Иван Грозный icon

Иван Грозный



НазваниеИван Грозный
Дата конвертации30.07.2012
Размер168.93 Kb.
ТипРеферат
Иван Грозный


План. 1. Введение ……………………………..……………. 2 2. Первый этап царствования Детство ……..……………………………………… 2 Венчание на царство ……………………………….. 3 Период прекрасного правления Иоанна (1550-1560гг.) ………………………………..5 3. Второй этап царствования Перемены в царе, опричнина …………………………7 4. Заключительный этап царствования ……………13 5. Заключение ……………………………………….14 Иван Грозный в изображении В.О.Ключевского и Н.М.КарамзинаВведение. Иван Грозный является, той исторической фигурой, которая досих пор притягивает к себе взоры ученых, исследователей, людейинтересующихся историей. Много трудно-понимаемыхфактов имеется в этом царствовании, возникновение которыхобъясняют не всегда одинаково различные исследователи. В этой работе Я постараюсь раскрыть изображение Иоанна, какцаря и человека, В.О.Ключевским и Н.М.Карамзиным. Показать какони объясняют сложность характера Иоанна, причины тех илииных действий, какую дают оценку историческому значениюцарствования.Первый этап царствования.Детство. Царь Иван родился в 1530 г. От природы онполучил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Нообстоятельства, среди которых протекало детcтво Ивана, раноиспортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел – на четвертом годулишился отца, а на восьмом потерял и мать. Никогда Россияне имела столь малалетнего властителя. После смерти отца ИванаВасильевича, власть находилась в руках его матери Елены и нескольких бояр, которые имели наиболее сильное влияниена ум правительницы. Вскоре Елена умирает, и Иван остаетсясовсем один среди чужих без отцовского призора иматеринского привета. Таким образом Иван с детства виделсебя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «родственникимои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой егохарактера. Как все люди, выросшие среди чужих. Иван раноусвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Эторазвило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему частоприходилось испытывать равнодушие и пренебре- жение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его c младшимбратом Юрием в детстве стесняли во всем, держали какубогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Но в обстановке, в какой шло его детство, онне всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительностьи затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость состиснутыми зубами.Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых росИван, были первыми политическими его впечатле- ниями.
Онипревратили его робость в нервную пугливость, из которой слетами развилась наклонность преувеличивать опасность,образовалось то, что называется страхом с вели- кими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думатьчто он окружен только врагами. Это заставало его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всегосильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Все усилияего бойкого ума были обращены на разработку этого грубогочувства. Я думаю, вполне ясно вырисовывается картина, о томчто детство Иоанна протекало в неестественной, ненормальнойобстановке, которая неспособствовала уровновешенному , здоровому развитию ребенка. В детстве в душе Иоанна были заложенытяжелые болезни, получившие развитие и обострение, в силусложившихся обстоятельств, в дальнейшем. Эти болезни давали о себе знать всякий раз при развитии тех или иных ситуаций.Венчание на царство. Как все люди, слишком рано начавшие борьбуза сущеcтвование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В17 – 20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окру-жающих непомерным количеством пережитых впечатлений ипередуманных мыслей. Иван рано и много, стал думать своейтревожной мыслью о том, что он государь московский и всея Руси. Ивана учили грамоте, заставляя твердить часослов ипсалтырь с бесконечным повторением задов, прежде пройденного.Здесь он встречал строки о царе и царстве, о помазанникебожием. Вообще необходимо отметить, одним из любимейших занятийИвана Грозного было чтение, это был начитаннейший москвич 16 в. Недаром современники называли его «словесной мудростиритором».Главное, что читал он особенно внимательно, было духовногосодержания; везде находил он и отмечал одни и те жемысли и образы, которые отвечали его настроению, вторили его собственным думам. Так рано зародилось в голове Иванаполитическое размышление. Кажется, это занятие шло втихомолку,тайком от окружающих, которые долго не догадывались, в какую сторону направлена встревоженная мысль молодого государя, и,вероятно, не одобрили бы его усидчивого внимания книгам, если бы догадались. Вот почему они так удивились, когда в 1546г. шестнадцатиле- тний Иван вдруг заговорил с ними о том,что он задумал жениться, но прежде женитьбы он хочетисполнить древний обряд предков, венчаться на царство. Иоаннвелел митропо- литу и боярам готовиться к сему великомуторжеству, как бы утверждающему печатию веры святый союзмежду государем и народом. Между тем знатные сановники,окольничие, дьяки объезжали Россию, чтобы видеть всех девицблагоро- дных и представить лучших невест государю: он избрализ них юную Анастасию. Личные достоинства невесты оправды- валисей выбор. Примечательным в этих событиях является то, что Иван Грозный был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейскомсмысле, помазанника божия. Это было для него политическимоткровением, и с той поры его царственное я сделалось для негопредметом набожного ноклонения.Период прекрасного правления Иоанна (1550-1560гг.).По природе и воспитанию Иоанн был лишен устойчивогонравственного равновесия и при малейшем житейском затрудненииохотно склонялся в дурную сторону. Ни набожность Иоаннова, ниискренняя любовь к супруге не могли укротить его пылкой,беспокойной души, стремительной в движенияхгнева, приученной к шумной праздности, к забавам неблаго-чинным. Он любил показывать себя царем, но не в делах мудрогоправления, а в наказаниях, в необузданности прихо- тей; играл,так сказать, милостями и опалами; умножая число любимцев, ещеболее умножал число отверженных; своево- льствовал, что быдоказывать свою независимость, и еще зависел от вельмож, ибоне трудился в устроении царства и не знал, что государь,истинно незавиеимый, есть только государь добродетельный. Никогда Россия не управлялась хуже: Глкнские, подобно Шуйским, делаличто хотели именем юноши государя; наслаждались почестями;богатством и равнодушно видели неверность частных властителей; треболи от них раболепства, а не справедливости. Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобы свергнуть с себя иго злых страстей и с живоюревностию устремиться на путь добродетели, для исправленияИоаннова надлежало сгореть Москве! Нельзя, по сказанию современ-ников, ни описать, ни вообразить сего бедствия, люди сопаленными волосами, с черными лицами бродили, как тени,среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей,остатков имения; не находили и выли, как дикие звери. Царьс вельможами удалился в село Воробьево, как бы для того, чтобы и не слыхать и. не видать народного отчаяния. В сиеужасное время, кокгда юный царь трепетал в Воробъевскомдворце своем, а добродетельная Анастасия молилась, явился там какой-то удивительнью муж, именем Сильвестр, саном иерей,родом из Новагорода, приблизился к Иоанну с подъятым,угрожающим перстом, с видом пророка, и гласом убедитсльнымповестил ему, что суд бо- жий гремит над главою царялегкомысленного и злострастного, что огнь небесный испепелилМоскву. Раскрыв святое писание, сей муж указал Иоаннуправила, данные вседержителем сонму царей земных; заклиналего быть ревностным исполнителем сих уставов; предотавил ему даже какие-то страшные видения, потряс душу и сердце,овладел воображением, умом юноши и произвел чудо: Иоаннсделался иным человеком; обливаясь слезами раскаяния; простер:десницу к наставнику "вдохновенному, требовал от него силыбыть добродетельным – и приял оную. Смиренный иерей, не требуяни высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у трона, чтобы утверждать, ободрять юного венценосца на путиисправления, заключив тесный союз с одним из любимцевИоанновых, Алексеем Федорови- чем Адашевым, прекрасным молодымчеловеком, коего опи-сывают земным ангелом: имея нежную,чистую душу, нравы благие, разум приятный, любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод,а для пользы отечества, и царь нашел в нем редкоесокровище, друга, необходимо нужного самодержцу, чтобы лучшезнать людей, состояние государства, истинные потребностионого. Сильвестр возбудил в царе желание блага: Адашевоблегчил царю способы благотворения. Здесь начинается эпоха Иоанновой славы, новая,ревностная деятельность в правлении, ознаменованная счастливыми для государства успехами и великими намере- ниями. ИРоссияне современные и чужеземцы, бывшие тогда вМоскве, изображают сего юного, тридцатилетнего веце- носца как пример монархов благочестивых, мудрых, ревно- стных ко славе и счастию государства. Так изъясняются первые: ОбычайИоаннов есть соблюдать себя чистым пред богом. И в храмеи в молитве уединенной, и в совете боярском и срединарода у него одно чувство: “ Да властвую, как всевышнийуказал властвовать своим истин- ным помазанникам!” Суднелицемерный, безопасность каждого и обшая, целость порученныхему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняядума его. Обремененный делами, он не знает иных: утех,кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять своюобязанность; не хочет обыкновенных порхлад царских... Ласковый к вельможам и народу – любя, награждая всех по достоинству –щедростию искореняя бедность, а зло – примером добра, сейбогом урожденный царь желает в день Страшного судауслышать глас милости: “ Ты еси царь правды! ” Не менеехвалят его и наблюдателии иноземные, англичане, приезжавшие в Россию для торговли. “ “ Иоанн, – пишут они, – затмил своих предков и могуще- ством и добродетелию;имеет многих врагов и смиряет их. Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются русского имени. В отношении к подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любитразговаривать с ними, часто дает им обеды во дворце и,несмотря на то, умеет быть повелительным. Одним словом, нетнарода в Европе, более россиян преданного своему государю,коего они равно и страшатся и любят. Непрестанно готовыйслушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, всерешит; не скучает делами и не веселится ни звериноюловлею, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: какслужить богу и как истреблять врагов России!” В этот период правления царь вел с избранными своимисоветниками смелую внешнюю и внутреннюю политику, целью которой было, с одной стороны, добиться берега Балтийского моря и войти в непосредственные торговые и культурные отношения сЗанадной Европой, а с другой – привести в порядокзаконодательство и устроить областное управление; создать местные земские миры и призвать их к участию не только в местных судебно-административных делах, но и в деятльности центральнойвласти. Одним словом говоря Россия имела хорошего царя, котороголюбил народ и который трудился на благо государства. Второй этап царствования.Перемены в царе, опричнина. Вероятно ли, чтобы государь любимый, обожаемый мог с такой высоты блага, счастия, славы низвергнуться в бездну ужасов тиранства? Но свидетельствадобра и зларавно убедительны, неопровержимы. История не решит вопроса онравственной свободе человека; но, предполагая оную в суждении своем о делах и характерах, изъясняет те и другие, во-первых, природными свойствами людей, во-вторых, обстоятельствами или впечатлениями предметов действующими на душу. Иоанн родился с пылкими страстями, с воображением сильным. Худоевоспитание, испортив в нем естественные склонности, оставилоему cпособ к исправлению в одной вере; ибо самыедерзкие развратители царей не дерзали тогда касаться сегосвятого чувства. Друзья отечества и блага в обстоятельствах чрезвычайных умели ее спасительными ужасами тронуть, поразитьего сердце; исхитили юношу из сетей неги и с помощиюнабожной, кроткой Анастасии увлекли на путь добродетели.Несчастные следствия Иоанновой болезни расстроили сейпрекрасный союз, ослабили власть дружества, изготовилиперемену. Государь возмужал страсти зреют вместе с умом, и самолюбие действует еще сильнее в летах совершенных. Пусть доверенность Иоаннова к разуму бывших наставни- ков не умалилась; но доверенность его к самому себе увеличилась. Благодарный им за мудрые советы, государь престал чувствовать необходимость в дальнейшем руковод- стве и тем более чувствовал тягость принуждения, когда они, не изменяя старому обыкновению, говорили смело, решительно во всех случаях и не думали угождать его человеческой слабости. Такое прямодушие казалось ему непристойною грубостию, оскорбительною для монарха. Многие завидовали избранному положению Сильвестра и Адашева. И эти обыкновенные завистники, не терпящие никого выше себя, не дремали, угадывали расположение Иоаннова сердца и внушали ему, что Сильвестр и Адашев суть хитрые лицемеры: проповедуя небесную добродетель, хотят мирских выгод; стоят высоко пред троном и не дают народу видеть царя, желая присвоить себе успехи, славу его царствования, и в то же время препятствуют сим успехам, советуя государю быть умеренным в счастии: ибо внутренно страшатся оных, думая, что избыток славы может дать ему справедливое чувство величия, опасное для их властолюбия. Вскоре Адашев и Сильвестр были удалены от двора. Роковой точкой надлома Иоанна стала смерть Анастасии. Совершенно нелепо ее смерть была приписана Адашеву и Сильвестру, при помощи их завистников и недоброжелателей. Нервный и одинокий, Иван потерял нравственное равновесие, всегда шаткое у нервных людей, когда они остаются одни. При таком настроении царя в московском Кремлеслучилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1594 г. там появилось множество сарней, Царь, ничего никому не говорясобрался со своей семьей, и с некоторыми при- дворнымикуда-то в дальний путь захватил с собой утварь, иконыкресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это ни обычная богомольная, ни увеселительнаяпоездка царя, а целое переселение. Москва оставалась внедоумении; не догадываясь, что задумал хозяин.Государь остановился в Александровской слободе. Отсюда черезмесяц по отъезде царь прислал в Москву две грымоты. Водной, описав беззакония боярского правления в своемалолетство, он клал свой государев гнев на все духовенствои бояр, а всех служилых и приказных людей, поголовнообвинял их в том, что они о государе, государ- стве и обовсем православном христианстве не радели, от врагов их необороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну иземли. И вот царь гласила грамота, “от великой жалостисердца”, не стерпев всех этих измен, покинул свое царствои пошел поселиться где ему Бог укажет. Московскомупростонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царьповислал другую грамоту, которую им прочитали всенароднона площади. Здесь, царь писал, что царской опалы и гнева на них нет.Все замерло, в столице. Лавки закрылись, приказы опустели,песни замолкли, в смятении и ужасе город завопил, просямитрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челомгосударю, чтобы он не покидал государства. При этом простыелюди кричали, чтобы государь вернулся на царство оборонять их от волков и хищных людей; а за государских изменников илиходеев они не стоят и сами их истребят. Москва с нетерпением ждала царя, и долго; говорили, что он занимается тайным делом с людьми ближни- ми; угадывали оное не без боязни. Наконец, 2 февраля, Иоанн торжественно въехал в столицу и на другой день созвал духовенство, бояр, знатнейших чиновников. Вид его изумил всех. Опишем здесь наружность Иоаннову. Он был велик ростом, строен; имел высокие плеча, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос рим- ский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, “ исполненные огня ” лицо не когда приятное. В сие время он так изменился, что нельзя было: узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость; все черты исказились;. взор угас; а на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса, от неизъяснимого действия ярости, которая кипела в душе его. Снова исчислив вины бояр и подтвердив согласие остаться царем, Иоанн сказал, что он для своей и государственной безопасности учреждает особенных телохрани- телей. Такая мысль никого не удивила: знали его недоверчи- вость, боязливость, свойственную нечистой совести; но обстоятельства удивили, а следствия привели в ужас Россию: 1) царь объявлял своею собственностию города: Можайак, Визьму, Козельск, Перемышль, Велев, Лихвин, Ярославец, , Суздаль, Шую, Галич, Юрьевец и др. также волости московские и другие с их доходами. 2) выбирал 1000 телохранителей из князей, дворян, детей боярских и давал им поместья в сих городах, а тамошних вотчинников и владельцев переводил в иные места; 3) в самой Москве взял себе улицы Чертоль- скую, Арбатскую с Сивцовым Врагом, половину Никитской с разными слободами, откуда надлежало выслать всех дворян и приказных людей, не записанных в царскую тысячу; 4) назна- чал особенных сановников для услуг своих: дворецкого, казначеев, ключников, даже поваров, хлебников, ремеслен- ников; 5) наконец, как бы возненавидев славные воспоминания кремлевские и священные гробы предков, не хотел жить в великолеином дворце Иоанна 3: указал строить новый. Сия часть России и Москвы, сия тысящная дружина Иоаннова, сей новый двор, как отдельная собственность царя, находясь под его непосредственным ведомством, были названы опричниною; а все остальное – то есть все государство – земщиною, которую Иоанн поручал боярам земским. 4 февраля Москва увидела исполнение условий, объяв-ленных царем духовенству и боярам. Начались казни мнимыхизменников, которые будто бы умышляли покушаться на жизньИоанна, покойной царицы Анастасии и детей его. Опричник, или кромешник, – так стали называть их, как быизвергов тьмы кромешной, – мог безопасно теснить, грабить соседаи в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье. Сверх многихиных злодейств, к ужасу мирных граждан, следующее вошло вобыкновение: слуга опричника, исполняя волю господина, снекоторыми вещами прятался в доме купца или дворянина:господин заявлял его мнимое бегство, мнимую кражу требовал всуде пристава, находил своего беглеца с поличным и взыскивал сневинного хозяина тысячу или более рублей. Не было снисхождения;надлежало или немедленно заплатить, или идти на правеж: то естьне удовлетворенному истцу давалось право вывести должника на площадь и сечь его всенародно до заплаты денег. Иногда опричник самподметывал что-нибудь в богатую лавку, уходил, возвращался сприставом и за сию будто бы украденную у него вещь разорялкупца; иногда, схватив человека на улице, вел его в суд,жалуясь навымышленную обиду, на вымышленную брань: ибо сказать неучтивоеслово кромешнику – значило оскорбить самого царя; в таком случае невинный спасался от телесной казни тягостною денежною пенею.Одним словом, люди земские, от дворянина домещанина, былибезгласны, безответны против опричных; первые были ловом,последние ловцами, и единственно для того, чтобы Иоанн мог надеяться на усердие своих разбойников телохранителей вновых замышляемых им убийствах. Чем более государство ненави-дело опричных, тем более государь имел к ним доверен-ности: сия общая ненависть служила ему залогом их верности.Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своихревностных слуг; они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию. Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства "мог еще губить" но уже не мог изумлятьроссиян никакими новыми изобретениями лютости. Опишем тольконекоторые из бесчисленных злодеяний сего времени. Не было нидля кого безопасности, но всего менее для людей известныхзаслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть. Гнев тирана, падая на целые семейства, губил нетолько детей с отцами, супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого престу- пника. Но смерть казалась тогда уже легкою: жертвы часто требовали ее как милости.Невозможно без трепета читать в записках современных о всехадских вымыслах тиранства, о всех способах терзать человечество. Для мук были сделанны особенные печи, железные клещи,острые ногти, длинные иглы; разрезывали людей по составам,перетирали тонкими веревками надвое, сдирали кожу, выкраивалиремни из спины... И когда, в ужасах душегубства, Россия цепенела, во дворцераздавался шум ликующих: Иоанн тешился с своими палачами и людьми веселыми, или скоморохами, коих: присылали к нему из Новагорода и других областей вместе с медведями. Последнимион травил людей, и в гневе и в забаву. Таков был царь ! Ему ли, должны мы наиболее удивляться? Если онне всех превзошел в мучительстве, то его поданные превзошли всех в терпении, ибо считали власть государеву властию божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранствоИоанново гневу небесному и каялись в грехах своих; с верою,с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти, утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели и чтоземное служит ей только искушением; гибли, но спасли для насмогущество России: ибо сила народного повиновения есть силагосударственная. Таким образом время опричнины, было ужаснейшим периодом правления Ивана Грозного. Я думаю, что причины перехода копричнине и ужасных казней лежат в чертах его личногохарактера и складывавшихся неблагоприятных обстоятельствах.Заключительный этап царствования. Беспримерными ужасами тиранства испытав неизменную верность народа; не видя ни тени сопротивления, ни тени опасности для мучительства; истребив гордых, самовластных друзей Адашева, главных сподвижников своего доброго царствования; передав их знатность и богатство сановникам новым, безмолвным, ему угодным: Иоанн, к внезапной радости подданных, вдруг уничтожил ненавистную опрични- ну, которая, служа рукою для губителя, семь лет терзала внутренность государства. По крайней мере исчезло сие страшное имя с его гнусным символом, сие безумное разделение областей, городов, двора, приказов, воинства. Опальная земищина назвалась опять Россиею. Кромешники разоблачились, стали в ряды обыкновенных царедворцев, государственных чиновников, воинов, имея уже не атамана, но царя, единого для всех россиян, которые могли надеяться, что время убийств и грабежа миновало; что мера зол сполнилась и горестное отечество успокоится под сению власти законной. Уже не было имени опричников, но жертвы еще падали, хотя иреже, менее числом; тиранство казалось утомленным, дремлющим,только от времени до времени пробуждаясь. В сии годы необузданность Иоаннова явила новый соблазн впреступлении святых уставов церкви с бесстыдством неслыханным.Царица Анна скоро утратила нежность супруга, своим ли бесплодием или единственно потому, что его любострастие, обманывая закон исовесть, искало новых предметов наслаждения. Так царь, несоблюдая и легкой пристойности, уже не требуя благословения отепископов, без всякого церковного разрешения женился (около 1575года) в пятый раз, на Анне Васильчиковой. ШестоюИоанновою супругою – или, как пишут, женищем – была прекраснаявдова, Василиса Мелентьева: он, без всяких иных священных обрядов,взял только молитву для сожития с ней! Cим не кончилисьбеззаконные женитьбы царя, ненасытного в убийствах и влюбострастии! Суд небесный должен был свершиться. Во время переговоров о мире, из-за нелепости Иоанн в волнении гнева сильно ударил жезлом своим царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: « Я убил сына! » – и кинулся обнимать, целовать его, удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил бога о милосердии, сына – о прощении. Но суд небесный совершился! Так правосудие всевышнего мстителя и в сем мире карает иногда исполинов бесчеловечия, более для примера, нежели для их исправления: ибо есть, кажется, предел во зле, за коим уже нет истинного раскаяния, нет свободного, решительного возврата к добру: есть только мука, начало адской, без надежды и перемены сердца. Иоанн стоял уже далеко за сим роковым пределом. Грозный час смерти, давно предсказанный Иоанну и совестиюи невинными мучениками, тихо близился к нему. Конецжизни Иоанна, желанный для человечества, но странный длявоображения: ибо тиран умер, как жил, – губя людей, хотяпоследние жертвы не были такими многочисленными. Царь надеялсяна долголетие; но какая телесная крепость может устоятьпротив свирепого волнения страстей, обуревающих мрачную жизньтирана? Всегдашний трепет гнева и боязни, угрызение совестибез раскаяния, гнусные восторги сластолюбия мерзостного, мукастыда, злоба бессильная в неудачах оружия, наконец, адскаяказнь сыноубийства истощили меру сил Иоанновых: он чувствовал иногда болезненную томность, предтечу удара и разрушения.Весною 1584 года царь занемог опасно: вся внутренность егоначала гнить, а тело – пухнуть, и вскоре умер.Заключение. Иван грозный был сложным, неоднозначным, противоречивым,лишенным нравственного равновесия человеком и царем. Обстановка в которой протекало его детство, складывавшиеся обстоятельстваобъясняют сложность характера Иоанна. Черты его личногохарактера дали особое направлениеего образу мыслей, а образ мыслей оказал сильное притом,вредное, влияние на его образ действий. Положительноезначение царя Ивана в истории России далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям.Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкийполитический мыслитель, но он не был государственный делец.Одностороннее, себялюбивое и мнительное направлеиие егополитической мысли при его нервной возбужденности лишило егопрактического такта, политического глазомера, чутьядействительности. Царствование Ивана – одно из прекраснейших поначалу – по конечным его результатам наряду с монгольским игом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем,который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалилздание, на крыше коего эти враги сидели. Литература.1. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории.Ч.2. – М: Мысль, 1987. - С. 176-187.2. Карамзин Н.М. Предания веков. – М: Правда, 1988. –С. 547-646.3. Ключевский В.О. О русской истории. – М: Просвещение, 1993. - С. 201 - 213.




Похожие:

Иван Грозный iconРеферат на тему: Иван грозный тиран или святой
«Опричнина Ивана Грозного». Реферат основан на мнениях Скрынникова в его исследовании «Иван Грозный» и работы А. Л юрганова «Страшный...
Иван Грозный iconСравнительный анализ на основе книг К. Валишевского «Иван Грозный» иВ. Кобрина «Иван Грозный»
Сравнительный анализ на основе книг К. Валишевского «Иван Грозный» и В. Кобрина «Иван Грозный»
Иван Грозный iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Тема: проанализировать оценки историков, сравнить их, на полученной основе сделать свои выводы, кем же был Иван IV
Иван Грозный iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Тема: проанализировать оценки историков, сравнить их, на полученной основе сделать свои выводы, кем же был Иван IV
Иван Грозный iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Тема: проанализировать оценки историков, сравнить их, на полученной основе сделать свои выводы, кем же был Иван IV
Иван Грозный iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Тема: проанализировать оценки историков, сравнить их, на полученной основе сделать свои выводы, кем же был Иван IV
Иван Грозный iconИван Грозный

Иван Грозный iconИван iy грозный

Иван Грозный iconИван Грозный

Иван Грозный iconИван Грозный

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы