Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики



НазваниеМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Дата конвертации31.07.2012
Размер270.26 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет права


Программа дисциплины


Юридическая психология

для специальности 030501.65 - Юриспруденция подготовки специалиста

Автор Самовичев Е.Г. д.ю.н., профессор

Федотов А.В. ст. преподаватель

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


»Право» уголовного права

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ Жалинский А.Э.

«_____» __________________ 2007 г. «_24_»_апреля_ 2007 г


Утверждена УС факультета

права

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2007 г.


Москва 2007

I. Пояснительная записка


Авторы программы: профессор кафедры уголовного права факультета права ГУ-ВШЭ, доктор юридических наук, профессор Е.Г. Самовичев, старший преподаватель кафедры уголовного права факультета права ГУ-ВШЭ А.В. Федотов


Аннотация:

Учебный курс "Юридическая психология" входит в число общепрофессиональных юридических дисциплин и изучается в течение 7 или 8 учебного семестра при подготовке бакалавра или специалиста. При получении второго высшего образования данный курс изучается на 2-м или 3-м году обучения.

Настоящая программа рассчитана на преподавание курса студентам дневного отделения факультета права ГУ-ВШЭ, получающих квалификацию ''специалист" в течение 5 лет обучения. Она предусматривает проведение как лекционных, так и семинарских занятий. На семинарских занятиях обсуждаются наиболее сложные вопросы курса. Самостоятельная работа студента предполагает изучение рекомендованной литературы.


Основными задачами преподавания в ГУ-ВШЭ настоящего учебного курса являются:

* систематизированное овладение студентами современной проблематикой юридической психологии как теоретической и прикладной научной дисциплины;

* формирование навыков самостоятельного анализа, оценки и учета психологических феноменов в правотворческой и правоприменительной деятельности.

В результате изучения курса студент должен:

1) усвоить систему понятий и представлений юридической психологии и их практическое применение в различных сферах правотворческой и правоприменительной деятельности;

2) овладеть совокупностью методических приемов использования психологических знаний в решении практических задач.


На факультете права ГУ-ВШЭ студентам 2-ого курса (дневное отделение специалитета) преподаются основы общей психологии.
В связи с этим в качестве дополнительной в настоящей программе рекомендуется только литература по юридической психологии, но не по общей и не по социальной психологии. В случае если студент заинтересован в дополнительном изучении литературы по общей и (или) социальной психологии, то соответствующая литература ему будет рекомендована преподавателем на консультации.


Формы контроля.

1) Текущий контроль осуществляется путем проверки преподавателем эссе, написанных студентами.

2) Итоговый контроль осуществляется при проведении зачета.

Итоговая оценка складывается:

1) из оценки за эссе (предусмотрено написание только одного эссе)

- 20% в случае, если эссе оценивается преподавателем без защиты,

- 50% в случае, если эссе защищается студентом перед преподавателем.

Основания, при которых эссе назначается к защите:

(а) пропуск части семинарских занятий, если на других семинарских занятиях студент был, но не отвечал либо отвечал недостаточно хорошо (либо неудовлетворительно);

(б) у преподавателя имеются сомнения в том, что эссе написано студентом самостоятельно;

2) из оценки, полученной на зачете:

- 80% в случае, если эссе было оценено преподавателем без защиты;

- 50% в случае, если эссе было оценено преподавателем по результатам защиты.


II. Программа по юридической психологии


Государственный стандарт по юридической психологии - 108 учебных часов, из них 54 аудиторных.

Основной вариант (№ 1 в тематическом плане): лекционный курс - 30 часов и 24 часа - семинарские занятия.

Возможны иные варианты:

№ 2) лекционный курс составляет 28 часов и 26 часов - семинарские занятия;

№ 3) лекционный курс составляет 24 часа и 20 часов - семинарские занятия

Эти варианты отдельно оговариваются в тематическом плане учебной дисциплины (расчеты часов приводятся через косую черту).


Общий тематический план учебной дисциплины




п/п

Название раздела (темы внутри раздела)

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

Работа

Лекции

Семинары, практич.
Занятия

1.

Методологические основы юридической психологии

18

6/6/4

4/4/2

8/8/12

2.

Правовая психология


18

6/4/2

4/4/2

8/10/14

3.


3.1.

Криминалистическая психология

Психология преступного поведения и преступной деятельности.

18

4/4/4

4/4/2

10/10/12

3.2.

Психология преступности в сфере экономической деятельности.

10

2/2/2

2/2/2

6/6/6

3.3.

Психология коррупционного поведения

8

2/2/2

2/2/2

4/4/4

4.

Судебная психология


26

8/8/8

8/10/8

10/8/10

5.

Пенитенциарная психология

10

2/2/2

2/2/2

6/6/6




Итого:

108

30/28/24

24/26/20

54/54/64


Развернутый тематический план учебной дисциплины




п/п

Название раздела (темы внутри раздела)

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

Работа

Лекции

Семинары, практич.
Занятия

1

Методологические основы юридической психологии

1.1. Предмет юридической психологии. Структура юридической психологии. Задачи и актуальные проблемы юридической психологии.

1.2. Общие для всех отраслей психологии методы, используемые в юридической психологии.

1.3. Специальные психологические методы, используемые в правоприменительной практике.

18

6/6/4

4/4/2

8/8/12

2

Правовая психология


2.1. Психологическое содержание нормативно-правовых предписаний, их место и роль в механизме регуляции поведения. Соотношение формальных и неформальных норм как регуляторов поведения. Психологическое содержание юридической ответственности.

2.2. Основные факторы и условия правовой социализации личности в онтогенезе. Характер и значение ранних внутрисемейных отношений и отношений со значимыми другими. Роль первых социальных групп, школьных коллективов, неформальных групп сверстников. Влияние культуры и псевдокультуры, СМИ.

2.3. Механизмы психологической адаптации личности к требованиям окружения. Связь процессов правовой социализации с процессами формирования механизмов психологической защиты личности. Ценностно-нормативная подсистема личности в регуляции ее поведения как субъекта права.

18

6/4/2

4/4/2

8/10/14

3.


3.1.

Криминалистическая психология

Психология преступного поведения и преступной деятельности.

3.1.1. Психологическая структура преступного деяния. Мотив, цель и результат в преступном поведении. Роль конкретной ситуации. Уровни осознания деяния и управления им (субъектности). Понятие преступной деятельности и ее форм - индивидуальной, групповой и организованной. Особенности формирования, структурирования и функционирования преступных групп.

3.1.2. Механизмы и формы криминализации личности. Соотношение субъективных предпосылок и объективных факторов. Особенности личности лиц, совершивших преступления, и их психологические типологии. Механизмы виктимизации, психология жертвы и виктимного поведения.



18



4/4/4



4/4/2



10/10/12

3.2.

Психология преступности в сфере экономической деятельности.

10

2/2/2

2/2/2

6/6/6

3.3.

Психология коррупционного поведения

8

2/2/2

2/2/2

4/4/4

4

Судебная психология

4.1. Психологическое содержание следственной деятельности.

4.2. Психология оперативно-розыскной деятельности.

4.3. Психология судебного разбирательства.

4.4. Судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

26

8/8/8

8/10/8

10/8/10

5

Пенитенциарная психология

10

2/2/2

2/2/2

6/6/6




Итого:

108

30/28/24

24/26/20

54/54/64



Содержание лекционного курса


(Примечание: в лекционном курсе выделены РАЗДЕЛЫ. Они либо делятся, либо не делятся на отдельные ТЕМЫ. Разделы либо темы внутри разделов включают в себя ЛЕКЦИИ. Нумерация лекций сквозная. Содержание лекционного курса приводится исходя из варианта расчета часов № 1. В случае, если в учебном плане реализованы вариант № 2 или № 3, лекции объединяются в соответствии с общим тематическим планом лекций).


Раздел 1. Методологические основы юридической психологии

Предмет, задачи и методы юридической психологии, ее связь со смежными науками; основные этапы истории, современное состояние и структура юридической психологии.


Лекция № 1. Предмет юридической психологии. Структура юридической психологии. Задачи и актуальные проблемы юридической психологии. Формирование и развитие юридической психологии в XIX и XX веках. Современное состояние и прикладное значение исследований в области юридической психологии.


Лекция № 2. Методы юридической психологии. Общие для всех отраслей психологии методы, используемые в юридической психологии: наблюдение, самонаблюдение (интроспекция), беседа, интервью, анкетирование, правовой эксперимент, биографический метод, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов деятельности; психодиагностические методики: тесты (индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные); опросники (личностные и опросники-анкеты); проективные техники.


Лекция № 3. Методы юридической психологии. Специальные психологические методы, используемые в правоприменительной практике: метод опроса с использованием полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности; метод гипнорепродукции в оперативно-розыскной деятельности; метод построения психологического портрета предполагаемого преступника; психолингвистический анализ; методы выявления лжи, самооговора, инсценировок.


Раздел 2. Правовая психология.

Правосознание как социально- и индивидуально-психологическое явление. Соотношение социально- и индивидуально-психологических факторов (причин и условий) в детерминации отклоняющегося противоправного и преступного поведения. Ценностно-нормативная подсистема личности и ее значение в регуляции поведения.


Лекция № 4. Психологическое содержание нормативно-правовых предписаний, их место и роль в механизме регуляции поведения.

Уровни индивидуального усвоения нормативно-правовых предписаний. Соотношение формальных и неформальных норм как регуляторов поведения. Психологическое содержание юридической ответственности. Психологическое содержание совести, переживаний стыда, страха, вины как основных регуляторов правопослушного поведения. Значение социальной девальвации психологических регуляторов в детерминации противоправного поведения. Оценка криминогенной и антикриминогенной роли информационного и психотехнологического манипулирования общественным и индивидуальным сознанием.


Лекция № 5. Основные факторы и условия правовой социализации личности в онтогенезе. Характер и значение ранних внутрисемейных отношений и отношений со значимыми другими. Роль первых социальных групп, школьных коллективов, неформальных групп сверстников. Влияние культуры и псевдокультуры, СМИ.


Лекция № 6. Механизмы психологической адаптации личности к требованиям окружения. Связь процессов правовой социализации с процессами формирования механизмов психологической защиты личности. Ценностно-нормативная подсистема личности в регуляции ее поведения как субъекта права.


Раздел 3. Криминалистическая психология.


Тема № 3.1. Психология преступного поведения и преступной деятельности.


Лекция № 7. Психологическая структура преступного деяния. Мотив, цель и результат в преступном поведении. Роль конкретной ситуации. Уровни осознания деяния и управления им (субъектности). Понятие преступной деятельности и ее форм - индивидуальной, групповой и организованной. Особенности формирования, структурирования и функционирования преступных групп.


Лекция № 8. Механизмы и формы криминализации личности. Соотношение субъективных предпосылок и объективных факторов. Особенности личности лиц, совершивших преступления, и их психологические типологии. Механизмы виктимизации, психология жертвы и виктимного поведения.


Тема 3.2. Психология преступности в сфере экономической деятельности.


Лекция № 9. Психология незаконного предпринимательства. Психология монополизма. Психология незаконного присвоения исключительных прав. Психология незаконного оборота коммерческой информации. Психология уклонения от обязательных платежей.


Тема 3.3. Психология коррупционного поведения.


Лекция № 10. Специфические особенности ценностно-нормативной системы лиц, наиболее подверженных бюрократическим и корыстным психологическим деформациям личности, в процессе осуществления правотворческой, правоприменительной и правоисполнительной деятельности, а также в процессе принятия управленческих решений в хозяйствующих субъектах. Возможности и способы предотвращения таких деформаций.


Раздел 4. Судебная психология.


Лекция № 11. Психологическое содержание следственной деятельности. Профессионально значимые индивидуально-психологические качества следователя. Психологические особенности подготовки и проведения отдельных следственных действий: реконструкции события преступления; осмотра места происшествия; допроса; очной ставки; опознания; обыска; следственного эксперимента. Психологические аспекты расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Понятие и приемы правомерного психического воздействия.


Лекция № 12. Психология оперативно-розыскной деятельности. Психологическое содержание ОРД как формы негласного добывания, проверки, анализа и использования информации. Использование психологических знаний в раскрытии преступлений. Особенности установления негласного сотрудничества с гражданами.


Лекция № 13. Психология судебного разбирательства. Психологическое содержание судебного процесса. Состязательность сторон и их влияние на формирование убеждения и принятие решения судом.

Психологические деформации личности, связанные с деятельностью субъектов уголовного судопроизводства и их предотвращение.


Лекция № 14. Судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Понятие, цели и задачи, основания назначения и виды судебно-психологических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз в уголовном процессе. Особенности судебно-психологических экспертиз эмоциональных состояний, потерпевших, несовершеннолетних. Иные виды судебно-психологических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз в уголовном процессе. Виды судебно-психологических экспертиз в гражданском процессе.


Раздел 5. Пенитенциарная психология


Лекция № 15. Психология кары. Соотношение карательного и воспитательного воздействия в различных видах наказания. Психология наказания в виде лишения свободы. Субкультура среды осужденных. Психические состояния осужденных и личностный смысл различных видов реализации уголовной ответственности. Особенности адаптации к условиям отбывания наказания в виде лишения свободы. Психологическое содержание проблемы исправления и ресоциализации осужденных; социально - психологические явления в местах лишения свободы.


Соотношение лекций и семинарских занятий.


Раздел 1: три лекции и два семинарских занятия.

Раздел 2: три лекции и два семинарских занятия.

Раздел 3: четыре лекции и четыре семинарских занятия.

Раздел 4: четыре лекции и три семинарских занятия.

Раздел 5: одна лекция и одно семинарское занятие.


Вопросы семинарских занятий.


Занятие № 1 (по темам лекций № 1 и № 2).

1. Предмет и система юридической психологии. Взаимная связь юридической психологии с юридическими и психологическими науками.

2. Общие для всех отраслей психологии методы, используемые в юридической психологии.

Занятие № 2 (по темам лекции № 3).

Специальные психологические методы, используемые в правоприменительной практике.

Занятие № 3 (по темам лекций № 4 и № 5).

Правовая социализация личности и ее возможные дефекты, их влияние на противоправное поведение.

Занятие № 4 (по темам лекции № 6).

Механизмы психологической адаптации личности к требованиям окружения. Связь процессов правовой социализации с процессами формирования механизмов психологической защиты личности. Ценностно-нормативная подсистема личности в регуляции ее поведения как субъекта права.

Занятие № 5 (по темам лекции № 7).

Психологическая структура преступного деяния. Мотив, цель и результат в преступном поведении. Роль конкретной ситуации. Уровни осознания деяния и управления им (субъектности). Понятие преступной деятельности и ее форм - индивидуальной, групповой и организованной. Особенности формирования, структурирования и функционирования преступных групп.

Занятие № 6 (по темам лекции № 8).

Механизмы и формы криминализации личности. Соотношение субъективных предпосылок и объективных факторов. Особенности личности лиц, совершивших преступления, и их психологические типологии. Механизмы виктимизации, психология жертвы и виктимного поведения.

Занятие № 7 (по темам лекции № 9).

Психология незаконного предпринимательства. Психология монополизма. Психология незаконного присвоения исключительных прав. Психология незаконного оборота коммерческой информации. Психология уклонения от обязательных платежей.

Занятие № 8 (по темам лекции № 10).

Специфические особенности ценностно-нормативной системы лиц, наиболее подверженных бюрократическим и корыстным психологическим деформациям личности, в процессе осуществления правотворческой, правоприменительной и правоисполнительной деятельности, а также в процессе принятия управленческих решений в хозяйствующих субъектах. Возможности и способы предотвращения таких деформаций.

Занятие № 9 (по теме лекции № 11).

Психологическое содержание следственной деятельности. Профессионально значимые индивидуально-психологические качества следователя. Психологические особенности подготовки и проведения отдельных следственных действий: реконструкции события преступления; осмотра места происшествия; допроса; очной ставки; опознания; обыска; следственного эксперимента. Психологические аспекты расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Понятие и приемы правомерного психического воздействия.

Занятие № 10 (по теме лекций № 12 и № 13).

1. Психология оперативно-розыскной деятельности. Психологическое содержание ОРД как формы негласного добывания, проверки, анализа и использования информации. Использование психологических знаний в раскрытии преступлений. Особенности установления негласного сотрудничества с гражданами.

2. Психология судебного разбирательства. Психологическое содержание судебного процесса. Состязательность сторон и их влияние на формирование убеждения и принятие решения судом.

Занятие № 11 (по теме лекции № 14).

Судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Занятие № 12 (по теме лекции № 15).

Психология кары. Соотношение карательного и воспитательного воздействия в различных видах наказания. Психология наказания в виде лишения свободы. Субкультура среды осужденных. Психические состояния осужденных и личностный смысл различных видов реализации уголовной ответственности. Особенности адаптации к условиям отбывания наказания в виде лишения свободы. Психологическое содержание проблемы исправления и ресоциализации осужденных; социально - психологические явления в местах лишения свободы.


Примерная тематика эссе.


1. Система юридической психологии.

2. Методы юридической психологии.

3. Методы психологической диагностики.

4. Психология лжи.

5. Разоблачение и предотвращение лжи и утаивания информации в процессе общения.

6. Психология и психопатология агрессивного поведения.

7. Дефекты правовой социализации.

8. Психологические предпосылки эффективности правовых норм.

9. Психология преступного поведения.

10. Психологические типы преступников.

11. Психологические особенности (черты) личности преступника.

12. Психологические предпосылки преступного поведения.

13. Мотивация преступного поведения.

14. Психология преступных групп.

15. Психология преступности несовершеннолетних.

16. Мотивация насильственных преступлений.

17. Мотивация насильственных преступлений, совершаемых в местах лишения свободы.

18. Мотивация корыстных преступлений.

19. Мотивация компьютерных преступлений.

20. Мотивация должностных преступлений и коррупционного поведения.

21. Психолого-юридические проблемы эвтаназии.

22. Психолого-юридические проблемы похищения и незаконного лишения свободы должников, как средство принуждения их к исполнению долговых обязательств.

23. Психология осужденного.

24. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.

25. Психологические аспекты действия неформальных социальных норм в среде осужденных.

26. Конкуренция положительного и отрицательного социального влияния на осужденных в условиях лишения свободы.

27. Социальная и психологическая адаптация лиц, отбывших наказание в виде длительного срока лишения свободы.

28. Психологическая характеристика следственной деятельности.

29. Психология оперативно-розыскной деятельности.

30. Психология следователя. Профессиональные качества следователя.

31. Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.

32. Психология допроса свидетеля и потерпевшего.

33. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

34. Психология очной ставки.

35. Разоблачение на допросе и очной ставке лжи и утаивания информации.

36. Психология осмотра места происшествия.

37. Психология следственного эксперимента.

38. Психология реконструкции события преступления в процессе дополнительного осмотра места происшествия с участием лица, давшего показания о совершении им или на его глазах преступления.

39. Психология выемки.

40. Психология обыска.

41. Психология предъявления для опознания.

42. Психология освидетельствования.

43. Психология следственного эксперимента.

44. Использование психологических знаний в судебной экспертизе.

45. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза по определению меры возможности обвиняемых с психическим растройством, не исключающим вменяемости, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

46. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза и судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

47. Судебно-психологическая оценка состояния аффекта.

48. Комплексная судебная психолого - психиатрическая экспертиза и судебно - психологическая экспертиза индивидуально – психологических особенностей личности.

49. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

50. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза возможности несовершеннолетних обвиняемых с отставанием в психическом развитии в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

51. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза по определению беспомощного состояния.

52. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности личности.

53. Комплексная судебная психолого-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза способности давать показания.

54. Посмертная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния лица при подозрении на самоубийство или по его факту.

55. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза обвиняемых с психопатическими аномалиями личности.

56. Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза печатных изданий эротического и порнографического содержания.

57. Судебно-психологическое исследование фонограмм и видеозаписей для установления факта психического воздействия на допрашиваемого со стороны следователя или третьих лиц.

58. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза идентификации испытуемого как автора исследуемого текста и определения наличия в исследуемом тексте признаков необычного для автора текста психологического состояния.

59. Судебно-психологическая экспертиза в гражданских делах.

60. Судебно-психологическая экспертиза о признании недействительными сделок с пороками воли.

61. Судебно-психологическая экспертиза в делах, возникающих из договорных и внедоговорных обязательственных правоотношений.

62. Судебно-психологическая экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей.

63. Психологические особенности адвокатской деятельности.

64. Профессиональные качества адвоката.

65. Психология отношений между адвокатом и его клиентом.

66. Психология деятельности адвоката в суде.

67. Психология деятельности адвоката и прокурора в суде присяжных.

68. Психологические особенности судебной деятельности.

69. Профессиональные качества судьи.

70. Психология судебного допроса.

71. Психология вынесения приговора.

72. Психология вынесения решения по гражданскому или арбитражному делу.

73. Психологические аспекты преодоления правоприменителями пробелов в праве путем использования аналогии закона и аналогии права.

74. Психология правотворчества.

75. Психологические качества, обеспечивающие эффективность и результативность правотворческой деятельности избираемых и назначаемых членов представительных органов государства.


III. Литература


Раздел 1. Основная литература: учебники по юридической психологии.


1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1998. (Примечание: учебник имеется в достаточном количестве в библиотеке ГУ-ВШЭ. Студенты могут использовать и другие издания этого учебника: М. или Спб., 1997-2006 гг.). Имеется в библиотеке ГУ-ВШЭ.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М, 1997.

3. Еникеев М.И. Основы общей, социальной и юридической психологии. (Любое издание: М., 1999-2006).

4. Романов В.В. Юридическая психология. (Любое издание: М., 1997-2006 гг.).

5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М, 1998. Имеется в библиотеке ГУ-ВШЭ.

6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. (Любое издание: М., 1997-2006 гг.).


Раздел 2. Дополнительная литература по юридической психологии.


  1. Абдулаев М.И. и др. Тактика допроса обвиняемого в конфликтной ситуации. Баку, 1993.

  2. Алексеев А.М. Психологические особенности показаний очевидцев. М., 1972.

  3. Антонян Ю.М., М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. Психология преступника и расследования преступлений. М, 1996.

  4. Антонян Ю.М. Психология убийства. М, 1997.

  5. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992.

  6. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1993.

  7. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995.

  8. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

  9. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

  10. Баев О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж, 1995.

  11. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Донецк, 1998.

  12. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993.

  13. Белкин Р.С. Тактика допроса // Криминалистика. М., 1990.

  14. Богинский В.Е. Рефлексивное управление при допросе. Харьков, 1983.

  15. Бородулин А.И. Убийства по найму: криминалистическая характеристика. Методика расследования. М., 1997.

  16. Васильев В. Л. Психологические аспекты преступных формирований и расследования совершаемых ими преступлений. СПб., 1994.

  17. Внуков В., Брусиловский А. Психология и психопатология свидетельских показаний малолетних и несовершеннолетних. Харьков, 1929.

  18. Водолазский Б.Ф. Психологические особенности личности осужденного. Омск. 1982.

  19. Гаврилова Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях. М., 1983.

  20. Гапанович Н.Н. Опознание в следственной и судебной практике. Минск. 1978.

  21. Глазырин Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. Свердловск, 1973.

  22. Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.

  23. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психологические состояния человека, лишенного свободы. М, 1968.

  24. Гранат К. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. Волгоград, 1978.

  25. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976.

  26. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

  27. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология обыска и выемки. М., 1986.

  28. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология осмотра места происшествия. М., 1987.

  29. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. М., 1988.

  30. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.

  31. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса. М., 1994.

  32. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Калуга-Обнинск-Москва, 1997.

  33. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса. М., 1990.

  34. Ефимичев С.П. и др. Допрос. // Учебное пособие. Волгоград, 1978.

  35. Закатов А.А. Тактика допроса и очной ставки. // Криминалистика. Т. 2. Волгоград, 1994.

  36. Игошев К.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.

  37. Канторович Я.А. Психология свидетельских показаний. Харьков, 1925.

  38. Карменов М.М. Изучение следователем психологии обвиняемого. М., 1987.

  39. Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.

  40. Комарков В.С. Психологические основы очной ставки. Харьков, 1976.

  41. Косевский М. Агрессивные преступники. Варшава, 1979.

  42. Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза. Львов, 1987.

  43. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. М., 1971.

  44. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

  45. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. М., 1991.

  46. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

  47. Кудрявцев И. А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1999.

  48. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998.

  49. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации. М., 1992.

  50. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.

  51. Кудрявцев В.Н. Преступление и преступность. М., 1969.

  52. Липман О. Психология лжи. Харьков, 1926.

  53. Леонтьев А. А. и др. Речь в криминалистике и судебной психологии. М., 1977.

  54. Ложь и свидетельские показания. М., 1910.

  55. Лосев Д.М. Тактические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых с учетом их психологии. Саратов, 1982.

  56. Лысков Б. Д., Курбатова Т. Н. Основы юридической психологии. М., 1986.

  57. Мудьюгин Г.Н. Расследование убийств по делам, возбуждаемым в связи с исчезновением потерпевшего. М., 1967. (ДСП, гриф снят).

  58. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

  59. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. М., 2000.

  60. Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. М., 1997.

  61. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Том 1 и 2. М, 1998.

  62. Пирожков В.Ф. и др. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985.

  63. Порубов Н.И. Научные основы допроса. Минск, 1979.

  64. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1998.

  65. Ратинов А.Р. Методологические вопросы юридической психологии // Психологический журнал. 1983. № 4.

  66. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

  67. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1982.

  68. Ратинов А., Адамов Ю. Лжесвидетельство. М., 1976. (ранее - ДСП, в настоящее время гриф снят).

  69. Резниченко И.М. Основные проблемы психологии гражданского процесса. Владивосток, 1978.

  70. Резниченко И.М. Психологические вопросы подготовки и судебного разбирательства гражданских дел. Владивосток, 1983.

  71. Рогачевский Л.А. Эмоции и преступления. Л., 1984.

  72. Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры РФ. М., 1994.

  73. Руководство по расследованию убийств. Отв. ред. С.И. Гусев. М., 1977. (в момент выпуска – гриф «ДСП», в настоящее время гриф снят).

  74. Руководство для следователей. Под ред. Н.А. Селиванова и В.А. Снеткова. М., 1997.

  75. Самыгин Л. Д. Расследование преступлений как система деятельности. (Раздел 3). М., 1989.

  76. Сафин Н.Н. Допрос несовершеннолетнего. Казань, 1990.

  77. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1997.

  78. Сахнова Т.В. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. Красноярск, 1990.

  79. Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. М., 1997.

  80. Синягин Ю.В., Соловьев О.С. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании. М., 1993.

  81. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.

  82. Степанов А.А. Расследование убийств, совершенных на железных дорогах. М., 1987.

  83. Столяренко А. М. Проблемы и пути развития юридической психологии // Психологический журнал. 1988. № 5.

  84. Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983.

  85. Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. Саратов, 1984.

  86. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.

  87. Центров Е.Е. Тактика допроса // Криминалистика. М., 1995.

  88. Шахриманьян И.К. Психологические основы отдельных следственных действий. М., 1972.

  89. Шишков С.Н. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1996.

  90. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971.


ПРИЛОЖЕНИЕ:


СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:


Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания.

Понятие личности в психологии и правовой науке.

Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

Ощущение, восприятие.

Понятие и виды памяти.

Мышление.

Воображение и его виды.

Внимание.

Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.

Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения.

Психология преступного поведения (психология преступления.

Психология личности преступника.

Психология преступного поведения (психология преступной группы).

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

Психология личности юриста.

Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

Психология допроса.

Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

Психологические особенности судопроизводства.


Авторы программы:


профессор кафедры уголовного права факультета права ГУ-ВШЭ, доктор юридических наук, профессор Е.Г. Самовичев


старший преподаватель кафедры уголовного права факультета права ГУ-ВШЭ А.В. Федотов






Похожие:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики
Смирнов С. Н.                              Берзон Н. И.                                   
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Прикладной Политологии
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Председатель Ананьин О. И. Зав кафедрой
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Математические и статистические высшей математики методы в экономике на факультете экономики
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического Министерство развития и торговли образования Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет социологии
Дубин Борис Владимирович социолог, переводчик, ведущий научный сотрудник независимой службы вциом-аналитика
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Тактический маркетинг. Объекты маркетинга. Сегментация и позиционирование
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Председатель Е. Г. Драгалина-Черная Зав кафедрой Порус В. Н
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Председатель Е. Г. Драгалина-Черная Зав кафедрой Порус В. Н
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы