Рынок овгз и роль нбу icon

Рынок овгз и роль нбу



НазваниеРынок овгз и роль нбу
Дата конвертации31.07.2012
Размер372,36 Kb.
ТипРеферат
Рынок ОВГЗ и роль НБУ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра банковского дела Дата регистрации____________ КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ”РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ НБУ” Студента КЭФ Группы 42 Шуллы С.Л. Руководитель: преп. Ярошенко Ж.А. ОДЕССА 2001 СОДЕРЖАНИЕ СТР. Введение3 1. Общая характеристика государственных ценных бумаг 4 1. Виды государственных ценных бумаг 4 2. Общие условия выпуска и размещения 6 3. Особенности эмиссии государственных ценых бумаг на примере США и ФРГ 7 2. Рынок государственных облигаций на Украине и роль НБУ 12 1. Механизм реализации методов регулирования рынка государственных облигаций на Украине 12 2. Особености рынка облигаций внутреннего государственного займа Украины 16 3. Проблемы и перспективы развития рынка облигаций государственного займа на Украине 18 Заключение22 Литература23 Приложения24 ВВЕДЕНИЕ Государственные ценные бумаги – наиболее надежные среди долговых бумаг,риски по ним минимальные, и в этом их особая привлекательность. Поэтомупонимание механизма работы рынка ОВГЗ (а именно этот вид государственныхценных бумаг получил наибольшее распространение в Украине) дает мощныйтеоретический и практический материал для безрискового инвестированиясредств во времена экономической и политической неопределенности. Поэтому в своей работе я старался по-возможности полнее раскрыть роль ифункции облигаций и оценить перспективы развития рынка ОВГЗ, а такжеопределить место и значение Национального банка Украины на этом рынке. В своей работе я использовал как отечественные, так и заграничныеисточники информации о состоянии рынка государственных облигаций внекоторых странах мира и Украине, возможности государственных облигаций какмогущественного инструмента финансового рынка. Не остались без моеговнимания как первичный, так и вторичный рынки ОВГЗ. В частности, в своейработе я старался раскрыть специфику структуры недостатки и перспективыразвития украинского рынка гособлигаций. Значительный объем информации относительно широчайшего круга вопросовотносительно ОВГЗ я получил из работы кандидата юридических наук, юриста-практика В.А.Мельника под названием “Рынок ценных бумаг”, которое вышло в1998 году специальным выпуском в Киевском издательстве “АЛД”. Полезными вмоем исследовании были работы Литвиненко Л.Т., Игнатущенко В.Н. и ШитоваА.М., а также статьи кандидата экономических наук В.В.Корнєєва, Д.Кошевогои бывшего заместителя начальника управления рынка капиталов и биржэмиссионно-кредитного департамента НБУ О.Чайки. Оперативную информацию относительно эмиссии и изменения цен ОВГЗ яполучал из журналов «Вісник НБУ”,“Бизнес”, «Контракты». В своей работе я стремился не только показать место и рольгосударственных облигаций в экономике Украины, но и собрать практическийматериал, который может быть использован для более детального изученияданного рынка. При этом мною были выработаны некоторые предложенияотносительно дальнейшего развития рынка гоударственных ценных бумаг- вцелом, и облигаций внутреннего государственного займа,- в частности. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕНЫХ БУМАГ. 1. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В общем виде ценная бумага представляет собой документ, который отражаетсвязанные с ним права собственности на имущество или на получение дохода.По своей экономической природе ценные бумаги делятся на ценные бумаги,выражающие отношения совладения (акции) и называемые долевыми; ценныебумаги, свидетельствующие о кредитных отношениях (облигации, казначейскиевекселя, ноты и др.), т. е. долговые; производные фондовые ценности(опционы, финансовые фьючерсы и др.). Государственные долговые обязательства, исходя из тех задач, которые онирешают, занимают важное место на рынке ценных бумаг. В экономическиразвитых странах виды их достаточно разнообразны, однако в структуре общегообъема выпуска государственных долговых ценных бумаг преобладают облигации. Облигации — это долговое обязательство, подтверждающее отношение займамежду инвестором и эмитентом, при этом эмитент (заемщик) гарантируетинвестору (кредитору) выплату определенной суммы по истеченииустановленного срока и ежегодного дохода в виде фиксированного илиплавающего процента.Покупатель облигации называется кредитором по той причине, что эмиссияоблигаций по своей сути является формой заимствования денежных средств.Вместе с тем, если облигации выпускаются на достаточно длительный срок (вразвитых странах), то их можно рассматривать как особую форму инвестиций, апокупателя облигации — как инвестора, хотя по экономической природе он —кредитор. Приобретая государственные ценные бумаги, ихвладелецпредоставляет ссуду государству на условиях срочности, возвратностии платности. Государственные ценные бумаги являются наиболее надежными иликвидными, поскольку они обеспечены финансовыми и иными ресурсамигосударства. Неслучайно в развитых странах по степени надежности облигацииранжируются в следующем порядке: облигации центрального правительства иоблигации, гарантированные им, муниципальные облигации и облигацииакционерных обществ. По сроку действия облигации делятся на краткосрочные —от несколькихнедель до года, среднесрочные — от 1 года до 5 лет, долгосрочные — от 5 до30 лет, а также бессрочные. или рентные.Они отличаются тем, что они несодержат срока погашения и их владелец получает проценты до тех пор, покадержит эти облигации. Следует отметить, что временной период, лежащий в основе перечисленныхгрупп, не носит абсолютный характер. К примеру, к среднесрочным относятоблигации со сроком жизни от 2 до 10 лет, к долгосрочным — от 10 до 30 лет. Выплата дохода по облигациям производится в виде процента или купона.Уровень процентной ставки по государственным ценным бумагам обычно ниже,чем по другим выпускаемым бумагам. Это связано с высокой надежностьюгосударственных долговых обязательств. С точки зрения выплаты дохода ивозврата предоставленной в кредит суммы. В Украине облигации от лица государства выпускаются министерствомфинансов, которое выступает гарантом их своевременного погашения. Объемывыпуска облигаций внутреннего государственного займа устанавливаютсяпостановлением Кабинета министров (соответственно Закону Украины “О ценныхбумагах и фондовой бирже”). Генеральным агентом по обслуживанию выпуска ипогашению ОВДП, согласно действующему украинскому законодательству,выступает Национальный банк Украины. Средства от размещения государственныхоблигаций зачисляются в государственный бюджет. Таким образом,государственные облигации выпускаются с целью финансированияобщегосударственных (бюджетных) потребностей Что касается погашения государственных облигаций, то они могутпогашаться на таких условиях: - уплаты номинальной стоимости облигаций при выпуске дисконтныхоблигаций; - уплаты процента (фиксированного или плавающего) при выпуске процентныхоблигаций; - конверсионных выплат для конвертируемых облигаций; В отличие от государственных, облигации предприятий или учреждениймогут выпускаться еще и на условиях уплаты дохода в натуральной форме привыпуске беспроцентных облигаций. Сегодня в обращении на внутреннем рынке находятся три основных видагосударственных облигаций Украины: • конверсионные облигации внутреннего государственного займа (КОВГЗ) спогашением в 2001—2004 годах рн. Весь выпуск разбит на равные транши,которые будут погашаться раз в полгода. По облигациям начисляются процентыраз в полгода на уровне доходности 3-месячных государственных облигаций илиучетной ставки НБУ (около 19—20% годовых); • процентные ОВГЗ (ПОВГЗ)-с погашением в 2002—2010 годах. Весь выпускразбит на равные транши, которые будут погашаться ежемесячно. НБУ пока чтопредлагает самые краткосрочные бумаги с погашением в следующем году.Напомним, что их доходность на этот год установлена на уровне 17% годовых,а в дальнейшем она будет равняться уровню инфляции плюс 3%. Проценты поПОВГЗ выплачиваются в конце каждого месяца; • старые ОВГЗ и новые краткосрочные государственные облигации (КГО),размещаемые Минфином с начала февраля текущего года. Это дисконтныеоблигации, поэтому их доходность рассчитывается исключительно исходя изсоотношения цены покупки, номинала (соответственно 100 грн для ОВГЗ и 1000грн для КГО) и срока погашения. Казначейские векселя. Это основной вид краткосрочных обязательств вразвитых странах. Они выпускаются обычно на срок 3,6 и 12 месяцев (в США,например, они выпускаются на срок от нескольких недель до года). Первичное размещение новых выпусков казначейских векселей происходитна регулярно проводимых аукционах уполномоченными банками. Реализуются онипо цене ниже номинала, а погашаются по полной нарицательной стоимости. Практически большинство инвесторов приобретают казначейские векселястранах с развитой экономикой на активно действующем первичном рынке ценныхбумаг. Данный вид долговых обязательств имеет огромные объемы и оченьвысокую надёжность, в связи с чем они служат ориентиром на денежном рынке. Эмиссия и погашение казначейских векселей осуществляются центральнымибанками по поручению казначейства, т. е. министерства финансов. Казначейские ноты. Это рыночные государственные ценные бумаги, один извидов среднесрочных государственных обязательств. Выпускаются министерствомфинансов или специальными государственными финансовыми органами. Муниципальные облигации.Эти ценные бумаги тесно примыкают кгосударственным долговым обязательствам; выпускаются местными органамивласти (штаты, округ, город). Наиболее типичными являются два видамуниципальных облигаций: облигации общего долга и доходные облигации. Выпуск облигаций общего долга означает, что выплата процентов по ним иих погашение обеспечиваются сбором местных налогов. Эмиссия подобныхоблигаций предназначена для финансирования строительства муниципальныхбольниц, школ. Поскольку расширение налогов в муниципалитетахпроблематично, облигации общего долга менее привлекательны для инвесторов,чем доходные облигации. Выплата процентов по доходным облигациям и ихпогашение осуществляются за счет доходов от платных строений, учреждений ииных сооружений, создаваемых местными органами власти за счет средств,полученных от эмиссии муниципальных ценных бумаг. Выпускаются и так называемые гибридные мунципальные облигации, выплатапроцентов по которым и погашение производятся за счет указанных вышеисточников: налогов и доходов от построен-ных платных объектов (эстакад,мостов, жилых домов, гаражей и др.) Сберегательные облигации относятся к разряду нерыночныхгосударственных ценных бумаг, так как не подлежат купле-продаже. Эмитентамиэтих долговых обязательств выступают правительство или местные органывласти. Облигации регистрируются на держателя (покупателя). По сути ониявляются формой сбережений граждан. Возмещение по сберегательным облигациямпроизводится покупателю. Они высоколиквидны, погашаются по номиналу потребованию владельца. Специальные выпуски облигаций .Для снижения бюджетного дефицита ипривлечения сбережений населения для финансирования и рефинансированиягосударственного долга многие страны Запада прибегают к выпуску«специальных займов», предназначенных к размещению в страховых и пенсионныхфондах, а также правительственных учреждениях. Облигации таких выпусков непродаются, их нельзя передавать другим лицам, но они могут быть предъявленык оплате через определенное время (обычно год) со дня их выпуска. 1.2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ВЫПУСКА И РАЗМЕЩЕНИЯ В экономически развитых странах государственные ценные бумаги играютзначительную роль в финансировании государственных расходов, поддержанииликвидности банковской системы, развитии экономики в целом. Затраты госбюджета, превышающие доходы, можно финансировать и за счеткредита, взятого государством у центрального или коммерческих банков.Однако, как показала мировая практика, кредиты на эти цели используютсяредко, поскольку требуют от государства больших затрат на оплату высокихпроцентов, превышающих расходы на эмиссию ценных бумаг. Кроме того, самибанки заинтересованы выдавать краткосрочные кредиты под более высокиепроценты. Эмиссия денег для покрытия затрат государственного бюджета такженежелательна, поскольку это приводит к расстройству денежного обращения иинфляции. Таким образом, наиболее приемлемым вариантом финансирования расходовгосударственного бюджета является выпуск государственных ценных бумаг.Традиционно с их помощью решаются следующие задачи. Финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникаетв связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами:поступления в бюджет обычно приходятся на определенные даты, а расходыраспределяются более равномерно. Погашение ранее размещенных займов. Потребность в эмиссиигосударственных ценных бумаг для данной цели возникает и прибездефицитности государственного бюджета. Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет(устранение кассовой несбалансированности бюджета). Обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтовликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этойцели использовались краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладываяв выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов,кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента. Финансирование собственных программ местных органов и капиталоемкихпроектов, а также привлечение средств во внебюджетные фонды. Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральнымправительством и местными органами власти с целью мобилизации денежныхресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночныегосударственные долговые обязательства. Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаватьсядругим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся:казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) идолгосрочные государственные долговые обязательства. Нерыночные государственные долговые обязательства предназначены дляразмещения главным образом среди населения. Они не могут свободнопереходить от одного владельца к другому. Эти ценные бумаги являютсяособенно эффективными в условиях развития рынка ценных бумаг. Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется спомощью посредников. Среди последних гглавенствующее положение занимаютцентральные банки, которые не только организуют работу по размещению новыхзаймов, но и в ряде случаев сами приобретают крупные пакетыправительственных долговых обязательств. В некоторых государствах этифункции выполняют министерства финансов, а в большинстве стран с развитойэкономикой в качестве посредников при первичном размещении государственныхценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки,банкирские дома. Вместе с тем в ряде государств существуют запреты научастие в качестве посредников коммерческих банков. Основными способами размещения государственных ценных бумаг являются:аукционы, открытая продажа, индивидуальное размещение. Аукционная форма первичного размещения ценных бумаг характерна длябольшинства стран с развитой экономикой. Подобным путем реализуютсякраткосрочные долговые обязательства, а в отдельных государствах —среднесрочные и долгосрочные. Потенциальные покупатели заранее подают заявки устроителям аукциона суказанием объема ценных бумаг, которые они хотели бы приобрести с учетомсодержащейся в заявке цены. При этом участие в аукционе может быть наконкурентной и неконкурентной основе. Открытая продажа государственных ценных бумаг производится с помощьюпосредников (агентов), которыми могут выступать центральный банк или иныекредитно-финансовые институты (в основном инвестиционные банки). Этапроцедура продолжается в течение длительного периода (от нескольких недельдо нескольких месяцев), условия продажи публикуются заранее. При индивидуальном размещении министерство финансов по поручениюправительства ведет переговоры с крупными инвесторами о получении кредитапод выпуск долговых обязательств. Оговариваются условия получения кредита(объем выпуска, процентная ставка и пр.). Эмитентами государственных ценных бумаг могут быть не толькоцентральные, но и местные органы власти (муниципальные долговыеобязательства). Рыночные государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными иликвидными, поэтому активно продаются на вторичном рынке. 3. ОСОБЕННОСТИ ЭМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ПРИМЕРЕ США И ФРГ Государственные долговые обязательства США. Американский рынок ценныхбумаг, в том числе государственных долговых обязательств, является наиболееразвитым в мире Он выделяется не только по объемам, но и по разнообразиюгосударственных облигаций ( рис.1). Основным эмитентом государственных долговых обязательств выступаетфедеральное правительство в лице министерства финансов, которое выпускаеткак рыночные, так и нерыночные ценные бумаги, причем первые преобладают. К рыночным ценным бумагам в США относятся: краткосрочные казначейскиевекселя, среднесрочные ноты и долгосрочные облигации. Срок обращения краткосрочных казначейских векселей — от несколькихнедель до года. Они введены в практику в 1929 г., размещаются посредствомаукционов, для участия в которых необходимо подать заявку в Финансовоеуправление Министерства финансов или отделение банка, являющегося егоагентом. Казначейские векселя — беспроцентная ценная бумага, ониреализуются со скидкой по отношению к их номинальной стоимости, а доходобразуется за счет разницы между ценой погашения и ценой реализации(приобретения) векселя. При этом прибыль, полученная держателем этогодолгового обязательства (от продажи, погашения), облагается налогом, как илюбой другой доход. Казначейские векселя в США давно существуют вбезбумажной форме и их приобретение фиксируется в виде бухгалтерскихзаписей на счетах. Рис.1. Виды государственных ценых бумаг США Среднесрочные ноты. Эти ценные бумаги выпускаются Казначейством США насрок от 1 года до 3, а иногда до 4 лет. С 1986 г. новые выпуски нотосуществляются в виде бухгалтерских записей на счетах. Ноты выпускаются восновном ежеквартально, за исключением нот со сроком погашения 2 года,которые продаются за неделю до окончания каждого месяца (на аукционнойоснове). Долгосрочные облигации. Характерной чертой долгосрочных облигаций СШАявляется длительный срок их обращения: от 5 до 20—30 лет. Такие облигацииназываются бонами. В настоящее время более эффективными считаютсядесятилетние и тридцатилетние облигации. Долгосрочные облигации, как и среднесрочные ноты, приносят их держателямфиксированный процентный доход к номиналу. Вместе с тем для повышенияконкурентоспособности на рынке ценных бумаг облигации реализуются соскидкой относительно их номинальной стоимости. Облигации выпускаются в безналичной форме и размещаются на аукционах. Нерыночные ценные бумаги в США достаточно многообразны: сберегательныеоблигации, облигации пенсионных планов, индивидуальные пенсионныеоблигации, депозитные облигации и др. Сберегательные облигации размещаются главным образом среди населения.Они являются именными, не подлежат купле-продаже. В настоящее времявыпускается две серии облигаций: серия ЕЕ сроком на 12 лет, рассчитанная нанебогатых граждан, и серия НН сроком на 10 лет для богатых инвесторов. Поистечении шести месяцев со дня приобретения такие облигации могут бытьпредъявлены к выкупу. Цена реализации облигаций различна. Облигации серииНН размещаются по номинальной цене, каждые полгода выплачиваетсяфиксированный доход. При этом величина дохода постепенно увеличивается (пошкале ставок). Облигации другой серии (ЕЕ) реализуются со скидкой до 50%номинальной цены, а их выкупная цена периодически увеличивается нарастающимитогом в течение всего периода погашения (12 лет). Облигации пенсионных планов и индивидуальные пенсионные облигациииспользуются для накопления средств, необходимых для пенсионногообеспечения лиц, не работающих по найму, а занятых самостоятельно. Муниципальные облигации. Этот вид облигаций получил широкоераспространение и характеризуется большим разнообразием (например,муниципальные ноты, специальные налоговые облигации). Выпускаются долгосрочные и краткосрочные муниципальные облигации; взависимости от целей выпуска они находятся в обращении от 30 дней донескольких десятков лет. Выпускаются местными органами власти как дляфинансирования бюджета, так и для развития социально-культурной сферы(здравоохранения, образования, жилищного строительства, коммунальногохозяйства др.). Существуют также ценные бумаги, гарантированные федеральнымправительством. Их эмитентами являются организации, пользующиеся поддержкойправительства. К этим ценным бумагам относятся: облигации Азиатского банкаразвития; облигации Системы фермерского кредита; облигации федеральныхбанков жилищного кредита и др. Государственные ценные бумаги ФРГ. Рынок государственных ценных бумаг вФРГ — один из крупнейших в мире и уступает лишь США, Великобритании иЯпонии. Его характерной особенностью является то, что на нем в меньшейстепени представлены другие виды долговых обязательств (банковскиеоблигации и облигации промышленных фирм). Вместе с тем его объемы постояннорастут. Государственные долговые обязательства Германии отличаются большимразнообразием. Правительство выпускает облигации ФРГ, федеральныеоблигации, федералъные кассовые облигации, казначейские финансовыеобязательства, а также финансовые инструменты: долговые сертификаты,сберегательные сертификаты, беспроцентные казначейские сертификаты (рис.2). Рис.2. Виды государственных ценных бумаг ФРГ С 1952 г. начали выпускаться облигации ФРГ, которые длительное времяиграли незначительную роль в финансировании расходов государственногобюджета. Однако постепенно высокая надежность и налоговые льготы привлеклик ним внимание национальных и зарубежных банков, частных лиц и прочихинвесторов (страховых компаний, инвестиционных фондов).Обычный срокоблигаций ФРГ — 10 лет, но имеются облигации с периодом обращения от 5 до30 лет. Их минимальный номинал— 100 немецких марок. Выпуск осуществляется вбезналичной форме. Федеральная долговая администрация регистрирует ихдвижение в Федеральном долговом регистре. Федеральные облигации выпускаются сроком на 5 лет с минимальнойноминальной стоимостью 100 немецких марок. Они обращаются в безбумажнойформе в виде записей в Федеральном долговом регистре. Федеральные облигациирассчитаны главным образом на население. Федеральные кассовые облигации выпускаются на срок от 3 до 5 лет, т. е.они являются среднесрочными долговыми обязательствами. Эмитируются в формезаписей в Федеральной долговой книге; минимальная номинальная стоимостьоблигации — 5 тыс. немецких марок. Казначейские финансовые обязательства выпускаются на 1 и 2 года. Ониреализуются по цене, ниже номинальной. Иными словами, это дисконтная ценнаябумага, рассчитанная на мелких вкладчиков. Долговые сертификаты относятся в ФРГ к разряду финансовых инструментов.Они похожи на контракты по получению кредита,однако могут обращаться нафондовом рынке. Их основными эмитентами являются государственныефедеральные и местные органы власти, почтовая и железнодорожная службы,правительства земель. Срок их обращения — от 1 года до 15 лет.Выплачивается ежегодный доход в виде фиксированного процента. Долговойсертификат может быть продан другим субъектам, что и служит основанием дляотнесения его к ценным бумагам. Беспроцентные казначейские сертификаты — финансовый инструмент, которыйвыпускается для повышения ликвидности банковской системы и удовлетворенияпотребностей правительства в финансовых ресурсах. Сберегательные сертификаты являются нерыночными ценными бумагами. Онипредставлены двумя типами, обозначенными буквами «А» и «Б». Инвесторамивыступают в основном частные лица. Срок обращения облигаций типа «А» — 6лет, типа «Б» — 7 лет. Как и другие виды облигаций, они не существуют вбумажной форме. Их минимальная стоимость составляет 100 немецких марок. Облигации федеральной железнодорожной и федеральной почтовой служб, атакже правительства земель ФРГ предназначены для большого круга инвесторови являются высоколиквидными ценными бумагами. Выпуск государственных долговых обязательств в ФРГ регламентируетсяЭкономическим советом государственных властей, который принимает решения онеобходимости выпуска облигаций, определяет эмитентов, учитывая состояниерынка ценных бумаг. Государственные облигации в других западноевропейских странахчрезвычайно разнообразны по условиям выпуска, размещения, срокам обращения,выплате дохода. Они выпускаются главным образом для финансирования дефицитагосударственного бюджета. 2. РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ НА УКРИНЕ И РОЛЬ НБУ 1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ НА УКРАИНЕ Строгая регламентация рынка ОВГЗ выражается в обязанности всех егоучастников соблюдать достаточно жесткие процедуры совершения сделок и учетапроводимых операций. Привлечение ряда негосударственных организаций вкачестве официальных дилеров явилось новшеством в торговле государственнымиценными бумагами в стране. Эти организации прежде всего призваны напрофессиональном уровне обеспечивать большой оборот торговли, расчеты иучет держателей облигаций. Однако основная организационная роль на рынкеОВГЗ все же принадлежит Центральному банку- агенту Министерства финансов,поскольку на него возложено обслуживание выпусков облигаций, а такжевыполнение функций дилера и контролирующего органа. К его компетенцииотносятся организация и проведение аукционов по размещению облигаций,осуществление погашения их выпусков, регулирование торговли на вторичномрынке. Таким образом, одной из главных отличительных черт организациисовременного рынка государственных облигаций является развитиецивилизованного взаимодействия административных и рыночных структур с цельюсовершенствования и укрепления этого рынка. Указанное взаимодействие можетбыть проиллюстрировано организационной структурой рынка ОВГЗ (рис. 3). …….. …….. ….…. где 1,2,….,n- инвесторы Рис.3. Организационная структура рынка ОВГЗ В рассматриваемой структуре можно выделить три уровня взаимодействия,или три сектора. Сектор организаторов рынка включает Министерство финансови Национальный банк Украины, которые, представляя административныеструктуры, устанавливают предмет и порядок взаимодействия, а также составучастников рынка. В сектор функционального обеспечения входят организации,осуществляющие заключение сделок, расчеты по ним и ряд других функций.Сектор участников рынка включает как юридических, так и физических лиц,которые выступают в роли посредников или владельцев облигаций. Функции,выполняемые на каждом уровне взаимодействия, четко разграничены, чтоявляется одной из важнеийших предпосылок успешного развития рынка. Сектор организаторов рынка, устанавливая общие «правила игры» и составего участников,реализует свою стратегическую функцию централизованногозаимствования государством временно свободных денежных средств у участниковрынка и управления денежно- кредитной сферой. Поскольку выпуск ОВГЗ осуществляется в виде записей по счетам ихвладельцев (т. е. счетам «депо»), весь объем выпуска оформляется однимобщим сертификатом, хранящимся в НБУ и погашающимся одновременно спогашением данного выпуска облигаций. Для обеспечения учета облигаций и их владельцев используется механизмдвухуровневой депозитарной системы, включающий центральный депозитарий исеть субдепозитариев. Депозитарий открывает счета только зарегистрированнымдилерам, причем учет облигаций, принадлежащих самому дилеру и его клиентам,осуществляется раздельно. Для этой цели используются два типа счетов:дилерский счет и клиентский счет — отдельно по каждому выпуску облигаций.Такой порядок препятствует возможности злоупотреблений дилеров за счетоблигаций своих клиентов. Обязанностью каждого дилера является ведение реестра регистрационныхкодов и внутренних лицевых счетов облигаций (счетов «депо»), приобретаемыхпо поручению клиентов. Эта обязанность реализуется с помощьюсубдепозитариев, ведение которых относится к числу обязательных функцийдилера. Двухуровневая депозитарная система позволяет постоянноконтролировать состав владельцев облигаций и защищать интересы инвесторов.Кроме того, каждым дилером в Депозитарии открываютсяспециальные торговые счета, на которых ежедневно отражаются операции попродаже облигаций. Осуществление функций денежных расчетов по операциям с облигациями нарынке закреплено за специальной организацией — Расчетной системой. Всезарегистрированные дилеры обязаны открывать в ней счета, посредствомкоторых осуществляются платежи по сделкам. Зачисление и списывание средствпо этим счетам происходит через счет, открываемый Расчетной системой в РКЦ. Расчеты по сделкам с облигациями между дилерами выполняются в течениеодного дня, а между дилерами и другими организациями- в обычном порядке. ВРасчетной системе также выделяются специальные торговые субсчета дляежедневного отражения операций по приобретению облигаций дилерами. Указанные функции выполняются в рамках Торговой системы на основаниидоговора с НБУ. Торговая система представляет собой организацию,осуществляющую техническое обеспечение и поддерживающую регламентсовершения сделок с облигациями. Облигации могут переходить от одноговладельца к другому только в результате операций купли-продажи,зарегистрированных этой системой. Торговая система функционирует наосновании договора с НБУ и двухсторонних договоров с дилерами. В целом сектор функционального обеспечения не имеет права выступать вкачестве посредника, продавца или покупателя на рынке облигаций. Выполнениефункций Депозитария, Торговой и Расчетной систем совмещает уполномоченнаяЦентральным банком Украинская межбанковская валютная биржа. Участники рынка облигаций могут выступать в качестве либо инвесторов,либо дилеров. Дилером может быть любое инвестиционное учреждение (т. е.институциональный профессиональный участник рынка ценных бумаг),заключившее соответствующий договор с НБУ: банки, брокерские компании и т.д. Договор заключается лишь с организацией, успешно прошедшей процедурупроверки со стороны организаторов и контролирующих органов рынка, которымиявляются Министерство финансов. Центральный банк, а также налоговые органы. Для участия в аукционах по размещению облигаций дилеры подают заявки наих приобретение в размере не менее 1% объявленного номинального объемавыпуска. Кроме того, за время действия договора с НБУ дилер обязанприобрести не менее 1% общего количества реализованных на прошедшихаукционах облигаций. Дилеры выполняют три основные функции. Во-первых, они осуществляютпосредничество в заключении сделок и поэтому являются членами Торговойсистемы. Посредничество— единственный путь для инвесторов совершатьоперации на рынке облигаций. Во-вторых, они ведут учет владельцевоблигаций, для чего каждый дилер обязан стать членом депозитарной системы,открыв при своей организации субдепозитарий. В-третьих, обязанностьюдилеров является обеспечение своевременных и точных расчетов со своимклиентами, поэтому они должны стать также участниками Расчетной системы. Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица. Длясовершения сделок с облигациями инвестору необходимо заключить договор содним из дилеров. Желая купить или продать облигации, инвестор поручает этупроцедуру своему дилеру. Следовательно, инвестор не имеет правасамостоятельного ведения операций на рынке облигаций. Это ограничениенесколько усложняет процесс реализации сделок, однако позволяетсосредоточивать спрос и предложение в одном месте, регулировать ценырыночными методами и таким образом обеспечивать высокую ликвидность рынкаоблигаций. Договор, заключаемый между дилером и инвестором, определяет порядокисполнения поручений инвестора, устанавливает систему оплаты услуг и др.Инвестор вправе иметь отношения одновременно с несколькими дилерами. Приобретение облигаций осуществляется как на аукционе во времяразмещения очередного нового выпуска, так и на вторичном рынке, продажаоблигаций —только на вторичном рынке. Первичное размещение ОВГЗ происходит на аукционах, проводимых НБУпо поручению Министерства финансов. НБУ объявляет об очередном аукционе непозднее чем за семь дней до его проведения. Объявление содержит датуаукциона, объемвыпуска, номинальную стоимость облигаций, лимиты ихприобретения каждым дилером по неконкурентным заявкам (в % к объемузаявки), максимальную долю облигаций, разрешенную для приобретениянерезидентами (в % к объему выпуска). Выпуск облигаций происходит последовательно, одновременно сочередным погашением, что позволяет участникам рынка направлять средства отпогашения предыдущего выпуска на приобретение облигаций последующеговыпуска. Такой порядок дает возможность избежать встречных потоков платежейи резких колебаний объема денег, обращающихся на рынке. При погашении вдень аукциона одного из предыдущих выпусков проводится автоматическоесписание всех погашенных облигаций со счетов дилеров из Депозитария вТорговую систему, где дилером Центрального банка осуществляется их выкуп. После этого исходя из размеров средств, полученных в результатепогашения, а также зарезервированных дилерами в Расчетной системе дляаукциона, осуществляется подача заявок на приобретение облигаций новоговыпуска. Посредством заявок дилеры формулируют свои ценовые ожидания, т. е.ожидаемую доходность облигаций по сравнению с другими направлениямиинвестирования средств. Эмитент облигаций, т. е. Министерство финансов,также осуществляет проработку этой проблемы, поскольку совпадение ожиданийобеих сторон позволяет успешно реализовать весь объем очередного выпускаоблигаций. В день проведения аукциона обычно подаются две заявки: одна — свободная— на приобретение облигаций для всех клиентов дилера и другая — от именидилера и за его счет. Заявка может содержать неограниченное числоконкурентных предложений и одно неконкурентное. В конкурентных предложенияхуказываются количество и цена, по которой покупатели готовы приобретатьоблигации. Цена выражается в процентах к номиналу облигации с точностью досотых долей. В неконкурентном предложении указывается число облигаций,которое готовы приобрести инвесторы на аукционе по средневзвешенной цене. НБУ может устанавливать лимиты количества облигаций, указываемого внеконкурентных заявках. Зарезервированные дилерами в Торговой системесредства должны быть достаточными для полной оплаты облигаций по обоимвидам заявок и уплаты налога на операции с ценными бумагами, а такжекомиссионного вознаграждения Торговой системе. Каждый дилер, подавая заявки в Торговую систему, обязан соблюдатьследующую их приоритетность: - неконкурентные предложения инвесторов; - конкурентные предложения инвесторов в порядке убывания цены; - неконкурентное предложение дилера; - конкурентное предложение дилера в порядке убывания цены. Если зарезервированных дилером средств окажется недостаточно, часть егопредложений не будет принята Торговой системой. Торговая система после окончания сбора всех заявок формирует общуюведомость заявок, представляемую Министерству финансов. Минфин,руководствуясь интересами бюджета и целями денежной политики, а такжеисходя из объявленного объема эмиссии, определяет минимальную цену продажиоблигаций — цену отсечения, ниже которой заявки не удовлетворяются, исредневзвешенную цену аукциона. Цена отсечения отражает степень совпаденияценовых ожиданий сторон. После этого НБУ выдается поручение наудовлетворение заявок. Дилер Центрального банка вводит в Торговую систему заявку на продажувсего объема выпуска облигаций по цене отсечения, что приводит к заключениюсделок по предложениям всех дилеров, превышающим эту цену. Через Расчетнуюсистему осуществляются платежи по итогам дня, и аукцион заканчивается.Торговая система выдает в этот же день каждому дилеру выписки из реестрасделок. Дальнейшая купля-продажа выпущенных в обращение облигаций осуществляетсяна вторичном рынке посредством Торговой системы, роль которой выполняетУМВБ. Каждый дилер в торговом зале биржи имеет автоматизированное рабочееместо, с по мощью которого производятся подача заявок на покупку и продажуоблигаций, а также другие операции, установленные регламентом вторичногообращения. Регламент устанавливает также равноправное положение всехдилеров без исключения. Заявки, подаваемые дилерами, воспринимаются Торговой системой какпредложение купить или продать определенное количество облигаций поустановленной цене и могут быть сняты по команде дилера в любое время.Поступившие заявки сопоставляются с данными, полученными из Депозитария иРасчетной системы, о количестве облигаций и суммах средств,зарезервированных дилерами для совершения сделок. В случае покупкиоблигаций размер денежных средств, зарезервированных для этой цели дилеромна торговом субсчете, уменьшается на соответствующую сумму. При продажеоблигаций сокращается количество облигаций на торговом субсчете дилера.Если для удовлетворения заявки недостаточно зарезервированных денежныхсредств или облигаций, она к исполнению не принимается. Заявки удовлетворяются в случае совпадения ценовых условий встречныхпредложений. При выборе сторон сделки учитывается время подачи заявки, а ееобъем во внимание не принимается, поскольку Торговая система имеет праводробить в случае необходимости поступившие заявки. Заключение сделкификсируется автоматически без дополнительного подтверждения согласиясторонами. В завершение торгового дня подсчитываются взаимные обязательствадилеров по денежным средствам и облигациям, т. е. осуществляется клиринг.После этого формируются итоговые поручения Депозитарию и Расчетной системена соответствующие зачисления или списания по счетам дилеров. Погашение облигаций осуществляется НБУ по их номинальной стоимости вустановленные дни и время. НБУ на основании доверенностей дилеров переводитсо счетов «депо» на торговые субсчета в Депозитарии все облигации,подлежащие погашению, и выставляет от имени дилеров в Торговой системезаявки на их продажу по номинальной стоимости. Затем от своего имени НБУвыставляет заявку на приобретение всего объема погашаемых по номинальнойстоимости облигаций. В это время Торговая система функционирует в режимевторичных торгов. Средства, полученные от погашения облигаций, переводятся на торговыесубсчета дилеров в Расчетной системе и могут быть использованы в этот жеили другой день для приобретения на аукционе очередного выпуска облигаций.Не использованные средства переводятся по реквизитами в соответствии списьменными распоряжениями инвесторов. 2. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА УКРАИНЫ В Украине рынок долговых обязательств государства развивается с марта1995 г., сначала в форме рынка ОВГЗ, со временем, в соответствии спотребностями, разветвляясь в рынок внешних заимствований и муниципальныхзаймов. С того времени роль рынка ОВГЗ как средства финансированиябюджетного дефицита стремительно возрастает, что правда не означаетоднозначного успеха этого финансового инструмента на отечественномфинансовом рынке, ведь имеет место накопления долговых обязательствгосударства перед инвесторами-собственниками гособлигаций. Возрастание размеров задолженности по ОВГЗ происходило по тому жесценарию, что и во многих развивающихся странах, – а именно, как итогувеличение количества проведенных аукционов, объемов эмиссии и прибыльностиоблигаций. В условиях усиления долговой зависимости государства,инфляционных процессов, кризиса неплатежей и большой степени рискаправительство вынуждено за счет возрастания прибыльности стимулироватьразмещения ОВГЗ с небольшими сроками погашения среди юридических ифизических лиц. Проведение такой денежно-кредитной политики приводит кформированию отрицательной структуры внутреннего государственного долга, авысокая прибыльность государственных облигаций стимулирует потенциальныхинвесторов направлять средства не в производство, а в ОВГЗ дляфинансирования дефицита государственного бюджета. Еженедельно Министерство финансов привлекает на отечественномфинансовом рынке 50-60 млн грн. на 3-6 месяцев под 17-19% годовых. Такиеставки пока что вряд ли заинтересуют украинских граждан, но дляпредпринимателей они достаточно приемлемы. Сегодня банки привлекаютсредства юридических лиц на 3-6 месяцев всего под 18-21% годовых. Однакогосударственные облигации имеют ряд преимуществ по сравнению с банковскимидепозитами. 31 января 2001 года правительство утвердило постановление "О выпускеоблигаций внутренних государственных займов", и теперь Министерствофинансов еженедельно проводит аукционы по размещению краткосрочныхгосударственных облигаций (КГО) сроком погашения три-шесть месяцев и одингод. А с 20 марта начались продажи новых среднесрочных облигаций (СГО) насрок от одного до пяти лет. Общий объем внутреннего заимствования на этотгод ограничен государственным бюджетом 2,1 млрд. грн. В то же время НБУввел ежедневные двухсторонние котировки (на покупку и продажу) процентныхОВГЗ и настойчиво предлагает банкирам покупать эти облигации. Из своегопортфеля этих облигаций с погашением в 2002-2010 годах общим номинальнымобъемом 9560 млн грн. (Весь выпуск разделен на равные транши, которые будутпогашаться ежемесячно.) НБУ пока что предлагает самые краткосрочные бумагис погашением в 2002 году. Их доходность на текущий год установлена науровне 17% годовых, а в будущем будет равняться уровню инфляции плюс 3%.Проценты по ПОВГЗ выплачиваются в конце каждого месяца. Кроме того, нарынке обращаются конверсионные ОВГЗ (КОВГЗ) с погашением в 2001-2004 годахобщей номинальной стоимостью 680 млн грн. (Весь выпуск разделен на равныетранши, которые будут погашаться раз в полгода.) Ближайшие проценты по нимбудут выплачиваться в конце февраля по ставке 24-25%. Вообще же ониустанавливаются раз в полгода на уровне доходности трехмесячныхгосударственных облигаций или учетной ставки НБУ. Поэтому на период доавгуста текущего года доходность КОВГЗ будет составлять около 17-18%годовых. Наконец, на рынке есть еще ОВГЗ 2000 года, которые будутпогашаться в этом году, но их немного и жить им осталось недолго. На всякийслучай напомним, что старые ОВГЗ, как и новые КГО, это дисконтныеоблигации. Поэтому доходность их рассчитывается исключительно исходя изсоотношения цены покупки, номинала (100 грн для ОВГЗ и 1000 грн для КГО) исрока погашения (приложения 1,2). Начиная с 2000года бюджет, которым предусмотрены все выплаты пообслуживанию государственного долга, выполняется, а объем обязательствМинистерства финансов перед коммерческими банками по ранее выпущеннымгосударственным облигациям не превышает 500 млн грн. (Все остальныевнутренние долги правительства по государственным ценным бумагам - этодолги НБУ.) Следует также добавить, что правительство ни разу не нарушилосвоих обязательств по государственным ценным бумагам перед клиентами банков- юридическими и физическими лицами. Кроме т6го, на фоне последних событийс банком "Славянский" или вокруг банка "Украина" облигации Минфина выглядятболее, надежным инструментом, чем банковские депозиты. Дополнительнымипреимуществами по мировой практике, является большая ликвидность этогоинструмента (в отличие от депозита их можно продать), возможностьиспользовать их в качестве залога или для уплаты долгов государству и др.После плачевных событий 1998-1999 гг. банки перестали предлагать клиентамподобные услуги обслуживания на рынке гособлигаций. Однако, уже сейчаспонемногу этот рынок начинает возрождаться, а ставки комиссионных за этиуслуги - уменьшаться. Пока что все банкиры утверждают, что наиболеепривлекательны на рынке - КГО: у них и срок самый короткий, и доходностьсамая высокая. Что касается физических лиц и мелких предпринимателей, им лучше ждатьоблигаций сберегательного займа, доходность которых прогнозируется выше,чем у нынешних государственных ценных бумаг. (Заметим, что в принципеникаких ограничений на покупку облигаций физическими лицами не существует.)По имеющейся информации, сейчас Минфин ищет кандидатуру советника поразмещению этих бумаг. Пока что любопытный инструмент предложил акционерныйкоммерческий банк "Надра". Он начал продажу сертификатов прав владенияоблигациями государственного внешнего займа Украины 1995 года, или такназываемыми "газпромовками". Суть схемы, по словам представителей банка,проста: банк зарезервировал 280 облигаций из своего портфеля и можетвыпустить на них сертификаты владения с погашением в 2004-2007 годах иежеквартальными выплатами из расчета 8,5% годовых. Выплаты и стоимостьсертификата ($5 тыс.) соответствуют доходности и номиналу самих"газпромовок". Напомним, что эти бумаги правительство выпустило в 1995 годув счет оформления задолженности Украины за газ перед РАО "Газпром" на общуюноминальную стоимость $1,4 млрд. После реструктуризации в 2000 году долг поним сократился до $179 млн. Но у этой схемы есть один минус - это статус"сертификата владения", так как имя нового владельца непосредственно невключается в реестр владельцев "газпромовок", который ведет российский"Национальный резервный банк", обеспечивающий дополнительные гарантии. Чтокасается выгоды самого банка, то он, кроме живых денег, получает еще ипремию за доходность. Также известно, что в свое время "газпромовки"продавались на рынке по ставкам около 20% годовых и даже выше1.2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА НА УКРАИНЕ Начиная с 1996 года осуществляется слишком форсированное развитиеукраинского рынка ОВГЗ. Увеличиваются объемы займов и соответственногосударственный долг, провоцируется картина искусственного сдерживанияинфляции и стабилизаци курса гривны. Очень быстро рынок ОВГЗ перерастаетвозможности слабосилой отечественной экономики, появляются нерезиденты, какосновные заемщики капитала, которые в скором времени начинаютконтролировать ситуацию. При относительном обездвижении рынка корпоративныхбумаг, рынок ОВГЗ становится по многим позициям доминирующим. Одновременнобюджет перегружается старыми и новыми долговыми обязательствами, повышаетсястоимость заемных средств – а это уже угрожающий сигнал относительноликвидности облигаций. Наряду с раскручиванием финансового маховика процентных выплат,Национальный банк вынужден принимать непосредственное участие вфинансировании дефицита бюджета путем выкупа ОВГЗ(так как прямоефинансирование правительства запрещено ст.53 Закона Украины « ОНациональном банке Украины»), то есть имеет место скрытая эмиссия денег.Если принять во внимание вдвое большую доходность ОВГЗ на вторичном рынке(50-60% по сравнению с около 30% при первичном размещении), становитсяпонятной, почему при таких условиях главным покупателем на первичном рынкесегодня выступает НБУ. Долг по ОВГЗ характеризуетсся как очень дорогой, очень короткий инеравномерно распределенный по срокам погашения. Правительство, какэмитент, стало заложником ситуации, когда преобладающая часть новыхзаимствований направляется на погашение предшествующих выпусков облигаций –то есть сооружается финансовая пирамида. Например, государственный долг вчасти ОВГЗ по информации Минфина на 01.10.1998 г. составлял 11,1 млрд. грн. (НБУ приводит цифры 13,3 млрд. грн. ), а внешний долг достигал $10,9 млрд.из его общей суммы в $14,9 млрд. И хотя Украина считается государством снебольшой задолженностью, эта задолженность сформировалась на протяжениилишь последних семи лет. Построенная облигационная пирамида имеет для Украины существенныеотрицательные последствия. Во-первых, рынок ОВГЗ формировался каксамодостаточный, и кредитная система отделилась от производства. ДоходностьОВГЗ значительно превысила доходность производственных вложений, что вообщене типично и не отвечает практике финансового менеджмента. Государственныеоблигационеры имели в 1996 году 443 млн. грн. дохода, в 1997 – 929 млн.грн., за три квартала 1998 г. – 1495 млн. грн. Банки получили от такихопераций 1,3 млрд. грн. прибыли.[1] Во-вторых, сомнительнаябезальтернативность вложений в ОВГЗ лишила предприятия и организациизаинтересованности в развитии фондовых инструментов. Из-за пирамиды ОВГЗтрансформация инвестиционных ресурсов участников финансового рынка в фондыпотребления - затраты в социальной сфере, зарплаты, пенсии- финансируетсяза счет розбухающих ссудных схем. В-третьих, реальным фактом являетсяугроза финансовой стабильности и экономической безопасности государствавследствие превосходящего представительства на рынке ОВГЗ нерезидентов. Наначало 1997 г. около 30% всех ОВГЗ, которые находились в обращении нарынке, приходилось на долю нерезидентов. За пять месяцев 1997 года их частьвыросла на 17%.[2] События 1998 г. а в Росси свидетельствуют о возможностиразвития финансового кризиса в связи с быстрым выходом нерезидентов изнационального рынка. В условиях, когда нерезиденты допущены к участию нарынке ОВГЗ, государство может контролировать структуру рынка с цельюпредусмотрения действий нерезидентов, не считаясь с тем, что возможностигосударственного регулирования из-за чрезмерной зависимости от внешнихфакторов довольно ограниченны. Безусловно, государственные заимствования недолжны использоваться для решения текущих проблем – может быть пересмотреношибочный взгляд на фондовый рынок, как таковой, где викачиваютсямаксимально возможные суммы (то же наблюдаем и в государственной налоговойполитике). За годы существования ОВГЗ в украинском бюджетном пространстве они сталиуниверсальным инструментом для решения текущих финансовых проблемправительства. Через долговой рынок Министерство финансов получиловозможность привлекать критически необходимые ему десятки и даже сотнимиллионов гривен в сравнительно небольшие сроки (одну-две недели). Вместе стем, перенесение долговых выплат по облигациям на год вперед значительноснизило доверие к украинскому рынку облигаций и Правительству, как гарантувозвращения средств. Только за первое полугодие 1998 года из финансовогорынка Украины было изъято 1,5 млрд. долл. Да и отечественные покупателиоблигаций, что-то не спешат обменять свои гривны на ОВГЗ. Остается лишьнадеяться, что относительно честный способ государства набирать взаймысредства снова станет для инвестора возможностью заработать деньги, ипирамида ОВГЗ будет построена по рыночным правилам. В насоящее время Украина является чуть ли не единственным государством вмире, которое осуществляет финансирование дефицита бюджета исключительно засчет средств иностранных инвесторов. Такая ситуация является ненормальной,тем более что главная роль в развитии рынка государственного долгапринадлежит именно государству. Очевидно, что отсутствие более-менее развитого рынка государственногодолга будет создавать проблемы и для развития негосударственных пенсионныхфондов, которые традиционно придерживаются стратегии консервативногоинвестирования. А это, в свою очередь, может повлиять на темпы и результатыпенсионной реформы. Государство обязано как можно быстрее разработать программу формированияи развития рынка своего долга, как составной части фондового рынка. Главноевнимание нужно сосредоточить на разработке различных финансовыхинструментов этого долга, ориентированных на различные классы инвесторов.При этом необходимо перенести акценты на выпуск облигаций для населения иодновременно осуществлять информационную компанию, целью которой будетповышение доверия населения к таким ценным бумагам. Государство законодательно должно гарантировать неизменность условийвыпусков таких инструментов на весь срок их обращения. Известно, что каждыйслучай изменения этих условий резко ухудшает инвестиционнуюпривлекательность этого сегмента рынка. И, соответственно, уменьшаетвозможность привлечения инвесторов. Сейчас государственные органы стали уделять много внимания введению вобращение производных ценных бумаг. В Верховной Раде находятся несколькопроектов законов, которые дают определение производных ценных бумаг иустанавливают условия их обращения. Тратятся как время, так и ресурсы. Анализ же текущей ситуации указывает на то, что формальное введение нарынок опционов и фьючерсов рынку ничего не даст в плане расширенияколичества ликвидных инструментов, потому что обращение этих производныхбумаг жестко связано с ликвидностью базовых активов. В Украине нет ни рынкаликвидных ценных бумаг, практически нет ликвидного рынка биржевых товаров,таких как пшеница, нефть, газ, уголь и т.п. Все это свидетельствует о том,что условий для развития рынка производных ценных бумаг не будет до техпор, пока не заработают другие рынки, на которых будет устанавливатьсясправедливая рыночная цена на базовые активы. Поэтому приоритет в развитии финансовых инструментов должен бытьпредоставлен развитию инструментов государственного долга. В связи с чемМинистерство финансов разработало новую концепцию государственныхзаимствований. Суть новой политики министерства сводится к тому, чтобы наоснове анализа макроэкономической ситуации и фискальной политикипрогнозировать целесообразность выпуска облигаций. Минфин уже завершаетподготовку графика проведения аукционов по размещению облигаций, что должноспособствовать участникам рынка строить свою стратегию в отношении работы сгособлигациями. Однако банкиры заинтересованы еще и в открытости торгов. Ведь сейчасузнать, по какой доходности НБУ продает облигации на вторичном рынке,практически невозможно: единственная информация, предоставляемая широкойогласке — объем заключенных сделок, а на основе только этой информацииопределить движение рынка практически невозможно. Поэтому Министерствофинансов планирует организовать с участниками рынка систему информационнойсвязи. Тем не менее для возрождения рынка облигаций этого тоженедостаточно! Также правительство намерено сделать ставку на долгосрочные финансовыеинструменты и подключить к их покупке население. Но так как всего 3%выпускаемых облигаций сберегательного займа оставалось в руках гражданУкраины, у Минфина теоретически есть шанс расширить круг потенциальныхкредиторов. Вопрос в том, насколько население готово доверятьправительству. В России, например, только 1% от объема торгуемых бумагприходится на физические лица, а на облигации и того меньше. В то же время такая политика министерства сможет себя оправдать лишь вслучае гарантированной де-факто защиты от девальвации, то есть доходностьпо этим бумагам должна компенсировать понижение курса гривни. Но Минфиннамерен привлекать средства населения на длительные сроки и по минимальнойставке доходности. Ранее облигации сберзайма продавались населению, мягкоговоря, по скромной ставке доходности — 34% годовых на срок два года,поэтому и удалось привлечь всего 150 млн. грн. Причем коммерческие банки,участвовавшие в продаже облигаций физическими лицам, практически неполучили дохода от этих операций. Так что полагаться на население все-такинаивно, даже несмотря на то, что со своей стороны Министерство финансоввесьма аккуратно обслуживает выплаты по ОВГСЗ. В данной ситуации целесообразно попытаться организовать на рынкеинститут маркет-мейкеров. То есть министерство определяет кругуполномоченных банков, которые выкупают 20—25% облигаций на первичномаукционе и в дальнейшем реализуют их на вторичном рынке. При этом банкидолжны постоянно поддерживать котировки бумаг на определенном уровне. Такоепредложение достаточно привлекательно для банкиров, поскольку у нихпоявляется возможность приобретения облигаций на первичном рынке на болеевыгодных условиях — по ставке доходности на 5% выше, чем котируются ОВГЗ навторичном рынке. Правда, окончательно условия размещения облигаций еще неопределены. Однако и без того понятно, что срок погашения этих бумаг недолжен превышать одного года, тогда как министерство финансов снова-такизаинтересован в реализации более долгосрочных обязательств, поэтому безкомпромисса здесь не обойтись. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подытоживая мое исследование, я могу утверждать, что украинские ОВГЗ,несмотря на решающую роль государственных облигаций на американском иевропейском финансовых рынках, только на бумаге могут называться“универсальными и безрисковыми”, а их рынок в Украине еще слабый инесамостоятельный. Несамостоятельный он потому, что государство, заботясь особственном бюджете, фактически дискредитирует доверие к нему инвесторов, анерыночные ставки доходности первичного рынка окончательно отпугиваютпотенциальных инвесторов. Итак, облигации внутреннего государственного займа хотя и играютважную роль в экономике Украины и выполняют много экономических функций, ноеще далеки от тех ценных бумаг, которые эмитируют правительства развитыхстран. Первичный рынок ОВГЗ пока что страдает от чрезмернойурегулированности, в то время как объемы купли-продажи государственныхоблигаций на вторичном оставляют желать лучшего. Государственные облигации, как мощный инструмент долговогофинансирования, еще не в полную меру стали неотъемлемой частьюинвестиционного поля Украины. Имея привлекательные для многих инвесторовхарактеристики они вызывают определенный интерес, который правда отнюдь невозрастает. Не считаясь с заявления Министерства финансов о том, чтогосударство собирается повысить привлекательность размещения средств вОВГЗ, инвесторы, как иностранные, так и отечественные, не очень емудоверяют. Для этого существуют свои причины. Во-первых, если Минфин будет повышать доходность при первичномразмещении ОВГЗ, это станет значительным бременем для бюджета как текущего,так и следующих лет, из-за необходимости погашения высокодоходныхоблигаций. Кроме того, обслуживание внутреннего долга происходит вместе свнешним, который тоже имеет тенденцию к возрастанию. Во-вторых, конверсии ОВГЗ, осуществленные как в минувших годах, неприбавляют инвесторам оптимизма. Примеров такой ситуации великое множество,взять хотя бы ситуацию в конце 1998г. в России с реструктуризациейгосударственных казначейских обязательств. Весь долг собственникам такихобязательств выплачивается в рублях, при этом 10% суммы кредиторы получаютденежной наличностью, 20% обменивают на новые бездоходные бумаги, 70%заменяют на облигации с определенной датой погашения. Еще одной из причин, которая отрицательно сказывается на рынкегосударственных облигаций, является значительный риск девальвации гривны,которая заставляет инвесторов вкладывать средства в валюты других стран, вчастности в американский доллар. Поскольку большинство государственныхоблигаций продается и погашается за гривны, ожидаемый реальный доход отвложения средств в ОВГЗ часто слишком низкий, а иногда вообще можетоказаться отрицательным. Конечно, государство должно прилагать усилия в реанимации украинскогорынка ОВГЗ и достижении максимально возможных объемов торгов на нем, какальтернативе иностранным займам у международных финансовых учреждениях. Напервых этапах, целесообразно расширить функции ОВГЗ, в частности разрешитьоблигационерам-резидентам рассчитываться суммами ОВГЗ как налоговымиплатежами в рамках действующего законодательства. Это увеличитпривлекательность владения облигациями государства, а значит будетстимулировать рост объемов торговли ними. Примеров применения такогоподхода есть много. В частности, известный аргентинский план “Вопех”, вкотором для нейтрализации кризиса была предусмотренная эмиссия в 1991году10-годовых облигаций, номинированных в долларах США под 30% годовых,которые принималось как налоговые платежи. Как уже говорилось в работе, непоправимый вред украинскому рынку ОВГЗнанесли несколько конверсий. Как один




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рынок овгз и роль нбу iconРынок государственных ценных бумаг и роль нбу
Поэтому понимание механизма работы рынка овгз (а именно этот вид государственных ценных бумаг получил наибольшее распространение...
Рынок овгз и роль нбу icon1. Стратегия инвестиционной деятельности на Украине
Большие кредитные ресурсы банков оттягиваются также на рынок облигаций внутреннего государственного займа (овгз), где проценты более...
Рынок овгз и роль нбу iconРоль нбу на ринку цінних паперів

Рынок овгз и роль нбу iconРынок это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; семьи; фирмы; посредники, приобретающие товары для последующей продажи
Рынок подразделяется на: рынок продовольственных и промышленных товаров, рынок услуг, рынок жилой площади, рынок средств производства,...
Рынок овгз и роль нбу iconФинансы и кредит Время выполнения теста: 80 минут Количество заданий: 34
Финансовый рынок, сущность и функции; кредитный рынок, страховой рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Международная финансовая...
Рынок овгз и роль нбу icon10 Електронна пошта нбу — загальна характеристика
України розпочалося з моменту створення та впровадження сеп. Одним з основних засобів сеп є електронна пошта нбу
Рынок овгз и роль нбу iconФондовый рынок, сущность, противоречия, перспективы будущего, тенденция. Содержание
Фондовый рынок организованный рынок торговли ценными бумагами. В составе рынка ценных бумаг (далее рцб) выделяют денежный рынок и...
Рынок овгз и роль нбу iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах»
«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах»
Рынок овгз и роль нбу iconРоль грошово-кредитної політики нбу в стабілізації кредитного ринку
Така політика хоч І мала певний позитивний вплив на стабілізацію кризових явищ, за своєю суттю суперечила об'єктивним економічним...
Рынок овгз и роль нбу icon“Роль нбу на ринку
Перехід України від централізованої планової економіки до принципіально нової ринкової, що регулюється державою, потребує створення...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы