельным учебным предметам. Причем у некоторых учащихся онприобретает характер относительно устойчивого интереса, выражающегося втом, что они по собственной инициативе начинают читать научно-популярнуюлитературу по этому предмету.2. Формирование ответственного и добросовестного отношения к учению умладших школьников.Данные, полученные в нашем исследовании мотивов учебной деятельностишкольников , показывают, что перелом в отношении учащихся к учениюпроисходит, примерно, с III класса.Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями,стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителяпадает. Даже сами дети замечают происходящую в них перемену, а учащиесяV—VI классов начинают звать маленьких школьников за :их исключительнуюдобросовестность и прилежание «ишаками».Получается странная, парадоксальная картина: все психические процессы ифункции детей младшего школьного возраста усложняются и совершенствуютсяпамять приобретает логический характер, внимание становится болееустойчивым и произвольным, интеллектуальные операции более абстрактными исложными; а вот нравственные качества — ответственность, прилежание,стремление к серьезной, общественно значимой деятельности, уважение ктруду, к старшим не только не совершенствуются, но даже претерпевают как быобратное развитие.Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя:учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, онопределяет их суждения друг о друге, он организует их совместнуюдеятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваютсяучащимися. Таким образом, учитель является центральной фигурой для учащихсяI—II классов, носителем существующего среди .них общественного мнения. Темсамым воспитательное воздействие осуществляется здесь учителемнепосредственно, ему практически еще нет необходимости опираться на детскийколлектив.Однако наши исследования показывают, что к III— IV классам те мотивы,которые составляли основу поведения и деятельности младшего школьника,начинают постепенно ослабевать и что, следовательно, надо своевременноподготовить условия для возникновения новой, не менее значимой для личностишкольника мотивации.Напомним, что у учащихся I—II классов их потребности и стремления, ихинтерес и переживания в первую очередь связаны с их новым общественнымположением. Однако к III—IV классам дети уже привыкают к этому положению,осваиваются со своими новыми обязанностями, овладевают необходимымитребованиями. Непосредственное переживание значимости положения школьника,его новизны и необычности, которое первоначально вызывало у детей чувствогордости и без всяких дополнительных воспитательных мероприятий порождало уних стремление быть на уровне предъявляемых к ним требований, теряет своюэмоциональную привлекательность.Вместе с тем и взрослый в этот период начинает занимать в жизни детей ужеиное место. Во-первых, с возрастом дети становятся все болеесамостоятельными и менее зависимыми от помощи взрослых. Но самое главноезаключается в том, что, поступив в школу, они обретают новую сферу жизни,полную своих собственных забот, интересов, своих взаимоотношений сосверстниками.Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороныодноклассников определяет положение ребенка среди других детей иобеспечивает переживание им большего или меньшего эмоциональногоблагополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского коллективастановятся постепенно основными мотивами поведения школьника.3. Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности.В советской психологии подавляющее большинство исследователей такжеотмечает огромное значение привычных форм поведения для формированиянравственной стороны личности ребенка. С. Л. Рубинштейн, например,утверждает, что «...побуждая человека поступать определенным образом,мировоззрение, мораль, как бы оседают и закрепляются в его характере в видепривычек—привычных способов нравственного поведения. Превращаясь впривычки, они становятся «второй натурой» человека» Большое значениепривычкам придают также Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и другие.Мы предположили, что в основе качеств или свойств личности лежатзакрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребенка. Кроме того, мыпредположили, что закрепление «упражняемых» форм поведения и возникновениеу ребенка потребности действовать соответственно этим усвоенным формампроисходит лишь в том случае, если «упражнение» осуществляется только поопределенным мотивам. Если же данная форма поведения осуществляется попринуждению, то хотя ребенок и приучается действовать по требованиямокружающих, однако у него не возникает потребности поступать так же и в техслучаях, когда отсутствует это требование или контроль за его выполнением.Следовательно, поведение, выработанное по принуждению, не являетсяустойчивым и не соответствует тому главному нравственному критерию, которыйбыл выдвинут А. С. Макаренко: хорошо нравственно воспитанный ребенок долженпоступать правильно не только на людях, но и наедине с самим собой.При воспитании организованности в качестве таких внешних средств выступалипесочные часы, которые в наглядной форме показывали ребенку течение времении таким образом позволяли ему, приноравливая свои действия к указанномувремени, овладевать нужным темпом поведения. Использование песочных часоввырабатывало у детей чувство времени, умение ориентироваться на временныепоказатели, что является важнейшим компонентом организованного поведения.Для формирования у детей не только организованности, но и многих другихкачеств личности. Этими условиями являются: наличие достаточно сильного идлительно действующего мотива поведения; постоянство усваиваемых его форм,а также их расчленение на более элементарные; наличие внешних средств,являющихся опорой при овладении ребенком своим поведением. Исследования по формированию качеств личности школьника позволили сделать выводы и по некоторым общим закономерностям этого процесса, которые могут и должны быть использованы педагогикой при разработке ею конкретных вопросов построения методики воспитательного процесса. Эти выводы в основном сводятся к следующему. Качества личности представляют собой результат усвоения ребенком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения. Формирование качеств происходит в процессе упражнения ребенка в соответствующих формах поведения, осуществляющегося при наличии определенной мотивации. Усваиваемая форма поведения становится устойчивой в том случае, если ребенок, с одной стороны, научается соответствующим способам поведения, с другой -если у него возникает внутреннее побуждение вести себя согласно усвоенным образцам. Воспитание устойчивости нравственно-психологических качеств ребенка требует определенной организации как его мотивационной сферы, так и поведения.Что касается мотивации, то устойчивость качества возникает, во-первых, когда ребенок испытывает потребность в том поведении, которое составляет основу данного качества; -во-вторых, когда это поведение выступает для него как образец, как идеал, к которому он стремится. Это последнее положение нам хотелось бы особенно подчеркнуть, так как до сих пор в педагогике нет достаточного понимания необходимости включать в процесс воспитания собственную активность ребенка. Между тем исследования показывают, что важнейшим условием успешного воспитания является наличие предъявленных ребенку (может быть, даже в наглядном плане) образцов и мобилизация у него активного стремления к овладению этими образцами. Часто можно и сейчас встретить учителей и воспитателей, глубоко убежденных в том, что одним из эффективных методов воспитания является принуждение детей подчиняться предъявляемым им требованиям, и непонимание того, что нравственное формирование личности невозможно путем принуждения. 4. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этэй основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности. Мы уже указывали на решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста того факта, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность. В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой- нибудь пример, то все стремятся придумать такой же). Заканчивая реферат о формировании личности в младшем школьном возрасте, мы хотим выделить те главные новообразования, которые возникают в этот период и являются необходимой предпосылкой для перехода ребенка на новый этап возрастного развития, а именно для перехода в средний школьный возраст. Это, во-первых, развитие познавательной сферы младшего. школьника: развитие у него нового познавательного отношения к действительности, определяющего и перс-ход к более сложным формам мышления. Во-вторых, это формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, это возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка, составляющих основу формирования его характера. План. 1. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте. 2. Формирование ответственного и добросовестного отношения к учению у младших школьников. 3. Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности. 4. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе. Список используемой литературы: 1. Лидия Ильинична Божович ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. 2. ПЕДАГОГИКА Под редакцией С. П. Баранова, Т. В. Воликовой, В. А, Сластенина.




Похожие:

Формирование личности в младшем школьном возрасте iconРеферат по возрастной психологии на тему: «Формирование личности в младшем школьном возрасте»
Переход к школьному обучению и ново­му образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял...
Формирование личности в младшем школьном возрасте iconКаждый учитель-логопед сталкивается с тем, что родители ребенка-логопата не знают, как необходимо проводить работу дома. В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь
В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь. В ней тематически собраны: пальчиковая гимнастика,...
Формирование личности в младшем школьном возрасте iconКаждый учитель-логопед сталкивается с тем, что родители ребенка-логопата не знают, как необходимо проводить работу дома. В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь
В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь. В ней тематически собраны: пальчиковая гимнастика,...
Формирование личности в младшем школьном возрасте iconФормирование личности в среднем школьном возрасте

Формирование личности в младшем школьном возрасте iconСпособности детей в младшем школьном возрасте

Формирование личности в младшем школьном возрасте iconУчебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов

Формирование личности в младшем школьном возрасте iconРекомендуемых тем конкурсных работ
Профилактика формирования склонности к употреблению наркотиков в младшем школьном возрасте
Формирование личности в младшем школьном возрасте iconПояснительная записка Особый интерес вызывает формирование самооценки младших школьников, в связи с наметившимися тенденциями все большего ее сдвига в сторону неадекватности уже в младшем школьном возрасте.
Это проблема обсуждается как на профессиональном уровне (учителями школ, психологами) так и не житейском (родителями)
Формирование личности в младшем школьном возрасте iconИндивидуальные различия памяти и особенности их проявления в младшем школьном возрасте
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №21»
Формирование личности в младшем школьном возрасте iconИндивидуальные различия памяти и особенности их проявления в младшем школьном возрасте
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №21»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы