Министерство Министерство экономического развития образования icon

Министерство Министерство экономического развития образования



НазваниеМинистерство Министерство экономического развития образования
Дата конвертации30.07.2012
Размер216,69 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>

Министерство Министерство

экономического развития образования


и торговли Российской Федерации

Российской Федерации




Государственный университет –


Высшая школа экономики


Факультет менеджмента


Программа дисциплины


«Управление персоналом»


для направления 521500 – «Менеджмент»

(вторая ступень высшего профессионального образования)

для специальности 061100 «Менеджмент организации»

(третья ступень высшего профессионального образования)


Автор: старший преподаватель Зеленова Ольга Игоревна


Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


Секция «Менеджмент» Управления человеческими ресурсами

Председатель Зав. кафедрой

С.Р. Филонович В.В. Щербина

«___» __________________ 2004 г. «___» ____________________ 2004 г.


Утверждено УС факультета

менеджмента

Ученый секретарь

О.Н. Балаева


«___» __________________ 2004 г.


Москва, 2004

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Основные теории и концепции управления персоналом

16

2

2

12

2

Система управления персоналом организации

14

2

2

10

3

Стратегия и политика управления персоналом организации

22

4

4

14

4

Маркетинг (планирование) персонала

18

4

2

12

5

Набор и отбор персонала

14

4

0

10

6

Адаптация персонала

12

2

0

10

7

Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала

22

4

4

14

8

Развитие персонала

14

4

0

10

9

Управление карьерой, формирование кадрового резерва организации

12

2

0

10

10

Оценка персонала

18

4

2

12

Итого

Экзамен, 2 контрольные работы

162

32

16

114


Формы контроля

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях и оценку выполнения двух контрольных работ. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется по 10 балльной шкале, в зависимости от степени участия студента в подготовке и обсуждении заданий, кейсов. Контрольная работа представляет собой конкретное задание по одному из разделов курса для проверки усвоения темы. Каждая контрольная работа оценивается по 10 балльной шкале.

Итоговый контроль – письменный экзамен. Экзамен проводится в форме теста. Тест включает две группы вопросов: открытые вопросы (оцениваются в 2 балла каждый), предполагающие самостоятельную формулировку ответа студентом, и закрытые вопросы (оцениваются в 1 балл каждый) с множественным выбором. Экзаменационный тест оценивается по 10 балльной шкале.

Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки выполнения контрольных работ, работы на семинарских занятиях и оценки итогового экзаменационного теста как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wсем. = 0,1; Wк/р1 = 0,2; Wк/р2 = 0,1; Wэ = 0,6

Оср.(окр.) = Осем. * Wсем.(0,1) + Ок/р1 * Wк/р1(0,2) + Ок/р2 * Wк/р2(0,1) + Оэ * Wэ(0,6)


Базовые учебники

1. Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998.


Содержание программы


Тема 1. Основные теории и концепции управления персоналом

Научное направление «Управление персоналом»: основные области знаний. Формирование научных подходов к управлению персоналом. Теории управления персоналом: классические теории (Ф. Тейлор, Ф. Гильбрет, Г. Эмерсон, А. Файоль), теории человеческих отношений (Э. Мэйо, Р. Лайкерт), теории человеческих ресурсов (школа поведенческих наук). Современные теории управления персоналом: теория человеческого капитала (Г. Беккер, Я. Минсер, Т. Шульц), теории стратегического управления человеческими ресурсами (С. Фомбрун, М. Бир, П. Боксалл и др.). Основные концепции управления персоналом (классификация проф. Л.И. Евенко).

Семинар 1. Американская, японская и европейская (континентальная) модели управления персоналом. Особенности управления персоналом в российских компаниях.

Работа с кейсами. Анализ студентами особенностей управления персоналом на примере конкретных российских компаний. Подготовка докладов и их последующее обсуждение.


Литература

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – глава 1

2. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала (опыт государственного, местного и корпоративного управления в США, Японии и Западной Европе). В 3-х тт. – М.: МНИИПУ, 2001, 2002.

3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 2

4. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Стратегия развития персонала: Материалы конференции. – Н. Новгород, 1996.

5. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: «Дело Лтд», 1993.

6. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. – Казань, 1994.

7. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

8. Human Resource Management in Europe: Text and Cases. /Vickerstaff S. – London: Chapman and Hall, 1992.

9. Monks, K. “Models of personnel management: a means of understanding the diversity of personnel practices?”, Human Resource Management Journal, 3 (2), 1992.


Тема 2. Система управления персоналом организации

Понятия «персонал» и «человеческие ресурсы»: основные признаки. Классификация персонала по категориям работников. Основные цели и задачи управления персоналом современной организации. Система управления персоналом организации и ее основные функции (подсистемы). Организационная структура системы управления персоналом организации: уровни управления, кем представлены, основные функции. Виды кадровых служб. Схема функциональных взаимосвязей службы управления персоналом с другими структурными подразделениями организации. Определение численности сотрудников службы управления персоналом.

Семинар 2. Деловая игра «Построение организационной структуры системы управления персоналом организации».


Литература

1. Герчиков В.И. Функции и структура службы управления персоналом. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

2. Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

4. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. – М.: ГУ-ВШЭ, 1997.

5. Хант Д.У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. – М.: Олимп-бизнес, 1999.

6. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть I

7. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001.

8. Purcell, J. “The structure and function of personnel management”, in eds. P. Marginson et al, Beyond the Workplace, Blackwell, Oxford, 1988.

Тема 3. Стратегия и политика управления персоналом организации


Понятия «стратегия управления персоналом» и «политика управления персоналом (кадровая политика)». Основные этапы разработки стратеги управления персоналом организации. Внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс разработки стратегии и политики управления персоналом организации. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом: варианты взаимосвязи. Варианты классификации стратегий управления персоналом. Характеристика основных типов стратегий, используемых организациями на российском рынке и присущих им элементов политики управления персоналом (классификация проф. И.Б. Гуркова). Варианты стратегий управления персоналом в зависимости от концепции управления организацией (предпринимательская концепция, концепция контроллинга, концепция реинжиниринга). Миссия организации и особенности политики управления персоналом (исследование В.И. Герчикова). Кто разрабатывает, и где формулируются стратегия и политика управления персоналом организации?

Семинар 3. Стратегия и политика управления персоналом на примере российских и зарубежных организаций.

Работа с кейсами. Анализ студентами конкретных примеров стратегий и основных направлений политики управления персоналом российских и зарубежных организаций. Подготовка докладов и их последующее обсуждение.


Литература

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002. – часть II

2. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.

3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 19

4. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М., 1993.

5. Минцберг Г., Куинн Д., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001.

6. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. – М.: ГУ-ВШЭ, 1997.

7. Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М., 1998.

8. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997. – часть 3, глава IV

9. Marchington M. ahd Wilkinson A. Core Personnel and Development, Institute of Personnel and Developmant, London, 1996.

10. Schuler R.S. Strategic human resource management: linking people with the strategic needs of the business, Organizational Dynamics, 1992, 21 (1).

11. Wright P.M. and McMahan G.C. Theoretical perspectives for SHRM, Journal of Management, 1992, 18 (2).

Тема 4. Маркетинг (планирование) персонала


Формирование маркетингового подхода к работе с персоналом. Понятие «маркетинг персонала»: широкая и узкая трактовки. Основные этапы (направления) планирования персонала. Определение качественной потребности в персонале. Разработка требований к должности (должностные инструкции, схемы описания рабочих мест, профили требований к должности, модели рабочих мест, профессиограммы, модели ключевых компетенций). Анализ рынка труда. Оценка наличных трудовых ресурсов организации. Источники привлечения персонала: преимущества и недостатки. Пути покрытия потребности в персонале. Гибкие стратегии занятости. Затраты на привлечение персонала. Определение количественной потребности в персонале. Методы определения (расчета) численности персонала: традиционные методы расчета, использующие различные виды норм; статистические методы; метод микроэлементного нормирования.

Семинар 4. Определение количественной потребности в персонале: методы расчета численности персонала.

Выполнение студентами заданий по расчету численности различных категорий персонала.


Литература

1. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 4

2. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М., 1993.

3. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

4. Саруханов Э., Сотникова С. Маркетинг персонала на предприятии. //Проблемы теории и практики управления. – 1996, № 1.

5. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть II

7. Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. – М., 1997.

Тема 5. Набор и отбор персонала


Организация набора персонала (создание резерва кандидатов). Процесс отбора персонала: основные этапы. Заочное знакомство с кандидатом. Оформление анкетных данных. Анализ рекомендаций и послужного списка. Отборочное собеседование (оценочное интервью): основные типы и варианты проведения. Этапы и техника проведения собеседования. Типичные ошибки при проведении собеседования. Освидетельствование профессиональной пригодности кандидата (испытания). Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов. Психологическое тестирование: преимущества и недостатки. Основные группы тестов, используемых в процессе отбора. Метод «Assessment-Center». Медицинский контроль. Анализ результатов испытаний. Принятие решения о найме.


Литература

1. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – главы 5, 6

2. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала. – СПб.: Нева, 2003.

3. Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

4. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – глава 2

5. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.

6. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

7. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. /Сост. Н.А. Литвинцева – М.: Издательство журнала «Управление персоналом», 1997.

8. Тарасов В.К. Персонал – технология: отбор и подготовка менеджеров. – Л. Машиностроение, 1989.

9. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть III


Тема 6. Адаптация персонала

Понятие «адаптация персонала». Основные направления адаптации (первичная, вторичная). Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Продолжительность адаптационного периода. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Психологические типы организаций (организационные патологии). Этапы процесса адаптации. Традиционные методы адаптации персонала. Программа (система) адаптации персонала организации: основные направления и мероприятия. Особенности адаптации различных категорий персонала. «Симптомы» психологической дезадаптации работника.


Литература

1. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: Дело, 2002. – глава 4, пункт 4.4

2. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. – М.: ГАУ, 1996.

3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – глава VI, параграф 5

4. Черкасова В. Система адаптации нового работника. //Кадровик, 2002, № 8.

5. Чижов Н.А. Кадровые технологии. – М.: Экзамен, 2000. – глава 2

Тема 7. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала


Понятия «мотивация труда» и «стимулирование». Мотив, основные виды мотивов к труду. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Типы мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации проф. В.И. Герчикова). Стимулирование труда. Основные виды и формы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала. Оплата труда. Структура компенсационного пакета организации. Постоянная часть денежного вознаграждения работника. Определение уровня базового должностного оклада. Основные методы оценки труда: ранжирование, балльный метод, метод классификации (градации) видов труда. Система тарифных разрядов и тарифная сетка. Надбавки и доплаты. Переменная часть денежного вознаграждения работника. Премирование, виды премий. Система депремирования. Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения. Социальные трансферты (социальный пакет): гарантированные государством и предоставляемые организацией. Метод «кафетерия».

Семинар 5. Деловая игра «Разработка системы стимулирования персонала организации».


Литература

1. Гейц И.В. Льготы, гарантии и компенсации для работающих. Учебно-методическое пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002.

2. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – часть III

4. Жуков А.Л. Регулирование и организация оплаты труда. – М.: «МИК», 2002.

5. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: ИП РАН, 1998.

6. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – главы 6, 7

8. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда: Системный подход. - Новосибирск: Наука, 1990.

9. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997. – часть 3, глава III

10. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть VI

Тема 8. Развитие персонала


Понятие «развитие персонала»: традиционная и современная трактовки. От обучения персонала к созданию системы корпоративного университета. Концепция обучающейся организации (Learning Organization). Основные направления программы развития персонала современной организации. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Анализ потребности в обучении. Определение затрат на обучение. Оценка эффективности инвестиций в образование. Разработка планов и программ обучения. Основные формы и методы обучения персонала. Методы обучения на рабочем месте и методы обучения вне рабочего места: преимущества и недостатки. Нетрадиционные методы обучения. Оценка результатов обучения. Основные методы оценки эффективности программ обучения.


Литература

1. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – часть II

2. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002.

3. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – главы 9, 11

4. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

5. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М., 2000.

6. Сенге П.М. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. – М., 1999.

7. Сенге П., Клейнер А., Робертс Ш. и др. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

8. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: Нева, 2003.

9. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть IV

Тема 9. Управление карьерой, формирование кадрового резерва организации


Управление карьерой как одно из ведущих направлений программы развития персонала организации. Программа управления карьерой персонала и ее основные направления. Разработка типовых планов (моделей) карьерного роста для различных категорий персонала. Индивидуальные планы развития карьеры руководителей и специалистов. Формирование кадрового резерва организации: основные цели, этапы и мероприятия. Группы кадрового резерва (стратегический резерв, оперативный резерв, резерв молодых специалистов). Преемники и дублеры. Определение ключевых должностей и плана их замещения. Критерии отбора кандидатов в резерв. Разработка индивидуальных планов развития и особенности подготовки резервистов. Основания для исключения из состава кадрового резерва. Принятие решения о назначении на должность. Методы адаптации к новой должности. Особенности работы с молодыми сотрудниками с высоким потенциалом. Программа набора молодых специалистов (Graduate Recruitment Program). Проблемы в работе с кадровым резервом.


Литература

1. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 11

2. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: Дело, 2002. – глава 5, пункт 5.4

3. Маусов Н.К. и др. Управление карьерой персонала в условиях производства. - М., 1993.

4. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. Т. 16. – ИНФРА-М, 2000.

5. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: Дело, 1995.

6. Травин В.В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. – М., 1995.

7. Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. – М., 1993.

8. Чижов Н.А. Кадровые технологии. – М.: Экзамен, 2000. – глава 7

9. Щекин Г.В. Аттестация и резерв кадров. – Киев, 1992.

Тема 10. Оценка персонала


Ф. Тейлор о задачах оценки персонала. Понятия «оценка персонала» и «аттестация персонала»: основные различия. Основные цели и виды оценки персонала. Виды аттестации персонала. Участники процесса аттестации и их функции. Этапы процесса проведения аттестации персонала: основные мероприятия. Определение перечня качеств и критериев оценки аттестуемых работников. Оценка трудовой деятельности работника: кто проводит. Основные методы оценки персонала (графические и рейтинговые шкалы, альтернативное ранжирование, попарное сравнение, принудительное распределение, метод критического случая, оценивающее исполнение обязанностей собеседование). Особенности оценки различных категорий персонала. Деятельность аттестационной комиссии. Принятие решения по результатам аттестации. Проблемы оценки (аттестации) персонала: организационные, психологические.

Семинар 6. Особенности оценки различных категорий персонала.

Анализ студентами специфики применения различных методов оценки персонала, и последующее обсуждение.


Литература

1. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997. – глава 10

2. Иванцевич Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993.

3. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

4. Малиновский П. Методы оценки персонала. //Кадровик, 2002, № 6.

5. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – глава 11

6. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

7. Травин В.В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. – М., 1995.

8. Хентце Й., Метцнер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Международные отношения, 1997. – часть III

9. Щекин Г.В. Аттестация и резерв кадров. – Киев, 1992.


Тематика контрольных работ

Контрольная работа № 1

Выполняется по материалам темы «Стратегия и политика управления персоналом организации». Представляет собой анализ примера (кейса) стратегии и основных направлений политики управления персоналом конкретной российской компании.

Основные требования: Контрольная работа должна продемонстрировать аналитические способности автора, содержать критический анализ описываемого им примера и личную точку зрения автора. Работа должна быть представлена в машинописном виде, объемом 5-7 страниц.

Контрольная работа № 2

Выполняется по итогам деловой игры «Разработка системы стимулирования персонала организации», проводимой на семинарском занятии. Представляет собой предложения (виды и формы стимулирования, необходимые организационные мероприятия) по стимулированию различных категорий персонала организации с учетом существующей проблемной ситуации.

Основные требования: Контрольная работа должна продемонстрировать умение студентами применять полученные теоретические знания при анализе практической ситуации и разработке конкретных предложений. Работа должна быть представлена в машинописном виде, объемом 3-5 страниц.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Основные области знаний научного направления «Управление персоналом».

2. Теории управления персоналом (классические теории, теории человеческих отношений, теории человеческих ресурсов, современные теории).

3. Школа научной организации труда: представители, основные постулаты.

4. Школа человеческих отношений: представители, основные постулаты.

5. Школа поведенческих наук. Теории человеческих ресурсов: представители, основные постулаты.

6. Теория человеческого капитала: представители, основные постулаты.

7. Теории стратегического управления человеческими ресурсами: представители, основные постулаты.

8. Основные концепции управления персоналом (классификация Л.И. Евенко).

9. Американская модель управления персоналом.

10. Японская модель управления персоналом.

11. Европейская (континентальная) модель управления персоналом.

12. «Персонал» и «человеческие ресурсы»: понятие, основные признаки.

13. Классификация персонала по категориям работников.

14. Система управления персоналом организации и ее основные функции (подсистемы).

15. Организационная структура системы управления персоналом: уровни управления, кем представлены, основные функции.

16. Виды кадровых служб в зависимости от их роли и места в системе управления персоналом организации.

17. Схема функциональных взаимосвязей службы управления персоналом с другими структурными подразделениями организации.

18. Определение численности сотрудников службы управления персоналом.

19. Стратегия управления персоналом организации: понятие, этапы разработки.

20. Политика управления персоналом: понятие, основные направления.

21. Внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс разработки стратегии и политики управления персоналом организации.

22. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом: варианты взаимосвязи.

23. Варианты классификации стратегий управления персоналом.

24. Характеристика основных типов стратегий, используемых организациями на российском рынке и присущих им элементов политики управления персоналом в классификации И.Б. Гуркова.

25. Варианты стратегий управления персоналом в зависимости от концепции управления организацией (предпринимательская концепция, концепция контроллинга, концепция реинжиниринга).

26. Миссия организации и особенности политики управления персоналом (исследование В.И. Герчикова).

27. Понятие «маркетинг персонала»: широкая и узкая трактовки.

28. Основные этапы планирования персонала.

29. Разработка требований к должности (должностные инструкции, схемы описания рабочих мест, профили требований к должности, модели рабочих мест, профессиограммы, модели ключевых компетенций).

30. Методы оценки наличных трудовых ресурсов.

31. Характеристика источников привлечения персонала, их преимущества и недостатки.

32. Пути покрытия потребности в персонале.

33. Варианты гибких стратегий занятости.

34. Виды затрат на приобретение персонала.

35. Определение количественной потребности в персонале: основные направления.

36. Основные методы расчета (определения) численности персонала.

37. Традиционные методы расчета численности персонала, использующие различные виды норм (метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса, формула Розенкранца, агрегат-метод, определение численности руководителей через нормы управляемости).

38. Статистические методы расчета численности персонала (стохастические методы, методы экспертных оценок).

39. Метод микроэлементного нормирования.

40. Основные этапы процесса отбора персонала: характеристика, кто проводит.

41. Основные типы и варианты проведения отборочного собеседования (интервью).

42. Основные этапы и техника проведения собеседования.

43. Наиболее типичные ошибки при проведении собеседования.

44. Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов.

45. Психологическое тестирование: преимущества и недостатки.

46. Метод «Assessment-Center».

47. Анализ результатов испытаний и принятие решения о найме.

48. Основные направления адаптации персонала и факторы, влияющие на ее процесс.

49. Профессиональная и социально-психологическая адаптация: основные особенности.

50. Психологические типы организаций (организационные патологии).

51. Основные этапы процесса адаптации персонала.

52. Традиционные методы адаптации персонала.

53. Программа адаптации персонала организации и ее основные направления.

54. Особенности адаптации различных категорий персонала.

55. Понятие «мотивация труда». Основные виды мотивов к труду.

56. Типы мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации проф. В.И. Герчикова).

57. Стимулирование труда: основные виды и формы стимулирования.

58. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала.

59. Компенсационный пакет организации и его составляющие.

60. Постоянная часть денежного вознаграждения работника и ее основные элементы.

61. Определение уровня базового должностного оклада. Основные методы оценки труда (ранжирование, балльный метод, метод классификации (градации) видов труда).

62. Система тарифных разрядов. Тарифная сетка.

63. Переменная часть денежного вознаграждения работника.

64. Премирование: виды премий, система депремирования.

65. Социальные трансферты: назначение, основные группы.

66. Метод «кафетерия».

67. Понятие «развитие персонала»: традиционная и современная трактовки.

68. Концепция обучающейся организации: представители, основные постулаты.

69. Основные направления программы развития персонала организации.

70. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала.

71. Основные формы и методы обучения персонала, их преимущества и недостатки.

72. Методы обучения на рабочем месте.

73. Методы обучения вне рабочего места.

74. Методы оценки эффективности программ обучения.

75. Управление карьерой персонала: типовые и индивидуальные модели карьеры.

76. Формирование кадрового резерва организации: основные цели, этапы и мероприятия.

77. Основные группы кадрового резерва организации. Преемники и дублеры.

78. Характеристика основных этапов работы с кадровым резервом преемников.

79. Принятие решения о назначении на должность. Методы адаптации к новой должности.

80. Особенности организации работы с молодыми сотрудниками с высоким потенциалом.

81. Программы набора молодых специалистов (Graduate Recruitment Program).

82. Ф. Тейлор о задачах оценки персонала (доклад «Система сдельной оплаты»).

83. Основные цели и виды оценки персонала.

84. Аттестация персонала и ее основные виды.

85. Участники процесса аттестации и их функции.

86. Этапы процесса проведения аттестации персонала: основные мероприятия.

87. Определение перечня качеств и критериев оценки аттестуемых работников.

88. Основные методы оценки персонала (графические и рейтинговые шкалы, альтернативное ранжирование, попарное сравнение, принудительное распределение, метод критического случая, оценивающее исполнение обязанностей собеседование).

89. Принятие решений по результатам аттестации.

90. Организационные и психологические проблемы оценки (аттестации) персонала.


Автор программы О.И. Зеленова




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство Министерство экономического развития и торговли образования и науки

Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации
Принципы и формы взаимодействия сми с тремя ветвями власти в западных демократиях
Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации
Принципы и формы взаимодействия сми с тремя ветвями власти в западных демократиях
Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство Министерство экономического развития образования
С. Р. Филонович В. В. Щербина 2004 г. 2004 г
Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки
Цель курса состоит в ознакомлении студентов с основным содержанием и концепциями экономических и политических изменений, произошедших...
Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации
Одной из важнейших и сложнейших составляющих процесса освоения профессии журналиста является выработка критериев оценки качества...
Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации
Одной из важнейших и сложнейших составляющих процесса освоения профессии журналиста является выработка критериев оценки качества...
Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки
Цель курса состоит в ознакомлении студентов с основным содержанием и концепциями экономических и политических изменений, произошедших...
Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской Федерации
...
Министерство Министерство экономического развития образования iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской
Для получения необходимых навыков по управлению инновационной деятельностью полученные знания должны быть закреплены практической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы