|
Министерство Министерствоэкономического развития образования и наукии торговли Российской ФедерацииРоссийской ФедерацииГосударственный университет- Высшая школа экономики Отделение деловой и политической журналистики Факультета прикладной политологииПрограмма дисциплины«Современные зарубежные СМИ» для направления – Деловая и политическая журналистика подготовки бакалавра Автор Калягин Б.А. Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании Секция Журналистики кафедры информационной политики и информационных Председатель исследований Пенская Е.Н.___________ Зав. кафедрой «24» декабря 2004 г.______ Калягин Б.А. « 26» ноября 2004 г. Утверждено УС факультетаПрикладной политологии Ученый секретарь Халий И.А.____________ «27» декабря 2004 г. Москва 1 Тематический план учебной дисциплины.
2. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки. Текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает подготовку докладов и написание рефератов. Итоговый контроль представляет собой сдачу зачета в конце модуля. Итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и ответа на зачете.
Программа составлена для студентов 3 и 4 курсов и предполагает, что студент ознакомился в целом с историей развития зарубежных массовых коммуникаций, умеет работать с учебной и справочной литературой, а в том числе на английском языке, обладает навыками работы в сети Интернет, а также навыками написания письменных работ. Цели и задачи. Преподавание дисциплины «Современные зарубежные СМИ» имеет следующие цели:
Курс «Современные зарубежные СМИ» включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала, предполагает подготовку докладов к семинарским занятиям и написание реферата. В результате изучения курса студент должен знать учебный материал, предусмотренный данной программой, уметь анализировать деятельность зарубежных средств массовой информации, направления их развития, анализировать зарубежные концепции журналистики. Темы разделов: Тема 1. Коммуникационные революции 20 века. Средства массовой информации в условиях перехода к информационному обществу. Противоречивость понятия «информационное общество». Глобализация информации. Экономика средств массовой информации. Рынок СМИ. Важнейшие каналы финансирования СМИ. Проблемы и основные формы собственности в СМИ (вертикальная, горизонтальная, перекрестная). Концентрация СМИ и ее регулирование с помощью антимонопольного законодательства. СМИ в условиях глобализации рыночной экономики. Транснациональные корпорации СМИ. Ведущие транснациональные корпорации СМИ на новых рынках стран СНГ, Восточной Европы, Азии. Основная литература. 1. Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. Издательский центр «МарТ». Москва-Ростов-на-Дону. 2004. 2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Аспект Пресс.Москва.2003. 3. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. Издательство Михайлова. Санкт-Петербург.2002. Дополнительная литература. 1. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: состояние. перспективы. Издательство Михайлова. Санкт-Петербург.2002. Тема 2. Принципы и формы взаимодействия СМИ с тремя ветвями власти в западных демократиях. Регулирование деятельности СМИ. Формы экономического контроля со стороны государства. Законодательство о СМИ. Особенности национального законодательства о СМИ в ведущих странах Запада (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Швеция). Проблемы доступа журналистов к официальной информации. Основные международные документы, регулирующие права СМИ. Проблема ограничения свободы деятельности СМИ в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах и в законодательных актах Европейского экономического сообщества. Мировой опыт саморегулирования СМИ. Профессиональные этические кодексы журналистов. Деятельность Советов по печати, омбудсменов как формы внутреннего контроля в зарубежной журналистике. Основная литература. 1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Изд-во МГУ.Москва 2003. 2.Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. Издательский центр «МарТ». Москва-Ростов-на-Дону. 2004. 3. Иванян Э.А. Белый дом и пресса: от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша.М. 1991. 4..Михайлов С. А Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. Издательство Михайлова. Санкт-Петербург. 2002. Дополнительная литература. 1.Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. Издательство Михайлова. Санкт-Петербург. 2003. 2.Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения М.2004. Тема 3. Средства массовой информации и основные институты демократического общества. Политические партии и журналистика. СМИ и выборы. Определяющая роль телевидения при проведении избирательной кампании по выборам президента США. Роль СМИ в общественных процессах. Концепция «четвертой власти». Международное журналистское движение. Основная литература. 1.Беглов С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М. 1997. 2.Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Аспект Пресс. М.2004. 3.Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. Издательство Михайлова. Санкт-Петербург.2002. Дополнительная литература. 1. Раскин А.В. Освещение президентских предвыборных кампаний телевидением США: формы и методы. М. 1997. 2. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.2000.
Тема 4. Использование СМИ для освещения конфликтов в горячих точках. Особенности американской пропаганды. Информационные войны во внешней политике США. Освещение операции «Буря в пустыне», военных действий в Афганистане, войны в Ираке. Реакция международной прессы на позицию американских СМИ. Роль катарской спутниковой телекомпании «Аль Джазира». Основная литература. 1. Загладин Н.В. США: общество, власть, политика. М.2001. 2. Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. М. 2000. 3. Таylor Р.М. War and the media. Propaganda and persuasion in the Galf War. Manchester. 1992. Дополнительная литература. 1. Fallows J. Breaking the news. How the media undermine American democracy. Pantheon books. NY.1998. Тема 5. СМИ как система. Системы средств массовой информации в развитых странах мира. Основные модели СМИ: общие характеристики и национальные особенности. Американская, британская, европейская и азиатская модели СМИ. Основная литература. 1. Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. Издательский центр «МарТ». Москва-Ростов-на-Дону. 2004. 2. Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. СПб. 2000. 3. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Изд-во МГУ.М 2004. . Дополнительная литература. 1. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы. Издательство Михайлова. СПб.2002. Тема 6. Типология периодической печати: качественные, массовые и качественно- массовые газеты. Особенности развития рынка журналов в развитых странах Запада. Пресса США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Японии, Индии. Основная литература. 1. Беглов С.П. Империя меняет адрес Британская печать на рубеже тысячелетий. М.1997. 2. Вороненкова Г. Периодическая печать Германии. Изд-во СПб гос. Ун-та. СПб.2001. 3. Иванян Э.А. Белый дом и пресса: от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. М.1991. 4. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПБ.2002. Дополнительная литература. 1. Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. СПб. 2000. 2. Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. СПб. 2003. Тема 7. Аудиовизуальные СМИ. Общественно-правовое ТВ: особенности его финансирования и регулирования в западноевропейских моделях СМИ и опыт США (Пи-би-эс). Коммерческое вещание в моделях СМИ, созданных на основе европейского опыта, и коммерческие телесети как американская модель. Государственное ТВ (страны Азии и Африки). Основные способы технической доставки ТВ-сигнала зрителю. Кабельное и спутниковое телевидение. Перспективы развития цифрового ТВ. Процессы дерегулирования европейского ТВ и его последствия. Особенности политики дерегулирования телевидения в США. Типология зарубежного радиовещания. Растущая роль местного радиовещания. Вещание на зарубежные страны. Радиостанции «Голос Америки», «Би-би-си», «Немецкая волна», «Свобода». Основная литература. 1.Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2004. 2.Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. М. 2004. 3.Кузнецов Г.В. и др. Телевизионная журналистика. Глава 4. «Телевидение за рубежом». М. 1998. 4.Любимов Г.И. 70 лет британского вещания. М. 1999. Дополнительная литература. 1.Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. М. 2000. Тема 8. Инфраструктура СМИ. Информационные агентства, их типология. Агентства «АП», «ЮПИ», «Рейтер», «Блумбергс», «Франс-пресс», «ЭФЭ». Использование мобильной связи, сетевой технологии и спутникового телевидения. Система паблик рилейшнз и журналистика: основы взаимоотношений. Политическая реклама и СМИ. Основная литература. 1. Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. М.- Ростов-на Дону. 2004. 2. Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. СПб. 2000.
Дополнительная литература. 1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М. 2003. 2. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб. 2002 Тема 9. Новые информационные технологии и СМИ. Интерактивность и дигитализация – техническая основа новых интерактивных медиа и их основное отличие от традиционных СМИ. Интернет как система глобальной информации и коммуникации. Проблемы финансирования и законодательного регулирования деятельности Интернета. Перспективы конвергенции традиционных СМИ и новых интерактивных СМИ в процессе революционного развития современных технологий Демассификация СМИ. Основная литература. 1. Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. М.- Ростов-на-Дону. 2004. 2. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб. 2002. 3. Павликова М. Сетевые технологии журналистики. РИП-холдинг. М. 2001. Дополнительная литература.
Тема 10. Формы, методы и приемы информационного воздействия на аудиторию. Жанры западной периодической и аудиовизуальной журналистики. Новости и материалы на темы «человеческого интереса». Структура информационных материалов. Современные зарубежные теории СМИ. Возникновение, развитие и современное состояние основных концепций (авторитарная концепция СМИ, либертарианская теория, теория социальной ответственности). Управленческая функция СМИ, коммуникативная функция. Основная литература. 1. Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. М.- Ростов-на-Дону. 2004. 2. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М. 2004. 3. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы. М. 2002. 4. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. М. 2002. Темы письменных работ и докладов на семинарских занятиях. 1.Средства массовой информации в условиях перехода к информационному обществу. 2. Транснациональные корпорации СМИ. 3. Особенности национального законодательства о СМИ в ведущих странах Запада. 4. Методы саморегулирования СМИ в ведущих странах Запада. 5. Роль СМИ в освещении президентских предвыборных кампаний в США. 6. Информационные войны во внешней политике США. 7. Типология периодической печати США и Великобритании. 8. Особенности развития рынка журналов в ведущих странах Запада. 9. Общественно-правовое телевидение в странах Западной Европы. 10. Коммерческие телесети в США, их взаимоотношения с независимыми телестанциями. 11. Развитие кабельного и спутникового телевидения в США, Европе и Арабском мире. 12. Типология зарубежного радиовещания. 13. Типология мировых информационных агентств. 14. Система паблик рилейшнз и журналистика. 15. Интернет как система глобальной информации и коммуникации. 16. Современные зарубежные теории СМИ. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
Автор программы - кандидат истор. наук, зав. Кафедрой информационной политики и информационных исследований Б.А.Калягин |
![]() | Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской Федерации ... | ![]() | Государственный университет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации |
![]() | Государственный университет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации | ![]() | Государственный университет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации |
![]() | Cols=2 gutter=47> Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской федерации Автоматизация офисной деятельности для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра | ![]() | Министерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации Принципы и формы взаимодействия сми с тремя ветвями власти в западных демократиях |
![]() | Министерство Министерство экономического развития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской Федерации | ![]() | Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской Федерации Цель курса состоит в ознакомлении студентов с основным содержанием и концепциями экономических и политических изменений, произошедших... |
![]() | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Программа курса соответствует Федеральному вузовскому компоненту Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального... | ![]() | Министерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации Одной из важнейших и сложнейших составляющих процесса освоения профессии журналиста является выработка критериев оценки качества... |