Экономика Южной Кореи icon

Экономика Южной Кореи



НазваниеЭкономика Южной Кореи
страница1/2
Дата конвертации24.07.2012
Размер383,73 Kb.
ТипРеферат
  1   2
Экономика Южной Кореи


Экономика Южной Кореи


Содержание.
1. Краткое описание _3
2. Госсструктуры _3
3. Макроэкономика _3
4. Промышленность _8
5. Иноинвестиции 14
6. Экспорт _22
7. Список литературы _26
1 . Краткое описание.
Республика Корея (Taehan Minguk). Находится на Дальнем Востоке, на Корейском полуострове, южнее 38-й параллели. Территория: 99,2 тыс.кв.км. Население: 45,7 млн.чел. (янв. 1997 г.). Столица: Сеул (Seoul) — 10,3 млн.чел. (янв. 1998 г.). Административное деление: 9 провинций и 2 города: Сеул и Пусан, имеющие статус провинций. Официальный язык: корейский. Денежная единица: вона = 100 чонам. Национальные праздники: 15 авг. — День освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. — День основания государства. Отмечается с 1948 г. в память об основании в 2333 г. до н.э. первого корейского государства Древний Чосон. Дипотношения с СССР установлены 30 сент. 1990 г. В дек. 1991 г. РФ признана правопреемницей СССР.
2.Госструктуры
Республика Корея — парламентская республика. Действует конституция, вступившая в силу 25 фев. 1988 г. 15 авг. 1948 г. Южная Корея была провозглашена республикой.
Глава государства — президент, избираемый населением путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По конституции 1988 г. президентская власть значительно ограничена.
Законодательную власть осуществляет Национальное собрание в составе 299 членов, из которых 253 избираются населением путем всеобщего прямого и тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.
Исполнительную власть осуществляет президент и правительство во главе с премьер-министром.
Глава государства, Президент Республики Корея — Ким Дэ Чжун (Kim Dae Jun). Избран 18 дек. 1997 г. Вступил в должность 25 фев. 1998 г.
3.Макроэкономика
Накапливавшиеся в течение ряда лет кризисные явления в экономике РК в 1997 г. достигли критического уровня. Произошло заметное снижение конкурентоспособности экономики РК, для которой при полной зависимости от импорта энергоносителей и сырья в последние годы стали характерны высокие издержки и чрезмерный рост оплаты труда, завышенные процентные ставки, высокие транспортные расходы, отставание инновационного процесса.
На фоне сократившегося внутреннего спроса рискованная инвестиционная политика крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) — «чэболей», пользовавшихся неоправданно льготными кредитами, привела к перепроизводству в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), снижению рентабельности производства.
Финансовой кризис перекрыл пути привлечения новых инвалютных средств, вызвал массовое бегство иностранного капитала из РК, рост стоимости кредита (свыше 30%), сокращение валютных резервов до 5 млрд.долл. и, как следствие, обвальное падение обменного курса воны по отношению к доллару почти в 2 раза в ноябре-декабре 1997 г.
Для преодоления кризиса в нояб. 1997 г. РК была вынуждена обратиться к МВФ с просьбой о срочном предоставлении стабилизационных займов. 3 дек. 1997 г. РК и МВФ подписали протокол о намерениях и техническое приложение к нему, определившие условия крупнейшей в истории программы международной помощи РК (57 млрд.долл.). В обмен на финансовую помощь, сформированную за счет средств МВФ (21 млрд.долл.), ВБ (10 млрд.долл.), АзБР (4 млрд.долл.), а также взносов США (10 млрд.долл.), Японии (5 млрд.долл.), Германии, Канады, Великобритании и Австрии, РК согласилась ускорить финансовую реформу, проведение жесткой фискальной политики, максимальное открытие финансового рынка для иностранных инвесторов.
Правительство обязалось принять меры по сокращению в 1998 г. темпов роста экономики до 3% (с возможным незначительным увеличением лишь в 1999 г.), удержанию инфляции в пределах 5% в год, сокращению дефицита платежного баланса по текущим операциям до уровня 1% ВНП на протяжении 1998-99 гг. Было намечено также открытие рынка краткосрочных облигаций, снятие ограничений на приобретение акций, увеличение допустимого уровня иноучастия в южнокорейских компаниях с 26% до 55%, упорядочение системы найма и увольнения рабочих и служащих.
К концу 1997 г. внешняя задолженность страны с учетом займа МВФ превысила 200 млрд.долл. (IV место в мире), произошел обвал фондового рынка (за год общая стоимость акций местных компаний уменьшилась наполовину). ВНП на душу населения в 1997 г. сократился по сравнению с 1996 г. на 11% и составил 9,4 тыс.долл. Индекс потребительских цен увеличился на 4,7-4,9%, при этом некоторые товары (нефтепродукты, газ, раст. масло, сахар, кофе, мука) подорожали на 50-60%. Уровень безработицы возрос до 2,9% (1996 г. — 2%). Объем внешней торговли РК составил около 278 млрд.долл. (1996 г. — 280 млрд.долл.).
Экономический кризис болезненно отразился на социальной сфере: сократилась реальная покупательная способность населения, многие предприятия заморозили или сократили размеры заработной платы, возросла безработица. Государство приостановило строительство ряда общественных объектов, было объявлено о грядущих изменениях в системе пенсионного обеспечения, сокращении размеров социальных субсидий и выплат.
Финансовый кризис в РК во многом способствовал победе на президентских выборах в дек. 1997 г. лидера оппозиции Ким Дэ Чжуна, сумевшего использовать недовольство южнокорейцев экономической политикой правящей партии. В своей экономической стратегии Ким Дэ Чжун делает основной упор на недопущение резкого снижения уровня жизни населения, создание либеральной экономической модели, ориентированной на поддержку малого и среднего бизнеса. Экономическая программа новой южнокорейской администрации предполагает также структурные реформы в промышленности, ускорение либерализации финансового рынка, развитие НИОКР.
Экономический кризис в РК проявившийся в истощении валютных резервов, «бегстве» из страны инокапитала, резком обесценивании нацвалюты и повальном банкротстве южнокорейских компаний, выявил целый ряд «хронических болезней» южнокорейской экономики. Наиболее серьезная из них — чрезмерная концентрация капитала в руках небольшого количества финансово-промышленных групп, которые, пользуясь своим привилегированным положением и влиянием на правительство, проводили бесконтрольную политику в области заимствований и инвестиций. Подобная практика привела к колоссальному росту долговых обязательств и образованию структурных диспропорций в экономике. Не менее значимой проблемой стала внутренняя неподготовленность общества к восприятию политики форсированной «либерализации» и «глобализации». После «открытия» внутреннего рынка многие южнокорейские компании, обремененные краткосрочными долгами и не сумевшие найти свое место в международном интеграционном процессе, пали жертвами циклических изменений мировой конъюнктуры, особенно в период азиатского кризиса. Массовые банкротства фактически парализовали финансовый сектор южнокорейской экономики, дестабилизировали кредитно-денежную систему страны.
Выход из создавшейся кризисной ситуации администрация Ким Дэ Чжуна видит в дальнейшем реформировании южнокорейского общества по западному образцу («параллельное развитие демократии и рыночной экономики»), приближая его экономическую модель к американской и отходя от азиатской. На это были ориентированы и рекомендации стабилизационной программы МФВ, которым правительство РК, хотя и с некоторыми оговорками, следовало на протяжении прошедшего года. В основу этих рекомендаций была положена неоконсервативная модель госрегулирования, предусматривающая, в частности, обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Экономическая реформа в РК осуществлялась под патронажем МВФ в несколько этапов. В период с дек. 1997 г. по апр. 1998 г. основной задачей было преодоление кризиса ликвидности за счет привлечения заёмных средств и кредитов. К марту РК получила инокредитов по линии международных организаций на 21,4 млрд.долл. Южнокорейцам удалось также реструктурировать до 90% своих краткосрочных обязательств иностранным кредиторам, которые в феврале достигали 21,8 млрд.долл. Увеличению валютных резервов способствовал и рост положительного сальдо платежного баланса по текущим операциям — до 18,9 млрд.долл. в апр. В результате в период с середины декабря по конец апреля валютные резервы страны увеличились с 3,9 до 30 млрд.долл.
Вместе с тем, сохраняющийся кризис ликвидности (из-за высоких процентных ставок) вынудил правительство использовать в янв. 1998 г. 1 млрд.долл., полученный от АзБР, на обеспечение гарантий кредитования мелких и средних фирм. В апреле им также был выделен заем в 1 млрд.долл. на приобретение импортных сырья и материалов.
В этот же период правительство вновь пошло на увеличение расчетных показателей бюджетного дефицита (с 0,7% до 1,7% ВВП) и снижение учетной ставки с 22,2% до 14,4%, что должно было способствовать приостановлению экономического спада. Одновременно были начаты реформы в финансово-банковской системе и корпоративном секторе, ликвидированы 55 убыточных корпораций и 5 банков. Для решения проблемы «безнадежных» долгов и помощи банковской сфере правительство выделило допассигнований на 64 трлн. вон, а на помощь безработным — 8,5 трлн.вон.
С июля по сент. 1998 г., правительственные реформы в финансовой сфере и реальном секторе экономики продолжались. К сентябрю удалось достигнуть относительной стабилизации обменного курса национальной валюты (1,3 тыс.вон за доллар против 1700 в начале года), приостановить рост оптовых и розничных цен, контролировать инфляцию в пределах 8%, сократить чистый внешний долг до уровня 1996 г.
Вместе с тем, уже в этот период стало очевидно, что монетаристские рецепты МВФ не в состоянии решить многих проблем южнокорейской экономики — не были приостановлены спад промпроизводства (на 6,2% во втором полугодии по сравнению с 1997 г.), рост безработицы (до 7,3% от трудоспособного населения), продолжалось сокращение совокупного внутреннего спроса (на 9% по сравнению с 1997 г.), из-за непомерных долгов южнокорейских компаний и высоких процентных ставок (свыше 20%) практически не осуществлялись инвестиции в реальный сектор экономики (сократились почти в половину по сравнению с 1997 г., так как банки РК, опасаясь финансовых рисков, предпочитали «крутить» деньги на межбанковском рынке). Обострившиеся к тому же в результате массовых банкротств (к октябрю обанкротилось свыше 20 тыс. компаний) социальные проблемы и явное нежелание крупных ФПГ брать на себя часть бремени по осуществлению реформ вынудили правительство РК ужесточить госрегулирование экономическими процессами (концепция «неолиберального этатизма»).
С сент., 1998 г. акценты в экономической политике администрации были сделаны уже на неокейнсианских методах стимулирования эффективного спроса за счёт дальнейшего снижения стоимости кредита, расширения бюджетного (дефицитного) финансирования, контролируемой эмиссии, ускоренной реструктуризации ФПГ, «рассасывания» безработицы и т.д.
В результате процентная ставка в РК сократилась с 30% (в начале года) до 8-10% к концу года, расчетные показатели дефицита бюджета были увеличены до 5% ВВП, государство пошло на увеличение ассигнований в фонд занятости, социальных выплат, предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. В рамках реформ в корпоративном секторе наиболее заметным событием стало соглашение между пятью крупнейшими ФПГ и правительством, которое предусматривает продажу чэболями нерентабельных дочерних компаний, перераспределение их сфер влияния в ключевых отраслях, а также комплекс мер, которые ФПГ должны осуществлять в целях улучшения своего финансового положения. Новая экономическая политика РК предполагает также использование до 70% бюджетных средств на финансирование госпрограмм в области строительства, НИОКР и образования.
В организационно-правовом плане реформы правительства были сконцентрированы на следующих направлениях.
1. В мае 1998 г. были сняты ограничения на приобретение иностранцами местных компаний путем нежелательных «слияний и поглощений», в результате чего количество отраслей, полностью или частично закрытых для иностранных инвесторов, сократилось до 31. В нояб. в РК вступил в действие новый Закон о поощрении прямых иноинвестиций, предусматривающий налоговые и прочие льготы иноинвесторам.
2. В сент. в РК был принят Закон об операциях с иностранной валютой, определяющий порядок их либерализации в два этапа (с 1 апр. 1999 г. и до конца 2000 г.). Законом вводилась в действие новая система госмониторинга за операциями с валютой в целях предупреждения возможных негативных колебаний) на валютном рынке.
3. Приближение уровня управления предприятиями и компаниями к мировым стандартам. В фев. 1998 г. были внесены дополнения в законодательство о банкротстве, в марте — отменена практики предоставления взаимных гарантий по долговым обязательствам между дочерними компаниями.
4. Реформа финансово-банковской сферы. 96 финансовых институтов РК (по состоянию на окт. 1998 г.) были закрыты или приостановили свои операции.
5. Реформы в корпоративном секторе предусматривали расширение прав держателей акций, улучшение финансового положения корпораций, переход на международную систему отчетности, развитие кооперационных связей между крупным и мелким бизнесом.
200 крупных южнокорейских корпораций и 12 тыс. мелких и средних компаний взяли на себя обязательства представить до конца 1998 г. уполномоченным банкам программы по оздоровлению собственных финансов и реструктуризации.
6. Реформы в области трудовых отношении. В фев. 1998 г., после принятия нового Закона о труде, рынок рабочей силы стал более эластичным. Этому способствовали поправки, предусматривающие возможность как массовых увольнений, так и создания крупных отраслевых профсоюзов.
7. Правительство пошло на сокращение госрасходов как на республиканском, так и провинциальном уровнях, а также приступило к приватизации госпредприятий. Планом приватизации предусматривается поэтапная продажа акций пяти крупных компаний в 1999 г. и шести —в 2000 г. Кроме этого, 76 их дочерних компаний предполагается также приватизировать или ликвидировать. Большое внимание было уделено повышению эффективности работы госаппарата: 50% правительственных постановлений и правил будут упразднены, численность аппарата (на всех уровнях) сократится на 11% до 2000 г.
О результатах реформ администрации Ким Дэ Чжуна можно судить по макроэкономическим показателям 1998 г. По итогам 11 мес. — год спустя после возникновения кризиса — положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям составило 27,8 млрд.долл. Положительное сальдо торгового баланса приблизилось к 36 млрд.долл., в то время как за аналогичный период прошлого года оно было отрицательным — 10 млрд.долл. Данные показатели были достигнуты в основном за счет резкого роста объемов экспорта на фоне девальвированной воны (экспорт за 11 мес. достиг 120 млрд.долл., однако эта цифра на 2% меньше прошлогодней) и сокращения на 37% импорта (за 11 мес. объем импорта РК не превысил 85 млрд. долл.).
С начала реформ запасы иновалюты в стране увеличились на 29,6 млрд.долл., достигнув отметки в 50 млрд., что позволяет говорить о стабилизации положения на финансовых рынках. В пользу этого утверждения свидетельствуют также увеличение валютных активов до 132 млрд.долл., укрепление нацвалюты (с 1690 вон за 1 долл. в начале года до 1200 вон в дек. 1999 г.), а также низкие темпы инфляции, не превышающие, как и предписывалось МВФ, 8% по итогам года. При этом индекс потребительских цен за 11 мес. увеличился лишь на 6,8%. Стабилизации финансовой ситуации способствовали, помимо жесткой политики правительства по реструктуризации банковской сферы, благоприятные внешние факторы: снижение процентных ставок в США, усиление курса йены, снижение цен на импортное сырье и материалы, повышение ценовой конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировых рынках.
Несмотря на видимые улучшения в финансовой сфере, говорить о приостановлении кризисных процессов в реальном секторе экономики пока не приходится. В стране по-прежнему продолжается спад промпроизводства (в среднем на 6% по итогам года), отмечается низкая загрузка производственных мощностей, велика доля нереализованной продукции на складах предприятий.
ВВП РК в 1998 г. снизился по сравнению с прошлым на 5,9%, при этом темпы снижения до сих пор не приостановлены (в I кв. падение на 3,9%, во II и III — на 6,8%, в IV — на 6%).
В условиях продолжающегося кризиса в стране южнокорейцам так и не удалось достигнуть одной из главных целей своей экономической политики — увеличения притока прямых иноинвестиций, призванных дать импульс отечественной промышленности. Несмотря на то, что прирост иностранных инвестиций в сент. 1998 г. составил 22,6% по сравнению с сент. 1997 г., в целом за 1998 г. объем привлеченных инокапиталовложений не превысил 9 млрд.долл., что было ниже ожидавшихся показателей.
Непростой продолжает оставаться ситуация и в социальной сфере. Безработица охватила около 2 млн.чел. (7,8%), что несет в себе опасность трудовых и социальных конфликтов. ВНП на душу населения с 9511 долл. в 1997 г. сократился в 1998 г. до 6463 долл. (за основу подсчетов взят средневзвешенный курс в 1400 вон за доллар, инфляция — 8,5%, экономический спад — 7%, прирост населения — 0,89% за год). В результате РК по такому показателю, как ВНП на душу населения, отодвинулась с 34-го на 42-е место в мировой классификации.
Позитивные тенденции, наблюдавшиеся в экономике РК во второй половине 1998 г. и достигнутые, во многом благодаря реализации предложенного МВФ пакета антикризисных мер, в целом сохранятся и на протяжении 1999 г. Ожидается дальнейшее увеличение положительного сальдо торгового и платежного балансов, валютных резервов, стабилизация обменного курса национальной валюты, рост совокупного индекса стоимости акций южнокорейских компаний. Несмотря на ожидаемое улучшение финансового положения в реальном секторе экономики (которое произойдет, если правительству удастся реализовать свою промполитику и реструктурировать местные ФПГ), объемы промпроизводства начнут расти, лишь во второй половине 1999 г., после того, как цикл экономического кризиса в РК достигнет своей нижней точки и в экономике начнется оживление.
Положение на финансовом рынке. Дебют евро не привнес каких-либо существенных новых моментов в ситуацию на валютном и фондовом рынках РК, наметившаяся тенденция к росту курса нацвалюты продолжает сохраняться.
Укрепление воны (до 1150 ед. за долл. к концу янв. 1999 г. по сравнению с курсом в 1200 вон за доллар в начале 1999 г.) было связано с усилением японской йены относительно доллара США, а также с наплывом инокапитала на фондовый рынок РК. Если эти два фактора сохранятся и впредь, то к концу 1999 г. курс может достигнуть 1100 вон за доллар. Однако подобный сценарий маловероятен. Он не устраивает местных экспортеров, чья конкурентоспособность на мировом рынке может заметно понизиться. Дабы избежать этого и стабилизировать нацвалюту правительство РК намерено снизить ставку рефинансирования с нынешних 6,5 до 5%. В условиях низких процентных ставок у корпораций появится дополнительный стимул покупать иностранную валюту на сеульском валютном рынке и они откажутся от иностранных заимствований. При этом минфин и ЦБ РК исходят из того, что им удастся удержать под контролем естественный в условиях низких процентных ставок приток спекулятивного капитала на местный фондовый рынок и рынок недвижимости.
Оценивая возможные последствия введения евро для южнокорейской экономики, некоторые местные эксперты отмечают, что возможный перелив мирового капитала в финансовые инструменты еврозоны повысит стоимость акций европейских компаний и негативно повлияет на приток иностранных инвестиций в южнокорейскую экономику, что затруднит задачу снижения процентных ставок в РК и стимулирования экономического роста. К тому же единый европейский рынок ценных бумаг, который использует евро, не сможет быстро смягчить давление на РК при аккумулировании средств, так как стоимость заимствований на этом рынке будет сравнительно высокой с учётом возможных рисков.
В случае укрепления новой европейской валюты на фоне снижения обменного курса доллара ожидается усиление конкуренции со стороны американских фирм как на местном, так и на мировом рынках. Если США пойдут на дальнейшее снижение учетных ставок, то это «подхлестнет» курс воны, что также не на пользу южнокорейцам.
Снижение курса евро, в свою очередь, может нанести ущерб южнокорейскому экспорту, которому придется конкурировать с более дешевыми европейскими товарами (страны ЕС являются третьим после США и Японии торговым партнером РК).
Несмотря на подобные опасения, представители официальных кругов РК склонны оценивать введение евро более оптимистично. Так, из заявлений министра финансов и экономики РК Ли Гю Сона следует, что единая европейская валюта значительно сократит затраты на внешнеторговые операции со странами Зап. Европы и будет способствовать увеличению товарооборота с ними. В Сеуле также исходят из того, что появление евро ограничит доминирование доллара (и, соответственно, США) в мировой экономике и сделает ситуацию на финансовых рынках более контролируемой и прозрачной. В условиях дефляционной политики рынок облигаций евро предоставит РК дополнительные возможности для сбора средств и преодоления кризиса. Устойчивая валюта евро предоставит РК еще больше шансов на поставку в Европу своих товаров и будет содействовать инвестициям европейских предприятий в южнокорейскую экономику. Одновременно евро создаст хорошую основу для стабилизации валютного рынка, так как ЦБ будет иметь возможность выбрать евро в качестве резервной валюты, тем самым сможет теснее увязать национальную валюту с евро или валютами основных торговых партнеров и в дальнейшем не будет использовать для взаимных расчетов доллары в нынешнем объеме.
Рынок страхования автотранспорта. В этой сфере работают 11 местных и 2 иностранные (CIGNA, AHA) компании. На коммерческое и долгосрочное страхование приходится 57% заключаемых контрактов (11 и 46% соответственно), на автомобильное — 43%. В 1997 г. сумма известных страховых премий на рынке легковых автомобилей составила около 4,7 млн.долл. (на всем автотранспортном рынке — 10,86 млн.долл.).
Рынок страхования автотранспорта в стране поделен: 27,6% всех операций приходится на Samsung, 14,1% — Hundai, 13,6% — Dongbu, 11,6% — на LG. На остальные компании приходится чуть более 33%.
Применяется два вида страхования автотранспорта — обязательное (с 1963 г.) и добровольное. В первом случае сумма возмещения (пострадавший — физическое лицо) фиксированная и не может в среднем превышать: в случае гибели — 60 млн.вон, травмирования — 15 млн.вон, при постоянной недееспособности — 60 млн.вон; во втором случае сумма возмещения не ограничена.

4.Промышленность
Ситуация в промышленности РК продолжает определяться кризисными явлениями, наблюдавшимися на протяжении 1998 и начала 1999 гг. Низкой остается степень загрузки производственных мощностей (около 70%), высока доля нереализованной продукции, не прекращаются массовые банкротства, во многих отраслях объемы производства сокращаются. Негативное влияние на местных производителей и экспортеров оказывают завышенный курс нацвалюты по сравнению с долларом, высокая стоимость кредита, низкий внутренний спрос, неблагоприятные внешнеэкономические факторы.
Вместе с тем, стабилизация финансового положения и увеличение положительного сальдо торгового баланса РК в 1998 г. позволяют говорить о создании предпосылок для улучшения ситуации в промышленном секторе. Рост мировой экономики, падение цен на сырьевых рынках наряду с мерами правительства РК по снижению процентных ставок, контролем над инфляцией и валютным курсом, осуществляемая государством программа реструктуризации основных отраслей промышленности также должны способствовать увеличению объемов производства и увеличению экспорта.
Автомобилестроение. Отмеченное в 1998 г. резкое сокращение спроса на предметы длительного пользования, привело к падению на 48,7% объемов продаж автомобилей на местном рынке. При этом парк малолитражных автомобилей (объемом двигателя до 800 куб.см), покупателям которых предоставлялись дополнительные налоговые льготы, увеличился с 6,4 до 24,1%. Незначительный рост экспорта автомобилей в 1997 г. не смог компенсировать потери, вызванные сужением внутреннего рынка. Увеличение доли в экспорте малолитражных и, соответственно, дешевых автомобилей также повлияло на сокращение поступлений от экспорта. В результате в 1998 г. объем производства автомобилей в РК сократился на 29,9%. Средняя загрузка производственных мощностей в автомобилестроении не превышала 49,9%.
1998 г. для автомобилестроения стал периодом структурных преобразований — «Дэу Моторс» приобрела компанию «Санъён Моторс», а «Хёндэ Моторс» выиграла тендер на право покупки контрольного пакета акций обанкротившейся «Киа Моторс».
Меры правительства РК по поддержке автомобилестроения не дали ожидаемых результатов из-за массовых увольнений (свыше 30 тыс.чел.), охвативших эту отрасль, а также банкротств мелких и средних компаний, выпускающих комплектующие для автомобильных гигантов.
В 1999 г. местные эксперты ожидали увеличение спроса на продукцию автомобилестроения на 16% (870 тыс. автомобилей). Этому, по их мнению, должен способствовать рост внутреннего потребления во второй половине года. Экспорт автомобилей в 1999 г. должен возрасти на 6%.
Судостроение. С началом экономического кризиса в РК портфель заказов у южнокорейских судостроителей значительно уменьшился. Это объяснялось сложностями с предоставлением иностранным заказчикам гарантий первоклассных банков в отношении возврата кредитов, что явилось результатом падения индекса кредитоспособности РК. В янв. 1998 г., впервые за всю историю южнокорейского судостроения, объем новых заказов был равен нулю. Однако последовавшая девальвация воны и жесткая ценовая конкуренция, а также агрессивная маркетинговая стратегия южнокорейских компаний позволили увеличить портфель заказов (он составил 80% от объема прошлого года). В окт. 1998 г. имевшиеся заказы позволяли загрузить южнокорейские верфи работой на 2 г. В наиболее благоприятной ситуации оказались крупные судостроительные компании. Мелкие и средние фирмы, испытывающие трудности с получением кредитов, а также в условиях низких мировых цен на суда, не смогли обеспечить себя достаточным количеством заказов.
В 1999 г. ожидался рост заказов на новые суда (примерно на 10%), чему будут способствовать сильная йена и стабилизировавшийся обменный курс корейской воны. Доля южнокорейских судостроительных компаний в общемировом портфеле заказов также должна возрасти. В 1999 г. объем производства судов в РК и, соответственно, их экспорт увеличатся в среднем на 2,3% по сравнению с 1998 г., достигнув в 7,5 млрд.долл.
Бытовая электроника. Производство бытовой электроники в РК в 1998 г. возросло на 6,6%. Однако объем продаж большинства товаров этой группы (телевизоров, видеомагнитофонов и др.) из-за падения покупательной способности населения сократился на 40-60% (в 1998 г. стиральных машин было продано на 40% меньше, чем в 1997 г., холодильников — на 9%).
Экспорт электротехнических изделий в 1998 г., даже в условиях девальвированной воны, сократился на 13% (телевизоров — на 22%). Вместе с тем экспорт микроволновых печей и холодильников увеличился на 6% и 0,7% соответственно. Сократились объемы экспорта южнокорейской бытовой электроники в странах ЮВА, СНГ и Лат. Америки. А экспорт этой категории товаров в США возрос в 1998 г. на 23% (видеомагнитофонов и микроволновых печей на 60 и 30% соответственно).
В период экономического кризиса южнокорейские компании прилагали максимум усилий для диверсификации рынков сбыта, усовершенствования маркетинговых технологий. Особо агрессивная политика проводилась на рынках Бл. Востока и Сев. Америки, что вызвало антидемпинговые меры со стороны США (они касались корейских телевизоров высокой четкости изображения и проекционных телевизоров).
В первой половине 1999 г. ожидалось увеличение экспорта бытовой электроники, за которым должно последовать увеличение её производства. Вместе с тем, такие факторы, как высокие цены на импортные комплектующие, финансовая нестабильность развивающихся рынков и низкие цены на электронику на мировом рынке (особенно производимую развивающимися странами), будут оказывать сдерживающее влияние. С учетом этого южнокорейские товаропроизводители концентрируют усилия на экспорте высокотехнологичных товаров (например, цифровых электробытовых приборов) на рынки развитых стран.
В 1999 г. не ожидается увеличения спроса на бытовую электронику и в самой РК, поскольку новые виды товаров (цифрового формата) пока лишь начали появляться на рынке.
Производство полупроводников. В июне 1998 г. экспорт полупроводников сократился на 27,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В последующем тенденцию к снижению экспорта этой категории товаров удалось переломить, и общий объем поставок полупроводников по итогам года сократился лишь на 3,2%. Производство полупроводников увеличилось в 1998 г. на 35,4%, стоимость «чипов» (DRAM) на протяжении того года продолжала оставаться на низшей отметке, отмеченной в июне. Эти обстоятельства, а также неясные перспективы мирового рынка полупроводников вынуждают южнокорейские компании сокращать (почти на треть) объемы инвестиций в производство полупроводников как внутри страны, так и за рубежом — три основные производителя полупроводников в РК были вынуждены сократить объемы производства из-за низких мировых цен на выпускаемую продукцию.
Невысокая норма прибыли в этой отрасли вынуждает южнокорейские компании идти также на реструктуризацию производств, особенно с учетом того, что цены на продукцию падают быстрее, чем затраты на ее производство. Повышенные затраты в этой области связаны, в первую очередь, с удорожанием (в долларовом эквиваленте) аренды взятого в лизинг импортного оборудования. В данных условиях компании пытаются привлечь дополнительные заемные средства из-за рубежа и избавляются от ряда производств, которые становятся мало конкурентоспособными. Правительство призывает южнокорейские компании сконцентрироваться на профилирующих производствах. (Речь, в частности, идет о слиянии полупроводниковых производств компаний «Хёндэ» и «Эл-Джи». В случае их объединения новая компания станет вторым крупнейшим производителем полупроводников в мире после компании «Самсунг».)
Отмечается усиление давления со стороны иноконкурентов на южнокорейских производителей полупроводников. В ход идут антидемпинговые меры, угрозы задержать предоставление траншей, обещанных РК в рамках стабилизационной программы МВФ, и т.д. В сент. 1998 г. США ввели высокий антидемпинговые пошлины на «чипы» компаний «Хёндэ» и «Эл-Джи». Не исключено, что примеру США последуют европейские и другие страны.
В 1999 г. в области производства полупроводников началось оживление (рост на 13,3%). При этом экспорт должен увеличиться на 13,7% (из-за массового распространения в мире программы Windows 98 и спроса на ПК с процессором Pentium II).
Южнокорейским компаниям вряд ли удастся достигнуть объемов экспорта прежних лет. Этому будут препятствовать затоваривание на рынке полупроводниковой продукции, «сужение» азиатских рынков в результате экономического кризиса. Однако спрос на современные виды продукции неуклонно растет.
Телекоммуникационное оборудование. Объемы продаж упали на 10-20% (поставки телефонных станций и компьютеров на 50% и 35% соответственно). Было отмечено увеличение спроса лишь на мобильные телефоны и сопутствующее оборудование (на 40%). Экспорт телекоммуникационного оборудования из РК сократился в 1998 г. на 4,8% при одновременном снижении экспортных цен. Вместе с тем экспорт мобильных телефонов вырос в 1998 г. почти на 60%, главным образом на американский рынок.
В 1999 г. прогнозируется увеличение производства телекоммуникационного оборудования, в первую очередь мобильных телефонов. Однако темпы роста будут невелики из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка. Основным катализатором здесь станет экспорт телекоммуникационного оборудования стандартов GSM и CDMA. Рынок телекоммуникационного оборудования РК начиная со второй половины 1999 г. стал полностью открытым для иноконкурентов.
Компьютеры. Ситуация на рынке компьютеров РК в 1998 г. оставалась сложной. Так, объем экспорта компьютерных мониторов, которые являлись основным товаром, поставляемым за рубеж, сократился в ценовом выражении почти на 30% (несмотря на увеличение объемов поставок). Среди производителей ПК «на плаву» остались лишь крупные компании — в основном те, которые переключились с производства компьютерных мониторов на выпуск жестких дисков и CD-ROM. Многие компании в поисках выхода из кризисной ситуации создавали СП (за счет продажи части своих акций иностранцам) по производству мобильных телефонов.
В 1999 г. местные производители связывают надежды на увеличение объемов продаж с ростом экспортных поставок высокоскоростных периферийных устройств, увеличением спроса со стороны частного сектора и государства, а также с диверсификацией сбытовой сети за рубежом. Ожидается рост объемов производства на 16,7% по сравнению с прошлым годом, экспорта на 15,6% (до 5,9 млрд.долл.), рост внутреннего потребления — на 18,6% (до 2,7 млрд.долл.).
Общее машиностроение. Несмотря на то, что в этой области в 1999 г. прогнозируется увеличение объемов производства и экспорта, докризисные показатели в ближайшем будущем вряд ли будут достигнуты — низок уровень загрузки производственных мощностей, простаивает оборудование стоимостью 20 трлн.вон.
При условии, что азиатские страны сумеют в какой-то степени преодолеть кризисные явления в экономике, появится возможность увеличить в 1999 г. объем экспорта продукции общего машиностроения РК до 8,9 млрд.долл., что на 3,8% больше показателей прошлого года.
Сталелитейная промышленность. Поставки на внутренний рынок холоднокатаной стали в 1998 г. сократились на 60,1%, металлоконструкций — на 56,1%, стальных труб — на 46,1%. Благодаря заказам со стороны судостроительных компаний, поставки листового железа сократились лишь на 4,5%. Производство стали в РК в 1998 г. уменьшилось на 0,4%. Банкротство таких сталелитейных компаний, как Hanbo Steel и Hwan Young Steel, привело к сокращению выпуска практически всех видов металлоизделий за исключением листового железа. Загрузка производственных мощностей в южнокорейской металлургии в 1998 г. в среднем не превышала 85%.
Сокращение производства стали в РК было обусловлено также общемировой тенденцией к снижению объемов производства в этой области. В марте 1998 г. Япония начала сокращать объемы производства стали в целях поддержания цен, ее примеру последовали Россия, Индия, страны ЮВА, некоторые европейские страны. Не стала исключением и РК.
Несмотря на падение спроса на металл со стороны азиатских стран и Японии, экспорт стали из РК в 1998 г. увеличился на 47%, что было связано с девальвацией воны. Однако рост поставок южнокорейской стали встретил жесткое противодействие со стороны правительств США и стран Европы, которые рассматривают возможность применения антидемпинговых процедур по ряду позиций южнокорейского экспорта (нержавеющая сталь, горячий прокат, холоднокатаная сталь).
В 1999 г. в сталелитейной промышленности РК дальнейший спад производства маловероятен, поскольку потребление стали основными отраслями промышленности растет (за год потребление должно увеличиться на 5,2%). Экспорт стали сократится в 1999 г. на 13,6% по сравнению с прошлым годом.
В 1999 г. ожидается сокращение поставок стали на внутренний рынок на 3,7% (будет произведено 38 млн.т., на 2,9% больше объемов прошлого года).
Нефтехимическая промышленность. В 1998 г. спрос на продукцию нефтехима на внутреннем рынке РК сократился на 15-35% (в основном на те виды продукции, которые находят применение в автомобилестроении, строительстве и производстве электротехнических изделий).
Основными рынками сбыта нефтехимии стали США и Европа. Несмотря на сокращение экспортных цен, доходы нефтехимических компаний РК в 1998 г. продолжали оставаться стабильными, чему способствовали такие факторы, как низкие цены на сырую нефть, выгодный для южнокорейских компаний обменный курс воны и возросшие объемы экспортных поставок. Увеличившийся спрос на продукты нефтехимии со стороны КНР и сокращение поставок на мировой рынок нефтехимической продукции из РК, Японии и Тайваня позволили поддерживать мировые цены на относительно высоком уровне. После сокращения объемов производства в 1998 г. степень загрузки производственных мощностей в этой отрасли не превышала 80%.
В 1999 г. спрос на продукцию нефтехимической отрасли на внутреннем рынке РК будет расти. Однако объемы производства и экспорта останутся ниже уровня прошлых лет из-за отсутствия новых инвестиций в эту отрасль в 1998 г. и усилившейся конкуренции на мировом рынке нефтехимпродукции.
В первом полугодии 1999 г. объем экспорта должен был возрасти на 4,8% (до 3,4 млн.т.), а во втором полугодии — несколько сократиться из-за роста потребления на внутреннем рынке. РК в 1999 г. планирует импортировать продукции нефтехима в объемах прошлого года, на 28 млрд.долл.
Текстильная промышленность. В 1998 г. производство текстильных изделий в РК сократилось на 9,1%, объем продаж упал на 1,8%, 10,3% произведенной продукции остались нереализованными.
Производство готовой одежды в этот же период сократилось на 24,9%, поставки — на 26%, объем нереализованной продукции составил 9,6%.
Сокращение объемов экспорта тканей — одной из главных статей южнокорейского экспорта — повлияло на общее сокращение экспорта текстильных изделий (на 6,6%). Вместе с тем, экспорт готовой одежды из РК увеличился на 14,9% (лучший показатель с 1990 г.). Основными рынками сбыта одежды южнокорейского производства стали США и Европа.
В 1999 г. ожидается увеличение спроса на шерстяные ткани, готовую одежду южнокорейского производства со стороны импортеров. В целом спрос на внутреннем рынке должен увеличиться на 3,6% до 15,4 млн.т. Прогнозируется рост объемов производства на 4,8% (в основном за счет выпуска синтетических тканей). Должно возрасти также производство х/б тканей на 9%.
Экспорт текстильной продукции мельче, в 1999 г. достигнет 1,68 млн.т. (на 7% больше показателя предыдущего года). В долларовом выражении объем экспорта текстиля из РК увеличится на 3% до 17,1 млрд.долл.
Объемы производства и экспорта продукции РК в %, по сравнению с аналогичным
периодом 1998 г. и 1 полуг. 1999 г.
Произв. Эксп. Произв. Эксп.
Автопром -29,4 -15,8 18,5 12,8
Судостроение 5 5 2 1,4
Электротехника -31,7 -58,2 4 6,2
Компьютеры -27,4 -13 12,9 15,2
Полупроводники -7,5 -13 13 12,6
Телеком 4,4 -3,9 6,3 17,2
Машиностроение -21,9 16,8 -2,3 4
Металлургия -7,8 -4,8 -9,1 -20,7
Нефтехимия 6,8 18 4,5 5
Текстиль -0,4 3,2 5,2 4,8
Промышленность — -3,9 — 5,1
     
  1   2




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономика Южной Кореи iconЭкономика Южной Кореи

Экономика Южной Кореи icon«Финансовая система Кореи»
Прочное место среди них занимает Южная Корея. К сожалению, вопросы, касающиеся развития, формирования и функционирования финансовой...
Экономика Южной Кореи iconКурсовая работа на тему: "Экономический рост Южной Кореи"

Экономика Южной Кореи iconКурсовая работа на тему: "Экономический рост Южной Кореи"

Экономика Южной Кореи iconМодель экономического развития Южной Кореи на современном этапе

Экономика Южной Кореи iconКонтрольная работа по курсу «Мировая экономика» тема: «Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы успеха»
По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей ли­нии. Китай имеет шансы повторить...
Экономика Южной Кореи iconМесто Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика

Экономика Южной Кореи iconСовременные проблемы развития топливно-энергетического комплекса южной кореи
Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Экономика Южной Кореи iconМодель экономического развития Южной Кореи на современном этапе
Западе и поддержание относительно низких экспортных цен. Инвестиции требовали, естественно, крупных кредитов. Западные кредиторы...
Экономика Южной Кореи iconЭкологические последствия аварии на Чернобыльской аэс
Франции – 70%, Бельгии – 66%, Южной Кореи – 53%, Тайваня – 48,5%. Кроме ядерных реакторов было 326 исследовательских ядерных установок,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы