Учение Платона об идеях и о государстве icon

Учение Платона об идеях и о государстве



НазваниеУчение Платона об идеях и о государстве
Дата конвертации30.07.2012
Размер83.54 Kb.
ТипРеферат
Учение Платона об идеях и о государстве


Российский Государственный Медицинский Университет им. Н. И. Пирогова. Кафедра философии Платон Выполнил: Мамедов Тимур Группа №131а Москва, 2000 г. Развитие древнегреческой философии до Сократа было в целом историейвозникновения и развития материализма — от Фалеса до Демокрита. Положение дел меняется с началом 4 в. до н.э. Платон с редким в историимысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не тольконаправляется против достижений материалистических мыслителей и ученых, нотакже и даже прежде всего используется для обоснования реакционнойсоциальной и политической системы взглядов. Платон разъясняет, что предметом исследования является не то, что лишькажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, а то, что поистине есть прекрасное, т. е. прекрасное само по себе, сущностьпрекрасного, не зависящая от случайных, временных, изменчивых иотносительных его проявлений. После дальнейших препирательств выясняется, что вопрос поставлен не овещах прекрасных в относительном смысле, а о том безусловно прекрасном,которое одно только и сообщает отдельным вещам качество или свойствокрасоты. Наиболее полная характеристика «вида», или «идеи», была развита Платономпри исследовании сущности прекрасного. По Платону, кто последовательно поднимается по ступеням созерцанияпрекрасного, тот увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе. Прекрасное не предстанет перед созерцающим его «идею» в виде какого-либооблика, либо рук, либо какой иной части тела. Платоновское прекрасное есть «вид» («эйдос»), или «идея», в специфическиплатоновском смысле этого понятия, т. е. истинно-сущее, сверхчувственноебытие, постигаемое одним только разумом; иными словами, прекрасное —сверхчувственная причина и образец всех вещей, называемых прекрасными вчувственном мире, безусловный источник их реальности в той мере, в какойона для них возможна. В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем еечувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. Напротив, «вид», или «идея», прекрасного, т. е. прекрасное само по себе,истинно-сущее прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению,совершенно тождественно и есть вечная сущность, всегда равная самой себе. Как «идея» прекрасное есть сущность, чувственно не воспринимаемая и дажебезобразная, бесформенная. Таким образом, только в несобственном и притом чрезвычайно неточном смыслек «идеям» Платона могут быть прилагаемы определения пространства, времени ичисла. В строгом смысле слова, «идеи», как их понимает Платон, совершеннозапредельны, невыразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в какихпонятиях и категориях числа, пространства и времени. В этом своем объективном существовании прекрасное есть одна из высших«идей». Но наивысшая, по Платону, «идея» есть «идея» блага. Учение Платона об «идее» блага как о высшей «идее» чрезвычайно существеннодля всей системы его мировоззрения.
Учение это сообщает философии Платонахарактер не просто объективного идеализма, но также идеализмателеологического. Телеология—учение о целесообразности. Так как, поПлатону, над всем главенствует «идея» блага, то, другими словами, этозначит, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный:все направляется к благой цели. Всякое временное и относительноесуществование имеет целью некое объективное бытие. Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе. Так как критерий всякого относительного блага — благо безусловное, тонаивысшее из всех учений философии — учение об «идее» блага. Лишь прируководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и Полезным».Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бысовершенно бесполезны. Чем более резкими чертами характеризовал Платон идеальную,сверхчувственную природу «эйдосов», или «идей», тем труднее было емуобъяснить, каким образом их сверхчувственная сущность может быть предметомчеловеческого познания. Уже постижение «идеи» прекрасного представляеттруднейшую задачу. В самом деле. Прекрасное как «идея» вечно; чувственныевещи, называемые прекрасными, преходящи: возникают и погибают. Прекрасноенеизменно, чувственные вещи изменчивы. Прекрасное тождественно, чувственныевещи пребывают в области нетождественного, иного. Прекрасное не зависит отопределений и условий пространства и времени, чувственные вещи существуют впространстве, возникают, изменяются и погибают во времени. В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на обществои государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенноеобщежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству исохранению такого общежития. Вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболееобстоятельных своих произведения: "Государство" и "Законы". Существующим, несовершенным формам государственного общежитияпредшествовала, по Платону, во времена глубокой древности, в век правленияХроноса, совершенная форма общежития. На этой стадии люди были свободны от обязанности борьбы с природой, и ихсоединяли узы дружбы. Однако взять этот строй за образец возможного наилучшего порядканевозможно—этого не дозволяют материальные условия существования:необходимость самосохранения, борьба против природы и против враждебныхнародов. Первоначальный тип общежития как тип идеальный нарисован Платоном нетолько в «Государстве», но и в «Законах», где он изобразил уже не стольидиллические, как в эру Хроноса, условия жизни людей, спасшихся на вершинахгор во время потопа. Идеальному типу Платон противопоставил отрицательныйтип общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людейоказываются материальные заботы и стимулы. Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: таких кактимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальнымгосударством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение илиизвращение формы идеальной. Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону,тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. Уже спервыми признаками упадка возникает страсть к обогащению и стремление кстяжанию. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя:здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих иремесленных работ и от всех забот материальных, и т. д. Так начинается переход от тимократии к олигархии—господству немногих надбольшинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценкеимущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия вправлении. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества.По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества «делал свое» ипритом «только свое». Напротив, в олигархии, во-первых, часть членовобщества занимаются каждый самыми различными делами—и земледелием, иремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полнуюраспродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такойчеловек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляячасти государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек. Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательномуразвитию ее в еще худшую форму государственного устройства—в демократию.Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в которомпротивоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем приолигархии. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстаниезаканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другуючасть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяютмежду всеми оставшимися членами общества. Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платонпризнал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает этавласть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ейдемократической формы правления. По Платону, все, что делается слишком, вознаграждается великой переменой впротивоположную сторону. Поэтому и тирания происходит именно из демократии, как жесточайшее рабство— из высочайшей свободы. Тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожатьсвоих осудителей, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, откоторых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы». Всем дурным формам государства Платон противопоставляет утопию, илипроект наилучшего государства и правления. Этим государством руководят, какв олигархии, немногие. Но, в отличие от олигархии, этими немногими могутстать только лица, действительно способные хорошо управлять государством:во-первых, в силу природных к тому задатков и одаренности; во-вторых,вследствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципомидеального государственного устройства Платон считает справедливость.Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие иособое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и дажеразнородные части государства в целое, запечатленное единством и гармонией. Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственнойорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания иотражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлятьсистематическое снабжение всех членов общества необходимыми для нихматериальными благами; в-третьих, оно должно руководить и направлятьвысокое развитие духовной деятельности и творчества. Выполнение всех этихзадач означало бы осуществление идеи блага как высшей «идеи», правящеймиром. В государстве Платона необходимые для общества в целом функции и видыработы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целомобразуют гармоничное сочетание. За основу для распределения граждан поразрядам Платон взял различие между отдельными группами людей по ихнравственным задаткам и свойствам, но рассматривает он это различие поаналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платонвидит фундамент всего современного ему общественного и государственногостроя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации исостав отраслей получившегося таким образом разделения труда. Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан,составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лицак удовлетворению этих потребностей ограничены.Основное положение Платона «состоит в том, что работник долженприспособляться к делу, а не дело к работнику» (Маркс) В разделении труда он видит не только основу распадения общества насословия, но также и основной принцип строения государства. В соответствии со сказанным, разумное устройство совершенного государства,по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях. Перечисление потребностей доказывает, что в городе-государстве, должнысуществовать многочисленные отрасли общественного разделения труда — нетолько работники, добывающие средства питания, строители жилища,изготовители одежды, но также и работники, изготовляющие для всех этихспециалистов необходимые для них инструменты и орудия их труда. Кроме них,необходимы еще специализировавшиеся производители всевозможныхвспомогательных работ, например скотоводы, доставляющие средства перевозкилюдей и грузов, добывающие шерсть и кожу. Торговля же требует специальности и деятельности посредников по купле ипродаже, по импорту и экспорту. Так, к уже рассмотренным разрядамразделения труда присоединяется разряд торговцев. Но этим усложнениеспециализации не ограничивается: торговля по морю вызывает потребность вразличных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров. Для полного осуществления хозяйственной жизни государства Платон считаетнеобходимым также специальный разряд обслуживающих наемных работников,продающих свою рабочую силу за плату. Такими «наемниками» Платон называетлюдей, которые продают полезность своей силы и именуют ее цену наемнойплатой. Указанными разрядами специализированного общественного труда исчерпываютсяработники, производящие необходимые для государства продукты либо так илииначе способствующие этому производству и созиданию порождаемых импотребительных ценностей. Это низший класс или разряд граждан в иерархиигосударства. Над ним у Платона стоят высшие классы: воинов-стражей иправителей. При переходе от класса работников производительного труда к классу воинов-стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. Различиямежду отдельными разрядами класса производящих работников он характеризуетпо различиям их профессиональных функций. Предполагается, что в отношениинравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне: иземледельцы, и ремесленники, и купцы. Другое дело — воины-стражи иправители-философы. Для них необходимость обособления от групп работников,обслуживающих хозяйство, основывается уже не на их профессиональныхособенностях, а на отличии их нравственных качеств от нравственных свойствработников производства. А именно: нравственные черты работников хозяйстваПлатон ставит ниже нравственных достоинств войнов-стражей и в особенностиниже – правителей государства.




Похожие:

Учение Платона об идеях и о государстве iconУчение об идеях Платона и его оценка Аристотелем

Учение Платона об идеях и о государстве iconУчение Платона о государстве

Учение Платона об идеях и о государстве iconУчение Платона о государстве и законах

Учение Платона об идеях и о государстве iconУчение Платона об идеальном государстве

Учение Платона об идеях и о государстве iconРеферат Предмет: Философия Тема: Учение Платона о государстве План реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона
При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие государство, в котором каждый...
Учение Платона об идеях и о государстве iconКонтрольная работа по дисциплине Политология Тема: «Политическая мысль античности»
Учение Платона об идеальном государстве
Учение Платона об идеях и о государстве iconФилософия Платона: теория идей, учение о обществе и государстве. Содержание
...
Учение Платона об идеях и о государстве iconЯ не хотел бы жить в идеальном государстве Платона, потому что целый ряд его высказываний и утверждений представляются мне субъективными и недостаточно обоснованными
Социальная структура должна соответствовать социально-психологической структуре человека, а в государстве Платона данное, с моей...
Учение Платона об идеях и о государстве iconРеферат: Учение Платона об идеях
А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи в то время как «идея» является неизменной,...
Учение Платона об идеях и о государстве iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы