Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников icon

Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников



НазваниеКонституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников
Дата конвертации30.07.2012
Размер261,07 Kb.
ТипРеферат
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников


КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: “Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (решений) и бездействия государственных и муниципальных чиновников” Выполнил: MDV Научный руководитель: Ростов-на-Дону СодержаниеВведение 3Глава 1. Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) ибездействия государственной и муниципальной администрации 5 §1. Способы защиты прав граждан 5 §2. Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований 8 §3. Право гражданина на административную жалобу 9 §4. Производство по административным жалобам граждан 17 §5. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Право гражданина на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц 19Глава 2. О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГОСОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24Список литературы 26 Введение В демократическом государстве формирование и порядок деятельностиадминистративной (исполнительной) ветви государственной власти должны бытьчетко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построенияи эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощнойподсистемы государственного аппарата – исполнительной власти. Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любойстраны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромнаятерритория, многонациональный состав населения, традиционно большой объемгосударственной собственности, исторические державные традиции, обусловилизначение административной власти, государственной администрации в жизниобщества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанностиграждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителямиисполнительной власти, организационные основы, систему государственнойадминистрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы ихдеятельности. Создание российской суверенной государственности, глубокиеполитические, экономические, организационные реформы в стране повлекликоренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-хгодах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстрорасширять систему административно-правового регулирования. Были закрепленыдемократические начала организации и функционирования исполнительнойвласти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона врегулировании властеотношений. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных (ст.2 Конституции РФ), ичасто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовойстатус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органовпредставительной власти. В формировании и, особенно в реализациисоставляющих данный статус прав и обязанностей, значительна также рольорганов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторыиздают немало нормативных актов, которые предоставляют определеннымкатегориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различныхинспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожногодвижения). Наряду с активной нормотворческой деятельностью государственнаяадминистрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав иобязанностей (планирует, финансирует, контролирует эту работу, обеспечиваетее кадрами, ресурсами, методическими материалами и т.д.) защищает права исвободы граждан. Можно говорить об определенном дуализме целевых установокадминистративного права: с одной стороны, эффективность деятельностиисполнительной власти; с другой – реализация, защита прав и свобод. В самом общем виде можно сказать, что административное право –управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходеформирования и функционирования государственной администрации, обслуживаетсферу государственного управления. Административно-правовое регулированиепроизводится путем: - упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений; - конструирования новых общественных отношений, соответствующих требованиям законов развития общества, положениям Конституции РФ; - охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права общественных отношений. Глава I. Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации §1. Способы защиты прав граждан Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благявляется важнейшим, неотъемлемым правом гражданина. Государство еголегализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедурыреализации, устанавливает обязанность государственных органов, должностныхлиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связис обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом. Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное правограждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы взначительной степени декларативны. Создание скоординированной системыгарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правовогогосударства. Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридическойзащиты личности: - от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц; - от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти. Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан отнеправильных действий государственной, муниципальной и частнойадминистрации. Основными средствами защиты прав и интересов граждан отзлоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалийв деятельности обладателей властных полномочий являются: - создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных органов, суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка; - существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), для которых такая деятельность является важной (профсоюзы), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т.п.) - активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права; - учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное итрудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемогок ответственности, на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых кнему принудительных мер. В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всегоиспользуются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственносам (необходимая оборона, отказ выполнять незаконное распоряжениедолжностного лица и т. п.), либо обращаясь за содействием кгосударственным и негосударственным организациям, инициируя ихправозащитную деятельность. Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органамипубличной администрации намного чаще, чем с иными государственными имуниципальными органами. Администрация принимает, призывает, выделяет,изымает и повседневно реализует многие властные полномочия. Публичнаяадминистрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иныесубъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.) вместе взятые, аот одного ее неправильного действия сразу могут пострадать миллионы.Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деянийвласти – это, прежде всего защита от неправильных деяний государственной имуниципальной администрации. В 90-х годах ХХ века в России серьезно обновился и расширился массивправовых норм, регламентирующих право граждан на защиту. Во-первых,значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых,увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например,закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельностьпозволяет шире использовать право на необходимую оборону. А возникновениеобществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков,появление независимых средств массовой информации создает гражданам болееблагоприятные возможности для обращения за юридической помощью внегосударственные организации. В-третьих, создана новая государственнаяорганизационно-правовая форма защиты граждан – уполномоченные по правамчеловека в РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 годав Российской Федерации вступила в силу Конвенция “О защите прав человека иосновных свобод”.* В соответствии с ней любое лицо, группа частных лиц,которые утверждают, что явились жертвами нарушений, вправе обратиться сжалобами в Европейскую комиссию по правам человека. Комиссия может принятьдело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренниесредства правовой защиты… и в течение шести месяцев, считая от датывынесения национальными органами окончательного решения по делу (ст. 26Конвенции) Европейский суд по правам человека “может принять дело крассмотрению лишь после того как Комиссия констатировала безрезультатностьусилий по дружескому урегулированию” (ст.48 Конвенции). В-пятых, ст.30,31,33,37 Конституции РФ 1993 года были закреплены и в настоящее времяшироко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставленоправо на проведение забастовок, собраний, митингов ,демонстраций,пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своихинтересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения вгосударственные и муниципальные органы. Еще раз отметим, что право граждан на защиту расширено в 90-х годах.Высоко оценивая все проделанное, следует сказать, что, к сожалению,реальная защищенность граждан зависти не только от количества и качестваюридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственныхорганизаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений,ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причинзначительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас ихнедостаточно защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто непринимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмыправозащитной деятельности по экономическим, организационным и инымпричинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защитуправ граждан, предстоит сделать еще очень многое. §2. Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований Такое право закреплено в ст. 33 Конституции РФ; “Граждане РоссийскойФедерации имеют право обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти иорганы местного самоуправления”. В этой статье Конституции речь идет оважнейшем элементе демократически организованного общества. Обращенияграждан к субъектам власти – главное средство реализации, защиты прав. Сдругой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективностьработы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать икак форму обратной связи, по каналам которой руководители получаютинформацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельностивластных субъектов. Ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организациипоступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать: - по содержанию (пенсионные, налоговые и т.д.), - по авторам (индивидуальные, групповые), - по форме (устные, письменные), - по адресатам, - можно делить на первичные и вторичные и т. д. 12 апреля 1968 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР“О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”, которыйпока действует в России в редакции Указа от 4 марта 1980 года.* Как видноиз названия, сейчас в РФ различаются три вида обращений: предложение,заявление, жалоба. §3. Право гражданина на административную жалобу Право гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибутдемократической организации государства, общества. Оно обусловленоособенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началахнеравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающаявластными полномочиями, имеет право решать вопросы, Опыт развитиячеловеческого общества свидетельствует о том, акты субъектов власти могутбыть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшеговарианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности,злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной сторонырешать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороныобжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены. В гражданско-правовых отношениях, построенных на правовом равенстве,защита прав сторон обеспечивается главным образом средствами правозащиты исудебными исками. В административно-правовых отношениях права невластногосубъекта, гражданина защищается главным образом его обращениями вгосударственные органы, правозащитные общественные организации. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобыследует поделить на два типа: - административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке; - судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд,решения по которым принимаются на основе норм УПК, ГПК. К этому типуобращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными)судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являютсяадминистративными. Сразу же необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, взаконодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда изаявлениями (ст. 109 УПК), апелляциями. Во-вторых, административные жалобымогут подаваться и суды. Так, туда поступает много писем по вопросамнесвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такиеобращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормамиадминистративного права. Таким образом, административная и судебная жалобыразличаются, главным образом , не адресатом, а порядком рассмотрения. Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общееназвание – судебная жалоба – является в определенной степени условным.Среди них можно выделить жалобы: - на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции; - по делам частного обвинения; - кассационные; - надзорные. Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими вдействие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых –актправосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного илигражданского дела. Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая испециальная жалобы. Порядок рассмотрения первых регулируется УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года в редакции от 4марта 1980 года “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалобграждан”. Основания и порядок производства по специальным жалобамрегулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи,Дисциплинарном Уставе Вооруженных сил, Положении о порядке рассмотрениятрудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, КоАП РСФСР и в некоторыхиных актах. Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным,неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособныйчеловек может подать по любому значимому для него поводу, в любое время.Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут бытьлюбые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий,учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы –не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. Вписьмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании “свободыусмотрения”, несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости,бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использованииустаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для новогостроительства Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законныеинтересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданинаможет быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественныхинтересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальныеадминистративные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативныхактов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентныйорган вполне правомерны. В Указе говорится об обжаловании действий должностных лиц,государственных и общественных органов. На практике данное положениетолкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих,о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуютдействия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немалописем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, школ и другихсоциально-культурных учреждений. К кому можно обратиться с жалобой? Ст. 4 закона “Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан” называет адресатовжалоб. В ней сказано: “Гражданин вправе обратиться с жалобой …либо квышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органуместного самоуправления, учреждению, предприятию, должностному лицу,государственному служащему, общественному объединению”. Федеральнымизаконами предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутатыпредставительных органов рассматривают и проверяют жалобы граждан, азначит, общие административные жалобы могут быть направлены и этимадресатам. Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практикапочти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию.Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния,индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфереуправления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний – нетолько органы, но и предприятия, учреждения, организации, не толькодолжностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано сцелью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц,публичных прав и интересов. Очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы ихреализации. Общие административные жалобы граждане могут подавать лично,через своих представителей, используя средства связи. Такие обращениямогут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными. Подачаобщей жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют иколичественные ограничения прав на жалобу. По одному и тому же фактугражданин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы,одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентнуюорганизацию непосредственно или из другой организации поступает повторноеписьмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можнои не проводить. Но в настоящее время существует ряд вполне оправданных ограничений длялиц, использующих право на общую административную жалобу. Она должна бытьизложена на государственном, то есть русском языке. Из этого общего правилавозможны исключения. Например, если в субъекте Федерации установлен еще исвой государственный язык, если лицо, воспринимающее жалобу, способнопонять смысл изложенного на ином языке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года былоустановлено “Письменное обращение гражданина – должно быть им подписано суказанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существапредложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства,работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признаетсяанонимным и рассмотрению не подлежит”.По поводу содержания и применения этой нормы следует высказать рядсоображений. Во-первых, на практике не считают анонимными жалобы, если вних указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя, либо место егоработы, учебы и отсутствует подпись. Признается, что фамилия и имя должныуказываться обязательно, адрес и место работы (учебы) – альтернативно, тоесть либо то, либо другое, а наличие подписи не обязательно. Во-вторых,рассматриваемая норма является общей, а поэтому она не измениласпециальной. Например, в ст. 110 УПК РСФСР, сказано: “Письменноезаявление должно быть подписано лицом, от которого исходит” и не содержитсятребование указывать имя, отчество, адрес, место работы или учебы. В-третьих, поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не техническийработник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащейрассмотрению. Он же вправе, если автор письма известен, порекомендовать емувнести в обращение необходимые сведения. В-четвертых, если в ходе проверкиустановлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т.д., то производствопо ней должно быть прекращено. В-пятых, организация, должностное лицо,гражданин, привлекаемые к рассмотрению жалобы, после того, как будетустановлено, что она анонимна, вправе потребовать прекращения производствапо ней. Отказ дать пояснение совершать какие-либо действия в этомпроизводстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений,предоставления документов и т. д., не обоснованы. Полезно было бы закрепитьправило, что служащие обязаны сохранять в тайне имя и другие данные озаявителе, если он просит об этом. Анализ соотношения специальной и общей жалоб позволяет более четкоуяснить смысл ряда положений специальных норм об обжаловании. Так, в ст.266 КоАП РСФСР* говорится: “Постановление районного, городского народногосуда (народного судьи) о наложении административного взыскания являетсяокончательным и обжалованию в порядке производства по делам обадминистративных правонарушениях не подлежит”. Иными словами, установленныйКоАП порядок обжалования постановлений по делам об административныхправонарушениях не распространяется на постановление судей. Значит,специальная жалоба на постановление судьи не допускается, но общаявозможна. Сопоставление общей административной жалобы и специальной,предусмотренной КоАП РСФСР позволяет выявить их отличия. Во-первых, такаяспециальная жалоба может быть подана только лицом, привлеченным кответственности, потерпевшим или от их имени адвокатам (ст. 250, 266 КоАПРСФСР), а общая жалоба – каждым гражданином. Во-вторых, специальная жалобаданного вида должна быть письменной (ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР), а для общейжалобы форма не установлена. В-третьих, адресатами специальнойадминистративной жалобы выступают вышестоящий орган ,круг же адресатовобщих жалоб значительно шире. В-четвертых, специальная жалоба должна бытьнаправлена адресату в определенный срок (десять дней) со дня вынесенияпостановления, а для общей сроки не определены. В- пятых, подача вустановленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнениепостановления о наложении административного взыскания (ст. 270 КоАП РСФСР),обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет. Еще одним примером специальной жалобы может служить жалоба, котораяподается в соответствии со ст. 139, 141 Налогового кодекса РФ. На действие,бездействие налогового органа жалоба подается в вышестоящий налоговый органили вышестоящему должностному лицу этого органа в письменной форме втечение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицоузнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Лицо, подавшеежалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменногозаявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на выдачу повторнойжалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому жедолжностному лицу. Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта илидействия. Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающийжалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт илидействие не соответствует законодательству РФ, он вправе полностью иличастично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такоерешение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт,либо вышестоящим налоговым органом. Из приведенных примеров, очевидно, что право на специальнуюадминистративную жалобу намного уже права на общую. Установлениеспециального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатыесроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такиеобращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения посуществу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждандействовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены болеекороткие сроки рассмотрения специальных жалоб, и действие обжалуемого актаможет быть приостановлено. А в целом право на общую административную жалобуи дополняющее его право на специальное обжалование – важнейшее средствозащиты прав граждан. Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных имуниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов властисоздавать условия для его реализации. Они должны: - разъяснять гражданам такое право; - принимать и устные и письменные жалобы; - работать с ними; - информировать о работе с обращениями их авторов; - систематически обобщать обращения с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан. За организацию работы с жалобами и иными обращениями гражданруководитель организации несет личную ответственность. §4. Производство по административным жалобам граждан Робота с жалобами граждан – особый вид административной деятельности,в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий,выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности иправа конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующихпроцедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольноразвитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровнеоно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного СоветаСССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этотисточник административно-процессуальных норм так и называется: “О порядкерассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. В какой-то мере егонормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб,дополняются нормами законов субъектов Федерации. Что же касаетсяособенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то ониустанавливаются только федеральными законами. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четырестадии: Первая из них – стадия первичной обработки. Здесь получают письменныеи выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срокруководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то естьопределить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее вкомпетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другиеорганизации, субъект власти может взять “на контроль”. Это означаеттребование выслать ему копию ответа гражданину, либо вернуть дело послеразрешения жалобы. Если жалоба является повторной, то к ней необходимоприобщить все материалы предыдущего рассмотрения. Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего,должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятияправильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. Кпроверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющимприходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные длядела. Третья стадия – принятие решения по жалобе. Следует отметить, что влюбой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора)является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения –главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводититог уже проделанной работы, установлены сроки его принятия, а значит,сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан– один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы– со дня ее поступления в государственную или общественную организацию,обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия(подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считатьдату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срокарассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срокаследует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результатерассмотрения жалобы может быть принято решение: - О полном удовлетворении; - О частичном удовлетворении; - Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.) - О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.). Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятогорешения. Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а наустную можно ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной,если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, нофактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принятьнеобходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принестиему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимопроинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц. §5. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Право гражданина на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраныграждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаютсянеправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что деларассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями,судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательствадел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявленияистины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина,заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищатьсвои интересы, в судебном споре он – сторона равноправная с другой сторонойдела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются. Судебныйнадзор за законностью административной деятельности представляет собой видгосударственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяетсятолько законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти.Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел пожалобам и искам граждан. Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненногонезаконными действиями государственных организаций. С 1 марта 1996 годавозмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано:“Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконныхдействий (бездействия) государственных органов, органов местногосамоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результатеиздания не соответствующего закону или иному правовому акту актагосударственного органа или органа местного самоуправления, подлежитвозмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РоссийскойФедерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципальногообразования”. Особенность ответственности по ст. 1069 ГК в том, что онанаступает за противоправные, властные, служебные деяния. Глава II. О работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Анализ поступившей в 1998 году корреспонденции свидетельствует о том,что изменение состава Совета Федерации после прошедших выборовруководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектовспособствовало росту авторитета верхней палаты парламента. Гражданевозлагают надежду на новое Правительство Российской Федерации и СоветФедерации как на государственный орган, способный наиболее конструктивновлиять на экономику и общественно-политическую обстановку в стране. Болеетого, во многих обращениях выражается уверенность, что это влияние было быгораздо эффективнее при наделении Совета Федерации контрольными функциямиза деятельностью исполнительной власти. Часть обращений (9,1%) содержала в себе предложения к законопроектам иизменению действующего законодательства, включая Конституцию РоссийскойФедерации. Особый интерес граждан был проявлен в отношении федеральныхзаконов “О свободе совести и религиозных объединениях”, “О воинскойобязанности и военной службе”, “О ветеранах”, “О восстановлении и защитесбережений граждан Российской Федерации” и др. Серьезные претензии(особенно от жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) былипредъявлены к Федеральному Закону “О порядке исчисления и увеличениягосударственных пенсий”. Из содержания поступившей корреспонденции следует так же, чтосоциальная защита населения остается одной из острейших проблемгосударства. В каждом двенадцатом письме сообщалось о тяжелом материальномположении людей социально незащищенной группы, о низких размерах пенсий иих несвоевременных выплатах, об отсутствии финансирования на реализациюпредусмотренных действующим законодательством льгот. В течение всего года поступали тревожные сигналы о больших задержках ввыплатах заработной платы, пособий, стипендий, денежного довольствия,компенсаций и других выплат. В связи с деноминацией рубля, многими гражданами выдвигалосьтребование принять законодательный акт о сохранении дореформенных вкладов вимеющемся цифровом выражении. В письмах указывалось, что обеспечениесохранности денежных сбережений было гарантировано государством. В связи счем ставился вопрос о необходимости юридического оформления порядкапогашения внутреннего долга Российской Федерации по сбережениям граждан иорганизации выплат по обязательствам. Почти в два раза по сравнению с прошлым годом возросло количествопочты по вопросам государства и политики (12,1%). Продолжающаясядифференциация доходов различных групп населения, многочисленные публикации о коррумпированности высокопоставленных чиновников и разбазариваниигосударственных средств – все это побуждает граждан высказываться оботсутствии в стране провозглашенных демократических и правовых принциповпостроения государства, о неисполнении своих обязанностей ПравительствомРоссийской Федерации, о невыполнении Президентом России функций гарантаправ и свобод граждан. С особой тревогой многие авторы писем обращали внимание руководства ичленов Совета Федерации на продолжающийся спад производства, на развалпромышленного потенциала страны. Недофинансирование отраслейпромышленности, непомерные налоги, рост взаимных неплатежей, сокращениечисленности работающих на предприятиях, остановка высокотехнологичныхпредприятий – все это с болью за отечественное производство отражалось вписьмах россиян. Также поступали возмущенные обращения трудовых коллективово нарушения в ходе приватизации государственной собственности. Возрождениепромышленного производства и подъем экономического потенциала страныабсолютное большинство авторов обращений видят в изменении курса проводимыхреформ. Это нашло отражение в резолюциях митингов и собраний, проведенных вдни всероссийской акции протеста и в связи со знаменитыми историческимидатами. Значительная часть корреспонденции поступила от представителейагропромышленного комплекса. С большой тревогой работники сельскогохозяйства писали о нарастающем диспаритете цен между промышленной исельскохозяйственной продукцией, о непомерно высоких ценах наэнергоносители, материально-технические ресурсы, о сокращении реальнойгосударственной поддержки. Эти факторы, а также низкая покупательскаяспособность населения и явный приоритет импортных продуктов питания, по ихмнению, приводят к деградации отечественного агропромышленного комплекса иставят страну в продовольственную зависимость. Низкая оплатасельскохозяйственного труда, острота социальных проблем, безработица,разрушение инфраструктуры села – все эти проблемы были освещены вобращениях аграриев из различных регионов России. Для выхода из создавшегося кризисного положения авторы обращенийпредлагали обеспечить в полном объеме выделение ассигнований,предусмотренных в бюджете, установить налоговые льготы предприятиям,поставляющим ресурсы для сельскохозяйственного производства, принять мерыпо развитию социальной сферы села и т.д. Письма тружениковагропромышленного комплекса, а также многих граждан, не связанных ссельским хозяйством, свидетельствуют об их негативном отношении ксвободной купле-продаже земли сельскохозяйственного назначения, требуютзапретить это законодательным актом. В Совет Федерации поступило большое количество почты по вопросам,входящим в компетенцию правоохранительных органов. При этом свои обращенияк Совету Федерации корреспонденты мотивируют тем, что именно верхняя палатанаделена правом утверждать высших руководителей Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации и Судов Российской Федерации, а, следовательно,несет определенную ответственность за эффективность работы этих структурвласти. Одновременно в письмах поднимались многочисленные проблемы самихправоохранительных органов. Это несвоевременная выплата инесоответствующая уровню жизни заработная плата сотрудников судов,прокуратур, органов внутренних дел, задолженность государства пофинансированию этих органов на оплату коммунальных услуг, почтовыхрасходов, вызов свидетелей и др. Такое положение дел в правоохранительныхорганах, по мнению авторов, приводит не только к увеличению сменяемостиличного состава, но и к возможному сращиванию сотрудников правопорядка сорганизованной преступностью. В 1998 году в Совет Федерации поступали обращения граждан об усилениивлияния на деятельность средств массовой информации, о недопущении ростажилищно-коммунальных платежей без реального увеличения доходов населения, офинансировании системы образования в полном объеме и улучшении воспитанияподрастающего поколения, о социальной защите военнослужащих и членов ихсемей и др. Заключение Обращения граждан в государственные и общественные органы спредложениями, заявлениями, жалобами – важное средство осуществления иохраны прав личности, расширения связей государственного аппарата снаселением, существенный источник информации, необходимой при решениитекущих и перспективных вопросов государственной политики, социального ихозяйственного направления, это своеобразный индикатор состоянияобщественного мнения граждан. Являясь одной из форм участия трудящихся в управлении, обращенияграждан должны способствовать усилению контроля народа за деятельностьюгосударственной и других органов, в борьбе с волокитой, бюрократизмом,неправомерными действиями и другими недостатками в их работе. В последнеевремя совершенствуется деятельность государственных, общественных органов,должностных лиц и органов местного самоуправления в работе по улучшениюприема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений,заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин,вызывающих жалобы. Однако количество откликов на происходящие в странеполитические и экономические события неуклонно растет, увеличивается ипоступление коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют своитребования в форме акции, забастовки, митинга, голодовки и т. д. На это всенельзя закрывать глаза и в первую очередь высшим органам государственнойвласти. Непринятие мер, не реагирование на все происходящее сегодня, можетпривести к социальному взрыву. Ведь все чаще в выступлениях граждан звучатполитические требования: смена курса реформ, смена правительства, выборнового Президента и т. д. Список литературы 1. Нормативная литература1. Конституция РФ. -М.: Юридическая литература. 1993.2. Кодекс об административных правонарушениях. // Собрание Законодательства РФ. 1995. №14. ст 1212.3. Налоговый Кодекс РФ. -М. Издательство “Юрайт”. 1998.4. Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР. -М. Издательство “Инфра-М”. 1997.5. Гражданский процессуальный Кодекс РСФСР. -М. Издательство “Инфра-М”. 1999.6. Гражданский Кодекс РФ. -М. Издательство “Юрайт”. 1999.7. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года, в редакции Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года и 2 февраля 1988 года. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. №11. ст 192.8. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Федеральный Закон РФ от 27 апреля 1993 года.9. О защите прав человека и основных свобод: Конвенция. // Собрание Законодательства РФ. 1998. №20. ст 2143. 2. Специальная литература1. Бахрах Д.Н. Адмитнистративное право. -М. Издательство “Бек”. 1997.2. Бахрах Д.Н. Адмитнистративно-правовой статус граждан в России, учебное пособие. -Екатеринбург. 1998.3. Овсянко Д.М. Адмитнистративное право. -М. Издательство “Юристъ”. 19974. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. -Ростов-на-Дону. 1997.* Собрание Законодательства РФ. 1998. №20. ст 2143* Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. №11. ст 192* Собрание Законодательства РФ. 1995. №14. ст 1212.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников icon«Административная жалоба как средство защиты граждан от незаконных действий должностных лиц» студента 4-го курса Ёлкина Ильи Сергеевича Научный Воронков Владимир Александрович Санкт-Петербург 2002 г. Пла Введени Глава Административная жалоба. Обжалование действий должностных лиц нарушающих права и с
Административная жалоба как средство защиты прав граждн от незаконных действий (бездействия) должностных лиц и специфика ее правового...
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconПорядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственных услуг
Заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц территориального подразделения министерства социального...
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconСодержание. 1 Введение 2 Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации 5
Право граждан на судебное обжалование незаконных решений /действий/ органов исполнительной власти и их должностных лиц. 18
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconОсаго и защита прав потерпевших на возмещение вреда1
Конституции РФ. В состав этих конституционно значимых целей входит защита прав и законных интересов других лиц, и именно эта цель...
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconОсаго и защита прав потерпевших на возмещение вреда1
Конституции РФ. В состав этих конституционно значимых целей входит защита прав и законных интересов других лиц, и именно эта цель...
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconОсновные начала трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных...
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconПрограмма государственного экзамена по гражданскому процессуальному праву гражданское процессуальное право раздел I общие положения Тема Понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права
Формы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Судебная защита гражданских прав
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconРеволюция свершилась!
Мероприятие без показухи и засветки чиновников. Само мероприятие проходило без традиционного для подобных действий официоза, засветки...
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconА. Я. Курбатов (опубликована в приложении к журналу «Хозяйство и право» 2009 г. №1) Защита прав и закон
Защита прав и законных интересов предпринимателей в публичных отношениях: порядок реализации и проблемы правоприменения
Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников iconПраво гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы