Министерство экономического Министерство icon

Министерство экономического Министерство



НазваниеМинистерство экономического Министерство
Дата конвертации31.07.2012
Размер201,43 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>

Министерство экономического Министерство


развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации




Государственный университет-

Высшая школа экономики


Факультет социологии


Программа дисциплины



«СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕОЛОГИИ»


для специальности 020300 – Социология подготовки специалиста


Автор: Абрамов Роман Николаевич, преподаватель кафедры анализа социальных институтов

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Социология» анализа социальных институтов


Председатель И.Ф. Девятко Зав. кафедрой И.Ф. Девятко


/_______________/ /_______________/


“___” _________ 2004 г. “ 01” октября 2004 г.


Утверждено УС факультета

социологии


Ученый секретарь Г.В. Иванченко


/_______________/

“___” ___________ 2004 г.


Москва 2004

Аннотация к курсу:


«Идеология – это опиум интеллектуалов».

Р. Арон

Курс «Социологический анализ идеологии» посвящен рассмотрению основных подходов к определению и интерпретации идеологии в социальных науках. Автор курса исходит из положения, что продуцирование и исследование идей об обществе составляет одну из ключевых теоретических и практических функций социальных наук. По сути, история идеологии в социологии отражает все сложные траектории эволюции общественной мысли в современную эпоху, а оригинальные концепции идеологии являются неотъемлемой частью ядра большинства исследовательских программ основных парадигм социологии. Поэтому предназначение данного курса заключается в эпистемологической экспликации идеологии как важного концепта социальной теории. Понимая комплексность и коннотативную нагруженность данного понятия, автор ограничивается рассмотрением идеологии в двух измерениях: первое – идеология как элемент понятийного аппарата социологических теорий и второе – идеологии как объект социологического анализа с использованием методов эмпирического исследования. Лекционное время преимущественно отводится на изучение базовых теоретических концепций идеологии, практические занятия посвящены социологическому анализу идеологий с использованием продвинутых технологий media. Принимая во внимание ограниченные рамки курса, автор не ставит перед собой и слушателями задачи детально обозреть все возможные интерпретации идеологии, а предлагает картографировать важнейшие теоретические маршруты, ведущие не только к знанию ключевых концептов социологии идеологии, но к обретению навыков практической аналитической работы с идеологическими конструктами.

Основными задачами курса являются:

  • Рассмотрение теоретической эволюции концепции идеологии в современной социальной теории и глубокое содержательное изучение ключевых концепций идеологии;

  • Обучение слушателей методам аналитической дистилляции политических, литературных, рекламных messages, включая продукцию современных mass-media с целью извлечения идеологического «осадка»;

  • Ознакомление с аналитическим инструментарием генерирования идеологически-насыщенных текстов с целью понимания механизмов порождения идеологий в коммуникативном пространстве.

В процессе обучения активно используются методы аудиосоциологии и визуальной социологии, когда иллюстративными материалами и предметами идеологического анализа выступают фрагменты кинофильмов, пропагандистские плакаты и тексты, рекламные постеры, литературные произведения, архитектурные сооружения, научные тексты и т.п. Интерактивный характер коммуникации в процессе преподавания курса позволяет продемонстрировать тотальность идеологий и их растворенность в различных видах дискурса.

Курс опирается на теоретический и методологический фундамент знаний, заложенный на предыдущих этапах образования. Курс логически связан с дисциплиной «Социология политики: мобилизационный подход». Кроме того, в процессе изучения курса, будут востребованы знания, полученные в рамках дисциплин «Современные социологические теории», «Модели объяснения и логика социологического исследования», «Методы социологического исследования», «История социологии».

Формы контроля: Итоговая оценка является результатом суммирования:

  1. оценок за обязательные эссе

  2. дополнительных баллов за активное участие в семинарах и подготовку докладов (по усмотрению преподавателя, ведущего семинары)

  3. оценки за ответ на итоговом зачете

Содержание курса

Тема 1. «Доклассический» этап истории идеологии.

Проект Просвещения и наука об идеях (Дестют де Траси). Идеологии – религии эпохи модерна. Формирование пространства публичного дискурса как питательной среды появления и распространения идеологий. Общественное мнение и гражданское общество. Пропагандистская продукция эпохи Великой Французской Революции. Контовская социология   форма идеологии?

Литература:

  1. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI-XIX веках. М.: НЛО, 2004, с. 119-132.

  2. Грей Дж. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003.

  3. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. М.: 1977, с.114-1761.

  4. Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.: ОГИ, 2003.

  5. Lemert Ch. The End of Ideology, Really//Sociological Theory, Vol.9, No.2 (Autumn 1991), pp.164-172.

  6. Schmidt J. What Enlightenment Project?//Political Theory, Vol.28, No 6 (Dec.,2000), pp.734-757.


Тема 2. Идеология как «ложное сознание»: классический марксистский анализ идеологии.

«Немецкая идеология» и реинтерпретация понятия К. Марксом: гегельянские корни маркистского анализа идеологии. Идеология как иллюзорная форма классовой борьбы. Ложное сознание и идеологическое господство. Идеология как символическое отражение интересов господствующего класса. «Манифест коммунистической партии»   продукт идеологического дискурса, «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»   образец идеологически-ориентированного анализа политической ситуации. Критика марксового понимания идеологии.

Литература:

  1. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Филиппа

  2. Маркс К. Немецкая идеология (любое издание)

  3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. (любое издание)

  4. Abercrombie N., Turner B. The Dominant Ideology Thesis// The British Journal of Sociology, Vol.29, No.2 (Jun. 1978), pp.149-170.

  5. Gouldner A. The Dialectic of Ideology and Technology: The Origins, Grammar and Future of Ideology. New York: Seabury, 1976.


Тема 3. Основания неомарксистского анализа идеологии: Д. Лукач и А. Грамши

Революции в Европе 1917-1921 гг. и активизация массовых движений. Remakes марксового подхода к идеологии: классовое сознание (Д. Лукач) и гегемония (А. Грамши). Идеология и классовое сознание. Партия как носитель классовой идеологии пролетариата. Идеология как инструмент классовой борьбы (Д. Лукач). Символическая гегемония и гражданское согласие (А. Грамши). Роль органической и традиционной интеллигенции в производстве идеологии (А. Грамши). Революционная практика и идеология как средство мобилизации классов.

Литература:

  1. Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч.1. Пер с ит. Политиздат, 1991.

  2. Дмитриев А.Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920-1930е гг.) СПб: Европ. Ун-т. М.: Летний сад, 2004, с.145-222.

  3. Лукач Г. История и классовое сознание. Исследования по марксисткой диалектике М.: Логос-Альтера, 2003, с.145-303.

  4. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991, с.173-347

  5. Уолцер М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. М.: Идея пресс, ДИК, 1999, 125-151.


Тема 4.Идеология, утопия и проект социологии знания

К. Манхейм: частичные и тотальные идеологии. Иторицистская реинтерпретация концепции идеологии как ложного сознания. Социология знания – возвращение к научному анализу идеологии. Идеология, традиция и утопия (Е. Шацкий).

Литература:

  1. Абрамов Р.Н. Менеджериальная идеология в России: теоретические истоки и перспективы//Новое и старое в теоретической социологии. М.: ИС РАН, 2003, с. 81-123.

  2. Манхейм К. Идеология и утопия//Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с.52-95.

  3. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990, с.15-194.


Тема 5. Буря и натиск критики общества Модерна как проекта Просвещения: Франкфуртская школа.

Франкфуртская школа: критика проекта Просвещения и потребительской идеологии зрелого капитализма (М. Хоркхаймер, Т. Адорно). Идеология как овеществленное сознание – инструментализация разума и господство технической рациональности. Критическая теория и идеологический анализ массовой культуры (В.Беньямин). Духовное манипулирование сознанием масс в эпоху массовой культуры. Критическое мышление как способ экспликации идеологии. Г. Маркузе и «новая левая». Техника и наука как идеология и неокритическая теория Ю. Хабермаса. Модернистский характер идеологии, эволюция буржуазного мышления и символическое оправдание политического действия.

Литература:

  1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения.

  2. Давыдов Ю. Н. Неомарксизм Франкфуртской школы// История теоретической социологии. Т.2. М.: КАНОН, 1998, с. 512-528.

  3. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1994.

  4. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев. 1995.

  5. Социальная философия Франкфуртской школы М.: Мысль, 1978, с.7-64, 168-181.

  6. Фромм Э. Иметь или быть. М.: 1988.

  7. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма//THESIS, Весна, 1993, с.123-137.

  8. Cook D. Adorno, ideology and ideology critique//Philosophy & Social Criticism, 2001. Vol.27,no1.pp.1-20

  9. Disco C. Critical Theory as Ideology of The New Class: Rereading Jurgen Habermas//Theory and Society, Vol.8., No.2 (Sep.1979), pp.159-214.

  10. Habermas J. Toward a Rational Society. Boston: Beacon, 1970.


Тема 6. Структурный марксизм: тотализация идеологической реальности

Психоаналитические и лингвистические корни структурного марксизма (Ж.Лакан и французские структуралисты). Л. Альтюссер: тотальный характер идеологии. Идеология как структура структур. Соотношение тотальности, практики и идеологии. Идеологические государственные аппараты: фабрики идеологии. Механизм интерпелляции и идеологическое структурирование субъектности. Альтюссеровское различение идеологии и науки. Соответствие типа идеологии определенному способу производства (Пауланцас и др.).

Литература:

  1. Poster M. Althusser on History without Man//Political Theory, Vol.2, No 4. (Nov. 1974), p.393-409.

  2. Assiter A. Althusser and Structuralism// The British Journal of Sociology, Vol.35, No.2 (Jun., 1984), pp.272-296.

  3. Althusser L. Essays on Ideology. N.Y. Verso, 1993.


Тема 7. Функционалистские и антропологические интерпретации идеологии: немарксистская альтернатива.

Идеология как культурная система: антропологический подход к исследовании идеологии (К. Гирц). Идеология как система верований – содержательный анализ. Идеология как система убеждений, ориентированная на ценностную интеграцию группы. Когнитивная легитимация стандартов ценностной ориентации. Идеология как инструмент рационализации ценностного выбора. Идеи как переменные в системах социального действия (Т. Парсонс). Микросоциология идеологии. Репрезентация идеологии в повседневной жизни. Прагматистская интерпретация идеологии. Идеология, образы и моральный порядок. Лингвистическая форма идеологии. Драматургический анализ идеологии. Тезис о конце идеологи и теории деидеологизации (Д. Белл и Р. Арон).

Литература:

  1. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004, с.225-268.

  2. Парсонс Т. Роль идей в социальном действии//Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002, с. 521-543.

  3. Парсонс Т. Социальная система (глава 8. Система убеждений и социальная система) //Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002, с. 477-521

  4. Фукуяма Ф. Конец истории//Философия истории. М., 1995. С. 290–310.

  5. Fine G.A., Sandstrom K. Ideology in Action: A Pragmatic Approach to a Contested Concept//Sociological Theory, Vol.11, No 1. (Mar., 1993), pp.21-38.

  6. Lewins F. Recasting the Concept of Ideology: A Content Approach//The British Journal of Sociology, Vol.40, No.4 (Dec. 1989), pp.678-693.

  7. Steinberg M. W. Rethinking Ideology: A Dialoge with Fine and Sandstrom from Dialogic Perspecive// Sociological Theory, Vol.11, No 3. (Nov., 1993), pp.314-320.

  8. Warren M. Ideology and the Self//Theory and Society,Vol.19, No5.(Oct.1990), pp.590-634.


Тема 8. Постструктуралистский анализ идеологии: от теоретического плюрализма к идеологической индокринации постмодернистских интеллектуалов

Распад дискурса об идеологии. Идеология как метаязык и мифология (Р. Барт). Соотношение эпистемы, дискурса и идеологии (М. Фуко). Смерть знака и потребление масс-медиа (Ж. Бодрийяр). От идеологии к симулякрам. Шизоанализ, производство желания и очищение бессознательного (Ж.Делез, Ф.Гваттари). Феминизм как постмодернистский тип идеологии. Возвышенный субъект идеологии и плавающее означающее (С. Жижек).

Литература:

  1. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: 1989.

  2. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003.

  3. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М.: 1990.

  4. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.

  5. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999

  6. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. связи с общественностью. М.: Академический проект, 2004, с. 322-335.

  7. Фуко М. Порядок дискурса. / Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: 1996 «Магистериум, Касталь», с.47-97.

  8. Purvis T., Hunt A., Discource, Ideology, Discource, Ideology, Discource, Ideology...// The British Journal of Sociology, Vol.44, No.3 (Sep. 1993), pp.473-499.


Тема 9.Обзор методов идеологического анализа

Дискурс-анализ, контент-анализ. Фокус-группы (Р. Мертон, П. Лазарсфельд) Семиотический анализ рекламных материалов (У. Эко и Р. Барт). Деконструкция идеологического дискурса в произведениях В. Сорокина.

Литература:

  1. Evans J. Political Ideology and Popular Beliefs about Class and Opportunity. Evidence from a Survey Experiment// The British Journal of Sociology, Vol.48, No.3 (Sep. 1997), pp.450-470.

  2. Барт Р., S/Z, М., 1994

  3. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: Петрополис, 1998.


Ориентировочные темы практических и семинарских занятий по курсу:

  1. Политические идеологии: реконструкция политических идеологий на основе анализа политических программ и листовок партий и движений.

  2. Тоталитарная идеология и кинематограф. Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Цирк», «Чапаев», «Освобождение Берлина» (1949), «Кубанские казаки», «Ленин в Октябре» и др.

  3. Идеология и музыка. Прослушивание и идеологический анализ песен «Взвейтесь кострами», «Не расстанусь с комсомолом», «Броня крепка и танки наши быстры» и др.

  4. Отражение идеологии в изобразительном искусстве. Дискуссия по итогам посещения Третьяковской картинной галереи на Крымском Валу (залы Современного искусства).

  5. Коммерческая реклама и идеологии: анализ рекламных текстов, постеров и видеосюжетов.

  6. Телевизионные новости как идеологически-ориентированный продукт (сравнение новостных сюжетов РТР, CNN и Евро-ньюс).

  7. Наука и идеология. Обсуждение по итогам прочтения стенограммы Сессии ВАСХНИЛ 1948г. Дополнительно – обсуждение избранных статей из «Краткого философского словаря» под ред. М.Розенталя и П. Юдина (второе-четвертое издания, 1952-1954 гг.)

  1. Отражение идеологии в литературном дискурсе. Идеологический анализ пьес Б. Брехта «Трехгрошовая опера» и др.

Методическая и научная литература к практическим и семинарским занятиям:

  1. Гройс Б. О новом//Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.

  2. Гройс Б. Стиль Сталин// Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.

  3. Гройс Б. Эстетизация идеологического текста.// Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998.

  5. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич Политология. Методы исследования. М.: Издательство «Весь мир», 1999.

  6. Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа. М.: НЛО, 1999.

  7. Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М.: Галарт, 1995.

  8. Паперный В. Культура Два. М.:НЛО, 1996.

  9. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972.

  10. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998.

  12. Goldstone J.A. Ideology, Cultur Frameworks, and the Process of Revolution//Theory and Society, Vol.20, No.4 (Aug.,1991), p.405-453.

  13. Wartofsky M.W. Art, Artworlds and Ideology//The Journal of Aestetic and Art Criticism. Vol.38, No.3 (Spring, 1980), p.239-247.


Рекомендации по написанию письменных творческих работ (эссе)

Творческая письменная работа (эссе), предполагает самостоятельную работу с литературой по указанной теме. В рамках курса эссе служит важным элементом успешного освоения материала слушателями. Как отмечает проф. д.социол.н. И.Ф. Девятко, эссе – самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента по предложенной преподавателем теме. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы, которое проводится с учебной целью. Материалами такого исследования служат рекомендованные в библиографии курса источники, реальные или искусственные эмпирические данные и примеры из реальной жизни. Тема эссе формулируется как вопрос, требующий аргументированного ответа, или утверждение, требующее обсуждения и информированной оценки. Эссе представляет собой важнейшее средство обучения и способ контроля знаний.

Требования к работе:

А) Объем работы должен быть не менее 2000 слов (см. опцию «Статистика» в Word) без библиографии. При параметрах страницы 2,5х2,5х2,5х2,5 текст набранный «Times New Roman», размер букв(«кегль») – 12.

Б) Структура:

  • Титульный лист   название работы, фамилия, преподаватель, т. е. в соответствии с принятыми стандартами.

  • Содержание – структура работы с указанием страниц.

  • Введение – дается обоснование теме в контексте современных социологических теорий, дается информация об ученых, о которых пойдет речь в основной части;

  • Основная часть – опираясь на изученную литературу, раскрывается тема работы. Основная часть составляет 2/3 от общего объема работы.

  • Заключение – даются основные выводы.

Использованная литература. В алфавитном порядке указывается литература, которая была использована при подготовке эссе. Внимание !!! В тексте при цитировании обязательны ссылки на литературу, заданные в следующем формате [1;с.34], где “1” – номер литературного источника из части “Использованная литература”, “34” – страница, откуда была взята цитата.


Ориентировочные темы эссе по курсу «Социологический анализ идеологии»:

  1. Отражение идеологии в искусстве: тоталитарная идеология и тоталитарное искусство

  2. Проект Просвещения как идеология и утопия

  3. Концепт идеологии и проект социологии знания К. Манхейма

  4. Идеология и социальная структура

  5. Содержание консервативной и либеральной идеологии

  6. Идеологический анализ текстов массовой литературы

  7. Коммерческая реклама как идеологический текст: возможности социологического анализа

  8. Идеологический анализ теоретического ядра критической теории Франкфуртской школы

  9. Диалектика просвещения: неомарксистская критика буржуазного общества

  10. Идеология и манипулирование сознанием масс

  11. Идеология как культурная система в понимании К. Гирца

  12. Либертианство как идеология

  13. Теоретические основания и содержание либеральной идеологии

  14. Идеология и производство утопического сознания

  15. Фетишизм и идеология: семиологическая редукция Ж. Бодрийяра

  16. Тезис о конце идеологии Д. Белла: really?

  17. Идеология в интерпретациях структурного марксизма Л.Альтюссера

  18. Сравнительный анализ понятия идеологии в ранних и поздних работах Д.Лукача

  19. Символическая гегемония и гражданское согласие (А. Грамши)

  20. Идеологические государственные аппараты (Л. Альтюссер)

  21. Социологическая теория как профессиональная идеология

  22. Идеология: ложное сознание и иллюзорная форма классовой борьбы (К. Маркс)

  23. Продуцирование и распространение идеологии: роль средств массовой информации

  24. Идеология и классовое сознание (Д. Лукач)

  25. Постструктуралистский анализ идеологии С. Жижека

  26. Эпистема, дискурс и идеология: теоретический лабиринт М. Фуко

  27. Тезис о доминирующей идеологии Брайана Тернера

  28. Идеология и социальная система действия (Т. Парсонс)

  29. Глобализм и антиглобализм как конкурирующие идеологии

  30. Сциентизм как форма идеологии

Примечание: По согласованию с преподавателем могут быть выбраны темы эссе, не указанные в представленном списке.

Рекомендуемая литература по курсу «Социологический анализ идеологии»

Основная литература:

  1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения.

  2. Барт Р. Мифологии М.: 1996.

  3. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004, с.225-268.

  4. Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч.1. Пер с ит. Политиздат, 1991.

  5. Лукач Г. История и классовое сознание. Исследования по марксисткой диалектике М.: Логос-Альтера, 2003, с.145-303.

  6. Манхейм К. Идеология и утопия//Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с.52-95.

  7. Маркс К. Немецкая идеология (любое издание)

  8. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. (любое издание)

  9. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1994.

  10. Парсонс Т. Социальная система (глава 8. Система убеждений и социальная система) //Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002, с. 477-521

  11. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. М.: 1977, с.114-176

  12. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма//THESIS, Весна, 1993, с.123-137.

  13. Althusser L. Essays on Ideology. N.Y. Verso, 1993.

Дополнительная литература

  1. Абрамов Р.Н. Менеджериальная идеология в России: теоретические истоки и перспективы//Новое и старое в теоретической социологии. М.: ИС РАН, 2003, с. 81-123.

  2. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI-XIX веках.М.: НЛО, 2004, с. 119-132.

  3. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: 1989.

  4. Барт Р. Смерть автора//Избранные работы. М., 1994.

  5. Барт Р., S/Z, М., 1994,

  6. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

  7. Берлин И. Национализм: Вчерашнее упущение и сегодняшняя сила//Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: НЛО, 2001, с.333-366.

  8. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003.

  9. Грей Дж. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003.

  10. Гройс Б. О новом//Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.

  11. Гройс Б. Стиль Сталин// Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.

  12. Гройс Б. Эстетизация идеологического текста.// Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.

  13. Давыдов Ю. Н. Неомарксизм Франкфуртской школы// История теоретической социологии. Т.2. М.: КАНОН, 1998, с. 512-528.

  14. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998.

  15. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М.: 1990.

  16. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.

  17. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич Политология. Методы исследования. М.: Издательство «Весь мир», 1999.

  18. Дмитриев А.Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920-1930е гг.) СПб: Европ. Ун-т. М.: Летний сад, 2004.

  19. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999

  20. Кола Д. Политическая социология. М.: Весь мир, Инфра-М, 2001.

  21. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. связи с общественностью. М.: Академический проект, 2004, с. 322-335.

  22. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.

  23. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Филиппа

  24. Маркс К. Немецкая идеология (любое издание)

  25. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. (любое издание)

  26. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1994.

  27. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев. 1995.

  28. Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа. М.: НЛО, 1999.

  29. Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М.: Галарт, 1995.

  30. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. (Библиотека серии «Специализированные курсы в социологическом образовании»). М.: УРСС, 1999.

  31. Паперный В. Культура Два. М.:НЛО, 1996.

  32. Парсонс Т. Роль идей в социальном действии//Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002, с. 521-543.

  33. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972.

  34. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2001.

  35. Социальная философия Франкфуртской школы М.: Мысль, 1978, с.7-64.

  36. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  37. Уолцер М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. М.: Идея пресс, ДИК, 1999.

  38. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой М.: 1990.

  39. Фрейд З. Я и ОНО. Труды разных лет. Тбилиси: Мерани, 1991.

  40. Фромм Э. Иметь или быть. М.: 1988.

  41. Фуко М. Порядок дискурса. / Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: 1996 «Магистериум, Касталь», с.47-97

  42. Фукуяма Ф. Конец истории//Философия истории. М., 1995. С. 290–310.

  43. Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.: ОГИ, 2003.

  44. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990, с.15-194.

  45. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: Петрополис, 1998.

  46. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998.

  47. Abercrombie N., Turner B. The Dominant Ideology Thesis// The British Journal of Sociology, Vol.29, No.2 (Jun. 1978), pp.149-170.

  48. Assiter A. Althusser and Structuralism// The British Journal of Sociology, Vol.35, No.2 (Jun., 1984), pp.272-296.

  49. Cook D. Adorno, ideology and ideology critique//Philosophy & Social Criticism, 2001. Vol.27,no1.pp.1-20

  50. Disco C. Critical Theory as Ideology of The New Class: Rereading Jurgen Habermas//Theory and Society, Vol.8., No.2 (Sep.1979), pp.159-214.

  51. Evans J. Political Ideology and Popular Beliefs about Class and Opportunity. Evidence from a Survey Experiment// The British Journal of Sociology, Vol.48, No.3 (Sep. 1997), pp.450-470.

  52. Fine G.A., Sandstrom K. Ideology in Action: A Pragmatic Approach to a Contested Concept//Sociological Theory, Vol.11, No 1. (Mar., 1993), pp.21-38.

  53. Goldstone J.A. Ideology, Cultur Frameworks, and the Process of Revolution//Theory and Society, Vol.20, No.4 (Aug.,1991), p.405-453.

  54. Gouldner A. The Dialectic of Ideology and Technology: The Origins, Grammar and Future of Ideology. New York: Seabury, 1976.

  55. Habermas J. Toward a Rational Society. Boston: Beacon, 1970.

  56. Lemert Ch. The End of Ideology, Really//Sociological Theory, Vol.9, No.2 (Autumn 1991), pp.164-172.

  57. Lewins F. Recasting the Concept of Ideology: A Content Approach//The British Journal of Sociology, Vol.40, No.4 (Dec. 1989), pp.678-693.

  58. Poster M. Althusser on History without Man//Political Theory, Vol.2, No 4. (Nov. 1974), p.393-409.

  59. Purvis T., Hunt A., Discource, Ideology, Discource, Ideology, Discource, Ideology...// The British Journal of Sociology, Vol.44, No.3 (Sep. 1993), pp.473-499.

  60. Schmidt J. What Enlightenment Project?//Political Theory, Vol.28, No 6 (Dec.,2000), pp.734-757.

  61. Steinberg M. W. Rethinking Ideology: A Dialoge with Fine and Sandstrom from Dialogic Perspecive// Sociological Theory, Vol.11, No 3. (Nov., 1993), pp.314-320.

  62. Warren M. Ideology and the Self//Theory and Society,Vol.19, No5.(Oct.1990), pp.590-634.

  63. Wartofsky M.W. Art, Artworlds and Ideology//The Journal of Aestetic and Art Criticism. Vol.38, No.3 (Spring, 1980), p.239-247.


Вопросы оценки качества освоения дисциплины:

  1. «Доклассический» этап истории идеологии.

  2. Идеология как «ложное сознание»: классический марксистский анализ идеологии.

  3. Основания неомарксистского анализа идеологии: Д. Лукач и А. Грамши

  4. Идеология, утопия и проект социологии знания

  5. Буря и натиск критики общества Модерна как проекта Просвещения: Франкфуртская школа.

  6. Структурный марксизм: тотализация идеологической реальности

  7. Функционалистские и антропологические интерпретации идеологии: немарксистская альтернатива.

  8. Постструктуралистский анализ идеологии: от теоретического плюрализма к идеологической индокринации постмодернистских интеллектуалов

  9. Обзор методов идеологического анализа



Тематический расчет часов.

п/п

Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Сам. раб.

Всего

лекции

Семинары

1

Тема 1. «Доклассический» этап истории идеологии.

2

-

2

4

2

Тема 2. Идеология как «ложное сознание»: классический марксистский анализ идеологии.

2

2

2

6

3

Тема 3. Основания неомарксистского анализа идеологии: Д. Лукач и А. Грамши

2

2

2

6

4

Тема 4.Идеология, утопия и проект социологии знания

2

-

2

4

5

Тема 5. Буря и натиск критики общества Модерна как проекта Просвещения: Франкфуртская школа.

2

2

2

6

6

Тема 6. Структурный марксизм: тотализация идеологической реальности

2

-

4

6

7

Тема 7. Функционалистские и антропологические интерпретации идеологии: немарксистская альтернатива.

2

2

4

8

8

Тема 8. Постструктуралистский анализ идеологии: от теоретического плюрализма к идеологической индокринации постмодернистских интеллектуалов

2

-

4

6

9

Тема 9.Обзор методов идеологического анализа

2

2

4

8




Всего

18

10

26

54



Автор программы: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ /Абрамов Р.Н./



1 Основная литература выделена нижним подчеркиванием. Дополнительная литература не выделяется нижним подчеркиванием.







Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Министерство экономического Министерство iconМинистерство Министерство экономического развития и торговли образования и науки

Министерство экономического Министерство iconМинистерство Министерство Экономического образования
Требования к студентам: Приступая к изучению политической истории, студент должен
Министерство экономического Министерство iconМинистерство экономического Министерство
Автор: Ледяев Валерий Георгиевич, профессор кафедры анализа социальных институтов
Министерство экономического Министерство iconМинистерство экономического Министерство образования
Процедуры построения коллективных решений в малых группах. Манипулирование при голосовании
Министерство экономического Министерство iconМинистерство экономического Министерство
...
Министерство экономического Министерство iconМинистерство экономического Министерство
Основная цель данного курса – познакомить студентов с важнейшими теоретическими концепциями и практическими исследованиями в области...
Министерство экономического Министерство iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации
Принципы и формы взаимодействия сми с тремя ветвями власти в западных демократиях
Министерство экономического Министерство iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации
Принципы и формы взаимодействия сми с тремя ветвями власти в западных демократиях
Министерство экономического Министерство iconМинистерство экономического Министерство образования
С, домашние задания d и зачёт z с округлением до целого числа баллов. При округлении учитывается работа студента на семинарах. Перевод...
Министерство экономического Министерство iconМинистерство экономического Министерство образования
С, домашние задания d и зачёт z с округлением до целого числа баллов. При округлении учитывается работа студента на семинарах. Перевод...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы