Роль Абая в развитии культуры Казахского народа icon

Роль Абая в развитии культуры Казахского народа



НазваниеРоль Абая в развитии культуры Казахского народа
Дата конвертации24.07.2012
Размер101.71 Kb.
ТипРеферат
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа


Минестерство образования Республики Казахстан Алматинский институт Энергетики и Связи Кафедра социальных дисциплин Семестровая работа №1 Роль Абая в развитии культуры Казахского народа Выполнил: студент группы РЭС98-8 Милевский Григорий Проверил: доцент Шицко В.Л. Алматы 1999. План: 1. Введение 2. Роль Абая в развитии духовной культуры на примере «Слов Назидания» 3. Заключение Роль Абая в развитии культуры казахского народа. Известно, что ни одно из произведений великого казахского поэта АбаяКунанбаева (1845—1904) не увидело свет при его жизни. Лишь через пять летпосле смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов.А прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанрлитературы — так называемые «Гаклия» (Слова-назидания) или «Кара сёзь»(слова в прозе), были опубликованы лишь в советское время. Но тем не менеепроизведения Абая, как поэтические, так и прозаические, получили на родинепоэта широкое распространение в рукописном виде. Стихи переписывались,заучивались и передавались из уст в уста, а прозаические произведенияраспространявшись в рукописных списках или исполнялись искуснымирассказчиками-толкователями. Какое место занимают «Гаклия» или «Кара сёзь» в творчестве АбаяКуканбаева? Мухтар Ауэзов, крупный исследователь творчества Абая, писал:«Трудно назвать жанр, к которому можно было бы отнести «Назидания». Здесь ифилософско-моралистические, и общественно-публицистические, иизобличительно-сатирические высказывания поэта. Нося в целом характер томирной, то иронически-желчной, то глубоко грустной беседы со своимчитателем, эти «Слова» прежде всего отличаются исключительно тщательнойстилистической отделанностью». Мухтар Ауэзов прекрасно понимал, для кого и с какой целью написаныАбаем назидания, эти сорок пять «Слов», содержащие как философские раздумьяпоэта о волнующих жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения,«адресованные к слушателю собеседнику в форме устного обращения к нему сглазу на глаз». Слушателями поэт считал преимущественно людей старшегопоколения. Он учитывал уровень их мышления, особенность мировосприятия ипоэтому писал свои беседы-назидания своеобразным, доступным для нихобразным языком, насыщенным афоризмами и народными пословицами. Очевидцысвидетельствуют, что «Слова» пользовались у читателей и слушателей неменьшей популярностью, чем поэтические произведения, потому что в них Абайв интересной, оригинальной форме выражал те же мысли и идеи, те же чувстваи настроения, что и в своих стихах. Вот как он представлял себе назначениепоэта: Против невежества, против зла Он обращает свой гнев, скорбя. Люди слово его пронесут Близким и дальним — из края в край. Суд справедливости, разума суд, Ты рассуди и ты покарай! Мухтар Ауэзов справедливо отметил, что Абай в прозаических обращениях кслушателю-собеседнику «становится гневным судьей или печальником народа, ив таких случаях его «Слова» превращаются в скорбную исповедь человека,обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы».Как «гневный судья» он неустанно обличал социальные пороки, зло инесправедливость в обществе, а как «печальник народа» горько сетовал наотсталость и невежество, на дрязги и раздоры, которые, по убеждению поэта,обрекали народ на униженное положение. Обличая и осуждая в своем творчествевсе, что вредит народу, что мешает прогрессу и просвещению, Абай верил всилу воздействия своего слова. Но действительность не оставляла надежд,принося поэту одни разочарования. Философско-поэтические слова Абая былисвоеобразной формой борьбы за просветительский общественный идеал.Девяностые годы XIX века, когда были написаны «Гаклии», являются самымплодотворным периодом всего творчества уже пожилого поэта. В первом слове«Гаклии» поэт написал: «Прожита жизнь — спорил я, боролся, судился, имеяодни хлопоты, и в них обессилел, устал и убедился в бесцельности всегосделанного». И вот оказалось, что все, что было, — было только унижениемчеловека, и поэт вопрошает себя: может быть, «править мне народом»,«умножать ли мне знания», «заняться исполнением обрядов религии», «занятьсявоспитанием детей»? И находит все это уже невозможным и нереальным длясебя. «Наконец решил, — пишет он, — буду развлекаться бумагой и чернилами,буду писать подряд все, что вздумается». Прошло девять лет, прежде чем Абай написал все сорок пять «Слов» -бесед и высказал в них свои сокровенные думы, чаяния и скорбные жалобы наравнодушных к голосу поэта современников. Обращаясь к содержаниюпрозаических «Слов» Абая, нетрудно установить их идейно-тематическоесходство с большим циклом стихов поэта этих лет. Справедливости ради нужноотметить, что критическое начало в поэтических произведениях гораздоострее, чем в прозаических «Гаклиях». Некоторая смягчённость тона бичеванияпороков в «Гаклиях», видимо, объясняется тем, что Абай свои беседыадресовал людям старшего поколения и тем, кого поэт, очевидно, считалсвоими ближайшими единомышленниками или последователями. Вероятно, поэтомуАбай делился с ними своими мыслями, в то время как в поэзии он разоблачалносителей зла. Абай во многих своих прозаических назиданиях как бы расшифровывает теглубокие философские-мысли, которые скульптурно вылеплены сложнымипоэтическими образами в его стихах. По объему и характеру «Слова» Абая не одинаковы, не однородны.Несколько выделяется «Двадцать седьмое слово», которое написано в формедиалога Сократа со своим учеником Аристодемом на тему о том, какимивысокими качествами наделил человека бог и каким «вечным должником» богаявляется человек за то, что он «удостоен его любви». Несколько особнякомтакже стоит «Тридцать седьмое слово». Оно состоит из двадцати трехафоризмов, не имеющих прямой связи с основной тематикой бесед. Если условно выделить эти два «Слова», которые как по объему итематике, так и по стилю отличаются от других, то остальные «Слова» можносгруппировать вокруг нескольких основных тем. Первая — это «Слова» обобщественном строе и административном управлении. К этой группе можноотнести третье, восьмое, двадцать второе, тридцать девятое, сорок первое,сорок второе «Слова». В них затрагиваются и другие темы. Но основными всеже являются рассуждения, связанные с формой правления в степи. Какизвестно, во второй половине XIX века, когда жил и творил Абай, в казахскихстепях всюду был установлен институт волостных правителей, избираемых натри года. Как и в поэзии, Абай во многих местах своих бесед-рассуждений,особенно в перечисленных «Словах», с презрением говорит о волостныхправителях и биях, сидящих на шее народа. «Кто же примет мудрый совет? Ктопослушает наставления? Ни волостной старшина, ни бий меня не услышат... Уних в голове своя забота: не оказаться виноватым перед начальством, непропустить в аул разных смутьянов». «Уважать ли мне волостного старшину ибия?—пишет он в «Двадцать втором слове».—Но нет биев и старшинсправедливых. А биям и старшинам, купившим свои места, нет основаниятребовать к себе уважения». Абай не только не склонял голову перед «властьимущими», но и всячески разоблачал их злодеяния и мошеннические проделки,сеявшие ложь, обман и сплетни, разжигавшие ссоры и дрязги, развивавшиевзяточничество, воровство, подкуп и подхалимство. По-видимому, питая иллюзии относительно возможности улучшения системыволостного и бийско-судейского правления, Абай предлагал, как и до негоЧокан Валиханов, свою реформу выборов волостных правителей и биев. Онхотел, чтобы волостной правитель был человеком, получившим образование нарусском языке, избирался народом на долгий срок, защищал народные интересы,поддерживал полезный труд, ремесла, просвещение. Наряду с этим он считалнеобходимым отменить введенное царским правительством положение об избраниисудей и следователей из родовых биев, так как они не могут справедливорешать споры и тяжбы, и вместо них предлагал учредить институт третейскихсудей, которые вели бы следствие на глазах у народа, что совпадает с тем,что некогда предлагал в «Былом и думах» Герцен. Подчеркивая прогрессивностьпредлагаемой реформы Абая, отражающей его демократическую, просветительскуюпозицию, Мухтар Ауэзов в то же время отмечает и существенный недостаток,заключающийся в том, что Абай, как и до него Чокан Валиханов, предлагалиизбирать судей на пожизненный срок. В этом сказались историческаяограниченность просветительско-демократического мировоззрения обоихказахских деятелей. Следующая тематическая группа прозаических «Слов» состоит израссуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании.Пожалуй, это самая животрепещущая из всех тем, волновавших поэта. Всюдуречь идет об отсталости казахского народа в экономической жизни, вобразовании, в науке и культуре, в чем поэт обвиняет «сильных мира сего»:царских чиновников, волостных правителей, баев и биев, а также всех тупых,невежественных, раболепствующих и пресмыкающихся перед ними людей.Беспощадно бичуя все, что держит народ в беспросветной тьме, что тормозитпрогресс и просвещение, Абай всеми силами доказывал необходимость нестиказахам науку и культуру, чтобы стать вровень с другими народами. Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Онукоряет тех родителей, которые, имея возможность учить детей, не учат ихили учат не так и не тому, попусту растрачивая свое богатство. «Но я невстречал еще человека, который, подлостью разбогатев, нашел бы потомдостойное применение своему состоянию». Такая резкая социально-изобличительная критика заканчивается следующим: «Без науки «нет блага нина том, ни на этом свете». Воспитание в детях хороших человеческих качествтакже связывается Абаем с образованием и наукой. Примечательно, чтопоследнее «Сорок пятое слово» заканчивается словами: «Тот, у кого большезнаний, любви, справедливости, — тот мудрец, тот ученый, тот и обладаетмиром». Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качествпостоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти во всех его«Словах». Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своегонарода. «Надо создать школы,—писал он в «Сорок первом слове»,—надо, чтобынаселение дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, дажедевушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцыперестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогдаказахи исправятся». Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и наряду с осуждениемвсе время наставлял своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждыйисправлял свои недостатки и недостатки своих детей. «Если б в моих рукахбыла власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человекнеисправим», — писал он в «Тридцать седьмом слове». В беспощадной критике зла и несправедливости с целью преодоления всехотрицательных черт и свойств человеческого характера и доведения Абай виделодну из своих основных задач. «Двадцать пятое слово» целиком посвящено размышлению о значении русскойкультуры и русской науки для просвещения казахского народа. «Главное —научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это урусских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знатьрусский язык и русскую культуру». Трудно переоценить значение этойпрограммы для просвещения казахского народа, для его историческисложившейся дружбы с великим русским народом и приобщения к его культуре. Всвоих стихах Абай учил отличать русский народ и его демократическуюкультуру от царских колонизаторов и их политики. Абай призывает казаховизучать русский язык, русскую науку и культуру для того, чтобы принестипользу родному народу. А в «Двадцать пятом слове» мы читаем прямой призывАбая-педагога к родителям: «Не торопись женить сына, обучай его русскойнауке, хотя бы пришлось тебе для этого заполнить все свое имущество». Многое в высказываниях Абая напоминает взгляды представителей русскойдемократической мысли. Как и в поэзии, в прозе Абая солидное место занимает тема труда. Многиепороки современников подвергались поэтом критике и осмеянию. Об этом Абайособенно страстно пишет в сорок втором, сорок третьем «Словах».«Пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. Если бы он занималсяхлебопашеством или торговлей, у него не оставалось бы и мало-мальскисвободного времени на глупости». Далее автор рисует картину и плоды этогобезделья. Он считает, что именно «безделье превратило казаха в бродягу.Выпросив у кого-нибудь на время лошаденку, он скитается из одного аула вдругой, чтобы жить на дармовщину, или собирает сплетни, стараясь вовлечьлюдей в интриги н рассорить их, или же сам вместе с подобными себе строитдругим козни. Честный труженик посчитал бы такую жизнь «собачьей». Отсюда истрастный призыв Абая к честному труду, к ведению хозяйства, к овладениюремеслом, к занятию земледелием, скотоводством и т. д. Философски осмысляется Абаем высокая роль и значение труда в жизни иисторическом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достиженийв области экономики и культуры он видит в честном труде на благо человека,народа и родины. «Ум и знания—плоды труда»,—пишет он в «Сорок третьемслове». Однако и тут ограниченность просветительско-демократическоговоззрения казахского мыслителя не позволила ему подняться до пониманияклассового характера труда. Вместе с тем следует отметить, что гуманист Абай, резко бичуя своихсовременников за антиобщественные, безнравственные поступки, винит в нихместных правителей — волостных и биев, которые не только не слушаютсядобрых советов и наставлений, но и сами разжигают низменные страсти, винитбогачей, которые считают, что «все можно купить за скот», что «честь,бесчестье, разум, наука, вера, народ для них не дороже скота». Общественно-литературная деятельность Абая протекала в условияхначавшегося разложения феодально-патриархальных отношений под воздействиембуржуазной экономики, в тяжелых условиях царской колонизации, во временасильного влияния религиозных преданий адата и шариата, национальнойраздробленности и низкого уровня грамотности казахского народа, ведшегокочевой образ жизни. Абай решительно осуждал строй насилия, эксплуатации, родовыемеждоусобицы, боролся с культурной отсталостью, звал народ к просвещению.Своим творчеством Абай содействовал пробуждению и развитию национальногосамосознания казахского народа. Тяготеющий к русским революционнымдемократам, но ограниченный условиями казахского общества, Абай не могподняться до осознания необходимости революционных преобразований,Сторонник просветительских идеалов, он переоценивал роль образования, видяв нем единственный путь к новой жизни. Не будучи атеистом, Абай призывал людей к моральномусамоусовершенствованию, боролся за улучшение нравов. Но Абай не был ирелигиозным догматиком, в религии он искал ответы на морально-этическиевопросы и, естественно, не мог их найти. Некоторые ценные и закономерные для его времени моральные сентенции внашу эпоху потеряли свою актуальность и могут рассматриваться какисторический документ. Одной из пяти главных тем прозаических назиданий и наставлений Абаяявляются вопросы, связанные с религией. Будучи идеалистом по своимфилософским воззрениям, Абай в своих нравоучениях «иногда ссылается наморалистические догмы ислама. При этом апологетику ислама он истолковываетв духе идеалистической морали» (М. Ауэзов). Но его отношение к служителямислама — муллам, хазретам, ишанам и т. д. всегда сугубо критическое,саркастическое. Различая эксплуататорскую верхушку своего народа и бедноту, Абай всеострие критики направляет на тех, кто сидит на шее народа. О бедномтрудовом народе он постоянно пишет с сочувствием и любовью. Характерно егособственное признание: «А если бы не любил, то не разговаривал, бы ссородичами, не советовался, не доверял бы им свои сокровенные мысли». В тоже время он выступал за искреннюю дружбу с другими народами, за то, чтобыродной народ учился у передовых «великой цели», «общей правде». С позицийинтернационализма и гуманизма Абай писал: «Если человек, не отделяющий себяот народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит онем, как о сознательном и честном человеке». Список Литературы: 1) Слова назидания Абая 2) А.Х. Касымжанов «Портреты штрихи к истории степи» 3)




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconДокументы
1. /Роль Абая в развитии культуры Казахского народа.doc
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconАбай Кунанбаев
В развитии литературы и культуры казахского народа исключительную веру сыграло творчество Абая Кунанбаева – классика казахской литературы,...
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconАбай Кунанбаев
В развитии литературы и культуры казахского народа исключительную веру сыграло творчество Абая Кунанбаева – классика казахской литературы,...
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconКонтрольная работа по дисциплине: культурология на тему: конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая Студент: Попцова Юлия Александровна
Целью данной контрольной работы является анализ конфуцианства, и его роль в развитии культуры Китая
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconБерлибаев Б. Т. Казахский Национальный педагогический университет имени Абая г. Алматы, Казахстан исторические корни орхоно-енисейских памятников в генезисе тюркоязычных народов
Одним из родников становления и развития исторического сознания казахского народа были орхоно-енисейские памятники. В истории они...
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconТрадиции и обычаи казахского народа
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconРоль сферы культуры в развитии
Кроме того, сфера культуры в Санкт-Петербурге оказывает существенное влияние на темпы развития таких отраслей как образование, наука...
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconМонгольское нашествие на территории Казахстана и его последствия
Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество...
Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconОпределение культуры, роль личности в ее развитии

Роль Абая в развитии культуры Казахского народа iconБитлз и их роль в развитии молодежной музыкальной культуры

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы