Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон icon

Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон



НазваниеРакова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон
страница1/5
Дата конвертации30.07.2012
Размер0.84 Mb.
ТипЗакон
скачать >>>
  1   2   3   4   5





Пояснительная записка


Составитель:

профессор кафедры гражданского права и процесса,

кандидат юридических наук

Ракова Елена Геннадьевна


Цели изучения дисциплины:

1. Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения законодательства и умеющих применять его в практической деятельности;

      1. Формирование у обучающихся эколого-правового мировоззрения, общеправовой ориентировки, эколого-правовой культуры, способности принимать обоснованные, юридически грамотные решения в практической деятельности, направленной на защиту природной среды, а также бережного расходования естественных ресурсов государства.


Задачами дисциплины:

1. Уяснение правовых понятий, необходимых для эффективного и более полного освоения других юридических дисциплин.

2. Овладение знаниями, имеющими базовое значение для профессиональной подготовки юристов в сельскохозяйственной сфере.

3. Активизация интереса к избранной специальности, выработка стремления к повышению профессиональной квалификации.

4. Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

5. Изучение механизма государственно-правового регулирования экологических отношений.

6. Рассмотрение практических вопросов разрешения споров в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

7. Исследование вопросов связанных с совершением экологических правонарушений, а также применение юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

8. Освоение основных экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

9. Понимание проблемных вопросов правовой охраны окружающей среды в урбанизированных зонах.

10. Изучение правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

11. Исследование правового режима зон экологического бедствия, зон чрезвычайной ситуации.

      1. Рассмотрение международно-правового механизма охраны окружающей среды, а также изучение вопросов, связанных с правовой охраной окружающей среды в зарубежных странах.

Место дисциплины в профессиональной подготовке студента:

Экологическое право является общепрофессиональной правовой дисциплиной.



Требования к уровню освоения дисциплины «Экологическое право»:

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

1. Знать:

  • сущность, понятие и систему экологического права, состав экологических правоотношений;

  • основные вехи в истории становления экологического права в России и на международном уровне;

  • основные понятия и принципы экологического права;

  • источники экологического права;

  • объекты экологических правоотношений;

  • правовые формы использования природных ресурсов;

  • сущность организационно-правового механизма охраны окружающей среды;

  • сущность экономико-правового механизмы охраны окружающей среды;

  • особенности правового режима отдельных видов природных ресурсов;

  • сущность международно-правового механизма охраны окружающей среды.

2. Уметь:

    • выделять юридическую ситуацию, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

    • определять юридические противоречия и проблемную ситуацию;

    • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

    • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

    • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

    • применять современные информационные технологии для поиска обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;

    • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

    • давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

    • правильно составлять и оформлять юридические документы;

    • применять правоприменительную и судебную практику при решении конкретных юридических ситуаций;

    • внедрять управленческие решения;

    • самостоятельно разрешать практические ситуации, складывающиеся в области правоотношений, регулирующих вопросы природопользования и охраны окружающей среды.



3. Овладеть:

- навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующей сфере профессиональной деятельности (методами сбора первичной информации, методами обработки эмпирической информации, методами обобщения и анализа данных);

  • методами и средствами поиска, систематизации и обработки правовой информации;

  • юридической терминологией;

  • навыками работы с правовыми актами.



Виды и формы контроля

Текущий контроль осуществляется в форме контрольной работы.

Итоговый контроль зачет.


Критерии оценки

При оценивании знаний студентов учитывается:

- правильное использование юридической терминологии и конструкций, четкое изложение дефиниций и классификаций, раскрытие основных признаков и характерных черт понятий и институтов;

- полнота и лаконичность ответа, даваемого в устной или письменной форме; четкость аргументации;

- глубина анализа источников;

- степень использования научной и учебной литературы;

- умение применить положения источников права к конкретному казусу и мотивировать сделанный выбор;

- логика и аргументированность изложения;

- грамотное использование формально-юридического и сравнительно-правового подходов при анализе отдельных проблем;

- корректное приведение примеров, аналогий, сравнений.

Результирующая оценка формируется по накопительной системе.


Контрольная работа

Написание контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно в аудитории в течение 1 часа 20 минут.

Контрольная работа представляет собой анализ судебного решения в области эколого-правовых отношений. В процессе написания контрольной работы разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой (в печатном виде), нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При написании контрольной работы будет представлен список обязательных вопросов (памятка), на которые подлежит дать развернутый ответ.

При выполнении работы студент должен продемонстрировать умение обнаружить сущность правовой проблемы, ориентироваться в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Особое внимание при оценивании контрольной работы уделяется умению студента последовательно, логично и грамотно изложить свои суждения, проанализировать принятое судебной инстанцией решение с точки зрения норм экологического права и иных смежных с ним отраслей права.

Отсутствие у студента положительной оценки за контрольную работу препятствует допуску данного студента к сдаче зачета.

Оценивание выполнения работы производится следующим образом:


Количество баллов

Обоснование

10

Безупречное решение поставленной задачи: выделение описательной (юридически значимые действия и события), мотивировочной (конкретные статьи нормативно-правовых актов) и резолютивной (принятое решение) частей, полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы. Логически последовательные, содержательные, конкретные и исчерпывающие ответы на заданные дополнительные вопросы

9

При ответе на вопросы прослеживаются глубокие исчерпывающие знания программного материала, хорошее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. Логически структурированные, последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы задачи

8

Ответ на вопросы основан на глубоких знаниях программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. Однако при ответе и/или решении задачи допущены неточности, устраненные впоследствии студентом самостоятельно без дополнительных вопросов преподавателя

7

Ответ студента свидетельствует о достаточно твердых и полных знаниях программного материала. При ответе (решении задачи) допущены одна-две ошибки, устраненные студентом при ответе на дополнительные вопросы

6

Ответ на вопросы и решение задачи выявило твердые, но неполные знания программного материала. Допущенные ошибку студент не смог исправить, отвечая на дополнительные (уточняющие) вопросы

5

При решении казуса студентом допущены не более двух ошибок.

4

Ответ студента содержит более двух ошибок. Изложение материала нелогично и не последовательно. Речь построена юридически не грамотно.

3

Суждения и предложения студента носят поверхностный характер; разрешение казуса по существу отсутствует

2

Неправильное решение казуса. Студент не видит проблему, что не позволяет ему ее решить

1

Отсутствие решение казуса или отказ от его решения

Максимальное количество баллов – 10.


Зачет

Зачет проходит в устной форме по билетам: студент должен ответить на два вопроса и решить одну юридическую ситуацию, аналогичную тем, которые решались на семинарских занятиях либо. Решение задачи по усмотрению преподавателя может быть заменено выполнением пяти тестовых заданий.

На зачете не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами (при решении задачи допускается использование ГК РФ, ЗК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, КоАП, УК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды», «О недрах» и др.)

Оценивание ответа на зачете осуществляется следующим образом: каждый из вопросов оценивается по 4-балльной системе, решение задачи или тестов – по 2-балльной системе.

Оценивание каждого из вопросов:

Количество баллов

Обоснование

4

Логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и нормативно-правовых источников по теме вопроса, умение отвечать на дополнительно заданные вопросы

3

Незначительное нарушение логики изложения материала, периодическое использование разговорной лексики, допущение не более одной ошибки в содержании вопроса, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции, неполные или неточные ответы на дополнительно заданные вопросы

2

Существенное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более двух ошибок в содержании вопроса, а также не более двух неточностей при аргументации своей позиции, неправильные ответы на дополнительно заданные вопросы

1

Полное отсутствие логики изложения материала, постоянное использование разговорной лексики, допущение трех и более ошибок в содержании вопроса, а также трех и более неточностей при аргументации своей позиции, полное незнание литературы и источников по теме вопроса, отсутствие ответов на дополнительно заданные вопросы

0

Неправильный ответ или отказ от него


Оценивание задачи (тестов):

Количество баллов

Обоснование

2

Оформление решения задачи с выделением описательной (юридически значимые действия и события), мотивировочной (конкретные статьи нормативно-правовых актов) и резолютивной (принятое решение) частей, полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы или правильные ответы на все тестовые вопросы

1

Незначительные погрешности в оформлении решения задачи, неполные (не полностью аргументированные) ответы на поставленные в задаче вопросы

0

Существенные погрешности в оформлении решения задачи, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов; оформление решения без выделения описательной, мотивировочной и резолютивной частей, неумение аргументировано объяснить предложенное решение; отсутствие решения задачи (отсутствие ответов на все из поставленных в задаче вопросов)



Методика формирования результирующей оценки:

Результирующая оценка представляет собой сумму баллов:

– за эссе с умножением на коэффициент 0,3,

– за выполнение заданий на зачете с умножением на коэффициент 0,7.

Способы округления: от 0,1 до 0,5 – к меньшему; от 0,6 до 0,9 – к большему.

Содержание дисциплины

«Экологическое право»


Общая часть


Тема 1. Конституционные основы экологического права. Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.


Становление и основные этапы развития экологического законодательства и экологического права. Этапы развития экологического законодательства. Консервационный этап. Природоресурсный этап. Экологический этап. Становление экологического права.

История конституционно-правового регулирования экологических отношений.

Конституционное регулирование экологических отношений. Экологическая основа конституционного строя и экологическая функция государства. Конституционные экологические права и обязанности.

Развитие и реализация конституционных основ экологического права. Проблемы развития конституционных норм в экологическом законодательстве. Практика Конституционного Суда РФ по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности, охраны и рационального использования природных ресурсов.


Тема 2. Предмет, метод и система экологического права. Нормы экологического права и экологические правоотношения.


Взаимодействие общества и природы. Основные формы взаимодействия природы и общества. Защита социума от вредных воздействий окружающей среды. Воздействие человека на среду своего обитания. Загрязнение окружающей среды. Естественное и антропогенное загрязнение окружающей среды. Положительное и отрицательное антропогенное воздействие. Виды антропогенного воздействия. Загрязнение компонентов природной среды. Последствия антропогенного воздействия для окружающей среды.

Предмет и метод экологического права. Императивный метод. Диспозитивный метод. Метод экологизации. Метод общественного участия. Экономический метод.

Система экологического права. Природоохранное, природоресурсное право и экологизированные нормы других отраслей права. Институты экологического права.

Соотношение экологического права с конституционным, административным, гражданским, земельным, горным, водным и лесным правом.

Принципы экологического права. Общеправовые принципы. Межотраслевые принципы. Отраслевые принципы: природоохранные и природоресурсные. Соотношение природоохранных и природоресурсных принципов.

Нормы экологического права. Классификация норм экологического права. Экологизированные правовые нормы других отраслей права.

Экологические отношения. Понятие экологических отношений. Виды экологических отношений. Природоресурсные и природоохранительные отношения.

Объекты экологических отношений. Природная среда. Окружающая среда и ее отдельные элементы. Компоненты природной среды. Природные объекты. Природные ресурсы. Природно-антропогенные объекты. Антропогенные объекты.

Экологические правоотношения. Критерии классификации экологических правоотношений. Общие и конкретные экологические правоотношения. Абсолютные и относительные экологические правоотношения. Материальные и процессуальные экологические правоотношения. Регулятивные и охранительные экологические правоотношения.

Состав экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений.. Объекты экологических правоотношений. Виды объектов экологических правоотношений. Компоненты окружающей среды. Вещества (химические, биологические, физические), поступающие в окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления. Действия, поведение субъектов экологических правоотношений. Содержание экологических правоотношений. Субъективные экологические права и юридические обязанности.

Предпосылки экологических правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений (юридические факты).


Тема 3. Источники экологического права.


Понятие источников экологического права в формально-юридическом смысле. Виды источников экологического права.

Нормативно-правовой акт. Конституция Российской Федерации. Федеральные конституционные законы. Федеральные законы. Кодифицированные и некодифицированные законы. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Подзаконные акты, регулирующие экологические отношения. Постановление Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Законы субъектов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Нормативные акты органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Разграничение полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды между РФ и субъектами РФ в соответствии с п. «д» ст. 72 Конституции РФ.

Нормативный договор. Международные договоры в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Концепция устойчивого развития. Конвенция о биологическом разнообразии Рио-де-Жанейро от 05 июня 1992 г. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г.

Правовой прецедент. Понятие правового прецедента. Роль судебного прецедента в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Постановления Верховного и Высшего Арбитражного Суда в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Постановления Конституционного Суда в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Правовой обычай. Понятие правового обычая. Роль правового обычая в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Экологическая доктрина Российской Федерации. Понятие экологической доктрины. Роль экологической доктрины в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экологические доктрины в субъектах Российской Федерации.


Тема 4. Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов.


Понятие права собственности на природные ресурсы. Правомочия владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Экологические ограничения права собственности на природные ресурсы. Конституционные основы прав собственности на землю и другие природные ресурсы. Соотношение конституционного и отраслевых понятий права собственности. Объекты права собственности. Субъекты права собственности на природные ресурсы.

Виды права собственности на природные ресурсы. Право частной собственности на природные ресурсы. Право государственной собственности на природные ресурсы. Право муниципальной собственности на природные ресурсы. Другие вещные права на природные ресурсы.

Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на природные ресурсы. Основания возникновения права собственности на природные ресурсы. Основания изменения права собственности на природные ресурсы. Основания прекращения права собственности на природные ресурсы.

Гарантии и защита права собственности на природные ресурсы. Гарантии права собственности на природные ресурсы. Защита права собственности на природные ресурсы.

Правовые формы использования природных ресурсов. Понятие права природопользования. Виды права природопользования. Общее и специальное природопользование. Объекты права природопользования. Субъекты права природопользования. Права и обязанности природопользователей. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений в области природопользования. Ответственность за нарушение права природопользования. Обеспечение и охрана права природопользования граждан.


  1   2   3   4   5




Похожие:

Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconПояснительная записка Составитель
Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области земельно-правовых отношений и механизмом правового регулирования...
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconПостановление Правительства белгородской области от 20 сентября 2011 г. N 346-пп Белгород об утверждении положения и штатных расписаний департамента природопользования и охраны окружающей среды белгородской области (в ред постановления правительства Белгородской области от 20.
В соответствии с распоряжением правительства Белгородской области от 11 июля 2011 года n 344-рп "Об образовании департамента природопользования...
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconПояснительная записка
Подготовка квалифицированных юристов, владеющих базовыми знаниями в области наследственных отношений и механизмом правового регулирования...
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconИнформационное сообщение о проведении конкурса Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области объявляет о проведении конкурса
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconИнформационное сообщение о проведении конкурса Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области объявляет о проведении конкурса
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconАннотация дисциплины наименование дисциплины
Целью изучения дисциплины является структура биосферы; экосистемы; взаимоотношения организма и среды; глобальные проблемы окружающей...
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон icon"Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая ответственность". Вариант №10| | || |студентка 5го курса заочного факультета|| |по специальности "Юриспруденция" (на || |базе высшего образования) Мордвинкина
Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая...
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды (название) цикла опд. Ф. 12
Учебно-методический комплекс «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» составлен в соответствии с требованиями...
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconЗакон РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Назовите основной закон РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Ракова Елена Геннадьевна Цели изучения дисциплины: Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения закон iconТульский факультет
Принципы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы