Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г icon

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г



НазваниеСоветское общество в период ВОВ 1941-1945 г г
Дата конвертации30.07.2012
Размер380.5 Kb.
ТипРеферат
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.


Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г. МГЭИ, 06.98ОглавлениеВведение |2 | ||Основные черты советской экономики в годы войны |3 ||Социально-политические основы прочности государства |5 ||Деятельность Советского государства и общественных организаций|7 ||в условиях войны | ||Заключение |23 ||Использованная литература |25 | Введение Великая Отечественная... 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убиваялюдей и уничтожая все, что было создано их трудом. Нет семьи, которой быне коснулась война. Не изжиты пока и известные по военным временам Представления: "какаявойна без жертв", "война спишет все", "победителей не судят". И хотясегодня уже трудно кого-либо убедить в том, будто не было грубых просчетовруководства СССР накануне и в ходе войны, неоправданных потерь, мы нередковсе еще пытаемся объединить добро и зло в ее истории под высокими словами"героическое и трагическое". С полным основанием мы пишем о прогрессивном воздействии разгромафашизма на развитие всего человечества, подчеркиваем решающую роль СССР.Но победа, сохранив и упрочив независимость нашей страны, одновременноукрепила диктатуру Сталина; она разрушила фашистские режимы в странахЦентральной и Юго-Восточной Европы, но распространила на них влияниесталинизма. Имперские тенденции сталинской дипломатии, общая еепрофессиональная ограниченность явились одной из предпосылоквозникновения "холодной войны". Этому способствовали и огромные военныепотери СССР, породившие самоуверенность правящих кругов НАТО. Односторонне истолкованы пока источники победы. Наукой признаныисключительная роль овладевшей массами идеи защиты социализма, приобретшегоновое содержание патриотизма, исключительное мужество армии и народа, ихспособность превзойти противника в военном искусстве и технике. Но главное - пока не определена полностью цена победы, историю войнынельзя считать исследованной. Во всем комплексе вопросов здесьнеизбежно выделяется ответственность за неисчислимые жертвы. Именнонежелание раскрывать это и обусловило во многом фальсификацию военнойистории. В умах советских людей мысль о том, какой же ценой досталась победа,возникла давно. Еще 25 июня 1945 года, на другой день после парада наКрасной площади, А. Довженко, например, с горечью отмечал в своемдневнике: в "торжественной и грозной речи" маршала Жукова "не было нипаузы, ни траурного марша, ни молчания". Как будто эти "тридцать, если несорок миллионов жертв и героев совсем не жили". "Перед великой их памятью,перед кровью и муками не встала площадь на колени, не задумалась, невздохнула, не сняла шапки". Нельзя сказать, что в период войны у нас совсем не упоминали о павших. Приказы содержали фразу "вечная слава героям...". Однако число ихтщательно обходили молчанием, сообщая только о колоссальных потерях немцев.
Уже 3 июля 1941 года "великий стратег" объявил о разгроме "лучших дивизийврага", а 6 ноября, совсем утратив чувство меры, утверждал, что Германияистекает кровью, потеряв 4,5 миллиона солдат и офицеров. По окончании войныНаркомат обороны СССР нарушил нравственную традицию цивилизованныхнародов, требовавшую опубликования поименных списков погибших и пленных.Первоначально упоминалось о 7 миллионах погибших. Хрущев назвал иноечисло: 20 миллионов. Брежнев в 1965 году говорил: "более 20 миллионов". А что историки? Они бездумно повторяли эти цифры. В некоторыхразделах 12-томной истории второй мировой войны приведены разрозненныесведения о потерях Красной Армии, например, в операциях за рубежом.Однако до сих пор неизвестны точное число погибших военнослужащих, включаяпленных, распределение боевых потерь по периодам войны, видам вооруженныхсил, фронтам, армиям, операциям, соотношение потерь двух враждебныхкоалиций. По прежнему можно встретить примитивные попытки выдать общиепотери восточного фронта вермахта за количество одних лишь убитых,сопоставления потерь только Красной Армии с общими потерями вермахта и егосоюзников. В последние годы, когда отдельные советские ученые началиуглубленное изучение проблемы, речь пошла уже о 27 миллионах погибшихграждан СССР. Однако и эту цифру, думается, нельзя считать окончательной.Общие потери населения СССР за годы войны оцениваются почти в 27 млн.человек. Безвозвратные потери вооруженных сил СССР составили 8 млн. 668тыс. 400 чел[1]. Громадны и материальные затраты СССР. Их изучение также далеко отсовершенства. Весьма важные вопросы даже не поставлены. Скажем, насколькоцелесообразным и эффективным оказалось экономическое обеспечениеобороны до начала войны, во что обошлись отступление армии До Ленинграда,Москвы, Сталинграда, Ставрополя, перебазирование производительных сил вбезопасные районы и другое, Не осуществлен и сравнительный анализматериальных потерь государств, участвовавших в войне. Основные черты советской экономики в годы войны Военная экономика не является особым социальным типом хозяйстваподобно, например, капиталистическому или социалистическому хозяйству. Какизвестно, социальный тип хозяйства определяется, прежде всего, характеромобщественно-производственных отношений, формой собственности на средствапроизводства. При возникновении и развитии военной экономики основныепроизводственные отношения, свойственные тому или иному социальному типухозяйства, полностью сохраняются. Поэтому, чтобы понять закономерностисоветской военной экономики, уяснить себе особенности ее воспроизводства,обобщить опыт ее создания и развития, надо постоянно помнить главное — этобыла экономика социалистического государства военных лет. В организации советской военной экономики решающая роль принадлежалаСоветскому государству, руководимому Коммунистической партией. Проводяполитику защиты коренных интересов всех граждан социалистического общества,распоряжаясь основными средствами производства и учитывая в своих действияхобъективные экономические законы, Советское государство направляло развитиенародного хозяйства в годы войны. Опираясь на преимущества плановойсоциалистической экономики, Советское государство радикально перестроиловсю экономику для успешного ведения борьбы с немецко-фашистскимизахватчиками, для организации и развития военного хозяйства нового типа.Это первый в истории опыт всеохватывающего и эффективного использованияметодов планового руководства социалистическим народным хозяйством вусловиях большой войны. Советская военная экономика имела в своей основе социалистическуюсобственность на важнейшие средства производства. Это исключало какую бы тони было возможность конкурентной борьбы и анархии производства,обусловливало планомерную организацию военного хозяйства СССР. Военнуюэкономику Советского Союза характеризовали производственные отношениятоварищеского сотрудничества людей, свободных от эксплуатации. И в этомкроется экономическая причина политического и морального единствасоветского общества, единства фронта и тыла, массового социалистическогосоревнования рабочих и колхозников как могучей движущей силы экономическогоразвития. В годы Великой Отечественной войны все общественное производствоподчинялось великим освободительным целям, во имя которых с оружием в рукахборолся наш народ. Война потребовала от советских людей огромных жертв. Онапрервала характерный для условий мирного социалистического строительствапроцесс неуклонного повышения жизненного уровня трудящихся, резко снизилауже достигнутый уровень материального благосостояния. Главная закономерность советского военного хозяйства — планомерное ибыстрое развитие военного производства и обеспечивающих его сырьевыхотраслей тяжелой промышленности и машиностроения. Военная промышленностьбыла тем ядром, вокруг которого разрасталась военная экономика. Всоответствии с темпами роста и объемом производства военных отраслейпромышленности формировалась вся структура военного хозяйства. Такимобразом, пропорциональность военной экономики складывалась во имя инойцели, нежели пропорциональность мирной социалистической экономики, ипоэтому отличалась от нее. Многие пропорции военного хозяйства с точкизрения мирной экономики были диспропорциями, и длительная война усиливалаих. Все подчинялось требованиям максимального расширения военногопроизводства. Возможности удовлетворения личных и мирных общественныхпотребностей членов общества были очень ограничены. К числу характерных закономерностей военной экономики СССР относитсянепрерывный рост производительности труда рабочих военной промышленности. Советская социалистическая военная экономика не добилась быпревосходства над экономикой империалистической Германии без быстрого исистематического роста производительности труда в ее ведущих отраслях. Этоне было случайностью или простым следствием чрезвычайных государственныхмер. Рост производительности труда обусловливался особенностями общества,его экономическим строем. Благодаря преимуществам социализма Советскоегосударство в минувшую войну лучше, чем фашистская Германия, использовалодостижения науки и техники для расширения военного производства. То жеследует сказать о такой отличительной черте советского военного хозяйства,как снижение совокупных издержек производства во всех отраслях военнойиндустрии. Однако при быстром росте производительности труда и снижении издержекпроизводства в военной индустрии во многих других отраслях народногохозяйства положение с производительностью труда и себестоимостью продукциипо сравнению с довоенным временем ухудшилось. Техническая вооруженностьтруда в этих отраслях снизилась, снизилась и квалификация работников.Прежде всего это относится к сельскому хозяйству. Закон распределения по труду во время войны сталкивался с тенденциямиуравнительного распределения, вызванными ограниченностью ресурсов. В годы войны усилилась организующая роль Советского государства, однакопроявлялась она в специфических формах, свойственных особым условиямвоенного времени. Возросла централизация в системе государственногоуправления, получили большое применение внеэкономические методы организациипроизводства и распределения. Так, широко использовались внеэкономическиеспособы мобилизации трудовых ресурсов и организации труда (мобилизация натрудовой фронт, запрещение самовольного ухода с предприятий), привлечениесырьевых, продовольственных и финансовых ресурсов в форме обложениянаселения и предприятий налогами, организация распределения по карточкам.Благодаря господству социалистической собственности и высокойсознательности советских людей, самоотверженно поддерживавших эти меры,советская экономическая централизация была гораздо полнее и эффективнеецентрализации военной экономики капиталистических государств. В военных условиях социалистическое общество может удовлетворять лишьминимальные мирные потребности граждан и большую часть ресурсов используетв интересах победы над агрессором. Военное потребление сокращаетобщественное богатство и ресурсы воспроизводства. Народное хозяйстволишается колоссального количества работников, призываемых в армию, ввоенную промышленность, на строительство оборонительных сооружений и т. д.Основные и оборотные фонды, а также рабочие кадры перераспределяются впользу военной промышленности и связанных с ней отраслей. Такоеперераспределение оказывает решающее влияние на структуру народногохозяйства и тип воспроизводства. Отрасли, производящие вооружение,боеприпасы, военное снаряжение и необходимые для этого сырье иоборудование, занимают в народном хозяйстве господствующее положение. Всоставе первого подразделения общественного производства (производствосредств производства) резко увеличивается производство средств производствадля тяжелой промышленности. Уменьшается, а в некоторых случаях прекращаетсявовсе производство средств производства для легкой и пищевойпромышленности, сельского хозяйства, строительства культурно-бытовыхучреждений. Доля второго подразделения (производство предметов потребления)уменьшается, причем в наибольшей степени за счет отраслей, использующихтрудоемкие виды сельскохозяйственного сырья. В распределении национальногодохода снижается доля накопления и потребления и соответственно возрастаетдоля военных расходов. Абсолютная величина накопления по сравнению с мирнымпериодом падает. Социально-политические основы прочности социалистического государства Наряду с народным хозяйством СССР, составившим экономический фундаментнашей победы над сильным и опасным империалистическим агрессором,первостепенную роль в войне сыграло Советское социалистическое государствос разветвленной системой общественных организаций, то есть советскийполитический строй. Война есть продолжение политики средствами насилия. Политикапронизывает и определяет все содержание войны — ее цели, направление,источники сил. В годы войны внутри классов советского общества произошли существенныеперемены. Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Болеетрети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться,остались на временно занятой врагом территории. Среди нового пополнениярабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых напроизводстве значительно увеличился. Так, количество женщин возросло с 38процентов в 1940 г. до 55 процентов в 1945 г.[2] Молодые рабочие в возрастеот 16 до 25 лет в решающих отраслях промышленности составляли в среднемоколо половины занятых здесь рабочих[3]. В большинстве своем это были люди,не обладавшие производственным опытом, но имевшие неплохуюобщеобразовательную подготовку. На фабрики и заводы возвратились многиепенсионеры, в связи с чем удельный вес рабочих в возрасте свыше 50 леттакже возрос. О масштабах пополнения рабочего класса можно судить по тому,что с 1942 г. по июль 1945 г. в промышленность и строительство, на сезонныеработы и в систему трудовых резервов только Комитет по учету ираспределению рабочей силы направил около 12 млн. человек[4]. Изменилось и географическое размещение рабочих и служащих. В связи сэвакуацией промышленных предприятий 30—40 процентов кадровых рабочих,занятых на этих предприятиях, из европейской части СССР перебазировались заУрал и в районы Средней Азии. Это повысило роль рабочих среди местногонаселения. Происшедшие в рабочем классе перемены не снизили его трудовой иполитической активности. Коммунистическая партия провела огромную работу повоспитанию нового пополнения рабочих и служащих. Опорой партии в этомважном деле и костяком заводских коллективов были старые кадровые рабочие,имевшие хорошую революционную закалку, высокую квалификацию и большойжизненный опыт. Под их руководством вновь пришедшие на производство быстроовладевали специальностью и показывали образцы самоотверженного труда. Советские люди работали не считаясь со временем: они не уходили спредприятий сутками и даже неделями, отдавая все силы выполнению иперевыполнению производственных планов. В прифронтовых районах, в городах-героях рабочим приходилось трудиться под вражеским обстрелом; нередко онипринимали непосредственное участие в обороне родного завода или города. Своей преданностью делу коммунизма, патриотизмом и организованностью,стремлением во что бы то ни стало дать фронту необходимое вооружение нашславный рабочий класс служил примером для всех советских людей. Существенные изменения произошли и в колхозном крестьянстве.Большинство мужского населения деревни было мобилизовано в армию. Многиеколхозники ушли на фабрики и заводы. Общая численность трудоспособногокрестьянского населения в 1944 г. сократилась по сравнению с 1940 г. почтина 14 млн. человек. Особенно резко уменьшилось число трактористов,комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированных специалистов.Удельный вес мужчин в возрасте 18—54 лет снизился среди сельского населенияс 21 процента в 1939 г. до 8,3 процента в 1945 г. Основная тяжесть работылегла на женщин, подростков и стариков, составлявших четыре пятых всехработавших в колхозах и совхозах. Между тем труд в сельском хозяйстветребовал огромного физического напряжения, так как техническая еговооруженность в связи с войной стала намного слабее. Значительная часть советского крестьянства оказалась на захваченнойврагом территории. Уже к концу 1941 г. под оккупацией находиласьтерритория, на которой к началу войны проживало более 74 500 тыс.человек[5], главным образом колхозников и членов их семей. Таким образом,численный состав нашего крестьянства во время войны резко сократился, хотяпотом он постепенно увеличивался по мере освобождения оккупированныхрайонов. Но и в этих тяжелых условиях колхозники самоотверженно выполняли свойгражданский долг. Труженики села хорошо понимали, что не только штык, но иколос врага колет. С первых же дней войны среди колхозного крестьянстваразвернулось патриотическое движение за досрочную сдачу государствусельскохозяйственных продуктов и досрочное погашение подписки погосударственным займам, а с 1942 г. разгорелось Всесоюзное социалистическоесоревнование между колхозами, совхозами и МТС. В преодолении трудностей, связанных с войной, и выполнении колхозамипроизводственных планов огромную роль сыграла взаимная помощь рабочих икрестьян. Важное значение в связи с этим приобрело коренное улучшениеработы МТС, которые оставались главной технической базой сельскогохозяйства и решающим рычагом помощи города деревне. Выполнить эту задачубыли призваны политотделы машинно-тракторных станций и совхозов, введенныепартией как чрезвычайная мера в ноябре 1941 г. Посылая в деревню большойотряд коммунистов, партия преследовала также цель поднять там политическуюработу, укрепить дисциплину и порядок, подготовить механизаторские кадры. Политотделы много сделали для укрепления совхозов, МТС и колхозов.Машинно-тракторные станции, имея небольшой тракторный парк, обрабатывали —в переводе на пахоту — от одной трети (в 1942 г.) до половины (в 1945 г.)всех земельных угодий, обработанных в 1940 г. С улучшением работы МТСкрепли связи рабочего класса с колхозным крестьянством. Шефство над деревней — важная и действенная форма связи индустриальногогорода с деревней. Оно издавна стало традицией рабочего класса нашейстраны. Коллективы предприятий брали на себя добровольные обязательства пооказанию помощи колхозам. На заводах во внеурочное время ремонтироваласьсельскохозяйственная техника, изготовлялись запасные части, инвентарь. Дляремонта сельскохозяйственных машин в деревню направлялись бригады,состоявшие из инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Городскоенаселение строило животноводческие фермы, силосные башни, участвовало вполевых и других сельскохозяйственных работах. Колхозное крестьянство в свою очередь помогало городу. Это выразилосьне только в пополнении промышленных предприятий рабочей силой и ваккуратном выполнении государственных обязательств по сдаче продукции.Колхозники посылали рабочим продовольствие из своих личных запасов. Десяткитысяч обозов шли в город. Это патриотическое движение охватывало область заобластью и нашло отзвук среди крестьян оккупированных районов. Навсегдасохранится в памяти ленинградцев подвиг колхозников Ленинградской области,которые, находясь в тылу врага, сумели собрать и переправить жителямосажденного города Ленина 380 центнеров хлеба, 120 центнеров жиров и многодругих продуктов. В период освобождения Украины получило распространение шефство колхозовнад шахтами. Так, в 1944 г. 17 областей Украины приняли шефство над 23угольными трестами Донбасса. Колхозники снабжали шахтеров продовольствием,содействовали плановому обеспечению угольной промышленности рабочей силой. Пламенные патриоты социалистической Родины отдавали благородному делуее защиты не только свой труд, но и личные сбережения, проявляя огромнуюзаботу о Красной Армии. Единство действий всех слоев советского народа, объединениематериальных и людских ресурсов советских республик, централизованноеиспользование экономического потенциала страны — все это позволило нашейпартии и правительству сосредоточить основные усилия тыла и фронта нарешении главнейших задач. Повседневные и все более крепнущие связи фронта стылом наглядно свидетельствовали о том, что армия и народ социалистическогогосударства едины. Это повышало моральную стойкость воинов, укрепляло ихуверенность в победе над гитлеровской Германией, вливало в бойцов новуюэнергию для успешного преодоления трудностей как в обороне, так и внаступлении. Нерасторжимое единство Красной Армии и народа основывалось насоюзе рабочего класса и крестьянства, на классовой однородности нашегообщества, состоящего из трудящихся. Деятельность Советского государства и общественных организаций вусловиях войны Советское государство было призвано мобилизовать все силы народа наразгром врага, подчинить всю свою деятельность достижению победы надгитлеровской Германией. Опираясь на сознательность, инициативу иорганизованность трудящихся масс, наше государство проявило себя в войнекак наилучшая организационно-политическая форма защиты народа, вынужденноговзяться за оружие. Необходимость напряжения всех материальных и духовныхсил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить всефункции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков. Многогранность функций Советского государства сохранилась и во времявойны. Однако соотношение между ними существенно изменилось. Первостепенноезначение приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире посодержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства поорганизации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешноеосуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партиии усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организацийтрудящихся города и деревни. Выдвижение на передний план военной функции требовало в первую очередьсамой напряженной оперативной работы Коммунистической партии, Советскогогосударства и общественных организаций по созданию и развитию большого ихорошо слаженного военного хозяйства. Естественно поэтому, что военнаяфункция нашего государства очень тесно переплеталась с хозяйственно-организаторской его деятельностью, подчиняя работу всех органов иучреждений Советской власти интересам защиты социалистического Отечества. После нападения фашистской Германии на СССР участие всех слоевнаселения, всех наций и народностей нашей страны в делах государства, ипрежде всего в вооруженной защите Родины, стало еще более активным ирешающим. Снова подтвердилась мысль В. И. Ленина о том, что рабочий класс,осуществляющий руководство обществом, обладает чудесным средством быстроувеличивать мощь своего аппарата власти путем невиданно смелого вовлечениянародных масс в государственное управление. Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизнистраны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре,полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительнобольшие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такиеорганизационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть этитрудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим измененияотдельных сторон общественно-политической жизни, относились: созданиеГосударственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставлениевоенным властям особых полномочий в области обеспечения обороны страны,общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов вСоветы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципаколлегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярноепроведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственнойработе. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельностизаконодательных, исполнительных и судебных органов государства, а такжеограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установленособый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайнапереписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения. Все это вызывалось условиями чрезвычайной обстановки, особенно вместностях, объявленных на военном положении. Но частичные ограничениядемократизма не исключали необходимого функционирования законодательных,правительственных и судебных органов Советского государства. Высшим органом государственной власти в годы войны, как и в мирноевремя, являлся Верховный Совет СССР, который, осуществляя законодательнуюдеятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственныйбюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР,ратифицировал отдельные международные договоры. Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа быланедостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личностиСталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. Завремя войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессияхрассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства,военно-хозяйственные планы и государственный бюджет. Что касается Президиума Верховного Совета, то он издавал указы повопросам хозяйственной жизни, оборонного строительства и культурно-просветительной работы, давал толкование действующих законов и определялпорядок проведения их в жизнь, назначал и освобождал от должности народныхкомиссаров СССР, определял необходимую реорганизацию наркоматов и ведомств,учреждал военные ордена и медали и награждал ими за заслуги, устанавливалпочетные и воинские звания, ратифицировал международные договоры исоглашения, вводил в отдельных местностях военное положение и объявлял,когда это требовалось, общую и частичную мобилизацию. Верховный Совет СССР состоял из 1388 депутатов. В Верховных Советахсоюзных и автономных республик насчитывалось около 7 тыс. депутатов. Многиедепутаты Верховных Советов занимали руководящие государственные посты, акогда началась война, большинство из них ушли в действующую армию. В местностях, не объявленных на военном положении, особенно на востокестраны, сессии Верховных Советов республик и местных Советов созывалисьболее регулярно, здесь продолжали функционировать обычные административныеи хозяйственные органы. Однако новые задачи, вставшие перед нашимгосударством, потребовали значительных изменений в отдельных звеньях егоаппарата. Необходимо было перестроить работу государственных органов всвязи со свертыванием мирного хозяйственного и социально-культурногостроительства и сужением деятельности соответствующих наркоматов иведомств, упразднением одних из них и созданием других. При этом изменения в государственном аппарате, оформленные изакрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во-вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного входе войны. Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстроймобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны былобразован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужиластатья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Советаправо объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи снеобходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимнойобороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии иправительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полнотувласти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военноговремени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военныеорганизации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряженияГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересахвоенного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и ихуправлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка ибезопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты иуправления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства внашей стране. Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решенапри условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этойцелью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях иобластях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своихуполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизньрешений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов идолжностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военныхстроек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нуждывойны. За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановленийи распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни,государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстропроводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом иобщественными организациями. В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местныекомитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе,Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Они состояли изпредседателя (секретарь обкома или горкома партии), заместителя(председатель исполкома облсовета или горсовета), командующего округом(фронтом), члена Военного совета округа (фронта), представителя НКВД.Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местнымиСоветами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагаласьобязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этихчрезвычайных органов военного времени. Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и егоЦентральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность сСовнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНКимели право отменять или приостанавливать решения Совета по протестунаркоматов и по своему усмотрению. Взаимоотношения ГКО с верховным органом социалистического государства—Президиумом Верховного Совета СССР — ограничивались представлением ему, дляиздания соответствующих указов, отдельных важных решений законодательногохарактера. Отчеты ГКО в верховные органы партии и государства не поступали,а его права и полномочия не были четко определены. В деятельности Сталина,возглавлявшего Государственный Комитет Обороны, допускались серьезныеошибки. Так, в годы войны, вопреки Конституции и с превышением полномочий ГКО иПрезидиума Верховного Совета СССР, были лишены национальнойгосударственности калмыки, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши. Сталин, какпредседатель ГКО, необоснованно отменил социалистическое соревнование вармии, допустил массовые репрессии в отношении военнослужащих,возвращавшихся из вражеского плена. В августе 1941 г. ГКО чрезмерно расширил полномочия Народногокомиссариата внутренних дел в области охраны общественного порядка. Этимвоспользовалась банда Берия, которая, грубо нарушая социалистическуюзаконность, учинила массовые репрессии над невинными людьми. Известно,например, что в начале войны появился указ об ответственности зараспространение в военное время ложных слухов, сеющих тревогу и паникусреди населения. Однако к лицам, подпадавшим под действие этого указа,необоснованно применялся законе наказании за антисоветскую агитацию сконтрреволюционным умыслом. Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг.введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а такжеперсональных военизированных званий и погон для личного составажелезнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств. Эти и подобные им ошибочные решения, свидетельствующие о превышенииСталиным своих полномочий, были впоследствии по инициативе ЦК партииотменены. Отсутствие четкого разграничения между функциями ГКО и другихгосударственных органов вело к тому, что и Президиум Верховного Советасозывался на заседания весьма редко, а его указы обычно подписывались лишьнесколькими членами Президиума или согласовывались опросным порядком. Дажев последний период войны, когда боевые действия Красной Армии развернулисьна территории врага, верховные органы власти созывались нерегулярно. Всеэто затрудняло мобилизацию широких масс на выполнение государственныхрешений и мероприятий. Одновременно с чрезвычайными органами нашего государства в годы войныфункционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и ихисполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчиненазадачам ведения войны. Совет Народных Комиссаров СССР, являясь высшим исполнительным ираспорядительным органом государственной власти, во время войны объединял инаправлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции,занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, атакже сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок иохрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении,осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами,руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально-культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета,руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органовгосударственного управления союзных республик и местных Советов в тыловыхрайонах страны. В союзных и автономных республиках высшие органы государственной властии управления строились и функционировали аналогичным образом. В связи с необходимостью усиленного производства вооружения и созданияновой боевой техники перед войной и вначале ее были созданы новые органы поруководству военным хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения, танковойпромышленности, минометного вооружения и их управления на местах. Наряду сэтим была значительно изменена структура некоторых существовавшихнаркоматов и ведомств. Например, в рамках наркоматов путей сообщения,социального обеспечения, торговли, связи, здравоохранения и другихсоздавались военизированные управления и отделы для обслуживанияВооруженных Сил (Управление военно-дорожного строительства, Отделэвакогоспиталей, Главвоенторг и пр.). Во время войны государство увеличило число управлений и комитетов,организация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики изадачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главныеуправления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами,лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны,главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучениянаселения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а наместах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах.Функционировали также Государственный комитет по учету и распределениюрабочей силы и его местные органы. В результате деятельности всех этих органов, при активном участиитрудящихся и их общественных организаций, было налажено материальноеснабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большогоколичества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилосьтрудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятковмиллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства. В оккупированных районах Советского Союза гитлеровцы чинили массовыезлодеяния и грабежи. В связи с этим действовала созданная в ноябре 1942 г.Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованиюзлодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба,причиненного ими нашей стране. Коммунистическая партия и Советское правительство еще в ходе войныпроявили большую заботу о возвращении на родину советских граждан,насильственно угнанных фашистскими оккупантами в Германию и другие страны.Выражением этой заботы явилось создание органов репатриации. В октябре 1944г. при правительстве СССР было создано Центральное управление по деламрепатриации во главе с уполномоченным Совета Народных Комиссаров СССР.Группы представителей уполномоченного СНК СССР находились во всехевропейских странах (за исключением Испании и Португалии), в Египте, Иранеи США. Отделы репатриации были учреждены при СНК РСФСР, Украины,Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы и при всех действующихфронтах. При областных, уездных и районных исполкомах, территория которыхподвергалась вражеской оккупации, были также созданы отделы репатриации и249 приемно-распределительных пунктов. Заграничные группы и фронтовые отделы репатриации занималисьвыявлением, материальным и медико-санитарным обслуживанием, а такжеперевозкой репатриируемых. В обязанности республиканских отделоврепатриации и приемно-распределительных пунктов входило бытовое и трудовоеустройство советских граждан, вернувшихся в места своего прежнегожительства. Одновременно с работой по возвращению в СССР советских граждан нашеправительство в январе 1945 г. возложило на органы репатриации обязанностьсобирать и отправлять на родину освобожденных Красной Армией из фашистскойневоли граждан союзных и нейтральных государств. Для этого былиорганизованы сборные пункты и транзитные лагеря. О масштабах работы наших репатриирующих органов можно судить последующим данным. К 1 января 1953 г. на родину возвратились 5 457 856советских граждан. Все расходы, связанные с их репатриацией, Советскоеправительство приняло на себя. К тому же времени было репатриировано4059736 иностранных граждан, освобожденных Красной Армией, а такжевоеннопленных фашистской Германии, ее сателлитов и Японии. Затраты нашегогосударства на их репатриацию составили 2 328 456 200 рублей. В связи с войной перестраивалась работа местных Советов депутатовтрудящихся. Под руководством партии они организовывали массы на выполнениезадач, связанных с защитой страны. В краях, областях, округах, районах, городах и селах Советы насчитывалиболее 1 млн. депутатов, которые, работая среди населения, объединяли вокругсебя около 7 млн. активистов-общественников. Сотни тысяч депутатов инесколько миллионов человек из советского актива влились в действующуюармию. В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местныхСоветов в основном протекала в соответствии с конституционными нормами.Советы руководили подчиненными им органами управления, обеспечивали охрануобщественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководилиместным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местныйбюджет, содействовали усилению военной мощи государства. Исполнительными ираспорядительными органами Советов являлись исполкомы, которые вели всюгосударственную работу на местах, опираясь на поддержку десятков миллионовграждан. При местных Советах и их исполкомах имелись в соответствии сКонституцией отделы: здравоохранения, культуры, народного образования,социального обеспечения, сельского и коммунального хозяйства, финансовый,дорожного строительства, связи, местной промышленности и торговли. Все онидействовали в уменьшенном составе и были превращены в максимальнооперативные органы, приспособленные к работе в условиях военного времени. В период войны структура местных органов управления претерпеланекоторые изменения. Для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей вприфронтовой полосе и в освобожденных от врага районах при исполкомахСоветов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей.При краевых, областных и городских Советах имелись комиссии потрудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских ирайонных Советах создавались отделы по государственному обеспечению ибытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачейпособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовойзащитой, устройством детей в детские дома. В местностях, объявленных на военном положении, деятельность Советов вомногом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесномконтакте с военными властями. Советы развертывали огромную работу помобилизации людских и материальных ресурсов, а также финансовых средств.Они помогали военным органам формировать и обучать пополнения для фронта,строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжениемармию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщеевоенное обучение населения. Очень важным участком работы местных Советов являлось руководствосельским хозяйством. В условиях войны значительно повысилась роль сельскихСоветов в проведении сельскохозяйственных работ. В ряде восточных районов страны перед Советами встали новыеответственные задачи по руководству местным хозяйством и культурнымстроительством, так как районы с преобладанием сельского хозяйстваобогатились промышленностью, а промышленные районы расширили свое сельскоехозяйство. Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимыхКоммунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности соснабжением населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидоввойны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей,оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военнаямобилизация населения, проявлялась большая забота о семьях фронтовиков.Таким образом, все местные советские учреждения как в городе, так и вдеревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы. Деятельность государственных органов в местностях, не объявленных навоенном положении, также была перестроена. Она стала более четкой иоперативной, упростилось делопроизводство. Внимание государственных органовсосредоточилось на военно-хозяйственных задачах, в связи с чемисполнительно-распорядительные функции этих органов были расширены.Усилились централизация и единоначалие, особенно в военной промышленности,на транспорте, в учреждениях связи и оборонном строительстве. Одним из существенных моментов, характеризующих изменения в Советскомгосударстве в период войны, являлась отсрочка выборов в Советы и народныесуды. Это было вызвано условиями военного времени. Деятельностьгосударственных органов и общественных организаций сосредоточивалась, вгоды войны всецело на задачах защиты социалистического Отечества.Значительная часть советских граждан находилась на фронте либо была занятана оборонительных работах. К тому же из-за вражеской оккупации населениемногих районов нашей страны не могло принять участия в обычной политическойжизни государства. По этим и другим причинам отсрочка выборов в Верховный Совет СССР,Верховные Советы союзных и автономных республик, в местные Советы депутатовтрудящихся и народные суды была вполне понятной. Но поскольку деятельностьвысших и местных органов государственной власти должна была продолжаться ив военное время, срок полномочий этих органов регулярно продлевался. В обстановке войны, особенно в близких к фронту районах, следовалооперативно решать вопросы хозяйственного и оборонного строительства.Поэтому в системе государственного управления серьезно изменилосьсоотношение между принципами коллегиальности и единоначалия. В частности,были расширены права народных комиссаров СССР. Они получили возможностьсамостоятельно распределять материальные ресурсы между отдельнымипредприятиями и стройками. В связи с организацией местной противовоздушной обороны (МПВО)проводилась обязательная подготовка граждан к этому виду обороны,действовали особые отряды МПВО и противопожарной охраны. Более чем в 3 тыс.городов и рабочих поселков страны регламентировалось поведение граждан вслучае воздушной тревоги, а также при погрузочно-разгрузочных работах нажелезных дорогах и подъездных путях. Предусматривались обязанностинаселения и администрации во время воздушного нападения врага. Вприфронтовой полосе и в городах, объявленных на осадном положении,население организовывалось в группы самозащиты. В Ленинграде, например, вэти группы были включены все жители города от 14 до 60 лет. Они героическиборолись с пожарами и другими последствиями воздушных налетов противника. Для достижения победы в войне требовалось непрерывное пополнение нашейармии и флота многочисленными и хорошо обученными боевыми резервами. Чтобыподготовить такие резервы, Государственный Комитет Обороны принял решениеввести с 1 октября 1941 г. всеобщее обязательное военное обучение гражданСССР. Вслед за этим в составе Народного комиссариата обороны СССР былосоздано Управление Всевобуча. ЦК ВКП(б) предложил местным партийныморганизациям обеспечить быстрое развертывание органов Всевобуча, создатьдля них учебную и материально-техническую базу, выделить соответствующиекадры. Эта задача была решена в короткий срок. За годы войны органы Всевобуча провели семь очередей вневойсковойподготовки по 110-часовой программе. К обучению привлекались мужчины иженщины в возрасте от 16 до 50 лет. Общее число граждан, охваченныхВсевобучем, составляло 9 862 тыс. Человек. Это почти в полтора разапревышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки к началу1944 г. Таким образом, органы Всевобуча, работавшие во всех уголкахСоветской страны, внесли значительный вклад в завоевание победы над врагом. Большое значение во время войны приобрело строительство оборонительныхсооружений. Только за первые два года войны наши строительные организациисоздали более 50 тыс. километров укрепленных оборонительных рубежей. Приэтом общая длина траншей и ходов сообщения достигала 100 тыс. километров.Строители возвели до 1 500 тыс. фортификационных сооружений различногоназначения: дотов, дзотов и т. п. Было отрыто до 10 тыс. километровпротивотанковых рвов и эскарпов. Объем всех земляных работ пристроительстве оборонительных рубежей составил 223 млн. кубометров. Крометого, во время войны производились крупные инженерные работы по обеспечениюбазирования фронтовой авиации, а также истребительной авиации ПВО. Такой огромный объем оборонительных работ мог быть осуществлен лишь приусловии использования всех возможностей гражданских и военных строительныхорганизаций, четкого руководства ими со стороны партийных и государственныхорганов, благодаря самоотверженному, упорному труду советских людей,участвовавших вместе с регулярными частями Красной Армии в созданииоборонительных рубежей. В условиях войны оказалось необходимым перестроить органыздравоохранения и санитарной службы, расширить деятельность Народногокомиссариата здравоохранения и Главного военно-санитарного управленияКрасной Армии. Эти органы ввели в жизнь эффективную систему обслуживанияраненых воинов на фронте, обеспечили квалифицированное лечение раненых ибольных в тылу, провели немало различных оздоровительных мероприятий,позволивших нашей стране избежать массовых эпидемических заболеваний.Осуществлялась также широкая подготовка военно-медицинского персонала. В годы Великой Отечественной войны огромное значение приобрели вопросы,связанные с организацией и укреплением тыла страны. Создание мощноговоенного хозяйства в условиях переброски большого количества промышленныхпредприятий на восток, и размещение промышленности на новых местах не моглобыть достигнуто без высокоразвитой строительной индустрии. Существовавшая кначалу немецко-фашистского вторжения разветвленная сеть строительных имонтажных организаций позволила Советскому государству успешно решитьсложнейшие задачи по перестройке нашей экономики на военный лад. Вскоре после начала войны Наркомстрой издал инструктивные указания попромышленному строительству. Разработанные на их основе новые техническиерешения промышленных зданий позволили значительно сократить сроки истоимость строительства, уменьшить трудоемкость работ и расход такихдефицитных материалов, как металл, цемент, стекло, мягкая кровля и другие.Расход металла, например, снизился в 4 раза, стекла — в 2 раза, цемента — в1,2 раза. В указаниях Наркомстроя пересматривались многие техническиенормативы, действовавшие ранее, а опыт их реализации вошел в арсеналсоветской строительной техники послевоенных лет. Требовалось также создать мобильные строительные подразделения своенной дисциплиной, которые полностью отвечали бы условиям военноговремени. Такими подразделениями стали особые строительно-монтажные части(ОСМЧ), созданные по решению ГКО от 8 июля 1941 г. на базе строительныхтрестов Наркомстроя. На эти части возлагалось выполнение срочных заданийправительства по сооружению предприятий оборонной промышленности,восстановление пострадавших объектов, а также возведение оборонительныхсооружений. На положение ОСМЧ было переведено свыше 70 строительных имонтажных трестов Наркомстроя. Народному комиссару по строительствупредоставлялось право перебрасывать эти особые части с одних строек надругие, переводить в случае необходимости их личный состав на казарменноеположение, обеспечивая рабочих бесплатным питанием. Создание ОСМЧ, которые являлись в известной мере военизированнымиорганизациями, полностью себя оправдало, так как давало возможность путемих переброски концентрировать производственные мощности строительных имонтажных организаций в тех местах, где это диктовалось интересами страны.При этом за ОСМЧ закреплялись постоянные инженерно-технические кадры иквалифицированные рабочие. Быстрая концентрация сил и средств на решающихучастках позволяла возводить оборонные объекты первостепенного значения вкратчайшие сроки. Строительство, как правило, велось при непременной концентрациитрудовых и материальных ресурсов на важнейших объектах каждой стройки.Работы осуществлялись последовательно, благодаря чему предприятие вводилосьв строй очередями, задолго до завершения всех его зданий и сооружений.Нередко бывало так: строители еще не успели закончить кладку стен иустройство перекрытий, а уж цех начинал выдавать продукцию. Огромное внимание уделяло Советское государство вопросам организациитруда. Как и в мирные годы, в дни войны социалистическая организация трудаобеспечивалась сознательной дисциплиной подавляющего большинстватрудящихся. По сравнению с предвоенным временем количество рабочих в годывойны значительно уменьшилось. Поэтому необходимо было привлечь к трудуграждан старших возрастов, домашних хозяек, подростков и инвалидов, имевшихчастичную трудоспособность. Перед государством встала задачатрудоустройства этих категорий населения. Их участие в общественно-производительном труде за годы войны примерно удвоилось. Соответствующаяподготовка и переквалификация этих людей осуществлялась через системукурсов и школ, которые давали возможность в короткий срок приобрести ту илииную специальность. Пенсионеры продолжали получать пенсию независимо отзаработка. Это поощряло их возвращение на работу. Они имели право поступатьна работу или переходить на другое предприятие в соответствии с состояниемсвоего здоровья и наклонностями. Инвалидам труда и войны, работавшим напроизводстве, предоставлялся отпуск либо выдавалась денежная компенсация заотпуск по нормам трудового законодательства мирного времени. Гибкая системагосударственных мер позволила в годы войны вовлечь в производительный трудподавляющее большинство людей, которые ранее не были систематически занятыв общественном производстве. В период войны для всех отраслей народного хозяйства была организованамассовая подготовка новых квалифицированных рабочих. Она велась времесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводскогообучения, непосредственно на предприятиях и созданных при них различныхкурсах, в школах механизации сельского хозяйства. В среднем за год втечение войны подготавливалось таким образом около 3 млн. рабочих. Обстановка военного времени заставила государство прибегнуть также ксистеме трудовой повинности. Если в мирное время эту повинность разрешалосьприменять только в случае борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, тов годы войны она использовалась для проведения оборонных работ, заготовоктоплива, охраны путей сообщения, сооружений и средств связи. Соответственнобыл расширен и круг лиц, привлекаемых к трудовой повинности. В связи с тем что в период войны в сельском хозяйстве ощущался большойнедостаток рабочей силы, местные органы государственной власти получилиправо в дни напряженных сельскохозяйственных работ привлекать к ним всетрудоспособное население городов, а также лиц, проживающих в сельскойместности, но не занятых в колхозном и совхозном производстве. Этопозволило частично компенсировать убыль миллионов трудоспособныхколхозников, призванных в действующую армию. Немалую роль в повышении сознательности, организованности и активностинародных масс в борьбе с врагом сыграла культурно-воспитательнаядеятельность государственных органов. Важнейшие мероприятия нашегогосударства, осуществлявшиеся до войны в области социально-культурногостроительства и воспитания советских граждан, сохраняли свое значение и ввоенное время. Вместе с тем необходимо было организовать работу культурно-просветительных учреждений страны с учетом трудностей военного времени.Так, были созданы вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи,дававшие необходимое образование подросткам без отрыва от производства.Война потребовала изменить количественное соотношение между обучающимися вобщеобразовательных школах и в школах фабрично-заводского обучения,ремесленных училищах. Набор молодежи в училища и школы трудовых резервов ввоенное время во много раз превышал довоенный уровень. Большое внимание уделяло Советское государство научным учреждениям иподготовке научно-технических кадров. Увеличился выпуск специалистов вобласти технических, прикладных наук и особенно в тех отраслях знаний,которые имели непосредственное военное значение. Широко были развернутывоенно-технические исследования, способствующие всемерному усилению боевоймощи войск. Права и интересы деятелей науки и техники, культуры и искусстваоставались в период войны не-прикосновенными. Для этой категории лицсохранялись все основные льготы и пре-имущества мирного времени. В годы воины значительно повысилась роль Советского государства вохране социалистической собственности и общественного порядка. Особоевнимание уделялось строжайшей охране военного имущества и объектов военногохозяйства, продовольственных и промышленных товаров, предназначенных дляснабжения тыла и фронта. Была перестроена работа органов суда и прокуратуры. Правосудие вусловиях войны осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судамисоюзных и автономных республик, краевыми и областными судами, народнымисудами, а в армии и на флоте — военными трибуналами. Всей своей деятельностью судебные органы воспитывали граждан СССР вдухе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонноговыполнения законов Советского государства, и прежде всего законов военноговремени, бережного отношения к социалистической собственности,добросовестного и честного отношения к государственному, общественному ивоинскому долгу, уважения правил социалистического общежития. В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялось наначалах единого и равного для всех граждан суда, независимо от ихсоциального, имущественного и служебного положения, национальности ирасовой принадлежности. Применялось единое и обязательное для всех судебныхорганов законодательство СССР, в том числе и законы военного времени. Решения судебных органов могли быть обжалованы осужденными, ихзащитниками и другими заинтересованными лицами и опротестованы органамипрокурорского надзора в вышестоящих судебных инстанциях. Верховный суд и Прокуратура СССР осуществляли в условиях войны высшийконтроль за соблюдением законности и правопорядка и в случае необходимостимогли истребовать любое деле из любого суда и обеспечить его пересмотр вустановленном законом порядке. В суровых условиях Великой Отечественной войны Советское государствотребовало от граждан беспрекословного выполнения правовых норм ираспоряжений своих органов, повсеместного соблюдения порядка, крепкойдисциплины и высокой организованности как одного из важных условийдостижения победы. Лица, отступавшие от правовых требований, наказывалисьпо всей строгости законов военного времени. Основная задача судебных и прокурорских органов состояла в том, чтобыобеспечить интересы социалистического государства в целях победы надврагом. В соответствии с этим в начале войны Президиум Верховного СоветаСССР утвердил положение о военных трибуналах в местностях, объявленных навоенном положении, и в районах боевых действий. Согласно этому положениюизменялся порядок комплектования военно-судебных органов, а также порядокрассмотрения судебных дел и опротестования приговоров. Военные трибуналы как специальные суды создавались при фронтах, армиях,корпусах, дивизиях и других соединениях и при военизированных учреждениях.В местностях, находившихся на военном положении, они рассматривали дела опреступлениях, направленных против обороны, общественного порядка игосударственной безопасности, в том числе дела на лиц, работавших в военнойпромышленности, на транспорте, на строительстве оборонительных сооружений ив организациях, непосредственно связанных с военным ведомством. Порядок прохождения дел в военных трибуналах допускал сокращенные срокисудебного следствия, рассмотрение дел в составе постоянных судей безнародных заседателей. Приговоры трибуналов вступали в силу с момента ихобъявления и кассационному обжалованию не подлежали: они немедленноприводились в исполнение. Военные советы фронтов и армий, а такжекомандующие фронтами и армиями пользовались правом приостановитьосуществление приговора, содержащего высшую меру наказания — расстрел. Многие гражданские судебные органы в местностях, объявленных на военномположении, и в прифронтовой полосе, а также судебные органыжелезнодорожного и водного транспорта были военизированы. Дела о крупных хищениях народного имущества и нарушениях общественногопорядка подлежали ведению специальных судебных органов, рассматривались ирешались военными трибуналами. Повышенным наказаниям подвергались те, ктобыл уличен в порче и разбазаривании продовольственных продуктов, в хищении,нерациональном использовании или утере военного имущества. В целом случаихищения государственного и личного имущества в период Отечественной войныквалифицировались как особо опасные действия, совершенные в чрезвычайнойвоенной обстановке. Виновные подвергались серьезным наказаниям по законамвоенного времени. Это полностью отвечало интересам народа и государства. Лица, которые покушались на общественный порядок, государственнуюбезопасность и законные интересы трудящихся, наказывались особенно строго.Как административные, так и судебные меры по всем таким делам применялисьпреимущественно военными властями и органами военной юстиции.Общегражданская судебная и административная власть государства осуществляласвои полномочия по этим вопросам лишь в местностях, не объявленных навоенном положении, да и то с исключением из ее ведения сферы военногохозяйства.«Вызванные войной изменения во внутренней и внешней политике СССРобусловили широкое введение в действие законов военного времени ичрезвычайных правовых актов. Своеобразие сложившейся обстановки состояло втом, что эти законы и акты существовали наряду с основными законами мирного периода. Вот почему в годы войны проводилось перераспределениекомпетенции между государственными органами, видоизменялись методы и формыборьбы за законность и правопорядок в тылу и на фронте. В случаенесогласованности некоторых законов мирного и военного временипредпочтение, разумеется, отдавалось последним. Правовые акты, издаваемыеорганами власти в местностях, объявленных на военном положении, должны былинаходиться в соответствии с правилами, установленными военнымивластями»[6]. В отличие от империалистических войн Великая Отечественная войнаСоветского Союза велась во имя жизненных интересов трудящихся. Наши законывоенного времени способствовали созданию наиболее благоприятных условий дляразгрома фашистских захватчиков. Они обеспечивали единство действий армии инарода, слияние фронта и тыла в единый боевой лагерь. Проведение этихзаконов в жизнь повышало у советских людей чувство долга, политическую итрудовую активность, ответственность за выполнение возложенных на нихобязанностей. Конституционные основы Советского государства и права во времяОтечественной войны были сохранены. Конституция СССР оставалась напротяжении всей войны политико-юридической базой текущего законодательстваи государственной практики. Действие основных принципов и норм советскогоправа в период войны предопределялось природой социалистического строя,справедливым характером самой войны, борьбой за честь и независимостьсоциалистической Родины, за свободу народов. Что касается фашистских стран, которые с начала и до к




Похожие:

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconПлан мероприятий, посвященных 66-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. № п/п Мероприятия Сроки проведения
На фронтах ВОВ – 1941 г. Фотогазета в фонде нб (виртуальная выставка на сайте нб)
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconПредварительные итоги XV спартакиады спбгасу 2010 г посвященной 65-летию победы в ВОВ 1941-1945 гг

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconДокументи
1. /НАШИ ЗЕМЛЯКИ ВЕТЕРАНЫ ВОВ 1941-1945.pdf
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconРуководитель филиала
Этапы развития статистики внешней торговли: довоенный период (1918-1940гг.), военный период (1941-1945 гг.)
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconКонкурс экскурсоводов школьных музеев по выставке
Восточно-Прусская наступательная операция советских войск крупная стратегическая операция в завершающий период Великой Отечественной...
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconСоветское государство и право 1941-45

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconВ связи с подготовкой и празднованием 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 − 1945 годов
Разработать и осущест-вить мероприятия по подготовке и празднованию 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 − 1945...
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г icon-
Правда, эпоха "до революции" большей частью отошла в область былинных преданий а-ля "Сибирский цирюльник". Туда же уходит и "младокоммунистический"...
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconПоложение о студенческой олимпиаде по культурологии в Липецком государственном техническом университете, посвященной 65-летию Победы над гитлеровской Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг и в послевоенные годы. Кроме того, олимпиада призвана способствовать активизации...
Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г г iconУказ президента україни №1152/2008 Про відзначення 65-ї річниці Перемоги у Великій Вітчизняній війні 1941 – 1945 років
З метою належної підготовки та відзначення у 2010 році 65-ї річниці Перемоги у Великій Вітчизняній війні 1941 1945 років, вшанування...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы