Формирование личности в среднем школьном возрасте icon

Формирование личности в среднем школьном возрасте



НазваниеФормирование личности в среднем школьном возрасте
Дата конвертации30.07.2012
Размер126,38 Kb.
ТипРеферат
Формирование личности в среднем школьном возрасте


Московский Педагогический Университет им. Крупской Факультет Технологии и Предпринимательства Реферат по коррекционной педагогике на тему: «Формирование личности в среднем школьном возрасте» Выполнил: Кудрин Е.Е . 42 группа Москва 2001Формирование характера и его недостатков. Многие психологи, педагоги,общественные деятели утверждают, что воспитание ребенка, намеренное илиненамеренное, начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих днейвосприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и дурным. По мнениюбольшинства лиц, внимательно изучавших • маленьких детей, характер ребенкаобразуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям еще легкоутвердить свое влияние и создать необходимые условия для образованиятвердого характера. И если родители и это время смотрят на свою задачусквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту подчасроковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует формированиюхарактера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый человек, еслизахочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свойхарактер, свою личность.Дефекты характера также складываются в раннем возрасте. Одни—по незнанию инеопытности в деле воспитания родителей, другие—в силу родительскогопристрастия или, наоборот, грубого и жестокого к нему отношения, наконец,третья категория родителей создает в ребенке трудный характер вследствиеглубокого безразличия к формированию его личности.Чем достигается исправление характера? Всеми мерами, которые делаютповедение ребенка нормальным и выправляют его в социальном отношении. Такиемеры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими,физического оздоровления или же могут представлять их комбинацию. Вбольшинстве случаев требуется воздействие на таких детей при помоши двухили более из упомянутых мероприятии.В задачу предлежащей работы не входит изложение всех указанных видовкорректирующего воспитания. Мы подробно остановимся только на методах иприемах педагогического лечения и психонервного лечения (психотерапии).Объединение усилий врача и педагога. Лечебно-педагогическое воздействие надетей с недостатками характера возможно тогда, когда, с одной стороны,медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой—когда психонервныеотклонения у таких детей устраняются при помощи педагогических методов иприемов. Действительно, успех здесь возможен только при взаимном и глубокомпроникновении одной области в другую, при дружном содействии врача ипедагога. Одно лечение так же, как и одно воспитание, будетбезрезультатным. Подобного рода взаимное проникновение деятельностипедагога н врача обеспечивается особенно большие достижения, если они обаимеют специальную подготовку: грач—в педагогических дисциплинах и лечебнойпедагогике, педагог же—в психоневрологии детского возраста и также влечебной педагогике.1.Усвоение знаний и формирование у подростков познавательного отношения кокружающему. Остановимся более подробно на характеристике особенностейпроцесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеетзначение не только для развития мышления подростков и их познавательныхинтересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школевсегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые онприобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка,полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов,представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное целое,внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышленияребенка, с особенностями его отношения к действительности, с его личностьюв целом. .Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не .сводится кколичественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок зналдо обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяюти перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детскогомышления. В результате у детей появляются новые особенности личности,выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, кпрактике и к самим знаниям.Скрупулезное экспериментальное изучение процесса усвоения знаний позволяетпроследить, как же именно и при каких условиях школьные знания, как быпрорастая в сознание ученика, изменяют весь строй его мышления и личности.Схематически этот процесс может быть представлен как путь от восприятия ипонимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихсяи к превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т. е. в егоубеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишьтогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е.изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и отношение к ней.Из такого понимания процесса усвоения школьных знаний следует, что этоусвоение есть не только процесс образования, но и сложный процессвоспитания, непосредственно связанный с формированием личности школьника.Вот почему так важно понять специфику усвоения знаний в средних классахшколы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно оказывает наформирование личности подростка. В средних классах учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельныхучебных предметов, т. е. к усвоению системы научных понятий, системыпричинно-следственных зависимостей, составляющих содержаниесоответствующего учебного предмета. Правда, и в конце младшего школьноговозраста в учебную программу уже вводятся такие предметы, какестествознание, география, история. Но на этой стадии обучения указанныепредметы носят еще очень конкретный, описательный характер. В V—VIIIклассах эти же предметы приобретают гораздо более отвлеченное содержание,но, что самое главное, в учебную программу 'начинают входить совсем новыеучебные предметы, предъявляющие к усвоению знаний учащимися принципиальноиные требования. К таким предметам относятся физика, химия, алгебра,геометрия и пр.Указанные учебные предметы выступают перед учащимися как особая областьтеоретических знаний, часто не имеющих непосредственной наглядной опоры нив жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел вначальных классах школы. Более того, иногда эти новые знания вступают дажев противоречия и с его чувственным опытом и с теми представлениями, которыеон приобрел до обучения в средних классах. Например, ребенок должен понятьи осмыслить, что при делении дроби на дробь число увеличивается, а приумножении — уменьшается, хотя в начальных классах, имея в виду целые числа,он привык думать как раз обратное. Причем это обратное представление (аименно то, что при делении число уменьшается, а при умноженииувеличивается) полностью соответствует и его повседневному практическомуопыту.Следовательно, в отличие от начальных классов, знания, приобретаемые всредней школе, часто выступают для учащихся как находящиеся в противоречиис непосредственно воспринимаемой ими действительностью. Поэтому доведениедо сознания школьников связи получаемых ими знаний с действительностью приобучении основам наук должно стать специальной задачей. Школьник долженнаучиться видеть в понятии обобщенную в нем действительность. За системойшкольных знаний он должен увидеть мир во всем его конкретном многообразии.А это последнее осложняется тем, что многочисленные понятия и законы,усваиваемые в средних классах школы, могут быть отнесены к действительноститолько опосредствованно, через систему других понятий. Это в свою очередьтребует от школьников того, чтобы они научились в процессе своего мышленияследовать .це только от конкретных предметов (или их представлений) кпонятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. Иначеговоря, это требует, чтобы школьники-подростки научились рассуждать в чистотеоретическом плане.Кроме того, отсутствие прямой связи между житейской практикой школьника исодержанием тех знаний, которые он усваивает в системе .новых учебныхпредметов, не позволяет при обучении в V—VIII классах целиком опираться натот непосредственный интерес к явлениям и фактам действительности, к ихпричинам и следствиям, который был основой обучения в младших классахшколы. Учащиеся, прекрасно владеющие родным языком, не могут испытыватьнепосредственной потребности в том, чтобы узнать, что слово «стол»относится к именам существительным, а слово «ах» — к междометиям. Школьники без знания закона Архимеда и правил плавания тел может в пределах своегоограниченного личного опыта определить, какая вещь будет плавать, а какаяпотонет; он может прекрасно пользоваться палкой как рычагом, не зная о том,что такое рычаг и какие физические законы определяют силу его действия.В уже цитированном исследовании М. Ф. Морозова было показано, что уотдельных учащихся к концу младшего школьного возраста появляетсяизбирательный интерес к отдельным учебным предметам. Ему удалось путемизучения этих учащихся установить некоторые особенности такого интереса иусловий его возникновения. Предпосылкой возникновения особого интереса ктому или иному учебному предмету, согласно данным М. Ф. Морозова, являетсявыделение учеником специфического содержания данного предмета (отличного отсодержания других учебных .предметов) и тех связей, которые существуютмежду понятиями и законами внутри самого этого .предмета. Сравниваяхарактер познавательных интересов, типичных для младшего школьноговозраста, с теми интересами, которые появляются у отдельных детей на порогеих перехода в средние классы.М. Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся младшего школьного возрастаеще нет ничего специфического для данного учебного предмета. Во всехучебных предметах их привлекает одно и то же: овладение конкретнымиумениями и навыками, знакомство с новым содержанием учебного материала,преодоление трудностей, удовольствие от интеллектуального напряжения.Совсем иные черты характеризуют интерес, возникающий у подростков поотношению к определенному учебному предмету. Учащиеся, обнаруживающие такойинтерес, давая объяснения, что же конкретно их интересует в данном учебномпредмете, указывают именно на то его содержание, которое характеризуетсоответствующую область научных знаний со стороны имеющихся в нейсобственных внутренних связей и отношений. Так, например, учащиеся,интересующиеся арифметикой, говорят, что их привлекает точностьарифметических действий, строгая их последовательность («где от одногодействия зависят остальные»). Они начинают замечать логическуюпоследовательность рассуждений, «взаимозависимость и закономерностьарифметических действий».В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться и еще однойкачественно новой особенностью, а именно он часто приобретает личностныйхарактер. В младшем школьном возрасте познавательные интересы детей, какправило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации,чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают,как только урок закончился или когда ребенок получил сведения,удовлетворившие этот его эпизодический интерес. В подростковом возрастеинтерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связаннепосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такойинтерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается навнутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можносказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующемего предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает '. Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов всреднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живооткликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой,начинают посещать различные учебные кружки, читать научно-популярную,техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастеритьмодели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. При этом следуетподчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении учебныхпредметов в средних классах школы и что его отсутствие, как это будет видноиз дальнейшего изложения, приводит к неполноценному усвоению знаний и кнеправильному формированию личности подростка. 2. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственныхидеалов в среднем школьном возрасте.Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к ихвзаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит всреднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенныхв духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал уподростка—это не только знаемая им объективная этическая категория,это—эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, которыйстановится регулятором его собственного поведения и критерием оценкиповедения других людей.Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочетподражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означаетвместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива.А это в свете данных, полученных в наших исследованиях, в частности и втолько что изложенном исследовании Е. С. Махлах, является важнейшимусловием формирования моральной устойчивости личности подростка.Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса показывают,что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов являетсянеобходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще. И,наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезныепрепятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будутприниматься подростками, 'поскольку они расходятся с его собственнымитребованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале. Несмотря на такое большое значение идеалов в развитии личности школьника,вопросу их активного формирования в педагогике не придается, как намкажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс формированияидеалов и в психологии. Тем не менее за последние годы появилось несколькопсихологических работ, которые позволяют не только уточнить значениеидеала, но и понять некоторые возрастные особенности усвоения идеала и егофункции в психическом развитии ребенка. Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены,как правило, в облике конкретного человека. Однако, в отличие от младшихшкольников, подростки редко находят воплощение своих идеалов в окружающихлюдях (учителя, родители, товарищи), в основном их привлекают героическиеобразы художественных произведений, герои Великой Отечественной войны идругие люди, совершившие подвиги, требующие мужества и самообладания. 3. Формирование у детей подросткового возраста нового уровнясамосознания.Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подросткомобъективных особенностей своего поведения и деятельности, в которыхраскрываются качества его личности. Следовательно, проблема самосознания несводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в традиционнойпсихологии. Формирование самосознания подростка, как показывают данныемногочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинаетвыделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков,обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затеми как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы могосуществиться весь сложный процесс самосознания, 'необходимо, чтобы ребенокдостиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при которомстановится возможным познание и оценка такой сложной деятельности, какойявляется нравственно-психологический облик человека. Особенно большоезначение приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях, начем мы уже подробно останавливались выше, и появление качественно болеевысоких особенностей речи. Важнейшая из них заключается в том, что в связис изучением грамматических понятий 'подросток делает предметом своегосознания язык, что приводит его к сознательному и произвольному отношению ксвоей собственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем самымстановится способным сделать предметом сознания ,и свою собственную мысль.Для того чтобы бы выделить определенное качество и определить к нему своеотношение, необходимо обозначить его словом и ввести в систему нравственно-психологических понятий.4. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.Только наличие положительной оценки создает у детей переживаниеэмоционального благополучия, что является необходимым условием длянормального формирования личности.Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно,эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именнодля этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний,наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которыепорождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности.Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и темфактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют наформирование характера. Исследования обнаруживают, что дети с аффективными'переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка иего притязаниями, вместе с тем обладают ч соответствующими аффективнымиформами поведения.Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы,агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит ихвзаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и труднопереносимымив коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и такихвзаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формыповедения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера.Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как формаего защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирования такихчерт часто относится именно к подростковому возрасту.До сих пор мы касались вопросов формирования у детей 'подростковоговозраста отрицательных черт характера, возникающих на основе аффектанеадекватности, связанного с неблагополучным соотношением междупритязаниями подростка и его возможностями. Но ведь это особые случаи,которые стали предметом нашего исследования и рассмотрения лишь потому, чтона них легче обнаружить влияния самооценки на эмоциональное самочувствиеподростка и на его развитие (кроме того, формирование отрицательных черт'поведения личности требуют безотлагательного практического вмешательства).Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой иуровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — сдругой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже вподростковом возрасте. Напротив, появление устойчивой самооценки, так жекак и устойчивых идеалов, в которых воплощаются 'притязания школьников, вотношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшимифакторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что вуказанный период начинают приобретать все большее и большее значениевнутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношениймежду ребенком и средой:подросток уже становится способным к самостоятельному развитию черезсамовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развитияподготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшемушкольному возрасту, где внутренние факторы развития становятсядоминирующими. План.Формирование характера и его недостатков.Объединение усилий врача и педагога.1.Усвоение знаний и формирование у подростков познавательного отношения кокружающему.2. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеаловв среднем школьном возрасте.3. Формирование у детей подросткового возраста нового уровня самосознания.4. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка. Список используемой литературы: 1.Педагогическая коррекция. Кащенко Всеволод Петрович 2. Лидия Ильинична Божович ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. 3. ПЕДАГОГИКА Под редакцией С. П. Баранова, Т. В. Воликовой, В. А, Сластенина




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Формирование личности в среднем школьном возрасте iconФормирование личности в младшем школьном возрасте

Формирование личности в среднем школьном возрасте iconРеферат по возрастной психологии на тему: «Формирование личности в младшем школьном возрасте»
Переход к школьному обучению и ново­му образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял...
Формирование личности в среднем школьном возрасте iconИсследование на первой ступени обучения. 18. Диагностика в среднем школьном возрасте. 19. Методики диагностики старшеклассника
Особенности работы с акцентуированными личностями как профилактика отклоняющегося поведения (методика Леонгарда-Шмишека)
Формирование личности в среднем школьном возрасте iconИзучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов
Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовыхособенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном...
Формирование личности в среднем школьном возрасте iconВлияние иностранного языка на формирование личности в подростковом возрасте

Формирование личности в среднем школьном возрасте iconКаждый учитель-логопед сталкивается с тем, что родители ребенка-логопата не знают, как необходимо проводить работу дома. В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь
В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь. В ней тематически собраны: пальчиковая гимнастика,...
Формирование личности в среднем школьном возрасте iconКаждый учитель-логопед сталкивается с тем, что родители ребенка-логопата не знают, как необходимо проводить работу дома. В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь
В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь. В ней тематически собраны: пальчиковая гимнастика,...
Формирование личности в среднем школьном возрасте iconВ. А. Сухомлинский Формирование мотивации учения и познавательного интереса в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»
Формирование личности в среднем школьном возрасте iconПояснительная записка Особый интерес вызывает формирование самооценки младших школьников, в связи с наметившимися тенденциями все большего ее сдвига в сторону неадекватности уже в младшем школьном возрасте.
Это проблема обсуждается как на профессиональном уровне (учителями школ, психологами) так и не житейском (родителями)
Формирование личности в среднем школьном возрасте iconСпособности детей в младшем школьном возрасте

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы