Банкротство предприятий и организаций icon

Банкротство предприятий и организаций



НазваниеБанкротство предприятий и организаций
Дата конвертации30.07.2012
Размер217.84 Kb.
ТипРеферат
Банкротство предприятий и организаций


МОКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО (ХОЗЯЙСТВЕННОГО) ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА По предмету: Предпринимательское (хозяйственное) право По теме: БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (КОНКУСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО) Проценко Денис Александрович, V Курс, 5 Группа, МЗФ МОСКВА 1999 г. План работы ВВЕДЕНИЕ 1. Конкурсное производство (основные положения) 2. Срок проведения конкурсного производства 3. Конкурсный управляющий Понятие Порядок и условия назначения управляющего Деятельность управляющего Ответственность управляющего 4. Конкурсные кредиторы Понятие Собрание кредиторов Удовлетворение требований кредиторов-залогодержателей Удовлетворение требования кредиторов при ликвидации должника ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Согласно ст. 65 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридическое лицо можетбыть признано банкротом по решению суда, если оно не в состоянииудовлетворить требования кредиторов. В отличие от ГК РФ Федеральный закон«О несостоятельности «банкротстве)» содержит конкретное определениебанкротства. В настоящее время действует Федеральный закон «О несостоятельности(банкротстве)», принятый Государственной Думой 10 декабря 1997 г.,подписанный Президентом 8 января 1998 г. и вступивший в силу 1 марта 1998г. Данный закон не является отредактированным вариантом Закона РФ «Онесостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. Так, согласно Закону 1992 г., под несостоятельностью понималасьнеспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров,включая неспособность обеспечит обязательные платежи в бюджет ивнебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над егоимуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса. Критериинеудовлетворительности структуры баланса и порядок их расчета определялисьПриложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 498.Согласно Закону 1992 г., банкротству не подлежали только те организации,сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости ихимущества. В Законе 1998 г. такого положения нет, то есть в новом Законе обанкротстве расширен круг юридических лиц, могущих подвергнуться процедуребанкротства. Закон 1998 г. не конкретизирует причин банкротства, а определяетположение организации на определенный момент. Представляется, что такойподход лучше способствует выявлению неплатежеспособных организаций. Вположениях Закона о банкротстве 1998 г. в отличие от Закона 1992 г.просматривается иная идеология. В основу критерия банкротства положенпринцип неплатежеспособности. Согласно ст. 2 Закона 1998 г., банкротствомявляется «признанная арбитражным судом или объявленная должникомнеспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей». В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», как и в законе1992 г., оговорены необходимые условия, при которых может быть возбужденодело о банкротстве.
Дело о банкротстве возбуждается, если требования корганизации в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеровоплаты труда, и если соответствующие обязательства не исполнены в течениитрех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Включение в законэтих условий вполне обосновано. Хотя представляется, что денежный порогнеобходимо повысить, а в лучшем случае сделать дифференцированным покатегориям предприятий. Иначе велика вероятность загрузки судов делами обанкротстве, которые в итоге окажутся исками о взыскании задолженности.Исходя из арбитражной практики, в период действия Закона 1992 г. одним изосновных мотивов, обуславливающих обращение кредиторов с заявлением овозбуждении производства по делу о несостоятельности, являлось, какправило, стремление использовать преимущества, характеризующие порядокрассмотрения дел о банкротстве, для разрешения обычных споров о расчетах. В Законе 1998 г. законодатель дает подробный ответ на ряд важныхвопросов, не решенных Законом 1992 г. Это доказывает, что при разработкеЗакона широко учитывалась арбитражная практика по делам о банкротстве. И,хотя, вопросы по применению того или иного законодательного акта варбитражной практике возникают довольно часто, в новом Законе о банкротствезаконодатель постарался ответить на уже имеющиеся вопросы и значительноконкретизировал нормы данного закона. 1. Конкурсное производство (общие положения) Конкурсное производство как процедура представляет большой интерес длярассмотрения потому, что она неразрывно связана с признанием должникабанкротом и определяет дальнейшие действия, направленные на удовлетворениетребований кредиторов. В ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» даноопределение конкурсного производства. Конкурсное производство -процедура,применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерногоудовлетворения требований кредиторов. Данная процедура является обязательной после принятия арбитражным судомрешения о признании должника банкротом. Конкурсное производство открываетсядаже в том случае, когда в ходе судебного разбирательства устанавливается,что должник не только не имеет возможности заплатить по счетам, но иникаких поступлений на его счет в будущем не ожидается. Цель осуществления конкурсного производства, по сравнению с целью,установленной Законом 1992 г., не изменилась. Она состоит в соразмерностиудовлетворения требований кредиторов, освобождении должника от долгов изащиты сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Но надоотметить, что, по сравнению с Законом 1992 г., есть отличия в сути самойпроцедуры. Эти отличия: - в сроке проведения конкурсного производства; - в открытии конкурсного производства; - в действиях конкурсного управляющего; - в очередности удовлетворения требований кредиторов и т.д. Следует отметить, что открытие конкурсного производства сопровождаетсяопубликованием сообщения и сведений о признании должника банкротом в«Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ» и официальном издании Федеральнойслужбы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению(ФСДН). С момента опубликования сведений о признании должника банкротоминформация о финансовом состоянии должника прекращает относиться ккатегории сведений, носящих конфиденциальных характер либо являющихсякоммерческой тайной. Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсногопроизводства публикуется арбитражным судом (ст. 5 Закона о банкротстве), вто время как сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсногопроизводства публикуются конкурсным управляющим (ст. 100 Закона обанкротстве). Здесь следует заметить, что данные сведения публикуются сучетом выхода в свет номеров вышеуказанных изданий, то есть датыопубликования информации в этих изданиях различны. В данном случае вопрос отом как будет определяться дата публикации сведений в Законе не решен и,возможно, решится в ходе арбитражной практики. Нельзя обойти здесь и вопрос оплаты такой публикации. В ст. 100 Закона обанкротстве говорится, что в этом случае все расходы несет должник. Но надоучитывать, что нередки случаи, когда у должника могут отсутствовать какиебы то ни было средства. В таком случае публикация осуществляется за счетсредств кредитора, обратившегося с заявлением в арбитражный суд (ст. 5 0Закона о банкротстве). В деле о признания должника банкротом кредиторявляется пострадавшей стороной и, зачастую, в результате процедурбанкротства так и не получает от должника каких-либо денежных средств.Получается, кто кредитор не только не получает возмещения убытков, но ивынужден понести расходы по оплате публикации. В настоящее время данныйвопрос остается не решенным. 2. Срок проведения конкурсного производства. Надо отметить, что до принятия Закон а о банкротстве 1998 г. ни развставал вопрос о сроках осуществления конкурсного производства. В Законе обанкротстве 1992 г. срок не был определен, поэтому такие дела длилисьгодами, не оставляя кредиторам надежды на получение хотя бы частизадолженности. В Законе о банкротстве 1998 г. сроку продолжительностиконкурсного производства посвящена ст. 97. В данной статье говорится, что«срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный судвправе продлить указанный срок на шесть месяцев». Кажется, что даннаяпроблема решена, но на самом деле все остается по прежнему, так как в п. 3вышеназванной статьи отмечается, что «при необходимости срок конкурсногопроизводства может быть продлен арбитражным судом сверх сроков,предусмотренных п. 2» этой статьи. В итоге, предельный срок конкурсногопроизводства не определен. Определение срока осуществления конкурсногопроизводства остается на усмотрение арбитражного суда. Продолжительностьосуществления конкурсного производства зависит от объема и сроковпроведения соответствующих мероприятий. Например, принятие мер,направленных на поиск и возвращение имущества должника, находящегося утретьих лиц. Представляется, что предельный срок конкурсного производствадолжен быть установлен. Если в течении определенного законом срока на лицобудет абсолютная неплатежеспособность должника, неспособность удовлетворитьхотя бы часть требований кредиторов, должник должен быть ликвидирован.Ликвидация должника в данном случае прекратит судебные расходы, в том числеи расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему. 3. Конкурсный управляющий Понятие При принятии решения о признании должника банкротом и открытииконкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсногоуправляющего. Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом дляпроведения внешнего управления и осуществления иных полномочий (ст. 2Закона о банкротстве). Конусным управляющим может быть назначено физическоелицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя,обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом вотношении должника и кредитора (п. 1 ст. 19 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве 1998 г. разрешил существенный вопрос. Он определилстатус конкурсных управляющих как плательщиков страховых взносов. Ранееданная проблема стояла перед Пенсионным фондом РФ. В настоящее время этапроблема решена, так как ст. 19 Закона о банкротстве арбитражныеуправляющие отнесены к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, наних распространяется порядок уплаты и тариф, на основании которыхуплачивают страховые взносы индивидуальные предприниматели. Порядок и условия назначения управляющего Существует определенный ст.ст.71 и 72 Закона о банкротстве порядокназначения конкурсного управляющего. Кандидатура конкурсного управляющегоможет предлагаться на собрании кредиторов либо самими кредиторами, либоналоговым или иным уполномоченным органом, а также должником илисобственником имущества должника унитарного предприятия. Утверждаетвыдвинутую кандидатуру собрание кредиторов. После того как кандидатураконкурсного управляющего получила большинство голосов, она предлагается наутверждение арбитражному суду. Арбитражный суд, рассматривая предложеннуюкандидатуру арбитражного управляющего, проверяет ее на предмет соответствиятребованиям, установленным Законом о банкротстве. Здесь надо отметитьнеобходимость разъяснения данного положения. Так, в Письме ФСДН от 1октября 1998 г. № Р-1 «О вопросах, связанных с применением процедурбанкротства» разъясняется, что отклонение предложенной кандидатурыарбитражного управляющего возможно в случае несоответствия даннойкандидатуры требованиям, установленным Законом о банкротстве. Отклонениепредложенной кандидатуры по иным основаниям, в том числе по результатамоценки деловых и иных личных качеств кандидата в арбитражные управляющие,незаконно. Данное положение доказывает объективность суда в выбореарбитражного управляющего. Законом предусмотрена и ситуация, когда собраниекредиторов не предложило ни одной кандидатуры. В этом случае арбитражныйсуд назначает конкурсного управляющего по предложению других лиц,участвующих в деле или из числа лиц зарегистрированных в арбитражном суде вкачестве управляющих. В случае, если нет возможности назначить конкурсногоуправляющего в указанном порядке, арбитражный суд может назначитьконкурсного управляющего из числа сотрудников ФСДН по представлениюпоследнего (п. 4 ст. 185 Закона о банкротстве). По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собраниемкредиторов, арбитражный суд может назначить нескольких конкурсныхуправляющих (ст. 99 Закона о банкротстве). В функции арбитражного суда приназначении нескольких управляющих входит распределение между нимиобязанностей в зависимости от сложности выполняемых задач, а такжеопределение пределов ответственности каждого из них. В настоящее время деятельность конкурсных управляющих подлежитлицензированию. До введения положений о лицензировании деятельностиарбитражного управляющего конкурсные управляющие могли осуществлять своюдеятельность на основании полученного в установленном порядке аттестатаспециалиста по антикризисному управлению при условии назначения конкурснымуправляющим и регистрации в соответствующем арбитражном суде. СогласноЗакону о банкротстве 1998 г. вводится обязательное лицензированиедеятельности арбитражного управляющего. Данное положение действует с 1января 1999 г. Лицензия на осуществление деятельности арбитражногоуправляющего выдается Федеральной службой России по делам онесостоятельности и финансовому оздоровлению. Деятельность управляющего В статье 101 Закона о банкротстве перечислены функции и полномочияконкурсного управляющего. Согласно п.1 ст. 101 Закона о банкротстве «смомента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочияпо управлению делами должника» за исключением случаев, когда необходимополучение согласия кредиторов относительно продажи имущества на открытыхторгах (п. 1 ст. 112 Закона о банкротстве). Органы управления должника втечение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обязаныобеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей иштампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему, впротивном случае органы управления и руководитель должника несутответственность в соответствии с законодательством. С момента назначенияконкурсного управляющего вся деятельность должника находится под контролемпоследнего. Согласно ст. 101 Закона о банкротстве, конкурсный управляющийвправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, предъявлятьтребования к учредителям, собственнику имущества должника, иным лицам,связанным обязательствами с должником. В случае, если банкротствоорганизации произошло по вине вышеперечисленных лиц, последние несутсубсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи сдоведением его до банкротства (п. 3 ст. 56 ГК РФ). К вышеуказанным лицаммогут относиться лица, имеющие в собственности или доверительном управленииконтрольный пакет акций акционерного общества, или, например, собственникимущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания. Важным вопросом в деятельности конкурсного управляющего является оплатаего услуг. Согласно Закону о банкротстве 1992 г. размер вознагражденияконкурсного управляющего определялся собранием кредиторов. Неудобствоположений данного Закона заключалось в том, что собрание кредиторов нерегламентировало характера и порядка осуществления выплат, неустанавливался минимальный и максимальный предел суммы вознагражденияуправляющему. На практике, управляющему устанавливалось и выплачивалосьежемесячное вознаграждение. Размер вознаграждения зависел от сложности иобъема работы, расходов конкурсного управляющего, в связи с осуществлениемдеятельности. В результате не было четкой схемы определения вознаграждения.Данный вопрос зависел от решения собрания кредиторов и конкурсныйуправляющий зачастую не мог определить заранее суммы причитающегосявознаграждения. Размер оплаты услуг конкурсного управляющего колебался от10 до нескольких сотен минимальных размеров оплаты труда. Оплата услуг конкурсного управляющего, согласно ст. 22 нового Закона обанкротстве, производится в виде вознаграждения. Ежемесячный размер данноговознаграждения определяется собранием кредиторов с утверждением арбитражнымсудом либо непосредственно утверждается арбитражным судом (п. 2 ст.1593акона). Как показывает практика, размер этого вознаграждения, как правило,равен размеру заработной платы руководителя организации должника. Указанноевознаграждение выплачивается за счет имущества должника. Здесь возникаетпроблема выплаты вознаграждения конкурсному управляющему при отсутствии удолжника какого либо имущества. Согласно п. 4 ст. 25 Закона о банкротстве,данная проблема разрешается при помощи созданного при ФСДНспециализированного фонда. В случае заключения конкурсным управляющимдоговора с ФСДН возникает гарантия получения конкурсным управляющимминимального вознаграждения. Законом о банкротстве 1998 г. установлено, чтоминимальный и максимальный размер вознаграждения управляющему можетпредусматриваться правовыми актами Российской Федерации. В Законе о банкротстве оговаривается и возможность установлениядополнительного вознаграждения управляющего по результатам егодеятельности. Но выплата данного вознаграждения реальна только послепринятия соответствующих федеральных законов и правовых актов РоссийскойФедерации. Здесь может возникнуть проблема в связи с своевременнымпринятием такого рода актов, потому как до их принятия дополнительноевознаграждение арбитражным управляющим не может быть выплачено. В сравнении с Законом 1992 г.. Закон о банкротстве 1998 г. в большей мерезащищает право на вознаграждение конкурсного управляющего. Существеннойгарантией получения арбитражным управляющим вознаграждения, было быопределение минимального и максимального предела вознаграждениянепосредственно в Законе о банкротстве. Однако, в настоящее время этоневозможно в связи с активным ростом инфляции и отставанием ростаминимальной оплаты труда от оплаты минимальных жизненных потребностейнаселения. Ответственность управляющего Каждый конкурсный управляющий отвечает за неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей, возложенных непосредственно на него арбитражнымсудом. Закон о банкротстве 1998 г., по сравнению с Законом 1992 г.,устанавливает более строгие требования к профессиональному уровнюарбитражного управляющего. Статьей 21 Закона о банкротстве установлены две меры ответственностиуправляющего. Так, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностейарбитражного управляющего, повлекшее убытки для должника или кредиторов,может повлечь за собой отзыв лицензии арбитражного управляющего. А те жедействия, не повлекшие за собой причинения убытков должнику или кредиторам,могут явиться основанием для отстранения управляющего от исполнения имсвоих обязанностей. К действиям конкурсного управляющего, повлекшим убытки, можно отнестидействия, приведшие к затратам средств должника, например, в следствиенеоправданно больших расходов на взыскание задолженности, то есть расходов,превышающих саму задолженность. Убытки могут быть причинены и вследствиенесвоевременного принятия либо непринятия управляющим мер по обеспечениюсохранности имущества должника, что приведет к потере или повреждениюимущества. Если недобросовестные действия управляющего не повлекли убытков, тоуправляющий лишь отстраняется от дела, но лицензия при этом не отзывается. Конкурсный управляющий несет ответственность и в том случае, если импричинены убытки в следствие нарушения законодательства. Пример тому -осуществление должником под руководством управляющего деятельности,подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии. В этом случаеубытки взимаются с управляющего как с индивидуального предпринимателя впорядке ст. 25 ГК РФ и параграфа 2 главы 9 Закона о банкротстве. Рассматривая данный вопрос надо отметить, что арбитражный суд приневыполнении прежним управляющим своих обязанностей не может назначитьнового конкурсного управляющего по собственной инициативе. Арбитражный судназначает нового конкурсного управляющего только по ходатайству собраниякредиторов. В решении собрания кредиторов должны быть сведения окандидатуре нового конкурсного управляющего. Определение арбитражного судаоб отстранении конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению.Оно может быть обжаловано. Контроль за действиями конкурсного управляющего осуществляет собраниекредиторов, которому он предоставляет отчет о проделанной работе иарбитражный суд, которому конкурсный управляющий при необходимостипредоставляет все сведения, касающиеся конкурсного производства, а такжеотчет о результатах проведения конкурсного производства. 4. Конкурсные кредиторы Понятие Согласно ст. 2 Закона о банкротстве, конкурсными кредиторами являются«кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, передкоторыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни издоровью, а также учредителей (участников) должника -юридического лица пообязательствам, вытекающим из такого участия». Под предъявленными требованиями кредиторов понимаются требования всехкредиторов, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с моментапринятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику вмесячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемойорганизации банкротом и, соответственно, открытии конкурсного производства(ст. 175 Закона о банкротстве). Отсюда можно сделать вывод, что заявление варбитражный суд подается независимо от того, были ранее заявлены требованиякредиторов или нет. Анализируя законодательство о банкротстве, интересным представляетсявопрос, касающийся кредиторов-залогодержателей. Надо отметить, что Закон обанкротстве 1998 г. в значительной мере ухудшил положение кредиторов-залогодержателей по сравнению с Законом о банкротстве 1992 г. Так, еслиЗакон 1992 г. в ст. 29 определял, что долговые обязательства должника,обеспеченные залогом, погашаются из его имущества вне конкурса, то нынедействующий Закон установил для должников залогодержателей очередь. Статья106 Закона о банкротстве предусматривает следующую очередностьудовлетворения требований кредиторов: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которымидолжник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путемкапитализации соответствующих повременных платежей ( в первую очередь,согласно п.1 ст.64 ГК РФ, удовлетворяются и требования граждан, являющихсякредиторами кредитных организаций при банкротстве последних, а также,согласно п. 4 ст. 188 Закона о банкротстве, в первую очередьудовлетворяются требования кредиторов организаций, осуществлявшихнезаконное привлечение денежных средств граждан); во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий иоплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе поконтракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (во вторуюочередь удовлетворяются и требования профсоюзной организации, в связи снеперечислением должником на счет профсоюза удержанных из заработной платыработников предприятия-должника членских профсоюзных взносов); в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам,обеспеченным залогом имущества должника; в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам вбюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Собрание кредиторов Одним из важных моментов в процессе банкротства предприятий являетсясобрание кредиторов. От правильности подготовки и проведения собраниякредиторов нередко зависит эффективность управления имуществом должника. Согласно п.4 ст. 11 Закона о банкротстве, собрание кредиторов и комитеткредиторов представляют интересы всех кредиторов в процессе осуществленияпроцедур банкротства. Компетенция собрания кредиторов определена ст. 12Закона. Как показывает практика, арбитражный управляющий при решениисущественных вопросов банкротства должника во избежание конфликтныхситуаций должен опираться на мнение собрания кредиторов. Из вышесказанного следует, что деятельность собрания кредиторов имеет решающее значение при осуществлении процедур банкротства должника. В ст. 13 Закона о банкротстве четко определен круг лиц - инициаторовсозыва собрания кредиторов. К ним относятся арбитражный управляющий,комитет кредиторов, а также конкурсные кредиторы, налоговые и иныеуполномоченные органы, если общая сумма их требований соответственно поденежным обязательствам и обязательным платежам составляет не менее однойтрети от общей сумы требований, предъявленных к должнику и внесенных вреестр требований кредиторов. Здесь следует отметить, что в целях защитымелких кредиторов право инициативы созыва собрания кредиторов предоставленои одной трети от общего количества конкурсных кредиторов независимо отразмера их требований. Арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов в двухнедельный срокс момента обращения к нему комитета кредиторов или конкурсных кредиторов. Закон о банкротстве разделяет собрания кредиторов на первое собраниекредиторов и остальные собрания, так как первому собранию кредиторовприсущи конкретные особенности. Главной особенностью первого собраниякредиторов, помимо определенной даты проведения и предоставления протоколав арбитражный суд, а также обязательного участия в собрании временногоуправляющего является то, что Закон о банкротстве устанавливаетопределенный круг вопросов, относящихся к компетенции собрания. Так,согласно ст.65 Закона, к компетенции первого собрания кредиторов относятся: - принятие решения о введении внешнего управления и об обращении варбитражный суд с соответствующим ходатайством; - принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством опризнании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - определение количественного состава комитета кредиторов, избрание егочленов; - решение иных вопросов, предусмотренных Законом о банкротстве. Из данной статьи следует, что решение первого собрания кредиторов имеетважное значение, так как оно является основанием для принятия арбитражнымсудом одного из определяющих судьбу должника решений, например, решения опризнании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Также следует отметить, что в случае если первым собранием кредиторов непринято решение о введении внешнего управления или решение о заключениимирового соглашения либо ни одно из указанных решений первого собраниякредиторов не представлено в арбитражный суд в недельный срок с датыпроведения собрания, то арбитражный суд при наличии признаков банкротствавправе принять решение о признании должника банкротом и об открытииконкурсного производства (п. 2 ст. 67 3акона о банкротстве). Удовлетворение требований кредиторов-залогодержателей Из очередности удовлетворения требований кредиторов видно, что кредиторы-залогодержатели причисляются к кредиторам третьей очереди. Представляется,что данная последовательность удовлетворения требований кредиторов выбранаправильно, так как гораздо важнее удовлетворения требованийзалогодержателя, погашение задолженности за причинение вреда жизни издоровью, а также по оплате труда граждан, особенно в современных условиях,бедственных для каждого трудящегося человека в отдельности. Требования кредитора-залогодержателя удовлетворяются за счет всегоимущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторовдвух первых очередей, в том числе не являющегося предметом залога (п. 25совместного постановления Пленумов ВС и ВАС РФ № 6/8). Статья 109 Закона о банкротстве указывает на то, что при определенииразмера требования кредитора по обязательству, обеспеченному залогомимущества должника, учитывается задолженность должника по обязательству вчасти обеспеченной указанным залогом, и требования эти подлежатудовлетворению за счет всего имущества должника, в том числе не являющегосяпредметом залога. Однако задолженность должника по обязательству в части,не обеспеченной залогом его имущества, учитывается как требованиякредиторов пятой очереди. Так, кредитор-залогодержатель может статьодновременно кредитором третьей и пятой очередей. В арбитражной практике часто имеют место случаи банкротства предприятий,не имеющих на счетах денежных средств или имущества, или имеющие их внедостаточном объеме. Согласно ст. 106 Закона о банкротстве, передрасчетами с кредиторами-залогодержателями, покрываются судебные расходы,расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим,текущие коммунальные и эксплуатационные расходы, а также требованиякредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения,внешнего управления и конкурсного производства. Данные расчеты производятсяиз средств, вырученных от продажи имущества должника. На основании вышеизложенного кредиторы-залогодержатели в большинствеслучаев на погашение долга могут лишь надеяться. Закон о банкротстве1998г., решает эту проблему следующим образом. Пункт 5 ст. 114 Законагласит, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причиненедостаточности имущества должника, считаются погашенными, соответственнопрекращается и обеспеченное залогом обязательство, что является основаниемдля прекращения залога. В данном случае кредитор лишается права наповторное предъявление соответствующих требований. После объявлениятребований погашенными кредитор вправе предъявить их только к третьимлицам, незаконно получившим имущество должника. Данные требования могутбыть предъявлены течение десяти лет после окончания производства по делу. Удовлетворение требований кредиторов при ликвидации должника В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества идругих ликвидных активов предусмотрено направление для покрытия убытковуставного капитала. При недостаточности уставного капитала для покрытияубытков претензии кредиторов к должнику предъявляются в установленномзаконом порядке. Данное положение содержится в Приказе Минфина «О порядкеотражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением вдействие первой части Гражданского кодекса РФ» от 28 июля 1995 г. Из вышеизложенного следует, что, если стоимость имущества юридическоголица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна дляудовлетворения требований кредиторов, то юридическое лицо подлежитликвидации в порядке, предусмотренном ст.65 ГК РФ (т.е. в порядкебанкротства). Порядок такой ликвидации предусмотрен Законом о банкротстве.Так, к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации,применяются положения предусмотренные параграфом 1 главы X Закона обанкротстве. В п. 2 ст. 174 Закона устанавливается, что при обнаружениинедостаточности стоимости имущества ликвидируемого должника ликвидационнаякомиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением опризнании должника банкротом. Если указанные выше обстоятельстваобнаружились после принятия решения о ликвидации, но до созданияликвидационной комиссии, эта обязанность лежит на учредителях должника илина его руководителе (п.3 ст. 174 Закона о банкротстве). Заявление должникаподается независимо от срока кредиторской задолженности, установленного ст.3 Закона о банкротстве, а также независимо от размера кредиторскойзадолженности, установленной ст. 5 Закона. Здесь надо отметить, что нормыпараграфа 1 главы Х Закона о банкротстве являются специальными по отношениюк общим нормам, а значит, имеют приоритет перед ст.ст. 5 и 7 того жеЗакона. В Законе о банкротстве предусмотрены последствия нарушения вышеуказанныхтребований. Например, нарушение ст. 174 Закона о банкротстве являетсяоснованием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи опрекращении юридического лица, а учредители, руководитель должника илипредседатель ликвидационной комиссии, допустившие нарушение требованийданной статьи, несут субсидиарную ответственность по неудовлетвореннымтребованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника(ст. 176 Закона о банкротстве). Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику вмесячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемойорганизации банкротом и, соответственно, открытии конкурсного производства(ст. 175 Закона о банкротстве). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной всовременных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовыхкризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиями организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже«удержаться на плаву». В настоящее время число разорившихся предприятий, организаций постояннорастет Так, в соответствии с данными Высшего Арбитражного суда РФ внынешний период дела о несостоятельности (банкротстве) являются наиболеесоциально значимой категорией арбитражных дел. По итогам совещанияпредседателей арбитражных судов выявлено, что, если в 1996 г. в арбитражныесуды поступило 3740 заявлений о признании должников банкротами, в 1997 г. -5687, то в 1998 г. их количество возросло до 12781. Вместе с увеличением числа предприятий (организаций) - банкротов растетколичество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам переддругими организациями. Частыми стали правонарушения в области финансовойдеятельности предприятий. Наиболее часто с заявлениями о признаниидолжников банкротами обращаются налоговые органы. Данная ситуацияскладывается главным образом из-за того, что предприятия (организации),обязанные заявить о своей несостоятельности не делают этого, а кредиторы, всвою очередь, не могут получить информацию о платежеспособности данныхпредприятий (организаций). Согласно информации из арбитражных судов следует, что в настоящее времянаметилась тенденция подачи заявлений о признании банкротами крупнейшихпредприятий. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема банкротства сейчасвстала очень остро. Для ее решения необходимо принять все важнейшие меры. Впротивном случае в нашей стране вскоре практически не останетсяотечественных фирм, возрастет количество импорта. Оставшиеся предприятия втакой ситуации не смогут развиваться без поддержки иностранного капитала. Одна из главнейших проблем разорения предприятий (организаций) впониженном интересе государства к проблемам финансирования и развитияотечественного производства и предпринимательства. СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» с постатейным комментарием, «СТАТУТ», Москва 1998 г. Гражданский кодекс РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ Сборник постановлений ВАС РФ, Москва, 1999 г. Н.Весенева «Слушается дело о банкротстве», газета «Бизнес адвокат», № 9, 1999 г. А.Крохмалюк «Арбитражные споры в зеркале статистики», газета «Бизнес адвокат», № 5, 1999 г. О.Никитина «Конкурсное производство», газета «Бизнес адвокат» № 15, 1998 г.




Похожие:

Банкротство предприятий и организаций iconБанкротство предприятий и организаций

Банкротство предприятий и организаций iconДокументи
1. /Банкротство предприятий и организаций.doc
Банкротство предприятий и организаций iconДокументи
1. /080100.62 Экономика Экономика предприятий (организаций)=/080100.62.pdf
2.
Банкротство предприятий и организаций iconДокументи
1. /080100.62 Экономика Экономика предприятий (организаций)=/080100.62.pdf
2.
Банкротство предприятий и организаций icon1. сущность и функции финансов организаций (предприятий)
Финансы организаций (предприятий) функционируют в рамках единой финансовой системы государства, включающей
Банкротство предприятий и организаций iconНесостоятельность (банкротство) предприятий

Банкротство предприятий и организаций iconБанкротство предприятий в современных условиях

Банкротство предприятий и организаций iconБанкротство предприятий в современных услових

Банкротство предприятий и организаций iconНесостоятельность (банкротство) (предприятий [Курсовая])

Банкротство предприятий и организаций iconПеречень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики
Перечень системообразующих организаций имеющих стратегическое значение, в который вошел ряд предприятий Республики Башкортостан....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы