Боевые искусства древней Греции icon

Боевые искусства древней Греции



НазваниеБоевые искусства древней Греции
Дата конвертации30.07.2012
Размер196.38 Kb.
ТипРеферат
Боевые искусства древней Греции


Министерство образования РФ Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского Кафедра культурологи и русского языка Боевые искусства древней Греции Реферат студента дневного отделения физико-математического фак-та 1 курса, ФМ-12 Ивакина Д. М. Преподаватель Н.С. Иванова Калуга, 2003 Содержание . Ведение…………….……………………………………………….……......3 . Оркестрика…………………….………………………………….………….4 . Палестрика…………………….…………………………………….………..5 . Пятиборье…………………………………..………..…………….…………6 . Кулачный бой…….…….………………………………………..….………..8 . Панкратион…………………………………………………………….…….11 . Заключение…………………………………………………………………...16 . Список литературы……………………..................................................... .....18 Введение Единоборство в широком смысле (т.е. в том, который выходит за рамкипонятий «честной» схватке один на один) является неким способом,позволяющим уцелеть в бою, достигнуть поставленных целей – по обороне илинападению. Боевое искусство же предполагает реализацию через систему боявысших ценностей, самосовершенствование скорее духовное, чем чистофизическое. Любое боевое искусство может быть успешно применено в качествеединоборства. Обратное утверждение не всегда справедливо. Тем не менее,единоборство практически всегда является основой искусства боя. Боевое искусство (как и любое искусство) – немаловажная сфераобщечеловеческой деятельности. Помимо совершенно очевидной практическойпользы, оно способно открыть дверь, ведущую к вершинесамосовершенствования, познания собственного духа и ко многим другимвершинам… Недаром в самом названии большинства боевых систем заключено слово –«ПУТЬ»… Где и при каких обстоятельствах возникла та или иная школа единоборств,как она эволюционировала, как усваивалась другими народами; почему при этомусвоении она изменилась так, а не иначе; как вписывалась в новую «шкалуценностей»; как сумела выйти за рамки техники на уровень искусства; в чемпроявился относительно искусства боя синтез различных культур; каксочетались приёмы боя и «оснащение» бойцов (доспехи, наступательное оружиеи т.д.) Всё это – не маловажные вопросы, имеющие прямое отношение к проблемамобщечеловеческой культуры. Боевое искусство Древней Греции окончательно сложилось после того, каквоинственные «варвары» дорийцы сокрушили утончённый Эгейский мир, смешалисьс ним, многому у него научились, а кое – чему, наоборот, научили его – истали теми самыми эллинами, которых принято называть древними греками. Эллада во многом определила направление культуры в Европе: античный, а вкакой – то мере, даже современной. И физическая культура, неразрывносвязанная с духовной, стало у греков одним из главных стержней цивилизации. Главное достижение в Греции на этом пути – создание ГИМНАСТИКИ какширокой открытой школы, преодолевшей племенные, ритуально-магические ивоенно-прикладные рамки. Некоторые отличия в разных полисах, городах-государствах, сохранились, но это не мешало существованию единойгимнастической школы, живой и эволюционирующий. Оркестрика Оркестрика- это овладение культурой движения как такового, культуройвосприятия звука, ритма и т.д. Она имеет выходы на различные подвижныеигры, танцы (в том числе и боевые), акробатику, искусство пантомимы. Вконечном счёте, от неё происходит греческий театр –искусство хотя и небоевое , но тесно с боевым связанное. Едва ли не главным центром, в котором формировались воинственные танцыгреков, был Крит. Даже после эллинизации он сохранил свою специфику. Воткак выглядит освоенный спартанцами критский танец пирриха в изложениисамого Платона: «Путём уклонений и отступлений, прыжков в высоту и пригибанийвоспроизводятся приёмы, помогающие избежать ударов и стрел; пытается танецвоспроизводить и движения противоположного рода – стрельбу из лука,метание дротиков и нанесение различных ударов.» постоянная смена уровней – характерная черта действий греческихтанцоров (и воинов). Один из танцев – опять же вывезенный с Крита! – даженазывался «геранос» (журавль), так как подражал действиям этой птицы, топоднимающейся «на цыпочки», то склоняющейся к земле. Журавль или цапля – любимый «образ» звериных стилей Востока. Там он, каки в Греции, связан с резкостью движений и ударов на разных уровнях, но спредельной дистанции. Кроме резкости, для греков характерна гибкость исила, отождествляемая с образом змеи; но связывающая два этих параметрамягкость, уже намечавшаяся в эгейские времена. Даже театр Сафокла и Еврипида прибегал к услугам исполнителей боевыхтанцев при показе батальных сцен. Известны случаи, когда такой танцор«заигрался»: исполняя роль героя, которому, согласно сценарию, надлежаловпасть в боевое безумие. Чересчур войдя в роль, этот актер атаковал группу своих сценических«врагов» всерьёз – и многих ранил, только чудом никого не убив. Зрители егоосвистали за это, но не одобрили и потерпевших поражение «врагов». Кроме того, в оркестрику входили также упражнения с мячом. Их было много,и все они развивали ловкость, реакцию, глазомер, а некоторые – силу.Значение этих игр было столь велико, что в той же Спарте юношей,непосредственно готовящихся к службе в армии, на первом году обученияназывали «сферистами» - игроками в мяч. Палестрика Палестрика – упражнения, выполняемые в палестре: тренировочном зале илиплощадке. Палестрика составляла основу и боевой подготовки, и соревнованийСостязательно-спортивного характера, отвечающих понятию «спорт» гораздо вбольшей степени, чем египетские соревнования. Именно этот аспект палестрикиполучил наибольшую известность. Вообще греков можно считать основателями современного спорта: не будьтогдашних олимпиад, не было бы и нынешних. Древнейшее из греческих единоборств – борьба. Сейчас классическую борьбустали называть греко-римской. Это не так: в Элладе правила были даже более«вольными», чем у египтян. Например, подсечки напоминали скорее удар поногам: «Вдруг в подколенок ударил пятой и – подшиб ему ноги, Навзничь его опрокинул…» (Илиада;23,725-26) Также захват противника разрешалось сбивать ударом в руку или плечо.Болевые приёмы запрещались - и в этом отличие от Египта: правда, там боец,проведя такой приём, предлагал противнику сдаться, но при отказе соспокойной совестью ломал ему кости. Но «запрещались» - не значит «были неизвестны». На тренировочныхплощадках греки во всю отрабатывали удушающие захваты, удары головой иколеном. Вообще, греческие тренировки заслуживают особого уважения: ониподвергались серьёзной научной разработке с дозированием нагрузок, тренажемконкретных групп мышц и т.д. Имитировались и экстремальные условиянапример, поединок намазанных маслом атлетов - для умения проводитьзахваты. Или, наоборот, в яме с сухим песком – чтобы освобождаться отзахватов. В первом случае преимущество получал защищающийся, во втором –нападающий и для обоих это была хорошая подготовка к боевой ситуации. Борьба , входившая в программу пятиборья отличалась высоким темпом исводилась в основном к броскам. Позже она выделилась в отдельный вид – итогда её оккупировали грузные, медлительные тяжеловесы с маховыми приёмамии захватами. Пятиборье Пятиборье – «пентатл»- включало борьбу только на финишном этапе. Кроменеё в программу входил спринтерский бег, прыжки с отягощением(специальныегири- «гальтеры»), метание копья и диска на дальность. Почти каждый видсоревнований(по-гречески «агон») имел некоторое отношение к боевомуискусству. Утяжелители при прыжке символизировали оружие. О копбе и вовсеговорить незачем(метали его своеобразно: просунув два пальца в петлюспециального ремня на древке, в броске придавали оружию вращение). Дажедиск раньше использовали в бою: при осаде крепостей на нём писали условиясдачи и перебрасывали через стену, а то и просто, как метательное оружие,бросали на пехотинцев в плотном построении, сминая ряды. Явный победитель в трёх агонах мог не участвовать в оставшихся двухсоревнованиях, или, по крайней мере, в последнем – именно в борьбе. Когосчитать явным победителем решали судьи: значение имела не только дистанцияпрыжка или броска, но и красота, чистота движения. Кроме того, нельзя былорассчитывать на победу в пентатле, если в одном из агонов проиграешь«позорно»- с большим отрывом. Это, а также перенос борьбы на последнее посчёту место, не давало возможности побеждать медлительным «силовикам»,Способным одержать победу в трех последних агонах, но отсеивающихся ещё вдвух первых. Эллинская эстетика в данном случае была важнее, чеммеханический подсчет очков,- и за это эллинов упрекать не приходится. В пентатле поединок борцов проходил исключительно в стойке. Для победыбыло достаточно трижды заставить противника коснуться земли любой точкойтела, кроме ступни. Итак, подлинно «Греко-римская» борьба имела тчетливый силовой уклон. Основанные на внутренней энергии приёмы, характерные для ряда восточныхшкол, ей неведомы. Но в своей области греки достигли идеала. Например, великий борец Милон Кротонский (с ним связано много легенд, ноэто реальная личность) проделывал такие фокусы: становился на скользкий,смазанный жиром бронзовый диск – и предлагал всем желающим столкнуть его сместа. Никому из борцов это не удавалось. Равно как не удавалось разжатьруку Милона, сжимающую плод граната. Чтобы доказать, что он держал гранатне силовой хваткой, Милон потом очищал с него кожуру и все видели: ни однозёрнышко не помято. Никому не удалось также расцепить его пальцы, даже несгруппированные в кулак, а собранные в фигуру, у каратистов носящуюназвание «кейко»- «голова цыплёнка». Даже борцы, пытавшиеся обеими рукамизахватить мизинец Милона - терпели фиаско. Похоже , некоторые борцы, полностью овладев возможностями эллинскогостиля, переходили с «механического» на «энергетический» уровень. Этоподтверждает и их спортивное долголетие. Олимпийские игры проводились раз вчетыре года, но кроме них, существовали и другие панэллинские состязания,заполнявшие промежутки между олимпиадами: Пифийские, Немейские,Истмийские игры…особенную славу получали периодоники – то есть атлеты,побеждавшие на протяжение всего периода (от Олимпиады до Олимпиадывключительно) во всех играх. Милон, одержав первую победу в не очень молодом возрасте, становилсяпериодоником шесть раз подряд! Судьба Милона Кротонского в добавок служит иллюстрацией того, чтофизическое и умственное совершенство не разделимо: он был одним из лучшихучеников философа Пифагора! Да Пифагор ведь и сам успешно занималсяпалестрикой…Борец и философ, сливались в одной личности, давали неожиданныйрезультат. А может быть, наоборот – вполне ожидаемый? Впрочем, активное долголетие отличает многих греков, и не только борцов. Воинскую службу эллины традиционно должны были нести до шестидесяти лет,причём даже старший « призывной возраст» сражался в одних шеренгах смолодежью. Кулачный бой Наиболее знаменитым представителем этого вида греческого единоборстваявляется Феаген, получивший за свою жизнь свыше 1400 лавровых венковпобедителя, полный срок его карьеры намного длиннее, чем у любого изсовременных боксёров. Кулачный бой узаконен на Олимпийских играх позже борьбы, но он тожевесьма древен. Впечатление от него двойственное. С одной стороны, самигреки расточали ему похвалы, а на тренировках применялись такиепрогрессивные методы, как бой с тенью, тренировка с боксёрской грушей испарринг-партнёрами. Для кулачного боя характерны: очень высокая стойка(подбородок не прижат кгруди ), широкие замахи, ограниченный набор ударов и ещё более беднаязащита. А главное – бой не на дальней, а на сверх дальней дистанции:боксёры едва доставали друг другу до рук , не то чтобы до головы иликорпуса! Чтобы нанести удар, боец внезапно подскакивал к противнику и тутже отпрыгивал на безопасное расстояние. Греки классического периода наносили удары только в голову ( а поправилам некоторых локальных состязаний – даже только в лицевую часть). Это– дорийская особенность: если эгейские боксёры даже на соревнованияхнадевали шлем, то дорийцы не носили шлем даже в бою. Во всяком случае –шлем, защищавший лицо. При наличии щита и панцыря голова (лицо) являласьединственной уязвимой частью тела. Во времена олимпиад на боксёрах уже не был надет панцырь да и вообщеничего не было надето. Но правило, фиксирующее древний обычай, сохранилось. В скором времени от него осталась только форма, а не суть, потому чтоголову бойцов стали защищать шлемом! Он делался из кожи или бронзы изакрывал череп от верхней части лба до ушей ( на лицо – на щёки или скулы –защита, в отличии от Крита, никогда не распространялась), темя и затылок.Правда, на самых популярных соревнованиях – (Олимпийские, Панафинейские ипрочие игры) – шлемы разрешалось применять только во время предварительныхтренировок, но не соревнований. Избранная боксёрами цель была столь мала и легко защитима, что этообъясняет дистанцию боя, и его «танцующий» стиль. Уходя в глухую защиту, боксёр фактически становился неуязвим: покорпусу бить запрещалось. Правда, тут его мог ударить уже не противник, асудья (у которого вместо судейского свистка, была гибкая палка) –специально, чтобы не злоупотреблял статической позицией.В некоторых случаях, кагда бойцы уж очень долго не могли достать другдруга, судья назначал им «пенальти», во время которого нужно было, незащищаясь выдержать по одному удару противника. Впрочем, «не защищаясь»-чересчур сильно сказано. Отбивать удар противника как раз разрешалось –запрещено было уклоняться и отскакивать. Последнее важнее всего: у грековне было аналога «ринга» - огороженного пространства; бойцы имели в своёмраспоряжении всё пространство стадиона. Это тоже облегчало манёвр (так какнельзя было загнать противника в угол), провоцировало дальнюю дистанциюпоединка – и, следовательно, его продолжительность. Били греки фронтальной частью сжатого кулака. Изредка наносились рубящмеудару сверху вниз – тоже кулаком, а не ребром ладони. Обычно они былинаправлены в темя, но иногда, вроде бы случайно, попадали в плечо. Но, пожалуй, главное, что определяло особенности греческого кулачногобоя, - это защита рук, не зависимая от собранности кисти. Голыми кулакамиэллины не сражались никогда. Само название их школ (разные вариантытранскрипции – пудж, пугне, пугил) как раз и указывают на защиту кулака,прежде всего именной обмоткой. Кулаки эллины сперва обматывали мягким, пропитанным оливковым маслом,тонким ремнём. Этот ремень (та самая цеста или кестос) [1]достигал в длину3 метра. Правильная обмотка была весьма сложным делом: сперва делали петлю,охватывающую руку перед большим пальцем, потом обматывали одним виткомкаждый палец, начиная с мизинца, затем следовала многослойная обмоткасамого кулака, под конец ремнём закрывали большой палец и пускали несколькопоследних витков на запястье. Тиакой «боевой» ремень, сохраняя гибкость, делался более твёрдым.Постепенно в этом же направлении стала развиваться спортивная цеста. Но онавсё ещё оставалась обмоточным ремнём, который пусть и не смягчал удар(скорее берёг кулак), но хоть не делал его жестче… Стойки бойцов в древних цестах иногда довольно похожи на позициисовременных боксёров. Да и блоки их не столь уж однообразны. АполлонийРодосский защитную технику умелого кулачного бойца охарактеризовал так: «…Всюду всегда свои руки с его сочетал он руками,Словно как брусья ладьи, что гвоздям противятся острым». Однако, где-то с 4 века до н.э. бойцы предпочитают легкие, но оченьтвёрдые руковицы из плетёной кожи, закрывающие пальцы до второго сустава иснабжённые острыми выступами (иногда даже металлическими бляхами).Поединок, следовательно, напоминал схватку хулиганов с кастетами на обеихруках. Этим тоже объясняются стойки и дистанции.Хорошо разработаны также уходы, манёвры корпусом. Вообще это характерно длявсех античных бойцов (как в спорте, так и на войне, с оружием): не столькоотбивать удар, как уклоняться от него. Перчатки позднегреческого бокса бывали разными. Иногда, кроме продольныхремней, руку перехватывало несколько толстых кожаных валиков (частозакрепляемых медными скобками). Эта конструкция называлась сфайрай; былаона не рассекающей, а дробящей. Боевая же руковица, сплетённая из множества ремней, сохраняла навзваниецесты. Но она далеко ушла от прежней обмотки, превратившись в «костет»,усиленный на стыках ремней металлическими бляхами и заклёпками. Все разновидности поздних перчаток делали опасным любой поединок – дажетренировочный. Не намного облегчало проведение тренировок и применениеперчаток уменьшённой жесткости (мейлихрай): они тоже были достаточнотравматичны. Но возврат к ременной обмотке был не возможен – у неё инаябиомеханика и тренировка с защитой кулака мягким ремнём формировало бы«устаревшие» навыки, уже не пригодные начиная с 4 века до н.э. И всё же выход нашёлся: поверх сфайрайев стали надевать эписфайрумы –смягчающие чехлы – предохранители. Несмотря на попытки уменьшить травматизм в не слишком ответственных боях,на официальных состязаниях он возрастает. Тут же и перчатка – цеста быласочтена недостаточной. Постепенно ей на смену приходит мурмексес –«перчатка – челюстелом», по-видимому, имевшая усиленные грани кастетноготипа не только над костяшками кулака, но и над средними фалангами пальцев. При попадание «челюстелом» напрочь сносил нос или щёку, даже если челюстьоставалась цела. Перчатки такого типа позволяли демонстрировать длявосхищённых зрителей и работу по твёрдым предметам: перешибание прямымударом досок и даже плит песчаника. В эпоху мурмексесов начали появляться бойцы, которые совсем не получалиударов противника: они успевали вовремя отскочить, сманеврировать и в концеконцов нанести удар с опережением, а «дать сдачу» противник оказывался ужене в состоянии. Но когда сходились двое таких мастеров, бой заходил втупик. Боксёры эпохи плетёных перчаток уклонились в сторону силовогоединоборства в гораздо большей степени, чем это было в эпоху ремня-цесты.Но именно кастетное оформление перчатки не позволяло полагатьсяисключительно на силу, игнорируя точность и маневренность. Несмотря на эти предосторожности, греческий бокс был кровавым зрелищем.Но перчатка делала то, что должен делать кулак: без неё греки не обладали«вырубающим» ударом. Панкратион Первые сведения о панкратионе относятся к Олимпиаде-648 до н.э. в отличиеот бокса он тогда был действительно изобретен, а не просто узаконен.«Панкратион» переводится как «всеборье» и этим всё сказано. Разрешалисьлюбые приемы, кроме укусов и выдавливания глаз. Помимо боксёрских ударов –менее осторожных, так как не было перчаток – панкратионисты били локтем,ладонью, а также ногами (обычно прямой удар не выше уровня груди) в стойке,в прыжке и даже в падении. Прыжком они компенсировали недостаточнуюрастяжку – иначе ногой и до грудей противника не дотянуться. Панкратион, как и кулачный бой, мог применяться и во время драк(невооруженных). Это его прикладная разновидность называлась «бой ногами обедра», что указывает на уровень и направление удара: в бедро или вподколенный сгиб, даже не в живот, как это бывало на соревнованиях! Цельясна: вывести из равновесия. Как не странно, ударов в голень и само коленопанкратион избегал. Очень, похоже, что постановка ударов ногами аналогичнотаковой же для рук: не обладая «вырубающей» силой, греки не решалисьработать босой ступней в кость. Зато широко применялся упор ногой в живот противника, проводимыйодновременно с захватом – после чего следовало опрокидывание на спину сперебросом противника через себя. Возник панкратион скорее из борьбы, чем из кулачного боя. Но к ней былидобавлены, кроме ударов, еще и некоторые приёмы, не применяющиеся дажепрофессиональными борцами, а не только пятиборцами. Обменявшись несколькими ударами, борцы, как правило, схватывалисьвплотную. Тот, кто сделал ставку исключительно на ближний бой, превратитсяв мешок с костями гораздо раньше, чем доберется до соперника.Кроме того, такая установка на ближнюю сцепку с противником исключаетуспешное действие одного против нескольких. Понятно, от чего «бой ногами обедра» избегал длительного соприкосновения на дистанции схватки вплотную.Но только в этих условиях могла проявиться сущность панкратиона. В панкратионе удары не являлись самостоятельными приёмами: они должныбыли «подготовить почву» для лучшего проведения приёмов борьбы. Тем не менее, панкратион – единственное единоборство, знавшее принципнанесения ударов сериями! Кулачным бойцам серии были почти недоступны из-за запрета бить по корпусу. А панкратиаст, таким запретом не связанный и –опять – таки в отличие от греческого боксёра – жаждущий загнать противникав глухую защиту, мог в начале боя обрушить на него шквал безостановочныхударов. Все соревнования в греческой палестрике проводились на площадках,посыпанных сухим песком. Только для панкратмона приходилось готовитьспециальную площадку, называемую «мальфо» - «мягкое поле». На неё насыпалиочень толстый слой мелкого песка, поверхность которого увлажняли водой.Созданный таким образом аналог борцовского ковра несколько снижалтравматизм при бросках на землю. Поединок на мальфо проходил в таких условиях, что заметить поднятый палецбыло просто не возможно. Сдаваясь, панкратиаст похлопывал победителяладонью по телу. Если же никто из безнадёжно сцепивщихся в ближней схваткебойцов не мог провести решающий прём, то судья мог подсказать кому-либо изних, как следует осуществить болевой захват(или, наоборот: как освободитьсяот него). Не говорит в пользу панкратиона и отсутствие весовых категорий. Их,впрочем,не было и в кулачном бое(как и временных ограничений, либо отсчетаочков). Но лишь в панкратионе это привело к полному исчезновению легковесов– они не могли рассчитывать на победу ни при каком уровне техники. Строго говоря, в панкратионе все решал не рост и вес, а мощностьтелосложения. Потенциальных панкратиастов можно было определить с детства:все они были широки в кости и обладали развитой мускулатурой. Конечно,мускулатуру надо было еще дополнительно развивать, да и технику бояоттачивать, но все это только при наличии генетического потенциала. И получалась странная вещь: панкратиасты высокого уровня оказывалисьнеуязвимыми друг для друга. Если они взаимо воздерживались от «грубостей»и не попадались на болевой залом, то их тела, одетые в прочнейшую мышечнуюброню, могли выдержать любые удары и броски! Разве что удар в головуопасен – но перчаток-то ведь нет. А «режущие» удары, способные пробитьмышечный корсет, грекам известны не были. В самой Олимпии на играх погибло множество кулачных бойцов. А панкратиастза все время Олимпийских игр не погибло ни разу! Впрочем, если не жизнью, то здоровьем они рисковали. Ведь панкратион –единственный из олимпийских агонов, допускавший болевые приемы. А вот на периферии греческой цивилизации(например, в черноморскихколониях) болевые приёмы распространились шире. К примеру, в Херсонесепроходили соревнования по таинственной « айксиломахии», представлявшейсобой, видимо, борьбу с применением таких приемов, в в частности удушающихзахватов. От панкратиона она отличалась только отсутствием ударов. Иногда панкратиасты участвовали еще в одном из родственных их школеагонов: в кулачном бою или борьбе. Это было нелегким испытанием: оба агонапроходили в один день. Причем, если число участников было нечетным, такому«двоеборцу», только что выдержавшему изнурительную схватку, мог для второйсхватки достаться абсолютно свежий, еще не сражавшийся ни с кем напарник! Такой счастливчик назывался эфедрием – «сидячим». Считалось, что он могодержать победу даже сидя. Но везение эфидрия было о двух концах: еслиутомленный противник все же брал над ним верх – на следующуюолимпиаду «сидячему бойцу» являться уже не стоило, он становился всеобщимпосмешищем. Эти обстоятельства приближали греческие единоборства к условиям боевойобстановки, но все же главным, что обеспечивало высокую боеготовностьэллинов, был скорее весь развивающий комплекс приёмов палестрики (да иоркестрики), чем конкретные достижения боевых систем. Путь атлета и Путь воина в Древней Греции не полностью разделился ( и тои другое – важный элемент общей культуры:именно культуры!), но уже и неполностью совпадали. Многие авторитеты древнегреческой палестрики считали, что в олимпийскомдвижении есть две вершины: пятиборье - пентатл, который требовалгармоничного слияния силы, ловкости, выносливости и быстроты на«нормальном» уровне, и панкратион, добивавшийся той же гормонии на уровне«экстремальном». Но другие полагали, что эта экстремальность выводитпанкратион из числа олимпийских агонов, ибо сама по себе разрушаетгармонию. Эти точки зрения смогла бы примирить победа какого-либо чемпиона –панкратиаста в пентатле. Но такое за всю историю олимпиад случалось лишьодин раз. Вероятно, этот победитель (некий Феаген) был поистинефеноменальным и атлетом и воином. Однако кроме него обе вершины непокорились никому. Особенность панкратиона заключалась в том, что это единоборство оказалоськак раз в промежутке между двумя Путями. Это могло стать его достоинством,но стало скорее недостатком: оба мира, и воинский и спортивный, относилиськ нему без особого восторга. Воины – как к «баловству», польза которогопроявляется весьма редко. А спортсмены – олимпийцы – как к «грубой игре», вкоторой почти невозможно осуществить чистые, красивые приёмы борьбы илидаже бокса. И тем не менее панкратион ближе, чем остальные искусства олимпийскойпрограммы, подходил к воинским, а не спортивным единоборствам. Он,собственно выделился из воинской практики в обозримом для самих эллиновпрошлом. Тот же 648 г. до н. э. Можно считать «изобретением панкратионалишь в том смысле, что тогда он был окончательно осознан как безоружноеединоборство, а не как последний ресурс обезоруженного воина. Определённая ограниченность всех признаваемых в Олимпии единоборствсвязана с их абстрагированием от боевой действительности. Можно сказать,что в каждом из них как бы «вынесен за скобки» финальный этап: применениеоружия. Отношение к панкратиону Александра Македонского можно охарактеризоватьтак: задача полководца – провести сражение таким образом, чтобы навыкипанкратиона его воинам не пригодились, а вражеским воинам - не помогли. Ата воинская практика, которая породила панкратион продолжала существоватьпараллельно ему. Она подверглась достаточной систематизации, чтобы можно было говорить оней как о самостоятельном явлении, имеющем собственное название. Название это – « гопломахия»: борьба воинов (точнее, гоплитов:тяжеловооруженных пехотинцев. Гоплита отличало не только хорошее защитноеоружие, но также сознательная дисциплина и развитое чувство общественногодолга: гоплитами становились полноправные граждане греческих полисов, исогражданами они ощущали себя даже в большей степени чем братьями пооружию. Эти качества отразились и на особенностях гопломахии. Всё – таки «борьба воинов» полноценным агоном не стала, да и нестремилась им стать, упорно сохраняя военно – прикладное значение. И вот вэтих условиях недостатки панкратиона (который заметно ближе к гопломахии,чем остальные греческие единоборства), конечно, не становилисьдостоинствами, но утрачивали заметную часть своих опасных качеств. Интересно, что кроме гопломахии, абсолютно исключавшей открытыесостязания ( только тренировки и применение обретенных навыков на практике,т. е. в бою, а не на соревнованиях), существовал и какой – то компромиссныйвариант: схватка воинов в полном снаряжении на боевом оружии, но – безнамерения убить. О подобных состязаниях повествует ещё «Илиада». Согласно Гомеру, онидлились до первой крови. В бранный облекшись доспех, ополчившись пронзительной медь., Выйти один на один и померить их мощь пред народом, Кто у кого скорее пронзит благородное тело И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной – Тот победитель. Правда, по Гомеру, участников этого поединка развели ещё до первой крови,признав победителями обоих – из опасения что они убьют друг друга. Но на ряде изображений мы видим уже не поединок, а схватки небольшихотрядов, а рядом стоит флейтист, своей музыкой задающий ритм боя. И всё жеэто не воинская пляска, а именно воинское состязание: музыкантысопровождали гоплитов и в настоящих сражениях, помогая управлять действиямивойска на поле брони. Причём звук флейты был из числа не побуждающих, асдерживающих сигналов: он напоминал воинам о необходимости соблюдатьосторожность. В строю приходилось ждать атаки главным образом спереди, поэтому иопасность нападения многих на одного не всегда проявлялась даже при наличиичисленного превосходства. В этих условиях выработанные панкратиономбоевые навыки (прежде всего мужество и выносливость) приобретали особуюценность. Например, древковому оружию (в первую очередь – копьям)обезоруженный боец мог противопоставить опять – таки прежде всего приёмыпанкратиона, боксёрские нырки, борцовские захваты. Другое дело, что сейчас довольно трудно сказать, какую долю боеспособностигоплита обеспечивал именно панкратион (и другие официальные боевые агоны),а какую – весь комплекс палестрических и прочих упражнений. ЗаключениеИ напоследок – об искусстве разветки, скрытного перемещения, внезапныхнападений и прочих подробностей «тайной войны». Высокий уровень тренированности тела и души, существовавший в Элладе,позволял действовать в этой области и людям, не готовившимся специально.Так ,во время Греко – персидской войны греческий ныряльщик (соберательгубок) Скиллит и его дочь Гидна во время бури ночью подплыли к персидскомуфлоту и перерезали у нескольких кораблей якорные канаты, так что их разбилоо скалы, а потом доплыли до греческого флота и передали точные сведения очисленности и расположении врага. Всего им пришлось проплыть свыше 15километров (в шторм), причём почти всё это расстояние, чтобы не бытьзамеченными, они преодолели под водой, показываясь над поверхностью лишь намгновение на мгновение, чтобы сделать вдох.[2] И всё же, по крайней мере дважды, в Греции возникало что – то вроде школ,готовивших не воинов, а разведчиков с навыками воина. Первая из них связанас подготовкой гемеродромов. Гемеродромы официально были всего – лишь гонцами – скороходами,передающими устные вести. Они передвигались бегом по горным тропам ибездорожью, пересекали хребты альпинистской сложности, форсировали реки иболота. Иногда даже отбивались от разбойников. При этом текст сообщения(например, приказ, отправленный в армию, сражающейся за десятки и сотникилометров от своего полиса) сохранялся только в их памяти: так былонадежнее. За сутки гемеродром проделывал 100,120, а иногда до 200 километров поболее чем пересеченной местности. Он бежал без оружия, чтобы ничем неотяжелять себя и чтобы подчеркнуть свою не военную функцию. Но, похоже, небудучи официально военным, он попутно занимался « сбором данных»:специально тренированная память сохраняла сведения, о всех встретившихся напути воинских отрядах, о их передвижениях, составе и т.д. Следовательно,этот гонец – не только символ единства Эллады, но и её разведчик. Гемеродром имел право умереть от усталости не раньше, чем выполнитзадание. Не хотелось бы на этой мрачной ноте заканчивать разговор о греческихбоевых искусствах. Нет, эллинами двигал не голый энтузиазм: существовала ипрофессионализация агонов и ценные призы для победителей. А самое главное -это дух честных состязаний, который превыше политики, религии и экономики. Современная цивилизация в её нынешнем виде не существовала бы без Эллады.А Эллада немыслима без Олимпиады. Это важнее конкретных достижений борцов,оркестриков и гемеродронов!!! Список литературы 1. Панченко Г. К. Нетрадиционные боевые искусства. – Х.: «ФИЛИО»; Ростов – на – дону: «ФЕНИКС», 1997г.-С.31-69. 2. http://www.bankreferatov.ru/-----------------------[1] Это обобщающее название: конкретных разновидностей обмоток былонесколько. Самые мягкие из них назывались «эмантос» и предназначались длянаиболее «щадящих» поединков.2 Некоторые древнегреческие источники утверждают, что Скллит и Гидна дляскрытности применяли дыхательные трубки.




Похожие:

Боевые искусства древней Греции iconЦель: Сделать обобщение по теме: «Культура Древней Греции, её художественное наследие»
Образовательный аспект цели: представить художественную культуру Древней Греции как единое целое, научить ориентироваться в нем....
Боевые искусства древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения московский государственныйтехническийуниверситет им. Н. Э. Баумана. Реферат по политологиидемократия древней греции

Боевые искусства древней Греции iconМифы о героях Древней Греции в произведениях искусства
Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом...
Боевые искусства древней Греции iconКультура и архитектура Древней Греции
Широко использовали греческое театральное наследие римляне (особенно на ранних этапах развития), деятели эпохи Возрождения и Просвещения....
Боевые искусства древней Греции iconУрок изобразительного искусства в 4 классе с использованием икт тема: Олимпийские игры в Древней Греции. Эпиграф урока «О, спорт – ты мир!»
Урок изобразительного искусства в 4 классе, третьей четверти, автор – учитель изобразительного искусства ноу сош №46, юужд ст. Макушино...
Боевые искусства древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения
Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться...
Боевые искусства древней Греции iconУрок физкультура + история по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической...
Боевые искусства древней Греции iconФилософия Древней Греции
Философия древней Греции Греческая философия в VII vi веках до н э и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения...
Боевые искусства древней Греции iconМатериализм Древней Греции
Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист...
Боевые искусства древней Греции iconГеометрия в древней Греции
Математика древней Греции прошла длительный и сложный путь развития, начиная с VI столетия до н э и по VI век. Историки науки выделяют...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы