Жизнь и творчество Максима Горького icon

Жизнь и творчество Максима Горького



НазваниеЖизнь и творчество Максима Горького
Дата конвертации30.07.2012
Размер138.37 Kb.
ТипРеферат
Жизнь и творчество Максима Горького


ГОРЬКИЙ Максим (1821-81), русский писатель, член-корреспондентПетербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи"(1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. описал страдания"маленького" человека как трагедию социальную. В повести "Двойник" (1846)дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В.Петрашевского, Горький в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни,замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым. В 1859возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861-62) - отрагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М.М. Горьким издавал "почвеннические" журналы "Время" (1861-63) и "Эпоха"(1864-65). В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868),"Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-80) и др.- философское осмысление социального и духовного кризиса России,диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поискиобщественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.Публицистический "Дневник писателя" (1873-81). Творчество Горького оказаломощное влияние на русскую и мировую литературу.* * *ГОРЬКИЙ Максим [30 октября (11 ноября) 1821, Москва - 28 января (9 февраля)1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], русский писатель."Я происходил из семейства русского и благочестивого"Горький был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сынуниатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (гдеи родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственногодворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возиладетей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыресвященные истории Ветхого и Нового Завета" (в романе "Братья Карамазовы"воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своемдетстве). В доме родителей читали вслух "Историю Государства Российского"Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С.Пушкина. С особым одушевлением Горький вспоминал в зрелые годы о знакомствес Писанием: "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первогодетства". Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная"Книга Иова".С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое(Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились впамяти Горького и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ"Мужик Марей" из "Дневника писателя" за 1876).Начало ученияВ 1832 Горький и его старший брат Михаил (см. Горький М. М.) начализаниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н.И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебныхзаведений и оторванность от семьи вызывали у Горького болезненную реакцию(ср. автобиографические черты героя романа "Подросток", переживающегоглубокие нравственные потрясения в "пансионе Тушара"). Вместе с тем годыучебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла матьписателя, и вскоре отец отвез Горького с братом Михаилом в Петербург дляпродолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом,скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексическогоудара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Горького котцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.В Инженерном училище (1838-43)С января 1838 Горький учился в Главном инженерном училище (впоследствиивсегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал отвоенной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и отодиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А.Трутовский, Горький держался замкнуто, однако поражал товарищейначитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училищеоформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братомМихаилом, Горький читал отрывки из своих драматических произведений,которые известны только по названиям - "Мария Стюарт" и "Борис Годунов", -рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому,самыми глубокими литературными увлечениями молодого Горького; зачитывалсятакже Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. Поокончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженернойкоманде, летом 1844 Горький уволился в чине поручика, решив полностьюотдаться литературному творчеству.Начало литературного трудаСреди литературных пристрастий Горького той поры был О. де Бальзак:переводом его повести "Евгения Гранде" (1844, без указания именипереводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно Горькийработал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились).Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающегописателя: ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистскаястилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры,остросюжетное повествование. В произведениях Жорж Санд, как вспоминал он вконце жизни, его "поразила ... целомудренная, высочайшая чистота типов иидеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа".Триумфальный дебютЗимой 1844 Горький задумал роман "Бедные люди", работу над которым онначал, по его словам, "вдруг", неожиданно, но отдался ей безраздельно. Ещев рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру,доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролетчитали "Бедных людей". Под утро они пришли к Горькому, чтобы выразить емувосхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись В.Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: "... роман открывает такиетайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому".Реакция кружка Белинского на первое произведение Горького стала одним изсамых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в историирусской литературы: почти все участники, включая Горького, позднеевозвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях,описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в"Петербургском сборнике" Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя иотмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, аБелинский прямо предрекал Горькому великое будущее. Первые критикисправедливо заметили генетическую связь "Бедных людей" с гоголевской"Шинелью", имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника МакараДевушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевскойпоэтики на Горького. В изображении обитателей "петербургских углов", впортретировании целой галереи социальных типов Горький опирался на традициинатуральной школы (обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что вромане сказалось и влияние пушкинского "Станционного смотрителя". Тема"маленького человека" и его трагедии нашла у Горького новые повороты,позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческойманеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании санализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансысостояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров(не случайно избрана форма "романа в письмах"), система двойников,"сопутствующих" главным героям.В литературном кругуВойдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф.Одоевским, И. И. Панаевым), Горький, по его позднейшему признанию,"страстно принял все учение" критика, включая его социалистические идеи. Вконце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести "Двойник" (1846),в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающийего великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итогеего разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Горького скритиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева,высмеивавших болезненную мнительность Горького. Угнетающе действовала написателя необходимость соглашаться почти на любую литературную поденщину.Все это мучительно переживалось Горьким. Он стал "страдать раздражениемвсей нервной системы", появились первые симптомы эпилепсии, мучившей еговсю жизнь.Горький и петрашевцыВ 1846 Горький сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников - А.Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждалисьне только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Горький началпосещать "пятницы" М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 - кружок поэта С. Ф.Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носившихполитический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян,реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьиА. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивалисьпланы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особоетайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А.Спешневым (имевшим значительное влияние на Горького); общество ставилосвоей целью "произвести переворот в России". Горький, однако, испытывалнекоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он "читал социальныхписателей, но относился к ним критически". Под утро 23 апреля 1849 в числедругих петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелинПетропавловской крепости.Под следствием и на каторгеПосле 8 месяцев, проведенных в крепости, где Горький держался мужественно идаже написал рассказ "Маленький герой" (напечатан в 1857), он был признанвиновным "в умысле на ниспровержение ... государственного порядка" ипервоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после"ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти", 4 годами каторги слишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгуотбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников ("это былострадание невыразимое, бесконечное ... всякая минута тяготела как камень уменя на душе"). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, "суднад собой", "строгий пересмотр прежней жизни", сложная гамма чувств ототчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, - весь этотдушевный опыт острожных лет стал биографической основой "Записок изМертвого дома" (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей ужесовременников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой "Записок"оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя АполлонГригорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, чтоГорький "достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом дотого, что в "Мертвом доме" слился совсем с народом", однако шаг к такомусближению - через сознание общности судьбы - был сделан. Сразу послеосвобождения Горький писал брату о вынесенных из Сибири "народных типах" изнании "черного, горемычного быта" - опыте, которого "на целые томыдостанет". В "Записках" отражен наметившийся на каторге переворот всознании писателя, который он характеризовал позднее как "возврат кнародному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".Горькому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он вдальнейшем остро полемизировал.Возвращение в литературуС января 1854 Горький служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен вунтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращенодворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой,принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Горькийнаписал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" (обенапечатаны в 1859). Центральный герой последней, Фома Фомич Опискин,ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа, маниакальныйсебялюбец и утонченный садист, как психологический тип стал важнымоткрытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестяхнамечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Горького:театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическое развитиесобытий, усложненный психологический рисунок. Современники осталисьравнодушными к "Селу Степанчиково...", интерес к повести возник значительнопозднее, когда Н. М. Михайловский в статье "Жестокий талант" дал глубокийанализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самимписателем. Много споров вокруг "Села Степанчиково..." связано спредположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются"Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя. Идея Тыняноваспровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературногоподтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-хгг., за которыми Горький жадно следил в Сибири.Горький-журналистВ 1859 Горький вышел в отставку "по болезни" и получил разрешение жить вТвери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаиломстал издавать журналы "Время", затем "Эпоха", сочетая огромную редакторскуюработу с авторской: писал публицистические и литературно-критическиестатьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшемучастии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной,и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались"почвеннические" идеи (см. Почвенники), генетически связанные сославянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников иславянофилов, поисками национального варианта развития и оптимальногосочетания начал "цивилизации" и народности, - синтеза, выраставшего из"всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к"примирительному взгляду на чужое". Статьи Горького, в особенности "Зимниезаметки о летних впечатлениях" (1863), написанные по следам первойзаграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия),представляют собой критику западноевропейских институтов и страстновыраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразованиярусского общества на братских христианских основаниях: "русская идея ...будет синтезом всех тех идей, которые ... развивает Европа в отдельныхсвоих национальностях"."Униженные и оскорбленные" (1861) и "Записки из подполья" (1864)На страницах журнала "Время", стремясь укрепить его репутацию, Горькийпечатал свой роман "Униженные и оскорбленные", само название котороговоспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и дажешире - как символ "истинно гуманистического" пафоса русской литературы (Н.А. Добролюбов в статье "Забитые люди"). Насыщенный автобиографическимиаллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., романнаписан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослабленсоциальный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический анализ.Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетениетаинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколенийнизко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Горькому удалось теже черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовилавзлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в "Эпохе" повесть"Записки из подполья", которую В. В. Розанов считал "краеугольным камнем влитературной деятельности" Горького; исповедь подпольного парадоксалиста,человека трагически разорванного сознания, его споры с воображаемымоппонентом, так же как и нравственная победа героини, противостоящейболезненному индивидуализму "антигероя", - все это нашло развитие впоследующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокуюоценку и глубокое истолкование в критике.Семейные катастрофы и новая женитьбаВ 1863 Горький совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П.Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложныеотношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал дляромана "Игрок" (1866). В 1864 умерла жена Горького и, хотя они не былисчастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапноскончался брат Михаил. Горький взял на себя все долги по изданию журнала"Эпоха", однако вскоре прекратил его из-за падения подписки и заключилневыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись копределенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границейлето 1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая надроманом "Преступление и наказание", предназначенным для журнала "Русскийвестник" М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романыпечатались в этом журнале). Параллельно Горькому пришлось работать надвторым романом ("Игрок"), который он диктовал стенографистке А. Г.Сниткиной (см. Горькая А. Г.), которая не просто помогала писателю, но ипсихологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа(зима 1867) Горький на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова,"новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье,которого он так желал"."Преступление и наказание" (1865-66)Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, всамом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением идушевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный снеосуществленным замыслом "Пьяненькие", новый роман Горького подводил итогтворчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальныемотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое отнравственной драмы Раскольникова, "убийцы-теоретика", современногоНаполеона, который, по словам писателя, "кончает тем, что п р и н у ж д е нсам на себя донести ... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опятьк людям...". Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попыткистать "властелином судьбы", подняться над "тварью дрожащею" и одновременноосчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ Горькогона революционные настроения 1860-х гг. Сделав "убийцу и блудницу" главнымигероями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга,Горький поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений,надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философскихдиспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностьюПетербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей,система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковыхсцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральныхпроблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов" (различных точекзрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенностиромана, традиционно считающегося лучшим произведением Горького, сталиосновными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критикаистолковала "Преступление и наказание" как произведение тенденциозное,роман имел огромный успех.Мир великих романовВ 1867-68 гг. написан роман "Идиот", задачу которого Горький видел в"изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князьМышкин, "Князь-Христос", "пастырь добрый", олицетворяющий собой прощение имилосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживаетстолкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Егогибель - приговор миру. Однако, по замечанию Горького, "где только он ни пр и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту". Следующий роман"Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельностиС. Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа", ноидеологическое пространство романа много шире: Горький осмыслял идекабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., ишестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканьюромана - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судебгероев, апокалипсическим отсветом, "брошенным" на события. Современникипрочитали "Бесов" как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо егопророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман"Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которогоформируется в "безобразном" мире, в обстановке "всеобщего разложения" и"случайного семейства". Тема распада семейных связей нашла продолжение витоговом романе Горького - "Братья Карамазовы" (1879-80), задуманном какизображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житиеглавного героя Алеши Карамазова. Проблема "отцов и детей" ("детская" темаполучила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание вромане, особенно в книге "Мальчики"), а также конфликт бунтарского безбожияи веры, проходящей через "горнило сомнений", достигли здесь апогея ипредопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармониивсеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша,мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и "мире Божьем" (этимотивы достигают кульминации в "поэме" Ивана Карамазова о Великоминквизиторе). Романы зрелого Горького - это целое мироздание, пронизанноекатастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, людирасколотого сознания, теоретики, "придавленные" идеей и оторванные от"почвы", при всей их неотделимости от российского пространства, с течениемвремени, в особенности в 20 веке, стали восприниматься как символыкризисного состояния мировой цивилизации."Дневник писателя". Конец путиВ 1873 Горький начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где неограничился редакторской работой, решив печатать собственныепублицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны,рассказы. Эта пестрота "искупалась" единством интонации и взглядов автора,ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться "Дневникписателя", которому Горький посвятил в последние годы много сил, превративего в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политическойжизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные,эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования журнала из-застолкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем в 1875,1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над"Дневником", имевшим огромный успех и побудившим многих людей вступить впереписку с его автором (вел "Дневник" с перерывами до конца жизни). Вобществе Горький приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался какпроповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь наоткрытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о"всечеловечности" как высшем выражении русского идеала, о "русскомскитальце", которому необходимо "всемирное счастье". Эта речь, вызвавшаяогромный общественный резонанс, оказалась завещанием Горького. Полныйтворческих планов, собираясь писать вторую часть "Братьев Карамазовых" ииздавать "Дневник писателя", в январе 1881 Горький внезапно скончался.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Жизнь и творчество Максима Горького iconЖизнь и творчество И. Бунина Реферат По литературе Ученика 9б класса Кухаренко Олега 2000 год Жизнь и творчество И. А

Жизнь и творчество Максима Горького iconРомантизм в творчестве м. Горького содержание
В последнее десятилетие предпринимались попытки "сбросить творчество Горького с парохода современности". Однако не будем забывать,...
Жизнь и творчество Максима Горького iconЛ. Н. Андреев. Жизнь и творчество|Студент V курса ||вечернего отделения ||2 англ группы ||Рудомёткин Андрей || || || ||Преподаватель – || ||Авраменко А. П. | Москва 2001 Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Андреев Леонид Николаевич (9 (21). 1871, Орел – 12 1919, д. Нейвала, Финляндия) – прозаик, драм

Жизнь и творчество Максима Горького iconОсип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество»

Жизнь и творчество Максима Горького iconТеоретическое обоснование дружбы Пушкина и Жуковского на основе реферирования двух книг. Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Жизнь и творчество Максима Горького iconРеферат по м Х к тема: Жизнь и Творчество Ван Гога Ученица 11
Рембрандта, особенно вторая половина его творчества, начиная с "Ночного дозора", когда выросла пропасть между ним и его заказчиками-бюргерами....
Жизнь и творчество Максима Горького iconЖизнь и творчество Н. С. Лескова Жизнь и творчество Н. С. Лескова Умом Россию не понять
«освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная...
Жизнь и творчество Максима Горького iconАвтор предложенного текста рассуждает о понятии чести. А. Гранин задается вопросом: как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства
Вым, когда царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики. В знак протеста Чехов отказался от...
Жизнь и творчество Максима Горького iconФеренц Лист. Жизнь и творчество Ференц Лист. Жизнь и творчество
Доборьян (Венгрия), в семье школьного учителя Адама Листа и служанки Марии-Анны Лагер. Семья эта жила небогато: дом, в котором они...
Жизнь и творчество Максима Горького iconУчебника по теме: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
Проект разработан для изучения темы «Творчество Л. Н. Толстого» в 10 классе на уроках литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы